Сообщение пределы действия законов

Размещено на http://www.allbest.ru/

17

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Подзаконные акты — это нормативные акты, изданные на основе и во исполнение законов, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты издаются органами исполнительной власти, и направлены на реализацию закона, конкретизируют порядок его действия.

Нормативно-правовые акты, как властное предписание, имеющее общеобязательное значение, имеют пределы своего действия, определяемое пространством, кругом лиц и временем.

В данной работе мы рассмотрим пределы действия закона.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложения.

1. Закон. Законы России

Закон, как уже отмечалось, — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важный общественные отношения и содержащий первичные правовые нормы.

Из определения закона вытекают ряд признаков, характеризующих закон как вид нормативно-правового акта:

во-первых, закон — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; закон — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон — источник права;

во-вторых, закон — акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны — в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему, в принципе, «все под силу», он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

в-четвертых, закон — нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается»: поэтому закон в своем действии (например, в случае неисполнения) «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона.

В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

Международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией. (Ни одно из принимаемых соглашений не должно противоречить Конституции РФ). Вопрос о месте международных соглашений является спорным и дискуссионным, скорее их стоит рассматривать как источник права.

Конституция (Основной закон). Все принимаемые в России законы должны соответствовать конституции. Кроме того, они не должны противоречить международным законам, поскольку в конституции утверждается примат международного права (в части, ратифицированной Россией) над российскими законами.

Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ. В соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 №33?ФЗ поправки к главам 3?8 Конституции РФ принимаются отдельными федеральными законами.

Федеральные конституционные законы. Принимаются в развитие Конституции и касаются вопросов гражданства и государственного устройства.

Федеральные Законы (до 1991 — законы РСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ). Принимаются по всем остальным вопросам.

Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

К законодательству субъектов РФ относятся:

основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ;

законы субъектов Российской Федерации.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права: любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей.

Обеспечение действия законов, т.е. защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства. Конституция РФ, ст. 2, ст. 18

Как верно отметил С.С. Алексеев, «от того, когда вступает в действие нормативный акт, на какую территорию он распространяется… в определенной степени зависит эффективность юридических норм, достижение целей правового регулирования…». Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования / С.С.Алексеев. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. — С.120.

Отметим также, что Законы строятся на основе презумпций, выработанных человечеством в течение последних тысячелетий. Все государственные законы должны быть записаны и опубликованы. Этим закон отличается от подзаконного акта, приказа, инструкции, судебной практики и всех остальных норм поведения, сложившихся в обществе.

В случае, когда в деятельности правоохранительных органов (судебных и исполнительных) превалирует закон, общество называется правовым.

2. Пределы действия закона

Закон (как и все иные нормативно-правовые акты) имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по лицам.

Установление этих пределов — границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения со держащихся в данных актах общеобязательных норм.

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается — с момента утраты им юридической силы. В одних случаях вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу связывается с датой его принятия или утверждения. В других случаях вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

2.1 Действие закона во времени

Действие закона (иных нормативно-правовых актов) во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу может быть осуществлено одним из следующих способов:

через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление Закона в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т.д.)

по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания») времени после официального опубликования.

Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы — способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юридической силы. Например: принятие акта большей юридической силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

Действие закона (иных нормативных актов) во времени — наиболее сложные вопросы. Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. И прав был Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия закона во времени когда писал, что закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует его применять, чрезвычайно важен в практическом отношении. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие / В.Н.Хропанюк; под ред. А.Е.Стрекозова. -М.: Омега-Л, 2008. — С.263-265.

Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве.

Согласно статьи 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 08.05.2010). (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частноправовым отношениям; согласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров);

б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;

в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый — немедленное действие.

Обратная сила закона — исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же статье 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

Переживание закона — редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы.

Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон — его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось).

Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом. С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона. Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса, в том числе отдельные случай обратной силы и «переживания» его отдельных положений.

Таким образом, решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют:

а) официальное опубликование закона;

б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование — не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Срок. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами.

Общий порядок — закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования. В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая ГК РФ в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом «О введении в действие…» вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г. — дня опубликования Кодекса в «Российской газете»).

Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, — в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, — в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т.е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательством, подлежат официальному опубликованию.

Опубликование должно быть осуществлено в течение десяти дней после их регистрации. Указанные ведомственные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не вступают в действие.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);

2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

2.2 Действие закона в пространстве

закон юридический действие акт

Пределы действия закона (иных нормативно-правовых актов) в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания.

Закон (иной нормативно-правовой акт) может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом.

Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Российской Федерации).

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции, определяется и непосредственное действие на территории страны, международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (статья 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит статья 76 Конституции РФ, «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов — на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Пример предела действия уголовного закона в пространстве представлен в Приложении 2.

2.3 Действие закона по лицам

Закон (иные нормативно-правовые акты) могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них и специальные (касаются конкретного круга лиц, а также общества).

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

«Все лица» — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

Заключение

Завершая работу, кратко отметим следующее.

Нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации:

Основной Закон, или Конституция;

Федеральные конституционные законы;

Федеральные законы.

В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и республиканские:

первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации;

вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.

Действие закона — это распространенность закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие закона (иных нормативно-правовых актов) во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Этот момент может быть специально указан в законе.

Если такого указания нет, то срок его вступления в силу определяется действующим законодательством.

Прекращается действие закона с момента его официальной отмены либо по истечении срока, на который он был рассчитан, или в силу фактической замены его другим, изданным позже законом.

Пределы действия закона (иных нормативно-правовых актов) в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Закон может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Законы могут иметь:

общий характер-то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них;

и специальный — касаются конкретного круга лиц, а также общества.

Список используемой литературы

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Ч. 2. от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 08.05.2010).

4. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов / С.С. Алексеев. — М.: Норма, 2005. — 496 с.

6. Кашанина Т.В. Основы российского права: Учебник / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. — М.: НОРМА-ИНФРА-М:, 2003. — 800 с.

7. Кашанина Т.В. Право (10-11) / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. — Вита-Пресс, 2009. — 352 с.

8. Поляков А.В. Общая теория права: Учебник / А.В. Поляков Е.В. Тимошина. — СПб.: Издательство: ИД СПбГУ, 2005. — 472 с.

Размещено на Allbest.ru

Оглавление 2

Введение 3

1. Правовые ограничения 5

1.1 Понятие правового ограничения и признаки. 5

1.2 Признаки правовых ограничений. 6

1.3 Классификация правовых ограничений. 7

Заключение 10

Список литературы 11

Введение

Изучение данной темы, как и изучение других вопросов, касающихся правового регулирования общественных отношений, приобрело практический смысл совсем недавно, а именно, с тех пор, как политический режим в нашей стране стал определять себя как правовой: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство» – так гласит Конституция. Вместе с тем, постоянно меняющиеся политические условия, связанные с движением нашей страны по пути «суверенной демократии», а также, ряд внешнеполитических факторов, заставляют сомневаться в востребованности как правовых методов социального регулирования, так и теоретических изысканий, связанных с ними, в будущем.

В повседневной жизни ограничения очень важны, поскольку без них, как ни странно, невозможно обрести и тем более познать свободу, ведь давно известно, что личная свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Но следует отметить, что современная отечественная юридическая наука не уделяет нашей теме того внимания, которого она заслуживает.

Так же следует отметить, что наличие и правовых ограничений, естественно, признаётся в позитивном праве, например, статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо».

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования ограничений в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их понятие и классификацию.

Для достижения этой цели следует поставить следующие задачи:

  1. Необходимо дать понятие правовых ограничений;

  2. Определить признаки правовых ограничений;

  3. Рассмотреть виды правовых ограничений.

1. Правовые ограничения

1.1 Понятие правового ограничения и признаки.

Толковый словарь русского языка определяет «ограничение» как «стеснение, ограничивающее права, возможности»

Правовое ограничение, включает в себя как сдерживание, так и определенные стимулирующие моменты. В частности, уголовно-правовой запрет, угрожая наказанием за одни действия (преступные), тем самым побуждает к другим, стимулирует положительные поступки.

Приведём определение А.В.Малько: «Правовое ограничение – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите»

Свойства правовых ограничений также раскрываются при их рассмотрении в сочетании с категорией правовых дозволений: «Правовые дозволения и запреты призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на данном этапе его развития равную для всех меру свободы» Речь здесь идёт о формировании правового режима на базе принципа «всё, что не запрещено, то разрешено», то есть, сначала разрешается (теоретически) всё, после чего устанавливается система правовых ограничений, которая и формирует рамки допустимого поведения.

Следует отметить, что правовые и ограничения не существуют без правовых стимулов, но это не мешает каждой из этих категорий играть свою роль в социальном регулировании. Хотя одно не может обходиться без другого, никто не сможет оспорить утверждение, что в каждый период, в каждый момент истории законодатель может выбирать из этих двух инструментов тот, который ему кажется наиболее предпочтительным.

1.2 Признаки правовых ограничений.

К.К.Гасанов и А.В.Стремоухов в статье, которая называется «Абсолютные права человека и ограничение прав» выделяют четыре существенных признака, которые характеризуют правовые ограничения:

  1. Неблагоприятные условия (угроза или лишение определённых ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов, направленных на их сдерживание и одновременно на удовлетворение общественных интересов в охране и защите;

  2. Негативный характер, т.е. использование преимущественно принудительных, силовых средств;

  3. Уменьшение объёма возможностей, свободы, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, мер защиты, наказаний и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъекта до определённого, «предельного» состояния;

  4. Направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы.

Малько пишет: «Сущности правовых ограничений проявляются наиболее полно в наказаниях».

Наказания имеют следующие признаки:

  1. Они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

  2. Для них установлены определенные процедуры применения — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

  3. Они обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

  4. Они выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т. п.);

  5. Они связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание;

  6. Для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица — выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию

1.3 Классификация правовых ограничений.

В зависимости от отраслевой принадлежности, правовые ограничения могут быть конституционными, административными, уголовными и т.п.; в зависимости от объёма, они делятся на полные (ограничение дееспособности несовершеннолетних), и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет), в зависимости от времени действия – на временные и постоянные, в зависимости от содержания – на морально-правовые и материально-правовые, а в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция).

Таким образом, в рамках теории государства и права выделяют следующие виды правовых ограничений:

  1. В зависимости от того, в каком структурном элементе нормы права содержится смысл правового ограничения:

  1. юридический факт-ограничение — содержится в гипотезе правовой нормы. Так, в роли фактов-ограничений выступают определенные сдерживающие обстоятельства, которые предостерегают лицо от совершения противозаконного деяния. В частности, в соответствие с Конституцией, отсутствие гражданства Российской Федерации является препятствием для занятия поста Президента;

  2. юридическая обязанность, запрет, приостановление и др. — содержатся в диспозиции правовой нормы. Юридическая обязанность — это такое правовое ограничение, которое сдерживает обязанное лицо от удовлетворения собственных интересов и заставляет его действовать в интересах управомоченного лица. Запрет — это тоже обязанность лица, только пассивная, которая заключается в воздержании от совершения запрещенных законом действий. Приостановление — это временный и конкретный запрет на осуществление лицом своих функциональных обязанностей либо профессиональной деятельности;

  3. наказание — содержится в санкции правовой нормы. Вообще, правое наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения лица, в результате которого данное лицо в чем-либо обязательно ограничивается, чего-либо лишается.

  1. В зависимости от отраслевой принадлежности:

  1. конституционные;

  2. гражданские;

  3. экологические;

  4. трудовые и др.

  1. В зависимости от объема:

  1. основные правовые ограничения — это юридическая обязанность,

  2. частичные правовые ограничения — это запрет,

  3. дополнительные правовые стимулы — это приостановление.

  1. В зависимости от времени действия:

  1. постоянные (лишение права занимать руководящие должности);

  2. временные (приостановление действий лицензии) правовые ограничения.

  1. В зависимости от содержания:

  1. материально-правовые (например, лишение премии) ограничения;

  2. морально-правовые (например, выговор) ограничения.

В данной работе было рассмотрено понятие правовых ограничений – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контр-субъекта и общественных интересов в охране и защите.

Так же было выделено четыре признака правовых ограничений, а именно:

  1. неблагоприятные условия;

  2. негативный характер;

  3. уменьшение объёма возможностей, свободы;

  4. направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы.

Далее была рассмотрена классификация правовых ограничений.

Выделяют несколько видов классификации правовых ограничений:

1. В зависимости от того, в каком структурном элементе нормы права содержится смысл правового ограничения:

2. В зависимости от отраслевой принадлежности.

3. В зависимости от объема:

4. В зависимости от времени действия.

5. В зависимости от содержания.

Таким образом в данной работе были выполнены все задачи поставленные вначале.

Список литературы