Статут суда ЕАЭС

Статья 8. Органы Союза

1. Органами Союза являются:

Высший Евразийский экономический совет (далее — Высший совет);

Евразийский межправительственный совет (далее — Межправительственный совет);

Евразийская экономическая комиссия (далее — Комиссия, ЕЭК);

Суд Евразийского экономического союза (далее — Суд Союза).

2. Органы Союза действуют в пределах полномочий, которые предоставлены им настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

3. Органы Союза действуют на основе принципов, указанных в статье 3 настоящего Договора.

4. Председательство в Высшем совете, Межправительственном совете и Совете Комиссии осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

5. Условия пребывания органов Союза на территориях государств-членов определяются отдельными международными договорами между Союзом и государствами пребывания.

Статья 9. Занятие должностей в структурных подразделениях постоянно действующих органов Союза

1. Право на занятие должностей в структурных подразделениях постоянно действующих органов Союза имеют граждане государств-членов, обладающие соответствующим профильным образованием и опытом работы.

2. Должностные лица департамента Комиссии не могут быть гражданами одного и того же государства. Отбор кандидатов на занятие указанных должностей производится конкурсной комиссией ЕЭК с учётом принципа равной представленности Сторон. Кандидатуры для участия в конкурсе на занятие указанных должностей представляются членом Совета Комиссии от соответствующей Стороны.

3. Отбор кандидатов на занятие других должностей в департаментах Комиссии осуществляется ЕЭК на конкурсной основе с учётом долевого участия Сторон в финансировании Комиссии.

4. В состав конкурсной комиссии ЕЭК по отбору кандидатов на занятие должностей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, входят все члены Коллегии Комиссии, за исключением Председателя Коллегии Комиссии.

Конкурсная комиссия ЕЭК принимает свои решения в виде рекомендаций большинством голосов и представляет их Председателю Коллегии Комиссии на утверждение. Если Председателем Коллегии Комиссии в отношении конкретного кандидата принимается решение, входящее в противоречие с рекомендацией конкурсной комиссии ЕЭК, вопрос выносится Председателем Коллегии Комиссии на рассмотрение Совета Комиссии для принятия окончательного решения.

Положение о конкурсной комиссии ЕЭК (включая правила проведения конкурса), её состав, а также квалификационные требования к кандидатам на занятие должностей директоров и заместителей директоров департаментов Комиссии утверждаются Советом Комиссии.

5. Порядок отбора кандидатов и назначение на должности в Аппарате Суда Союза производятся в соответствии с документами, регулирующими деятельность Суда Союза.

Статья 10. Высший совет

1. Высший совет является высшим органом Союза.

2. В состав Высшего совета входят главы государств-членов либо главы правительств государств-членов, если в соответствии с законодательством своего государства они наделены полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Высшего совета.

Статья 11. Порядок работы Высшего совета

1. Заседания Высшего совета проводятся не реже 1 раза в год.

Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или Председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

2. Заседания Высшего совета проводятся под руководством Председателя Высшего совета.

Председатель Высшего совета:

ведёт заседания Высшего совета;

организует работу Высшего совета;

осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение Высшего совета.

В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Высшего совета новый член Высшего совета от председательствующего государства-члена осуществляет полномочия Председателя Высшего совета в течение оставшегося срока.

3. В заседаниях Высшего совета по приглашению Председателя Высшего совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашённые лица.

Список участников и формат заседаний Высшего совета определяются Председателем Высшего совета по согласованию с членами Высшего совета.

Повестка дня заседаний Высшего совета формируется Комиссией на основе предложений государств-членов.

Вопрос о присутствии аккредитованных представителей средств массовой информации на заседаниях Высшего совета решается Председателем Высшего совета.

4. Порядок организации проведения заседаний Высшего совета утверждается Высшим советом.

5. Организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения заседаний Высшего совета осуществляется Комиссией при содействии принимающего государства-члена. Финансовое обеспечение проведения заседаний Высшего совета осуществляется за счёт средств бюджета Союза.

Статья 12. Полномочия Высшего совета

1. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

2. Высший совет осуществляет следующие основные полномочия:

1) определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Союза и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза;

2) утверждает состав Коллегии Комиссии, распределяет обязанности между членами Коллегии Комиссии и прекращает их полномочия;

3) назначает Председателя Коллегии Комиссии и принимает решение о досрочном прекращении его полномочий;

4) назначает по представлению государств-членов судей Суда Союза;

5) утверждает Регламент работы Евразийской экономической комиссии;

6) утверждает бюджет Союза, Положение о бюджете Евразийского экономического союза и отчёт об исполнении бюджета Союза;

7) определяет размеры (шкалу) долевых взносов государств-членов в бюджет Союза;

8) рассматривает по предложению государства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения решений, принятых Межправительственным советом или Комиссией с учётом положений пункта 7 статьи 16;

9) рассматривает по предложению Межправительственного совета или Комиссии вопросы, по которым при принятии решения не был достигнут консенсус;

10) обращается с запросами к Суду Союза;

11) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников Аппарата Суда Союза, а также членов их семей;

12) определяет порядок принятия в Союз новых членов и прекращения членства в Союзе;

13) принимает решение о предоставлении или об аннулировании статуса наблюдателя или статуса государства-кандидата на вступление в Союз;

14) утверждает Порядок осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества;

15) принимает решения о переговорах с третьей стороной от имени Союза, в том числе о заключении с ней международных договоров Союза и наделении правом вести переговоры, а также о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора;

16) утверждает общую штатную численность органов Союза, параметры представленности должностных лиц из числа граждан государств-членов в органах Союза, направляемых по представлению государств-членов на конкурсной основе;

17) утверждает порядок оплаты труда членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников органов Союза;

18) утверждает Положение о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза;

19) рассматривает результаты проведённого внешнего аудита (контроля) в органах Союза;

20) утверждает символику Союза;

21) даёт поручения Межправительственному совету и Комиссии;

22) принимает решения о создании вспомогательных органов по соответствующим направлениям;

23) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Статья 13. Решения и распоряжения Высшего совета

1. Высший совет принимает решения и распоряжения.

2. Решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом.

Решения Высшего совета, связанные с прекращением членства государства-члена в Союзе, принимаются по принципу «консенсус минус голос государства-члена, уведомившего о своём намерении прекратить своё членство в Союзе».

Статья 14. Межправительственный совет

Межправительственный совет является органом Союза, состоящим из глав правительств государств-членов.

Статья 15. Порядок работы Межправительственного совета

1. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или Председателя Межправительственного совета могут созываться внеочередные заседания Межправительственного совета.

2. Заседания Межправительственного совета проводятся под руководством Председателя Межправительственного совета.

Председатель Межправительственного совета:

ведёт заседания Межправительственного совета;

организует работу Межправительственного совета;

осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение Межправительственного совета.

В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Межправительственного совета новый член Межправительственного совета от председательствующего государства-члена осуществляет полномочия Председателя Межправительственного совета в течение оставшегося срока.

3. В заседаниях Межправительственного совета по приглашению Председателя Межправительственного совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашённые лица.

Список участников и формат заседаний Межправительственного совета определяются Председателем Межправительственного совета по согласованию с членами Межправительственного совета.

Повестка дня заседаний Межправительственного совета формируется Комиссией на основе предложений государств-членов.

Вопрос о присутствии аккредитованных представителей средств массовой информации на заседаниях Межправительственного совета решается Председателем Межправительственного совета.

4. Порядок организации проведения заседаний Межправительственного совета утверждается Межправительственным советом.

5. Организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения заседаний Межправительственного совета осуществляется Комиссией при содействии принимающего государства-члена. Финансовое обеспечение проведения заседаний Межправительственного совета осуществляется за счёт средств бюджета Союза.

Статья 16. Полномочия Межправительственного совета

Межправительственный совет осуществляет следующие основные полномочия:

1) обеспечивает реализацию и контроль за исполнением настоящего Договора, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета;

2) рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым при принятии решения в Совете Комиссии не достигнут консенсус;

3) даёт поручения Комиссии;

4) представляет Высшему совету кандидатуры членов Совета и членов Коллегии Комиссии;

5) одобряет проекты бюджета Союза, Положения о бюджете Евразийского экономического союза и отчёта об исполнении бюджета Союза;

6) утверждает Положение о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза, стандарты и методологию ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза, принимает решения о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза и определяет сроки их проведения;

7) рассматривает по предложению государства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения принятых решений Комиссии, либо, в случае недостижения согласия, вносит их на рассмотрение Высшего совета;

8) принимает решение о приостановлении действия решений Совета или Коллегии Комиссии;

9) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов Коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников Комиссии, а также членов их семей;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Статья 17. Решения и распоряжения Межправительственного совета

1. Межправительственный совет принимает решения и распоряжения.

2. Решения и распоряжения Межправительственного совета принимаются консенсусом.

Статья 18. Комиссия

1. Комиссия является постоянно действующим регулирующим органом Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии.

2. Комиссия принимает решения, распоряжения и рекомендации. Решения, распоряжения и рекомендации Совета Комиссии принимаются консенсусом.

Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии Комиссии принимаются квалифицированным большинством или консенсусом.

Высший совет определяет перечень чувствительных вопросов, по которым решения Коллегии Комиссии принимаются консенсусом.

При этом квалифицированное большинство составляет две трети голосов от общего числа членов Коллегии Комиссии.

3. Статус, задачи, состав, функции, полномочия и порядок работы Комиссии определяются согласно приложению № 1 к настоящему Договору.

4. Местом пребывания Комиссии является город Москва, Российская Федерация.

Статья 19. Суд Союза

1. Суд Союза является постоянно действующим судебным органом Союза.

2. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза согласно приложению № 2 к настоящему Договору.

3. Местом пребывания Суда Союза является город Минск, Республика Беларусь.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Договору о Евразийском

экономическом союзе

СТАТУТ
Суда Евразийского экономического союза

ГЛАВА I. Общие положения.
Правовой статус Суда

1. Суд Евразийского экономического союза (далее — Суд) является судебным органом Евразийского экономического союза (далее — Союз), который образуется и действует на постоянной основе в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) и настоящим Статутом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Целью деятельности Суда является обеспечение в соответствии с положениями настоящего Статута единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза.

Для целей настоящего Статута под органами Союза понимаются органы Союза, за исключением Суда.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Суд пользуется правами юридического лица.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Суд ведет свою документацию, имеет печать и бланки со своим наименованием, учреждает свой официальный интернет-сайт и официальный бюллетень.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5. Суд разрабатывает предложения о финансировании деятельности Суда и распоряжается средствами, выделенными на обеспечение его деятельности, в соответствии с Положением о бюджете Союза.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6. Условия оплаты труда судей, должностных лиц и сотрудников Суда определяются Высшим Евразийским экономическим советом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

ГЛАВА II. Состав Суда

7. В состав Суда входят по два судьи от каждого государства-члена.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8. Срок полномочий судьи — девять лет.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9. Судьи должны обладать высокими моральными качествами, являться специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, а также, как правило, соответствовать требованиям, предъявляемым к судьям высших судебных органов государств-членов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

10. Судьи назначаются на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-членов. Судья при вступлении в должность приносит присягу.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

11. Судьи освобождаются от должности Высшим Евразийским экономическим советом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

12. Полномочия судьи могут прекращаться по следующим основаниям:

1) прекращение деятельности Суда;

2) истечение срока полномочий судьи;

3) письменное заявление судьи о сложении полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

5) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

6) прекращение членства в Союзе государства, которым представлен судья;

7) утрата судьей гражданства государства-члена, которым представлен судья;

8) совершение судьей серьезного проступка, несовместимого с высоким статусом судьи;

9) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

Разногласия по отдельным вопросам интеграционной повестки между странами ЕАЭС возникают регулярно – и, по мнению лидеров стран-участниц, дело это совершенно нормальное и закономерное. Для эффективного решения таких споров необходим ответственный наднациональный орган, и у Союза он есть – это Суд ЕАЭС. Не так давно премьер-министр России Дмитрий Медведев, рассуждая на эту тему, подчеркнул, что судебное урегулирование – это то, что может помочь в тех случаях, когда позиции сторон несовместимы и договориться иначе не получается. Кроме того, он выразил надежду на рост авторитета «высшей союзной инстанции». Так что же такое Суд ЕАЭС, как он устроен и чем отличается от предшественника – суда ЕврАзЭС? На эти вопросы отвечает в своей статье член российской Ассоциации международного права Эмиль Сайфуллин.

В 2019 г. Евразийский союз отмечает пять лет существования. Для международного суда возраст этот совсем небольшой, однако, учитывая динамику развития современных международных процессов, в том числе интеграционных, сегодня можно смело считать год за два. Да и у Суда ЕАЭС есть обширная история, предшествующая его созданию. Дело в том, что предшественником Суда ЕАЭС был Суд ЕврАзЭС, действия и судебная жизнь которого напрямую отразились на судьбе созданного после него Суда ЕАЭС.

Суд ЕврАзЭС

Перенесемся на пять с небольшим лет назад. На момент упразднения ЕврАзЭС в 2014 году, Суд этой организации просуществовал всего два с половиной года, причем до начала функционирования его обязанности исполнял Экономический суд СНГ. Что такого произошло всего за пару лет, чтобы существенным образом повлиять на судьбу Суда ЕАЭС?

По мнению некоторых экспертов, ответ в занятии Судом ЕврАзЭС чрезмерно активной позиции и так называемом «судебном активизме» (judicial activism). Сам этот термин толкуется по-разному, и в нейтральном ключе, и в негативном, и, безусловно, его рассмотрение требует отдельной работы. Однако, его общий смысл – в более активной роли судьи или судебного органа по отношению к выносимым ими решениям, и внесению элемента нормотворчества. Это выходит за рамки привычной роли судьи, определенной еще Монтескье в его труде «О духе законов», где говорится, что судьи – это «не более как уста, произносящие слова закона, безжизненные существа, которые не могут ни умерить силу закона, ни смягчить его суровость».

Так, в своем Постановлении от 08.04.2013 г. в рамках дела ОАО «Южный Кузбасс», Суд ЕврАзЭС заявил в том числе следующее: «Решение Суда Евразийского экономического сообщества о признании не соответствующими международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, оспариваемого акта или отдельных его положений влечет их ничтожность (недействительность) с даты принятия». Более того, такие решения Суда применяются не только к сторонам дела, «но и к неограниченному кругу лиц (erga omnes)», а в завершении Постановления Суд ЕврАзЭС дает следующие указания: «Правоприменительную практику судов государств… а также в отношении аналогичных дел, привести в соответствие с настоящим решением».

Таким образом, Суд объявил о своем праве и намерении быть не просто «устами закона», но и самому творить это право. Очевидно, данный ход был сделан не на пустом месте: таким образом Суд ЕврАзЭС явно стремился строить свою судебную доктрину по примеру Суда ЕС.

Однако это стремление Суда стать независимым нормотворцем было не оценено основными субъектами международного права и создателями ЕврАзЭС – государствами. При создании новой интеграционной организации – ЕАЭС, и соответственно нового Суда ЕАЭС, в новом Статуте последнего была произведена существенная ревизия полномочий и прав предшественника.

Изменения в полномочиях

Так, в пункте 102 написано: «Решение Суда не изменяет и (или) не отменяет действующих норм права Союза, законодательства государств-членов и не создает новых», а пункт 111 добавляет: «Действие решения Комиссии или его отдельных положений, признанных Судом не соответствующими Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, продолжается после вступления в силу соответствующего решения Суда до исполнения Комиссией данного решения Суда».

Или другой пример – единственное вынесенное Судом ЕврАзЭС преюдициальное заключение.

Преюдициальные заключения представляют собой ответ судов интеграционных объединений на поступивший запрос от национальных судов государств-участников по поводу применения интеграционного права при вынесении решения по конкретному судебному делу. Роль преюдициальных заключений сложно переоценить: это одни из основных инструментов Суда ЕС в построении европейского правопорядка, единства правоприменения и установлении крепких связей с национальными судами, которые составляют значительную часть от общего числа вынесенных решений. Именно Суд ЕС своей практикой выработал принцип прямого действия и верховенства права ЕС на всей его территории.

История единственного преюдициального заключения Суда ЕврАзЭС такова: в Суд ЕврАзЭС поступил запрос о преюдициальном заключении от Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о применении отдельных положений решений Комиссии Таможенного союза. Однако спустя некоторое время эта же Кассационная коллегия отозвала свой запрос. Несмотря на это, ссылаясь на Регламент, и то, что работа над запросом уже началась, Суд ЕврАзЭС 10 июля 2013 г., все таки вынес свое преюдициальное решение, указав при этом, что «Решение Суда является обязательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу после его провозглашения и действует непосредственно на территории государств – членов Таможенного союза».

Как отмечает известный исследователь международных судов, заведующий кафедрой международного права МГУ А.С.Исполинов, этим решением Суд ЕврАзЭС «пошел дальше всех международных судов (включая Суд ЕС), объявив об обязательной силе своих заключений не только для национального суда, его запросившего, но и на всей территории Таможенного Союза. При этом Суд «не привел ни причины, ни аргументы в пользу такого своего решения».

Как и в примере с судейским активизмом, и на это преюдициальное заключение Суда ЕврАзЭС, государства дали ответ в новом Статуте Суда ЕАЭС. Преюдициальная юрисдикция из него убрана совсем. Осталась только консультативная юрисдикция (которая и была, но не заменяет преюдициальную), которая из самого смысла слова подразумевает необязательность, что и подтверждается в 98 пункте Статута: «Консультативное заключение по заявлению о разъяснении носит рекомендательный характер».

Новые механизмы работы

Это крупные, но не единственные новшества в Статуте Суда ЕАЭС по сравнению со Статутом Суда ЕврАзЭС. Изменился, например, механизм выбора судей: если раньше судьи Суда ЕврАзЭС назначались и освобождались от должности Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, то теперь «Судьи назначаются на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-членов», который также утверждает Регламент Суда. Говоря о судьях, стоит также отметить, что в Суде ЕАЭС нет судебной ротации. Это грозит тем, что по истечению 9-летнего срока исполнения обязанностей может смениться весь судейский корпус, что, несомненно, скажется на преемственности и корпоративном духе Суда. Разумеется, можно предположить, что в этом случае предусматривается избрание некоторых судей повторно или то, что они останутся при Суде консультантами.

Кроме того, в Главе VI Статут предусматривает создание «Специализированных групп»: «При рассмотрении конкретного спора, предметом которого являются вопросы предоставления промышленных субсидий, мер государственной поддержки сельского хозяйства, применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, создается специализированная группа». Эти группы имеют интересную особенность: «в части вывода о применении соответствующих компенсирующих мер заключение специализированной группы является для Суда обязательным при вынесении решения».

Любопытны также и два других пункта Статута – 46: «Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора… etc.» и, самое главное – 47: «Осуществление Судом разъяснения означает предоставление консультативного заключения и не лишает государства-члены права на совместное толкование ими международных договоров». Этим, по сути, провозглашается приоритет государственного толкования над судебным.

Существенным минусом Суда ЕАЭС является тот факт, что граждане стран-участниц ЕАЭС не могут персонально, как физическое лицо, обратиться в Суд.

Это можно сделать только в качестве юридического лица или обладая статусом индивидуального предпринимателя, и при этом необходимо будет заплатить пошлину, которая на 2019 г. составляет 44 795 рублей.

Также не могут обратиться за защитой своих трудовых прав в Суд ЕАЭС и международные работники этого интеграционного объединения, в том числе сотрудники Евразийской экономической комиссии. При этом, согласно пункту 25 Приложения №32 к Договору о ЕАЭС – Положению о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в евразийском экономическом союзе – они могут обратиться в обычные национальные суды: «Сотрудники не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых при непосредственном выполнении ими служебных обязанностей».

В этом случае хотелось бы обратить внимание, что более 11 лет в структуре Суда ЕС действовал специальный Трибунал гражданской службы Европейского Союза. Возможно, стоит обратить внимание этот опыт.

Роль Суда ЕАЭС

Таким образом, несмотря на то, что Суд остался в том же здании, и на месте остались многие судьи ЕврАзЭС, и дела Суда ЕврАзЭС перешли к Суду ЕАЭС – юридически это не просто смена вывески, это абсолютно новый суд.

Почему тема судебного органа интеграции так важна? Почему надо уделять больше внимания роли и развитию Суда ЕАЭС в рамках всей евразийской интеграции? Исторический опыт ЕС показывает нам, какую важную роль в успехе интеграционного объединения играет суд.

Именно суд формирует тот самый интеграционный правопорядок, интеграционное право, через которое и происходит вся интеграция.

И чем лучше Суд выстроит свою обширную и что важно авторитетную практику, чем теснее и плодотворнее будет его сотрудничество с национальными судами государств-участников интеграционного образования, чем грамотнее он будет проводить правовую политику, тем успешнее будет развиваться и работать весь механизм интеграционного проекта. Суд ЕАЭС должен стать авторитетным, сильным и без преувеличения ведущим органом евразийской интеграции, куда будут обращаться за справедливым и грамотным решением, не ища альтернативу на стороне в виде, например, ОРС ВТО или ЕСПЧ.

Евразия.Эксперт. 29.07.2019