Структура бухгалтерского баланса

Вопрос № 31. Бухгалтерский баланс предприятия: структура, порядок составления.

Бухгалтерский баланс(ББ) – отчет об имущественном и финансовом положении предприятия, представляющий информацию о наличии на конец каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) ее активов, обязательств и результатов деятельности.

ББ – способ обобщения и группировки активов и пассивов предприятия и источников их образования на определенную дату.

ББ является важнейшим источником информации. По его сведениям собственники и административно-управленческий персонал определяют финансовое положение предприятия, динамику изменения капитала. Интерпретируя данные ББ, заинтересованные пользователи осуществляют анализ и оценку ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности предприятия, наращивания ее собственного капитала.

Может иметь форму двусторонней таблицы: одна сторона – активы, то есть требования и вложения (экономические ресурсы); вторая –пассивы, то есть обязательства и капитал (источники формирования ресурсов). В типовой форме ББ разделы и статьи пассива баланса размещены вслед за его активом.

Так как слово «баланс» (от французского balance– весы) это количественное соотношение, состоящее из двух частей, которые должны быть равны друг другу, то основное свойство отчета в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принципдвойной записи(способ отражения хозяйственных операций, на счетах, при котором сумму каждой операции записывают на двух взаимосвязанных счетах – по дебету одного и кредиту другого счета) и вытекает из сущности балансового обобщения, при котором стоимость имущества сопоставляется с обязательствами предприятия. Общий итог называетсявалютойбаланса.

Все статьи актива и пассива баланса, исходя из их экономической однородности, сведены в определенные разделы баланса.

Актив балансасодержит два раздела:

I Внеоборотные активы. В разделе представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта. Остатки по следующим статьям:

нематериальные активы(исключительные, имущественные права)

основные средства

незавершенное строительство

доходные вложения в материальные ценности

долгосрочные финансовые вложения (паи и акции, долговые ценные бумаги и предоставленные займы долгосрочные, резервы под обесценивание акций)

отложенные финансовые активы (отложенные налоговые активы)

прочие внеоборотные активы (строка временно не заполняется)

II Оборотные активы.Отражаются не текущие активы несколькими группами.

запасы. Оборотные активы сферы производства:

— сырье, материалы и другие аналогичные ценности

— животные на выращивании и откорме

— затраты в незавершенном производстве

— готовая продукция и товары для перепродажи

— товарная наценка

— товары отгруженные

— расходы будущих периодов

— прочие запасы и затраты

налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)

краткосрочные финансовые вложения

денежные средства

прочие оборотные активы

Пассив балансасостоит из трех разделов:

III Капитал и резервы. Раздел представлен собственным капиталом предприятия (самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества)

уставной капитал

подстрока — собственные акции, выкупленные у акционеров

добавочный капитал

резервный капитал

— резервы образованные в соответствии с законодательством

— резервы образованные в соответствии с учредительными документами

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

IV Долгосрочные обязательства.Строка характеризует задолженность перед банками (другими организациями) по кредитам и займам, полученным на срок более одного года.

займы и кредиты

отложенные налоговые обязательства

прочие налоговые обязательства (строка временно не заполняется)

V Краткосрочные обязательства.Срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты.

займы и кредиты

кредиторская задолженность

— поставщики и подрядчики

— задолженность перед персоналом

— задолженность перед государственными внебюджетными фондами

— задолженность по налогам и сборам

— прочие кредиторы

задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

доходы будущих периодов

резервы предстоящих расходов

прочие краткосрочные обязательства (строка временно не заполняется)

В зависимости от назначения, содержания и порядкасоставления различают несколько видов балансов.

Вступительный баланс(начальный) это первый баланс, составляемый на дату регистрации предприятия. Актив этого баланса характеризует состав имущества хозяйствующего субъекта, с которым начинается его вступительная деятельность, а в пассиве – источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющихся ресурсов предприятия.

Текущие балансы(Сальдовый баланс)формируют в течении всего срока существования предприятия, характеризует в денежной оценке активы хозяйства и источники их образования по состоянию на определенную дату. При этом ББ на начало года называют начальным балансом, на конец каждого месяца – промежуточным, а на конец года – заключительным (годовым) балансом. Баланс составляется бухгалтерией предприятия на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией активов), путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланспомимо остатков активов и источников их образования на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.

Ликвидационный баланспредназначен для характеристики имущественного состояния предприятия на отчетную дату прекращения ее деятельности как юридического лица.

Разделительный балансформируют в процессе деления предприятия.

Передаточный баланссоставляют при передаче структурных подразделений из одного предприятия другому.

Объединительный баланссоставляют в процессе объединения нескольких предприятий или присоединения к предприятию структурных подразделений других предприятий.

Предварительный балансразрабатывается заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. Основой для составления такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активов и пассивов на момент его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода. Предварительный баланс позволяет заранее установить финансовое положение предприятия в конце отчетного периода.

Индивидуальный балансотражает имущественное финансовое положение одного предприятия, выступающего в качестве самостоятельного юридического лица.

Сводный (консолидированный) балансхарактеризует имущественное финансовое положение группы хозяйствующих субъектов.

1.1. Баланс, его структура и основные понятия

Настоящая заметка написана в рамках курса для магистров «Современный управленческий учет».

В бизнесе существует три основных финансовых документа, из которых менеджеры черпают данные для дальнейшего анализа: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Основные отчеты компании не являются независимыми, а тесно связаны между собой, образуя единую систему отчетности (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь трех основных бухгалтерских отчетов.

Скачать заметку в формате Word, примеры в формате Excel

Баланс – моментальный снимок состояния активов, которые используются в компании, и капитала, за счет которого созданы эти активы. Баланс – экономическое воплощение закона сохранения энергии: активы не берутся ниоткуда, они возникают за счет увеличения капитала. Рассматривайте пассивы как источники поступления капитала, а активы – как использование капитала. Две стороны в балансе – это всего лишь два разных аспекта отражения одной и той же денежной суммы, т.е. информация о том, откуда деньги пришли в компанию и куда они ушли (рис. 2). В дальнейшем мы очень часто будет использовать это свойство баланса – равенство активов и пассивов.

Рис. 2. Баланс, как информация об источниках поступления и направлениях использования капитала

Активы (рис. 3) подразделяют на внеоборотные (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотные (товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства на счете и в кассе, прочие). Капитал разделяют на собственный (в российских реалиях это, как правило, уставный капитал + накопленная за годы работы компании прибыль), долгосрочные обязательства (займы, взятые на срок более года), краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность; краткосрочные займы; прочие, например, начисленные, но не выплаченные, налоги, дивиденды, заработная плата).

Рис. 3. Структура баланса.

Совокупные активы = внеоборотные активы + оборотные активы; СА = ВА + ОА (1000 = 600 + 400) или по правой части баланса: совокупные активы = капитал = собственный капитал + долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства; СА = СК + ДО + КО (1000 = 400 + 300 + 300)

Инвестированный капитал = внеоборотные активы + оборотные активы – краткосрочные обязательства; ИК = ВА + ОА – КО (700 = 600 + 400 – 300) или по правой части: инвестированный капитал = собственный капитал + долгосрочные обязательства; ИК = СК + ДО (700 = 400 + 300)

Собственный капитал = уставный капитал + накопленная прибыль, или через левую часть баланса: собственный капитал = внеоборотные активы + оборотные активы – долгосрочные обязательства – краткосрочные обязательства; СК = ВА + ОА – КО – ДО (400 = 600 + 400 – 300 – 300). Первая формула используется бухгалтерией. Вторая – отражает суть: из совокупных активов вычесть все внешние обязательства (рис. 4). Собственный капитал иногда называют акционерным капиталом, а также нетто-величиной капитала.

Рис. 4. Соотношение совокупного, инвестированного и нетто-величины капитала.

Важно. Степень достоверности показателя собственного капитала полностью зависит от достоверности определения активов.

Оборотный капитал = оборотные активы – краткосрочные обязательства; ОК = ОА – КО (100 = 400 – 300). Ликвидность – степень доступности денежных средств. Богатство и ликвидность – не одно и то же. Если богатство представлено активами, которые трудно в течение короткого времени перевести в денежные средства, богатство будет высоким, а ликвидность – низкой. Другое определение: оборотный капитал = собственный капитал + долгосрочные обязательства – внеоборотные активы; ОК = СК + ДО – ВА (100 = 400 + 300 – 600). Когда бизнес только возникает в него вливается долгосрочный капитал, который тратится на основные средства (ВА), но часть должна остаться для обеспечения операционных потребностей. По мере роста бизнеса оборотный капитал также растет; его финансирование осуществляется за счет долгосрочных источников (например, за счет нераспределенной прибыли). При составлении бизнес-планов типичной ошибкой является неучет потребностей в оборотном капитале.

Баланс редко составляют в рамках управленческого учета. На мой взгляд, это связано с молодостью российского рынка. Начинающие бизнесмены основной упор делают на движение денежных средств, стремясь, чтобы их поток был положительным. «Оседлав» кэш, начинают задумываться об управленческом отчете о прибылях и убытках. Вершиной же финансового менеджмента является анализ активов (рис. 5).

Рис. 5. Иерархия финансовых инструментов российского менеджмента

В силу сказанного российские менеджеры, как правило, плохо разбираются в балансе, и не умеют ни составлять его, ни «читать»… В бухгалтерском же учете баланс является основным документом. Бухгалтеры очень хорошо умеют составлять баланс, и понимают его важность. К сожалению, эти различия приводят к тому, что менеджеры и бухгалтеры говорят на разных языках, что еще больше укрепляет менеджеров в их пренебрежительном отношении к балансу.

В современной практике баланс изображают не в горизонтальном виде (активы слева, а капитал справа), а в вертикальном – наверху активы, внизу капитал. Рассмотрим типичный баланс средней по размеру компании, занимающейся оптовой торговлей (рис. 6).

Рис. 6. Пример бухгалтерского баланса оптовой торговой компании

Представим этот баланс в управленческой форме, более удобной для анализа (рис. 7).

Рис. 7. Упрощенная форма баланса (все цифры в тыс. руб.)

Прежде, чем читать дальше, изучите цифры баланса. Что можете сказать о работе компании в 2010-м году по сравнению с 2009-м?

Обратите внимание на:

  • равенство активов и пассивов;
  • значительный рост валюты баланса, что характеризует рост объемов бизнеса;
  • «нехороший» рост складских запасов и объема счетов поставщиков к оплате;
  • появление краткосрочного займа; видимо, компания не смогла обеспечить обслуживание возросшего оборотного капитала из собственных средств;
  • довольно большой объем нераспределенной прибыли, увеличивший собственный капитал акционеров в 2010-м году;
  • значительный рост прочей кредиторской задолженности; скорее всего, это неотгруженная продукция по поступившим авансовым платежам…
  • дебиторская задолженность в 2010-м году значительно ниже, чем объем счетов к оплате; это означает, что компания не сможет расплатиться с поставщиками, пока не продаст значительную часть складских запасов.

Интересно? Вот, как много информации можно почерпнуть из баланса. В следующих разделах мы подробнее остановимся на анализе финансово-хозяйственной деятельности компаний на основе баланса и отчета о прибылях и убытках.

См. также:

  1. Основы корпоративных финансов
    1. Баланс, его структура и основные понятия
    2. Отчет о прибылях и убытках
    3. Основные финансовые показатели
    4. Эффект финансового рычага, сбалансированный рост
  2. Классический и неоклассический учет затрат
    1. Поведение затрат при изменении объемов деятельности
    2. Анализ безубыточности
    3. Использование анализа затрат для принятия управленческих решений
    4. Калькулирование себестоимости
    5. Метод АВС: попроцессное калькулирование затрат

Валюта баланса – сумма (итог) по всем составляющим счетам баланса. Эта сумма должна быть одинакова по активу и по пассиву баланса.