Совет по международным стандартам финансовой отчетности

Содержание

Консультативные органы

СМСФО создаёт на регулярной основе официальные консультативные органы с целью совместной работы для консультаций с заинтересованными сторонами из различных отраслей и географических регионов. Совместные заседания с этими органами проводятся публично и протоколируются. В состав консультативных органов СМСФО входят:

  • Совещательный форум по стандартам финансовой отчетности (АСАФ) — форум представителей национальных и региональных органов, устанавливающих стандарты финансовой отчетности, для предоставления СМСФО консультаций по техническим вопросам и обратной связи;
  • Консультативный Совет по МСФО — совместный орган при СМСФО и Совете Попечителей Фонда, состоящий из представителей составителей финансовой отчетности, финансовых аналитиков, учёных, аудиторов, регулирующих органов, профессиональных бухгалтерских организаций и групп инвесторов;
  • Консультативный комитет по рынкам капитала — внешняя консультативная группа при СМСФО, состоящая из инвесторов и других пользователей финансовой отчетности;
  • Группа по развивающимся рынкам — созданная для расширения участия развивающихся стран в развитии МСФО, включающая представителей из стран-участников G20 c формирующейся рыночной экономикой и Малайзии;
  • Международный форум составителей финансовой отчетности — внешняя консультативная группа при СМСФО, состоящая из организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с МСФО;
  • Группа по МСБ — группа, которая поддерживает на международном уровне принятие МСФО для малых и средних предприятий и наблюдает за процессом их внедрения;
  • Консультативные группы — группы, обычно созданные для реализации крупных проектов, предоставляют СМСФО дополнительные теоретические и практические знания.

Консультационный Совет по МСФО

Консультационный Совет по МСФО консультирует членов СМСФО и Комитета по интерпретациям международной финансовой отчётности (КИМФО), проводит дискуссии по методологическим вопросам применения МСФО. Консультационный Совет проводит свои заседания совместно с СМСФО не реже 3 раз в год и его заседания открыты для общественности. Консультативный совет по стандартам состоит из 48 представителей, назначаемых попечителями на 3 года, из 43 организаций, представляющих различные географические регионы и области деятельности.

Персонал СМСФО

Технический персонал поддерживает Правление, Консультационный совет по стандартам и ПКИ. Изначально количество высококвалифицированного технического персонала не должно было превышать 15 человек.

При осуществлении проекта Совет часто формирует специальную консультативную группу для выработки рекомендаций по проекту. Также персонал СМСФО подготавливает предлагаемый новый документ.

Операционные функции возглавляются техническим директором, который назначается председателем Правления после консультации с Попечителями. Технический директор не является членом правления, но может участвовать в обсуждениях на заседаниях Правления.

Коммерческий директор руководит персоналом. Занимающимся публикациями, авторскими правами, обменом информацией, вопросами финансирования, административными и финансовыми вопросами. Назначения на должность Коммерческого директора также осуществляет Председатель правления, в соответствии с рекомендациями Попечителей.

Консультативный Совет по стандартам представляет собой форум для организаций и лиц, желающих участвовать в обсуждении методических и иных вопросов, касающихся применения и формулировки стандартов, — а также в выработке рекомендаций Совету и Попечителям по вопросам повестки дня и приоритетам.

Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО был создан в апреле 1997 года для предоставления концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО в отношении возникающих вопросов в финансовой отчетности, которые специально не рассматриваются в МСФО, а также в случаях, когда возникли или могут возникнуть неудовлетворительные или противоречивые интерпретации в отсутствие официальных разъяснений, а также для интерпретации спорных вопросов, связанных с формированием финансовой отчетности.

Целью КИМФО (до реорганизации 2001 года — Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ)) заключается в обеспечении применения стандартов и повышении сопоставимости финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, посредством разъяснения трудных вопросов бухгалтерского учета и отчетности. В состав КИМФО входят аудиторы, лица, подготавливающие и использующие финансовую отчетность. КИМФО может выпускать проекты интерпретаций для обсуждения. Однако окончательные тексты интерпретаций утверждает СМСФО, после чего интерпретации становятся частью нормативной базы МСФО, и имеют такую же силу, как и МСФО.

КИМФО применяет подход, описанный в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», а именно проводит аналогии с требованиями и руководством МСФО, затрагивающих аналогичные или связанные проблемы, использует критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности, учитывает решения других органов, устанавливающих стандарты, и принятую в мире отраслевую практику.

Интерпретации КИМФО обозначаются как IFRIC-1, IFRIC-2, и т.д. (, а до 2001 года — SIC-1, SIC-2 и т.д. Интерпретации вступают в силу непосредственно сразу после утверждения и публикации, если не предусмотрено иное.

В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

В соответствии с функциями каждого подразделения СМСФО его новую структуру можно представить следующим образом (схема 3).

Схема 3

Организационная структура СМСФО Разъяснения международных стандартов финансовой отчетности, 2001 год, КМСФО

КМСФО сотрудничает с различными организациями, также занимающимися разработкой стандартов (например, с Советом по стандартам бухгалтерского учета США, с Институтом присяжных бухгалтеров Канады, с Межправительственной рабочей группой экспертов ООН по Международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и др.). В его работе принимают участие такие международные профессиональные организации, как Всемирный Банк, ЕС, IOSCO, ОЭСР, Международная торговая палата и др. Растет число предприятий, составляющих свою отчетность в соответствии с МСФО (например, в 1998 г. отчетность в соответствии с МСФО представили 210 компаний стран ЕС, в 2000 г. МСФО применяли уже 275 компаний стран ЕС).

Работа КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами, аудиторскими компаниями и другими организациями. КМСФО также получает прибыль от продажи собственных разработок и публикаций. Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

КМСФО стремиться сделать управляющую информацию стандартов более понятной, учитывая, что многие предприятия развивающихся стран также начали использовать международные стандарты для подготовки достоверной информации финансовой отчетности. В последнее время разработка интерпретаций объявлена одним из приоритетных направлений в деятельности КМСФО, в свете чего в 1996 г. был образован Постоянный комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee, SIC).

В настоящее время стандартизацией учета, помимо КМСФО, занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН и рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Однако общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСФО.

Цели СМСФО и его структура

Предыдущая12345678910111213141516

Практика подготовки отчетности по МСФО российскими предприятиями.

27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 208 ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» Таким образом, в России было введено законодательное требование об обязательном применении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО должна публиковаться: кредитными организациями; страховыми организациями; иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.

В Законе 208­ФЗ указывается, что применению на территории РФ подлежат МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Особые сроки представления консолидированной финансовой отчетности по МСФО для отдельных категорий организаций

Указанные ниже организации представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2015 г.: организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам; организации, облигации которых допущены к обращению на организованных торгах.

Аудит консолидированной финансовой отчетности

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Публикация консолидированной финансовой отчетности

Организация должна опубликовать годовую консолидированную финансовую отчетность не позднее 30 дней после ее представления.

Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она: размещена в информационных системах общего пользования (например, в сети Интернет), и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц.

Цели СМСФО и его структура

Цели Совета по МСФО (изложены в Уставе МСФО)

1.Разработать в общественных интересах единый комплект высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных стандартов учета, которые требует предоставление высококачественной, прозрачной и сопоставимой информации в отчетности.

2.Продвигать внедрение и строгое соблюдение этих стандартов.

3.Активно сотрудничать с национальными органами, ответственными за разработку стандартов, с тем чтобы способствовать конвергенции национальных и международных стандартов финансовой отчетности и обеспечить качественное решение возникающих вопросов.

Институт СМСФО является независимым органом, который координирует работу Совета по МСФО. 22 попечителя, представляющие разные регионы и области деятельности назначают: 1.Консультативный совет по стандартам (SAC) 2.членов Совета по МСФО 3.членов комитета по интерпретациям

Совет по МСФО (14 членов, из которых 12 работает на постоянной основе) назначается попечителями первоначально на срок от трех до пяти лет.

Консультативный совет по стандартам (около 40 членов): -назначаются попечителями на 3 года с правом продления; -представляют различные географические регионы и области деятельности.

КИМФО (IFRIC) — постоянный комитет по интерпретации (ПКИ),В Комитет входят назначенные попечителями эксперты в области бухгалтерского учета из 12 стран. Помимо этого попечители назначают наблюдателей, имеющих право выступать на заседаниях КИМФО, но не обладающие правом голоса. В настоящее время такие наблюдатели представляют европейскую комиссию IOSCO.

На сегодняшний день существует два вида общепринятых стандартов финансовой отчетности, а именно:

Определение 1

IAS (International accounting standards) – это изначальные стандарты в объем 41 положения. На данный момент действующими являются всего 29, а стандарты 3-6, 9, 13 — 15, 22, 25, 30 и 35 были отменены. Начиная с 2005 года принят запрет на принятие новых стандартов, а старые периодически проходят доработку, интерпретируются, чтобы максимально полноценно отвечать требованиям пользователей.

Определение 2

IFRS (International finance report standards) – перечень современных стандартов финансовой отчетности, коих на данный момент насчитывается 8. Список является открытым для принятия СМСФО новых положений.

В 2002 году Европейский союз по МСФО издал регламент № 1606/02, согласно которому МСФО приобрели статус закона прямого действия. Международные стандарты, в свою очередь, получили статус официального правового акта и стали достоянием Европейского сообщества.

Признаки структурирования МСФО

Структура МСФО включает следующие признаки:

  • Концептуальный, структурный, технологический уровни
  • Стандарты, связанные с отражением финансовых результатов и прибыли.
  • Стандарты, связанные с объединением бизнеса.
  • Прочие стандарты.

Концептуальный уровень

В данный уровень можно включить несколько концептуальных основ:

  • Принципы и элементы МСФО.
  • Оценку элементов.
  • Концепции капитала.

Принципы не являются стандартом и не подменяют их конкретных положений. Основной целью принципов является обеспечение последовательного и логически выраженного построения МСФО, а также они служат базой для профессиональных суждений.

Структурный уровень

Данный уровень МСФО объединяет в себе стандарты, которые, так или иначе, имеют связь с положениями о корректном составлении финансовой отчетности и раскрытия информации. К нему относятся стандарты IAS 1, 7, 34.

Технологический уровень

В нем объединены стандарты имеющие отношение к подготовке отчетности касающейся активов, имущества, аренды компаний, правил их оценки и отражения в отчетах убытков и обесценивания. В данный список вошли стандарты IAS 2, 16, 17, 36 и 38.

Уровень отражения финансовых результатов и прибыли

К категории стандартов имеющих связь с правилами признания выручки, определением налогооблагаемой базы по налогам на прибыль принято относить IAS 12, 18 и 33.

Объединение бизнеса

Группа стандартов, связанных с объединением бизнеса, также включает стандарты по подготовке консолидированной и сегментной отчетности. В нее входят стандарты IAS 27 и 28, а также IFRS 3 и 8.

Прочие стандарты

Это условная группа, использующаяся для систематизации управленческого и финансового назначения стандартов.

Принципы МСФО

В данный период времени отечественный бухучет находится в стадии реформирования. 6 марта 1998 года было принято постановление Правительства РФ № 283, в котором была утверждена программа, подразумевающая реформирование бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Принятие Концепции развития бухгалтерского учета РФ стало вторым шагом на пути к реформированию. Результатом выполнения программы можно считать:

  • Формирование обновленных редакций практически всех российских положений по бухучету.
  • Принятие нового плана счетов.
  • Принятие ПБУ.
  • Утверждение форм бухгалтерской отчетности.

Особенное значение в свете реформы стали приобретать концептуальные основы формирования и предоставления финансовой отчетности, включающие принципы МСФО, сущность ее элементов, их признание, оценку, концепцию определения и поддержания капитала.

Определение 3

Принципы МСФО являются определяющими положения касательно формирования и предоставления финансовой отчетности для внешних пользователей. Они также служат базой для формирования будущих МСФО и модернизации уже существующих, способствуют объединению МСФО при разработке национальных стандартов, используются при чтении международных стандартов и являются для аудиторов основой для формирования мнения о соответствии финансовой отчетности МСФО.

Замечание 1

Принципы не рассматриваются в качестве стандартов финансовой отчетности. Их принято определять как цели финансовой отчетности, пользователей, основные подходы к определению доходов и расходов компании, качественные характеристики обуславливающие полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности.

Классификация принципов МСФО

Строгая и общепринятая классификация принципов МСФО пока не имеет четких границ, однако принято разделять принципы согласно схеме, указанной далее.

Для выполнения поставленных задач, составление финансовой отчетности должно быть выполнено по методике начисления. В соответствии с данным методом результаты хозяйственных операций и прочие действия признаются только по факту их совершения, но не тогда, когда деньги по ним получены или выплачены. Процессы находят отражение в записях и отчетах того промежутка, к которому относятся. Отчетность, сформированная согласно методу начисления, информирует пользователя не только о предыдущих операциях, но и об обязательствах выплаты и денежных средствах, полученных в последующем.

Признание доходов для целей бухучета в РФ определено ст. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н. Согласно данному положению выручка признается в момент перехода права собственности от предприятия к покупателю. Расход, если учитывать ст. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, признается в момент передачи актива. Порядок определения расходов при методе начисления для целей налогового учета РФ содержится в ст. 272 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Замечание 2

В качестве альтернативы предыдущему методу рассматривают кассовый. Согласно ему хозяйственные операции и прочие процессы признаются в момент получения или выплаты денежных средств. Порядок признания расходов при использовании кассового метода для целей налогообложения содержится в ст. 273 гл. 25 НК РФ. Основное различие с международными стандартами заключается в наличии допущения обособленности имущества предприятия в РФ, что на практике проявляется признанием имущества активами на основании права собственности. Помимо этого в МСФО присутствует концепция капитала, его поддержания и определения элементов, а в отечественном бухучете подобные концепции отсутствуют. Подобный факт в некоторых моментах препятствует бухгалтеру достоверно определить и классифицировать некоторые хозяйственные операции и объекты.

Следующий принцип – непрерывности деятельности, заключается в составлении бухгалтерской отчетности, руководствуясь допущением, что компания действует, и будет вести деятельность в обозримом будущем. Таким образом, не рассматривается скорейшее сокращение масштабов деятельности предприятия или его ликвидация. Принцип является отражением жесткого бизнес-закона, предполагающего недопустимость предприятием приостановления деятельности после регистрации и систематичности убыточности деятельности.

Воплощение качественных характеристик невозможно без соблюдения ряда определенных принципов, а именно:

  • Существенность.
  • Правдивость.
  • Превосходство содержания над формой.
  • Нейтральность.
  • Осмотрительность.
  • Полнота.
  • Актуальность.
  • Баланс расхода и дохода.
  • Баланс качественных характеристик.
  • Достоверное и объективное представление.

В свою очередь, качественные компоненты финансовой отчетности, являются незаменимыми атрибутами, делающими финансовую информацию доступной и полезной для пользователя.

Определение 4

Понятность – основа информации, представляемой в финансовой отчетности. Без обладания достаточными знаниями в сфере экономической и деловой деятельности, а также при организации бухгалтерского учета достичь должного уровня понятности не удастся.

Определение 5

Полезность информации определяется принципом уместности. Условие выполняется в том случае, если информация оказывает влияние на экономические решения пользователей, способствуя анализу предыдущих, текущих и предстоящих событий.

Существенность

На уместность оказывает влияние ее характер и существенность. Информация может считаться существенной, если ее искажение или устранение способно оказать влияние на экономическое решение пользователя. Использование данного принципа неизбежно связано с принципом рациональности, который определяет оптимальное ведение бухучета, с точки зрения экономики, опираясь на условия хозяйственной деятельности и масштабы предприятия. Выбирая рациональные способы ведения бухучета необходимо следовать степенью принятого уровня существенности, таким образом, рациональность в подходе выявляет существенность конкретного объекта учета при условии его отдельного выделения в отчетности или при формировании регистров учета. Конкретизированный объем уровня существенности необходимо указать в учетной политике. Уровень существенности может быть вариативным и составлять от 5% до 25%.

Надежность

Полезность используемой информации также предполагает ее надежность. Информация может считаться надежной, если в ней отсутствуют существенные ошибки и искажения, а пользователь может положиться на нее как на правдивую. Информация должна быть правдивой, чтобы иметь возможность являться надежной. Таким образом, установленный балансовый отчет должен правдиво отражать процессы и прочие действия, результатом которых на отчетную дату стали активы, обязательства и капитал предприятия, отвечающие критериям признания. Это означает, что факты хозяйственной деятельности, которые отражаются в регистрах бухучета, должны быть подтверждены документацией первичного уровня.

Преобладание содержания над формой

Преобладание содержания информации над ее формой определяется тем, что, к примеру, при финансовой аренде в начальный срок пользования активом компании еще не произошла передача юридического права собственности этого предприятия, однако в балансе арендатора уже отмечена стоимость аренды, поскольку риски пользования активом уже перешли. В отношении отражения финансовой аренды имеются существенные различия норм отечественного законодательства от IAS 17. Вследствие чего формируется вывод, что в российском законодательстве данный принцип соблюдается не всегда. Несоответствие также подтверждается различием норм признания выручки согласно МСФО 18 и ПБУ 9/99. В отечественном законодательстве признание выручки возможно только при условии перехода права собственности от продавца к покупателю, тогда как признание выручки, согласно МСФО 18, происходит при выполнении двух требований:

  • При переводе значительных рисков, связанных с обладание товаром, услугами, работами, от организации к покупателю.
  • Предприятие не является полноправным участником управления, а именно, не имеет права владения, не контролирует проданные товары.

Нейтральность

Надежность информации предполагает ее нейтральность. Этот принцип подразумевает формирование отчетности без преобладания личных интересов одной группы пользователей над остальными, т. е. без заинтересованности отдельных лиц в отражении выгодного результата, для какой-либо из сторон. При наличии заинтересованности неизбежно утрачивается достоверность самой отчетности.

Осмотрительность

Данный принцип предполагает введение определенной доли осторожности в процесс формирования суждений, необходимых при производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не являлись завышенными, а отрицательные показатели заниженными. Разрабатывая технико-экономическое обоснование проекта, максимально учитываются все отрицательные воздействия, такие как:

  • Рыночная конкуренция.
  • Необходимость снижения цен на производимую продукцию.
  • Непредвиденные расходы.

Новшества допустимо внедрять при условии достаточности прогнозируемого прихода прибыли.

Отражение в отчетных документах продажи активов согласно принципу справедливой стоимости, означает, что при заключении предприятием прибыльного и долгосрочного контракта на продажу своих услуг или товаров, контракт не будет выступать в качестве актива, поскольку принцип осмотрительности не предусматривает признание ожидаемой прибыли.

Полнота

Для того, чтобы быть надежной, информация также должна быть представлена в полной мере. Неучтенный фрагмент может сделать информацию ложной или дезориентирующей и, как следствие, ненадежной, несовершенной с точки зрения ее уместности.

Пользователи также должны иметь возможность сопоставить финансовую отчетность организации за разные промежутки, для определения тенденции ее финансового положения и результатов деятельности.

В качестве основного условия сопоставимости информации является информирование пользователей о вариантах учетной политики, применяемой при формировании финансовой отчетности, изменениях в ней в результате модификаций.

Своевременность

Такая необходимость определяется тем, что при неоправданной задержке в предоставлении информации она может утратить свою актуальность. Подобное можно рассмотреть на примере заключения главным инженером договора, контракта или акта на выполнение каких-либо работ, не доведя данную информацию до сведения главного бухгалтера. Такая ситуация может привести к некорректному определению доходов и расходов и, как следствие, налоговых выплат. Информация, дошедшая до бухгалтерии несвоевременно, теряет свою актуальность.

Баланс

Баланс между выгодой и затратами означает, что польза, получаемая из информации, должна превалировать расходы над ее добычей. Подобное положение обуславливается целью бизнеса, состоящей в получении прибыли.

Баланс между качественными характеристиками означает компромисс между этими характеристиками для достижения соответствующего соотношения между ними.

Вывод

Финансовая отчетность достоверна и дает объективное представление о финансовом положении, результатах деятельности, изменениях в финансовом положении организации в полном объеме и динамике.

Структура МСФО. Стандарты. Интерпретации

В концепцию МСФО заложен ряд принципов, которые базируются на определенных допущениях. В свою очередь каждый из стандартов имеет установленную структуру. О том, что представляют собой эти элементы, а также какие стандарты действуют в настоящее время, читайте в этой статье.

Как уже упоминалось в первой статье настоящего цикла <*>, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой систему документов, состоящую из предисловия к положениям по МСФО, разъяснений принципов подготовки и представления финансовой отчетности (концепции МСФО), стандартов и интерпретаций к ним. Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.

В предисловии (Preface to International Financial Reporting Standards) определяется порядок разработки и применения стандартов, а также устанавливаются цели и порядок деятельности Совета по МСФО. В контексте предисловия должны рассматриваться положения каждого отдельного стандарта.

Концепция МСФО (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) представляет собой совокупность принципов, положенных в основу всех стандартов и интерпретаций. Совет по МСФО руководствуется ими при разработке новых стандартов, а специалистам, составляющим отчетность и подтверждающим ее достоверность, принципы помогают правильно интерпретировать стандарты и разрешать вопросы, прямо не раскрытые в МСФО.

В концепции МСФО определяются цели составления финансовой отчетности, ее основные элементы (активы, пассивы, доходы, расходы, капитал и др.), устанавливаются качественные характеристики, определяющие полезность финансовой отчетности, а также приводятся определения основных терминов.

Стандарты (International Finantional Reporting Standards, International Accounting Standards) устанавливают правила, определяющие порядок раскрытия отдельных хозяйственных операций в финансовой отчетности. Напомним, что стандарты, принятые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности до 2001 г., носят название International Accounting Standards (сокращенно — IAS), а стандарты, принятые начиная с 2001 г. правопреемником Комитета — Советом по международным стандартам финансовой отчетности, именуются International Financial Reporting Standards (IFRS).

В настоящее время действуют 31 стандарт IAS и 6 стандартов IFRS (см. табл. 1 на с. 23). Интерпретации (Interpretations of IFRS, IAS) представляют собой важную часть системы МСФО, поскольку они, во-первых, разъясняют и уточняют отдельные положения стандартов с учетом практики их применения, а во-вторых, регулируют порядок применения соответствующих стандартов по вопросам, недостаточно раскрытым либо вообще не упомянутым в самом стандарте.

Аббревиатура, используемая для обозначения интерпретаций, различна в зависимости от периода публикации каждого документа.
Интерпретации, опубликованные до 2001 г., сокращенно именуются SIC — по названию Постоянного комитета по интерпретациям (Standards Interpretations Committee).

В 2001 г. произошла реорганизация Комитета и в англоязычном варианте он стал называться International Financial Reporting Interpretations Comittee — IFRIC.

Русскоязычная аббревиатура интерпретаций — ПКИ — не изменялась, поэтому в специализированной литературе при описании интерпретаций для удобства пользователей принято указывать и соответствующую англоязычную аббревиатуру: ПКИ (SIC) или ПКИ (IFRIC) (см. табл. 2 на с. 25).

Концепция МСФО. Принципы

Согласно концепции МСФО целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах деятельности компании (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) и изменениях в финансовой позиции (отчет об изменениях капитала), полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.

Концепция МСФО определяет, что для достижения вышеуказанной цели финансовой отчетности должны быть присущи определенные качественные характеристики, а сформирована она должна быть с учетом основополагающих допущений и ограничений.

Существуют четыре основные причины, определяющие необходимость существования принципов подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

1. Принципы помогают соблюдать последовательность при разработке стандартов. Без наличия принципов, определяющих, например, приоритет содержания над юридической формой, каждую конкретную хозяйственную ситуацию следовало бы рассматривать в стандартах в отдельности, что увеличило бы вероятность применения непоследовательных подходов.

2. При разработке новых стандартов принципы помогают ускорить ход обсуждения и сосредоточиться на решении конкретных вопросов. Нет необходимости возвращаться постоянно к рассмотрению концептуальных вопросов, поскольку основные вопросы подготовки финансовой отчетности уже определены принципами.

3. При составлении финансовой отчетности принципы помогают найти подходы к решению тех вопросов, которые не раскрыты в отдельных стандартах и интерпретациях.

4. Если МСФО и национальные стандарты учета и отчетности отдельных государств базируются на одинаковых принципах, это существенно ускоряет и упрощает процесс внедрения международных стандартов.

Качественные характеристики финансовой отчетности

Принципы, заложенные в концепцию МСФО, базируются на следующих основополагающих допущениях:
допущение непрерывности деятельности. Согласно этому допущению при подготовке финансовой отчетности необходимо исходить из того, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. у нее нет ни намерения, ни необходимости ликвидироваться либо существенно сокращать масштабы своей деятельности;

допущение последовательности. На основании этого допущения компания в течение всей своей деятельности применяет одну и ту же учетную политику, за исключением случаев, когда внесение изменений обусловлено внесением поправок в законодательство либо обоснованным изменением методологии учета, что должно быть в обязательном порядке раскрыто в пояснениях к финансовой отчетности;

допущение метода начисления. Согласно этому методу все хозяйственные операции и иные события признаются в учете в момент совершения операции и включаются в финансовую отчетность того периода, к которому относятся, независимо от порядка получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов, а также без условия об обязательном наличии документов, подтверждающих факт совершения соответствующей хозяйственной операции либо наступления иного события, подлежащих отражению в финансовой отчетности.

Помимо вышеуказанных основополагающих допущений Международные стандарты финансовой отчетности предполагают наличие нескольких прочих допущений:

допущение единой экономической (хозяйствующей) единицы. Предполагает для целей составления финансовой отчетности наличие самостоятельного предприятия (группы предприятий), которое отделено (которая отделена) от своих владельцев и других экономических субъектов, что позволяет пользователям отчетности быть уверенными в том, что в ней раскрыты финансовые показатели соответствующей экономической единицы, обособленные от финансовых показателей других экономических единиц.

Определение экономической (хозяйствующей) единицы производится в зависимости от вида финансовой отчетности: в целях формирования индивидуальной отчетности экономической единицей признается отдельная компания (фирма, предприятие), консолидированной отчетности — группа предприятий, отчетность которых подлежит консолидации;

допущение использования денежного измерителя. Обуславливает приоритет финансовой информации над любой другой. Иными словами, отражению в финансовой отчетности подлежат только операции, события и их результаты, имеющие стоимостную (денежную) оценку;

допущение периодичности. Предполагает формирование данных о финансовом положении, финансовых результатах деятельности компании и изменениях в финансовой позиции соответствующей экономической единицы по истечении определенных периодов времени — месяца, квартала, года.

Одно из основных мест в совокупности принципов МСФО занимают качественные характеристики финансовой отчетности, т.е. те основополагающие требования, которым должны отвечать все элементы финансовой отчетности для обеспечения ее соответствия общей цели, изложенной в концепции МСФО.

К таким качественным характеристикам относятся:

1. Понятность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям, обладающим достаточными экономическими знаниями в области учета и отчетности.

Однако данное требование к финансовой отчетности не применяется в исключительных случаях, т.е. в ситуациях, когда определенная информация может быть признана существенной для пользователя, она подлежит включению в финансовую отчетность, даже если ее понимание может вызвать определенные затруднения у других пользователей.

2. Уместность. Информация признается уместной, если она позволяет влиять на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать либо корректировать ранее сделанные оценки. Уместность информации определяется исходя из двух критериев — существенности и своевременности.

Существенной признается информация, представляемая в финансовой отчетности, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Для определения существенности МСФО не устанавливают какой-либо стоимостной либо иной оценочный критерий. Для этого требуется реализация профессионального суждения, основанного на оценке потребностей осведомленных пользователей, разумно пользующихся финансовой отчетностью.

Своевременность информации означает, что вся информация, способная оказать влияние на понимание финансовой отчетности пользователями, должна быть без задержки включена в отчетность, которая, в свою очередь, должна быть в обусловленный срок представлена пользователям.

3. Достоверность (надежность). Информация признается достоверной, если она правдиво отражает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок.

Достоверность информации обеспечивается совокупностью следующих признаков:

  • правдивое представление;
  • преобладание сущности над юридической формой;
  • нейтральность, т.е. отсутствие направленности на определенный результат;
  • осмотрительность, т.е. готовность к признанию потенциальных убытков в большей степени, чем к признанию потенциальных прибылей;
  • полнота, т.е. отражение всех имеющихся данных о деятельности компании с учетом их соответствия принципу существенности.

4. Сопоставимость. Рассматриваемая характеристика действует в двух плоскостях.

Во-первых, информация в финансовой отчетности должна быть раскрыта в динамике, т.е. за отчетный период и как минимум за один период, предшествующий отчетному, что позволит сравнивать соответствующие показатели отчетности между собой, выявляя определенные тенденции.

Во-вторых, раскрываемая информация должна обеспечивать возможность сравнения аналогичных показателей в финансовых отчетах различных компаний.

Принципы МСФО определяют, что качественные характеристики финансовой отчетности имеют определенные ограничения в применении, которые должны учитываться в полной мере при ее составлении.

Во-первых, ограничение во взаимодействии таких характеристик, как уместность и достоверность (надежность), проистекает из того, что чрезмерная задержка в представлении отчетности в большинстве случаев приводит к повышению ее надежности, но одновременно влечет потерю уместности.

Во-вторых, баланс между выгодой и затратами предполагает, что выгоды, извлекаемые из информации, не должны превышать затраты на ее получение. Обратная ситуация в подавляющем большинстве случаев ведет к потере уместности информации.
В-третьих, для установления компромисса между качественными характеристиками отчетности в значительной части случаев необходимо профессиональное суждение о том, каким образом выполнить задачу формирования финансовой отчетности при сохранении всех качественных характеристик и соблюдении баланса между ними.

Основные элементы отчетности. Термины

Элементы финансовой отчетности
характеризующие финансовое положение характеризующие результаты деятельности
Отчет
об изменениях
капитала
Бухгалтерский
баланс:
активы
обязательства
капитал
Отчет о прибылях
и убытках:
доходы
расходы
Отчет
о движении
денежных
средств

Приведем определения основных терминов.

Активы — ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономических выгод в будущем.

Обязательства — существующая обязанность компании, возникшая в результате событий прошлых периодов, погашение которых, как ожидается, приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Капитал — доля в активах после вычета из суммы активов компании всех ее обязательств.

Доходами признается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Доходы включают как выручку, так и прочие доходы. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и может называться по-разному: продажи, вознаграждения, проценты, роялти, дивиденды, арендная плата.

Расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала. Расходы включают убытки, а также расходы, возникающие в процессе обычной деятельности компании, такие, как себестоимость продаж, заработная плата и амортизация.

Стандарты и интерпретации

Каждый из стандартов имеет определенную структуру, включающую в большинстве случаев следующие элементы:

введение, в котором определяются области учета, на которые распространяется действие конкретного стандарта, его цели и задачи;
раскрытие основных понятий и их трактовку;

отдельные положения, раскрывающие индивидуальные особенности стандарта, т.е. описание методологических проблем и путей их решения;

требования к раскрытию информации, устанавливающие объем информации, который должен быть раскрыт непосредственно в финансовой отчетности и в примечаниях к ней;

дату вступления в силу, т.е. указание на период, с которого начинает действовать стандарт либо его отдельные положения.

НИЖЕ ПРИВЕДЕНЫ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ СТАНДАРТОВ И ИХ СУЩЕСТВУЮЩИЕ РОССИЙСКИЕ АНАЛОГИ (ТАБЛ. 1), А ТАКЖЕ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ (ТАБЛ. 2).

Действующие МСФО и их аналоги в россии

Таблица 1

N
п/п
МСФО (IAS, IFRS) Российский аналог
1 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой
отчетности» (Presentation of Financial Statements)
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность
организации»
2 МСФО (IAS) 2 «Запасы» (Inventories) ПБУ 5/01 «Учет материально-
производственных запасов»
3 МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных
средств» (Cash Flow Statements)
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность
организации»
4 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения
в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки»
(Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates
and Errors)
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»
5 МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты»
(Events after the Balance Sheet Date)
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»
6 МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»
(Construction Contracts)
ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов)
на капитальное строительство»
7 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»
(Income Taxes)
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу
на прибыль»
8 МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»
(Segment Reporting)
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
9 МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
(Property, Plant and Equipment)
ПБУ 6/01 «Основные средства»
10 МСФО (IAS) 17 «Аренда» (Leases)
11 МСФО (IAS) 18 «Выручка» (Revenue) ПБУ 9/99 «Доходы организации»
12 МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»
(Employee Benefits)
13 МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и
раскрытие информации
о государственной помощи» (Accounting
for Government Grants and Disclosure
of Government Assistance)
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
14 МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных
курсов» (The Effects of Changes in Foreign
Exchange Rates)
ПБУ 3/2000 «Учет активов
и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте»
15 МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»
(Borrowing Costs)
ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов
и затрат по их обслуживанию»
16 МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации
о связанных сторонах» (Related Party Disclosures)
ПБУ 11/2000 «Информация
об аффилированных лицах»
17 МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность
по программам пенсионного обеспечения
(пенсионным планам)» (Accounting
and Reporting by Retirement Benefit Plans)
18 МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдель-ная
финансовая отчетность» (Consolidated
and Separate Financial Statements)
19 МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоцииро-ванные
компании» (Investments in Associates)
20 МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность
в условиях гиперинфляции» (Financial Reporting in
Hyperinflationary Economies)
21 МСФО (IAS) 30 «Раскрытие информации
в финансовой отчетности банков и анало-гичных
финансовых организаций» (Disclosures in the
Financial Statements of Banks and Similar Financial
Institutions)
Документы, разрабатываемые
и издаваемые Центральным банком
Российской Федерации
22 МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной
деятельности» (Interests in Joint Ventures)
ПБУ 20/03 «Информация об участии
в совместной деятельности»
23 МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты —
раскрытие и представление информации»
(Financial Instruments: Disclosure
and Presentation)
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
24 МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»
(Earnings per Share)
Методические рекомендации
по раскрытию информации о прибыли,
приходящейся на одну акцию (утверждены
Приказом Минфина России от 21.03.2000 N
29н)
25 МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая
отчетность» (Interim Financial Reporting)
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность
организации»
26 МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»
(Impairment of Assets)
27 МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства,
условные обязательства и условные активы»
(Provisions, Contingent Liabilities and Contingent
Assets)
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной
деятельности»
28 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»
(Intangible Assets)
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»
29 МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты —
признание и оценка» (Financial Instruments —
Recognition and Measurement)
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
30 МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость»
(Investment Property)
31 МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» (Agriculture)
32 МСФО (IFRS) 1 «Принятие Международных
стандартов финансовой отчетности впервые»
(First-Time Application of International Financial
Reporting Standards)
33 МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых
инструментов» (Share-Based Payments)
34 МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий»
(Business Combinations)
Методические указания по формирова-нию
бухгалтерской отчетности
при осуществлении реорганизации
организаций (утверждены Приказом Минфина
России от 20.05.2003 N 44н);
ПБУ 20/03 «Информация об участии
в совместной деятельности»
35 МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»
(Insurance Contracts)
36 МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы,
предназначенные для продажи, и прекращен-ная
деятельность» (Non-Current Assets Held
for Sale and Discontinued Operations)
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой
деятельности»
37 МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка минеральных
ресурсов» (Exploration
for and Evaluation of Mineral Resources)

Интерпретации МСФО

Таблица 2

N
п/п
Интерпретация Стандарт, к которому относится интерпретация
1 ПКИ (SIC) 7 «Введение евро»
(Introduction of the Euro)
МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений
валютных курсов» (The Effects
of Changes in Foreign Exchange Rates)
2 ПКИ (SIC) 10 «Государственная помощь — отсутствие
конкретной связи с операционной деятельностью»
(Government Assistance —
No Specific Relation to Operating Activities)
МСФО (IAS) 20 «Учет государственных
субсидий и раскрытие информации
о государственной помощи» (Accounting for
Government Grants and Disclosure
of Government Assistance)
3 ПКИ (SIC) 12 «Консолидация — организации
специального назначения» (Consolidation — Special
Purpose Entities)
МСФО (IAS) 27 «Консолидированная
и отдельная финансовая отчетность»
(Consolidated and Separate Financial Statements)
4 ПКИ (SIC) 13 «Совместно контролируемые
организации — неденежные вклады со стороны
предпринимателей» (Jointly Controlled Entities — Non-
Monetary Contributions by Ventures)
МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной
деятельности» (Interests in Joint Ventures)
5 ПКИ (SIC) 15 «Операционная аренда — стимулы»
(Operating Leases — Incentives)
МСФО (IAS) 17 «Аренда» (Leases)
6 ПКИ (SIC) 21 «Налоги на прибыль — возмещение
переоцененной стоимости активов, не подлежащих
амортизации» (Income Taxes — Recovery of Revalued
Non-Depreciable Assets)
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» (Income
Taxes)
7 ПКИ (SIC) 25 «Налоги на прибыль — изменения в
налоговом статусе компании или ее акцио-неров»
(Income Taxes — Changes in the Tax Status of an
Enterprise or its Shareholders)
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» (Income
Taxes)
8 ПКИ (SIC) 27 «Оценка существа операций,
облаченных в юридическую форму аренды»
(Evaluating the Substance of Transactions Involving the
Legal Form of Lease)
МСФО (IAS) 1 «Представление финан-совой
отчетности» (Presentation
of Financial Statements)
МСФО (IAS) 17 «Аренда» (Leases)
МСФО (IAS) 18 «Выручка» (Revenue)
9 ПКИ (SIC) 29 «Раскрытие информации -договоры
концессии по предоставлению услуг» (Disclosure —
Service Concession Arrangements)
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой
отчетности» (Presentation of Financial
Statements)
10 ПКИ (SIC) 31 «Выручка — бартерные операции,
включающие рекламные услуги» (Revenue — Barter
Transactions Involving Advertising Services)
МСФО (IAS) 18 «Выручка» (Revenue)
11 ПКИ (SIC) 32 «Нематериальные активы — затраты на
Интернет-сайт» (Intangible Assets — Web Site Costs)
МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»
(Intangible Assets)
12 ПКИ (IFRIC) 1″Изменения в обязательствах
по выводу из эксплуатации объекта основных
средств, восстановлению среды и иных аналогичных
обязательствах» (Changes
in Existing Decommissioning, Restoration
and Similar Liabilities)
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой
отчетности» (Presentation of Financial
Statements)
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения
в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки»
(Accounting Policies, Changes in Accounting
Estimates
and Errors)
МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
(Property, Plant and Equipment)
МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»
(Borrowing Costs)
МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»
(Impairment of Assets)
МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства,
условные обязательства и условные активы»
(Provisions, Contingent Liabilities and Contingent
Assets)
13 ПКИ (IFRIC) 2 «Доли участия в кооперативах
и подобные финансовые инструменты» (Members`
Shares in Cooperative Entities
and Similar Instruments)
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструмен-ты —
раскрытие и представление информации»
(Financial Instruments — Disclosure and
Presentation)
МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты —
признание и оценка» (Financial Instruments —
Recognition
and Measurement)
14 ПКИ (IFRIC) 4 «Определение наличия в сделке
отношений аренды» (Determing whether
an Arrangement Contains a Lease)
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения
в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки»
(Accounting Policies, Changes in Accounting
Estimates
and Errors)
МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
(Property, Plant and Equipment)
МСФО (IAS) 17 «Аренда» (Leases)
МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»
(Intangible Assets)
15 ПКИ (IFRIC) 5 «Права на доли, возникающие
в связи с фондами вывода из эксплуатации,
восстановления и экологической реабили-тации»
(Rights to Interests arising from Decommissioning,
Restoration
and Environmental Rehabilitation Funds)
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения
в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки»
(Accounting Policies, Changes in Accounting
Estimates
and Errors)
МСФО (IAS) 27 «Консолидированная
и отдельная финансовая отчетность»
(Consolidated and Separate Financial Statements)
МСФО (IAS) 28 «Инвестиции
в ассоциированные компании» (Investments in
Associates)
МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной
деятельности» (Interests in Joint Ventures)
МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательст-ва,
условные обязательства и условные активы»
(Provisions, Contingent Liabilities and Contingent
Assets)
МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты —
признание и оценка» (Financial Instruments —
Recognition and Measurement)
ПКИ (SIC) 12 «Консолидация — организации
специального назначения» (Consolidation —
Special Purpose Entities)
16 ПКИ (IFRIC) 6 «Обязательства, возникающие
в связи с участием в специализированном рынке —
отходы электротехнического
и электронного оборудования» (Liabilities arising from
Participating in a Specific Market — Waste Electrical and
Electronic Equipment)
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения
в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки»
(Accounting Policies, Changes in Accounting
Estimates
and Errors)
МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательст-ва,
условные обязательства и условные активы»
(Provisions, Contingent Liabilities and Contingent
Assets)

Департамент методологии, стандартизации и управления качеством аудиторско-консалтинговой фирмы «ЦБА»

Международные стандарты финансовой отчетности — Обзор

Александр Барабанов asbarabanov@mail.ru, barabanov@tatneft.co.ru

Введение
Глава 1. Классификация моделей бухгалтерского учёта
Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности
Глава 3. Общие принципы международных стандартов
Глава 4. Краткая характеристика международных стандартов
Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение

Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности

§ 1. Структура Комитета

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

  1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
  2. ПравлениеКМСФО(International Financial Standards Board);
  3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);
  4. Комитет поинтерпретациямМСФО(International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности». Попечительский совет – это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные цели совета это:

  1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
  2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;
  3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

  • назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;
  • одобрение бюджета Правления;
  • рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;
  • утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

В настоящее время Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов.

Правление КМСФО. Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

  • Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;
  • Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам. Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО. В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

§ 2. Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов.

  1. Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.
  2. Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения – 90 дней).
  3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.
  4. Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.

Версия для печати

2. Порядок разработки и внедрения мсфо

В настоящее время актуальной проблемой в мире является международная унификация бухгалтерского учёта. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет высокие требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и представления финансовой отчётности. Именно с этой проблемой столкнулись Российские специалисты в области бухгалтерского учёта в период активного перехода страны к рыночной экономике и установления деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне отдельных предприятий.

С целью обеспечения сопоставимости бухгалтерской документации различных компаний в общемировом масштабе, а также для доступности отчётной информации для внешних пользователей в настоящее время разрабатываются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

МСФО – это система правил и требований к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчётов компаний признаваемых во всём мире.

Для их обозначения могут использоваться следующие аббревиатуры:

МСБУ – Международные стандарты бухгалтерского учёта

МСФО – Международные стандарты финансовой отчетности

IAS – International accounting standards

IFRS – International financial report standards

МСБУ – разрабатывались до 2001 года, а МСФО – разрабатываются после 2001 года.

Разработкой и совершенствованием международных стандартов учёта занимается специальная организация – Совет по международным стандартам бухгалтерского учёта (СМСБУ), созданный 29 июня 1973 года по соглашению между профессиональными организациями бухгалтеров 10-ти развитых капиталистических стран. Его штаб-квартира находится в Лондоне.

В 2001 году до реорганизации Совета его членами были 153 профес­сиональных бухгалтерских организации из 112 стран. В настоящее время членство в Совете отменено.

Совет состоит из трех структурных подразделений:

— Правление — включает 14 членов – из них 10 постоянных (Австралия и Новая Зеландия, Вели­кобритания, Германия, США, Канада, Франция, Япония, Южная Африка). Организует и контролирует процесс разработки стандартов, утверждает их, а также устанавливает взаимосвязи с национальными организациями, регулирующими бухгалтерский учет. Его заседания являются открытыми.

— Консультационный комитет, в который входят представители 29 стран (разных континентов) и 5 международных организаций (таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, МФБ, МОКЦБ). Принимает участие в разработке проектов стандартов и в их обсуждении. Страны представляют видные ученые-экономисты.

— Постоянный комитет по интерпретации (ПКИ) — разрабатывает ин­терпретации по применению международных стандартов в спорных ситуаци­ях. Включает 12 членов.

В Уставе Совета определены следующие цели его деятельности:

— разработка в интересах общественности глобаль­ных стандартов финансовой отчетности, имеющих обязательную силу и в со­ответствии с которыми отчетность должна раскрываться высо­кокачественная и сопоставимая информация, чтобы ее пользователи могли принимать обоснованные экономические решения;

— распространение и обеспечение строгого соблюдения этих стандартов

— обеспечение максимального сближения национальных стандартов учета и МСФО, исходя из оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности (конвергенция учетных стандартов).

Процесс разработки и утверждения международных стандартов вклю­чает множество этапов и аналитических стадий, в том числе: формирование специальной подготовительной группы, изучение национальных бухгалтер­ских требований и практики, детальный анализ всех вопросов, связанных с темой разрабатываемого стандарта, публикацию и обсуждение проекта стан­дарта членами комитета, внесение необходимых корректировок и изменений и последующее утверждение стандарта комитетом.

МСФО издаются Советом в виде сборника документов, состоящего из трех частей.

1. Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности. Им принадлежит принципиально важная роль. Во-первых, они определяют принципы (концепции), в соответствии с которыми должна быть составлена финансовая отчетность. Во-вторых, они служат теоретической основой существующих и разрабатываемых стандартов. В-третьих, они яв­ляются руководством для решения учетных проблем, не предусмотренных действующими стандартами.

2. Собственно стандарты, которые определяют подходы к решению различных учетных проблем, регламентируя правила и процедуры отражения в учете и отчетности хозяйственных средств и операций предприятия.

К 2010 году Советом разработано и опубликовано 38 международ­ных стандартов, которые уже применяются и охватывают все основные во­просы, связанные с составлением финансовой отчётности предприятия.

МСБУ 1. — Представление финансовой отчетности

МСБУ 2. — Запасы

МСБУ 7. — Отчеты о движении денежных средств

МСБУ 8. — Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошиб­ки и изменения в учетной политике

МСБУ 10. — События, происшедшие после отчетной даты

МСБУ 11. — Договоры подряда

МСБУ 12. — Налоги на прибыль

МСБУ 16. — Основные средства

МСБУ 17. — Аренда

МСБУ 18. — Выручка

МСБУ 19. — Вознаграждения работникам

МСБУ 20. — Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

МСБУ 21. — Влияние изменений валютных курсов

МСБУ 23. — Затраты по займам

МСБУ 24. — Раскрытие информации о связанных сторонах

МСБУ 26 — Учет и отчетность по пенсионным планам

МСБУ 27. — Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании

МСБУ 28. — Учет инвестиций в ассоциированные компании

МСБУ 29. — Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

МСБУ 30. — Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и ана­логичных финансовых институтов

МСБУ 31.- Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности

МСБУ 32. — Финансовые инструменты: представление инфор­мации

МСБУ 33. — Прибыль на акцию

МСБУ 34. — Промежуточная финансовая отчетность

МСБУ 36. — Обесценение активов

МСБУ 37. — Резервы, условные обязательства и условные активы

МСБУ 38. — Нематериальные активы

МСБУ 39. — Финансовые инструменты: признание и оценка

МСБУ 40. — Инвестиционное имущество

МСБУ 41. — Сельское хозяйство

МСФО 1. — Первое применение МСФО

МСФО 2. — Выплаты долевыми инструментами

МСФО 3. — Объединения бизнеса

МСФО 4. — Договоры страхования

МСФО 5. — Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для про­дажи, и прекращенная деятельность

МСФО 6. — Геологоразведка и оценка минерально-сырьевых запасов

МСФО 7 – Финансовые инструменты: раскрытие информации

МСФО 8 – Операционные сегменты

3. Интерпретации ПКИ помогают принимать адекватные решения по спорным вопросам применения МСФО. В настоящее время разработано 16 интерпретаций.

Необходимо отметить, что международные стандарты представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. Они носят рекомендательный характер, т.е., не являются обязательными для применения. На их основе в национальных учётных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламен­тацией учёта определённых объектов.

Тем не менее, по мнению специалистов, международные стандарты бу­дут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем. Так Швейцария уже полностью перешла на международные стандарты, обсужда­ется вопрос о принятии международных стандартов странами ЕС, Велико­британия, где традиции бухгалтерского учёта весьма устойчивы, планирует переход в течение трёх лет. Кроме того, в большинство стран в той или иной степени уже сегодня учитывают требования международных стандартов в своих учётных системах.

Кроме того предприятия, желающие получить котировку на фондовой бирже должны составлять отчётность в соответствии с международными стандартами. Такое решение было принято Международной организацией комиссий по ценным бумагам.

Объективными преимуществами международных стандартов учета перед национальными в отдельных странах являются:

— четкая экономическая логика;

— обобщение лучшей современной мировой практики в области учета;

— простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

Порядок разработки и принятия Международных Стандартов Финансовой Отчетности

Для обеспечения высокого качества стандартов, а, следовательно, их широкого применения в мире СМСФО выработал многоступенча­тую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов, которые включают:

1. изучение и анализ вопросов по определенной теме и определение возможности применения для разрешения этих вопросов Принципов подготовки и представления финансовой отчетности;

2. изучение национальных требований, практического опыта в решении выявленных вопросов и обмен мнениями по ним с национальными органами, издающими стандарты фи­нансовой отчетности;

3. проведение консультаций с Консультативным советом по стандартам по поводу целесообразности включения данной темы в программу Правления;

4. формирование группы, которая должна оказывать консульта­ционную поддержку Правлению в работе над соответствующим проектом;

5. публикация дискуссионного документа для публичного обсуждения и ком­ментариев;

Цель Дискуссионного документа состоит в том, чтобы:

— изложить суть вопроса, задачи проекта и проблемы учета;

— обсудить результаты исследований и соответствующую литературу;

— предоставить альтернативные варианты решения обсуждаемых вопросов, а также аргументы и последствия каждого из них.

Публикация Дискуссионного документа должна быть одобрена простым большинством присутствующих на заседании членов Совета, если их количество составляет не менее 60% от общего числа членов СМСФО.

6. публикация проекта положения стандарта для публично­го обсуждения и комментариев. Вместе с проектом стандарта публикуются особые мнения отдельных членов Правления;

Проект Положения — это предварительная версия стандарта, в которой излагаются предварительная версия и переходные положения нового стандарта.

7. обсуждение оснований для выводов по содержанию проек­та стандарта. Основания для выводов публикуются вместе с проектом стандарта;

8. рассмотрение и анализ комментариев, полученных за время, от­веденное для публичного обсуждения дискуссионного докумен­та и проекта стандарта. Обычно для представления коммента­риев отводится порядка 120 дней (60 дней для документов, от­носящихся к разъяснениям). Сокращенный период обсуждения устанавливается в исключительных случаях;

9. проведение публичных слу­шаний по соответствующим вопросам и опытного тестирова­ния (апробации) предлагаемых решений. Публичные слушания имеют целью публичное обсуждение предлагаемых стандар­тов. Опытное тестирование проводится в развитых и развива­ющихся странах для того, чтобы определить, насколько пред­лагаемые стандарты реализуемы и применимы на практике в различных условиях;

10. одобрение и утверждение стандарта. Одновре­менно Правление решает, включать ли в публикуемый стан­дарт какие-либо особые мнения членов Правления;

11. публикация стандарта и вместе с ним: оснований для выводов и разъяснений, касающихся основных этапов раз­работки стандарта и оценки Правлением комментариев, вы­сказанных в ходе публичного обсуждения проекта.

Основа для выработки заключений обычно приводится в Проекте Положения и в публикуемом стандарте. В них должны быть включены мнения несогласных членов СМСФО.

Процесс принятия интерпретаций КИМФО – аналогичен и, как правило, включа­ет этапы 1, 2, 6, 8 и 10. При этом решения по опубликованию проекта разъяснения и его одобрению принимает Комитет по разъяснениям. В обоих случаях решение считается принятым, если против него проголосовало не более трех членов этого Комитета. Текст документов должен быть также одобрен не менее чем 8 членами Правления, принимающего окончательное решение.