Страховые взносы ОПС

Содержание

Страховые взносы на ОПС: проблемы администрирования

Все работодатели независимо от применяемого налогового режима и формы собственности уплачивают страховые взносы на ОПС в соответствии с законодательством РФ. В действующем законодательстве имеется ряд неурегулированных вопросов, препятствующих эффективной работе по администрированию таких платежей. В условиях "расщепления" функций администрирования страховых взносов на ОПС между налоговыми органами и органами ПФР возникает много вопросов, связанных с зачетом и возвратом данных платежей, правомерностью начисления пеней на недоимку по страховым взносам на ОПС (производят как налоговые органы, так и территориальные органы ПФР).

Страховые взносы на ОПС уплачиваются отдельно на страховую и накопительную части, что порождает немало ошибок при их перечислении. До недавнего времени вернуть переплату или зачесть ее в счет погашения недоимки было возможно практически только в судебном порядке. Естественно, это создавало серьезные трудности: каждый раз в суд не пойдешь. Но теперь в решении данного вопроса наметились существенные сдвиги, упрощающие жизнь бухгалтера предприятия: изменился порядок администрирования указанных платежей. Как эти новшества отразятся на плательщиках страховых взносов на ОПС?

Законодательство о страховых взносах на ОПС

Уплата страховых взносов на ОПС регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее — Закон N 167-ФЗ). Согласно ст. 25 данного Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом органы ПФР имеют право возвращать страховые взносы страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц они уплачены (п. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ). Однако данным Законом не установлен ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов на ОПС страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц они уплачены, ни порядок возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На этом законодательно прописанный порядок регулирования уплаты страховых взносов на ОПС заканчивается. Пенсионный фонд фактически не выполняет роль администратора данного вида поступлений. Вопрос зачета или возврата излишне уплаченных страховых взносов на ОПС законами не урегулирован. А на практике возникают ситуации, когда необходимо вернуть излишне перечисленные, в том числе и по ошибке, суммы страховых взносов.

Руководители организаций или индивидуальные предприниматели часто воспринимают все обязательные платежи как налоги. На самом деле есть налоги, уплачиваемые на основании НК РФ, есть взносы в ФСС, есть страховые взносы в ПФР, есть экологические платежи и т.д. Дело в том, что все они уплачиваются по одним и тем же реквизитам (кроме КБК и статуса), хотя и регулируются разными законами. При этом не раз отмечалось, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не налоги, а индивидуальные возмездные платежи.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС на основании ст. ст. 78 и 79 НК РФ невозможен, так как пенсионные взносы не являются налоговыми платежами и нормы НК РФ к ним неприменимы (Определения КС РФ от 05.02.2004 N 28-О и от 04.03.2004 N 49-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 N 12355/02, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79), хотя Президиум ВАС еще в Постановлении от 05.09.2006 N 4240/06 пришел к выводу, что возврат и зачет пенсионных взносов — прямая обязанность налоговиков. Но Минфин стоял на своем. Его позиция сводилась к следующему: в связи с тем что Законом N 167-ФЗ не определены уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок проведения зачета (возврата), споры по вопросу о зачете (возврате) указанных сумм в настоящее время разрешаются в судебном порядке (Письмо от 29.01.2007 N 03-02-07/1-22). И на вопрос налогоплательщика, обязан ли налоговый орган сообщить о факте переплаты страховых взносов на ОПС, финансисты отвечают, что нормы ст. 78 НК РФ на эти взносы не распространяются (Письмо от 06.10.2008 N 03-02-07/1-389).

В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган должен сообщить о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога налогоплательщику в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды (п. 13 ст. 78 Кодекса). Однако указанной статьей не предусматривалось, что ее правила распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не являются налогом и сбором (Письмо Минфина России от 29.01.2007 N 03-02-07/1-25). Такая ситуация существует уже не первый год и на данный момент законодательного разрешения не получила, что на практике порождает достаточно серьезные проблемы.

Новое в администрировании страховых взносов на ОПС

Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ <1>, внесшим изменения в Бюджетный кодекс РФ, в том числе уточнены бюджетные полномочия главных администраторов и администраторов доходов бюджета. Согласно п. п. 3 и 4 ст. 160.1 БК РФ в новой редакции бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета. Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

<1> "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

В целях регулирования бюджетных правоотношений на основании ст. 6 и п. 2 ст. 20 БК РФ, Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее — Закон N 182-ФЗ) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР.

Во исполнение данных законодательных актов был издан совместный Приказ Минфина России и ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". В соответствии с Правилами осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995, на территориальные органы ФНС возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ по гл. 182 "Федеральная налоговая служба":

  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей;
  • начисление пеней и штрафов;
  • взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
  • принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

Согласно Приложению 2 к данному Приказу Минфина и ФНС в Перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ, полномочия по администрированию которых возлагаются на территориальные органы ФНС, входят страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР, на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховые взносы в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

Таким образом, на основании действующего бюджетного законодательства РФ администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на ОПС, об уплате процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, а также об уточнении соответствующих платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Однако до настоящего времени действующим бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании в РФ не в полной мере урегулирован механизм реализации указанных бюджетных полномочий.

Существенные подвижки в данном вопросе произошли еще тогда, когда Минфин выпустил в свет Письмо от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87. Финансисты снова напомнили, что страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему РФ, не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами. В связи с сохраняющейся неопределенностью федерального законодательства в части регулирования вопросов о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов по ним и уточнении соответствующих платежей разногласия по указанным вопросам в настоящее время разрешаются в судебном порядке. При этом по вопросу вынесения налоговыми органами решений об отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС на сегодняшний день сложилась преимущественно отрицательная для налоговых органов арбитражная практика.

Прорыв был в том, что, учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, Постановления Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 2776/06 и N 4240/06, Определение ВАС РФ от 20.03.2008 N 3722/08, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, финансисты решили, что впредь до внесения необходимых изменений в Закон N 167-ФЗ и бюджетное законодательство РФ в целях дополнительного урегулирования рассмотренных вопросов налоговые органы, являющиеся администраторами доходов бюджета ПФР по страховым взносам на ОПС, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР, вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст.

Обязательное пенсионное страхование

45, ст. ст. 78, 79 Кодекса, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Но сам порядок проведения такого зачета (возврата) определен не был. Так что радость налогоплательщиков была преждевременной. На очередной вопрос налогоплательщиков о возможности проведения зачета (возврата) страховых взносов на ОПС финансисты ответили в Письме от 02.10.2008 N 03-02-07/1-387: в настоящее время Минздравсоцразвития России разрабатывается проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", направленных на урегулирование порядка зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, ФНС России совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации разрабатывается временный порядок осуществления такого зачета (возврата).

Временный порядок зачета (возврата) страховых взносов на ОПС

Относительно немного времени понадобилось финансистам для того, чтобы прописать временный порядок администрирования страховых взносов на ОПС. Минфин совместно с налоговой службой выпустил Письмо, в котором определен механизм проведения зачета и возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС (Письмо от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@ "О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование", действующее до внесения необходимых изменений в Закон N 167-ФЗ, согласованное с Пенсионным фондом).

Под излишне уплаченными суммами понимаются страховые взносы, пени и штрафы на ОПС.

Излишне уплаченные страховые взносы на ОПС по итогам отчетного (расчетного) периода могут быть использованы следующим образом:

  • их можно зачесть в счет предстоящих платежей по страховым взносам на ОПС;
  • ими может быть погашена недоимка по страховым взносам на ОПС за предыдущие отчетные (расчетные) периоды или задолженность по пеням, штрафам;
  • они могут быть возвращены страхователю по решению налогового органа.

Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты страховых взносов на ОПС страхователю в течение десяти рабочих дней со дня обнаружения такого факта (в письменном виде под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения сообщения).

По инициативе страхователя или налогового органа может быть проведена сверка расчетов по страховым взносам на ОПС, которая оформляется актом, подписываемым налоговым органом и страхователем.

Зачет излишне уплаченных страховых взносов на ОПС

Чтобы провести зачет излишне уплаченных страховых платежей в счет будущих платежей или погашения недоимки по страховым взносам на ОПС, пеням или штрафам по ним, необходимо написать в налоговый орган заявление, согласованное с территориальным органом ПФР. Решение о зачете принимается налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления.

Возврат переплаты по страховым взносам на ОПС

Для возврата переплаты по страховым взносам на ОПС необходимо также написать в налоговый орган заявление, которое тоже должно быть согласовано с территориальным органом ПФР. Возврат производится в течение одного месяца со дня получения налоговым органом указанного заявления.

Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на ОПС принимается налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления страхователя. До окончания указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС, оформленное на основании решения налогового органа о ее возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

При наличии недоимки по страховым взносам на ОПС, пеням и штрафам по ним возврат страхователю суммы излишне уплаченных страховых взносов производится только после ее зачета в счет погашения недоимки по страховым взносам на ОПС, задолженности по пеням, штрафам по ним. При наличии у страхователя такой задолженности налоговым органом выносится решение об отказе в осуществлении возврата и страхователю направляется предложение о проведении акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов на ОПС.

Налоговый орган сообщает страхователю о принятом решении о зачете (возврате) или отказе в зачете (возврате) в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения в письменном виде под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения сообщения.

В случае возврата излишне уплаченных страховых взносов на ОПС территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший такой возврат, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных страхователю денежных средств.

Копия решения и копия акта сверки расчетов направляются в ПФР в течение трех рабочих дней.

Хотелось бы обратить внимание, что механизм проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм касается не только страховых взносов на ОПС, но и пеней, штрафов по ним. Порядок начисления и уплаты пеней в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов на ОПС в более поздние по сравнению с установленными сроки предусмотрен ст. 26 Закона N 167-ФЗ. Согласно последним разъяснениям финансистов, представленным в Письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-4, суммы задолженности по пеням, начисленным за несвоевременно уплаченные авансовые платежи по страховым взносам на ОПС, подлежат перерасчету. Также сумма излишне уплаченных пеней по авансовым платежам по страховым взносам на ОПС подлежит в установленном порядке возврату либо по заявлению плательщика зачету в счет предстоящих платежей по этим взносам. Таким образом, временный порядок зачета (возврата) страховых взносов на ОПС применяется и в отношении пеней, штрафов по данным взносам.

Существенной проблемой на пути проведения зачетов и возвратов является то, что заявление в налоговую инспекцию должно быть согласовано с территориальным органом ПФР. Данная процедура в Письме Минфина не прописана, Пенсионным фондом пока не урегулирована. Форма заявления не предусмотрена, поэтому оно пишется в свободной форме. Наиболее реальным представляется следующий вариант: необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР по месту учета для проведения сверки и подтверждения излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС. После проведения сверки с территориальным органом ПФР и получения подписанного акта нужно обратиться с заявлением на осуществление зачета (возврата) в налоговую инспекцию по месту учета. При таком развитии событий шансы на зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на ОПС явно возрастают. Данный механизм не прост, так как на практике вероятны неоднократные хождения между налоговой инспекцией и Пенсионным фондом, но в случае острой необходимости этот вариант более предпочтителен, чем судебный процесс. Зачесть переплату по страховым взносам на ОПС в счет каких-либо других налоговых платежей нельзя, но ее можно вернуть на расчетный счет. Надо сказать, что возврат излишне уплаченных денежных средств (налогов, взносов, сборов и т.д.) из бюджета во все времена был непростым делом.

Данный порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов на ОПС является временным и действует до внесения изменений в Закон N 167-ФЗ. В заключении на проект Закона N 182-ФЗ было высказано мнение, что отсутствие ряда законодательных и нормативных актов, а также имеющиеся недостатки правового регулирования препятствуют реализации основных целей пенсионной реформы. Законодательство не позволяет эффективно администрировать страховые взносы на ОПС. Контроль за уплатой данных взносов возложен на налоговые органы, а взыскание соответствующей недоимки и пеней осуществляется органами ПФР. В связи с чем было обращено внимание в том числе на необходимость разработки и принятия нормативных правовых актов в части возложения функций контроля за уплатой страховых взносов на ОПС и взыскания недоимки и пеней по указанным платежам на один администрирующий орган (Письмо Счетной палаты РФ от 25.05.2007 N 01-829/14-01). Будем ждать изменений в Законе N 167-ФЗ, в соответствии с которыми будет утвержден один администрирующий орган по страховым взносам на ОПС, что облегчит жизнь плательщикам данных взносов.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Налоговая проверка"

Страховые взносы на ОПС: что это? Уплата страховых взносов на ОПС :

На сегодняшний день любой работающий человек расчитывает на получение достойной пенсии. Для того чтобы ее получить, необходимо официально работать и платить налоги. Каждый гражданин нашей страны слышал такой термин, как страховые взносы на ОПС. Что это такое?

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

На протяжении всей своей жизни мы работаем и отчисляем часть своей заработной платы в Пенсионный фонд. Из этих отчислений формируется пенсия людей преклонного возраста, вышедших на заслуженный отдых по выслуге лет, а также людей с ограниченным физическими возможностями. Таким образом, страховые взносы ОПС, что это такое, будет более подробно рассмотрено далее, являются гарантией нашей безбедной старости.

Общая информация

Государство имеет перед своим народом определенные социальные обязательства, на выполнение которых ему необходимы финансовые средства. Однако невозможно просто взять и напечатать деньги, поскольку Центральный банк может печатать рубли только за счет эмиссии иностранных валют. Таким образом, чтобы платить заработные платы государственным служащим, стипендии, пенсии и производить различные социальные выплаты, работодатели отчисляют определенный процент от заработной платы наемного персонала в государственный бюджет.

При этом для каждой категории расходов формируется свой фонд, который формирует бюджет и отвечает за выполнение социальных обязательств. Страховые взносы ОПС, что это такое уже было рассмотрено ранее, отчисляются в Пенсионный фонд.Страховые пенсионные взносы, на базе которых создаетсяпенсионный бюджет , отчисляются работодателямив процентном отношениик заработной плате наемного сотрудника, но при всем этом не отнимаются от нее, а считаются отдельной статьей расходов страховщика.

Основные принципы ОПС

ОПС – это система, созданная государством с целью компенсации гражданам, вышедшим на пенсию, части потерянного дохода. Эти граждане относятся к категории застрахованных лиц.

Принципы функционирования ОПС основаны на индивидуальном учете трудовой деятельности каждого гражданина, что позволяет государству:

  • вести учет страховых поступлений на лицевой счет каждого гражданина;
  • осуществлять мониторинг трудоустройства гражданина и продолжительность работы на нем;
  • определять количество пенсионных баллов, на основании которых и рассчитывается размер заслуженной пенсии.

Страховые выплаты производятся всем гражданам, которые вышли на пенсию в результате достижения пенсионного возраста, приобретения инвалидности или утраты кормильца.

Структура ОПС

Чтобы полностью понимать, как устроена пенсионная система, необходимо иметь представление о структуре ОПС.

С заработной платы каждого официально устроенного работника отчисляются следующие страховые выплаты:

  • Страховые взносы на ОПС, что это и зачем мы уже разобрали, – 22% в случае, если размер годовых отчислений не превышает установленный лимит. В противном случае, размер отчислений снижается до 10%.
  • Страховые отчисления в связи инвалидности и материнства – 2,9% до момента достижения установленной максимальной величины, после чего сборы прекращают взыматься.
  • Сборы на ОМС — 5,1%.
  • Отчисления на случай получения травм на производстве — от 0,2 до 8,5 процента. При этом размер страхового взноса в ОПС зависит от рода деятельности.

При этом важно понимать, что, согласно действующему законодательству, данная тарификация будет действовать до конца 2019 года, после чего размер отчислений будет увеличен.

Как происходит формирование Пенсионного фонда

Формирование и расчет Пенсионного фонда имеет некоторые особенности. В текущем году размер страховых отчислений с одного сотрудника на предприятии достигал размера 876 000 рублей, а размер отчисления, превышающего этот лимит, изменялся с 22 до 10 процентов.

Лимит страхования на случай получения травмы и временной потери работоспособности, а также материнства составляет 755 000 рублей, однако при его достижении отчисления прекращаются. Помимо этого, он может быть понижен за счет выплаченных больничных и декретных.

Расчет объема страхового отчисления осуществляется в момент утверждения и начисления заработной платы, а их отчисления происходят ежемесячно. Отчеты в налоговую сдаются поквартально. Передача документов для компаний со штатом сотрудников более 25 человек осуществляется только в электронном виде, а для компаний, в которых меньше наемных работников, доступен бумажный вариант сдачи.

Какие категории граждан обязаны оплачивать страховые взносы

Согласно российскому законодательству, страховые взносы обязаны оплачивать:

  • Граждане, совершающие выплаты другим лицам.
  • Компании, в штате которых числится хотя бы 1 наемный сотрудник.
  • ИП.
  • Физические лица, не попадающие под категорию ИП.
  • Самозанятое население.

На представителей различных категорий налогоплательщиков накладывается обязательство отчислять страховые взносы по каждой категории ОПС.

В 2016 году вступил в силу закон, согласно которому, самозанятое население определяется в отдельную категорию налогоплательщиков, обязанных отчислять страховые взносы на ОПС, что это и зачем, мы уже рассмотрели, в фиксированном размере.

Как происходит процедура уплаты страховых отчислений

Согласно Налоговому кодексу РФ, страховые взносы на ОПС должны перечисляться 15 числа каждого месяца. Если 15 попадает на праздничный или выходной день, то крайняя точка для оплаты взносов переносится на первый рабочий день. Если по какой-либо причине компания или индивидуальный

предприниматель не успели вовремя перечислить страховой взнос, то с них он будет взыскан принудительно регулирующим органом.

Налоговая база формируется следующим образом:

  • основной тариф – 22%;
  • дополнительный тариф – 10%; начисляется в случае превышения установленного лимита;
  • взносы на ОМС – 5,1%.

Стоит отметить, что предельный размер страховой базы, с которого необходимо уплачивать страховые сборы, составляет 796 тысяч рублей.

Порядок начисления страховых взносов

База ОПС определяется для каждого сотрудника отдельно. Взносы должны выплачиваться с момента начала расчетного периода по окончании трудового месяца. При этом размер отчислений является для всех одинаковым, независимо от условий труда. На работников, которые работают на опасном или вредном производстве, никакие льготы не распространяются.

Ведение учета по страховым взносам осуществляется отдельно по каждому виду страхования. Для каждого взноса используется расчетный документ, в котором указывается казначейский счет и КБК. Страховые взносы на ОПС оплачиваются в банке. Если в населенном пункте нет банка, то перечисление страховых взносов может осуществляться через кассу местной администрации или по почте. При этом взносы уплачиваются в полном объеме, без разделения на страховую и накопительную части.

Дополнительные взносы на ОПС

Согласно изменениям в законодательстве, уплата страховых взносов на ОПС для работников, условия труда которых сопряжены с пагубным или негативным воздействием окружающей среды или прочих факторов, осуществляется по дополнительным тарифам.

Данные меры со стороны государства были приняты для того, чтобы:

  • обеспечить более безопасные условия труда для рабочих;
  • установить определенный класс условий труда, с целью обеспечения гарантий и выплаты компенсаций соответствующего объема.

Страховые взносы ОПС и ОМС в данном случае рассчитываются, исходя из результатов, полученных во время проведения специальной оценки условий труда.

При расчете действуют следующие правила:

  • Если спецоценка была проведена, то размер дополнительного взноса устанавливается, исходя из класса опасности, с которым связано производство. Чем выше он будет, тем большего размера будут страховые взносы.
  • Если оценка не проводилась, то базовый тариф равен 9% для Списка 1 и 6% — для всех других списков.

Оценка условий труда должна выполняться работодателем как минимум один раз в 5 лет, а ее проведением должно заниматься руководство предприятия.

Тарифы на ОПС пониженного размера

Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере распространяются на всех налогоплательщиков, за исключением нескольких категорий.

Таблица 1. Пониженные тарифы применяются

Размер взноса

Категория налогоплательщиков

20,00%

Для ИП, работающих по патентной системе налогообложения.

Для компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих по УСН.

Организации, деятельность которых связана с фармакологической сферой.

Организации, работающие в области науки, культуры и здравоохранения и использующие УСН.

Компании, занимающиеся благотворительной деятельностью.

14,00%

Участники проекта «Сколково».

8,00%

Компании и ИП, осуществляющие свою деятельность в особых экономических зонах.

Компании, работающие в области информационных технологий.

Организации, основанные научными учреждениями.

6,00%

Страхователи, работающие в Крыму и Севастополе, а также в зонах с опережающей развитие экономикой.

Компании и ИП, зарегистрированные в свободном порту Владивостока.

Страховые взносы на выплату ОПС могут быть отменены в случае достижения перечисленными в таблице категорий налогоплательщиками лимита взносооблагаемой базы.

Освобождение от уплаты взносов на ОПС

Представители малого бизнеса, зарегистрированные как ИП и уплачивающие страховые взносы за себя, могут быть освобождены от налогов за периоды, в которые они не осуществляли никакой предпринимательской деятельности. Здесь стоит отметить, что возможность получения налоговых льгот доступна не только самозанятому населению, но и представителям других категорий налогоплательщиков.

Законными основаниями, которые предоставляют возможность отменить страховые взносы на ОПС, уплачиваемые в ИФНС, являются:

  1. Прохождение срочной воинской службы.
  2. Уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет.
  3. Уход за лицом с ограниченными физическими способностями или за пожилым человеком, возрастом от 80 лет.
  4. Проживание с военнослужащим на протяжении пяти лет, если по месту пребывания нет возможности трудоустройства.
  5. Пребывание на протяжении 5 лет за границей с супругом, работающим в дипломатическом представительстве и пребывающим на территории другой страны по долгу службы.

Стоит отметить, что во всех перечисленных случаях, периоды засчитываются в трудовой стаж наравне с обычными, когда взносы на ОПС отчислялись в пенсионный фонд.

Действующая тарификация для ИП, не имеющих наемного персонала

Индивидуальные предприниматели, которые работают без привлечения наемного труда и получают доход от своей деятельности, также относятся к категории налогоплательщиков, однако для них действует другая тарификация.

Расчет объема взноса осуществляется на основании годового дохода и составляет:

  • Если годовой доход менее 300 тысяч рублей, то взнос является фиксированным и составляет 26%.
  • Если годовой доход превышает установленный лимит, то ИП должны отчислять взносы в размере 27%.

Данная тарификация действует для всех индивидуальных предпринимателей, за исключением категорий, попадающих под государственные льготы.

Category: Банки

Similar articles:

Как не платить взносы в фонд капремонта и можно ли собственнику отказаться от капитального ремонта многоквартирного дома?

Страховые взносы ИП в 2017 году за себя

К каким расходам организации следует отнести страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?

Как оплатить фиксированные взносы ИП за себя в 2018 году?

Что такое страховые взносы?

Обязательное пенсионное страхование — страховые взносы, что это такое, сумма взносов, в 2018 году, государственное страхование

Лайк   0   114

О своем будущем необходимо задумываться уже сейчас. Даже если до пенсии еще далеко, ее размер зависит от отчислений в пенсионный фонд (ПФ), которые производятся уже сегодня работодателем. Итак, что такое ОПС и нюансы, связанные с ним, расскажем ниже.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

А также с акцентируем внимание на важных моментах данной реформы.

Что это?

Страховые взносы ОПС – это платежи, формирующие пенсионный фонд, гарантирующие каждому трудящемуся право на получение пенсионных выплат по достижению ним соответствующего возраста.

Сумма взноса рассчитывается по каждому сотруднику отдельно и зависит от размера зарплаты. Обратите внимание, что обязательность страховых взносов закреплена на государственном уровне.

Работодатели выплачивают их в принудительном порядке, а если платеж не поступает на счет ПФ своевременно – работодателя ждут штрафные санкции.

Условия

В РФ уже 15 лет как действует система ОПС. Такой подход применяется сегодня для формирования пенсий для большинства работающих граждан России.

Фундамент будущей пенсии – страховые перечисления, которые уплачиваются компанией-работодателем в ПФ по каждому работнику. Размер такого взноса составляет – 22% от зарплаты.

Индивидуальный тариф страхового взноса на ОПС учитывается на персональном лицевом счете застрахованного гражданина, который можно получить в ПФ при оформлении на работу либо обратившись самостоятельно в территориальный пенсионный фонд.

Как уже выше было сказано, СНИЛС оформляется работодателем при заключении трудового договора либо при личном обращении гражданина в ПФ.

Если документ оформляется работодателем, то у него есть две недели, в течение которых он обязан обратиться в РФ с анкетой работника.

Изготавливается свидетельство ОПС и СНИЛС не более трех недель. После этого, ПФ передает документы работодателю, а тот – сотруднику.

Если СНИЛС – зеленая пластиковая карта – утеряна, ее можно восстановить, написав заявление в отделе кадров, либо обратившись лично в ПФ. Дубликат изготавливается один месяц.

Где выдается?

Работодатели – фундаментальные участники пенсионной системы РФ. Страховые взносы, перечисляемые компаниями — это будущие пенсии их сотрудников.

В свою очередь ПФ, в который и поступают платежи, является администратором взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Размеры перечислений основных категорий плательщиков на 2018 год указаны в таблице ниже:

Категория Процент от зарплаты
Имеющие права на льготы 22%
Не имеющие права на льготы 10%

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы – платежи, перечисляемые в обязательном порядке в бюджет ПФ. Конечной целью данных платежей является получение пенсий по ОПС.

Страховые взносы за граждан РФ, работающих по найму, уплачивает работодатель не позднее 15 числа. ИП, нотариусы, адвокаты взносы перечисляют в фиксированном размере.

Работодатели перечисляют ежемесячно в пенсионный фонд – 22% от зарплаты каждого сотрудника. Далее взносы переводятся в баллы и формируют будущую пенсию.

Государственное пенсионное страхование

Сегодня в РФ можно выделить три вида пенсионного обеспечения:

  1. Государственное – выплаты производятся за счет бюджета. Такой вид пенсии назначается госслужащим, в том числе военным, сотрудникам силовых ведомств, космонавтам, пострадавшим в результате радиационной или техногенной катастрофы, а также их семьям, нетрудоспособным гражданам, которые не имеют права на трудовую пенсию.
  2. Обязательное – выплачивается за счет страховых взносов и включает в себя трудовую пенсию по старости, состоящую из страховой и накопительной части. На такой вид пенсии имеют право только лица, зарегистрированные в системе ОПС.
  3. Негосударственное – пенсии, которые выплачиваются на основании договоров с негосударственными ПФ и финансируемые за счет работодателей, сотрудников, а также инвестирования.

Закон

Порядок начисления и перечисления взносов в

ПФ на обязательное ПС предусмотрен рядом законов и других нормативных документов.

На сегодняшний день данный вопрос регламентирован:

  • Конституцией РФ;
  • Трудовым кодексом РФ;
  • Налоговым кодексом РФ;
  • ФЗ №212.

Бюджет пенсионного фонда ежегодно формируется на основании специального закона. Деятельность ПФ регламентируется постановлением правительства РФ.

Каждый работодатель обязан за счет своих средств переводить в территориальный ПФ страховой взнос – 22% от зарплаты сотрудника.

Многие до сих пор задают один и тот же вопрос, как распределяется этот процент между накопительной и страховой пенсией. До 2014 года распределение было таким: накопительная – 6% и страховая – 16%.

С 2014 года накопительная пенсия – «заморожена», и весь взнос, который составляет 22%, вносится на счет страховой пенсии.

Обратите внимание, что физическое лицо имеет право на управление накопительной пенсией и может ее перевести в негосударственный пенсионный фонд.

Получить консультацию как это сделать, можно обратившись лично в ПФ либо изучить информацию на официальном сайте ПФ.

Сумма взносов

Уплачивать взносы на ОПС и ОМС необходимо ежемесячно, не позднее 15 числа.

Размер взносов в 2018 году такой:

  • основной тариф на ОПС – 22% от суммы зарплаты;
  • +10% — в случае если величина базы больше, чем установленная величина;
  • медицинское страхование – 5,1%.

Обратите внимание, что в настоящее время 796 тысяч – это предельная величина, по который взимается страховой взнос.

С 2002 года пенсия у всех работающих граждан страны формируется по новому принципу.

Каждый занятый гражданин должен зарегистрироваться в ОПС. Данная система обязывает каждого работодателя уплачивать в пенсионный фонд обязательные отчисления по каждому сотруднику.

В настоящее время тариф по взносу составляет – 22% от заработной платы.

Страховые взносы, поступившие в ПФ, учитываются на персональном лицевом счете каждого гражданина.

В последствие страховые взносы переводятся в специальные баллы. Размер будущей пенсии зависит от количества баллов, трудового стажа.

Список документов

Оформить свидетельство ОПС и получить «зеленую карточку» СНИЛС необходимо в ПФ. Для этого необходимо заполнить заявление и предоставить гражданский паспорт.

Лицам, которым не исполнилось 14 лет, в ПФ необходимо явиться с одним из родителей с свидетельством о рождении.

Если физическому лицу уже исполнилось 14 лет, обращаться в ПФ фонд можно самостоятельно.

Обращаем внимание, что при поступлении на работу, работодатель должен самостоятельно в течение 2 недель подать заявление на включение в систему ОПС своего сотрудника и получения свидетельства ОПС и СНИЛС.

Требования к получателям

Законодательством четко определены плательщики страхового взноса:

  • лицо, которое производит выплату или любые другие вознаграждения гражданам;
  • организация;
  • ИП;
  • физическое лицо, которое не является ИП;
  • нотариус и др.

Помните, что в случае если плательщик относится к нескольким категориям, страховые взносы уплачиваются по каждому.

Сроки

Перечисление обязательных страховых взносов производится за предыдущий месяц не позднее 15 числа.

Если на конечную дату выпадает выходной, либо нерабочий день, платеж должен поступить в ближайший рабочий день.

Обратите внимание, что если работодатель начислил, но не перечислил взнос в указанный законодательством срок, то платеж признается недоимкой и подлежит незамедлительному взысканию.

Плюсы и минусы

С 2002 года формирование и отчисление в ПФ происходит по новым правилам. Уже на протяжении 15 лет, каждый гражданин РФ обязан зарегистрироваться в ПФ и получить свидетельство ОПС и СНИЛС.

На личном счете каждого гражданина РФ учитываются взносы, страховой стаж.

В будущем, когда наступает страховой случай или достигается возраст, по достижению которого гражданин имеет право выходить на пенсию, ПФ оперативно начисляет пенсию, а в случае необходимости производит перерасчет.

Так как вся необходимая информация аккумулируется на личном счете каждого зарегистрированного.

Category: Страхование

Similar articles:

Страховые компании, которые продают электронное ОСАГО

Страховые компании

Страховые взносы в налоговой декларации и налоговых регистрах

Какие страховые компании выдают полис ОСАГО онлайн в 2018 году

Страховые отказываются страховать автомобиль!