Справка о резидентстве

Содержание

Приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ официально была утверждена процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ, форма и формат заявления на получение данного статуса, а также способы его представления в налоговые органы. Также был установлен срок оказания ФНС данной услуги – 40 дней.

Начиная с июля 2017 года, в обязанности ФНС стало входить подтверждение статуса резидента РФ по заявлению налогоплательщика, однако порядок данной процедуры подробно прописан не был. Руководствоваться приходилось старым информационным сообщением ФНС, подготовленным еще до внесения изменений в п. 1 ст. 32 НК РФ.

Рассмотрим подробно, кто признается налоговым резидентом и что изменилось в порядке подтверждения данного статуса в 2017 году.

Налоговый резидент – кто это?

Налоговым резидентом РФ является физическое лицо, пребывающее на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих друг за другом календарных месяцев.

Примечание: данный срок не прерывается при нахождении заграницей в течение менее 6 месяцев для лечения и обучения, а также при выполнении работ или оказании услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

Для чего нужно подтверждать статус резидента РФ

Подтверждение данного статуса может понадобиться как физическому лицу, так и организации в следующих случаях:

  • Если российская компания оказывает услуги или реализует товар иностранному контрагенту.

    В данном случае иностранная организация во избежание двойного налогообложения вправе запросить подтверждение статуса резидента (уведомление) от своего контрагента – российской компании.

  • Если ИП или гражданин оказывают услуг иностранному партнеру.

    Так же, как и в первом случае, во избежание двойного налогообложения иностранный партнер вправе затребовать у лица, оказывающего ему услуги, документ, подтверждающий статус резидента РФ.

  • Если организация или гражданин получают доход от участия в деятельности иностранной компании (дивиденды).
  • Когда предоставление указанного уведомления требует иностранный налоговый орган.

Рассмотрим вкратце, как изменился порядок получения данного статуса в 2017 году.

Сравнительная таблица изменений, произошедших в порядке подтверждения статуса резидента РФ

Основания для сравнения

До декабря 2017 года

С декабря 2017 года

Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры

Информационное сообщение ФНС

Приказ ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Орган, выдающий необходимый документ

Межрайонная инспекция ФНС России по ЦОД

ФНС РФ или уполномоченный им территориальный налоговый орган

Срок выдачи уведомления

30 дней

40 дней

Заявление на выдачу документа, подтверждающего статус резидента

Официально формы указанного документа не существовало.

Организации, ИП и граждане должны были предоставить заявление, составленное в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов

Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1111048)

Уведомление, выдаваемое налоговой

Форма уведомления установлена не была.

Я хочу подтвердить статус налогового резидента РФ

Заинтересованному лицу выдавалась справка установленного образца

Форма документа приложена к Приказу (номер по КНД 1120008)

Способы сдачи документов в налоговую

  • Лично.
  • По почте.
  • Через интернет

Срок, на который выдается уведомление

Уведомление может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие периоды в случае представления всех необходимых документов

За один календарный год

Рассмотрим более подробно новый порядок получения указанного уведомления из налоговой.

Документ, регламентирующий порядок проведения процедуры

Начиная с 9 декабря 2017 года, получение уведомления из налоговой о наличии статуса резидента РФ осуществляется в соответствии с Приказом ФНС от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Указанным документом более детально описан порядок подачи заявления и выдачи уведомления налоговым органом. Также в приложениях к приказу приведена форма документа, представляемого в налоговый орган для получения уведомления, и сама форма уведомления, выдаваемого налоговым органом.

Орган, выдающий уведомление

С декабря 2017 года подтверждение статуса резидента и выдача соответствующего уведомления осуществляется непосредственно ФНС или ее уполномоченным территориальным органом.

Заявление, представляемое для подтверждения статуса резидента

До декабря 2017 года формы заявления, представляемого организацией, ИП или гражданином в налоговый орган, не существовало вовсе, оно составлялось в произвольной форме с указанием необходимых документов, поименованных в вышеуказанном информационном сообщении ФНС.

Начиная с 9 декабря, заявление представляется по утвержденной ФНС РФ форме (номер КНД 1111048), с указанием следующих обязательных сведений:

  • Наименования юридического лица (ФИО ИП или гражданина).
  • Года, за который заявитель хочет получить уведомление.
  • Причину выдачи уведомления (для применения двустороннего международного договора или для других целей).
  • Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица, если у него нет ИНН.
  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории РФ.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ.

Какие разделы заявления заполняют ИП и обычные граждане

  • Титульный лист с указанием полных ФИО и ИНН, года, за который выдается уведомление, и способа его получения.

    Если ИНН у гражданина нет, он дополнительно заполняет раздел 1 страницы 002, где указывает сведения о документе, удостоверяющем личность (паспорте, свидетельстве о рождении, военном билете и т. д.)

  • Сведения о времени пребывания ИП или гражданина на территории России (раздел 2 страницы 002).

Какие разделы заполняет организация

  • Титульный лист с указанием наименования организации, ИНН/КПП, года, за который выдается уведомление, и способа получения уведомления из налоговой.
  • Основания для признания организации налоговым резидентом РФ (раздел 3 страницы 002).

Форма документа на подтверждение статуса налогового резидента РФ (скачать образец заявления в формате .xls).

Документы, прикладываемые к заявлению

К заявлению организация, ИП или гражданин вправе приложить следующие документы:

  • Копию договора (контракта), подтверждающего получение дохода или право на его получение в иностранном государстве.
  • Документы, подтверждающие право владения имуществом.
  • Решение собрания участников о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов.
  • Копии платежных поручений (кассовых чеков).
  • Бухгалтерские справки.
  • Иная первичная документация.

Примечание: к заявлению, предоставляемому ИП или гражданином, могут быть приложены копии документов, подтверждающих пребывание данного лица на территории России в том периоде, за который необходимо получить уведомление.

Важно: если документы, прилагаемые к заявлению, составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский язык и заверить в нотариальном порядке.

Способы сдачи документов в налоговую

Заявление с пакетом необходимых документов может быть направлено в налоговый орган:

  • Лично.
  • По почте заказным письмом с описью вложения.
  • По интернету через официальный сайт ФНС РФ.

Таким же способом организация, ИП или гражданин может получить уведомление из налоговой о подтверждении статуса резидента РФ.

Срок выдачи подтверждающего документа

Срок выдачи уведомления составляет 40 дней с даты получения налоговым органом необходимых документов.

Срок, на который выдается подтверждение

Уведомление о подтверждении статуса резидента РФ выдается на один календарный год, отдельно по каждому источнику доходов или объекту имущества.

Наталья Васильева, 2018-01-05

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети:

Перечень документов, предоставляемых лизингополучателем

для рассмотрения проекта по приобретению имущества в лизинг

I. Документы, подтверждающие статус юридического лица: 

  • *Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально удостоверенная копия).
  • *Устав ЮЛ (нотариально удостоверенная копия) и зарегистрированные государственным органом изменения и дополнения к нему, если они были.
  • *Решение о создании ЮЛ (учредительный договор, решение учредителя, приказ уполномоченного органа о создании и т.д.) — нотариально удостоверенная копия.
  • *Карточка с образцами подписей и оттиска печати ЮЛ (Оригинал или нотариально удостоверенная копия).
  • *Решение уполномоченного органа ЮЛ о назначении руководителя (протокол общего собрания, совета директоров, приказ вышестоящего органа и т.д.) — Оригинал или нотариально удостоверенная копия.
  • *Приказ о назначении лиц, имеющих право подписи в карточке образцов подписей ЮЛ (главного бухгалтера, заместителей руководителя, заместителей главного бухгалтера и т.п.) — Оригиналы или копии, заверенные руководителем ЮЛ и печатью ЮЛ. Копии паспортов руководителя и главного бухгалтера.
  • *Лицензии, патенты на осуществление деятельности, требующиеся в соответствии с законодательством РФ соответствующего разрешения (Копии, заверенные уполномоченным лицом ЮЛ и печатью ЮЛ).

* Предоставляются только ЮЛ, не имеющими р/с в ПАО «Банк «Санкт-Петербург».

  • Список участников общества на дату предоставления документов (для ООО) — Оригинал за подписью уполномоченным лицом ЮЛ и печатью ЮЛ.
  • Выписка из реестра акционеров (владеющих 5% и более процентов акций), подготовленная реестродержателем, актуальная по составу акционеров на дату предоставления пакета документов (для АО) — Оригинал.
  • Выписка из ЕГРЮЛ, выданная налоговым органом не ранее, чем за 15 рабочих дней до заключения договоров — Оригинал или нотариально заверенная копия.

II.

«Подтверждение статуса налогового резидента РФ» – новый сервис сайта ФНС России

Бухгалтерские и финансовые документы юридического лица:

  • Общие сведения и описание бизнеса организации (по форме Приложение № 4 Бизнес-план).
  • План доходов и расходов и прогноз движения денежных средств на период действия договора лизинга (по форме Приложения № 1 и № 2 к бизнес-плану)
  • Бухгалтерская отчетность на 5 последних квартальных дат и за 2 последних завершенных по типовым формам, утвержденным МФ РФ в соответствии с действующим Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций”(ПБУ 4/99):
  • Бухгалтерский баланс с расшифровкой остатков по счетам 58 “Краткосрочные финансовые вложения”, 06 “Долгосрочные финансовые вложения”, остаток по счету 56 “Денежные документы”;
  • Форма №2 “Отчет о прибылях и убытках” с расшифровкой в разрезе элементов затрат;
  • Формы № 3,4,5 (для годовой бухгалтерской отчетности).
  • Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на две последние отчетные даты.
  • Заключение фирмы, осуществляющей аудит ЮЛ (в случаях, установленных действующим законодательством) — Копия, заверенная уполномоченным лицом ЮЛ и печатью ЮЛ.
  • Справка, предоставляемая в налоговую инспекцию (соответствующее учреждение Федеральной налоговой службы), об имеющихся счетах, открытых в национальной и в иностранной валюте в банках или иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ и за рубежом — Оригинал за подписью уполномоченного лица ЮЛ и печатью ЮЛ.
  • Справка обслуживающего(их) банка(ов) о состоянии расчетного счета(ов) заемщика (остаток средств на счете, наличие (отсутствие)  картотеки, о наличии ссудной задолженности (если таковая имеется), качестве обслуживания долга, а также о залоговом обеспечении) — Оригиналы, оформленные банком, в котором открыт р/с. Не предоставляется по р/с, открытым в ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
  • Данные оборотно-сальдовых ведомостей по следующим счетам бухгалтерского учета (Оригинал за подписью уполномоченного лица ЮЛ и печатью ЮЛ):
    • расчетные счета — 51 (в разрезе банков и открытых расчетных счетов, за 6 последних месяцев с помесячной разбивкой);
    • касса-50 (за 6 последних месяцев с помесячной разбивкой).
    • Документы, подтверждающие право собственности или аренды на производственные, складские и офисные помещения ЮЛ -Копии, заверенные уполномоченным лицом ЮЛ и печатью ЮЛ.
    • Сведения о кредитах, полученных в других банках (по форме Приложения № 3).
    • Протокол/ выписка из протокола об одобрении лизинговой сделке (при необходимости, в случаях предусмотренных действующим законодательством РФ).
    • Договор (ы)/ контракт (ы) на поставку и реализацию ТМЦ, услуг, подтверждающие наличие источника погашения лизинговых платежей — Копии, заверенные уполномоченным лицом ЮЛ и печатью ЮЛ.
    • Письменное согласие ЮЛ на передачу Лизингодателем документов в Банк по ЮЛ.
    • Согласие на получение кредитного отчета по ЮЛ из Бюро кредитных историй.
    • * В случае, если ЮЛ осуществляет деятельность менее 2-х лет бухгалтерская отчетность предоставляется на все отчетные даты с момента образования бизнеса ЮЛ.

      III. Документы по лизинговой сделке:

      • Договор (ы)/ контракт(ы) на поставку имущества, являющегося предметом лизинга, со всеми приложениями;
      • Договор (ы) лизинга со всеми приложениями;
      • Лизинговая заявка.

      * ПАО «Банк «Санкт-Петербург» вправе потребовать дополнительные документы, необходимые для принятия решения о целесообразности финансирования сделки.

    • Я являюсь гражданином Казахстана и веду бизнес, большую часть времени работая в Москве. Считаюсь при этом резидентом РФ. Занимаемся поставками строительных материалов в Казахстан и Европу. Срочно понадобилась справка о резидентстве, чтобы избежать двойного налогообложения, для чего выбрали Консалтинг Экспресс. Встретили очень приветливые сотрудники, взяли на себя подготовку пакета документов, и справку мы получили даже не через месяц, как по правилам, а через 18 дней. Рекомендую — здесь работают настоящие профессионалы.

      Исмаилов Динмухамед Генеральный директор ООО «Электроспектр».

    • Я из Молдовы, уже два года работаю в ландшафтном дизайне в Подмосковье. В своё время, набегался по кабинетам, когда получал патент. Времени убил массу. Дома возникли вопросы по налогам. Когда понял, что для получения справки о налоговом резидентстве опять нужно по инстанциям мотаться, очень расстроился — времени нет. Друг посоветовал «Консалтинг Экспресс». Я один раз побывал на этой фирме – завёз документы. И всё! Справку мне выслали по почте, все вопросы сняты. Самые большие плюсы – экономия времени и отсутствие нервотрёпки. В «Консалтинг Экспресс» всё чётко и спокойно, и сроки выдержали, и никаких лишних действий от меня не потребовалось – документы+оплата. И, всё это с улыбкой и очень благожелательно. Спасибо за работу!

      Раду Ботнару

    • Научная деятельность открыла мне путь для работы в Москве, но при этом я также официально состою в НИИ Казахстана. Мои доходы подлежат налогообложению обеих государств, но с моей зарплатой оплатить их нелегко, поэтому решила получить справку резидента РФ, чтобы снизить сумму налогообложения у себя на Родине. Совершила попытку оформить все самостоятельно, но наткнулась на кучу документов, непонятные требования и никто не мог толково изложить информацию. Услышала о деятельности группы Консалтинг Экспресс и обратилась за помощью. Приятная сотрудница проконсультировала по всем моим вопросам, предоставила список требуемых бумаг и справок, и за каких -то пять дней девушка вручила мне долгожданный сертификат. Можно только поблагодарить сотрудников Консалтинг Экспресса за оперативность и понимание.

      Компании необходимо подтвердить статус налогового резидента РФ

    • Еще до начала работы в Москве мне намекнули, что с подготовкой документов могут быть проблемы. Даже россияне признают, что иногда на это нужно очень много времени. Не обошлось без проблем и в моем случае, поскольку справку о резидентстве выдают только тогда, когда я предоставлю полный пакет документов. Я в этоммало понимаю… Друзья из Астаны не посоветовали «Консалтинг Экспресс». Я обратился к специалистам, а они помогли с подготовкой всех документов. Теперь можно не платить налоги дома. Спасибо.

      Гаджимурад Муртазалиев

    • Три года назад я переехала в Москву из Литвы. Здесь я вышла замуж и без особых трудностей устроилась на работу. И вот недавно я узнала от родственников, что на родине я считаюсь злостным неплательщиком налогов. Тогда, прошерстив интернет и поговорив со знакомыми я узнала, что мне необходимо получить справку о резидентстве России. Понимая масштаб катастрофы (подготовка документов — переделка документов, стояние в очередях), я по совету коллег обратилась в «Консалтинг Экспресс». Сэкономила уйму времени и, главное, нервов. Ребята в компании очень дружелюбные и отзывчивые – подготовили пакет документов и в скором времени выдали мне справку за все 3 прошедших года. Спасибо вам большое – вы настоящие профессионалы!

      Даина Раудис Менеджер по закупкам ООО «Фуд-лог»

    • Подтвердить статус налогового резидента РФ может понадобиться в связи с обязанностью гражданина по исчислению и уплате НДФЛ, в том числе для избежания двойного налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

      Справка.Налоговые резиденты

      По общему правилу налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Международные соглашения могут устанавливать иной порядок определения резидентства (ст. 7, п. 2 ст. 207 НК РФ).

      С 01.07.2017 налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика выдавать ему документ (на бумаге или в электронной форме), подтверждающий статус налогового резидента РФ. Однако порядок представления такого документа пока не утвержден. Поэтому далее рассмотрим вопрос, как можно подтвердить статус налогового резидента РФ при отсутствии указанного подтверждения налогового органа (пп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ; ч. 6 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

      Для целей исчисления и уплаты НДФЛ

      Налоговый статус гражданина влияет на размер налоговой ставки НДФЛ, на признание полученного дохода объектом налогообложения по НДФЛ, а также освобождение от налогообложения (ст. 209, п. 17.1 ст. 217, ст. 224 НК РФ).

      Налоговый статус гражданина определяется налоговым агентом (работодателем, банком и т.д.) на каждую дату выплаты ему дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории РФ. Окончательный налоговый статус, определяющий порядок налогообложения его доходов, устанавливается по итогам налогового периода — года (ст. 216 НК РФ).

      Налоговое законодательство РФ не устанавливает для налоговых агентов каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса для целей НДФЛ. Для этого налоговый агент может запрашивать у граждан необходимые сведения и документы. Налоговый агент самостоятельно устанавливает статус получателей дохода исходя из особенностей каждой конкретной ситуации.

      Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:

      • сведения из табеля учета рабочего времени;
      • копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
      • данные миграционных карт;
      • документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

      Возврат суммы НДФЛ в связи с перерасчетом налога по итогам года в соответствии с приобретенным статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом. Для этого необходимо подать налоговую декларацию по окончании указанного года, а также документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом году (ст. 78, п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

      Для избежания двойного налогообложения

      Процедура и перечень документов для подтверждения статуса налогового резидента в связи с применением Международных соглашений разъяснены в Информационном сообщении ФНС России «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента РФ».

      Подтверждение выдает Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом их фактического нахождения в РФ, которое должно составлять не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Поэтому подтверждение за текущий налоговый период выдается не ранее 3 июля текущего календарного года. Подтверждение за любой прошлый истекший налоговый период (при наличии всех необходимых документов по запрашиваемому периоду) можно получить в любое время.

      Если вы хотите получить подтверждение за налоговые периоды ранее трех лет до года подачи заявления, представьте копии деклараций по форме 3-НДФЛ за соответствующие периоды с отметкой налогового органа и платежных документов, подтверждающих уплату налога по операциям, в отношении которых вы собираетесь применить соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения.

      Для получения подтверждения надо представить:

      1) заявление в произвольной форме с указанием:

      • календарного года, за который необходимо подтверждение;
      • наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;
      • Ф.И.О. заявителя и его адреса;
      • ИНН;
      • перечня прилагаемых документов и контактного телефона;

      2) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве:

      • договор (контракт). Если вы уже представляли копию договора (контракта), действующего более одного года, представлять ее повторно не нужно. При этом в заявлении надо сделать ссылку на письмо, которым копия такого документа направлялась ранее;
      • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
      • документы, подтверждающие право на получение пенсии из-за границы;
      • иные документы;

      3) копии документа, удостоверяющего личность;

      4) копии всех страниц заграничного паспорта (при наличии) — для граждан РФ;

      5) таблицу расчета времени нахождения на территории РФ (форма приведена в Приложении к Информационному сообщению ФНС России от 26.02.2008);

      6) документы, обосновывающие фактическое нахождение лица на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение календарного года, — иностранными гражданами (лицами без гражданства), прибывшими с территории иностранных государств, с которыми у РФ существуют действующие соглашения о безвизовом режиме (справка с места работы в РФ, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и др.).

      Заявление о выдаче подтверждения и документы можно направить в МИ ФНС России по ЦОД по почте (адрес: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовлад.

      Справка о налоговом резидентстве

      3, стр. 2) или передать непосредственно в экспедицию ФНС России (г. Москва, Неглинная ул., д. 23).

      Срок рассмотрения заявления — 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД.

      Подтверждение осуществляется:

      • путем выдачи справки установленного образца;
      • путем заверения подписью должностного лица и печатью налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства (если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили ФНС России о наличии таких форм либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства).

      Подтверждение физическому лицу выдается в одном экземпляре. Исключение составляют случаи, когда по законодательству иностранного государства требуется одновременное представление в налоговый орган иностранного государства двух и более экземпляров подтверждения. В таком случае, при условии, что компетентные органы иностранного государства в установленном порядке уведомили ФНС России об указанных положениях законодательства, выдается соответствующее число экземпляров подтверждения.

      Полезная информация по вопросу

      Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

      Чем иностранной организации подтвердить свое налоговое резидентство

      Наша страна активно участвует в процессах международной интеграции финансово-хозяйственных связей: российские компании выходят на европейские и азиатские рынки, а на отечественном рынке появляются все новые иностранные фирмы. Иностранным организациям, начинающим деятельность в России, приходится учитывать, что налоговая юрисдикция Российской Федерации распространяется не только на ее резидентов, но и на иностранных лиц — нерезидентов, которые получают доходы от ведения на ее территории предпринимательской деятельности.

      Проблема двойного налогообложения одного и того же объекта в разных странах может привести к экономической нецелесообразности ведения деятельности на территории другого государства, затруднению товарооборота и, как следствие, воспрепятствовать развитию внешнеэкономических связей и делового сотрудничества. Стремясь разрешить возникающие проблемы, государства заключают между собой международные соглашения об избежании двойного налогообложения. И Россия не исключение.

      Такие международные соглашения устанавливают возможность использования налогового зачета, когда доходы налогоплательщика облагаются налогом только один раз: в стране — источнике дохода или в стране постоянного местопребывания налогоплательщика. Однако эта система может применяться при соблюдении налогоплательщиком и налоговым агентом ряда условий.

      В Российской Федерации такие условия установлены ст. ст. 310, 312 НК РФ. В соответствии с нормами этих статей налоговый агент — российская организация — освобождается от обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль иностранного партнера, не имеющего в России представительства, только в случае представления надлежаще оформленных документов, подтверждающих местонахождение иностранного юридического лица в том государстве, с которым Россией заключен международный договор (соглашение). Эти документы должны быть заверены компетентным органом иностранного государства и соответствующим образом легализованы. Если подтверждение составлено на иностранном языке, то налоговый агент должен получить от своего контрагента перевод на русский язык (п. 1 ст. 312 НК РФ).

      Неконкретность перечисленных условий и неоднозначность используемых законодателем формулировок породили ряд проблем в правоприменительной практике. Среди множества вопросов выделим главные: что такое подтверждение местопребывания иностранного юридического лица, зачем оно нужно и в какой форме должно быть составлено, чтобы быть принятым налоговыми органами России.

      Контрагент, предъявите справку

      Напомним, что подтверждение местопребывания иностранного юридического лица нужно для освобождения российской компании (налогового агента) от обязанности по исчислению и удержанию налога на прибыль, который обязан уплатить иностранец, действующий на территории России без образования представительства.

      Данный документ иностранный партнер должен представить налоговому агенту до дня выплаты дохода. Если же заграничный контрагент опоздает и подаст документы позже, то налоговый агент удержит и перечислит в бюджет налог в полной сумме по правилам, предусмотренным российским налоговым законодательством. Решать вопрос о возврате излишне уплаченного налога из российского бюджета иностранной компании придется самостоятельно.

      Учитывая, что даже российские организации возвращают переплаченные налоги из бюджета долго и утомительно, проще оформить подтверждение и представить его в необходимый срок, чем затевать долгую процедуру возврата. Тем более что достаточно одного подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т.п.

      Весьма распространено ошибочное мнение, что в качестве такого документа могут быть приняты свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров.

      Указанные документы не могут рассматриваться как подтверждающие постоянное местонахождение организации в иностранном государстве в налоговых целях, поскольку удостоверяют лишь факт ее создания на территории другого государства (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 23 января 2006 г. N 20-12/3476).

      Немного проще в этом смысле иностранным банкам при выплате им доходов российскими банковскими структурами. В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ в этом случае достаточно того, что информация о местонахождении иностранного банка есть в одном из общедоступных информационных справочников <1>.

      <1>Например, в международном справочнике The bankers&#39; Almanac (издание Reed information services, England) или международном каталоге International bank identifier code (издание S.W.I.F.T., Belgium&International Organization for Standartization, Switzerland).

      Чтобы узнать, в какой форме должно быть составлено подтверждение, обратимся к Методическим рекомендациям налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций <1> (далее — Рекомендации). Согласно п. 5.3 Рекомендаций представлять такие документы следует в форме справки, поскольку НК РФ не устанавливает обязательной формы для документов, подтверждающих местопребывание в иностранном государстве.

      <1> Утверждены Приказом МНС России от 26 марта 2003 г. N БГ-3-23/150.

      Данная справка может быть представлена как в произвольной форме, так и по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства. Главное требование — в справке должна содержаться следующая или аналогичная по смыслу формулировка: «Подтверждается, что организация (наименование организации) является (являлась) в течение (указывается период) лицом с постоянным местопребыванием в (указывается государство) в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)».

      Как видим, обязательно указание периода, в течение которого подтверждается постоянное местопребывание. Это связано с тем, что постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основании различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа. Период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, должен соответствовать периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

      Следующий вопрос — какой орган уполномочен выдавать такого рода подтверждения. Здесь Рекомендации вторят НК РФ, закрепляя положение, согласно которому указанное подтверждение выдается «компетентным в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органом иностранного государства» за подписью «уполномоченного должностного лица этого органа». Приведенные формулировки, к сожалению, вообще не отвечают на поставленный вопрос. Как может бухгалтер российской компании, запрашивающий у иностранного партнера подтверждение местопребывания, объяснить последнему, куда ему обратиться за таким документом? Ситуация может оказаться тупиковой, поскольку зачастую иностранный партнер слышит о необходимости подтверждения своего местопребывания, да и о самом соглашении об избежании двойного налогообложения, впервые.

      Чтобы выяснить, какой именно орган признан компетентным, необходимо обратиться к тексту конкретного международного соглашения. Рассмотрим, к примеру, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29 июня 1999 г. В пп. «i» п. 1 ст. 3 указано, что понимается под компетентным органом применительно к сторонам Соглашения: к Российской Федерации — Минфин России или его уполномоченный представитель (ФНС России); к Литовской Республике — также Министерство финансов или его уполномоченный представитель. А в аналогичном Соглашении между Россией и Федеративной Республикой Германия от 29 мая 1996 г. выражение «компетентный орган» применительно к ФРГ означает Федеральное министерство финансов или уполномоченный им орган (пп. «f» п. 1 ст. 3).

      Наиболее сложным и спорным является вопрос об обязательности проставления апостиля на подтверждении местопребывания иностранного юридического лица. Напомним, что согласно абз. 1 ст. 3 Гаагской конвенции 1961 г. «единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен».

      Причем в некоторых случаях нет необходимости соблюдать процедуру легализации или проставления апостиля: «Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации» (абз. 2 ст. 3 Гаагской конвенции).

      Минфин России в Письме от 5 октября 2004 г. N 03-08-07 отметил, что иностранные государства принимают документы, подтверждающие постоянное местонахождение в России организаций, в смысле применения международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения без проставления апостиля. Чтобы не нарушить порядок, главное финансовое ведомство страны рекомендовало налоговым органам также принимать для подтверждения постоянного местонахождения организаций от иностранных юридических лиц неапостилированные официальные документы, выданные на территории иностранного государства.

      Несмотря на такую лояльную позицию Минфина России, следовать его рекомендациям нужно очень осторожно, поскольку согласно положениям ст. 312 НК РФ без специальной процедуры легализации и (или) проставления апостиля принимаются только те документы, которые выданы в связи с оказанием правовой помощи по строго определенному ряду дел.

      Из зала суда

      Анализ судебной практики показывает, что суды в большинстве случаев формально подходят к вопросу о необходимости апостилирования. Примером тому — Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2005 г. N 990/05 по следующему спору.

      Налоговая инспекция в ходе проверки установила, что на представленных налоговым агентом документах, выданных компетентным органом иностранного государства, не проставлен апостиль. Посчитав эти документы оформленными ненадлежащим образом, инспекция пришла к выводу, что местонахождение иностранного юридического лица не подтверждено. Соответственно, международные соглашения об избежании двойного налогообложения применены налоговым агентом неправомерно, за что он и был привлечен к налоговой ответственности.

      Президиум ВАС РФ указал, что вывод об отсутствии в российском налоговом законодательстве требований к форме документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций, неверен. Статьей 312 НК РФ предусмотрено, что налоговому агенту представляется подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации документ, заверенный компетентным органом иностранного государства. Порядок оформления официальных документов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, содержится в Гаагской конвенции, являющейся в силу ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, актом, содержащим нормы международного права. Гаагская конвенция предусматривает проставление апостиля на официальных документах. Следовательно, российские организации — налоговые агенты обязаны следовать этому порядку и представлять апостилированные документы.

      Нижестоящие суды обычно следуют выводам, сделанным Высшим Арбитражным Судом РФ.

      Пример. Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налогового органа в части привлечения к ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога с доходов иностранного партнера, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом.

      Решением Арбитражного суда г. Москвы в этой части иска заявителю было отказано, Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении указанных требований заявителя. Кассационная инстанция, однако, посчитала, что суд апелляционной инстанции неправильно истолковал ст. ст. 310, 312 НК РФ, и пояснила следующее.

      Заявитель выплачивал проценты за пользование кредитом в пользу иностранной компании, зарегистрированной в Великобритании. На справке иностранного контрагента о подтверждении местопребывания отсутствует апостиль. Согласно ст. 1 Гаагской конвенции ее требования распространяются на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

      В силу ст. 3 Конвенции единственной формальностью, соблюдение которой может быть потребовано для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление компетентным органом государства, в котором этот документ был составлен, предусмотренного ст. 4 Конвенции апостиля.

      Поскольку Конвенция распространяется на официальные документы, в том числе исходящие от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, такие документы должны соответствовать требованиям Конвенции, т.е. содержать апостиль.

      Документ, представленный налоговому агенту иностранной организацией по рассматриваемому делу, не отвечает требованиям Конвенции. Соответственно, налоговый агент был обязан удержать и перечислить в бюджет налог с доходов, выплаченных иностранному юридическому лицу.

      (Постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2006 г. по делу N КА-А40/12432-06)

      Учитывая изложенную позицию судов и во избежание риска возникновения споров с налоговыми органами можно рекомендовать налоговому агенту запросить у ФНС России (как у представителя Минфина России) перечень государств, на которые не распространяется требование об апостилировании документов применительно к реализации положений ст. 312 НК РФ. И если в таком перечне не будет указана страна налогового резидентства иностранного контрагента, следует потребовать от него легализованный либо апостилированный сертификат о постоянном местопребывании (резидентстве).

      Указанным требованием пренебрегать нельзя, даже если это вызывает у иностранных партнеров дополнительные непредвиденные расходы и вполне понятное недовольство.

      Как получить справку о налоговом резидентстве?

      Ведь если налоговые и судебные органы придут к выводу о необходимости проставления апостиля на документе, а иностранный контрагент не выполнит этого требования, налоговому агенту грозит привлечение к ответственности за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога в виде штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 Налогового кодекса РФ).

      Что день грядущий нам готовит

      Ситуация с определением местонахождения иностранных компаний не является статичной. По материалам Информационного агентства «ФК-Новости», Минфин России в 2007 г. планирует пересмотреть определение налогового резидентства. По словам замминистра финансов С.Д. Шаталова, в течение этого года Минфин России подготовит законопроект об иностранных контролируемых компаниях, с тем чтобы ввести в практику этот институт в 2008 — 2009 гг. Он также отметил: несмотря на то что данный институт не закреплен законодательно, существуют понятия «российская» и «иностранная» компании. Министерство предлагает при определении налогового резидентства обращать внимание не на то, под чьей юрисдикцией зарегистрирована компания, а где она осуществляет свою деятельность, в какой стране находятся ее управляющие органы и принимаются фактические решения.

      Эта инициатива, как и множество других, далеко не нова. По пути, обозначенному С.Д. Шаталовым, налоговые структуры идут уже давно, стремясь предотвратить уклонение от уплаты налогов владельцами офшорных компаний. А вот решит ли эта очень важная, по определению замминистра финансов, новация многие технические проблемы, связанные с подтверждением местопребывания иностранного юридического лица, пока ответить трудно.

      Е.А.Помаз

      Начальник юридического отдела

      ООО «Эй Джи Эс Лоджистикс»