Ставка рефинансирования ЦБ

Что такое ставка рефинансирования и зачем она нужна?

Суббота, 1 марта 2014 г.
Рубрика:Доходы и деньги
Метки:2013
Просмотров: 20748
Подписаться накомментарии по RSS

Почти все средства массовой информации обязательно регулярно сообщают об изменении или сохранении значения такого экономического показателя, как ставка рефинансирования. Понятно, что это делается не просто так, а из-за важности этого показателя. Мы своим читателям также постоянно даем соответствующую информацию. Однако на что это ставка влияет и что показывает?

Ставка рефинансирования (по-английски Federal funds rate) — это размер процентов в годовом исчислении, которые нужно выплатить центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям (банкам). Посредством таких кредитов обеспечивается регулирование ликвидности (платежеспособности) банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения возложенных на себя обязательств.

Динамика изменения ставки рефинансирования НБ РБ

Попробуем объяснить это все проще.

Прежде всего, конечно, это макроэкономический показатель стоимости (доступности) денег. Другими словами, ставка показывает, насколько дорогие или дешевые кредиты могут предоставить банки. Соответственно, могут изменяться и ставки по депозитам. По ставке рефинансирования центральный банк может одолжить деньги коммерческим банкам. Чем ниже ставка, тем более надежная финансовая ситуация в государстве и тем более доступные деньги. А чем более доступные деньги, тем больше их идет на инвестиции в экономику. В результате экономика растет. После этого может ускориться темп инфляции. Потом центральному банку придется поднять ставку рефинансирования. А при повышенной ставке инвестиции замедляются. И все начинается заново.

Кроме того, ставка рефинансирования — это определенный экономический ориентир. Ставка, под которую центробанк кредитует банки в разных странах, работать может по-разному. Она определяется ЦБ на основании анализа основных макроэкономических параметров — ВВП, прогноза изменения ВВП, инфляции, прогноза инфляции, ликвидности. А вот уже определенная ставка будет влиять на другие показатели. Из-за этого и получается, что в каждой стране значение ставки рефинансирования разное.

Следует отметить, что при изменении ставки рефинансирования центральный банк всегда должен соблюдать разумный баланс интересов вкладчиков и кредитополучателей. Уровень процентной ставки должен быть таким, чтобы, с одной стороны, сохранять привлекательность банковских депозитов, а с другой — делать кредиты «подъемными» для населения и предприятий, организаций.

* * *

Ждем ваших вопросов о пользовании деньгами и всем, что с этим связано. Вы можете обращаться на электронный адрес газеты info@zvyazda.minsk.by с пометкой «для отдела экономики» или по телефону 8 (017) 292-38-02.

Владислав Кулецкий.

Примеры значений ставок рефинансирования в разных странах (процентов годовых):

  • Россия — 8.25,
  • Швейцария — 0.25,
  • Япония — 0.1,
  • Великобритания — 0.5,
  • страны еврозоны — 0.25,
  • США — 0.25.

13 ноября 2013 года.

Во второй раз в 2018 году Центробанк снизил показатель ключевой ставки. Рассказываем, как это повлияет на работу госзаказчиков и что нужно срочно проверить в документации.

Что случилось

23.03.2018 Совет директоров Центрального банка решил уменьшить ключевую ставку на 25 базисных пунктов (б. п.) — до 7,25 %. Это произошло во второй раз в 2018 году на совещании по денежно-кредитной политике. В пересчитанном виде она будет применяться с 26.03.2018. При этом следующая встреча по вопросу изменений в ключевой ставке планируется на 27.04.2018. Прошлое снижение произошло 09.02.2018, тогда Банк России пододвинул показатель ставки на 0,25 п.

Напомним, начиная с 01.01.2017 Банк России уже семь раз уменьшал ключевую ставку с 10 до 7,5 %. Таким образом, совокупное снижение за это время составило 2,5 б. п.

Что такое ставка рефинансирования и зачем она нужна?

И это, естественно, привело к вопросу, как считать пени в период действий разных значений ставок.

Как посчитать пени

Согласно п. 10 Правил определения неустойки, которые утверждены Постановлением Правительства № 1042 от 30.08.2017 и Указанием Банка России № 3894-У от 11.12.2015, сумма пени для исполнителя по госконтракту — 1/300 ключевой ставки Банка России, которая действует на дату ее выплаты, от цены не исполненных по контракту обязательств.

Для грамотного расчета пени необходимо определить показатель ставки Центрального банка, которая действует на дату уплаты, и цену контракта, которая пропорционально уменьшена на выполненный объем обязательств. Эти обязательства должны быть предусмотрены контрактом и фактически выполнены поставщиком.

Вместе с этим в Письме Минфина № 24-03-08/73293 от 07.11.2017 указано, что при подсчете количества дней просрочки необходимо не брать в расчет дни, которые потребовались госзаказчику для того, чтобы принять и оформить результаты приемки предмета госконтракта, если иное не установлено в самом госконтракте.

Пример расчета

Разберем ситуацию, когда между поставщиком и госзаказчиком был подписан госконтракт на поставку продукции для склада на общую сумму 1 200 000 рублей. Окончательный срок поставки был установлен на 26.03.2018. По состоянию на этот день заказчик принял продукцию на сумму 850 000 рублей. А финальная часть была доставлена только 31.03.2018.

Получаем следующие данные для расчета пеней:

  1. Ключевая ставка на тот момент составляет 7,25 %, значит, в формуле используется коэффициент 0,0725.
  2. Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров: 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей.
  3. Количество дней просрочки — 5 дней.

Сумма пеней = 1/300 × 0,0725 × 350 000 × 5 = 422,92 рублей.

Обращаем внимание, что если законом установлена другая неустойка, например абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 35 от 26.03.2003, то пеня выплачивается в размере, который установлен таким законом, а не Законом о контрактной системе.

Динамика изменения ставки рефинансирования НБ РБ

Информация

Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,50% годовых

Совет директоров Банка России 14 сентября 2018 года принял решение повысить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,50% годовых. Изменение внешних условий, произошедшее с предыдущего заседания Совета директоров, существенно усилило проинфляционные риски. Банк России прогнозирует годовую инфляцию в интервале 5–5,5% по итогам 2019 года с возвращением к 4% в 2020 году. Этот прогноз учитывает принятые решения по ключевой ставке и о приостановке покупки иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила. Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также учитывая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Динамика инфляции. Возвращение годовой инфляции к 4% происходит быстрее, чем ожидалось ранее. Годовые темпы прироста потребительских цен повысились до 3,1% в августе, что несколько выше верхней границы прогноза Банка России. Рост инфляции в августе связан с повышением до 1,9% годового темпа прироста цен на продовольственные товары. Этому способствовали изменение баланса спроса и предложения на отдельных продовольственных рынках, а также эффект низкой базы прошлого года. Также происходит подстройка цен к произошедшему с начала года ослаблению рубля. Большинство показателей годовой инфляции, характеризующих наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценке Банка России, демонстрируют рост.

Инфляционные ожидания населения и предприятий несколько повысились на фоне курсовой волатильности. Согласно данным мониторинга Банка России, часть предприятий могут отразить в ценах планируемое повышение НДС уже в конце 2018 года.

Произошедшее ослабление рубля связано с оттоком капитала вследствие изменения внешних условий. При этом сальдо текущего счета платежного баланса остается на высоком уровне благодаря стабильным ценам на товары российского экспорта и значительно превышает объемы выплат по внешнему долгу в предстоящие месяцы. В этих условиях принятое Банком России решение о приостановке покупки иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила ограничит курсовую волатильность и ее влияние на динамику инфляции в предстоящие кварталы.

По прогнозу Банка России, который учитывает принятые решения по ключевой ставке и о приостановке покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила, темпы прироста потребительских цен составят 3,8–4,2% к концу 2018 года. Годовая инфляция достигнет максимума в первом полугодии 2019 года и составит 5,0–5,5% на конец 2019 года. Квартальные темпы прироста потребительских цен в годовом выражении замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019 года. Годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 года, когда эффекты произошедшего ослабления рубля и повышения НДС будут исчерпаны.

Денежно-кредитные условия. Под воздействием внешних факторов денежно-кредитные условия несколько ужесточились. Существенно выросли доходности ОФЗ. Началось повышение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке. Повышение ключевой ставки будет способствовать сохранению положительных реальных процентных ставок по депозитам, что поддержит привлекательность сбережений и сбалансированный рост потребления.

Экономическая активность. Годовой темп прироста ВВП в II квартале текущего года, по уточненным оценкам, составил 1,9%, что находится в рамках ожиданий Банка России. Банк России сохраняет прогноз темпа прироста ВВП в 2018 году в интервале 1,5–2%, что соответствует оценке потенциального темпа роста российской экономики.

В 2019–2021 годах прогноз темпов экономического роста в базовом сценарии уточнен с учетом изменения внешних условий и оценки влияния на экономическую динамику совокупности налогово-бюджетных и структурных мер, запланированных на период до 2024 года. В 2019 году планируемое повышение НДС может оказать небольшое сдерживающее влияние на деловую активность (преимущественно в начале года).

Нацбанк снижает ставку рефинансирования до десятилетнего минимума — 10% годовых

Дополнительные полученные бюджетные средства уже в 2019 году будут направлены на повышение государственных расходов, в том числе инвестиционного характера.

В результате, по прогнозу Банка России, темп прироста ВВП в 2019 году будет в границах 1,2–1,7%. В последующие годы возможно повышение темпов экономического роста по мере реализации запланированных структурных мер.

Инфляционные риски. Баланс рисков еще более сместился в сторону проинфляционных рисков.

Основные риски связаны с высокой неопределенностью внешних условий и их влиянием на финансовые рынки.

Дальнейший рост доходностей на развитых рынках, отток капитала из стран с формирующимися рынками и геополитические факторы могут привести к сохранению волатильности на финансовых рынках и оказать влияние на курсовые и инфляционные ожидания.

Оценка Банком России рисков, связанных с волатильностью нефтяных цен, динамикой заработных плат, возможными изменениями в потребительском поведении, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.

Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также учитывая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 26 октября 2018 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России  13:30 по московскому времени.

14 сентября 2018 года

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Опрос

Ставка рефинансирования (далее — СР) – это годовой размер процентов, который кредитные организации должны вернуть центральному банку РФ за пользование кредитами. Центробанк предоставляет финансовые услуги коммерческим банкам, которые кредитуют население и организации. Коммерческие банки играют роль посредников, зарабатывая на разнице процентных ставок. Например, банк берет денежный заем, чтобы распорядиться им по своему усмотрению, но через год, помимо долга, должен будет вернуть процент за пользование кредитом, который равен ставке рефинансирования.

Роль СР на финансовом рынке

Основное ее назначение – играть роль независимого индикатора кредитно-денежной политики, поскольку она формально не привязана к каким-либо другим ставкам или показателям. Хотя с единственной оговоркой – ее численное значение совпадает (приравнено) со ставкой однодневного кредита «Овернайт» Банка России.

Ставка рефинансирования в Беларуси

Кроме того, ее размер в процентном соотношении используется как отправная точка при расчете размеров различных штрафов, пени и некоторых других параметров налогообложения. Впервые она появилась в 1992 году и с тех пор менялась несколько раз, а с 2016 года Центробанк РФ планирует в своих расчетах полностью заменить СР на ключевую ставку.

Ставки ЦБ отличны от нуля, следовательно, реальная годовая ставка кредита, которую банк предлагает по той или иной программе кредитования, не может быть меньше ставки рефинансирования ЦБ РФ (или ключевой), иначе банк будет раздавать деньги себе в убыток. Наценка, которую устанавливают банки, зависит от нескольких факторов, но не в последнюю очередь от их жадности, поскольку ничем не ограничена, хотя и регулируется законами рынка. Банк, завышающий ставки по кредитам, рискует остаться без клиентов, которые будут искать другие предложения.

Можно ли взять кредит у центрального банка РФ напрямую?

Центральный банк не мелочится, поэтому рядовому гражданину в этом отношении «ничего не светит». Миллионы и миллиарды рублей и долларов – объемы, которыми он оперирует. Финансовые организации, зарабатывающие на разнице кредитных ставок и СР, делают благое дело – создают сеть отделений, в которых любой гражданин или юридическое лицо может оформить заем. Говорить о спекуляции не совсем верно, поскольку они поддерживают свои услуги физически: создают и содержат офисы, банковские отделения и кассы, сети банкоматов и так далее.

  

Ставка рефинансирования ЦБР

Период действия % Нормативный документ
17.09.2018 – 7,5 Решение СД ЦБР от 14.09.2018
26.03.2018 – 16.09.2018 7,25 Решение СД ЦБР от 23.03.2018
12.02.2018 – 25.03.2018 7,5 Решение СД ЦБР от 09.02.2018
18.12.2017 – 11.02.2018 7,75 Решение СД ЦБР от 15.12.2017
30.10.2017 – 17.12.2017 8,25 Решение СД ЦБР от 27.10.2017
18.09.2017 – 29.10.2017 8,5 Решение СД ЦБР от 15.09.2017
19.06.2017 – 17.09.2017 9 Решение СД ЦБР от 16.06.2017
02.05.2017 – 18.06.2017 9,25 Решение СД ЦБР от 28.04.2017
27.03.2017 – 01.05.2017 9,75 Решение СД ЦБР от 24.03.2017
19.09.2016 – 26.03.2017 10 Решение СД ЦБР от 16.09.2016
14.06.2016 – 18.09.2016 10,5 Решение СД ЦБР от 10.06.2016
01.01.2016 – 13.06.2016 11 Указание ЦБР от 11.12.2015 N 3894-У
14.09.2012 – 31.12.2015 8,25 Указание ЦБР от 13.09.2012 N 2873-У
03.05.2011 – 13.09.2012 8 Указание ЦБР от 23.12.2011 N 2758-У
03.05.2011 – 25.12.2011 8,25 Указание ЦБР от 29.04.2011 N 2618-У
28.02.2011 – 02.05.2011 8 Указание ЦБР от 25.02.2011 N 2583-У
01.06.2010 – 27.02.2011 7,75 Указание ЦБР от 31.05.2010 N 2450-У
30.04.2010 – 31.05.2010 8 Указание ЦБР от 29.04.2010 N 2439-У
29.03.2010 – 29.04.2010 8,25 Указание ЦБР от 26.03.2010 N 2415-У
24.02.2010 – 28.03.2010 8,5 Указание ЦБР от 19.02.2010 N 2399-У
28.12.2009 – 23.02.2010 8,75 Указание ЦБР от 25.12.2009 N 2369-У
25.11.2009 – 27.12.2009 9 Указание ЦБР от 24.11.2009 N 2336-У
30.10.2009 – 24.11.2009 9,5 Указание ЦБР от 29.10.2009 N 2313-У
30.09.2009 – 29.10.2009 10 Указание ЦБР от 29.09.2009 N 2299-У
15.09.2009 – 29.09.2009 10,5 Указание ЦБР от 14.09.2009 N 2287-У
10.08.2009 – 14.09.2009 10,75 Указание ЦБР от 07.08.2009 N 2270-У
13.07.2009 – 09.08.2009 11 Указание ЦБР от 10.07.2009 N 2259-У
05.06.2009 – 12.07.2009 11,5 Указание ЦБР от 04.06.2009 N 2247-У
14.05.2009 – 04.06.2009 12 Указание ЦБР от 13.05.2009 N 2230-У
24.04.2009 – 13.05.2009 12,5 Указание ЦБР от 23.04.2009 N 2222-У
01.12.2008 – 23.04.2009 13 Указание ЦБР от 28.11.2008 N 2135-У
12.11.2008 – 30.11.2008 12 Указание ЦБР от 11.11.2008 N 2123-У
14.07.2008 – 11.11.2008 11 Указание ЦБР от 11.07.2008 N 2037-У
10.06.2008 – 13.07.2008 10,75 Указание ЦБР от 09.06.2008 N 2022-У
29.04.2008 – 09.06.2008 10,5 Указание ЦБР от 28.04.2008 N 1997-У
04.02.2008 – 28.04.2008 10,25 Указание ЦБР от 01.02.2008 N 1975-У
19.06.2007 – 03.02.2008 10 Телеграмма ЦБР от 18.06.2007 N 1839-У
29.01.2007 – 18.06.2007 10.5 Телеграмма ЦБР от 26.01.2007 N 1788-У
23.10.2006 – 28.01.2007 11 Телеграмма ЦБР от 20.10.2006 N 1734-У
26.06.2006 – 22.10.2006 11.5 Телеграмма ЦБР от 23.06.2006 N 1696-У
26.12.2005 – 25.06.2006 12 Телеграмма ЦБР от 23.12.2005 N 1643-У
15.06.2004 – 25.12.2005 13 Телеграмма ЦБР от 11.06.2004 N 1444-У
15.01.2004 – 14.06.2004 14 Телеграмма ЦБР от 14.01.2004 N 1372-У
21.06.2003 – 14.01.2004 16 Телеграмма ЦБР от 20.06.2003 N 1296-У
17.02.2003 – 20.06.2003 18 Телеграмма ЦБР от 14.02.2003 N 1250-У
07.08.2002 – 16.02.2003 21 Телеграмма ЦБР от 06.08.2002 N 1185-У
09.04.2002 – 06.08.2002 23 Телеграмма ЦБР от 08.04.2002 N 1133-У
04.11.2000 – 08.04.2002 25 Телеграмма ЦБР от 03.11.2000 N 855-У
10.07.2000 – 03.11.2000 28 Телеграмма ЦБР от 07.07.2000 N 818-У
21.03.2000 – 09.07.2000 33 Телеграмма ЦБР от 20.03.2000 N 757-У
07.03.2000 – 20.03.2000 38 Телеграмма ЦБР от 06.03.2000 N 753-У
24.01.2000 – 06.03.2000 45 Телеграмма ЦБР от 21.01.2000 N 734-У
10.06.1999 – 23.01.2000 55 Телеграмма ЦБР от 09.06.99 N 574-У
24.07.1998 – 09.06.1999 60 Телеграмма ЦБР от 24.07.98 N 298-У
29.06.1998 – 23.07.1998 80 Телеграмма ЦБР от 26.06.98 N 268-У
05.06.1998 – 28.06.1998 60 Телеграмма ЦБР от 04.06.98 N 252-У
27.05.1998 – 04.06.1998 150 Телеграмма ЦБР от 27.05.98 N 241-У
19.05.1998 – 26.05.1998 50 Телеграмма ЦБР от 18.05.98 N 234-У
16.03.1998 – 18.05.1998 30 Телеграмма ЦБР от 13.03.98 N 185-У
02.03.1998 – 15.03.1998 36 Телеграмма ЦБР от 27.02.98 N 181-У
17.02.1998 – 01.03.1998 39 Телеграмма ЦБР от 16.02.98 N 170-У
02.02.1998 – 16.02.1998 42 Телеграмма ЦБР от 30.01.98 N 154-У
11.11.1997 – 01.02.1998 28 Телеграмма ЦБР от 10.11.97 N 13-У
06.10.1997 – 10.11.1997 21 Телеграмма ЦБР от 01.10.97 N 83-97
16.06.1997 – 05.10.1997 24 Телеграмма ЦБР от 13.06.97 N 55-97
28.04.1997 – 15.06.1997 36 Телеграмма ЦБР от 24.04.97 N 38-97
10.02.1997 – 27.04.1997 42 Телеграмма ЦБР от 07.02.97 N 9-97
02.12.1996 – 09.02.1997 48 Телеграмма ЦБР от 29.11.96 N 142-96
21.10.1996 – 01.12.1996 60 Телеграмма ЦБР от 18.10.96 N 129-96
19.08.1996 – 20.10.1996 80 Телеграмма ЦБР от 16.08.96 N 109-96
24.07.1996 – 18.08.1996 110 Телеграмма ЦБР от 23.07.96 N 107-96
10.02.1996 – 23.07.1996 120 Телеграмма ЦБР от 09.02.96 N 18-96
01.12.1995 – 09.02.1996 160 Телеграмма ЦБР от 29.11.95 N 131-95
24.10.1995 – 30.11.1995 170 Телеграмма ЦБР от 23.10.95 N 111-95
19.06.1995 – 23.10.1995 180 Телеграмма ЦБР от 16.06.95 N 75-95
16.05.1995 – 18.06.1995 195 Телеграмма ЦБР от 15.05.95 N 64-95
06.01.1995 – 15.05.1995 200 Телеграмма ЦБР от 05.01.95 N 3-95
17.11.1994 – 05.01.1995 180 Телеграмма ЦБР от 16.11.94 N 199-94
12.10.1994 – 16.11.1994 170 Телеграмма ЦБР от 11.10.94 N 192-94
23.08.1994 – 11.10.1994 130 Телеграмма ЦБР от 22.08.94 N 165-94
01.08.1994 – 22.08.1994 150 Телеграмма ЦБР от 29.07.94 N 156-94
30.06.1994 – 31.07.1994 155 Телеграмма ЦБР от 29.06.94 N 144-94
22.06.1994 – 29.06.1994 170 Телеграмма ЦБР от 21.06.94 N 137-94
02.06.1994 – 21.06.1994 185 Телеграмма ЦБР от 01.06.94 N 128-94
17.05.1994 – 01.06.1994 200 Телеграмма ЦБР от 16.05.94 N 121-94
29.04.1994 – 16.05.1994 205 Телеграмма ЦБР от 28.04.94 N 115-94
15.10.1993 – 28.04.1994 210 Телеграмма ЦБР от 14.10.93 N 213-93
23.09.1993 – 14.10.1993 180 Телеграмма ЦБР от 22.09.93 N 200-93
15.07.1993 – 22.09.1993 170 Телеграмма ЦБР от 14.07.93 N 123-93
29.06.1993 – 14.07.1993 140 Телеграмма ЦБР от 28.06.93 N 111-93
22.06.1993 – 28.06.1993 120 Телеграмма ЦБР от 21.06.93 N 106-93
02.06.1993 – 21.06.1993 110 Телеграмма ЦБР от 01.06.93 N 91-93
30.03.1993 – 01.06.1993 100 Телеграмма ЦБР от 29.03.93 N 52-93
23.05.1992 – 29.03.1993 80 Телеграмма ЦБР от 22.05.92 N 01-156
10.04.1992 – 22.05.1992 50 Телеграмма ЦБР от 10.04.92 N 84-92
01.01.1992 – 09.04.1992 20 Телеграмма ЦБР от 29.12.91 N 216-91