Списание просроченной кредиторской задолженности проводки бюджет

На ровном месте списать кредиторскую задолженность бюджетное учреждение, конечно, не может. Для этого должны быть основания, а сам долг должен приобрести определенные признаки, которые позволят прибегнуть к таким действиям. Итак, разберемся что к чему, но сначала выясним, какой вообще бывает кредиторская задолженность.

Виды кредиторки

Как и в случае с дебиторкой, порядок работы с кредиторской задолженностью бюджетных учреждений определен Порядком № 372. В нем же можно найти и виды такого долга, в частности (п. 1.2 Порядка № 372):

• просроченная кредиторская задолженность – сумма кредиторской задолженности, которая возникает на 30-й день после окончания срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги;

• кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, – просроченная кредиторская задолженность, по которой кредитором утрачено право обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.

Как видим, такая градация долга прочно привязана к течению исковой давности*, которую, как и в случае с дебиторкой, учреждение тоже должно обязательно отслеживать.

* Об особенностях течения такого срока читайте в статье «Прощаемся с дебиторкой: учетная судьба списания долга в бюджетном учреждении».

Напомним: по предписаниям Порядка № 372 списанию подлежит именно задолженность, срок исковой давности которой истек.

Готовим кредиторку к списанию

Общая схема подготовки кредиторской задолженности к списанию содержится в разд. IV Порядка № 372. Для удобства приведем ее в табличном виде (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Этап

Основание

Проведение инвентаризации расчетов

Комиссия, назначенная распорядительным документом руководителя учреждения, проводит инвентаризацию расчетов в целях определения кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Такую инвентаризацию может проводить как отдельно созданная комиссия, так и инвентаризационная комиссия в ходе проведения ежегодной инвентаризации.

Напомним: комиссия при инвентаризации проверяет задолженность в части:

• соблюдения срока исковой давности;

• обоснованности сумм, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, полученных и выданных векселей, полученных заемных средств, предоставленных кредитов (займов), с подотчетными лицами, депонентами, прочими кредиторами.

По результатам проверки состояния расчетов с кредиторами комиссия составляет Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами*.

К этому акту прилагается Справка о дебиторской и кредиторской задолженностях, по которым срок исковой давности истек*, с указанием наименования и местонахождения таких дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности, а также писем в учреждение вышестоящего уровня по поводу выделения средств для погашения такой задолженности.

Сведения о выявленной кредиторке, подлежащей списанию, фиксируют в Акте инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию*.

Такой акт утверждает руководитель учреждения.

Информацию о выявленном в ходе инвентаризации долге, подлежащем списанию, также обобщают в Протоколе инвентаризационной комиссии*.

п. 4.2 Порядка № 372, п. 7.3, абз. 2 п. 7.5 разд. ІІІ и п. 1 разд. IV Положения № 879

Подготовка и принятие решения о списании долга

Распорядители средств нижестоящего уровня передают по ведомственной подчиненности утвержденный акт учреждению вышестоящего уровня для принятия решения о целесообразности списания.

Для учреждений, имеющих двойную подчиненность, такое решение принимает учреждение вышестоящего уровня, которое утверждает смету.

Главные распорядители и ЦОИВ самостоятельно принимают подобные решения непосредственно на основании распорядительного документа руководителя.

Решение о списании кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, по собственным поступлениям принимает руководитель такого учреждения самостоятельно.

При этом информацию о списании с учета такого долга доводят до сведения учреждения вышестоящего уровня.

п. п. 4.3, 4.6 Порядка № 372

* Указанные акты и справки приведены в приложениях к Приказу № 572.

Стоит также учесть, что до сих пор законодательно не урегулирована ситуация касательно порядка проведения инвентаризации расчетов с контрагентами, находящимися на оккупированной территории и/или в зоне проведения АТО. Суть в том, что законодательных оснований списать такой долг без предварительного проведения инвентаризации нет. Для этого необходимо как минимум внести соответствующие правки в сам Порядок № 372. В свое время заостряли на этом внимание и сами казначеи.

…списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, учреждений и организаций, находящихся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции, возможно только в случае внесения изменений в законодательные и нормативно-правовые акты.

(письмо ГКСУ от 29.12.2018 г. № 16-08-06/22111)

Кроме того, напомним: работа с долгами бюджетного учреждения является базовой компетенцией бухгалтерской службы. В ее задачи, в частности, входит (пп. 7 п. 7 Типового положения № 59):

• анализ данных бухучета и отчетности, в частности о причинах роста кредиторской задолженности;

• разработка и осуществление мероприятий по погашению кредиторской задолженности;

• организация и проведение работы по ее списанию.

Причем контролировать весь этот процесс должен непосредственно главбух бюджетного учреждения (пп. 10 п. 13 Типового положения № 59).

Показываем списание в учете

После проведения инвентаризации и прохождения всех согласовательных процедур (при необходимости) по списанию кредиторки последствия этих мероприятий следует отразить в бухучете.

Для надлежащего отражения указанной операции в учетных регистрах следует использовать бухгалтерскую справку по форме, приведенной в приложении к Приказу № 755.

Наряду с этим напомним ключевые учетные правила обращения с кредиторкой бюджетного учреждения.

Во-первых, расчеты за выполненные работы, расчеты по налогам и сборам, расчеты по страхованию, расчеты по оплате труда, расчеты по другим операциям с кредиторами и внутренние расчеты отражают развернуто: кредитовое сальдо – в составе обязательств, а дебетовое – в составе оборотных активов (п. 4.8 Порядка № 372).

Во-вторых, кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) списывается учреждениями ежеквартально (п. 4.2 Порядка № 372).

В-третьих, списанную кредиторку следует относить на увеличение финансового результата, то есть в кредит субсчета 5512 «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы». По крайней мере именно такой порядок отражения зафиксирован в п. п. 6.5 и 6.6 Типовой корреспонденции № 1219.

Списывая кредиторскую задолженность, срок исковой давности которой истек, доход в бухучете не показываем.

В заключение приведем пример отражения в бухучете операций по списанию кредиторской задолженности.

Условие:

В ходе инвентаризации расчетов с контрагентами на балансе бюджетного учреждения выявлена кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, в частности:

• по расчетам с поставщиками на общую сумму 1175,30 грн;

• депонентскую задолженность на общую сумму 620,38 грн.

Задолженность возникла в части средств по собственным поступлениям. Решение о списании долга руководитель учреждения принимал самостоятельно.

Решение:

Отражение хозяйственных операций приведено в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

Дебет

Кредит

Отражено списание кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками, срок давности по которой истек

1175,30

Отражено списание сумм депонентской задолженности, срок исковой давности которой истек

620,38

В бюджетном учреждении на 01.01.2019 есть дебиторская задолженность по авансовым платежам по услугам. Срок исполнения обязательств — 20.01.2019. После подписания акта выполненных работ авансовый платеж был перечислен не полностью. Учреждением было написано письмо поставщику на возврат денежных средств. Денежные средства возвращены на лицевой счет учреждения.
Целесообразно ли использование в данной ситуации счета 209.36? По какому коду вида расходов и статье КОСГУ должен быть отражен возврат дебиторской задолженности?
В каких ситуациях при возврате дебиторской задолженности возможно применение счетов 209.34, 209.36?

17 июня 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В указанной ситуации дебиторскую задолженность, возникшую у бюджетного учреждения с связи с тем, что срок исполнения обязательств истек и оказание услуг не предполагается, следует перенести на счет 209 34 «Расчеты по компенсации затрат».
Возврат данной задолженности отражается в учете с применением статьи АнКВИ 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» и статьи 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ.
Счет 209 36 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» бюджетными учреждениями не применяется, за исключением случаев, когда задолженность сформирована бюджетным учреждением как получателем бюджетных средств, например, в рамках переданных полномочий.

Обоснование вывода:
Исходя из положений пункта 9.3.6. Порядка, утвержденного приказом от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н), подстатья 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ бюджетными учреждениями не используется, так как на неё относятся поступления в доход бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сформированной получателем бюджетных средств. Также счет 209 36 не предусмотрен для применения бюджетными учреждениями положениями Инструкции N 174н, в отличие от Инструкции N 162н, в которой утвержден План счетов бюджетного учета.
При этом дебиторская задолженность может быть учтена на аналитических счетах учета счета 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат», если речь идет о дебиторской задолженности, не возвращенной контрагентом (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н, абзац 12 п. 109 Инструкции N 174н).
Так как срок исполнения обязательств — 20.01.2019 и оказание услуг не предполагается с учетом разъяснений, указанных в пункте 2.7 Совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, есть основания для своевременного переноса задолженности (дебетовый остаток по возврату ранее предоставленного авансового платежа), отраженной по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», на соответствующие счета ХХХХ 0000000000 510 0 209 34 000 в части авансовых выплат, произведенных до 2019 года. Обращаем внимание, что перенос на ХХХХ 0000000000 КВР 0 209 34 000 возможен только в части авансов 2019 года.
В соответствии с п. 13.1 Порядка N 209н на статью 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ относятся поступления бюджетных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации возврат дебиторской задолженности, возникшей у бюджетного учреждения в рамках расходных операций прошлых лет, которую следует перенести на счет 209 34 «Расчеты по компенсации затрат», отражается в учете с применением статьи АнКВИ 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» и статьи 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Нередки случаи, когда учреждениям в начале года поступают средства в погашение прошлогодних долгов, возникших, например, при расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями работ и услуг, подотчетными лицами, а также в результате излишне перечисленных платежей в бюджет. В данной публикации рассмотрим порядок отражения в учете операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет для каждого типа учреждения.

В учете казенного учреждения

Поступившую казенному учреждению сумму в погашение дебиторской задолженности прошлых лет необходимо вернуть в бюджет.

Дебитор может перечислить сумму долга непосредственно в доход соответствующего бюджета либо на лицевой счет казенного учреждения (получателя бюджетных средств). В последнем случае учреждение должно будет в течение пяти рабочих дней после отражения соответствующего поступления на лицевом счете направить указанные средства в доход соответствующего бюджета бюджетной системы(п. 2.5.6 Порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н).

Согласно п. 9.3.6 Порядка № 209н поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, сформированной получателем бюджетных средств, относятся на подстатью 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ.

Правила отражения в бюджетном учете операций по возврату прошлогодних долгов будут зависеть от того, на какой счет поступили средства (на счет получателя бюджетных средств или на счет учета доходов бюджета), а также от закрепленных за казенным учреждением полномочий.

На основании Инструкции № 162н в бюджетном учете отразятся следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 162н

В учете администратора кассовых поступлений в бюджет

Зачислены доходы в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет администратора дохода

1 210 02 136

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 36 66х
1 303 05 731

80, 86, 91

Перечислена с лицевого счета получателя средств дебиторская задолженность прошлых лет на лицевой счет администратора дохода

1 210 02 136

1 304 05 ххх

В учете администратора по начислению и учету платежей в бюджет

Отражены расчеты с администратором кассовых поступлений в бюджет по начисленным учреждением доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, оформленные на основании извещения (ф. 0504805)

1 304 04 ххх

1 303 05 731

Перечислены в доход бюджета суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет на основании полученного от администратора кассовых поступлений в бюджет извещения (ф. 0504805)

1 303 05 831

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 36 66х
1 303 05 731

В учете бюджетного и автономного учреждений

У бюджетных (автономных) учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшихся:

Поступившие суммы зачисляются на лицевой счет учреждения и используются в зависимости от потребности учреждения в рамках выполнения государственного (муниципального) задания либо приносящей доход деятельности с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД).

Денежные средства, поступившие при погашении дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, источником финансирования которых являются целевые субсидии или субсидии на капитальное строительство, подлежат возврату в соответствующий бюджет (п. 2 Общих требований к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н).

Однако если учреждение подтвердит свою потребность в указанных средствах и согласует ее с учредителем, то сумму поступившей дебиторской задолженности можно будет использовать в текущем году на аналогичные цели, в соответствии с измененным планом ФХД.

Согласно п. 62.4.1 Порядка № 85н поступления бюджетным (автономным) учреждениям от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам относятся на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510.

В соответствии с положениями инструкций № 174н, 183н в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет

Кредит

Обоснование

Отражены поступления от возврата сумм дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) прошлых лет)

0 201 11 510
Забалансовый счет 17

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 34 66х
1 303 05 731

Пункт 72 Инструкции № 174н, п. 72, 77
Инструкции № 183н

0 201 21 510*
Забалансовый счет 17

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий (потребность в которых не подтверждена учредителем):

Указанные корреспонденции счетов требуется согласовать с учредителем (финорганом) и закрепить в учетной политике

– на иные цели

5 401 10 152

5 303 05 731

– на цели осуществления капитальных вложений

6 401 10 162

6 303 05 731

Перечислена в доход бюджета сумма восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий:

Пункт 93 Инструкции № 174н, п. 73, 78
Инструкции № 183н

– на иные цели

5 303 05 731

5 201 11 610
Забалансовый счет 18

5 201 21 610*
Забалансовый счет 18

– на цели осуществления капитальных вложений

6 303 05 731

6 201 11 610*
Забалансовый счет 18

6 201 21 610
Забалансовый счет 18

* Данный счет применяется автономными учреждениями.

* * *

Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет казенные учреждения перечисляют в бюджет. Бюджетные и автономные учреждения вправе использовать полученные средства в соответствии с планом ФХД.

Главная » Бухгалтеру » Возврат дебиторской задолженности прошлых лет в 2018 году

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Дебиторская задолженность 2018

Дебиторский долг представляет собой требования по имуществу компании к иным гражданам, которые считаются должниками. В работе компаний способны появляться такие ситуации, как неисполнение договоров по приемке не финансовых активов от контрагентов, обязательств подотчетных лиц и многое другое. Вследствие этого и возникает долг по дебиторке, который должен своевременно погашаться.
С переменой состояния имущества должников у них возникает возможность восстановления дебиторской задолженности прошлых лет. Помимо этого, при признании человека должником, неспособным расплачиваться деньгами, количество обязанности способно перечисляться руководителям на счета организаций или в сферу бюджета.
Возвращение задолженности происходит в такой ситуации:
1. Количество возвращения долга дебитора предыдущего периода подлежит перечислению в обозначенном порядке дебитором адресата средств прямо в прибыль определенного бюджета.
2. Когда поступает обязательство по дебиторке прошлого периода не на счет учета прибыли бюджетных накоплений, а на счет банка собственного получателя денег из бюджетной сферы, он должен в течение 5 суток после отображения определенного перечисления на лицевом счете перенести выделенные средства в прибыль бюджета.
Порядок возврата в бюджет дебиторской задолженности прошлых лет различается по отношению к типу учреждения.
Отсюда выходит, что показ в учете адресата средств операций, которые исходят из перечисления суммы долга по дебиторке предыдущего периода, будет зависеть от того, на какой именно л/с в банке была принята величина денег от контрагента: на счет адресата денег из бюджетной сферы или на счет учета прибыли.
На показ процессов зачислений и перечислений воздействует также то, наделяется ли предприятие с бюджетным учетом в бухгалтерии правовыми возможностями администратора для изменения прибыли бюджета.
Задолженность по дебиторке способна находиться в учете предприятия не только на счетах баланса, но и на забалансовом счете 04.
Это необходимо для учета долгов дебиторов, которые являются не способными оплачивать свои обязательства с момента признания их в порядке, установленном законом. Невозможная к взиманию и списыванию с балансового учета учреждения задолженность анализируется и отмечается на забалансе в течение 5 лет.
Если бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств, то оно перечисляет возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета В бухучете казенной организации операции могут показываться, исходя из определенной корреспонденции счетов. Рассмотрим, как списать дебиторскую задолженность прошлых лет.
Пример проводок в бюджете:
• Д 220111510 К 220634660 — показ возврата суммы по дебиторке в стоимость всего платежа по авансам на поставку инвентарной продукции;
• Д 420111510 К 430302730 — отражение возврата ФСС обязательства дебитора из-за увеличения затрат над суммой начисления страховых взносов.
Для того чтобы отобразить в бюджетном учете зачисления обязательства дебитора предыдущих годов в соответствии с Инструкцией №162н, применяются такие счета, как:
• 130305000 используется, когда организация не считается администратором прибыли от возвращения задолженности дебитора прошлых годов;
• 121002ХХХ применяется в той ситуации, когда организация считается администратором конкретной прибыли бюджета.
Сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежит перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств непосредственно в доход соответствующего бюджета.
Также могут выполняться следующие проводки возврата в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет:

Название

Описание

Д 130405ХХХ К 1206ХХ660, 1303ХХ730

Перечисление на банковский счет организации суммы по дебиторке

Д 1401101ХХ К 130305730

Перевод суммы в бюджет

Д 130305830 К 130405ХХХ

Перевод в прибыль для бюджета долга дебитора

Д 130405ХХХ К 1206ХХ660, 1303ХХ730

Перевод на лицевой счет организации обязательства дебитора прошлых годов

Д 121002ХХХ К 130405ХХХ

Перечисление в бюджетную прибыль долга дебитора

Д 120102ХХХ К 1206ХХ660, 1303ХХ730

Перевод в бюджет долга по дебиторке предыдущих периодов, которая была выплачена должником


Выше представлены лишь некоторые проводки, которые зачастую применяются при возврате дебиторской задолженности прошлых лет в бюджетном учреждении.
Изменения, которые произошли в составе долга дебитора по организации, обязаны находить собственное отражение в отчетности бухгалтерии за счет предоставления определенных сведений.
Показ списывания безнадежных обязательств по дебиторке в учете налоговых вычетов в большинстве своем находится в зависимости от моментов ее появления. Самыми популярными и чаще всего появляющимися считаются долги покупателей за принятые, но не оплаченные товары.
Если в результате работы с дебиторкой часть долгов взыскать или востребовать не удалось, их необходимо вовремя списать со счетов бухучета.
Сомнительный долг составляется из затрат для целей налоговых начислений, именно поэтому к его списыванию стоит подходить с особенным вниманием. Чаще всего у бухгалтера появляются сомнения относительно «безнадежности» долга и правомочности отнесения его на затраты.
Списание определенных сумм осуществляется по любой задолженности и обязательству, выявляющихся при проведении инвентаризации расчетов. Документами для списания считается приказ руководствующего органа, а также определенное письменное обоснование.
Списание отражается как Д 63 К 62 – задолженность, которая нереальна к взиманию.
В ситуации, если ранее сформированного резерва не хватает, будут оформлены такие проводки:
• Д 91 К 62 – списание невозможной для взимания задолженности;
• Д 007 – учет невозможного к взиманию долга для наблюдения за вероятностью его взыскания в ситуации перемены в положении имущества.
А также его можно показать на счетах как Д 51 К 62 – поступление финансов от должника, Д 62 К 91 – получение задолженности при отнесении ее в состав прочей прибыли, К 007 – списание безнадежных обязательств, которые погашаются должником.
Таким образом, возврат дебиторской задолженности прошлых лет в казенном учреждении учитывается с помощью различных проводок, которые стоит подбирать, исходя из особенных характеристик учета в бухгалтерии и взимания сомнительных сумм.
Перечисление в прибыль бюджета должно отражаться бухгалтерами с помощью специализированных счетов, которые отобразят, как происходит зачисление в бюджет с предыдущего периода.
Гражданский служащий 2018
График отпусков 2018
Дарение 2018
Дарственная на квартиру 2018
Дачная амнистия 2018


| | Вверх