Совет директоров и собрание акционеров

В настоящее время можно с уверенностью говорить, что на Украине, как и во многих других странах, унаследовавших романо-германскую правовую систему, отсутствует полноценное законодательство, детально регулирующее деятельность хозяйственных (торговых) обществ, его органов управления и корпоративные отношения в целом. Определить действующее законодательство Украины в сфере регулирования корпоративных отношений (даже с учетом Хозяйственного кодекса) можно в лучшем случае как находящееся в процессе развития. Однако этот вопрос не является продуктом сложившихся общественных отношений лишь на современном этапе развития. Чтобы понять суть проблемы в данной сфере общественных отношений, достаточно обратиться к правовой доктрине давно минувших лет и, следовательно, словам профессора Императорского Московского университета Ивана Трофимовича Тарасова, которые остаются актуальными и сегодня: «Вопрос об акционерных компаниях до такой степени сложный, что едва ли одному человеку по силам исчерпать его весь, во всех частях в равной степени, — в этом убедили меня не только личный опыт, но и знакомство с чрезвычайно обширной литературой об акционерных компаниях, в которой нет ни одного исследования равномерно удовлетворительного или полного настолько, чтобы не были упущены по крайней мере существенные вопросы, касающиеся исследуемого предмета…»

Что касается путей развития законодательства стран с континентальной правовой системой, то в сфере регулирования гражданских и хозяйственных отношений можно обратить внимание на некую двойственность частного права, заимствованную и Украиной, — наличие Гражданского и Торгового кодексов (Франция, Германия, Греция и др.).

Конкретизация норм торгового права в специальных законах, регулирующих деятельность хозяйственных (торговых) обществ (помимо кодексов) также существует, например, во Франции (Закон о торговых товариществах 1966 года), в Германии (Закон об акционерных обществах 1965 года), в Швейцарии (Обязательственный закон), в Японии (Закон 1951 года), в Дании (Закон о компаниях) и др.

На Украине действующий Закон «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года не в достаточной степени регулирует отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией хозяйственных обществ и, в частности акционерных обществ, работой их органов, правовым статусом участников. «Это имеет следствием нарушение прав акционеров, пренебрежение их интересами. От этого страдает не только население страны, но и государство, которое остается акционером в нескольких тысячах акционерных обществ, ведь действующий Закон препятствует эффективному управлению объектами государственной собственности», — говорится в пояснительной записке к законопроекту «Об акционерных обществах».

Следует отметить, что конкретизации требует не только правовое регулирование создания и деятельности акционерных обществ на Украине. Процесс конкретизации должен коснуться ключевых организационно-правовых форм хозяйствования, таких как общество с ограниченной и дополнительной ответственностью, других форм хозяйственных обществ, используемых на Украине.

Вступившие в силу с 2004 года Хозяйственный и Гражданский кодексы Украины (ХК и ГК) также внесли ряд противоречий. На мой взгляд, особый интерес представляет наряду с неоднозначностью в подходах к правовому регулированию создания и деятельности органов управления хозяйственных (торговых) обществ в странах с романо-германской правовой системой также наличие определенных противоречий в этой сфере в системе украинского законодательства. Поскольку одним из основных элементов в торговых компаниях является управление, включающее собственно управление, а также ревизию, контроль, отчетность и ответственность, то в основу заложим анализ отдельных вопросов структуры, порядка формирования, правового статуса и функции наблюдательного совета общества, касающегося в своей деятельности, пожалуй, большинства указанных элементов и одного из ключевых в структуре органов управления акционерного общества.

Непродуманное использование какой-либо системы органов управления может нанести вред отдельным учредителям, поскольку в этом случае всегда есть риск утраты влияния на акционерное общество. Кроме того, непродуманные решения могут привести к тому, что задачи организации эффективного управления акционерным обществом так и не будут решены.

Структура органов управления акционерных обществ как таковая не вызывает особых нареканий с точки зрения практики ее внедрения в конкретных отдельно взятых предприятиях. Как правило, различают трехуровневую и двухуровневую структуру органов управления акционерного общества.

Трехуровневая состоит из:

а) правления;

б) наблюдательного совета;

в) общего собрания акционеров.

Двухуровневая:

а) правление (или совет директоров);

б) общее собрание акционеров.

В Германии всегда существует трех­уровневая структура.

В Англии и США используется двухуровневая система органов управления. На Украине построение структуры органов управления в акционерном обществе напрямую зависит от количества акционеров в данном обществе, как, например, и во Франции допускается создание двухуровневой или трехуровневой структуры управления акционерными обществами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Украины «О хозяйственных обществах» в акционерном обществе, насчитывающем более 50 акционеров, создание совета акционерного общества (наблюдательного совета) обязательно. Таким образом, если в обществе 50 или менее акционеров, то структура органов управления может включать только общее собрание акционеров и правление, то есть создаваться как двухуровневая.

Следует отметить, что проект Закона Украины «Об акционерных обществах» (статья 49) предусматривает, что в акционерных обществах с количеством акционеров — собственников простых акций 10 и более создание наблюдательного совета является обязательным.

Как известно, высшей властью в любом хозяйственном обществе обладает собрание собственников (акционеров в акционерной компании). При этом профессор Тарасов И.Т. отмечает, что «общее собрание в выражениях своей воли ограничено уставом, так что… за общим собранием следует признать не законодательную, а только распорядительную власть… Общее собрание имеет значение органа управления, воля его не есть закон, а распоряжение, деятельность его не есть законодательство, а управление…». Следовательно, такой орган в акционерном обществе является высшим распорядительным органом управления.

Общее собрание акционеров обладает, как правило, определенным набором общих, а также исключительных (неделегируемых) полномочий, к которым в соответствии со статьей 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» относятся:

— внесение изменений в устав общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;

— избрание и отзыв членов наблюдательного совета;

— образование и отзыв исполнительного и других органов общества;

— утверждение годовых результатов деятельности акционерного общества, включая его дочерние предприятия, утверждение отчетов и выводов ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли, срока и порядка выплаты части прибыли (дивидендов), определения порядка покрытия убытков;

— создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов и представительств, утверждение их уставов и положений;

— принятие решения о прекращении деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;

— принятие решения об избрании уполномоченного лица акционеров для представления интересов акционеров в случаях, предусмотренных законом.

Первое, что обращает на себя внимание в нормах ГК, определяющих правовое положение органов управления предприятий, — это термины «создание», «избрание» и «образование». Если Закон Украины «О хозяйственных обществах» до недавнего времени относил к компетенции собрания акционеров полномочия «избирать» и «отзывать» такие органы и его членов, то ГК предоставляет полномочие высшему органу управления общества помимо этого еще «образовывать» и «создавать» эти органы управления.

Так, в соответствии со статьей 99 ГК общее собрание общества своим решением создает исполнительный орган и устанавливает его компетенцию и состав. В ста­тье 160 ГК предусмотрено, что в акционерном обществе может быть создан наблюдательный совет.

Представляется, что во избежание неверного толкования следовало бы придерживаться конкретных терминов. Например, можно задаться и таким вопросом: к выборному, назначаемому или вообще образуемому любым из приведенных способов органу управления отнести правление акционерного общества? Так, согласно статье 159 ГК, правление акционерного общества «образовывается».

Полагаю, что терминология в юридической технике все-таки имеет немалое значение, даже если данные разночтения пытаются устранить органы государственной власти путем издания разъяснительных писем. Например, письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства № 6796 от 15 августа 2005 года, где излагается однозначная позиция этого органа власти, что положение устава акционерного общества о том, что председатель правления назначается и освобождается от должности наблюдательным советом, противоречит действующему законодательству Украины. Основным мотивом является утверждение, что «до ­вступления в силу нового ГК общие собрания могли передавать полномочие избрания должностных лиц общества другому органу управления. Но с 1 января 2004 года это право принадлежит к исключительной компетенции общих собраний акционеров (статья 159 ГК)».

С данной позицией можно поспорить, ведь ГК в статье 159 ни слова не говорит об избрании или назначении должностных лиц исполнительного органа акционерного общества, он говорит об образовании и отзыве исполнительного и других органов общества. Следовательно, можно сделать вывод, что миссия общего собрания акционеров в этом вопросе заканчивается принятием решения об образовании, например, правления акционерного общества количественным составом в 5 членов, а уже избрание или назначение руководителя и конкретных членов правления (или персонального состава) можно возложить и на наблюдательный совет.

Следует отметить, что попытки урегулировать отношения в сфере управления акционерными обществами уже имели место. В частности, Верховным Советом Украины рассматривался законопроект № 2182 от 12 марта 2007 года, отклоненный 24 мая 2007 года. Законопроектом предлагалось наделить наблюдательный совет общества полномочием в определенных случаях отстранять от исполнения обязанностей члена исполнительного органа общества, а общее собрание акционеров — избирать и отзывать членов исполнительного и других органов общества.

Здесь, по-моему, можно воспользоваться правотворчеством по урегулированию подобного вопроса в Российской Федерации. Так, в общих положениях Гражданского кодекса РФ сказано, что органы юридического лица либо назначаются, либо избираются (статья 53). При этом порядок назначения либо избрания определяется законом и учредительными документами.

Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» к выборным органам акционерного общества относит совет директоров и ревизионную комиссию (статьи 66, 85), а исполнительный орган (генеральный директор или правление) может быть как избран, так и назначен, притом как высшим органом управления, так и советом директоров, в зависимости от положений устава конкретного общества.

Думается, что таким же образом нужно было изложить отдельные нормы украинского законодательства, регулирующие деятельность акционерных обществ. Проб­лемы правового регулирования процесса формирования наблюдательного совета в украинском законодательстве и функций представительства лиц, входящих в состав совета общества, должны систематически анализироваться и устраняться. Для разрешения некоторых вопросов иногда достаточно проводить сравнительный анализ украинского законодательства о хозяйственных обществах и законодательства о компаниях некоторых зарубежных стран.

Например, в соответствии со статьей 159 ГК Украины, а также статьей 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» избрание и отзыв членов наблюдательного совета общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Следовательно, решение по данным вопросам может быть принято только общим собранием акционеров. Однако после принятия такого решения иногда возникает ряд практических вопросов, требующих детального анализа.

Так, в соответствии со статьей 46 Закона Украины «О хозяйственных обществах» в акционерном обществе из числа акционеров может создаваться наблюдательный совет акционерного общества, представляющий интересы акционеров в перерыве между проведением общих собраний и в пределах компетенции, определенной уставом, контролирующий и регулирующий деятельность исполнительного органа.

Однако сразу же следует отметить некоторую некорректность изложения данной нормы в силу абсолютно определенной Законом социальной роли кандидатов в члены совета (как минимум они должны быть акционерами данного общества), а также установления отношений представительства между акционерами и членами наблюдательного совета (хотя в статье 160 ГК, а также в проекте Закона Украины «Об акционерных обществах» речь идет уже о защите интересов акционеров (статья 49)).

Если между акционерами (но не общим собранием акционеров как органом управления) и членами наблюдательного совета уже установлены отношения представительства в силу решения высшего органа управления общества, то согласно статье 240 ГК такие представители обязаны совершать сделки по предоставленным им полномочиям лично. Представитель может передать свои полномочия час­тично или в полном объеме другому лицу, если это установлено законом или договором между лицом, которое представляют, и представителем или если представитель был вынужден прибегнуть к этому с целью охраны интересов лица, которое он представляет.

Думается, что отношения представительства складываются все же между общим собранием акционеров как высшим органом управления и наблюдательным советом как нижестоящим органом управления.

Однако на этом специфика и структура отношений между этими органами управления не заканчивается. На практике довольно часто встречаются случаи так называемого «передоверия» полномочий действующих членов совета общества третьим лицам в силу различных обстоятельств, в том числе и неправильного определения понятия совета общества как органа, представляющего интересы акционеров. Как правило, каждый из членов наблюдательного совета является акционером (о входящих в состав совета лицах, не являющихся акционерами, речь пойдет ниже). Следовательно, системно не вчитываясь в Закон Украины «О хозяйственных обществах», руководствуясь при этом его статьей 46, можно сделать вывод о допустимости передачи своих полномочий члена наблюдательного совета третьему лицу, хотя бы и являющемуся акционером данного общества.

Полагаю, такое передоверие недопустимо не только с практической, но и с теоретической точки зрения. Необходимо различать внутренние и внешние отношения представительства между высшим органом управления в акционерном обществе и его наблюдательным советом, необходимо также учитывать и источники круга правомочий, которые могут быть предметом таких правоотношений и, следовательно, соответствующие нормативно-правовые акты, акты общества, в которых эти правомочия закреплены.

Внутренние отношения представительства складываются непосредственно между собранием акционеров и всем составом наблюдательного совета (как органа управления) на основании соответствующего решения собрания акционеров об избрании конкретных членов совета. Круг же правомочий совета общества (но не конкретных его членов) содержится, как правило, в специальном законодательстве, уставе общества и может содержаться в отдельных решениях собрания акционеров (например, о делегировании отдельных полномочий собрания акционеров совету общества), а также в положениях, порядках и пр., призванных урегулировать деятельность совета данного общества. Такие правомочия совета, как правило, направлены на руководство и контроль за деятельностью исполнительного органа общества и представляют собой внешние отношения представительства.

Здесь следует уделить внимание такому немаловажному вопросу как совокупность обязанностей совета общества и субъектный состав в структуре отношений внутри органов управления.

Согласно статье 46 Закона Украины «О хозяйственных обществах», совет общества в пределах компетенции, определенной уставом, контролирует и регулирует деятельность исполнительного органа. Следовательно, с принятием решения собрания акционеров о назначении полного состава совета такой орган принимает на себя помимо прав еще и определенный круг обязанностей, который также содержится в уставе общества, его положениях и в отдельных решениях собрания акционеров. Такие обязанности совета общества могут быть реализованы им по отношению к собранию акционеров (внутренние отношения представительства).

Таким образом, в складывающихся отношениях между высшим органом управления акционерного общества и его советом усматриваются отношения представительства с ограниченным кругом субъектов, такие отношения могут устанавливаться только на основании соответствующего законодательства, выше­указанных актов общества и определяются закрепленной в них совокупностью полномочий и обязанностей совета общества, реализуемых им как по отношению к собранию акционеров, так и по отношению к исполнительному органу общества.

Следовательно, наблюдательный совет и тем более его отдельные члены могут быть не только не наделены полномочиями решением высшего органа управления общества передоверять свое членство, но в силу предписаний Закона и актов общества не могут этого делать самостоятельно, поскольку передоверие, точнее внесение изменений в персональный состав совета общества, — это исключительная компетенция общего собрания акционеров, осуществляемая путем принятия решения на основании и в порядке, предусмотренном уставом общества.

Помимо вышеизложенного обоснования невозможности так называемого передоверия членства в совете в форме доверенности, следует также обратиться к толкованию сути представительства нормами ГК.

Так, в силу положений ГК установление таких отношений представительства между действующими членами наблюдательного совета (избранными на общем собрании акционеров) и лицами, представляющими их по доверенности, создает, изменяет и прекращает только гражданские права и обязанности для действительных членов наблюдательного совета общества. Следовательно, все организационно-распорядительные документы наблюдательного совета, издаваемые за подписью представителей членов совета, заведомо можно поставить под сомнение с точки зрения легитимности субъектного состава такого органа управления общества.

Полагаю, подобное представительство противоречит не только действующему законодательству, но и самой сути функций наблюдательного совета и статуса его членов. Наблюдательный совет создается в порядке и на основании ГК и Закона Украины «О хозяйственных обществах», а в силу статьи 23 этого Закона председатель и члены совета являются должностными лицами общества. Следовательно, сама его (совета) деятельность, а также его членов, не является в полной мере ­регулируемой нормами гражданского права, так как в арсенале вопросов, отнесенных к его компетенции, зачастую присутствуют организационно-распорядительные и властные функции, в частнос­ти такие как определение условий труда и материального обеспечения руководителя исполнительного органа общества, заключение с ним контракта и пр.

Представляется, что ошибка кроется в подмене понятий акционер как участник акционерного общества, собственник корпоративного права, который действительно может передать свои полномочия другому лицу в порядке, предусмотренном законодательством (например, статьей 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах»), и акционер как член наблюдательного совета общества, который, как было указано выше, является еще и должностным лицом общества, то есть занимает постоянно или временно в конкретном обществе независимо от формы собственности должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных функций (это в свою очередь дает основание полагать, что такое лицо может также при наличии в его действиях признаков уголовно наказуемого деяния, в частнос­ти с родовым объектом преступления, в сфере служебной деятельности нести уголовную ответственность, к которой весьма затруднительно будет привлечь лицо, выполняющее такие обязанности члена совета по выданной доверенности).

Относительно передоверия полномочий внутри совета общества теоретически можно предположить, что поскольку правовое регулирование создания и деятельности наблюдательного совета в акционерном обществе по своей правовой природе является различным, то полномочия членов совета, выходящие за рамки гражданско-правовых отношений внутри общества (например, заключение контракта с руководителем исполнительного органа общества), вообще не могут быть переданы по доверенности. Остальные же полномочия (например, предоставление согласия исполнительному органу на заключение договора, превышающего определенную сумму, или утверждение существенных условий договора с регистратором ценных бумаг данного общества и т.п.) могут быть передоверены, да и то в силу статьи 41 Закона Украины «О хозяйст­венных обществах» только при наличии соответствующего на то разрешения общего собрания акционеров, которое практически делает такую доверенность лишней.

В данном вопросе представляют интерес датский консолидированный закон «О компаниях» № 545, принятый 20 июня 1996 года (Закон № 545), а также датский закон «О закрытых акционерных компаниях» № 378 от 22 мая 1996 года (Закон № 378).

Указанные нормативно-правовые акты устанавливают, что за экономическую деятельность закрытой акционерной компании отвечает правление или совет директоров либо и правление и совет директоров одновременно (часть 1 статьи 19 Закона № 378). Если в компании имеется только один орган управления (правление или совет директоров), такой орган выполняет все функции управления, возложенные на совет директоров и правление. Если в компании имеются оба органа, совет директоров является высшим органом управления, принимающим решения по нестандартным или особо важным сделкам, в то время как правление отвечает за оперативное управление.

В статье 49 Закона № 545 закреплено положение о том, что в компаниях со штатом не менее 35 служащих в среднем за последние три года служащие вправе, помимо участников, избранных компанией на общем собрании, выбрать из своей среды и в соответствии со статьей 177 (в ней речь идет о порядке голосования по конкретным вопросам) некоторое количество членов совета директоров и их заместителей. Статья 57 указанного Закона Дании говорит о кворуме в совете директоров следующее: «Совет директоров составляет кворум, когда присутствуют более половины всех участников, если только устав не предусматривает более строгих требований. Никакое решение не принимается, если в рассмотрении вопроса не принимали участия, имея такую возможность, все директора. Если член совета директоров отсутствует и назначен его заместитель, заместитель получает право занимать место директора на протяжении всего периода отсутствия члена совета директоров». Положение о заместителях членов совета директоров содержится также в части 3 статьи 19 Закона № 378 от 22 мая 1996 года.

Таким образом, по функциональному назначению совет директоров в акционерных компаниях Дании исполняет роль наблюдательного совета, а Закон четко устанавливает следующее: «Правление отвечает за повседневное ведение дел компании и в таком качестве следует указаниям совета директоров. Повседневные дела компании не включают сделки, необычные для нее или имеющие большое значение для положения компании. Правление может заключать сделки только в соответствии со специальными полномочиями, предоставленными советом директоров, за исключением случаев, когда невозможно ждать решения совета директоров, не нанося значительного ущерба деятельности компании. В любом таком случае совет директоров должен быть уведомлен как можно быстрее о совершенной сделке».

Здесь достаточно конкретно прослеживается представительская функция совета директоров в акционерном обществе Дании, а проблема невозможности исполнять эту функцию советом директоров как органом управления среднего звена при отсутствии кворума устранена возможностью замещать члена совета лицом, легитимно избранным в состав этого органа изначально в качестве заместителя.

Следовательно, датский закон достаточно конкретно допускает наличие в совете директоров такой позиции как заместитель директора совета директоров (или члена наблюдательного совета).

Проект Закона Украины «Об акционерных обществах» (статья 49) прямо запрещает членам наблюдательного совета общества передавать свои полномочия иному лицу, а часть 7 статьи 51 проекта предлагает устранять возможные ситуации с нехваткой членов совета путем проведения внеочередных собраний акционеров для избрания количества членов наблюдательного совета, необходимого для кворума.

Однако, на мой взгляд, такое положение в силу человеческого фактора требует изменений и детализации, в частности, установления по аналогии с корпоративным законодательством Дании возможности или даже необходимости вводить в процесс избрания (назначения) членов совета акционерного общества также позиций заместителей членов совета (пусть даже из числа акционеров), что позволит значительно сэкономить расходную часть бюджета предприятия, так как организационная составляющая общего собрания акционеров (особенно в крупных компаниях) весьма затратна.

Полагаю, следует уделить внимание еще одному немаловажному вопросу — формированию наблюдательного совета в акционерном обществе. Это вопрос принадлежности кандидатов и впоследствии членов совета к определенной категории лиц в данном обществе.

Поскольку в Законе четко определено, что наблюдательный совет может создаваться из числа акционеров, то председателем и членами наблюдательного совета могут избираться только акционеры.

В разъяснении Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку № 7 от 26 ноября 2002 года относительно создания совета акционерного общества (наблюдательного совета) из числа акционеров сказано, что в случае если акционером является юридическое лицо, оно может быть избрано в совет акционерного общества (наблюдательного совета). Юридическое лицо, избранное как акционер в состав совета акционерного общества (наблюдательного совета), может принимать участие в работе наблюдательного совета через своего уполномоченного представителя (представителей).

Следовательно, по смыслу вышеуказанных предписаний наблюдательный совет акционерного общества может создаваться исключительно из числа акционеров — как физических, так и юридических лиц. Одновременно с этим избрание в состав наблюдательного совета физических лиц, являющихся не акционерами этого общества, а представителями одного из акционеров — юридического лица, противоречит действующему законодательству.

Возможность создания наблюдательного совета акционерного общества также предусмотрена статьей 160 ГК, где указано, что совет осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа общества и защиту прав акционеров.

Кодексом не предполагается формирование совета исключительно из числа акционеров общества. Вместе с тем требования Закона относительно состава совета применяются, поскольку не противоречат ГК. (Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 22 декабря 2005 года. Дело № 46/501).

И в данном случае вопрос формирования совета общества, в состав которого входят юридические лица, может быть решен путем установления в законодательстве возможности избирать на общем собрании акционеров одновременно членов совета и их заместителей от одного и того же юридического лица — акционера. Такое установление придаст легитимность любым актам, которые издает избранный таким образом наблюдательный совет.

ПЛЕШАКОВ Алексей — начальник юридического отдела ЧП «Агропромышленная компания «Рис-холдинг», г. Севастополь

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ пункт 1 статьи 48 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. К компетенции общего собрания акционеров относятся:

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

2) реорганизация общества;

3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

4) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;

Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ в подпункт 8 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также случаи, предусмотренные пунктами 6 и 7 статьи 69 настоящего Федерального закона;

Подпункт 9 изменен с 19 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ

См. предыдущую редакцию

9) избрание членов ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным;

10) утверждение аудитора общества;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ в подпункт 10.1 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

10.1) выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ подпункт 11 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст подпункта в предыдущей редакции

11) утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ пункт 1 статьи 48 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 11.1

11.1) распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением выплаты (объявления) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года) и убытков общества по результатам отчетного года;

12) определение порядка ведения общего собрания акционеров;

13) избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

14) дробление и консолидация акций;

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ в подпункт 15 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

15) принятие решений о согласии на совершение или о последующем одобрении сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 настоящего Федерального закона;

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ в подпункт 16 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

16) принятие решений о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона;

17) приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ в подпункт 18 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

18) принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ пункт 1 статьи 48 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 19.1, вступающим в силу по истечении двухсот семидесяти дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

19.1) принятие решения об обращении с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества решение указанного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ пункт 1 статьи 48 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 19.2, вступающим в силу со 2 января 2013 г.

19.2) принятие решения об обращении с заявлением о делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции;

20) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

А.И. Лихтина,
магистрант 2 курса
Оренбургского института (филиала)
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина,
г. Оренбург, Россия
E-mail: lik9599@rambler.ru

Аннотация. В данной статье автор рассматривает количественный состав членов совет директоров (наблюдательного совета) в акционерном обществе, как в российском, так и в зарубежном корпоративном праве.

Ключевые слова: акционерное общество, совет директоров, член совета директоров, количественный состав совета директоров.

В последнее время, как в российском, так и в зарубежном корпоративном праве все большего внимания заслуживает вопрос, который касается количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) в акционерном обществе. Мы полагаем, что такой интерес к данному вопросу вызван, прежде всего, с целью предотвращения корпоративных конфликтов внутри совета директоров (наблюдательного совета), а также обеспечения наиболее эффективного и быстрого принятия решений советом директоров (наблюдательным советом).

По общему правилу п. 4 ст. 66 Федерального закона от 26 декабря 1995 года

№ 208 — ФЗ «Об акционерных обществах» закрепляет, что количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Буквальное толкование данной диспозитивной нормы позволяет сделать вывод, что количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) может быть определен либо уставом акционерного общества, либо — решением общего собрания акционеров. На наш взгляд, предпочтительнее определять количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) именно в уставе акционерного общества, нежели проводить ежегодные дебаты по этому вопросу.

Заслуживает быть отмеченным, что на сегодняшний день акционерное законодательство устанавливает только минимальный количественный состав совета директоров (наблюдательного совета). Это означает, что независимо от вышеприведенных способов определения количественного состава совета директоров (наблюдательного совета), в совет директоров должно входить не менее пяти его членов .

В виду этого целесообразно возникает вопрос: почему законодатель в качестве минимального количества членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества взял за основу именно такое количество?

Отвечая на вопрос, стоит обратить внимание на тот факт, что минимальное количество членов совета директоров (наблюдательного совета) является нечетным. При этом данная норма акционерного закона является диспозитивной и допускает возможность четного количества членов совета директоров (наблюдательного совета). На наш взгляд, избрание нечетного количества членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, безусловно, имеет существенные плюсы, позволяя избежать ряда проблем. Так, нечетное количество членов совета директоров (наблюдательного совета) позволит избежать всевозможных конфликтов, которые могут возникнуть в результате голосования в совете директоров в случае равенства голосов. В результате равенства голосов, голос председателя совета директоров (наблюдательного совета) будет являться решающим, что не делает его равным с остальными директорами в вопросе голосования, а это вряд ли будет являться справедливым .

Помимо основного требования, касающегося минимального количества членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерное законодательство содержит дополнительные требования о количественном составе совета директоров (наблюдательного совета) для различных категорий акционерных обществ в зависимости от количества акционеров. Так, к примеру, для акционерного общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для акционерного общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч — менее девяти членов.

В зарубежных странах аналогично Российской Федерации количество членов совета директоров, как правило, устанавливается самими корпорациями в уставах и других внутренних документах (регламентах) и может изменяться в процессе жизни. Так, в Великобритании численный состав совета директоров должен быть достаточным, чтобы удовлетворять потребностям бизнеса и обеспечивать непрерывность деятельности в случае изменения состава совета директоров и его комитетов, и при этом не должен быть слишком большим. Очевидно, что оптимальное число членов совета директоров варьируется в зависимости от сферы деятельности компании и может меняться с течением времени по мере развития бизнеса .

Обратим внимание на тот аспект, что зарубежное законодательство более детально регулирует вопрос, касающийся количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, устанавливая минимальное и максимальное количество членов совета директоров (наблюдательного совета). В качестве примера приведем Закон об акционерных обществах Германии, где упоминается, что минимальное число членов наблюдательного совета составляет 3 человека, а максимальное число зависит от размера уставного капитала, если он превышает 20 миллионов марок, то в таком случае в составе совета должно быть не менее 21 человека.

По сравнению с зарубежными показателями по статистическим данным в Российской Федерации средняя численность членов совета директоров (наблюдательного совета) составляет 6 — 9 человек. К примеру, в ПАО «Роснефть» совет директоров избирается в составе 9 человек. При этом в достаточно крупных российских компаниях количество членов совета директоров (наблюдательного совета) может быть намного выше и достигать 11 или даже 15 человек. Так, например, в ПАО «Газпром», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Лукойл» насчитывается 11 членов совета директоров. Максимальный количественный состав был отмечен в ОАО «КАМАЗ» в 2005 году — 17 членов .

Подводя итоги о количественном составе совета директоров (наблюдательного совета), в заключение отметим, что не существует, идеального количества его членов, приемлемого для всех компаний. Слишком большой количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) может «размыть» индивидуальную ответственность директоров или затруднить управление акционерным обществом, и наоборот, слишком маленький количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) грозит данному органу акционерного общества снижением эффективности выполнения его функций .

Библиографический список:

Примечания