Стандарты исо 9001

Стандарт ISO 9001:2000 – назначение и общее описание:

ISO 9001:2000 – международный стандарт регламентирующий требования к системе менеджмента качества на предприятии.

Настоящий международный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества организации, когда организация:

  1. Нуждается в демонстрации своей способности предоставить продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, а также применимых государственных и других регулирующих требований.
  2. Преследует целью увеличение удовлетворенности потребителя, посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы непрерывного улучшения системы и гарантирования соответствия требованиям потребителя, а также применимых государственных и других регулирующих требований.

Примечание. В настоящем международном стандарте, термин «продукция» применятся только к преднамеренно выпускаемой продукции, или продукции требуемой потребителем.

Все требования настоящего международного стандарта являются общими и предназначены для применения любыми организациями, независимо от типа, размера или выпускаемой продукции.

В том случае, если из-за специфики организации и выпускаемой продукции, некоторые требования настоящего международного стандарта не могут быть применены, такие требования стандарта могут быть исключены, при соответствующем обосновании.

Организация не может претендовать на соответствие настоящему международному стандарту в тех случаях, если выполненные исключения выходят за рамки требований раздела 7. Выполненные исключения не должны затрагивать способность или ответственность организации предоставлять продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, а также применимых государственных и других регулирующих требований.

Тип документа: ИСО (ISO)
Примечание: 2000 год
Номер ссылки: ISO 9001:2000
Word

Стандарт ISO 9001:2000 – содержание:

Введение

  1. Общие положения
  2. Процессный подход
  3. Соотношение с ISO 9004
  4. Совместимость с другими системами менеджмента

Системы менеджмента качества – Требования

1) Назначение

  • 1.1. Общие положения
  • 1.2. Применение

2) Нормативная ссылка

3) Термины и определения

4) Системы менеджмента качества

  • 4.1. Общие требования
  • 4.2 Требования к документации
  • 4.2.1. Общие требования
  • 4.2.2. Руководство по качеству
  • 4.2.3. Управление документацией
  • 4.2.4. Управление записями по качеству

5) Ответственность руководства

  • 5.1. Обязательства руководства
  • 5.2. Фокус (ориентация) на потребителя
  • 5.3. Политика в области качества
  • 5.4. Планирование
  • 5.4.1. Цели в области качества
  • 5.4.2. Планирование в рамках системы менеджмента качества
  • 5.5. Ответственность, полномочия и взаимосвязи
  • 5.5.1. Ответственность и полномочия
  • 5.5.2. Представитель руководства
  • 5.5.3. Внутренние коммуникации
  • 5.6. Анализ со стороны руководства
  • 5.6.1. Общие положения
  • 5.6.2. Входные данные анализа
  • 5.6.3. Выходные данные анализа

6) Менеджмент ресурсов

  • 6.1. Обеспечение ресурсами
  • 6.2. Людские ресурсы
  • 6.2.1. Общие положения
  • 6.2.2. Компетентность, осведомленность и подготовка
  • 6.3. Инфраструктура
  • 6.4. Рабочая среда

7) Выпуск продукции

  • 7.1. Планирование выпуска продукции
  • 7.2. Процессы, связанные с потребителями
  • 7.2.1. Определение требований, относящихся к продукции
  • 7.2.2. Анализ требований к продукции
  • 7.2.3. Связь с потребителями
  • 7.3. Проектирование и разработка
  • 7.3.1. Планирование проектирования и разработки
  • 7.3.2. Входные данные проектирования и разработки
  • 7.3.3. Выходные данные проектирования и разработки
  • 7.3.4. Анализ проекта и разработки
  • 7.3.5. Проверка проекта и разработки
  • 7.3.6. Утверждение проекта и разработки
  • 7.3.7. Управление изменениями проекта и разработки
  • 7.4. Закупки
  • 7.4.1. Процесс закупок
  • 7.4.2. Информация по закупкам
  • 7.4.3. Проверка закупленной продукции
  • 7.5. Производство и предоставление услуг
  • 7.5.1. Управление производством и предоставлением услуг
  • 7.5.2. Утверждение процессов производства и предоставления услуг
  • 7.5.3. Идентификация и прослеживаемость
  • 7.5.4. Собственность потребителя
  • 7.5.5. Сохранение продукции
  • 7.6. Управление контрольными и измерительными приборами

8) Измерение, анализ и улучшение

  • 8.1. Общие положения
  • 8.2. Мониторинг и измерение
  • 8.2.1. Удовлетворенность потребителей
  • 8.2.2. Внутренние аудиты
  • 8.2.3. Мониторинг и измерение процессов
  • 8.2.4. Мониторинг и измерение продукции
  • 8.3. Управление несоответствующей продукцией
  • 8.4. Анализ данных
  • 8.5. Улучшение
  • 8.5.1. Непрерывное улучшение
  • 8.5.2. Корректирующие действия
  • 8.5.3. Предупреждающие действия

Тип документа: ИСО (ISO)
Примечание: 2000 год
Номер ссылки: ISO 9001:2000
Word

Все стандарты ISO серии 9000: новый взгляд на систему управления менеджментом

Выпуск первых стандартов в 1987 году сопровождался скептическим отношением, поскольку трудно было представить универсальную схему СМК, пригодную для использования во всех отраслях экономики. Однако они были приняты национальными органами сертификации многих европейских и азиатских стран, включая Россию.

На данный момент стандарты серии ISO 9000 приобрели мировое признание, как средство достижения необходимого уровня качества, повышения эффективности менеджмента и используются как общепонятный язык формирования контрактных отношений. Обеспечивая стандартность сертификации, они экономят огромные ресурсы, требующиеся для проверки СМК отдельных поставщиков. Ниже перечислены основные стандарты серии, действующие на период 2018 года.

  • ISO 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2011). «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Это подробное описание понятий, терминологии, специфики СМК.
  • ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). «Системы менеджмента качества. Требования». Это главный и самый распространенный стандарт, предназначенный для сертификации. Именно его требования предъявляются к поставщикам при заключении большинства международных контрактов.
  • ISO 9004:2010 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010). «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Это документ разрабатывался как вспомогательный, дополняющий ISO 9001. Он не устанавливает требования по внедрению СМК, а предназначен для тех, кто хочет качественно улучшить и развить систему.
  • ISO 19011:2011 (ГОСТ Р ИСО 19011-2012). «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

По мере развития каждая новая версия стандартов отличается все большей гибкостью в стремлении сбалансировать интересы производителей, промежуточных и конечных пользователей, общественных групп и государства. Так, Стандарты, выпущенные в 2015-2017 годах, включают положения о контексте организации во внешней среде, аспект управления знаниями и основаны на учете рисков, как основании принятия решений.

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в па­кете международных стандартов ИСО 9000—9004, принятых международной организацией по стандартизации (International Standard Organization — ISO) в марте 1987 года и обновленных в 1994 году.

Главная цель международных стандартов ИСО серии 9000 — ус­тановление единого, признанного во всем мире подхода к договор­ным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламен­тация отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация на требования потребителя и за­канчиваться удовлетворением этих требований.

Основными целями выпуска стандартов семейства ИСО 9000 являлись:

  1. укрепление взаимопонимания доверия между поставщиками и потребителями при заключена международных контрактов;

  2. достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых в разных странах соответствующими аккредитованными органами по сертификации на основании использования ими единых подходов и стандартов при проведении сертификации;

  3. оказание содей­ствия и методической помощи организациям различных масшта­бов и различных сфер деятельности в создании эффективных сис­тем качества.

Международные стандарты семейства ИСО 9000 устанавлива­ют основные требования к созданию общих программ управления качеством (обеспечения качества) в промышленности и сфере об­служивания. Стандартами ИСО 9000 предусмотрены рекоменда­ции для выбора той системы качества, которая требуется на пред­приятии с учетом конкретных условий и

Главная цель систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, — обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах .

Стандарт ИСО серии 9000 «Общее руководство качеством и стан­дарты по обеспечению качеством» содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятия.

Стандарты ИСО 9001 «Сис­темы качества. Модель для обеспечения качества при проектирова­нии и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже», ИСО 9003 «Система качества. Мо­дель для обеспечения качества при окончательном контроле и ис­пытаниях» представляют собой модели систем обеспечения качест­ва на различных стадиях производственного процесса. Стандарт ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы ка­чества. Руководящие указания» — это методические указания для об­щего руководства качеством на предприятии.

Стандарт ИСО 9001 является наиболее полным из трех стандартов, регламентирующих базо­вые модели системы качества предприятия, поглощая стандарты 9002 и 9003. Стандарт ИСО 9002, в свою очередь, включает в себя требования стандарта ИСО 9003.

Стандарт ИСО 9004 относится к общему руководству качест­вом и определению системы качества, в котором приведено описание всех элементов, рекомендуемых для применения в зависи­мости от варианта производственного процесса. В стандарте рас­смотрены экономические аспекты качества, различные виды зат­рат, приведены рекомендации по проведению внутренних прове­рок качества для оценки готовности подразделений предприятия к стабильному обеспечению качества продукции, отвечающего требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребите­лей. Стандарт ИСО 9004 предназначен для решения задач в облас­ти внутреннего обеспечения качества и не должен использоваться в контрактных ситуациях и для целей сертификации.

Стандарты семейства ИСО 9000 получили международное признание в силу того, что они представляют собой объективный итог определения и обеспечения качества бизнеса. Они отражают содержание опыта хорошо организованной работы профессио­нально обученных и заинтересованных людей в сфере обеспече­ния качества, ориентированных на удовлетворение потребителя и обеспечение конкурентоспособности, а также заинтересованных в результативной и эффективной работе предприятия в целом. Кро­ме того, эти стандарты учитывают и базируются на общепризнан­ных принципах, методах и технологиях организации и управле­ния современным производством, показавших свою практичес­кую эффективность в двадцатом столетии.

За рубежом стандарты ИСО серии 9000 находят широкое применение при установлении торговых связей в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции поставщика. При этом соответствие системы требованиям стандартов ИСО рассматривают как определенную гарантию того, что поставщик способен выполнить требования, установленные в контракте на поставку, и обеспечить стабильное качество продукции.

Семейство стандартов ИСО 9000 распространяется на все виды продукции промышленного и экономического секторов. Разработчиками стандартов установлено 4 общие категории такой продукции :

1) оборудование или технические средства (материальная продукция, состоящая из разрозненных частей и имеющая характерную форму),

2) программное обеспечение (продукт интеллектуальной деятельности, выступающий в форме компьютерной программы, концепции, протокола или методики),

3) перерабатываемые материалы (материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние: жидкости, газы, листовые материалы),

4) услуги (медицинские, банковские, транспортные, подготовка персонала, техническое обслуживание и др.).

Важным, с методологической точки зрения, является введение в ИСО 9000-1 концепции процессов, согласно которой любая система качества функционирует посредством процессов, однако система является чем-то большим, чем просто сумма процессов. Эта идея принадлежит К. Исикаве. Эффективность системы качества достигается благодаря координации и совместимости составляющих ее процессов, а также определяется их взаимодействием. Менеджмент качества на предприятии осуществляется через управление процессами .

Система МС ИСО серии 9000 включает следующее:

Во-первых, общие (базовые) стандарты, описывающие требования к качеству, в соответствии с которыми любая продукция должна отвечать:

  • потребностям общества и своему назначению;

  • сертификатам и техническим условиям производства и эксплуатации;

  • законодательным и другим обязательным требованиям;

  • задачам охраны окружающей среды;

  • условиям экономичности, выгодности, приемлемости по цене.

Во-вторых, стандарты базовых характеристик качества, учитывающие требования, предъявляемые спросом, конструкцией, задачами обеспечения надежности, конкурентоспособности, осуществления аудита и проч.

В-третьих, методические рекомендации по управлению качеством (планы и программы, способы распределения персональной ответственности).

Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

— ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

— ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

— ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;

— ИСО 19011:2002** содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

— ИСО 9000:2005 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

— С 13 ноября 2009 г. ИСО 9001:2008 вводится в действие в качестве ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

— С 1 января 2013 года вводится для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», идентичный международному стандарту ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems — Requirements»)

— ИСО 19011:2002 содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Данный комплекс стандартов на системы менеджмента качества предназначен для улучшения взаимопонимания в национальной и международной торговле.

Успех стандартов ИСО серии 9000 явился подтверждением двух важных достижений их разработчиков – специалистов ИСО / ТК 176:

-стандарты содержат проверенные временем концепции внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качества. На основе интегрированной архитектуры стандарты сгруппированы в легко запоминающуюся систему цифрового обозначения;

-стандарты удовлетворяют растущие потребности международного менеджмента качества и широко используются как универсальный инструмент оценки систем качества второй и третьей стороной.

Стандарты семейства ИСО 9000 приняты в качестве нацио­нальных в различных модификациях более чем в 100 различных странах, включая США, Японию, Англию, Германию, Францию, Данию и другие страны. Во всех случаях содержание стандартов включает требования к Системе качества предприятия (фирмы) как основное условие для достижения стабильного качества вы­пускаемой продукции.

Применение в практике организаций МС ИСО серии 9000 позволяет спроектировать и запустить в действие эффективную систему качества предприятия для того, чтобы удовлетворять запросы и ожидания как внешних потребителей (в продукции необходимого уровня), так и самой фирмы (в обеспечении условий эффективного использования ресурсов) путем контроля над техническими, административными и человеческими ресурсами, направленного на снижение, предотвращение и устранение отклонений от установленных стандартов. При этом стратегическое управление осуществляется в соответствии со стандартами ИСО-9000 («Общее руководство качеством») и состоит в определении политики и ответственности в области качества, целей, осуществления планирования (например, создания программ качества – документов, регламентирующих конкретные меры в области его достижения). Оперативное управление качеством состоит в контроле над соблюдением требований к нему, организацией труда, в устранении причин неудовлетворительного функционирования организации в этих сферах, регулировании соответствующих издержек .

Система качества определена стандартами семейства ИСО 9000 инструмент для управления и обеспечения качества продук­ции предприятия. Она охватывает большинство методов и установившийся порядок в работе предприятия, а также распределение практическую реализацию ответственности для обеспечения качества продукции, требуемого потребителем. Стандарты определяют требования к оформлению документации на систему качества и ее основные элементы (подсистемы), которая является необходимым условием сертификации системы качества поставщика.

Система МС ИСО серии 9000 дает возможность современным предприятиям и организациям не только обеспечить необходимое потребителю качество своей продукции, но и выход на дополнительные рынки сбыта. Внедрение и сертификация системы менеджмента качества в рамках МС ИСО серии 9000 повышает доверие к качеству продукции предприятия, повышает количество его потенциальных партнеров.

Библиографический список

  1. Кузнецова, Н.В.Управление качеством : Учеб.пособие. — М.Флинта, Наука, 2013

  2. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: :Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

  3. Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход) : // Сборник материалов 13-ой международной конференции. – Нижний Новгород: Приоритет, 2006.

  4. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО : / М.З. Свиткин, В.Д.Мацута, К.М.Рохлин – СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.

  5. Радионов В. В. Управление качеством: : // Новосиб. Гос. Акад. Экономики и управления. – Новосибирск. 1996.

Виды стандартов серии ИСО 9000

Большое количество стандартов серии ИСО 9000 на сегодняшний день включает в себя 3 основных стандарта:

  • ISO 9000 — Системы менеджмента качества — основные принципы и понятия;
  • ISO 9001 — Системы менеджмента качества — требования;
  • ISO 9004 — Системы менеджмента качества — рекомендации по улучшению деятельности.

Cтандарт ИСО 9000 относится к вспомогательным стандартам, определяющим основные термины и положения системы менеджмента качества.

ISO 9001 представляет требования к системам менеджмента качества и является универсальным для всех компаний. В стандарт включены требования для создания систем менеджмента качества, обеспечивающих качество при проектировании, разработке, производстве, установке и обслуживании.

Стандарт ISO 9004 определяет рекомендации по улучшению деятельности систем менеджмента качества организации.

Впервые стандарты серии ИСО 9000 были выпущены в 1987 году, а вторая версия стандартов вышла в 1994 году. В редакции 1987 и 1994 годов входили стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 и ISO 9004. Стандарт ИСО 9002 являлся стандартом для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании, а ИСО 9003 определял модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции. Кроме того, было выпущено несколько вспомогательных стандартов для помощи при внутренних аудитах систем качества, составлении руководства по качеству, определяющие технические термины систем качества, устанавливающие требования для измерительного оборудования и другие виды стандартов. Многие из них на сегодняшний день упразднены или обобщены.

После 1994 года были сделаны значительные изменения в серии стандартов ИСО 9000, и стандарт ИСО 9001 стал универсальным. В итоге в 2000 году вышла третья редакция ISO 9001:2000, которая вобрала в себя прежние упраздненные стандарты ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003, а в 2008 году последовала четвертая редакция этого универсального стандарта. Стандарт ISO 9004 на сегодняшний день является самостоятельным стандартом. Его основным назначением является дальнейшее развитие систем менеджмента качества в организациях после внедрения.

Стандарты iso 9000

Стандарты серии ISO 9000 — это пакет документов по менеджменту качества, подготовленный Техничес­ким комитетом 176 Международной организации по стандартизации (ISO/TC 176).

История стандартов качества ИСО 9000 восходит к Британским стандартам BSI 5750, которые были одобрены Британским институтом стандартов (British Standard Institute — BSI) в 1979 году. Впоследствии именно эти стандарты были взяты Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO; русское обозначение «ИСО») за основу первой версии стандартов ИСО серии 9000, утвержденных в 1987 году; вторая версия вышла в 1994 году; третья — в 2000-м.

Инициатива создания новых стандартов исходит от организаций, использующих стандарты (как правило, это производитель продукции или услуг, нуждающихся в их интеграции с другой продукцией или услугами). Эти организации формируют базовые требования к стандарту и передают их своим национальным представителям в ISO. В ISO решается вопрос о целесообразности разработки новых стандартов, и после положительного его решения определяется технический комитет, которому предстоит разработать проект стандарта. Проект стандарта рассылается в адрес комитетов членов ISO для изучения и оценки. После положительных итогов голосования он принимается как стандарт ISO. Разработка стандарта занимает около 7 лет.

Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000 — семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих систем менеджмента качества (СМК). Серия стандартов ISO 9000 представляет собой обобщение национальных и международных стандартов по системам качества. Стандарты ISO 9000 признаны практически во всем мире и приняты в качестве национальных стандартов более чем в 70 странах.

Версии стандартов iso 9000

Первая версия. Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 г. Требования стандартов были минимальные, ориентированные не на лидеров, а на среднестатистические предприятия.

Вторая версия. В 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включала 24 стандарта. Версия 1994 г. мало отличалась от версии 1987г. Главное отличие заключалось в том, что были продекларированы процессный подход и предупреждающие действия. Однако в результате проведенного в разных странах анкетирования об эффективности использования вышеуказанных стандартов выяснилось, что только 2% предприятий почувствовали эффект от внедрения СМК, и эта очень низкая цифра поставила вопрос о пересмотре версии 1994 г. Кроме того, возникла необходимость определить в стандартах требования к качеству ряда специфических продуктов, которые не были учтены при разработке первой версии стандартов.

Третья версия. В результате очередного пересмотра стандартов серии ISO 9000, 25 декабря 2000г. была введена в действие новая редакция, которая претерпела существенные изменения. Новая версия основывается на концепции бизнес-процессов и включает в себя некоторые новые области – процесс непрерывного совершенствования, оценку удовлетворенности заказчика выпущенной продукцией или оказанными услугами, менеджмент ресурсов.

Принципиальны отличия третьей версии:

  • На переднем плане находятся вопросы определения ожиданий клиента и удовлетворенность клиента.

  • В большей степени подчеркивается ответственность руководства.

  • Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия.

  • Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ISO 14001).

  • Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.

  • Появилось требование измерения удовлетворенности клиента.

  • Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами.

  • Устранена путаница с применением некоторых терминов.

При разработке стандартов ISO 9000 редакции 2000 года, одна из преследуемых целей заключалась в упрощении структуры стандартов для облегчения их применения в организациях. В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), в версии 2000 года содержал 5 базовых стандартов:

— ISO 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» (представляет собой введение в СМК, а также словарь терминов и определений);

— ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества, определяет модель СМК, основанную на процессах, и применяется для целей сертификации и аудита);

— ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);

— ISO 19011:2000 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды» (содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программами аудитов, проведению аудитов, систем менеджмента качества и охраны окружающей среды, а также руководящие указания относительно компетентности аудиторов систем менеджмента качества и окружающей среды);

— ISO 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».

Структура редакции стандартов приведена на рис.42.

Рис. 42. Структура редакции стандартов 1994 и 2000 годов

Основополагающими являлись стандарты ISO 9001 и 9004, которые были полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могли использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имели идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения. Первый стандарт был предназначен для целей сертификации и содержал набор требований для создания системы управления качеством. Второй – был призван помочь предприятиям различных форм собственности, видов и масштабов деятельности непрерывно совершенствовать свои бизнес-процессы и повышать эффективность работы. Стандарт ISO 9004:2000 носил рекомендательный характер и не был предназначен для целей сертификации.

Стандарты ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000 были запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности, и ISO 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

Аутентичный перевод стандартов ISO 2000го года на русский язык вышел в 2001 году. В Системе сертификации ГОСТ Р действовали 3 основных стандарта:

  • ГОСТ Р ИСО 9000-2001 — «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

  • ГОСТ Р ИСО 9001-2001 — «Системы менеджмента качества. Требования»;

  • ГОСТ Р ИСО 9004-2001 — «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Четвертая версия. В 2005 году были внесены изменения в стандарт ISO 9000 (вступил в силу 20.09.2005), которые уточняли и упрощали формулировки основных понятий. Эти изменения были приняты неоднозначно, споры продолжались в течение года. Затем в 2008 году был изменен стандарт ISO 9001 (вступил в силу 15.10.11). Изменения были незначительные и скорее касались устранения двойственности в прочтении статей. В 2009 году внесли изменения в стандарт ISO 9004 (вступил в силу 30.10.2009). Новая редакция позволяет организациям повысить качество товаров и услуг для своих потребителей путем поощрения самооценки, как важного инструмента, позволяющего организациям.

Аутентичный русский перевод этой версии стандартов был сделан позже. В таблице приведены стандарты ISO и соответствующие им ГОСТы.

Стандарт

Русскоязычная версия

Обозначение

Наименование

Дата введения в действие

ГОСТ Р ИСО 9000-2008

Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 9004-2010

Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации.

Подход на основе менеджмента качества

1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст введены в действие два межгосударственных стандарта по системам менеджмента качества:

  • ГОСТ ISO 9000-2011 «Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ISO 9000:2005, IDT) Quality management systems. Fundamentals and vocabulary»;

  • ГОСТ ISO 9001-2011 «Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования (ISO 9001:2008, IDT) Quality management systems. Requirements».

Межгосударственные стандарты введены в соответствии с протоколом межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации №48 от 22 декабря 2011 года. Межгосударственные стандарты действуют на территории Российской Федерации, Республики Армения, Кыргызской Республики. Межгосударственные стандарты введены взамен национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-2008 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Содержание и требования старых и новых версий стандартов полностью идентично. Сертификация СМК теперь проводится на соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001-2011. Все сертификаты, выданные ранее в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 действительны до конца срока действия. По желанию организации, имеющей сертифицированную СМК, старый сертификат может быть переоформлен с прежним сроком действия.

В таблице приведены стандарты ISO и соответствующие им ГОСТы, являющиеся действующими на сегодняшний день.

Стандарт

Русскоязычная версия

Обозначение

Наименование

Дата введения в действие

ГОСТ ISO 9000-2011

Межгосударственный стандарт

Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ ISO 9000-2011

Межгосударственный стандарт

Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 9004-2010

Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации.

Подход на основе менеджмента качества

Стандарты ISO 9000 содержат минимальные требова­ния, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления ка­чеством, в рамках которой реализуются процессы управ­ления в данной организации, соответствует требованиям стандартов ISO, то это воспринимается потребителями как убедительное доказательство способности фирмы обеспечить выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг требуемого уровня качества.

Одной из важнейших черт этих стандартов являет­ся их универсальность, т.е. принципиальная примени­мость ко всем без исключения видам деятельности.

Отличительной особенностью международных стан­дартов ISO 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество.

Семейство стандартов ISO 9000 изображено на рис. 43.

Рис. 43. Семейство стандартов ISO 9000

Что дает наличие сертификата ISO 9001?

ИСО – это международная компания, основной деятельностью которой является приведение бизнес-процессов к единому стандарту. Компания, имеющая, соответствующий сертификат, получает возможность систематизировать свое производство, улучшить качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг, автоматизировать имеющийся документооборот и т.д. Сертификация ИСО 9001 2015, используемая отечественными предпринимателями, проводится на добровольной основе, что говорит о том, что вы сами должны прийти к данному решению.

Изначально положения, разработанные ISO, были созданы лишь с одной целью, чтобы привести к единому стандарту популярные виды товаров. Тем самым покупатель может быть уверен в том, что, приобретая тот или иной продукт, он может рассчитывать на высокое качество и соответствующий сервис.

Если смотреть на процедуру сертификации с точки зрения компании, то она позволяет выстроить работу в компании таким образом, чтобы все внутренние процессы работали эффективнее, обеспечивая высокое качество предлагаемого продукта. Получив сертификат ИСО, вы получите право применять знак системы в своих рекламных материалах, что лишь повысит степень доверия к вашей организации.

Многие компании, оказывающие услуги по аккредитации, говорят о повышении показателей эффективности работы внутри компании и как следствие об увеличении доходов. Из-за того, что в России данная процедура еще не получила широкого распространения, сложно говорить о каких-то существенных результатов в плане увеличения прибыли – обычно это не более 10-15%.

Что касается опыта зарубежных компаний, то вы можете опираться на следующие цифры, полученные во время проведенного исследования:

Если вы готовы использовать стандарты ИСО в целях улучшения бизнес-процессов и повышения клиентоориентированности, то получение сертификата ИСО 9001 позволит вам добиться поставленных целей гораздо быстрее.

Вернуться назад

Международная организация по стандартизации (ИСО)

Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН по координации стандартов ООН. В том же году на заседании Генеральной ассамблеей был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.

Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

В ИСО установлены два вида членства — комитеты-члены и члены-корреспонденты.

Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции.

Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей.

К руководящим органам ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, техническое бюро, технические комитеты, Совета, Центральный секретариат. Структурная схема руководящих органов ИСО приведена на рис. 2.2.

Должностными лицами ИСО являются президент, вице- президент, казначей и генеральный секретарь.

Рис. 2.2. Структурная схема руководящих органов Международной организации по

сертификации (ИСО)

Генеральная ассамблея — высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов- членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого стоит президент. Совет состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также представителей технических комитетов и др.

Исполнительный комитет (Исполком) рассматривает финансовые вопросы, а также вопросы организации и руководства технической деятельностью ИСО. Исполком состоит из вице-президента (председатель Совета) и девяти представителей комитетов-членов (см. рис. 2.2).

Другим органом Совета является Техническое бюро, состоящее из председателя и девяти лиц, назначенных советом комитета по оценке соответствия (КАСКО), Комитетом по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), Комитетом по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО), Комитетом по научно-технической информации (ИНФКО), Комитетом по стандартным образцам (РЕМКО) и Комитетом по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).

Техническое бюро Совета вырабатывает рекомендации Совету по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Бюро рассматривает предложения по созданию новых и роспуску действующих технических комитетов, готовит предложения по изменению Директив по технической работе, по поручению Совета утверждает названия технических комитетов и определяет сферы их деятельности, закрепляет ведение секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и т.д.

С 1970 года ИСО перешла на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. В этом же году было принято решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО). В 1985 году он был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). В это время начали создаваться национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). Выработка единого подхода к решению вопросов сертификации была поручена КАСКО.

Членство в этом комитете Совета открыто для любого комитета — члена ИСО. В настоящее время в его работе принимают участие 28 комитетов-членов и 24 страны участвуют в качестве наблюдателей.

КАСКО ведет работу по следующим направлениям:

  • • изучение способов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества стандартам или техническим условиям;
  • • подготовка руководств по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций;
  • • сертификация систем обеспечения качества;
  • • содействие взаимному признанию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использование международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию, обеспечение качества.

КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.

Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации в случае необходимости международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.

За последние время КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовил ряд руководств по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах — членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне регионального торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствиям взаимопо- ставляемой продукции.

В настоящее время в рабочую программу КАСКО включена новая тематика, касающаяся подготовки общих требований к аттестации и регистрации контролеров, действующих в системе заводского контроля, и экспертов по аттестации испытательных лабораторий, а также общих требований и критериев для областей: аккредитации испытательных лабораторий, оценки качества работы аккредитующих органов, принципов заключения двусторонних и многосторонних соглашений по взаимному признанию результатов испытаний и контроля продукции и сертификатов на продукцию.

Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО). В задачу КОПОЛ КО входит изучение следующих вопросов:

  • • пути содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, представляющей интерес для широкого потребителя, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
  • • выработка рекомендаций (с точки зрения стандартизации), направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения вопросам стандартизации;
  • • обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары; по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
  • • поддержание связи с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей.

В целях координации деятельности различных международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации потребительских товаров, при Совете ИСО создан Координационный комитет по международным стандартам на потребительские товары, в работе которого принимают участие представители Международной электротехнической комиссии, Международного центра по обеспечению качества и другие организации.

Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) создан в 1967 г. с целью представления Совету рекомендаций о методах сбора и распространения информации и формах пропаганды стандартизации, а также организации работ национальных фондов стандартов.

Задачами комитета Совета ИСО по информации являются:

  • • обеспечение функционирования информационной сети ИСО с использованием средств вычислительной техники по вопросам, входящим в компетенцию ИСО;
  • • координация работы информационных центров стран — членов ИСО по стандартам и смежным вопросам;
  • • разработка рекомендаций по классификации и индексации стандартов и других нормативно-технических документов (НТД) для целей их автоматизированной обработки;
  • • содействие применению международных стандартов в информационных системах по НТД.

К членству в ИНФКО допускаются все комитеты-члены либо в качестве активных членов, либо в качестве наблюдателей.

ИНФКО разработал пособие по индексированию нормативнотехнической документации; пособие для работников библиотек по обработке иностранных документов; трехъязычный (английский, французский и русский) тезаурус, который необходим для организации автоматизированного поиска информации.

Под эгидой ИНФКО была создана автоматизированная система информации о стандартах — сеть ИСОНЕТ.

ИСОНЕТ представляет собой сеть, охватывающую национальные информационные центры по стандартизации и каналы связи между ними, она включает Информационный центр ИСО в Женеве. Любая страна может быть представлена в ИСОНЕТ одним и только одним национальным членом.

Управляющий Совет ИСОНЕТ является высшим исполнительным органом ИСОНЕТ. Совет ИСОНЕТ отвечает за ведение административных, процедурных и финансовых вопросов, а также за выполнение решений по вопросам политики.

Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) создан в 1961 г. Его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации.

В основные функции ДЕВКО входит:

  • • выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и по смежным областям (например, контроль качества, метрология, сертификация);
  • • создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Комитет по стандартным образцам (РЕМКО). Результатом работы РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые делают ссылки в международных стандартах на стандартные образцы; справочник по стандартным образцам.

Важное место в деятельности РЕМКО занимают вопросы координации деятельности ИСО в области стандартных образцов с другими международными организациями, в частности, с деятельностью Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) был создан в 1952 г. с целью оказания Совету ИСО помощи относительно принципов и методов, необходимых для достижения оптимальных результатов в области международной стандартизации.

Вся работа СТАКО проводится в рамках рабочих групп, например, по принципам стандартизации, ее эффективности, применению международных стандартов в странах и др.

Большая работа проводится в рамках рабочей группы по терминологии СТАКО. Подготовлено и издано руководство по терминам и их определениям в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Руководство СТАКО по терминологии было одобрено и на межправительственном уровне — Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН).

В настоящее время СТАКО занимается главным образом организацией международных семинаров по вопросам перспектив развития международной стандартизации, применения международных стандартов для развития торговли между странами.

Деятельность комитета ИСО и разработка международных стандартов является основным видом деятельности ИСО. Главным структурным подразделением организации являются технические комитеты.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными, каждая страна применяет их целиком или отдельными разделами или вообще не применяет. Однако изготовители продукции, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применять стандарты ИСО и других международных организаций.

Разработка стандартов включается в программу технических органов только в том случае, если эти стандарты необходимы для расширения торговли между странами, если они направлены на обеспечение требуемого уровня безопасности людей и охраны здоровья, защиты окружающей среды.

В практике международной стандартизации основной акцент при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции.

Помимо установления указанных требований в международных стандартах определяются требования к продукции в части ее безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Вся область деятельности ИСО разделена между техническими комитетами, которыми разработаны свыше 7000 международных стандартов. Сегодня практически нет такой области техники, кроме стандартов, разработанных МЭК, в которой ни были бы разработаны стандарты ИСО.

Разработкой стандартов в области электротехники, электроники и связи занимается МЭК в соответствии с действующим между этими двумя международными организациями соглашением.

Каждый технический комитет (ТК) имеет утвержденную Советом ИСО сферу деятельности. Технические комитеты подразделяются на общетехнические и на комитеты, работающие в конкретных областях техники. Деятельность общетехнических комитетов направлена на решение общетехнических и межотраслевых задач.

Примерами таких комитетов могут служить ТК 10 «Технические чертежи», ТК 12 «Величины, единицы, обозначения, переводные; коэффициенты и таблицы», ТК 37 «Терминология» и др.

В структуре ИСО есть такие ТК, которые представляют собой целую отрасль (ТК по авиационной и космической технике, по химии и др.). В таких случаях в рамках ТК создаются подкомитеты, которые проводят работу в более узких сферах деятельности.

Развитие информационной технологии поставило перед ИСО и МЭК задачу создания совместного технического комитета «Информационная технология» (СТК 1), в состав которого вошли ИСО/ТК 97 «Системы обработки информации», МЭК/ТК 83 «Информационная.; технология» и МЭК/ПК 47 Б «Микропроцессоры».

В последние годы во всех странах большое внимание уделяется вопросам создания на предприятиях современных систем обеспечения качества продукции, которые максимально гарантировали бы потребителю полное соответствие выпускаемой продукции требованиям стандартов. В ряде передовых в промышленном отношении стран мира разработаны и утверждены национальные стандарты, содержащие рекомендации по созданию таких систем на предприятиях (США, Франция, Великобритания и др.). С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов качества продукции на предприятиях было решено создать ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входит стандартизация основополагающих принципов систем качества (серия 9000):

  • • ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;
  • • ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
  • • ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
  • • ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
  • • ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества продукции (ИСО 8402).

Предприятия, внедряющие системы обеспечения качества продукции, могут включать в нее все этапы жизненного цикла продукции, начиная от ее проектирования (разработки) и кончая ее эксплуатацией (стандарт ИСО 9001), либо только часть из них, например контроль качества конечной продукции (стандарт ИСО 9003). При этом стандарт ИСО 9000 дает рекомендации по выбору той системы обеспечения качества на предприятии, которая требуется в зависимости от конкретных условий.

Наиболее полной системой обеспечения качества продукции является система, рекомендуемая стандартом ИСО 9001. В нем отмечается, что требования к системам обеспечения качества продукции устанавливаются при возможности изготовителя хорошо спроектировать, изготовить продукцию и обеспечить ее сервисное обслуживание.

Порядок разработки международных стандартов, функции органов ИСО, их секретариатов определены Директивами, утверждаемыми МЭК / ИСО.

Этот порядок позволяет всем без исключения странам, участвующим в работе технических органов, принимать участие в заседаниях этих органов, представлять на рассмотрение других комитетов-членов предложения о разработке международных стандартов, представлять свои замечания и голосовать по проектам стандартов. Сами проекты международных стандартов разрабатываются рабочими группами, в которых принимают участие специалисты ведущих стран в каждой рассматриваемой области. В зависимости от степени заинтересованности каждый комитет — член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого технического комитета. Членство может быть: активным (члены «Р»), в качестве наблюдателя (члены «О»).

Активное членство обязывает направлять представителей на заседания технических комитетов, принимать участие в разработке и рассмотрении проектов международных стандартов, голосовать по рассматриваемым документам.

Члены «О» пользуются правом получения одного экземпляра всех рабочих документов ТК и могут участвовать в заседаниях в качестве наблюдателей.

Предусмотрены следующие этапы разработки стандартов:

  • • рассматриваются предложения о включении в программу работ ТК разработку того или иного международного стандарта. Все предложения рассылаются секретариатом ТК или подкомитетом (ПК) всем комитетам-членам, принимающим активное участие в работе данного комитета (подкомитета) вместе с обоснованием целесообразности разработки стандарта. В случае принятия положительного решения по предложению начинается разработка рабочего проекта документа;
  • • в большинстве случаев рабочие проекты документов разрабатываются специально создаваемыми для этих целей рабочими группами, членами которых являются, как правило, ведущие специалисты в данной области заинтересованных стран. Рабочие проекты могут также представляться на рассмотрение ТК или ПК отдельным комитетомчленом (в большинстве случаев такие проекты представляют собой национальные стандарты стран). Такой метод представления рабочих проектов широко используется наиболее передовыми в промышленном отношении странами в силу того, что принятие в дальнейшем проекта в качестве международного стандарта не потребует внесения изменений или пересмотра национального стандарта, а значит, не будет связано с дополнительными затратами в сфере производства. В случае одобрения разработанного рабочего проекта либо на заседании ТК или ПК, либо путем переписки с членами ТК или ПК он регистрируется в Центральном секретариате ИСО в качестве проекта предложения международного стандарта и ему присваивается регистрационный номер;
  • • проект предложения рассылается секретариатом ТК или ПК всем активным членам этого органа на замечания, и после их получения созывается международное заседание, на котором рассматривается техническое содержание проекта. Как правило, в ходе одного заседания не удается достичь общего решения, поэтому после каждого заседания готовится уточненный проект (первый проект, второй проект и т.д.), который рассматривается на заседаниях. Однако допускается разработка не более трех проектов, после чего рассматривается целесообразность дальнейшей разработки такого стандарта из-за невозможности достичь компромиссного решения;
  • • в случае общего одобрения заседанием рассматриваемый проект направляется в Центральный секретариат для регистрации уже в качестве проекта международного стандарта и для его рассылки на голосование активным членам данного ТК или ПК. После одобрения проекта он направляется на голосование комитетам — членам ИСО, т.е. национальным организациям по стандартизации.

Такая процедура вызвана тем, что в ряде случаев мнение специалистов в рабочих органах может расходиться с мнением национальной организации по стандартизации, которая только вправе принимать окончательное решение в отношении проекта международного стандарта. Однако для сокращения сроков одобрения стандарта предусмотрено комбинированное голосование, когда проект одновременно рассылается и активным членам ТК или ПК и национальным организациям по стандартизации;

  • • проект международного стандарта считается одобренным, если за него подано две трети голосов активных членов данного ТК или ПК и против — не более четверти от общего числа голосов комитетов- членов, принявших участие в голосовании;
  • • издание международного стандарта Центральным секретариатом ИСО осуществляется на английском и французском языках, т.е. на рабочих языках организации. Однако ряд изданий, в частности терминологические стандарты, издаются также и на русском языке.

Процесс разработки международных стандартов в ИСО довольно продолжителен, поэтому в последнее время в ИСО рассматриваются предложения о существенном сокращении сроков разработки стандартов, в частности, путем принятия прогрессивных национальных стандартов отдельных стран в качестве международных стандартов, введения так называемых временных стандартов ИСО и др.

Международная организация по стандартизации

Международная организация по стандартизации

Административный центр

  • Женева, Швейцария

Тип организации

организация по стандартизации и международная негосударственная организация

Официальные языки

русский, английский и французский

iso.org

Медиафайлы на Викискладе

Запрос «ИСО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «ISO» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ίσος (исос) — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Официальными языками являются: английский, французский и русский.

Члены ИСО

Основная статья: Государства — члены ISO Полноправные члены Члены-корреспонденты Члены-подписчики

Членами организации являются национальные органы по стандартизации, которые представляют интересы своей страны в ИСО, а также представляют ИСО в своей стране. В настоящее время в ИСО входят представители 164 стран

Существует три категории членства. Они различаются уровнем доступа к электронным ресурсам ИСО и степенью влияния на содержание разрабатываемых документов. Это помогает учитывать различные потребности и возможности каждого национального органа по стандартизации. Таким образом, страны с ограниченными ресурсами или без достаточно развитой национальной системы стандартизации имеют возможность получать актуальную информацию в области международной стандартизации. Узнайте больше о том, как ИСО поддерживает развивающиеся страны в международной деятельности по стандартизации.

  • Полноправные члены влияют на содержание разрабатываемых стандартов ИСО и стратегию, посредством участия в голосовании и международных заседаниях. Полноправные члены имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.
  • Члены-корреспонденты наблюдают за разработкой стандартов ИСО и стратегией путём просмотра результатов голосования, так как не имеют права голосования, и посредством участия в международных заседаниях в качестве наблюдателя. Члены-корреспонденты имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.
  • Члены-подписчики получают актуальную информацию о работах проводимых в ИСО, но не могут принимать участие в работе. Члены-подписчики не имеют права продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.

Россию в ИСО представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве полноправного члена ИСО.

Организационная структура

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет ИСО, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трёх делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-подписчики участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года прошла в Санкт-Петербурге.

Совет ИСО

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право не созывая Генеральной ассамблеи направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путём переписки.

Совет ИСО берёт на себя решение большинства вопросов, связанных с управлением. Заседания Совета проводятся дважды в год. В состав Совета входят 20 представителей из стран комитетов – членов ИСО председателей таких комитетов как CASCO, COPOLCO и DEVCO. При Совете существует ряд органов, обеспечивающих руководство и управление по конкретным вопросам.

  • Президентский комитет консультирует Совет ИСО и контролирует исполнение принятых им и Генеральной ассамблеей решений;
  • КАСКО (CASCO — Committee on conformity assessment) Комитет по оценке соответствия — занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем.
  • КОПОЛКО – Комитет ИСО по потребительской политике (COPOLCO — Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.
  • ДЕВКО – Комитет ИСО по вопросам развивающихся стран (DEVCO — Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.
  • Council Standing Committees – Постоянные комитеты по финансовым вопросам и стратегической политике
  • Ad hoc Advisory Committees – Специальные консультативные группы

Членство в Совете открыто для всех комитетов-членов ИСО и в нем происходит ротация для того, чтобы представительство стран – членов сообщества было полным.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

Техническое руководящее бюро (TMB)

Техническое руководящее бюро (ТРБ) отвечает за общее руководство структурой технических комитетов, которые занимаются разработкой стандартов, и любые стратегические консультативные органы, созданные по техническим вопросам.

Одним из технических комитетов под руководством ТРБ является РЕМКО (REMCO — Committee on reference materials), который оказывает методическую помощь ИСО путём разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки стандартов

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ИСО. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ИСО (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шести-стадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения — Первый шаг в разработке международного стандарта — подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы. Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если, по крайней мере, пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.
  • Стадия 2: Подготовительная стадия — Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.
  • Стадия 3: Стадия комитета — Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ИСО. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).
  • Стадия 4: Стадия вопросов — Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.
  • Стадия 5: Стадия одобрения — Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».
  • Стадия 6: Стадия публикации — Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ИСО, который публикует данный международный стандарт.

Все международные стандарты рецензируются всеми членами ИСО, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

Стадия Подраздел стадии
90
Подразделы стадии принятия решения
00
Регистрация
20
Начало основной работы
60
Завершение основной работы
92
Повторение предыдущей фазы
93
Повторение текущей фазы
98
Прекращение
99
Продолжение
00
Предварительная стадия
00.00
Предложение нового проекта получено
00.20
Предложение нового проекта рецензируется
00.60
Завершение рецензирования
00.98
Предложение нового проекта отвергнуто
00.99
Одобрение голосования за предложение нового проекта
10
Стадия предложения
10.00
Предложение нового проекта зарегистрировано
10.20
Начато голосование за новый проект
10.60
Завершение голосования
10.92
Предложение возвращено подателю на уточнение формулировки
10.98
Новый проект отвергнут
10.99
Новый проект одобрен
20
Подготовительная стадия
20.00
Новый проект зарегистрирован в рабочей программе Технического комитета/Подкомитета
20.20
Начато изучение Рабочего черновика
20.60
Завершение периода подачи замечаний
20.98
Проект удалён
20.99
Рабочий черновик одобрен для регистрации в качестве Черновика комитета
30
Стадия комитета
30.00
Черновик комитета зарегистрирован
30.20
Начато изучение/голосование за Черновик комитета
30.60
Завершение периода голосования/подачи замечаний
30.92
Черновик комитета возвращён в рабочую группу
30.98
Проект удалён
30.99
Черновик комитета одобрен для регистрации в качестве Черновика международного стандарта
40
Стадия вопросов
40.00
Черновик международного стандарта зарегистрирован
40.20
Начато голосование за Черновик международного стандарта: 5 месяцев
40.60
Завершение голосования
40.92
Полный отчёт опубликован: Черновик международного стандарта возвращён в Технический комитет или Подкомитет
40.93
Полный отчёт опубликован: итоги нового голосования за Черновик международного стандарта
40.98
Проект удалён
40.99
Полный отчёт опубликован: Черновик международного стандарта одобрен для регистрации в качестве Окончательной редакции черновика международного стандарта
50
Стадия одобрения
50.00
ОЧМС зарегистрирован для официального одобрения
50.20
Начато голосование за Окончательную редакцию черновика международного стандарта: 2 месяца.
Окончательная редакция передана в секретариат
50.60
Завершение голосования.
Окончательная редакция возвращена в секретариат
50.92
Окончательная редакция черновика международного стандарта возвращёна в Технический комитет или Подкомитет
50.98
Проект удалён
50.99
Окончательная редакция одобрена для публикации
60
Стадия публикации
60.00
Международный стандарт готовится к публикации
60.60
Международный стандарт опубликован
90
Стадия пересмотра
90.20
Международный стандарт в стадии планового рецензирования
90.60
Завершение рецензирования
90.92
Международный стандарт требуется исправить
90.93
Международный стандарт подтверждён
90.99
Отзыв международного стандарта, предложенного Техническим комитетом или Подкомитетом
95
Стадия отзыва
95.20
Начато голосование за отзыв
95.60
Завершение голосования
95.92
Решено не отзывать международный стандарт
95.99
Отзыв международного стандарта

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ИСО, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий.

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ИСО/МЭК, Часть 1, Процедурные правила».

Критика ISO

5 сентября 2007 года принятие варианта OOXML как стандарта ISO/IEC 29500 было временно отклонено по результатам голосования.

В марте 2008 года изменённая спецификация была принята как будущий стандарт ISO/IEC 29500. В частности, в Норвегии при этом были отмечены нарушения процесса стандартизации. Позже оказалось, что файлы, сохраняемые Microsoft Office 2007, не проходят тестов на соответствие стандарту, что нарушает правила принятия стандарта через процедуру Fast-Tracking, требующие, чтобы существовали реализации стандарта.

В мае 2008 были поданы апелляции от ЮАР, Бразилии и Индии, Венесуэлы. Также подана жалоба о нескольких нарушениях от Open Source Leverandørforeningen в Дании.

Публикация ISO/IEC DIS 29500 была отложена на период рассмотрения апелляций (30 дней).

В июле руководители ISO и IEC порекомендовали Technical Management Board отклонить апелляции, указав в качестве причины то, что проект стандарта был принят голосованием в соответствии с директивами ISO/IEC JTC 1.

В августе ISO отклонила апелляции стран, выступающих против принятия OOXML как стандарта, так как они не смогли получить поддержку необходимого числа участников ISO для приостановления принятия стандарта.

В конце августа государственные IT‐организации Бразилии, ЮАР, Венесуэлы, Эквадора, Кубы и Парагвая опубликовали заявление о сомнениях в нейтральности ISO.

В Норвегии, где из 21 голоса «против» и двух голосов «за» получилось «за», 29 сентября 2008 года 13 членов технической комиссии в знак протеста вышли из состава Standard Norge (норв.).

По данным собрания ISO/IEC JTC1/SC34, подкомиссии ISO/IEC JTC1, в начале октября SC34 отправила OASIS неопубликованный запрос на передачу ей контроля над стандартом ISO/IEC 26300 (ODF), обосновывая это стремлением к лучшей совместимости между стандартами. В Groklaw также обратили внимание на то, что 9 из 20 присутствовавших на собрании в июле являлись сотрудниками или консультантами Microsoft, либо членами ECMA TC45. В результате появились подозрения в попытке захвата Microsoft контроля над ODF.

Примечания

  1. The ISO Story — founding (англ.). ISO. Дата обращения 13 декабря 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  2. Как пользоваться каталогом ИСО (недоступная ссылка). ISO (2010). Дата обращения 13 ноября 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  3. ISO — ISO members
  4. Структура и руководящие органы
  5. Vote closes on draft ISO/IEC DIS 29500 standard (англ.). ISO (4 September 2007). Дата обращения 4 сентября 2007. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  6. Front-page: OOXML triggers demonstration in Norway: «Let’s throw OOXML out of ISO» (недоступная ссылка). Дата обращения 11 апреля 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  7. Pamela Jones. Microsoft Office 2007 Fails OOXML Conformance Tests, Alex Brown Admits, Hopes For the Best (англ.). Groklaw (21 April 2008). Дата обращения 22 апреля 2008.
  8. David Meyer. OOXML ratification faces delay after objection (англ.). ZDNet.co.uk. CNET Networks, Inc. (27 May 2008). Дата обращения 31 мая 2008.
  9. M. Kuscus, CEO, South African Bureau of Standards (SABS). Appeal from the South African national body regarding the outcome of the fast-track processing of DIS 29500 Office open XML (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 31 мая 2008. Архивировано 8 декабря 2010 года.
  10. Индия и Бразилия подали апелляцию против OOXML. Фонд Шаттлворта разъясняет ситуацию. OpenNET (30 мая 2008). Дата обращения 31 мая 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  11. Peter Sayer. India and Brazil File Appeals Against OOXML Standardization (англ.). PC World Communications, Inc. (IDG) (30 May 2008). Дата обращения 31 мая 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  12. Peter Sayer. Venezuela joins line appealing OOXML standard approval (англ.). IDG News Service (3 June 2008). Дата обращения 3 июня 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  13. Pamela Jones. Now an OOXML Protest from Denmark’s OSL (англ.). Groklaw (31 May 2008). Дата обращения 2 июня 2008.
  14. Four national standards bodies appeal against approval of ISO/IEC DIS 29500 (англ.) (недоступная ссылка). ISO (6 June 2008). Дата обращения 13 июня 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  15. ISO заморозил принятие OOXML. The OpenNET Project (11 июня 2008). Дата обращения 13 июня 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  16. Pamela Jones. ISO to TMB: Here Are the Appeals Against OOXML; They Should Be Denied — Updated 2Xs — Responses. Groklaw (9 июля 2008). Дата обращения 11 июля 2008.
  17. http://www.infoworld.com/article/08/08/15/ISO_IEC_reject_appeals_approve_OOXML_spec-IDGNS_1.html Архивная копия от 18 августа 2008 на Wayback Machine ISO, IEC reject appeals, approve OOXML spec
  18. Stefan Krempl. Renewed protest against the ISO certification of Microsoft’s OOXML (англ.). Heise Media UK Ltd. (2 September 2008). Дата обращения 5 сентября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  19. Georgina Prodhan; Sharon Lindores. Microsoft decision sparks dissent amid ISO members (англ.). Thomson Reuters (1 September 2008). Дата обращения 5 сентября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  20. zoobab. Norwegians leave their Standards Body in protest (англ.) (недоступная ссылка). <NO>OOXML (2008). Дата обращения 2 октября 2008. Архивировано 23 июня 2012 года.
  21. IT-bransjen rømmer fra Standard Norge (норв.) (недоступная ссылка) (29 сентября 2008). Дата обращения 2 октября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  22. Skandaleprosess av Standard Norge | Åpne standarder, It-politikk, Office
  23. The Microsoft-Stacked SC 34 Committee Makes a Move (англ.). Groklaw (2 October 2008). Дата обращения 4 октября 2008.
  24. djwm. Is Microsoft trying to take control of ODF? (англ.). Heise Media UK Ltd (2 October 2008). Дата обращения 4 октября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  25. Maxim Chirkov. Microsoft может получить контроль над развитием стандарта ODF. OpenNET (2 октября 2008). Дата обращения 4 октября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.

> Ссылки

  • Официальный сайт ИСО (рус.)
  • Новости ИСО (рус.)