Социальные сферы общества

Основные сферы общественной жизни

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Рис. 1. Сферы общественной жизни

Социальная сфера

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 2).

Рис. 2. Анкета

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  • производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
  • производственные отношения — производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • политические коммуникации — отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное освоение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности — познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

Социальный институт — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

УДК 371

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А. В. Волохов, И. И. Фришман

Волохов Алексей Васильевич — доктор педагогических наук, профессор;

Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО — ФДО);

8, ул. Погодинская, г. Москва, 119121, Россия;

E-mail: vav1952@rambler.ru

Фришман Ирина Игоревна — доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора, ведущий научный сотрудник; Институт психолого-педагогических проблем детства РАО;

8, ул. Погодинская, г. Москва, 119121, Россия;

E-mail: spo-frishman@yandex.ru

Представлены современные методологические подходы к разработке проблем развития общественной активности подрастающего поколения. Изложены результаты обобщенного анализа научных исследований последнего десятилетия, связанных с тенденциями развития детского движения, процесса его модернизации и реализации принципа участия детей в решении проблем, затрагивающих их интересы. Выделены приоритетные направления в разработке проблем развития общественной активности подрастающего поколения: изучение отношения системы образования к детскому движению, общественным установкам учащихся; приоритетов ценностных установок подрастающего поколения, затруднений передачи норм, традиций общественной практики; механизмы взаимодействия социальных институтов воспитания в целях реализации Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Ключевые слова: общественная деятельность, детское движение, участие детей в решении задач «национальной стратегии действий в интересах детей… «

Введение

К числу приоритетных тем для изучения акмеологией образования могут быть отнесены направления научных исследований, раскрывающие особенности выбора подрастающим поколением видов и форм общественной деятельности. Общественную деятельность человека можно рассматривать как интегративную характеристику сложившихся ценностных оснований личности, способность человека производить общественно значимые преобразования, преследующие гуманистические цели в материальной, духовной и социальной средах. В то же время общественная деятельность человека представляет собой способность преобразовать себя и окружающий мир в соответствии с системой жизненных установок. Человек обретает эту способность под влиянием

множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных.

Характеристика «общественная деятельность» проявляется в волевых актах, общении, социально значимых поступках растущей личности, именно поэтому в основе деятельности детских общественных объединений лежит вариативно-программный подход, утвердившийся в практике общественных объединений нового века .

Современные детские общественные объединения, история которых насчитывает более 20 лет развития, востребованы государством и обществом как самостоятельный социальный ин-статут. Это связано с тем, что они реализуют специфические социально-педагогические функции, решают задачи включения детей и подростков в реальные общественные отношения.

На основе анализа текста кандидатских и докторских диссертаций, представленных к защите за последнее десятилетие, можно выделить характерные черты общественной деятельности подрастающего поколения, среди них:

целенаправленное взаимодействие детей и подростков с окружающей социальной средой и социальной действительностью;

гарантия соблюдения прав участников детского общественного объединения;

добровольность участия и вариативность выбора форм проявления общественной активности, развитость самодеятельных начал в управлении общественной деятельностью детьми и взрослыми;

гуманистический стиль отношений представителей разных поколений — участников общественной деятельности;

организация общественно-полезной деятельности, определение ее направления, содержания и принципов, исходя из идей заботы, дружбы, милосердия, доброты, справедливости.

Общественная деятельность детей и подростков направлена на предоставление юным гражданам возможностей для проявления своего лидерского и творческого потенциалов, развитие мотивации к оказанию добровольной помощи старшим и младшим, удовлетворение интересов и потребностей в самореализации . Изучение вопросов формирования целевых установок детей, связанных с общественной деятельностью, позволяет утверждать, что воспитание общественных качеств личности может быть эффективным только в том случае, если затрагивает мотивационную, эмоциональную сферы человека. Именно поэтому для детских общественных объединений характерны развитая система традиций, символики, правил и норм жизни, игровая и песенная культура. Среди приоритетных педагогических средств организации общественной жизни детей были и остаются диалог, проектная деятельность, конкурсно-игровые программы: именно они способствуют развитию преемственности

© Волохов А. В., Фришман И. И., 2013

в наследовании традиций общественной жизни представителей разных поколений.

2012 год объединил множество юбилейных событий: важной, с позиции научного исследования приоритетов общественного выбора поколения нового века, стало празднование 90-летия создания пионерской организации. Юбилей не был замечен на государственном уровне, тем не менее в субъектах Российской Федерации на постсоветском пространстве он коснулся каждой семьи. Это обозначило факт сложившегося противоречия между ожидаемой государством активностью детей и подростков в решении социально значимых проблем и отсутствием в государственном масштабе устойчивого нормативно-правового поля общественной деятельности детей.

Изучение психолого-педагогической литературы, результатов современных исследований общественной активности детей позволяет утверждать, что международное детское движение имеет славную и более чем вековую историю. Во все времена у взрослого сообщества было противоречивое отношение к участию детей в общественной деятельности, обусловленное сложившимися представлениями о детстве в целом .

Стремление к объединению — естественная потребность детского возраста. В 2012 г. в ходе празднования 90-летия создания пионерской организации Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО — ФДО) инициировал проведение международной научно-практической конференции «Партнерство во имя ребенка». Итогом конференции стала разработка подходов к участию детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Более чем 20-летний опыт деятельности СПО -ФДО на постсоветском пространстве позволил рассмотреть на конференции и предложить лидерам детских общественных объединений путь поддержки социальной инициативы и самоорганизации детского сообщества.

Исходя из международных документов (Женевской декларации прав ребенка, 1924 г., Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ОоН, 1959 г., Конвенции ООН о правах ребенка, 1989 г.) за ребенком признается право на свободу ассоциаций, объединений и мирных собраний. Ребенок имеет: право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию, идеи любого рода, право на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь, неприкосновенность жилища, на защиту чести и достоинства, право на отдых, досуг, участие в социокультурной жизни своих стран. У ребенка есть право на защиту от экономической эксплуатации, от выполнения им любой работы, которая наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детское движение рассматривается в трудах современных исследователей, экспертов как совместная деятельность детей (в возрасте до 18 лет) и взрослых, направленная на участие детей в принятии общественно значимых решений. Детское движение в силу возрастных особенностей его участников функционирует при поддержке государства и общества, содействии законодательной и исполнительной ветвей власти. Оно отражает стремление детей включиться в решение проблем ближайшего социального окружения, принять участие в социальных преобразованиях, отстоять свои права на эту деятельность и реализацию интересов к различным видам социальной активности.

Взаимодействие различных институтов воспитания в интересах растущей личности отражается в реализации основных положений Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. № 761. Участие детей в «Национальной стратегии.» можно рассматривать как особую форму их инициативной, самостоятельной общественной деятельности, направленной на решение актуальных проблем ближайшего социального окружения.

Существует семь приоритетных сфер партнерства государства, общества и детских общественных объединений в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей: образование и воспитание; обеспечение условий для включения детских общественных объединений в самостоятельную экономическую деятельность;

обеспечение условий для развития художественного, научного, технического, социального творчества подрастающего поколения;

профилактика и преодоление негативных процессов в детской среде;

организация и обеспечение позитивных форм досуга, социальной анимации;

обеспечение условий для укрепления здоровья и физического развития детей;

развитие инновационной активности детских общественных объединений, их конкурентоспособности как партнера в решении государственных задач.

Партнерство в интересах ребенка является основополагающим принципом «Национальной стратегии.», объединяя социальные институты общества для разработки и реализации системы мер, способствующих: учету интересов и потребностей детей из различных социальных групп, в том числе имеющих социальные ограничения и ограничения по здоровью; участию детей в разработке и реализации социально значимых проектов по принципу «Разные — Равные»; взаимодействию государства, институтов гражданского общества и социально ответственного бизнеса; информационной открытости участия детей в принятии общественно значимых решений.

Современные методологические подходы к разработке проблем развития общественной активности подрастающего поколения

Для нормативно-правового и психолого-пе-дагогического обоснования участия детей в реализации Национальной стратегии целесообразно использовать следующую совокупность подходов:

вариативно-программный реализует потребность и интерес ребенка к различным видам деятельности, способствующей развитию лидерских и творческих потенциалов личности;

аксиологический рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации, подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей партнерства и взаимодействия всех субъектов социализации: педагогов, воспитанников, их родителей и социальных партнеров детских общественных объединений; акцентирует внимание на том, что именно нравственные ценности определяют цель, средства ее достижения, содержание и способы деятельности личности;

деятельностный определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той деятельности, субъектом которой он становится;

ресурсный позволяет строить стратегию успеха на основе трех слагаемых лидерства: создания уникальных услуг в сфере социального партнерства и творчества; развития организационных компетенций взрослых и детей, которые определяют конкурентные преимущества сообществ, объединений, коллективов, организаций; овладения технологиями опережающего управления (создания и реализации моделей изменений, проектов, программ). При этом ресурс, в отличие от потенциала (совокупности возможностей) и условий (необходимости), — это всегда реальный актив организации, то, чем могут пользоваться детские общественные объединения в достижении поставленных целей;

полисубъектный подход предполагает, что цели и ценностные приоритеты в сфере воспитания подрастающего поколения ставят не только традиционные субъекты (семья, школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, политические партии и движения, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности, органы власти и т. д. В этих условиях возникает настоятельная потребность, с одной стороны, в сотрудничестве между субъектами воспитания, ориентированными на развитие личности ребенка на основе гуманистических ценностей, с другой — в их совместном противодействии влиянию субъектов диссоциального воспитания.

Детские общественные объединения в системе социального партнерства

При разработке понятия «участие детей в реализации Национальной стратегии» необходимо

использовать возможности: самореализации как смысла включенности личности в общественную практику; самоорганизации как технологии, обеспечивающей эффективность социального участия детей в решении государственных задач; самостоятельности, самодеятельности как средств, обеспечивающих функционирование детских общественных объединений.

Участие в разнообразной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению. Формы, методы, подходы к социальному участию детей в жизни общества корректируются, исходя из социальных потребностей, ценностных установок подрастающего поколения и требований, принятых по отношению к детям на разных этапах исторического развития.

Участие юных граждан в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей — это: реальная форма демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; средство (ресурс) социальноправовой самореализации участников детских общественных объединений; условие реализации государственных программ поддержки талантливых детей и молодежи.

Результатами участия детей в принятии общественно значимых решений являются: владение демократическими правилами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; самостоятельное освоение широкого спектра социальных ролей; осмысление ценностей общественных отношений для гражданского выбора своей позиции.

Принципами участия детей в реализации Национальной стратегии могут считаться: научность — научное сопровождение участия детей в принятии общественно значимых решений; диалог — признание детей, детских общественных объединений в качестве равноправного партнера в реализации Национальной стратегии; открытость — право общественных объединений и юных граждан принимать участие в реализации Национальной стратегии; гармонизация целей -оптимальное сочетание личных, общественных и государственных интересов. Содержательный аспект принципа гармонизации трактуется через понятие меры (мера политичности, степень активности). «Мера» в реализации Национальной стратегии может быть обусловлена и возрастом ребенка, и разумным отношением взрослых к детским инициативам, и конкретной исторической ситуацией; соучастие — сознательное участие детей в социальных преобразованиях; ответственность — соблюдение партнерами реализации Национальной стратегии прав и законных интересов детей в процессе общественной деятельности; преемственность — организация участия детей в общественной деятельности независимо от перемен в системе государственных и политических отношений; социальное партнерство ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное со-

трудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

В основе эффективности участия детей в реализации Национальной стратегии лежат следующие положения: реализация Национальной стратегии не должна приводить к ухудшению материального и социального положения детских общественных объединений на всех уровнях; согласованность действий органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений по поддержке участия детей в реализации Национальной стратегии; признание детских общественных объединений партнером государства и общества в представлении и защите законных интересов и прав детей; организация содержательного диалога поколений по вопросам, касающимся жизнедеятельности детских общественных объединений; укрепление доверия общества к органам исполнительной и законодательной власти, органам, отвечающим за выработку законодательства в сфере детства; устранение факторов, затрудняющих доступ детских общественных объединений к государственной поддержке (недостаток информации, отсутствие конфиденциальности, коррупция); использование единого подхода к терминологии «участие детей в Национальной стратегии» и «партнерство во имя ребенка».

Для оценки эффективности партнерства различных социальных институтов необходимо определить группы показателей и критерии их оценки, среди них могут быть выделены три группы показателей:

1) характеризует вклад детских общественных объединений в реализацию «Национальной стратегии.»;

2) оценивает изменения в положении детских общественных объединений и их участников в системе общественных отношений;

3) основана на результатах комплексной и независимой оценки эффективности мер «Национальной стратегии.» на разных уровнях.

Для включения детских общественных объединений в систему социального партнерства необходимо проведение объективных исследований социального портрета детских общественных объединений как партнера в решении государственных задач. Такие комплексные исследования могут служить основой разработки управленческих решений и механизмов государственной поддержки детских общественных объединений, их руководителей, участников, добровольцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольший интерес, с позиции участия детей в реализации «Национальной стратегии.», представляют следующие секторы «портрета партнера»: социальное самочувствие и проблемы различных социальных категорий детей; ценностные ориентации современного детства; социальная и гражданско-правовая активность детей; социокультурная деятельность детских

общественных объединений; взрослые и дети в детском общественном объединении: диалог поколений. Формы проявления социальной активности, участия детей в реализации «Национальной стратегии… » могут быть описаны с позиции социальных практик участников детских общественных объединений.

Важно помнить, что социальные практики направлены на реализацию права ребенка быть включенным в принятие решений в повседневной жизни, быть ответственным за результаты принятых решений, а также права демократическими методами влиять на ближайшее социальное окружение, приносить пользу, быть инициативным и заботливым гражданином.

Среди наиболее эффективных социальных практик: общественная деятельность; социальная помощь; организация социально значимой, поисковой, досуговой, агитационной, общественно-полезной деятельности в ближайшем социальном окружении; организация в образовательных учреждениях «Служб примирения» в целях восстановительного правосудия, ориентированных на профилактику межэтнической, межконфес-сиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде; участие в деятельности пресс-центров, детских редакций, сетевых групп и иных форм влияния детских общественных объединений на информационное общество; подготовка инициативных обращений в органы муниципальной и государственной власти; устройство и проведение переговорных площадок, дискуссий, форум-театров, собраний, общественных слушаний; общественная экспертиза. В то же время социальные практики носят коллективный характер и осваиваются детьми при передаче специально оговоренных и документально оформленных полномочий, связанных с ответственностью за принятие решений.

В этой связи возрастает актуальность заключения договоров детских общественных объединений с образовательными учреждениями, органами молодежной политики для объединения усилий социальных институтов воспитания по реализации «Национальной стратегии.» и снижения рисков и вызовов в общественной деятельности детей. При подготовке проектов договоров лидерам детских общественных объединений важно определиться с теми базовыми подходами к взаимодействию с социальными институтами, на которые направлены мероприятия «Национальной стратегии.». Их содержание позволит раскрыть новизну социальных качеств, проявляемых детьми. Авторитет общественной деятельности связан с участием лидеров детских общественных объединений в нормотворческой работе на разных уровнях (внесение от организации предложений при разработке нормативно-правовых актов). Использование информационного пространства, в том числе сайтов детских общественных объединений, например, сайта Международного со-

юза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО — ФДО), позволит ребенку самостоятельно познакомиться с материалами «Национальной стратегии… » и выработать свою позицию по отношению к ней. Следует обратить пристальное внимание на создание и поддержку имиджа детского общественного объединения как равноправного партнера при решении государственных задач. Для реализации этого положения важно участие представителей детских объединений в общественных органах при государственных структурах при подготовке материалов для общественных обсуждений, экспертных групп, советов и т. д. В случае необходимости лидерам детских общественных объединений важно оперативно реагировать на вмешательство политических партий в деятельность детских общественных объединений.

Целенаправленные действия органов местного самоуправления по включению детей в решение задач «Национальной стратегии. » должны быть ориентированы на создание соответствующих структур (координационных советов, переговорных площадок, межведомственных комиссий) с выделением квоты мест для представителей детских общественных объединений. Эти структуры могут быть различными по форме в зависимости от уровня, на котором они создаются (поселение, поселок, город, район, регион); функциональное же их назначение определяется задачами организации диалога и партнерства между органами государственной власти, местного самоуправления и детскими общественными объединениями. При создании подобных консультативных органов важно учитывать возрастные ограничения, чтобы не подменять возможность реального участия детей в реализации «Национальной стратегии.» имитационными формами участия. Данные формы целесообразны при проведении лагерных сборов, ассамблей, форумов и встреч, связанных с принятием системы мер по реализации «Национальной стратегии.» и определению в ней роли и места деятельности детского общественного объединения.

Заключение

Процесс участия детей в реализации направлений Национальной стратегии действий в интересах детей будет успешным при соблюдении общности интересов, совместной деятельности, активном социальном взаимодействии партнеров во имя ребенка. Все вышеперечисленное позволяет обосновать широту проблематики научных исследований, связанных с приоритетами развития акмеологии образования и психологии развития, среди приоритетных направлений могут быть следующие:

отношение системы образования к детскому движению, общественным установкам учащихся,

которые до сих пор остаются на периферии внимания науки и практики;

описание приоритетов ценностных установок подрастающего поколения, затруднений передачи норм, традиций общественной практики;

механизмы взаимодействия социальных институтов воспитания в целях реализации задач Национальной стратегии действий в интересах детей.

Библиографический список

1. Программы деятельности Международного Союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО — ФДО). Нижний Новгород, 2009. 149 с.

3. Состояние детского движения в России и перспективы его развития : библиодосье по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки) М., 2012. 63 с.

Social Activity of the Younger Generation as a Subject of Scientific Research Aleksey Volokhov1, Irina Frishman2

1 Doctor of Pedagogy, Professor, International Union of children’s public associations;

«Union of pioneer organizations — Federation of Children’s Organiza-tions»;

8, Pogodinskaya str., Moscow, 119121 Russia E-mail: vav1952@rambler.ru

8, Pogodinskaya str., Moscow, 119121 Russia;

E-mail: spo-frishman@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 371.01

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

E. А. Александрова, Е. А. Андреева

Александрова Екатерина Александровна — доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет;

83, ул. Астраханская, г. Саратов, 410012, Россия;

E-mail: alexkatika@mail.ru

Андреева Екатерина — кандидат педагогических наук, Университет Мурдок, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ); 345005, блок 10, 4 этаж, Международный академический городок «International Academic City», Дубай, Объединенные Арабские Эмираты

E-mail: kateandreva@gmail.com

Представлены результаты исследования становления тьюторства в России, процесса его модернизации и реализации принципа индивидуализации и процесса педагогического сопровождения как основы тьюторской деятельности. Проанализирована содержательная база феномена «тьютор» в отечественной и зарубежной науке. Описаны основные направления деятельности тьютора: аналитически-проектирующее, консультирующее, координирующее и организующее, демонстрирующее повышение его роли как индивидуального консультанта, сопровождающего ребенка в движении по индивидуальной образовательной траектории, составляющими которой являются индивидуальные траектории обучения, воспитания и развития обучающегося. Отмечено, что данные траектории, в свою очередь, подразделяются на знаниево-, практико- и творчески-ориентированные; индивидуально- и личностно-ориентированные.

Ключевые слова: принцип индивидуализации, тьюторство, тьютор, педагогическое сопровождение.

Введение

Со времени возникновения первого университета в России (1755 г., что на 900 лет позже, чем открытие университета в г. Фес, в Марокко в IX в.; на 700 лет позже, чем в Европе: первый европейский университет открыт в Болонье в Италии в 1088 г.) он как институт образования создавал систему кафедр и программ изучения

каждого курса. Российская система высшего образования заимствовала эти традиции в том виде, в каком они существовали в европейских странах. Российских и иностранных преподавателей было мало, поэтому об их выборе не могло быть речи. Не было у российского университета прав выбора своей администрации и присуждения ученых степеней, т. е. условий для возникновения внутреннего и внешнего свободного и открытого образовательного пространства не существовало. Но утверждать, что ценности личностно-ориентированного образования в истории российского образования не были представлены, было бы несправедливо. Исследования В. В. Мацкевича показывают, что, несмотря на наследие немецкой классической системы в российском образовании, в нем существует ряд явлений, чуждых европейской системе образования.

Во-первых, это традиция монастырских наставников (старчества) на Руси, описанная в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Во-вторых, в дворянских и достаточно состоятельных семьях дореволюционной России была распространена система гувернерства. В качестве более чем показательного примера приведем роль В. А. Жуковского в воспитании наследника престола. Поэт сознательно и целенаправленно готовится к многолетней педагогической деятельности, составляет план занятий, который был представлен на суд императора и после тщательного изучения утвержден.

В-третьих, есть феномен классической русской литературы и ее выдающейся роли в духовной жизни, в культуре России — литературы, выпоняющей функции философии, социально направленной публицистики и закладывающей основы психологической культуры (данная гипотеза была выдвинута и обоснована на аспирантских семинарах Т. М. Ковалевой). Согласно

Общество состоит из четырех основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.

Что такое социальная сфера

Существует несколько определений социальной сферы.

Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Она включает в себя:

  • Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);

  • Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);

  • Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);

  • Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);

  • Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);

  • Общественное питание;

  • Коммунальное обслуживание — ряд служб по хозяйственному обслуживанию района, города, области (водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции);

  • Пассажирский транспорт, связь.

Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.

Третье определение универсальное: социальная сфера общества – это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.

Задачи, цели и основные направления в социальной сфере

Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.

Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии — алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики.

Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.

Элементы социальной сферы

Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.

К элементам социальной сферы относятся:

  • Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;

  • Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);

  • Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;

  • Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

  • Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

  • Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;

  • Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:

  • учёт численности населения;

  • уровень смертности;

  • уровень рождаемости;

  • процентное соотношение полов;

  • половозрастной состав.

Назначение социальной сферы

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов;

  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;

  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Социальная сфера и благосостояние граждан страны

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.

Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:

  • здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;

  • образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;

  • социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям

  • культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;

  • спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.

Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.

Существующие проблемы и функции социальной сферы

Существующие проблемы социальной сферы

Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.

С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:

  • предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;

  • предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.

Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.

Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).

Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.

Функции социальной сферы

Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.

Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.

В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.

Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:

  • регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;

  • обеспечение безопасности граждан страны;

  • предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;

  • социальное обслуживание;

  • поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;

  • обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;

  • формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Основные статьи расходов в социальной сфере это:

  • здравоохранение;

  • образование;

  • культура;

  • жилищно-коммунальные объекты;

  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

Управление социальной сферой

Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.

Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.

К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:

  • охрана здоровья и жизни населения страны;

  • обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;

  • обеспечение населения страны доступным жильем;

  • пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;

  • право на самовыражение и творческое развитие.