Сроки носки по климатическим поясам

Согласно статье 5 закона «О защите прав потребителей», на товар, предназначенный для длительного использования (а автомобиль из их числа), изготовитель вправе устанавливать срок службы. Под сроком службы понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Если таковые выявляются, то покупатель вправе предъявить претензию автопроизводителю, но только в том случае, если докажет, что проблемы возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Это закон, в котором, как всегда, мало что понятно. Попробуем разобраться.

Установление срока службы для любого товара – право, а не обязанность изготовителя. Вероятней всего, автомобильная компания не захотела бы вообще связываться со сроком службы, но в таком случае она сделает себе еще хуже: если автопроизводитель не установил срок службы транспортного средства, то по умолчанию закон дает потребителю 10 лет (со дня передачи машины) на то, чтобы он мог предъявить изготовителю или его представителю (в случае с автомобилями — дилеру) требование о безвозмездном устранении недостатков. Очевидно, что за 10 лет с машиной может случиться все что угодно, поэтому автопроизводителям важно устанавливать хоть какой-то срок службы.

В большинстве случаев срок службы автомобиля составляет шесть лет. Причем его также можно исчислять в километрах, а потому производители устанавливают отличное от гарантии значение, но не шибко большее — вместо 100 000, скажем, 150 000 км. Срок службы машины указывается в ее сервисной книжке, и надписи там аналогичны тем, что есть на упаковке планшетных компьютеров или мобильных телефонов: «Срок службы изделия составляет один год, после чего его необходимо утилизировать в соответствии с правилами региона, в котором он продается». При этом гарантия от производителя на планшет составляет в большинстве случаев тот же год. Ясное дело, что через год планшет утилизировать никто не собирается. С машинами даже лучше: срок службы автомобиля почти всегда больше, чем его гарантия.

В отличие от срока службы гарантию на автомобиль можно назвать повышенными обязательствами автопроизводителя перед клиентом, которыми он завлекает его к себе. То есть и без гарантии все конструктивные недостатки машины можно было бы устранять бесплатно в течение большего периода времени, чем устанавливает изготовитель. Например, знаменитая гарантия на Hyundai/Kia говорит нам о пяти беззаботных годах владения, в течение которых сохраняется гарантия (не будем сейчас вспоминать о том, какие узлы не подпадают под условия «пятилетки»). При этом срок службы для Hyundai составляет 6 лет или 150 000 км. Получается, что вы можете требовать устранения производственных недостатков аж в течение шести лет?

Не все так просто. Главное отличие срока службы от гарантии в том, что бремя доказывания «существенности» недостатка и его возникновения по вине производителя именно ДО передачи товара клиенту полностью лежит на покупателе машины. Во время гарантии дилер и автопроизводитель не попросят с вас заключение судебных экспертов о поломке и не будут с вами судиться вообще. Но если вы пришли с поломкой после окончания гарантийного срока, но до окончания срока службы, то изготовитель пошлет вас… в суд.

И тут вам придется доказать судьям при помощи экспертиз, что не ваше нелепое обращение с коробкой DSG стало причиной ее поломки, а именно дефект автопроизводителя, возникший еще до того, как первому клиенту выдали от нее ключи. А главное, служителей Фемиды нужно будет убедить, что этот недостаток является существенным.

Согласно закону «О защите прав потребителей», существенным недостатком товара является «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки». Как обычно, определение звучит слишком размыто. Постановлением пленума Верховного суда РФ №17 от 28 июня 2012 года было определено, что под существенным недостатком следует понимать недостаток, который не может быть устранен дилером, и при этом автомобилем пользоваться уже невозможно; недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого автомобиля либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования, что важно для юридических лиц; недостаток, на устранение которого затрачивается более 45 дней (или меньше, если заключено двухстороннее соглашение); различные недостатки автомобиля, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности не позволяет эксплуатировать транспортное средство; недостаток, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению, или недостатки, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования автомобиля более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

Итак, вы доказали, что недостаток является существенным и возникшим по вине автопроизводителя. Если это произошло – вы король ситуации, так как у дилера есть всего 20 календарных дней на то, чтобы починить вашу «ласточку». Если сервисмены не успеют, можете требовать с автопроизводителя или дилера полного возмещения стоимости машины. Да-да, вы не ослышались – именно полного, или новый автомобиль взамен поломанного. В этом отношении российское законодательство одно из лучших в мире, тогда как в Европе с автовладельца вычтут амортизацию за годы пользования машиной.

Более того, согласно статье 14 закона «О защите прав потребителей», в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу автовладельца в течение всего срока службы транспортного средства автопроизводитель обязан возместить его в полном объеме. В этом случае бремя доказывания невиновности изготовителя будет лежать на самом изготовителе. То есть если через пять лет эксплуатации ваша машина полностью сгорела по неизвестным причинам, можно смело идти в суд и требовать возмещения вреда. Вряд ли эксперты смогут доказать, что возгорание произошло из-за того, что вы установили в подлокотник кофемашину и ремонтировали ее в соседнем частном гараже после окончания гарантийного срока.

Так почему же автопроизводители не обезопасят себя и не приравняют срок службы к сроку гарантии, ведь они имеют на это полное право? Даже АВТОВАЗ и тот установил срок службы для полноприводных автомобилей 6 лет или 90 000 км, а для переднеприводных и заднеприводных автомобилей — 8 лет или 120 000 км!

Как сообщил нам юрист, защищающий интересы одного автопроизводителя, представленного в России, на этот вопрос ответ не даст почти никто. Большинство компаний оглядываются друг на друга и устанавливают срок службы, равный шести годам или 150 000 км пробега. Просто потому, что так делают другие. Хотя в компании Honda решили сравнять срок службы автомобиля с трехлетним гарантийным сроком – никто их за это не заругал.

Автопроизводители редко указывают срок службы у себя на сайте, но обязательно вписывают его в инструкцию по эксплуатации каждой модели. Там же зачастую написано, что по истечении гарантийного срока дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна при условии соблюдения владельцем законодательства РФ о безопасности дорожного движения и прохождения ежегодного технического осмотра, подтверждающего пригодность автомобиля к дальнейшей эксплуатации. Но это абсолютно ни к чему вас не обязывает. Так что пользуйтесь великодушием автопроизводителей в течение всего срока службы вашей машины.


О сроках службы и ресурсах вертолетов всегда много и горячо спорят. Из-за солидного возраста нашего вертолетного парка особенно «достается» назначенным ресурсам и срокам службы.
Действительно странно, когда у одной и той же платформы по Аттестату один ресурс (Ми-8АМТ – 18000 часов), а по Сертификату – другой, причем, значительно меньший (Ми-171 – 7000 часов). Или другой пример, серийного вертолета еще нет, а цифры ресурсов и сроков гуляют по несколько десятков тысяч (шкура неубитого медведя). Громкие заявления о кратном увеличении назначенного ресурса нового ЛА вызывает удивление. Зачем спорить о том, что будет через «четверть века». Тем более, что исходные цифры – расчетные и не дотягивают до предельного состояния. А соображения, по которым назначаются границы, порой далеки от технических. На первый план выходят финансовые интересы. Складывается впечатление, что спорщики далеки от понимания природы явлений. Давайте поговорим о назначенных ресурсах и сроках службы.

1. НАЗНАЧЕННЫЙ – ПОТОМУ ЧТО ЕГО НАЗНАЧАЮТ.
Для начала ГОСТовское определение: Назначенный ресурс (назначенный срок службы) – суммарная наработка (календарная продолжительность эксплуатации), при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. (ГОСТ 27.002-89).
Существует целая система (см. рисунок).

Предварительный назначенный ресурс (срок службы) – назначенный ресурс, устанавливаемый при передаче изделия на государственные испытания. (ГОСТ 23743-88).
Начальный назначенный ресурс (срок службы) – назначенный ресурс, устанавливаемый к началу поступления первого серийного изделия в эксплуатацию. (ГОСТ 23743-88).
Проектный ресурс (срок службы) – принятый при разработке и (или) сертификации типовой конструкции изделия или ВС в целом, в пределах которого обеспечивается необходимый уровень безопасности конструкции по условиям прочности. (ОСТ 1 02785-2009).
Ресурс до списания (срок службы) – Наработка изделия (календарная продолжительность) от начала эксплуатации до перехода в предельное состояние, при котором изделие подлежит списанию (ГОСТ 23743-88)
Здесь нужно отметить, предельное состояние – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, любо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Возникает закономерный вопрос: а зачем назначают?
Цель установления – обеспечить принудительное заблаговременное прекращение применения объекта по назначению, исходя из требований безопасности или технико-экономических соображений. При достижении объектом назначенного ресурса (назначенного срока службы или хранения) в зависимости от назначения объекта, особенностей эксплуатации, технического состояния и других факторов объект может быть списан, направлен на ремонт, передан для применения не по назначению, переконсервирован (при хранении) или может быть принято решение о продолжении эксплуатации.
Назначенный ресурс/срок службы – это ограничение (правая граница) стадии эксплуатации, назначаемое не только и не столько по эксплуатационно-техническим соображениям.
2. РОЖДЕНИЕ И ПРОДЛЕНИЕ
Как рождается ресурс/срок службы? Определение ресурса и срока службы – прерогатива разработчика. Выбор величины «назначаемого» ресурса/срока службы достаточно «условный». Первоначальный (исходный) – положение «границ дозволенного» – определяется расчетным путем. «Прочнисты» рассчитывают ресурс по нагрузкам. Получают циклы, часы, выстрелы и т.п. Посчитали. Подтвердили прочностными испытаниями. Начали летать. В ходе дальнейших испытаний выявляются «слабые места», уточняются методики расчетов, расширяется испытательная база, сдвигаются (поэтапно) границы. Ресурсные испытания идут параллельно с началом эксплуатации. В ходе эксплуатации появляются «лидерные» вертолеты. Контроль за «лидерами» дает новую информацию для расширения границ и дальнейшего увеличения (продления) ресурсов и сроков. Продление – сложный, продолжительный, организационный процесс. Важно отметить научно-технический аспект «продления». Систематизация информации об изменении технического состояния позволяет создать базу данных для понимания границ возможной (эффективной) эксплуатации. Это наше богатство. Несмотря на бесконечные (излишние) согласования, одобрения, утверждения на этом пути достигнут реальный рост (см. таблицу).

Программа Было Стало
назначенный ресурс, ч срок службы, лет назначенный ресурс, ч срок службы, лет
Ми-2 8000 20 12000 40
Ми-8Т 15000 30 30000 37
Ми-8АМТ/МТВ 7000 25 18000 25
Ми-171 7000 25 7000 25
Ми-26 2100 25 4200-6000 БО

БО – без ограничения
За 30 лет назначенный ресурс Ми-2 «вырос» в 1,5 раза, Ми-8Т – в 2 раза, Ми-8АМТ/МТВ – 2,57 раза с 1991 года, Ми-26– 2…2,85 раза с 1980 года и только Ми-171 «застыл» с 1994 года. Что касается срока службы, мы добились серьезных успехов: Ми-2 – 40 лет, Ми-8Т – 37 лет, Ми-26 – вообще без ограничений! Прочностные характеристики Ми-8 оказались настолько высокими, что не только превзошли все ожидания, но и пошли в ущерб эффективности. У Ми-38 прочностные характеристики получились ниже и, что удивительно, изменились «слабые места». В планах – дальнейшее увеличение. Эпопея роста ресурсов/сроков службы породила ошибочное представление, что продление может быть бесконечным. К сожалению, не умные головы рассуждают «по аналогии», переносят (продляют) ресурсы и сроки (в технике аналогии не работают). Неотъемлемая часть нашего «смутного времени». Наглядный пример, попытки «отказаться» от сроков хранения покупных изделий на складах до установки на вертолет. В назначенный – не засчитывать?! На самом деле процессы коррозии и старения (влияния природы) не отменить. Как нельзя отменить процессы старения клеток живого организма, так нельзя противостоять изменению свойств материалов, сокращающих сроки службы. Главную скрипку играет состояние резины, электрожгутов и коммуникационной аппаратуры электрических цепей. Помочь могут лишь глубочайшие знания. И не обращайте внимания на россказни «манагеров» от вертолетостроения.
В «борьбе» за ресурсы и сроки сталкиваются интересы разработчика/производителя и пользователя/ потребителя. Разработчик не хочет «раздавать» ресурс/срок службы. А пользователь, напротив, хочет получить все и бесплатно. Достичь компромисса не просто. Нельзя не сказать и о балансе внутри самого изделия. Есть агрегаты, у которых ресурс/сроки менее, чем у вертолета. Пользователь настаивает – «все по вертолету», его не интересует, что порой это невозможно (несущая система, трансмиссия, рулевой винт). И здесь нужно соблюсти баланс реальных возможностей конструкции и интересов пользователей. Одним словом, как у канатоходца – нужно все время держать равновесие, а это не просто, этому требуется учиться. Способность сохранять работоспособность во времени изучается при разработке, закладывается в производстве, поддерживается в эксплуатации и восстанавливается при ремонте. Ресурс/срок службы – это еще и показатель качества изготовления. Производитель обязуется выпускать вертолеты «не хуже, чем назначено».
3. НАЗНАЧЕННЫЙ РЕСУРС, КАК ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ
Вертолет, как человек, рождается – учится – работает – болеет – уходит на пенсию – умирает. Здесь важно вовремя уйти на пенсию. Хочется точно знать, когда вертолету «уходить на пенсию». А для этого нужно найти истинную границу «между не раньше и главное не поздно». Когда еще можно и нужно, работоспособного и предотказного состояния. Соблюсти баланс безопасности, эффективности, экономичности и желания владельца, максимально получить, выжать из изделия. Дальше – больше. От индивидуума нужно подняться до уровня всего парка программы. Здесь вступают авиационные власти и наука управления техническим состоянием парка. К сожалению, мы живем по принципу «куда кривая выведет». «Крикуны» кричат вертолеты устарели, летать не безопасно. Производители – ограничить возраст, чтобы покупали новые. Эксплуатанты настаивают, разработчики должны продлить ресурс. Ресурс/срок службы, определяющий уровень расходов на эксплуатацию, сам превратился в «разменную монету». Вопрос «жизни и смерти»: не потерять школу прочности и сохранить методологию.
На этом фоне пенсионный возраст для вертолетов остается надолго. Будем рассчитывать, испытывать… назначать, продлять. Назначенный ресурсы/сроки службы будут жить и в том числе в качестве границы эксплуатации по техническому состоянию, если сумеем перейти (научно, технологически, инструментально, ментально). Между ресурсами и эксплуатацией по техническому состоянию «пропасть» из чиновников в погонах и без, которые в 21 веке заявляют, «нет ресурсов, документы не подпишем». К сожалению, ресурсы и сроки не позволяют максимально использовать заложенное в технику эксплуатационное совершенство.
В эксплуатации природно-климатические условия, циклы и режимы нагружения различаются, поэтому состояние изменяется (ухудшается) по-разному. Кроме того, каждое изделие индивидуально. Лишь переход на эксплуатацию по техническому состоянию позволит более эффективно и дольше использовать качество, заложенное в конструкцию. Однако для этого нам необходимо как можно лучше знать «здоровье» конкретного вертолета. Эксплуатация по ТС начинается задолго до первого полета, на этапе разработки нового типа или модификации с «чистого листа». Сегодня мы делаем робкие попытки перехода программ, находящихся в эксплуатации. Но это совсем другая тема.
На этой ноте заканчиваем наш разговор про пенсионный возраст для вертолетов.
Tags: назначенный, ресурс, срокслужбы