Ставка водного налога

Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году

С 1 января 2007 г. вступил в силу новый Водный кодекс РФ. Серьезные изменения произошли и в системе платежей за водопользование: водный налог будет постепенно заменяться неналоговой платой за пользование водными объектами. Подробности об этих новшествах — в статье.

Новый Водный кодекс упразднил действовавшее с 1995 г. лицензирование водопользования. С 1 января 2007 г. водные объекты предоставляются в пользование по договору водопользования, заключаемому согласно нормам ст. ст. 12 — 16 Водного кодекса (то есть в рамках договорных гражданских правоотношений), или на основании решения о предоставлении такого объекта в пользование, принимаемого Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органом местного управления. При этом договором водопользования должна предусматриваться неналоговая плата за пользование водными объектами (ст. 20 Водного кодекса). Администрирование платы по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, возложено на Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

Кроме того, с 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Закон внес дополнение в ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога, а также представления налоговых деклараций по нему остался прежним. Таким образом, с 2007 г. в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.

Например, организация в текущем году пользуется двумя водными объектами. По первому объекту у нее есть действующая лицензия, выданная до 1 января 2007 г. До истечения срока действия или аннулирования лицензии организация уплачивает в отношении этого объекта водный налог. По второму объекту срок лицензии закончился. Организация в установленном порядке заключила договор водопользования. В отношении данного объекта в 2007 г. перечисляется неналоговая плата.

Можно сделать вывод, что водный налог постепенно (пока не истекут сроки действия ранее выданных лицензий на водопользование) будет вытеснен неналоговой платой. Речь идет исключительно о той части налога, которая взимается за пользование поверхностными водными объектами. Что касается подземных водных объектов, то нормативная база взимания налога в отношении такого водопользования не изменилась. В 2007 г. налог за пользование подземными водными объектами исчисляется и уплачивается в прежнем порядке <1>.

<1> Забор воды из подземных водных объектов как вид пользования недрами регулируется законодательством о недрах (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»).

Договор водопользования

Введенная с 2007 г. неналоговая плата за пользование водными объектами взимается с водопользователей, которые заключили соответствующие договоры. Договор водопользования заключается между водопользователем и исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Это зависит от того, в чьей собственности находится водный объект. Договор признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре (ст. 12 Водного кодекса). Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 установлено, что государственный реестр договоров пользования водными объектами и государственный водный кадастр ведет Федеральное агентство водных ресурсов.

В соответствии со ст. 13 Водного кодекса договор водопользования должен содержать:

  • сведения о водном объекте, в том числе описание его границ, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
  • цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
  • срок действия договора водопользования;
  • размер платы за пользование водным объектом, условия и сроки внесения данной платы;
  • порядок прекращения пользования водным объектом;
  • ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Перечень этих позиций не является исчерпывающим. Согласно ст. 13 Водного кодекса договор может содержать и иные условия по соглашению сторон.

Предельный срок действия договора — не более 20 лет. Это касается и тех договоров, которые по каким-либо причинам заключаются на более длительный период. Их действие после истечения 20 лет автоматически прекращается (ст. 14 Водного кодекса).

Принципы взимания платы за водопользование

Ставки платы за пользование водными объектами, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты). Основание — ст. 20 Водного кодекса.

Правительство РФ приняло два Постановления:

  • от 14.12.2006 N 764 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (далее — Постановление N 764);
  • от 30.12.2006 N 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (далее — Постановление N 876).

Правила, утвержденные Постановлением N 764, устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами для таких видов водопользования (на основании соответствующих договоров):

  • забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей;
  • использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии;
  • использование акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.

Для других целей водные объекты предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения (ч. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Плата за водопользование в таких случаях не взимается.

Согласно Постановлению N 764 плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

  • стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охрана водных объектов. Это означает, что уровень платы должен быть достаточно высоким. Кроме того, Водный кодекс предусматривает штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом, который водопользователь обязан уплатить за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования;
  • дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна. То есть ставки платы должны учитывать климатические и природно-географические особенности территорий, где располагаются водные объекты;
  • равномерность поступления платы в течение календарного года.

Проанализировав Постановление N 876, нетрудно заметить, что его структура отличается от схем налоговых ставок, установленных гл. 25.2 НК РФ.

Кто платит водный налог (налогоплательщики) в России

Ставки водного налога предусмотрены за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов по экономическим районам страны (ст. 333.12 НК РФ). Внутри каждого района налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек и озер. Например, в Северный экономический район входят бассейны рек Волги, Невы, Печоры, Северной Двины и бассейны прочих рек и озер. То есть по данному экономическому району установлены четыре налоговые ставки за забор воды из поверхностных водных объектов и четыре ставки за забор воды из подземных водных объектов, относящихся к бассейнам указанных рек.

В отличие от этого в разд. I Постановления N 876 указаны ставки платы за забор водных ресурсов только из поверхностных водных объектов сразу по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки дифференцированы по субъектам Российской Федерации. Например, по бассейну реки Северная Двина установлены ставки при заборе воды с указанием субъектов РФ: Республика Коми, Архангельская, Вологодская и Кировская области. Иными словами, группировка по экономическим районам здесь не применяется.

В разд. II Постановления N 876 ставки платы установлены по водным объектам в пределах территориального моря России. А в разд. III указаны ставки платы за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Эти ставки установлены в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии по речным бассейнам основных рек, а также рекам бассейнов морей и Тихого океана. Аналогичным образом установлены и ставки водного налога.

Наконец, в разд. IV Постановления N 876 указаны ставки платы (в тысячах рублей) в год за использование 1 кв. км акватории поверхностных водных объектов. Эти ставки, как и в разд. III Постановления, установлены по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана. Такой порядок определения ставок отличается от предусмотренного гл. 25.2 НК РФ. В этой главе за пользование акваторией налоговые ставки установлены только по экономическим районам (без указания бассейнов каких-либо водных объектов).

Принцип равномерности поступления платы в течение календарного года обеспечивается в первую очередь за счет того, что установлен единый платежный период. Так, согласно Постановлению N 764 платежным периодом для всех категорий водопользователей признан квартал. При этом плата должна вноситься за фактическое водопользование не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Вместе с тем у конкретных водопользователей суммы платы, подлежащие внесению в бюджет, могут различаться по периодам в силу цикличного характера деятельности. У промышленных предприятий в течение года ассортимент и объемы выпускаемой продукции могут изменяться, что отражается на уровне затрат по электроэнергии, расходу воды и т.п. С учетом этих обстоятельств размер платы может существенно колебаться.

Расчет суммы неналоговой платы

Исходя из Правил, утвержденных Постановлением N 764, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки. Платежная база устанавливается в договоре по каждому виду водопользования. Она рассчитывается отдельно по каждому водному объекту или его части. Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов (в том числе для передачи абонентам) за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой за платежный период электроэнергии;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов, — площадь предоставленной акватории водного объекта (его части).

Обратите внимание: в платежную базу по неналоговой плате, так же как и по водному налогу, не включен сброс сточных вод в водные объекты <2>. Говоря об объекте обложения, напомним, что между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами.<2> Предоставление поверхностных водных объектов в пользование для сброса сточных или дренажных вод осуществляется на основании решений, принимаемых исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 — 27 Водного кодекса. Плата при этом не взимается.

При уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов, уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором, плательщики делают перерасчет размера платы. Он производится по мере необходимости после окончания соответствующего платежного периода. Такой перерасчет возможен, только если это прямо отражено в договоре водопользования.

В Постановлении N 764 предусмотрено, что при перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается как:

  • фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, который определяется по показаниям водоизмерительных приборов, отражаемым в журнале первичного учета использования воды. Если водоизмерительные приборы отсутствуют, объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технических средств. Если же определить таким образом объем забранной воды невозможно, то он рассчитывается исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые прописаны в договоре водопользования;
  • фактическое количество произведенной электроэнергии, исчисленное на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов на условиях и в порядке согласно договору водопользования.

К первичным документам по определению объемов забора воды из водных объектов (и дальнейшему ее использованию, включая отпуск воды другим потребителям) относятся:

  • журналы первичного учета использования воды, то есть форма ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений» и форма ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами»;
  • журнал учета работы технологического оборудования и др.

Таким образом, фактический объем забранной воды рассчитывается по данным журнала по учету забора воды. Этот журнал водопользователь заполняет ежедневно на основании показателей водоизмерительных приборов. Если учет забора воды не ведется, объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технологического оборудования, а при отсутствии такой возможности — исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые прописаны в договоре водопользования.

Проблемы, связанные с применением нового порядка взимания неналоговой платы

В отличие от налоговых органов, которым Налоговый кодекс предоставляет право истребовать у плательщиков водного налога документы, необходимые для проверки правильности исчисления суммы налога к уплате, Федеральное агентство водных ресурсов аналогичными полномочиями не наделено. Сегодня отсутствуют нормативные правовые акты и методические документы, определяющие формы и методы контроля за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет неналоговой платы.

Помимо этого в утвержденных Постановлением N 764 Правилах не указан конкретный порядок определения такой платежной базы, как площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. По нашему мнению, данный вопрос требует отдельного разъяснения Росводресурсами.

И, наконец, ни Водным кодексом, ни Постановлением N 764 не предусмотрена подача плательщиками в Росводресурсы каких-либо расчетов или отчетных документов для перерасчета платы. В Положении о Федеральном агентстве водных ресурсов <3> право утверждать форму отчетности по неналоговой плате Росводресурсам не предоставлено. В то же время в договор водопользования нельзя включить все показатели для расчета платы. Ведь расчет производится по итогам каждого отчетного периода за фактический объем водопользования, а договор заключается на более длительные сроки.

<3> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282.

Р.Л.Кошкин

Эксперт журнала

«Российский налоговый курьер»

В.В.Петрунин

Эксперт журнала

«Российский налоговый курьер»

Водный налог: объект налогообложения; ставки и льготы по налогу; порядок исчисления (15 баллов)

Глава 25.2. НК. ВОДНЫЙ НАЛОГ

Статья 333.8.Налогоплательщики: Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Налоговые льготы отсутствуют. Налоговый отчетный период – квартал.

Статья 333.9.Объект налогообложения: Объектом налогообложения являются следующие виды водопользования:

забор воды из водных объектов

· использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

· использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

· использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Не признаются объектами налогообложения более десяти видов водопользования. Список видов водопользования, не являющихся объектом налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса

Статья 333.12. Налоговые ставки: Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в твердых размерах (в рублях за 1000 куб. метров воды). Ставки указаны в статье 333.12. Налогового кодекса

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Статья 333.13. и Статья 333.14. Порядок исчисления и уплаты. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

25.Особенности расчета и уплаты водного налога (15 баллов).

Налоговая База.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

1. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

Водный налог в 2017-2018 годах — сроки и порядок уплаты, ставки

В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

2. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного лицензией водного пространства.

3. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 722;

Похожие статьи:

Порядок расчета водного налога

Водный налог регламентируется 25.2 гл НК РФ. Ставки водного налога приведены в приложении.

Налог на воду

Плательщиками водного налога признаются организа­ции и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии е законодатель­ством РФ.

Объектами налогообложения являются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов {за исклю­чением лесосплава в плотах и кошелях); использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

При заборе воды из водных объектов плательщиками являются: промышленные организации; организации транс­порта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского и т. д.); строительные организации; бюджетные организа­ции (в том числе военные организации); организации жи­лищно-коммунального хозяйства; организации по водоснаб­жению сельского населения и сельскохозяйственных пред­приятий; прочие организации и предприниматели

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Налогового кодекса, и отдельно вотношении каждого водного объекта.

При заборе водыналоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от видов водопользования по бассейнам рек, озер, морей и эко­номическим районам.

Ставки налога при заборе воды установлены в рублях за 1 тыс. куб. м по экономическим районам, бассейнам рек и озер.

При заборе воды сверх установленных квартальных (го­довых) лимитов, водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном разме­ре налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплатель­щика утвержденных квартальных лимитов квартальные ли­миты определяются расчетным путем как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объек­тов для водоснабжения населения устанавливается в разме­ре 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забран­ной из водного объекта.

Ставки налога по бассейну реки Енисей приведены в приложении Б.

Водный налог рассчитывается по формуле:

Hв=W0*C0+W1*C1(1)

где Hв — водный налог;

W0- объем забора воды из поверхностных источников;

C0 — соответствующая ставка налога;

W1– объем забора воды из подземных источников;

C0 – соответствующая ставка налога.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода ис­числяется как произведение налоговой базы и соответствую­щей ей налоговой ставки.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта нало­гообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следую­щего за истекшим налоговым периодом.

Пример расчета водного налога приведен в таблице 1.5.

Таблица 1.5 — Пример расчета водного налога

  январь февраль март сумма
Объем забора воды из поверхностных источников        
Налоговая ставка в рублях за 1 куб.м. воды, забранной из поверхностных водных объектов  
Итого водный налог за забор воды из поверхностных источников        
Объем забора воды из подземных источников        
Налоговая ставка в рублях за 1 куб.м. воды, забранной из подземных водных объектов  
Итого водный налог за забор воды из подземных источников        
Всего водный налог к уплате