Таблица по налогам

Функции налогов. Классификация налогов

Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях.

Функция налогаэто проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция позволяет охарактеризовать налоги, их особенности, как экономического инструмента. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в более узких рамках.

Первой функцией налогов является фискальная. Посредством фискальной функции формируются финансовые ресурсы государства.

Вторая функция налогов – контрольная. Она позволяет количественно оценить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Третья функция налогов – регулирующая. Она призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов и состоит из подфункций. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д. Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Четвертая функция налогов – социальная. Она проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Кроме того, она имеет поощрительный характер, что выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам ВОВ и боевых действий, фермерам, инвалидам, пострадавшим от радиации и т.д.).

Классификация налоговможет быть проведена по нескольким различным основаниям: признаку перелагаемости, характеру взимания налоговых ставок, объекту и субъекту обложения, периодичности взимания, уровню взимания, в зависимости от источника платежа (рис. 18).

По признаку перелагаемости выделяются две основные группы налогов: прямые и косвенные.

В современной интерпретации прямые налоги— это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К ним относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, поимущественные налоги, налог на наследование или дарение, ресурсные платежи и др.

Рис. 18. Классификация налогов по различным основаниям

Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальные— это налоги на отдельные объекты имущества и предполагаемый средний доход лица.

Классификация налогов по методу установления

Личные— это налоги, облагающие действительно полученный доход (прибыль) физическими или юридическими лицами. Еще прямые налоги можно назвать налогами на присвоение и накопление материальных благ.

Косвенные— это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых. Изменяя количество и ставки налогов, государство осуществляет свою экономическую политику в области регулирования процессов накопления капитала, совершенствования структуры производимого ВВП и стимулирования развития тех или иных видов деятельности. Поскольку основная часть косвенных налогов, уплачиваемых юридическими лицами, включается в цену производимых товаров и услуг (акцизы, НДС и др.), в конечном итоге они оплачиваются потребителями, т.е. физическими лицами. Поэтому косвенные налоги называют еще налогами на потребление.

По характеру взимания налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.

Прогрессивный налог— такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода.

Используются два способа прогрессивного обложения. При первом (простая прогрессия) возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения. Второй способ (сложная прогрессия) предусматривает разделение доходов на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке. В этом случае повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося дохода, а лишь для части, превышающей предыдущую ступень.

К наиболее типичным прогрессивным налогам относится личный подоходный налог, взимаемый с граждан в большинстве стран мира. Макси­мальная ставка этого налога в развитых странах колеблется от 30 до 70%, минимальная составляет 12-15%.

В нашей стране к прогрессивным налогам относится налог на дарение или наследование, который взимается по сложной прогрессии.

Регрессивный налог— такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Например, государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судебных инстанциях, берется в убывающем размере (с 5 до 1%) в зависимости от степени повышения искового заявления имущественного характера. Регрессивным, взимаемым по сложной регрессии, является единый социальный налог.

Пропорциональный налог— такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода. К пропорциональным налогам относятся большая часть налогов, взимаемых в РФ.

К налогам, установленным в твердой форме, относятся, в частности, сбор за пользование объектами животного мира, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

По субъектам (плательщикам)налоги подразделяютсянаналоги с организаций, налоги с физических лиц и налоги общие для организаций и физических лиц. Во все группы входят налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй – налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других. Группа налогов, общих для юридических и физических лиц, регулируется общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

С помощью налогов и сборов с населения государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике. К числу основных функций данной категории налогов относится обеспечение социальной справедливости в перераспределении доходов населения.

Классификация налогов по объекту обложенияобразует пять групп:

· налоги на имущество (на имущество предприятий и физических лиц, транспортный налог, на наследование или дарение);

· ресурсные налоги (земельный, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира);

· налоги на доход или прибыль (налог на доходы физических лиц, на прибыль);

· налоги на действия — хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации (НДС, акцизы, таможенные пошлины, единый социальный налог, налог на игорный бизнес);

· прочие (государственная пошлина).

В соответствии с периодичностью их взимания:

· регулярные (систематические, текущие) – взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, налог на доходы физических лиц и т.д.);

· разовые – взимаются в связи с однократными событиями (налог на наследование или дарение и государственная пошлина).

В зависимости от источника платежа налоги делятся на:

· включаемые в себестоимость (земельный, транспортный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, налог на игорный бизнес);

· уплачиваемые из полученного дохода (на прибыль, на имущество, на доходы физических лиц, на наследование или дарение);

· уплачиваемые из средств покупателя (акцизы, НДС).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст.

Сущность налогов и их функции

53 НК РФ)

Применительно к налогу на прибыль законодатель предусматривает несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода
(ст. 284 НК РФ):

1) доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство (за исключением п. 2,5) – 20%;

2) доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств – 10%;

3) доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая сторона владеет в течение не менее 365 календарных дней не менее чем 50% долей уставного капитала выплачивающей стороны.

4) доходы, полученные в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями (за исключением доходов, указанных в п.3) – 9%;

5) доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями – 15%;

6) доходы в виде дивидендов по государственным и муниципальным ценным бумагам ( за исключением указанных в п. 7 и 8)– 15%;

7) доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам и по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным на срок не менее 3-х дет до 1 января 2007 года;

8) доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам, эмитированным до 20 января 1997 года – 0%;

9) К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность применяется ставка 0 процентов при условии, что организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации,доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы и если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов.

10) Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково, в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанным Федеральным законом имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса и полученной этим участником проекта, не превышает один миллиард рублей.

11) прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с осуществлением им функций, предусмотренных ФЗ «О Центральном банке РФ» – 0%.

12) Иная прибыль – по ставке 20%

Налоговая ставка налога, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена до 13,5 %.

Не ниже указанной ставки должны перечислять налог в бюджет субъекта РФ и организации- резиденты особой экономической зоны от деятельности. осуществляемой на территории особой экономической зоны.

Порядок представления декларации
и сроки уплаты налога в бюджет

Все налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации.

Сроки представления декларации;

— для налогоплательщиков, уплачивающих квартальные авансовые взносы, – 28 апреля, 28 июля и 28 октября;

— для налогоплательщиков, ежемесячно уплачивающих налог исходя из фактической прибыли, – ежемесячно, не позднее 28 числа каждого месяца, следующего за отчетным.

По итогам налогового периода все налогоплательщики представляют декларацию не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи (ст. 286 НК РФ). Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае сумма авансовых платежей определяется исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Следующие организации имеют право уплачивать только квартальные авансовые платежи:

1) у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышает 10 миллионов рублей за каждый квартал;

2) бюджетные учреждения;

3) иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство;

4) некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);

5) другие организации в соответствии со ст. 286 НК РФ.

Российская организация является налоговым агентом по отношению к иностранной организации, которой она выплачивает доход (кроме иностранных организаций, имеющих статус постоянного представительства). Налоговый агент определяет суммы налога по каждой выплате денежных средств.

Особенности уплаты налога на прибыль
обособленными подразделениями

Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ)

Организации, имеющие обособленные подразделения на территории РФ, исчисление и уплату авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям (ст. 288 НК РФ).

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, производится налогоплательщиками по местонахождению организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из соответствующей доли прибыли, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по налогоплательщику.

НБ × (уд. вес СЧР + уд. вес ОСОС) / 2 × Ст,

где НБ – налоговая база в целом по организации;

уд. вес СЧР – удельный вес среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) подразделения в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) по организации в целом;

уд. вес. ОСОС – удельный вес остаточной стоимости основных средств подразделения, числящихся в составе амортизируемого имущества за отчетный период в остаточной стоимости основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества в целом по организации;

Ст – ставка налога в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 117 | Нарушение авторского права страницы

Типы налогообложения по методу сбора (типы налоговых ставок)

Налоги — законодательно установленные обязательные безвозмездные платежи физических и юридических лиц государству.

В материальном смысле налог— это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и в установленном порядке.

Как экономическая категория— это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (согласно Налоговому Кодексу РФ).

Уплата налогов является одной из главных конституционных обязанностей граждан.

Функции налогов:

· фискальнаяобеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;

· распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;

· стимулирующая (антиинфляционная) – стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения;

· социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;

· конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.

Элементы налога:

Объект налога — имущество или доход, подлежащий обложению

Субъект налога – налогоплательщик – физическое или юридическое лицо

Источник налога – доход, из которого выплачивается налог

Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога

Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога

Объекты налогообложения:

· прибыль;

· доходы;

· стоимость определенных товаров;

· стоимость, добавленная обработкой;

· имущество;

· передача собственности (дарение, продажа, наследование);

· операции с ценными бумагами;

· отдельные виды деятельности.

Налогоплательщики:

· физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

· юридические лица — хозяйствующие субъекты.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

· Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог
с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции). Зависят от дохода (наличия ценностей)Прямые –взимаются с доходов и имущества физических и юридических лиц: (справедливы, плохо собираются, принудительные меры – штрафы, уголовное наказание).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов.

Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Классификация налогов

В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). (Основная налоговая ставка — 13 %.

· Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт). Не зависят от дохода.

Косвенные — налоги на обращение и потребление, устанавливаются в виде надбавок к цене товара или услуги: акцизные сборы, налог с продаж, НДС, таможенные и государственные пошлины.(несправедливы, но легко собираются).

Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.

Акциз — вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги.

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

По российским законам, регулируемым главой 21 НК РФ в настоящее время существует три вида НДС. НДС в размере 18%, 10% и 0%. НДС включается в конечную стоимость товаров и услуг и предъявляется покупателю. То есть выплаты по НДС производит покупатель или заказчик.
Некоторые виды товаров и услуг подпадают под группу льготного НДС налогообложения или вообще данным налогом не облагаются.
К таким товарам и услугам относят некоторые виды продовольственных товаров, медицинские товары первой необходимости, некоторые детские товары, а так же периодические печатные издания, не содержащие рекламы и эротического содержания.

К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

Типы налогообложения по методу сбора (типы налоговых ставок)

· пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников;

· регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход, с низких доходов – более высоки процент, с высоких доходов – меньший процент.

· прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход.

Принципы налогообложения – это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы.

Основные принципы налогообложения:

· Принцип справедливости – равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов

· Принцип определенности и точности налогов – размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.

· Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков – каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.

· Принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых:

разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим;

тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.

· Принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.

Уровни налогов

Федеральные –поступают в государственный бюджет, взимаются на всей территории. Региональныепоступают в бюджет региона. Местные –поступают в муниципальный бюджет
1) налог на добавленную стоимость; (НДС) 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.   1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог 1)Налог на дарение 2) земельный налог; 3) налог на имущество физических лиц.  

Направления совершенствования налоговой системы в России:

· Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.

· Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес.

· Сокращение налоговых льгот.

· Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Налоги, уплачиваемые гражданами (физическими лицами) Налоги, уплачиваемые предприятиями (юридическими лицами) Налоги. общие для юридических и физических лиц
· подоходный налог, · налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, · местный налог — налог на имущество Сборы с граждан · сбор с владельцев собак, · лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, · курортный сбор, сбор за выдачу ордера и др. Федеральные налоги · налог на добавленную стоимость; · акцизы на отдельные группы и виды товаров; · налог на прибыль; · биржевой налог; · налог на операции с ценными бумагами; · таможенная пошлина; · отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; · платежи за пользование природными ресурсами и др.); Региональные налоги · налог на имущество предприятий; · лесной доход; · плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; · сбор на нужды образовательных учреждений; Местные налоги · земельный налог; · налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; · целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др. Земельный налог Транспортный налог Налог на имущество Таможенные пошлины