Срок уплаты земельного налога

Земельный налог обязателен к уплате всеми владельцами участков в независимости от их площади, назначения и местонахождения. С 2015 года обязанность по самостоятельному расчету суммы сбора и подаче отчетности осталась только у организаций, изменились и сроки уплаты земельного налога. Физлица и предприниматели отныне будут получать единые уведомления от ФНС с указанием суммы.

Земельный налог: когда платить ИП?

Индивидуальные предприниматели в рыночных отношениях выступают физическими лицами и хозяйствующими субъектами одновременно.

Оплата земельного налога сроки для организаций

Земельный налог ИП платят на общих основания. Однако в зависимости от целей использования участка разнится ставка, сроки уплаты и порядок внесения платежа:

  • Участки земли, которые предприниматель использует в бизнесе, облагаются земельным налогом. Расчет его и сдача налоговой декларации производится в этом случае субъектом хозяйствования самостоятельно наравне с организациями. Расчет авансовых платежей также осуществляется самим ИП. Однако за 2015 года платеж будет насчитываться налоговым органом. Уже в следующем году предприниматели получат готовые уведомления по всем, принадлежащим ИП, участкам.
  • Расчет налога по участкам, которые предприниматель использует в качестве приусадебного хозяйства, дачным, занятым жилыми строениями, производит ФНС по месту регистрации земли.

Сроки уплаты земельного налога в 2015 году, как и подачи декларации, устанавливаются муниципальной властью в каждом конкретном регионе.

Порядок и сроки уплаты, подачи отчетности по земельному налогу для ИП такие:

  • налог за год надо уплатить вплоть до 1 октября года, который следует за налоговым периодом;
  • декларацию за прошлый год необходимо было предоставить в ФНС не позднее 1 февраля 2015 года;
  • в следующем году сдавать отчетность за 2015 год не нужно; ИП освобождены от этого в связи с изменениями, вступившими в силу с начала этого года;
  • с начала текущего года предприниматели освобождены от уплаты авансов по земельному налогу, поэтому срок уплаты не установлен.

Уплата налога физическими лицами

Внесенные в Налоговый кодекс поправки (глава 31 НК) устанавливают крайний срок оплаты налога для физлиц – 1 октября. То есть, сумму за этот год надо будет внести не позднее 01.10.2016. Ранее срок заканчивался 1 ноября.

Физлица не рассчитывают сумму платежа самостоятельно, это прерогатива ФНС. Уплата производится ими на основании единого уведомления, которое доставляется адресатам по почте. В уведомлении содержится информация:

  • сумма, подлежащая внесению в бюджет;
  • период, в течение которого необходимо произвести уплату;
  • данные о плательщике;
  • информация о налогооблагаемой базе – площадь, назначение, кадастровая стоимость участка земли.

Информация не всегда соответствует действительности. Случается ошибка, когда оплаченный штраф снова включается в общую сумму или за проданный в прошлом году участок все равно начисляется налог. В этом случае необходимо лично посетить ФНС с документами, подтверждающими неправомерное начисление сбора за землю.

Если сумма земельного налога за год не поступает в бюджет до указанного срока уплаты, для физических лиц начинают действовать штрафные санкции. С первого же дня просрочки насчитывается пеня. Как только сумма долга вместе со штрафом превысит полторы тысячи рублей, органы ФНС имеют право обратиться с исковым заявлением в суд для взыскания средств с налогоплательщика.

Для граждан действуют различные льготы:

  • На 10 тысяч рублей сокращается размер налоговой базы (кадастровой стоимости) для Героев труда, ветеранов и инвалидов боевых действий, чернобыльцев.
  • В отдельных регионах в списке льготников присутствуют многодетные семьи, пенсионеры и другие категории.
  • Некоторые льготные категории граждан и вовсе освобождаются от уплаты сбора. Решение об этом принимают местные органы власти.

Ставка для физлиц выше, чем для организаций, и равна 1,5% от кадастровой стоимости участка. Именно поэтому необходимо выяснить полный перечень льгот конкретного района. Льготирование предоставляется не автоматически, а по заявлению плательщика с предоставлением подтверждающих документов, которые дают право воспользоваться скидкой при уплате земельного налога.

Земельный налог, взимаемый с организаций

Организации и предприятия также являются плательщиками земельного налога. Уплачивать сбор необходимо только за те участки, которые находятся в бессрочном пользовании и на них имеется право собственности. За арендованную землю налог не взимается.

Порядок расчета и подачи декларации по налогу для юрлиц установлен 31-й главой НК. Согласно ей организации самостоятельно рассчитывают налог за год, авансовые платежи, составляют декларацию и подают ее в ИФНС.

При расчете налога для организаций используется, как правило, ставка в размере 0,3%. Поэтому дополнительных льгот для юрлиц не предусмотрено – сумма и так получается не «заоблачной». Право на льготирование имеют лишь предприятия, которые заключают договоры краткосрочной аренды земли. Сроки и порядок уплаты земельного налога (авансовых платежей) для юридических лиц таковы:

  • По истечении первого квартала, который является отчетным периодом, организация производит уплату первого в году авансового взноса. Он представляет собой четвертую часть суммы налога за год. В налоговую службу сдается декларация.
  • По завершении второго и третьего кварталов соответственно производятся отчисления в бюджет, и подается отчетность.
  • По завершении года (налогового периода) не позднее 1 февраля должна быть произведена доплата и подана налоговая декларация.

Сроки уплаты авансовых и годовых платежей по земельному налогу в 2015 устанавливаются местной властью. Если же таковые не установлены в каком-либо регионе, стоит руководствоваться федеральным законодательством. Узнать порядок внесения платежей, действующие льготы можно в территориальном отделе ФНС города.

.

План:

1.Формы и цель введения платы за землю.

2.Субъекты и объекты налогообложения.

3.Порядок исчисления и уплаты земельного налога.

4.Задачи.

Формы и цель введения платы за землю.

Земля — один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства система налогообложения земли постоянно развивалась.

В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное понятие — плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования. Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ "О плате за землю" провозгласил целью введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст.2).

Законодатель выделяет три формы платы за землю: земельный налог, арендную плату и нормативную цену земли (ст.1).

Плата за землю — общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние уплачивают арендную плату .

Что касается нормативной цены земли , обозначенной в Законе РФ "О плате за землю" в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.

Субъекты и объекты налогообложения.

Любой налог задается комбинацией ряда элементов. С их помощью учреждается налог, определяется налоговое обязательство, т.е. устанавливается налогоплательщик (субъект налогообложения ), предмет налогообложения (объект ), размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Субъектами налогообложения являются предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации.

Земельный налог в 2018 году для юридических лиц

Земельный налог за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.

Таким образом, субъектами налогообложения могут быть как индивидуальные, так и коллективные субъекты.

Государство ведет учет всех плательщиков земельного налога. Постановлением Правительства РФ "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" от 4 сентября 1995 г. N 876 на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога. Списки готовятся земкомами на основе данных государственного земельного кадастра. Работы по составлению списков финансируются за счет средств, получаемых от взимания самого земельного налога.

Порядок ведения списка плательщиков земельного налога утвержден приказом Роскомзема и согласован с Государственной налоговой службой (приказ Роскомзема от 24 октября 1995 г. N 5-16/2066). В соответствии с этим правовым актом в списки включаются граждане и юридические лица, имеющие — земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме части земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами (лесных податей). В списки плательщиков земельного налога не включаются лица, обладающие правом аренды на всех землях и правом пользования на землях частной собственности.

Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодно составляемого первичного списка и ежемесячно составляемых списков изменений.

Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам. По землям, переданным в ведение районного (городского) органа местного самоуправления, первичные списки могут составляться по населенному пункту, являющемуся районным центром, и отдельно по землям вне населенного пункта. Первичный список составляется по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок (т.е. до 1 февраля текущего года) передается государственным налоговым инспекциям. В списке указываются:

— почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка;

— номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности;

— категория земель, цель использования земельного участка;

— вид права на землю плательщика земельного налога;

— фамилия, имя, отчество — для физических лиц, название юридического лица и его регистрационный номер — для юридических лиц;

— налогооблагаемая площадь;

— ставка земельного налога без учета льгот.

Списки изменений плательщиков отражают любые изменения юридического статуса земли (купля-продажа, дарение, мена, наследование, внесение в уставные фонды и другие сделки с земельными участками) за соответствующий месяц текущего года.

Эти списки передаются государственным налоговым инспекциям до 10-го числа следующего месяца. Если в течение одного месяца произошло несколько изменений данных по одной из записей предыдущего списка (например, купля-продажа земли и через несколько дней дарение этого земельного участка), в списке изменений указываются данные на последний день месяца.

В Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.

Права и обязанности плательщиков земельного налога конкретизируются в Законе РФ "О плате за землю" (ст.ст.4, 5, 6, 16). К основным обязанностям отнесены: своевременная уплата налога, предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, выполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др. Кроме обязанностей, налогоплательщики имеют и права. К ним относятся, в частности, право представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам; пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законом. Кроме того, налогоплательщики имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок, в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами (ст.ст.12, 13, 14 Закона РФ "О плате за землю").

Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. К ним, в частности, относятся:

— земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;

— земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;

— земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;

— земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства;

— земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;

— земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

— земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

— земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

— земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т.д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Платежи за землю включают земельный налог и арендную плату за арендуемые земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Земельный налог является республиканским налогом, закрепленным за местными бюджетами. Доля земельного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2012 год составила 1,8 % (поступления по земельному налогу составили 1,8 трлн. рублей).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен главой 18 НК РБ. Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности. Бюджетные организации плательщиками земельного налога не признаются.

Земельный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

— в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций;

— в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании физических лиц, а также принятые физическими лицами по наследству.

Льготы по земельному налогу предусматривают освобождение от налога отдельных категорий земельных участков:

— земельных участков, занятых материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;

— опытных полей, используемых для научной деятельности;

— земельных участков, предоставленных для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), – на период их строительства.

Освобождение от земельного налога предоставляется с месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу земельный налог исчисляется и уплачивается, начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

В случае сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, а также зданий, сооружений (их частей), машино-мест бюджетных организаций возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога. Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий и сооружений (их частей), машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями).

Налоговая база земельного налога определяется:

1) в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением земельных участков, предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях и других случаях, предусмотренных НК РБ. Для исчисления земельного налога принимается кадастровая стоимость земельного участка в зависимости от функционального использования данного участка, которое определяется их целевым назначением. По целевому назначению земельных участков выделяют 5 оценочных зон:

общественно-деловая (административно-деловая, культурно-просветительская, научно-образовательная, торгово-обслуживающая, лечебно-оздоровительная, спортивно-рекреационная застройка);

жилая многоквартирная;

жилая усадебная (объекты усадебной жилой застройки, организации, осуществляющие хранение транспортных средств физических лиц, гаражных кооперативов);

производственная (промышленная, коммунально-обслуживающая, коммунально-складская застройка);

рекреационная (земельные участки для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения);

2) по площади земельного участка и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций (при наличии кадастровой оценки), в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств. Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для:

— сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

— земельных участков, входящих в состав земель лесного и водного фонда, предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

— земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40000000, 218000000, 109000000 и 120000000 белорусских рублей за гектар; жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 320000000 и 80000000 белорусских рублей за гектар.

Кадастровая стоимость земельного участка – это расчетная денежная сумма, отражающая ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению и включенная в регистр стоимости земельных участков государственного земельного кадастра. Кадастровая стоимость земельных участков определяется согласно сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, зарегистрированного в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

Ставки земельного налога зависят от таких факторов как: целевое использование земельного участка, его местоположение, качество и не зависят от результатов хозяйственной и иной деятельности. В Республике Беларусь установлены следующие виды ставок земельного налога:

1) на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) при наличии кадастровой оценки ставки устанавливаются согласно приложению 2 к НК РБ (в бел. руб. за 1 га);

2) средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь согласно приложению 3 к НК РБ (в бел. руб. за 1 га). Например, данная ставка применяется для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка;

3) ставки на земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, за пределами населенных пунктов, на земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов устанавливаются в зависимости от вида функционального использования участка. При этом, исходя из кадастровой оценки земельного участка, применяется либо фиксированная ставка налога (в белорусских рублях за 1 га), либо процентная.

По землям, занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства, ставки земельного налога увеличиваются в 2 раза.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

На земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 10.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в инспекцию МНС по месту постановки на учет налоговые декларации (расчет) о сумме налога на текущий год ежегодно не позднее 20 февраля, а по вновь отведенным земельным участкам, а также земельным участкам, предоставленным в аренду, – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения или сдачи участка в аренду. С налоговой декларацией (расчетом) по земельному налогу на текущий год плательщики-организации представляют в налоговые органы сведения о физических лицах, имеющих право на льготы по земельному налогу по форме, утвержденной МНС РБ.

Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога. При использовании в качестве налоговой базы кадастровой стоимости расчет земельного налога производится следующим образом

Нз = КС 1 кв. м × Sзу × Сз ÷ 100 × Км.× Тм ÷ 12,

где КС 1 кв. м – кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка; Sзу – площадь земельного участка, кв. м; Сз – ставка земельного налога, %; Км – коэффициент к ставке земельного налога, установленный решением местных Советов депутатов; Тм – число месяцев пользования земельным участком.

При использовании в качестве налоговой базы площади участка расчет земельного налога производится по формуле

Нз = Sзу × Сф × Км .× Тм ÷ 12,

где Сф – фиксированная ставка земельного налога в рублях за 1 гектар.

Уплата земельного налога производится организациями по их выбору без изменения в течение налогового периода: либо один раз в год в размере исчисленной суммы за год – не позднее 22 февраля текущего года, либо ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала – в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога. За земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, налог уплачивается не позднее 22 декабря.

Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении. По возводимым объектам суммы земельного налога включают в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.

Не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога: возмещаемые плательщиками в случаях, предусмотренных НК; исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10.

Исчисление земельного налога плательщикам – физическим лицам производится налоговыми органами на 1 января каждого налогового периода. Физические лица уплачивают земельный налог не позднее 15 ноября на основании извещения налогового органа, ежегодно вручаемого до 1 августа текущего года.

Пример. 15 марта 2013 года решением Витебского областного совета депутатов организации в собственность выделен земельный участок площадью 0,4 га для размещения здания административного назначения. По функциональному назначению земельный участок относится к общественно-деловой зоне. Стоимость 1 м. кв. согласно данным национального кадастрового агентства составляет 15$ США. Курс доллара на 1 января 2013 года составил 8570 белорусских рублей. Местным советом депутатов установлен повышающий коэффициент к ставке земельного налога в размере 1,5.

С апреля 2013 года данная организация признается плательщиком земельного налога. Ставка земельного налога по общественно-деловой зоне при кадастровой стоимости 1 га участка менее 218 млн. рублей составляет 1 200 000 рублей за 1 га. Если стоимость участка составит более 218 млн. рублей за гектар, то ставка составит 0,55 %.

Кадастровая стоимость 1 га участка составит 1 285 500 000 рублей (10 000 × 15 × 8570), следовательно, ставка земельного налога составит 0,55 %. Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельного участка.

Сумма земельного налога за 9 месяцев 2013 г.

Земельный налог для юридических лиц в 2017 году сроки уплаты

составит 3 181 612 рублей (0,4 × 10 000 × 15 × 8570 × 0,55 % × 1,5 × 9/12).

Налоговая декларация подается организацией не позднее 20 апреля 2013 г. Уплата налога осуществляется не позднее 22 числа второго месяца квартала равными частями.

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 631 | Нарушение авторского права страницы

Авансовые платежи по земельному налогу

С 1 января 2006 г. на всей территории РФ Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" утратил силу и действует гл. 31 "Земельный налог" НК РФ.

Нововведения коснулись и индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что их приравняли к организациям в части уплаты земельного налога по тем участкам, которые используются ими в предпринимательской деятельности. В соответствии с гл. 31 НК РФ индивидуальные предприниматели (в отношении участков, используемых в предпринимательской деятельности) должны самостоятельно исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и сумму налога по итогам года, представлять расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации.

В то же время не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении тех земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды. Земельный налог является местным налогом, то есть устанавливается местными органами власти, но они не могут выйти за рамки НК РФ.

Порядок расчета налога

Налоговой базой для расчета земельного налога является кадастровая стоимость земли по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которая основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Результаты оценки утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Налоговые ставки по земельному налогу дифференцированы в зависимости от назначения земельных участков. Для земель сельскохозяйственного назначения и занятых жилищным фондом максимальная ставка налога установлена в льготном размере — 0,3%.

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Для всех остальных категорий земель максимальная ставка составляет 1,5%. Однако фактическую ставку налога (в указанных пределах) устанавливают местные органы власти. Они же и решают, будут ли на их территории уплачиваться авансовые платежи по налогу. Авансовые платежи должны уплачиваться за I квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговым периодом по земельному налогу согласно п. 1 ст. 393 НК РФ является календарный год. Сумма налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма авансового платежа по истечении отчетного периода определяется как 1/4 суммы налога за налоговый период. Если налогоплательщик должен уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, то сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами ранее уплаченных авансовых платежей.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются в те налоговые инспекции, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения принадлежащих ему земельных участков. Индивидуальные предприниматели обязаны подавать налоговые декларации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты по авансовым платежам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). Форма расчета дана в Приложении N 1 к Приказу Минфина России N 66н <1>. Форма налоговой декларации утверждена Приказом Минфина России N 124н <2>.

<1> Приказ Минфина России от 19.05.2005 N 66н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".
<2> Приказ Минфина России от 23.09.2005 N 124н "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения".

Сроки уплаты налога и авансовых платежей утверждаются нормативными актами местных органов власти. Однако срок уплаты налога, как установлено п. 1 ст. 397 НК РФ, не может быть определен раньше 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пример. Предприниматель приобрел в 2005 г. земельный участок для выращивания овощей. По состоянию на 1 января 2006 г. кадастровая стоимость участка (условно) составила 1 360 000 руб.

Местными органами власти был установлен порядок уплаты авансовых платежей по земельному налогу за I квартал, полугодие и 9 месяцев, а ставка налога по земельным участкам сельскохозяйственного назначения определена в размере 0,3%.

Уплата авансового платежа должна производиться не позднее даты подачи расчета по авансовым платежам, то есть не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Срок уплаты налога установлен не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае индивидуальный предприниматель должен уплатить авансовые платежи по земельному налогу и сумму налога:

  • 2 мая 2006 г. (30 апреля — выходной) — 1020 руб. (1 360 000 руб. х 0,3% / 4);
  • 31 июля 2006 г. — 1020 руб. (1 360 000 руб. х 0,3% / 4);
  • 31 октября 2006 г. — 1020 руб. (1 360 000 руб. х 0,3% / 4);
  • 15 февраля 2007 г. — 1020 руб. (1 360 000 руб. х 0,3% — 1020 руб. — 1020 руб. — 1020 руб.).

Возможные проблемы с расчетом налога

На данный момент противоречия между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами по земельному налогу пока отсутствуют. С одной стороны, у предпринимателей появилась новая обязанность, выполнение которой требует дополнительных сил и средств, а с другой — есть проблемы, которые волнуют всех плательщиков земельного налога по новым правилам, а не только предпринимателей.

Ранее, в соответствии с положениями Закона РФ N 1738-1, индивидуальные предприниматели, как и граждане, уплачивали земельный налог на основании уведомлений, поступивших из налоговой инспекции. Зачастую эти уведомления приходили не вовремя по вине налоговиков, и предприниматели получали незапланированную дополнительную отсрочку. Теперь согласно гл. 31 НК РФ они обязаны исчислять земельный налог самостоятельно, поэтому и ответственность за своевременное начисление и уплату налога несут предприниматели.

Обратите внимание: если индивидуальный предприниматель имеет несколько земельных участков, которые находятся на территории одного муниципального образования, то он должен представлять только одну налоговую декларацию. Особенность заполнения налоговой декларации состоит в том, что на каждый объект налогообложения (в том числе на долю в праве на земельный участок) надо заполнить отдельный лист разд. 2 налоговой декларации по земельному налогу. Такой порядок установлен Приказом Минфина России N 124н.

Также следует отметить, что если предприниматель просрочит уплату авансовых платежей по земельному налогу, то избежать начисления пени ему уже не удастся, так как в отличие от авансовых платежей по НДФЛ и ЕСН авансовые платежи по земельному налогу исчисляются от фактической налоговой базы, причем от той же самой, от которой будет исчисляться и сумма налога.

Встречаются ситуации, когда предприниматели оформляют земельные участки на родственников. В этом случае земля не находится в собственности предпринимателя и не взята им в аренду. Есть ли здесь выгода? С одной стороны, сумма земельного налога не изменяется, так как ставки налога равны как для организаций, так и для физических лиц. С другой — предпринимателю не нужно подавать расчеты и налоговую декларацию, а сумма налога будет предъявлена родственнику, не являющемуся предпринимателем, на основании налогового уведомления. (Форма этого документа утверждена Приказом ФНС России N САЭ-3-21/551@ <3>.) При этом представительные органы муниципальных образований вправе установить для налогоплательщиков — физических лиц только два авансовых платежа по земельному налогу (п. 4 ст. 396 НК РФ).

<3> Приказ ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений".

И еще один вопрос, который иногда возникает у предпринимателей: надо ли им платить земельный налог за землю, на которой расположен магазин? Обратимся к гражданскому законодательству. В соответствии с п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Кроме того, согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, платить налог надо. И на это не влияет даже то, что у предпринимателя может и не быть документа о праве пользования землей. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.10.2003 N 7644/03 установил, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

П.В.Яковенко

Эксперт журнала

"ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"