Структура налоговой системы РФ

Главная » Налоги » Федеральный уровень налогов

Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Состав и структура: Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организаций, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина).

Региональные налоги (Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог).

Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).

Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН).

Налоговая система Российской Федерации

Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 2790; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Вопрос 1. Понятие налоговой системы РФ. Принципы ее организации.

Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Отсутствие собственного опыта в области налогообложения и необходимость формировать налоговую систему с нуля привели к тому, что она создавалась методом проб и ошибок, часто путем механического перенесения некоторых черт современных западных налоговых систем на российскую почву без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа развития национального хозяйства. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

В конце 1991 г.был принят, а в 1992 г. введен в действие Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ”, который определил основные принципы новой, коренным образом отличной от системы платежей в бюджет советского периода, налоговой системы. В 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была сделана попытка создать налоговую систему, отвечавшую требованиям рыночной экономики. Данный закон являлся базовым документом в сфере налогообложения вплоть до 1999 г. С 1 января 1999 г. была принята государственной думой и введена Часть 1 Налогового Кодекса РФ, документ регламентирующий концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы России . C 5 августа 2000 г.была принята и вступила в действие с 1 января 2001 г. Часть 2 Налогового кодекса , которая раскрывает систему налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизами, подоходным налогом с физических лиц, единым социальным налогом, налога на прибыль организаций. В результате принятия Налогового кодекса , который на сегодняшний день является основным законодательным актом о налогах , снижено общее количество налогов, вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов установлено 28 видов налогов и сборов.

Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств. Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Бюджетное устройство РФ , как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании- это отчисления от федеральных налогов. Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы РФ. Налоговая система РФ дополняется системой целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них- это Государственный пенсионный фонд. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

Налоговая система РФ её уровни

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Введение в НК РФ установило закрытый перечень региональных и местных налогов. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги — роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

В соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство РФ , Министерство финансов РФ , Федеральная налоговая служба , органы исполнительной власти субъектов РФ , исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам , связанным с налогообложением и со сборами , которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах ( утверждают формы налоговых деклараций ,налоговых расчетов и т.д.).

Порядок взимания таможенных платежей устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле , что является отдельной отраслью права , а в случаях , оговоренных НК РФ , и Налоговым Кодексом.

Согласно ст.7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные налоговым законодательством РФ , то применяются правила и нормы международного договора.

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов , а также совокупность принципов, способов , форм и методов взимания.

Налоговая система РФ –основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

В современных условиях в РФ Налоговый Кодекс( ст.

3 ) устанавливает принципы налоговой системы РФ :

1) Принцип законности — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
2) Принцип всеобщности и равенства — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

3) Принцип экономической обоснованности— налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
4) Принцип единства экономического пространства РФ —не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5) Принцип понятности — при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
6) Принцип соразмерности— при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Налоговый Кодекс РФ (ст.1) устанавливает основные элементы налоговой системы РФ:

1. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

2. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
3. Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с НК РФ.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

6. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.