Спецоценка рабочих мест

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

Не все работодатели знакомы с процедурой аттестации рабочих мест. Это сложный регламентированный комплекс мер, обязательный для каждого предприятия. Исключение составляют ИП без наемных работников. Цель такой оценки — выявление негативных производственных факторов, и приведение условий труда в соответствие с государственными нормативами (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации

  1. Ст. 212 ТК РФ прописывает необходимость проведения специальной оценки условий труда. Регламент аттестации закреплен в ст. 8 гл. 2 Закона 426-ФЗ.

  2. Согласно п. 1 ст. 8. 426-ФЗ, расходы по организации и проведению мероприятий в рамках оценки условий труда берет на себя работодатель.

  3. В п. 2 ст. 8 указано, что аттестация проводится совместно представителями отдела охраны труда работодателя, и сертифицированными экспертами из сторонней уполномоченной организации, привлеченной на основании ГПД.

  4. Процедура проводится по утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н методике.

  5. Согласно п. 4 ст. 8, такая оценка должна проводиться с периодичностью в пять лет.

  6. Согласно ст. 11 426-ФЗ, по результатам проверки подается декларация о соответствии условий труда установленным нормам в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора.

  7. По результатам проверки, все рабочие места по условиям труда классифицируют по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14 426-ФЗ).

  8. По факту проверки составляется отчет по установленной форме. Форму и инструкцию по заполнению отчета можно скачать здесь.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Согласно ст. 220 ТК РФ, государство гарантирует работникам защиту их прав в части соответствия условий труда установленным нормам. Наличие аттестации рабочих мест проверяют такие государственные органы, как:

  • Трудовая инспекция

  • Роспотребнадзор

  • Ростехнадзор

  • Прокуратура

Ответственность работодателя, если места рабочих не аттестованы, определяется ст.

Аттестация рабочих мест

5.27.1 КоАП РФ. Согласно п. 2 ст. 5.27.1, штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году, а также за нарушение порядка аттестации, установленного законом, составит:

  • для должностных лиц — от 5000 до 10000 рублей;

  • для ИП — от 5000 до 10 000 рублей;

  • для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда. Если вследствие отсутствия проведения оценки условий труда пострадает сотрудник/сотрудники, и причинно-следственная связь несчастного случая с данным нарушением будет доказана, лицо, отвечающее за соблюдение условий труда, понесет соответствующее наказание.

В случае причинения тяжкого вреда здоровью — штраф до 400 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти человека — принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок.

В случае смерти двух и более лиц — принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок.

Незнание регламента аттестации рабочих мест не освобождает от ответственности за ее непроведение или некорректную организацию. Обратитесь за помощью к юристу, твердо знающему трудовой кодекс.

Аттестация рабочих мест: зачем нужна и как провести

Как известно, специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) сменила известную и уже привычную, но далеко не совершенную систему аттестации рабочих мест. СОУТ представляет собой комплекс процедур, направленных на оценку степени воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника. Главными отличительными характеристиками спецоценки от аттестации являются:

  • более конкретный обозначенный статус;
  • структурированность;
  • более четкая направленность.

Конечная цель любой спецоценки — повышение ответственности работодателя перед своими работниками. И на вопрос, нужна ли оценка условий труда офисных работников, ответ однозначен: конечно, нужна. Об этом свидетельствуют и положения законодательства, как старые, касающиеся аттестации, так и новые, вступившие в силу 1 января 2014 года.

Но в отличие от СОУТ в условиях производства, оценка условий труда в офисе имеет свою специфику. И в первую очередь это касается оценки вредных факторов.

Вредные производственные факторы в офисах

Как известно, к потенциально вредным факторам в условиях офисов при аттестации рабочих мест относились: микроклимат помещения, освещённость, электромагнитное поле от ПЭВМ, напряженность трудового процесса.

В СОУТ произошло значительно сокращение: микроклимат, ЭМП и напряжённость — не идентифицируются как вредные на офисных рабочих места. Таким образом, специалисты Министерства труда не предусматривают оценку вредного влияния офисной техники. Объясняется это тем, что любая офисная техника приобретается легально, сопровождается всеми необходимыми сертификатами качества, соответственно, она безопасна. Отметим также, что спецоценка офисных рабочих мест не предполагает необходимость предъявления документации на офисную технику, подтверждающую легальность ее приобретения, а также безопасность для здоровья.

Осталась только оценка по показателю освещенности рабочей поверхности, хотя не исключены случаи присутствия других факторов на рабочем месте, которые могут быть выявлены при идентификации, но все же это скорее исключение из правил.

Аналогичные рабочие места в офисе

Отдельно стоит сказать об аналогичных рабочих местах. К аналогичным закон относит рабочие места, которые находятся в абсолютно одинаковых условиях (будь то условия производства или офиса), имеют одинаковую оснащенность и наименование професии.

Спецоценка аналогичных офисных рабочих мест, согласно законодательству, проводится в отношении: 20% от общего количества (но не менее, чем на двух рабочих местах).

Удаленные офисные работники

Законодательство не предусматривает спецоценку для удаленных работников.

Заявка на СОУТ офисных рабочих мест

Чтобы заказать спецоценку условий труда в офисе, рекомендуем обращаться к опытным специалистам. Мы успешно работаем в области охраны труда более 10 лет и имеем собственную аккредитованную лабораторию.

С «АРМ-М» вам гарантирована максимально быстрая и качественная спецоценка условий труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — порядок и сроки

С 2014 г. все компании обязаны проводить специальную оценку рабочих мест и по ее результатам уплачивать дополнительные тарифы по страховым взносам. Такое требование предусмотрено Законами N N 426-ФЗ и 421-ФЗ. Однако до сих пор было непонятно, как именно нужно проводить спецоценку. Ведь Методика ее проведения утверждена совсем недавно.

С 2014 г.

Вопрос ответ

вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

В Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

При этом вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 подкласса, соответствующих определенной степени вредности:

— подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени);

— подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени);

— подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени);

— подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).

Специальная оценка проводится раз в пять лет в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями.

Следовательно, все компании вне зависимости от формы собственности и вида деятельности должны провести специальную оценку условий труда.

Напомним, что ранее аттестацию рабочих мест можно было не проводить в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах.

Методика проведения спецоценки

 

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой ее проведения.

Указанная Методика утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Документ вступил в силу с 08.04.2014. До указанной даты контролирующие органы не вправе были требовать от работодателей незамедлительного проведения специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест.

При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31.12.2018.

Методикой утверждены требования к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов.

Работодателю важно проводить идентификацию потенциально вредных или опасных производственных факторов.

Итак, идентификация включает в себя следующие этапы:

— выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

— сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ;

— принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

— оформление результатов идентификации.

Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, куда входят представители работодателя.

Источники вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте выявляются путем изучения представляемых работодателем:

— технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

— технологической документации, характеристик технологического процесса;

— должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

— деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

— результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные сведения предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не найдены, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В этом случае исследования и измерения не проводятся и работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Доптарифы

В целях реализации Закона N 426-ФЗ положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Так, устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса, %

Опасный

8,0

Вредный

7,0

6,0

4,0

2,0

Допустимый

0,0

Оптимальный

0,0

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут ( Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в , утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок аттестации).

Кому и когда необходимо проводить аттестацию рабочих мест?

Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

проведения специальной оценки условий труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов ( Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки ( и Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в данного Закона. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 ( Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в — Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно или Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по — Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц — от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм ( Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)). Подробнее об этом см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Аттестация офисных рабочих мест: за и против

Под занавес ушедшего года Министерство труда и социальной защиты скорректировало Порядок проведения работодателями аттестации рабочих мест, который вступил в силу с 26 февраля текущего года. В новой редакции Порядка черным по белому написано, что не подлежат аттестации рабочие места, на которых используются, в частности, персональные компьютеры, ксероксы и т.п. Проблема в том, что представители Минтруда данное положение рекомендуют читать буквально между строк. В итоге вопрос о необходимости проводить аттестацию офисных рабочих мест вновь стал актуальным. Однако теперь в этой части все же возможны варианты.

Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является непосредственно проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК). Данная процедура представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК).

Результаты аттестации рабочих мест являются основанием для предоставления или непредоставления работнику предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций:

  • дополнительного отпуска (ст. 117 ТК);
  • повышенной оплаты труда (ст. 146 ТК);
  • сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК);
  • средств индивидуальной защиты (ст. 212 ТК);
  • молока и лечебно-профилактического питания и пр. (ст. 222 ТК).

Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н (далее — Порядок). Согласно данному документу процедура эта трудоемкая и довольно затратная. В частности, она должна проводиться работодателем совместно со сторонней аттестующей организацией, привлекаемой им для выполнения работ по оценке условий труда на основании договора гражданско-правового характера. Причем таковая должна быть, во-первых, независима по отношению к работодателю, а во-вторых, аккредитована в установленном порядке в качестве компании, оказывающей услуги по аттестации (п. 6 Порядка).

За исключением ЭВМ и оргтехники

До недавнего времени Порядок предусматривал обязательное проведение аттестации всех рабочих мест не реже одного раза в пять лет и оценку условий труда на вновь организованных рабочих местах не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Изменения, внесенные в Порядок Приказом Минтруда России от 12 декабря 2012 г. N 590н, несколько смягчили данные условия.

Во-первых, хотя максимальный срок проведения повторной аттестации рабочих мест остался прежним, в отношении рабочих мест, условия труда на которых в предыдущий раз были признаны безопасными, она отменена. Исключением являются лишь случаи проведения внеплановой аттестации рабочих мест.

Во-вторых, аттестация вновь организованных рабочих мест, в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, теперь должна проводиться после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

Наконец, п. 4 Порядка в новой редакции исключает из перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, те, на которых работники:

  • заняты исключительно на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах)
  • и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники для нужд самой организации либо иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Однако вывод о том, что в связи с этим все обычные офисные места, на которых сотрудники используют компьютеры, теперь освобождены от аттестации, оказался преждевременным.

Исключение из исключения

Как уже упоминалось, п. 8 Порядка установлен максимальный срок проведения повторной аттестации рабочих мест. При этом прямо указано, что он составляет пять лет для рабочих мест:

  • указанных в п. 4 Порядка, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда;
  • с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н. Согласно п. 3.2.2.4 данного документа проведение медосмотров обязательно для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени.

Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2017 году?

Исходя из этого в Письме от 8 апреля 2013 г. N 15-1-859 представители Минтруда России указали, что если работник занят на работе с ПЭВМ более половины рабочего времени, то соответствующее рабочее место должно аттестовываться.

Обратите внимание! Верховный Суд РФ Определением от 28 марта 2013 г. N АПЛ13-103 признал условие об обязательном участии при аттестации рабочих мест сторонней аттестующей организации полностью соответствующим положениям Трудового кодекса.

При этом чиновники также отметили, что непосредственно при проведении аттестации перечень рабочих мест, которые под нее подпадают, определяет аттестационная комиссия. В состав таковой входят представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, а также представители аттестующей организации (п. п. 9, 10 Порядка). Однако решать вопрос о необходимости проведения аттестации с целью признания условий труда на рабочих местах оптимальными или допустимыми комиссия должна все же с учетом требований Порядка. Тем самым вряд ли подобное уточнение можно расценивать как возможность иного подхода к составу рабочих мест, подлежащих аттестации.

М.Тушнов