Статья 20 21 КоАП

Комментируемая ст. 20.21 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения составляет появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортном средстве общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Появление в общественном месте гражданина в состоянии опьянения, которое сопровождается проявлением его признаков: шаткой походкой, невнятной речью, запахом алкоголя изо рта, неопрятным внешним видом, является оскорблением человеческого достоинства и общественной нравственности. Такие действия гражданина и образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ (Постановление Челябинского областного суда от 23.09.2016 N 4а16-852/2016).

При этом объективная сторона правонарушения по ст. 20.21 КоАП РФ заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в такой степени опьянения, которая оскорбляет человеческое достоинство, общественную нравственность. В связи с этим указание в протоколе об административном правонарушении и постановлении только на нахождение лица в состоянии опьянения, без конкретизации соответствующих действий, не может свидетельствовать о наличии объективной стороны административного правонарушения (Постановление Тамбовского областного суда от 24.03.2016 по делу N 4А-38/2016).

Отметим, что ст. 20.21 КоАП РФ запрещено появление лиц в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортном средстве общего пользования, других общественных местах.

В то же время пп. «а» п. 5 Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156 запрещено находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность зрителям в местах проведения официальных спортивных соревнований.

По указанному критерию правонарушение по ст. 20.21 КоАП РФ следует отличать от правонарушения по ст. 20.31 «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» КоАП РФ. Следовательно, нахождение зрителя в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при проведении официального спортивного соревнования квалифицируется по соответствующей части ст. 20.31 КоАП РФ, а в любом общественном месте, не являющемся местом проведения официального спортивного соревнования, — по ст. 20.21 КоАП РФ (Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу БША 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» (утв. Верховным Судом РФ) (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://vsrf.ru/ по состоянию на 09.06.2018)).

Субъектами административного правонарушения по ст. 20.21 КоАП РФ могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

У многих граждан возникает закономерный вопрос, с какого момента опьянение можно считать нарушающим закон? Ведь большинству приходилось возвращаться с праздничных вечеринок, корпоративов, свадеб и иных увеселительных мероприятий. Формально опьянение может наступить, как после высокоградусного напитка, так и после бокала слабоалкогольного напитка. Гражданин, находясь на улице, находится в общественном месте. Будет ли это считаться нарушением закона?

Ответ на вопрос содержится в комментариях к статье 20.21. Разъяснение указывает на то, что объектами правонарушения нужно считать общественный порядок и безопасность. Следовательно, чтобы стать виновным, пьяный человек должен их нарушить своими действиями или внешним видом. Например, быть в порванной, испачканной, расстёгнутой, дурно пахнущей одежде, шататься, падать, ругаться, выражаться нецензурной бранью, спать в парке, на газонах или скамейках и тд.

Это противоречит нравственным нормам и угрожает жизни и здоровью самого нарушителя, так как он может замёрзнуть, потеряться, выйти на проезжую часть, неудачно упасть и тд. Если же пьяный человек ведёт себя агрессивно, громко ругается, пристаёт к людям, то такими действиями он не просто нарушает порядок, но и создаёт опасность для окружающих. Во всех вышеперечисленных случаях алкогольное опьянение становится причиной неконтролируемого гражданином безобразного поведения, поэтому влечёт предусмотренное законом наказание.

Если же выпивший человек ведёт себя естественно и не доставляет людям неприятностей, никто его привлекать к ответственности не будет. Нахождение в состоянии опьянения в общественном месте само по себе порицания не вызывает и законом не карается. Ответственность наступает, когда человек перестаёт себя контролировать и своим поведением начинает нарушать нормы приличия и общественную безопасность.

В течение 2018 года к административной ответственности привлечено 1175 нарушителей.

За текущий период 2019 года к административной ответственности привлечено 150 нарушителей.

По информации отделения организации охраны общественного порядка УМВД России по Ненецкому автономному округу

Комментарии к ст. 20.21 КОАП РФ

Комментируемая ст. 20.21 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения составляет появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортном средстве общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Появление в общественном месте гражданина в состоянии опьянения, которое сопровождается проявлением его признаков: шаткой походкой, невнятной речью, запахом алкоголя изо рта, неопрятным внешним видом, является оскорблением человеческого достоинства и общественной нравственности. Такие действия гражданина и образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ (Постановление Челябинского областного суда от 23.09.2016 N 4а16-852/2016).

При этом объективная сторона правонарушения по ст. 20.21 КоАП РФ заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в такой степени опьянения, которая оскорбляет человеческое достоинство, общественную нравственность. В связи с этим указание в протоколе об административном правонарушении и постановлении только на нахождение лица в состоянии опьянения, без конкретизации соответствующих действий, не может свидетельствовать о наличии объективной стороны административного правонарушения (Постановление Тамбовского областного суда от 24.03.2016 по делу N 4А-38/2016).

Отметим, что ст. 20.21 КоАП РФ запрещено появление лиц в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортном средстве общего пользования, других общественных местах.

В то же время пп. «а» п. 5 Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156 запрещено находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность зрителям в местах проведения официальных спортивных соревнований.

По указанному критерию правонарушение по ст. 20.21 КоАП РФ следует отличать от правонарушения по ст. 20.31 «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» КоАП РФ. Следовательно, нахождение зрителя в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при проведении официального спортивного соревнования квалифицируется по соответствующей части ст. 20.31 КоАП РФ, а в любом общественном месте, не являющемся местом проведения официального спортивного соревнования, — по ст. 20.21 КоАП РФ (Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу БША 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» (утв. Верховным Судом РФ) (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://vsrf.ru/ по состоянию на 09.06.2018)).

Субъектами административного правонарушения по ст. 20.21 КоАП РФ могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

Юридические науки

УДК 34

ПРЕСЕЧЕНИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ

Т.Б. Николаева, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы документального оформления по результатам пресечения административных правонарушений «появление в общественном месте в состоянии опьянения».

Ключевые слова: состояние опьянения, пресечение, оформление, освидетельствование, ответственность.

SUPPRESSION AND PROCEDURAL DESIGN OF APPEARANCE IN PUBLIC PLACES WHILE INTOXICATED

Keywords: intoxication, suppression, registration, certification, liability.

Статья 20.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность .

Это связано со многими факторами, в том числе с неэффективным осуществлением профилактики и предупреждения административных правонарушений, связанных с потреблением алкогольных напитков.

Так, согласно данным ГИАЦ МВД России (ф.1-АП), в большинстве случаев эти правонарушения пресекаются подразделениями, осуществляющими охрану общественного порядка: В 2015 году сотрудниками ППСП было выявлено 1.317.467 (46%) правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, подразделениями ВОП 837.005 (30%), УУП 597.924 (20%).

Таким образом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, более чем в 90% случаях явилось непосредственное обнаружение правонарушения должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, оставшиеся случаи — сообщения и заявления физических и юридических лиц и др.

В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ выявление указанных правонарушений относится к

W п w

исключительной компетенции органов внутренних дел. В такой ситуации именно от численности сотрудников полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и их активно-

сти по противодействию правонарушениям, предусмотренным ст. 20.21 КоАП РФ зависит количество выявленных административных правонарушений.

Вместе с тем, с уменьшением активности сотрудников полиции в этом направлении зачастую происходит рост преступлений, совершенных на улицах в состоянии опьянения. В связи с этим вопросы пресечения указанных правонарушений весьма актуальны. Необходимо отметить ряд проблем, которые влияют на эффективность деятельности правоохранительных органов. Так, по нашему мнению, понятие «общественного места» необходимо закрепить в главе 20 КоАП РФ в виде примечания для применения ко всем составам административных правонарушений, совершаемым в общественных местах, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность.

Это необходимо сделать для того, чтобы не возникало разночтений. Например, в некоторых районах г. Н. Новгорода, после 23.00 протокол по указанной статье не составляется, поскольку прохожие в это время на улице, как правило, отсутствуют, а значит, и не страдает общественная нравственность.

Для квалификации правонарушения по данной статье не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения (алкоголь, наркотики и т.п.). Для привлечения к административной ответственности за данное правонарушение не требуется совершения других противоправных действий.

Обстоятельства данного административного правонарушения могут устанавливаться:

— актом медицинского освидетельствования, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения ;

— объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его законных представителей;

— объяснениями свидетелей, в том числе сотрудников органов внутренних дел (ст. 26.3 КоАП РФ). Свидетелями могут выступать граждане, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;

— другими доказательствами (фото-, видеофиксация).

В соответствии с п. 6 приказа Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н , при наличии хотя бы одного из следующих признаков, у должностного лица имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения:

запах алкоголя изо рта;

неустойчивость позы;

нарушение речи;

резкое изменение окраски кожных покровов лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, по данным ГИАЦ МВД России (ф. 1-АП) в 2015 году было составлено 1.889.915 протоколов о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (в соответствии со ст. 27.12.1 КоАП), 832.949 граждан отказались от прохождения медицинского освидетельствования, в 65.527 актах медицинского освидетельствования состояние опьянения не установлено.

Совершение рассматриваемого нарушения несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируются по ст. 20.22 КоАП РФ. Протокол в таком случае составляется на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего.

Анализ материалов дел об административных правонарушениях показал, что еще встречаются случаи отсутствия в материалах достаточной доказательственной базы, а

именно: отсутствие объяснений правонарушителей и свидетелей при составлении протоколов, не всегда прилагается рапорт сотрудника, выявившего правонарушение.

Кроме того, встречаются факты, когда на момент совершения правонарушения, указанного в протоколе, лицо находилось в ином месте (другой населенный пункт, на стационарном лечении в больнице, в командировке и т.д.). Постановления по таким делам должны быть отменены как незаконно вынесенные, а сотрудники привлечены к ответственности.

В протоколе не всегда указывается, какими действиями правонарушитель оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.

Особенность объективной стороны данного правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения нарушитель полностью или в значительной степени утратил способность ориентироваться (бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.); полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние). Вину правонарушителя необходимо доказывать путем проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного либо наркотического опьянения, показаний свидетелей.

В случае отказа лица от прохождения медицинского освидетельствования об этом делается соответствующая отметка в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Этот факт не должен быть «законным основанием» для уклонения от ответственности лица, совершившего правонарушение.

Вместе с тем, отсутствие в материалах дела, протокола о направлении на медицинское освидетельствования не позволяет привлечь такое лицо к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, так как, статья 27.121 КоАП РФ прямо указывает, что лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования — это право гражданина и, одновременно, серьезная проблема правоприменительной деятельности.

При выявлении лица, с признаками административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ лицо доставляется на медицинское освидетельствование в медицинское учреждение. В случае если лицо отказывается от медицинского освидетельствования или любого инструментального исследования, то выносится медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался». Документ прилагается к протоколу об административном правонарушении.

В приказе МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 утверждены правила доставления гражданина, находящегося в общественном месте в беспомощном состоянии. В соответствие с утвержденным в приказе порядком, сотрудники полиции, в случае обнаружения гражданина, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения и утратившего способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, при необходимости оказывают ему первую помощь и организуют вызов бригады скорой

медицинской помощи, а также обеспечивают сохранность имущества лица, находящегося в состоянии опьянения. По данному факту сотрудниками полиции составляется рапорт.

К сожалению, применение исключительно профилактических мер к нарушителям не является эффективным. Достаточно часто сотрудники полиции сталкиваются с проблемами при документировании правонарушений, связанных с появлением в общественных местах лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющих общественную нравственность и человеческое достоинство.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства. 2002. № 1.

2. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.03.2017).