Срок наблюдения

При банкротстве, представляющем собой комплексный процесс, обязательно проводят процедуру по наблюдению. Ее важность заключается в создании условий для сохранности имущества должника, возможности дать оценку финансовому положению субъекта и провести собрание заимодавцев.

Наблюдение — официальная процедура в рамках банкротства, применяемая к должнику в соответствии с нормами законодательных актов.

Суть и важность процедуры

При реализации мероприятий в деле о банкротстве процедура наблюдения занимает значительное место. Без нее нельзя официально объявить субъекта экономической деятельности неплатежеспособным.

Главная цель процедуры наблюдения в рамках банкротства – оценка финансового состояния субъекта-должника, которая осуществляется для выявления перспектив его платежеспособности и выплаты обязательств по требованиям заимодавцев. В ходе этого мероприятия может быть выявлен факт фиктивного банкротства. В таком случае должник привлекается к уголовной ответственности.

Наблюдение выгодно всем сторонам процесса:

  • Должник при подобных условиях оказывается застрахованным от незаконных способов воздействия со стороны заимодавцев;
  • Заимодавец при введении процесса наблюдения получает возможность свести к минимуму финансовые потери.

Если имеет место введение процедуры наблюдения при банкротстве, исход дела, при условии правильной оценки ситуации, может быть успешным и выгодным как для заимодавцев, так и для самого должника.

Этот этап в процедуре признания несостоятельности считают подготовительным: только после его полного выполнения может быть принято решение об оздоровлении предприятия либо о его ликвидации.

Чтобы осуществить мероприятия максимально эффективно, наложенные аресты приостанавливают. Помимо этого, если в ООО введена процедура наблюдения при банкротстве, то замораживается производство по делам о взысканиях, приостанавливается процесс выплаты по индивидуальным запросам кредиторов.

Для контролирования процесса привлекается арбитражный управляющий, при этом полномочия директора, бухгалтера и других ответственных лиц предприятия-должника практически не ограничиваются. Однако, если введена процедура наблюдения в рамках банкротства организации, руководство обязуется согласовывать важные решения с арбитражным управляющим.

Существует категория субъектов, относительно которых, согласно закону о банкротстве, процедура наблюдения применяться не может. Это:

  • Должники, по делу которых было принято решение о ликвидации;
  • Физические лица (в данную категорию не входят индивидуальные предприниматели);
  • Предприятия, которые привлекают активы незаконными методами;
  • Отсутствующий должник. Таковым считают лицо, которое отсутствует по месту регистрации, а найти его либо связаться с ним не представляется возможности. Еще один признак такого должника – отсутствие движения средств по банковским счетам.

Все заинтересованные стороны, вовлеченные в процесс банкротства юридического лица, обязательно должны информироваться о процедуре наблюдения, при этом заимодавцы имеют право получать все необходимые сведения в ходе общего собрания.

Особенности этапа наблюдения

При процедуре наблюдения в рамках банкротства арбитражный управляющий осуществляет контроль за предприятием-должником, которое продолжает коммерческую деятельность под руководством собственной администрации.

Процедура наблюдения при банкротстве подразумевает ряд запретов относительно деятельности юридического лица.

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

В частности, в период наблюдения недопустимо:

  • Заниматься выпуском ценных бумаг;
  • Совершать выплату дивидендов;
  • Ликвидировать или реорганизовывать предприятие, имеющее не выплаченные задолженности;
  • Выходить из состава предприятия;
  • Создавать на основе субъекта-должника филиалы, представительства или иные компании;
  • Производить крупные имущественные сделки.

Назначенный временный управляющий уполномочен созывать и проводить первое собрание, в котором принимают участие заимодавцы. В ходе этого мероприятия он сообщает результаты проведенного им анализа финансового состояния должника. Все заключения временного управляющего носят рекомендательный характер и не должны быть указанием к действию для заимодавцев.

Срок, на протяжении которого ведется процедура наблюдения при банкротстве, не установлен законодательством. Однако подразумевается, что это мероприятие должно завершиться за период, в который рассматривается дело о несостоятельности. Период, в течение которого ведется процесс банкротства и проводятся мероприятия по наблюдению, заканчивается не позже семи месяцев после инициирования дела.

Окончательное решение о результатах процедуры внешнего наблюдения при банкротстве за арбитражным судом. Его принимают, основываясь на предоставленной временным управляющим информации.

После процедуры наблюдения в рамках банкротства может быть решено признать субъекта банкротом, начать конкурсное производство, ввести мероприятия по финансовому оздоровлению должника или заключить мировое соглашение.

Предприятие, столкнувшееся с банкротством, должно пройти процедуру наблюдения: она подтверждает, что банкротство не имеет фиктивного подтекста, а также защищает имущественные права банкротящегося субъекта и интересы его заимодавцев.

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.

2. Утратил силу.

3. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 62 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Наблюдение — это одна из процедур банкротства, которая в соответствии с ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 г. вводилась с момента принятия заявления о признании должника банкротом, за исключением отдельных случаев, установленных этим Законом. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П <*> данное правило было изменено. Автоматическое введение наблюдения на основании одного лишь заявления кредитора без проведения судебного заседания, без вызова сторон было признано неконституционным, поскольку при этом нарушался принцип состязательности. Имущественные права должника после введения наблюдения существенно ограничивались, тогда как ему не предоставлялась даже возможность представить свои возражения на заявление кредитора. Более того, исходная норма Закона о банкротстве 1998 г. не предусматривала также возможность обжалования определения о введении наблюдения. Такое положение было признано нарушающим конституционное право на судебную защиту и соответственно отменено. В п. 2 мотивировочной части названного Постановления сказано, в частности, что для приведения действующего порядка возбуждения производства по делам о банкротстве в соответствие с Конституцией РФ необходимо нормативное закрепление как права должника обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию определение о принятии заявления о признании должника банкротом, так и его возможности представить суду в той или иной процессуальной форме свои разъяснения и возражения по требованиям заявителя до принятия арбитражным судом решения о введении наблюдения. Исключение могут составлять ситуации, например, когда должник скрывается от кредиторов или местонахождение его неизвестно.
———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1138.

При этом возник определенный правовой пробел, наличие которого в числе прочих причин явилось побудительным мотивом для скорейшего завершения работы над новой редакцией Закона о банкротстве.

2. В новом Законе о банкротстве вышеуказанные конституционные принципы нашли свое закрепление: заявление о признании должника банкротом теперь принимается к производству арбитражным судом на основании формальной проверки соблюдения требований, предъявляемых к его форме и содержанию, а также при наличии необходимых документов, которые должны быть приложены к нему (см. комментарий к ст. 42). При соблюдении этих условий выносится определение о принятии данного заявления. После этого у должника имеется возможность представить в суд свои возражения в связи с поступившим заявлением. Вопрос же о введении наблюдения решается единолично судьей арбитражного суда в результате рассмотрения обоснованности требований кредитора в судебном заседании (см.

Осуществление процедуры наблюдения при банкротстве

комментарий к ст. 49 Закона). Такое заседание проводится по общим правилам, установленным АПК, с особенностями, определенными Законом о банкротстве (ст. 48 Закона). В частности, о времени и месте проведения заседания судья уведомляет заявителя, должника, а также СРО и регулирующий орган, неявка которых не препятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения.

Определение о введении наблюдения выносится в случае, если суд установит, что требования заявителя не удовлетворены на дату судебного заседания, превышают установленный законом минимум, не исполнены в течение более чем трех месяцев, а меры по взысканию задолженности в принудительном порядке в течение не менее 30 дней оказались безрезультатными.

Если хотя бы одно из указанных условий будет не выполнено, суд отказывает во введении наблюдения. При этом, если было принято одно заявление о признании должника банкротом, производство по делу прекращается, а если имеются принятые заявления о банкротстве данного должника других кредиторов, выносится определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения. В последнем случае Законом установлено дополнительное к ст. 148 АПК РФ основание для вынесения данного судебного акта.

Процедура наблюдения вводится на основании первого из принятых заявлений. Соответственно арбитражный управляющий назначается из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, указанной в этом заявлении. В таком случае остальные заявления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов рассматриваются в качестве заявлений о вступлении в дело и проверке обоснованности требований этих кредиторов для целей их внесения в реестр требований кредиторов.

3. Процедура наблюдения с позиции гражданского законодательства является одной из процедур банкротства из числа указанных в ст. 27 Закона. Вместе с тем с точки зрения арбитражного процессуального законодательства это стадия арбитражного процесса, подготовка дела к рассмотрению судом.

Общий порядок подготовки дела к рассмотрению определяется нормами гл. 14 АПК РФ, которые должны применяться в части, не противоречащей нормам ст. ст. 48 — 51 Закона о банкротстве. Соответственно общий срок подготовки дела к рассмотрению, установленный ст. 152 АПК РФ, увеличен в Законе до семи месяцев (ст. 51). В течение указанного срока должны быть проведены все мероприятия, составляющие данную процедуру банкротства.

В отдельных случаях, установленных законодательством о банкротстве, допускается отложение дела (продление срока наблюдения) сверх установленного срока его рассмотрения (например, п. 3 ст. 207 Закона).

В практике применения Закона о банкротстве 1998 г. было выработано правило, согласно которому допускалось отложение дела на срок, превышающий предельный для процедуры наблюдения, на основании общих норм АПК РФ (п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43). В новом Законе срок наблюдения значительно увеличен, тем не менее в исключительных случаях представляется возможным отложение рассмотрения дела по существу сверх предельного срока на основании ст. 158 АПК.

4. Цели введения данной процедуры обозначены в ст. 2 и раскрываются в главе IV Закона. Это, во-первых, обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Данная цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить его финансовое положение.

Второй важной целью этой процедуры является проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы: какое имущество должника имеется в наличии, достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплату вознаграждения арбитражному управляющему, в чем причина возникшей неплатежеспособности, имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства, а также существует ли возможность восстановления платежеспособности?

Помимо указанных целей, перешедших из Закона о банкротстве 1998 г., добавлены составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов (третья и четвертая цели данной процедуры). Данные цели, безусловно, всегда были в центре внимания при проведении наблюдения, и законодатель лишь формально закрепил сложившиеся на практике приоритеты. Кроме того, можно отметить, что указанные цели предполагают более активный характер деятельности временного управляющего, с тем чтобы он не ограничивал свою деятельность лишь изучением документации и согласованием определенных сделок.

Процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, что является новеллой для российского законодательства. На необходимость введения данной процедуры показала практика применения утратившего силу Закона РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»: пока суды решали, вводить внешнее управление или назначать конкурсное производство, администрация должника — юридического лица не без успеха пыталась уклониться от расчетов с кредиторами, передавая имущество предприятия в другие структуры. Поэтому цель процедуры наблюдения — поставить заслон указанной практике, чтобы сохранить максимум имущества должника. Однако Закон устанавливает, что наблюдение не применяется по отношению к должнику, находящемуся в процессе ликвидации; к отсутствующему должнику; должнику — индивидуальному предпринимателю.

Введение процедуры наблюдения означает следующее:

.невозможность предъявления имущественных требований к должнику без направления их временному управляющему (в случае, если требования кредиторов признаются установленными) или в арбитражный суд (если размер требований не установлен);

.приостанавливается по ходатайству кредитора производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника;

.приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

.запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Поскольку должник после введения наблюдения ограничивается в распоряжении своим имуществом, определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Для проведения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии предложений — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления от выполнения своих функций. Однако с целью исключения некомпетентных решений со стороны органов управления, ведущих к дальнейшему ухудшению положения должника, и с целью обеспечения сохранности имущества последнего Закон ограничивает их полномочия. Кроме ограниченийорганы управления должника не вправе принимать решения:

.о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

.о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

.о создании филиалов и представительств;

.о выплате дивидендов;

.о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

.о выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц может быть принято органами управления должника с согласия временного управляющего.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Если временный управляющий находит возможным восстановление платежеспособности должника, он определяет мероприятия, которые могут привести к достижению данной цели, необходимые для этого затраты, а также суммы, которые кредиторы в итоге смогут получить. На первом собрании кредиторов временный управляющий информирует их о своих выводах и предлагает обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления.

Наблюдение (процедура банкротства)

Предложения временного управляющего носят рекомендательный характер.

В случае, когда платежеспособность восстановить невозможно, собрание кредиторов принимает решение о необходимости обращения в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

На основании решения первого собрания кредиторов или по собственной инициативе арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

1. Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Это решение может быть принято судом на основании соответствующего ходатайства собрания кредиторов. Принятие такого решения по инициативе суда допускается в случае отсутствия по истечении недели с даты проведения первого собрания кредиторов решения этого собрания о введении внешнего управления или решения о заключении мирового соглашения (при наличии признаков банкротства).

2. Определение о введении внешнего управления. Такое определение выносится судом в случаях:

.наличия ходатайства кредиторов о введении внешнего управления;

.если имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника;

.появления после проведения первого собрания кредиторов обстоятельств, дающих достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

3. Утверждение мирового соглашения, заключенного между должником и кредитором.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.

Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели. Процедуры банкротства.

Окончание наблюдения.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 Федерального закона, арбитражный суд: 1) выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов; 2) при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; 3) при наличии признаков банкротства, установленных законом, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 1433;

Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, изучение психологии коллектива учебной группы. Соответственно объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные (т.е. социально организованные).

Процедура наблюдения при банкротстве: текущие платежи, временный управляющий, последствия введения

Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации.

Независимо от метода и вида все наблюдения состоят из четырех этапов:

подготовка к наблюдению : постановка цели наблюдения, выбор объекта наблюдения, выбор субъекта, исходя из цели наблюдения, ознакомление с организационно-техническими условиями работы и условиями труда на выбранных объектах, заполнение наблюдательных листов и проверка технических средств измерения времени или регистрации процессов, а также разъяснение исполнителям изучаемых работ, целей и задач наблюдения;

проведение наблюдения : фиксация последовательности элементов выполняемой работы, выявление соответствия фактических режимов работы оборудования рекомендованным технологиям, определение продолжительности перерывов и их причин, заполнение наблюдательной документации;

обработка результатов наблюдений : расшифровка и проверка правильности фиксации, при киносъемке – проявление материалов, исчисление продолжительности каждого из элементов выполняемой работы и длительности каждого из них, определение продолжительности перерывов и их причин, заполнение наблюдательной документации;

заключительный этап : анализ материалов, выявление возможностей рационализации процессов, разработка мероприятий по устранению сбоев в работе, предложения по улучшению рабочих мест.

Обработка полученных данных – довольно трудоемкий процесс, особенно когда наблюдения проводятся методом непосредственных замеров. Он усугубляется необходимостью оценки качества наблюдений. Из этого следует, что трудоемкость обработки определяется видом наблюдений, точностью замеров времени и формой записи данных.

По форме записи результатов наблюдения различают цифровой, индексный, графический, комбинированный способы и киносъемку.

При цифровом способе запись текущего времени выполнения работы производится цифрами. При необходимости в высокой точности результатов наблюдения этот способ предпочтителен.

Индексный способ подразумевает запись данных заранее известными условными сокращениями (индексами) . Он применяется при групповой или бригадной фотографии. Однако необходимо чтобы объекты наблюдения были однородны (рабочие одной профессии, выполняющие работу одинакового состава) .

В случае, когда неудобны цифровой и индексный применяется графический способ. Его сущность в том, что величину затрат времени фиксируют в виде прямых горизонтальных линий, длина которых в определенном масштабе соответствует количеству времени, потраченному на то или иное действие. Графический способ дает наглядное представление о длительности и чередовании отдельных видов работ, однако, если число рабочих превышает 6, то качество регистрации действий резко снижается.

Комбинированная запись – это сочетание цифровой и графической записи, при котором в наблюдательном листе наносятся отрезки горизонтальных линий, а над ними ставится цифровое обозначение.

Однако детальное исследование трудовых приемов данными методами затруднено, а иногда невозможно, т.к. наблюдатель не успевает в короткие отрезки времени, за которые происходят некоторые действия, следить за показаниями приборов, одновременно записывая их показания в бланк.

В этом случае помогает киносъемка , т.к. она позволяет точно фиксировать трудовой процесс, а при воспроизведении просматривать некоторые детали в замедленном режиме. Данный вид записи применяется при выборе наиболее рациональных способов наблюдения. Однако киносъемка отличается большой трудоемкостью и затратами по сравнению с визуальными наблюдениями. Большое количество времени тратится на подготовку аппаратуры, обработку кинопленки, расшифровку отснятого материала. Высокие материальные затраты обусловлены дороговизной киносъемочной и вспомогательной аппаратуры, кинопленки, аппаратуры для просмотра и расшифровки отснятого материала. Поэтому киносъемку целесообразно применять при многократном использовании материалов, обобщенных и разработанных на ее основе.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1196 | Нарушение авторского права страницы

Как остановить начатое дело о банкротстве?

Вопрос:Как остановить начатое дело о банкротстве?

Ответ: Для должника это самый важный вопрос, но несмотря на определенный законодательный прогресс в этом отношении прекратить возбужденное дело о банкротстве и сейчас очень сложно.

В действующей редакции Закона N 127-ФЗ установлен четкий барьер, препятствующий "экспресс"-возбуждению дела о банкротстве на основании только существующего требования. Теперь право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением возникает лишь у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам, чьи требования подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или арбитражным решением (п.

Срок наблюдения процедуры банкротства

2 ст. 7 Закона N 127-ФЗ). Это, безусловно, важнейшее положение, направленное на недопущение произвольного возбуждения дела о банкротстве.

Однако прекратить уже инициированный процесс банкротства все еще непросто, хотя и в этом отношении можно наблюдать определенную позитивную динамику. В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" основаниями прекращения производства по делу о банкротстве могли служить лишь восстановление платежеспособности должника в ходе внешнего управления либо заключение мирового соглашения (являющиеся результатом введенных процедур банкротства). В ст. 57 Закона N 127-ФЗ их список расширен за счет следующих новых оснований:

  • восстановление платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
  • признание в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя при отсутствии заявленных и признанных в установленном порядке требований кредиторов;
  • отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
  • удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
  • отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в т.ч. расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;
  • иные случаи, предусмотренные Законом N 127-ФЗ (специальные случаи, которые на практике почти не встречаются и в данной статье рассматриваться не будут).

Представляется, однако, что фактическое расширение списка оснований для прекращения дела о банкротстве не устранило все трудности, связанные с прекращением банкротства еще жизнеспособных предприятий.

Практика свидетельствует, что восстановление платежеспособности в результате финансового оздоровления маловероятно. То же самое можно сказать и о признании в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве.

Очевидно, что отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в т.ч. расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, является оправданным основанием для прекращения дела о банкротстве, поскольку по своей сути продолжение соответствующих процедур потенциально грозит убытками и государству, и кредиторам, и арбитражному управляющему. Однако также очевидно и то, что установленный таким образом юридический факт отсутствия денежных средств, послуживший основанием для прекращения дела о банкротстве, должен являться одновременно и основанием для ликвидации соответствующего должника.

Таким образом, получается, что оставшимися практическими возможностями прекратить дело о банкротстве без введения других процедур банкротства являются:

  • отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований (или требования о признании должника банкротом);
  • удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

В первом случае потребуется индивидуальное волеизъявление каждого отказавшегося кредитора, а во втором — такого волеизъявления не нужно, поскольку сам факт погашения задолженности в полном объеме является основанием для прекращения дела о банкротстве.

Однако на поверку и эти варианты оказываются сложно реализуемыми.

По вопросу об индивидуальных отказах кредиторов (абз. 6 п. 1 ст. 57 Закона N 127-ФЗ) в проекте разъяснений ВАС РФ указано, что "по смыслу этой нормы в процедуре наблюдения прекращение производства по делу по данному основанию возможно только после истечения срока для заявления требований (п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве). Если к моменту рассмотрения судом в ходе любой процедуры банкротства вопроса о прекращении производства по делу по рассматриваемому основанию имеются предъявленные, но еще не рассмотренные требования кредиторов, то суд прекращает производство только в случае отказа и всех таких кредиторов от своих заявленных требований".

В свете таких разъяснений после установления всех заявленных требований кредиторов представляется более целесообразным заключать коллективное мировое соглашение, подлежащее утверждению судом, т.к. преимуществом индивидуальных отказов могло быть только более скорое прекращение дела о банкротстве (до введения следующей процедуры и до проведения собрания кредиторов). А поскольку это преимущество нивелировано вышеприведенными разъяснениями ВАС РФ, то получение индивидуальных отказов кредиторов будет слишком обременительно и рискованно для всех сторон в связи с тем, что потребует от суда рассмотрения каждого из этих отказов в заседании индивидуально, а от должника — достижения индивидуальных коммерческих договоренностей об условиях отказа кредиторов от требований. В то же время отказывающийся кредитор в силу общих норм АПК РФ лишится возможности повторно обращаться с теми же требованиями в суд. При этом к прекращению дела о банкротстве приведет только отказ от всех без исключения, а не от большей части, требований.

Такое основание, как полное погашение требований кредиторов, неоспоримо, однако главной трудностью при прекращении производства по делу о банкротстве по данному основанию, как представляется, будет поиск необходимых ресурсов для единовременного и полного удовлетворения требований кредиторов (на практике такие дела единичны).

Как следует из приведенного анализа, при наличии относительно простого способа инициировать процесс банкротства должника прекратить его все еще довольно затруднительно. Возможными путями улучшения данной ситуации, по нашему мнению, может быть дифференцирование порога задолженности, открывающего кредиторам путь к возбуждению дела о банкротстве должника, в зависимости от размера уставного капитала (либо активов) последнего, а также некоторое смягчение законодательных требований к введению процедуры финансового оздоровления или заключению мирового соглашения с кредиторами.

Возврат к списку