Таможенная карта

Таможенная карта – микропроцессорная карта, эмитируемая банками для уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов и других платежей, взимаемых в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации, а также для идентификации плательщиков – участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Чип содержит всю необходимую для таможенного оформления информацию.

Координаторами выпуска таких карточек назначены ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисная платежная система» (таможенная карта «Раунд»). Они предоставляют права эмиссии кредитным организациям и обеспечивают проведение расчетов с использованием таможенных карт.

Счет таможенной карты открывается банками юрлицам и физлицам – резидентам РФ в российской валюте. Но в большей степени карта предназначена для организаций – участников ВЭД.

Пополнение карточного счета юрлиц осуществляется только в безналичном порядке. Некоторые банки предоставляют корпоративным клиентам овердрафт по счету таможенной карты.

Карта, выпущенная физлицу, пополняется как безналичным путем, так и наличными денежными средствами.

К одному счету может быть выпущено неограниченное количество таможенных карт. Как правило, банки предоставляют возможность клиенту выпустить:

— к основной карте дополнительные с единым платежным лимитом;

— к одному счету несколько основных карт с разными платежными лимитами.

Используя такую карту, можно производить таможенное оформление на нескольких таможнях одновременно без предварительного планирования того, где и какой товар, в каком объеме будет проходить оформление.

Также плательщику не надо проводить авансовые платежи на счета таможенных органов. Оплата осуществляется непосредственно в момент оформления товара на таможенном посту и сразу отображается на лицевом счете плательщика.

С помощью карты можно платить за третьих лиц. Реквизиты лица, за которое производится платеж, вводятся непосредственно в момент совершения операций на POS-терминале.

Получение наличных денежных средств в пунктах выдачи наличных и банкоматах по таможенной карте не предусмотрено.

Банками взимается ежемесячная комиссия за совершение операций с использованием таможенной карты. Ее величина зависит от ежемесячного объема проведенных таможенных платежей. Чем больше оборот, тем меньше размер комиссии. В среднем по рынку она варьирует в диапазоне от 0,2% до 1,5% от суммы платежей. Также кредитные организации фиксируют в своих тарифах минимальную сумму уплачиваемой комиссии. Чем выше оборот по карте, тем выше эта сумма. Например, размер комиссии в Абсолют Банке при обороте по таможенной карте 1–5 млн долларов США будет составлять 0,3% от оборота, но не менее 45 тыс. рублей, а при обороте от 100 тыс. до 1 млн долларов США – 0,4%, но не менее 15 тыс. рублей.

Корпоративные таможенные карты выпускают многие банки, например Альфа-Банк, Банк Москвы, Нордеа-Банк, «Возрождение», МДМ-Банк. Полный перечень банков-эмитентов можно посмотреть на официальных сайтах компаний «Таможенная карта» и «Мультисервисная платежная система».

Таможенная карта — единственный законодательно утвержденный способ осуществления таможенных платежей с использованием пластиковых карт непосредственно в таможенных органах. Порядок выполнения таких платежей определен в приказах ГТК № 757 от 3 августа 2001 года и № 51 от 18 января 2001 года.

Нередко таможенные платежи, перечисленные участниками внешнеэкономической деятельности, долго не поступают на счет таможни. В результате задерживаются оформление и получение грузов. Однако этой проблемы можно избежать, если использовать таможенную карту. Она позволит уплачивать таможенные платежи в момент подачи декларации, а также оперативно доплачивать необходимые суммы. Таким образом, на растаможивание товаров уйдет значительно меньше времени, что особенно важно для компаний, которые регулярно экспортируют или импортируют крупные партии товаров, а также для таможенных брокеров, которые заинтересованы в том, чтобы процедура таможенного оформления прошла как можно быстрее.
Порядок использования таможенной карты
Внедрение таможенных карт не изменяет и тем более не отменяет действующий порядок перечисления таможенных платежей в бюджет, установленный законодательством. Это лишь еще один способ расчетов с таможней.
Порядок использования таможенной карты достаточно прост. Участник ВЭД должен открыть счет в одном из банков, оказывающих услуги по оформлению и обслуживанию таможенных карт (их перечень см. на с. 55). Удобнее, если это будет тот же банк, в котором компания осуществляет расчетно-кассовое обслуживание. В этом случае участник ВЭД получит дополнительное преимущество — возможность при необходимости оперативно перечислять деньги с расчетного счета на таможенную карту и обратно, что позволит компании эффективно использовать собственные оборотные средства.
Далее на открытый счет участник ВЭД перечисляет сумму, достаточную для уплаты таможенных платежей по предстоящим поставкам (рассчитать эту сумму можно самостоятельно, исходя из объема поставки).
Банк выдаст карту, на лицевой стороне которой должно быть указано имя ее держателя, а на оборотной — его подпись. Держателем карты может быть не только сам участник ВЭД, но и лицо, действующее в его интересах, например таможенный брокер, который вправе от собственного имени, за счет и по поручению участника ВЭД совершать любые операции по таможенному оформлению, а также выполнять другие посреднические функции в области таможенной деятельности.
Для уплаты таможенных платежей участник ВЭД одновременно с подачей грузовой таможенной декларации (ГТД) должен предъявить сотруднику таможни карту. Далее с таможенной карты снимается необходимая сумма (этот процесс аналогичен привычной процедуре оплаты товаров или услуг с помощью банковской пластиковой карты). Затем информация о совершенной сделке передается с терминала в процессинговый центр, а терминал распечатывает в трех экземплярах счет, подтверждающий уплату таможенных платежей. После этого карта возвращается ее держателю, а экземпляр счета, подписанный держателем таможенной карты, передается в отдел таможенных платежей. Таким образом, таможенные платежи считаются уплаченными, а участник ВЭД продолжает таможенное оформление.
Перечень банков, которые входят в систему «Таможенная карта»
Московские банки
«Авангард»,
«АВТОБАНК»,
«Альфа-Банк»,
«БИН-БАНК»,
«ВОЗРОЖДЕНИЕ»,
«ГУТА-БАНК»,
«ЕВРОФИНАНС»,
«ИМПЭКСБАНК»,
«Красбанк»,
«Ланта-Банк»,
«МДМ-Банк»,
«МКТ-Банк»,
«Олимпийский»,
«ОРГРЭС-БАНК»,
«Петрокоммерц»,
«Промсвязьбанк»,
«РОСБАНК»,
«РОСЕВРОБАНК»,
«Российский капитал»,
«Русский Славянский банк»,
«Сибирско-Московский Коммерческий Банк»,
«СЛАВИНВЕСТБАНК»,
«Славянский кредит»,
«Собинбанк»,
«Судостроительный банк»,
«ТРАНСКАПИТАЛ-БАНК»
Региональные банки
«БайкалОНЭКСИМ-Банк» (Иркутск),
«БАЛТОНЭКСИМ БАНК»
(Санкт-Петербург),
«Вятка-банк» (Киров),
«Дальневосточный Банк» (Владивосток),
«Камчатка» (Петропавловск-Камчатский),
«Кубань-Кредит» (Краснодар),
«МЕНАТЕП СПб» (Санкт-Петербург),
«ОНЭКСИМ-ВОЛГА» (Нижний Новгород),
«Первомайский» (Краснодар),
«ПотенциалБанк» (Тольятти),
«ПРИМОРЬЕ» (Владивосток),
«Промышленно-строительный банк» (Санкт-Петербург),
«КОММЕРЧЕСКИЙ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЙ БАНК» (Санкт-Петербург),
«Югбанк» (Краснодар)
Преимущества использования таможенных карт
Рассмотрим основные преимущества, которые получает участник ВЭД, использующий таможенную карту.
Оперативная уплата таможенных платежей. Таможенные карты позволяют производить таможенные платежи в момент подачи декларации, а наличие у участника ВЭД распечатанного счета подтверждает тот факт, что он исполнил обязанность по уплате таможенных платежей.
Если участник ВЭД не использует таможенную карту, то уплатить таможенные платежи одновременно с подачей декларации он может только наличными деньгами. Однако большинство участников ВЭД не использует наличные деньги для расчетов с таможней, поскольку это, как правило, неудобно. Кроме того, предельный размер расчетов наличными по одной сделке между юридическими лицами, установленный Банком России, составляет 60 000 руб. и таможня не вправе принимать наличные больше этой суммы.
Поэтому участники ВЭД, не использующие таможенную карту, как правило, уплачивают таможенные платежи по безналичному расчету двумя способами:
— за несколько дней до принятия таможенниками ГТД (этот срок может составлять 3-7 дней);
— авансом в счет будущих поставок.
При перечислении денег за несколько дней до принятия ГТД на этапе контроля таможенных платежей нередко выясняется, что деньги еще не поступили на счет таможни (срок прохождения платежей через банки может достигать 7 дней). В результате значительно затягивается таможенное оформление товаров, которыми импортер или экспортер не вправе распоряжаться до его окончания (ст. 131 ТК РФ).
При авансовой уплате импортер перечисляет деньги на счет таможни до того, как иностранный продавец поставит ему товары. Тогда до прибытия товаров на таможню и принятия таможенниками ГТД импортера уплаченная сумма будет считаться авансовым платежом, который таможня не вправе расходовать. Таможенными платежами сумма аванса будет признана только с момента принятия ГТД. Недостаток этого способа в том, что на длительный срок из оборота предприятия выводятся денежные средства.
Использование таможенной карты позволяет избежать указанных проблем. На первый взгляд, сумма, перечисленная на карточный счет точно так же, как и аванс для уплаты таможенных платежей, выводится из оборота предприятия.
Однако на самом деле у авансовых платежей и платежей по таможенной карте есть ряд серьезных отличий.
Во-первых, если деньги перечисляются авансом, то участник ВЭД с ними расстается, то есть не сможет их вернуть в случае изменившейся ситуации. Карточный же счет принадлежит компании — участнику ВЭД, и деньги, которые она переводит на счет, продолжают оставаться ее деньгами, то есть до момента оплаты есть возможность изменить решение и перевести деньги обратно на банковский счет.
Во-вторых, излишек средств, которые перечисляются авансом, вернуть затруднительно — это очень длительная процедура. Излишки есть всегда, потому что авансируют средства обычно с запасом — на всякий случай. Излишек же средств с карточного счета вернуть так же просто, как перевести их туда, поскольку это собственный счет компании, которым она может распоряжаться по своему усмотрению. Вывод — при авансовых платежах часть средств пропадает либо надолго выходит из оборота.
В-третьих, авансовые платежи лежат в федеральном казначействе «мертвым грузом». На суммы же, находящиеся на карточном счете, многие банки начисляют проценты.
В-четвертых, если карточный счет организации открыт в том же банке, где и расчетный счет, то при уплате таможенных платежей деньги с расчетного счета в течение одного дня переводятся на таможенную карту и могут быть немедленно использованы. Если же в ближайшем будущем организация не планирует перечислять таможенные платежи, то излишек средств на таможенной карте она легко может перевести обратно на расчетный счет. Кроме того, если в банке действует система типа «банк-клиент», то клиент может управлять своими деньгами в режиме online.
Личное мнение
Александр Рудаков, начальник таможенного отдела компании «СИА-Интернейшнл ЛТД»
Если поставки нечастые, то без таможенной карты вполне можно обойтись. А когда идет поток грузов, то использование карты существенно ускоряет таможенное оформление, поскольку деньги мгновенно поступают на счет таможни.
Наша организация занимается импортом лекарств и использует таможенную карту примерно полтора года. Поскольку мы производим «растаможку» ежедневно, для нас это очень удобно. Мы не задумываемся о поездках в банк для перечисления денег на таможню. Раньше возникали проблемы с уплатой таможенных платежей, поскольку все банки перечисляют средства «до обеда», то есть до 14 часов. В день прибытия груза мы не всегда успевали перечислить деньги и в лучшем случае только к 11 часам следующего дня получали «платежку». К тому же деньги поступают на счет таможни в среднем через 2-3 дня. Нам приходилось ждать их поступления, так как без этого мы не могли получить груз. Кроме того, с таможенного поста, где находится ввезенный товар, нужно ехать на таможню в отдел платежей, чтобы зарегистрировать «платежку» после поступления денег на счет таможни. Все это очень осложняло нам жизнь. Сейчас таких трудностей нет.
Возможность перечислять все платежи в рублях. Участник ВЭД, у которого нет таможенной карты, должен платить некоторые обязательные платежи (например, дополнительные таможенные сборы) только в иностранной валюте. Держатель таможенной карты может перечислять указанные платежи в рублях.
Удобство использования таможенной карты таможенными брокерами. Таможенные карты удобно использовать таможенным брокерам, которые заинтересованы в том, чтобы процедура таможенного оформления прошла как можно быстрее. Со своего карточного счета таможенные брокеры могут производить оплату таможенных платежей за любого участника ВЭД. Таким образом, они могут более качественно и своевременно исполнять свои обязательства перед участниками ВЭД, избегать риска срыва сроков исполнения договора и возмещения убытков, расширять клиентуру, повышать свой деловой имидж.
Личное мнение
Олег Люшнин, директор компании «Иркутскинтертрамс».
Таможенный брокер может применять таможенную карту, если договор с клиентом предусматривает возможность использования собственных средств брокера для перечисления таможенных платежей за участника ВЭД. На это идут немногие: как правило, участнику ВЭД проще самому заплатить деньги таможне, чем возмещать брокеру уплаченную сумму таможенных платежей (комиссионное вознаграждение брокера составляет до 10% от суммы платежей).
Я считаю, что использование таможенной карты очень выгодно, когда у импортера идут регулярные поставки по крупному контракту. Любой проект крупного масштаба в области ВЭД подразумевает необходимость его быстрого оформления. Случается, что груз приходит в праздники или в выходные, тогда оформление задерживается. Даже если у клиента есть деньги для перечисления таможенных платежей, на депозит таможни средства могут не поступить своевременно и товар не будет растаможен. Большинство таможенных органов выпускают товары «по факту поступления таможенных платежей». Это особенно неудобно, когда идет крупный внешнеторговый проект.
Использование таможенных карт с акцизными товарами
Таможенные карты удобно использовать импортерам таких подакцизных товаров, как алкогольная и табачная продукция. Чтобы ввезти эти товары, они обязаны купить на таможне акцизные марки для маркировки этих товаров. Однако они не смогут этого сделать, если не предоставят таможне обеспечение уплаты таможенной пошлины и других платежей.
В случае использования таможенных карт импортер при получении акцизных марок не должен самостоятельно предоставлять уполномоченному таможенному органу обеспечение — предъявлять банковскую гарантию либо вносить денежные средства на депозит таможенного органа. Вместо этого на его таможенной карте резервируется необходимая сумма обеспечения. Поэтому у импортера на этапе получения акцизных марок появляется реальная возможность максимально сократить время их приобретения, а также избежать денежных затрат на получение банковской гарантии.
Когда импортер в установленный срок отчитался перед акцизной таможней об использовании полученных марок, о ввозе товара и уплате таможенных платежей, происходит разблокирование зарезервированных средств. У импортера появляется возможность использовать зарезервированные денежные средства для уплаты причитающихся платежей при таможенном оформлении товара, маркированного марками, в то время как при стандартной процедуре плательщик вынужден отвлекать свои оборотные средства как на внесение обеспечения, так и на уплату платежей.
Почему некоторые импортеры опасаются использовать таможенные карты
Таможенные карты, как и все новое, вызывают определенные опасения у некоторых участников ВЭД. Эти опасения объясняются как объективными, так и субъективными причинами. К числу объективных причин можно отнести тот факт, что терминалы для приема карт установлены еще не на всех российских таможнях (сегодня функционирует уже около 250 терминалов). Однако система динамично развивается и совершенствуется, поэтому можно надеяться, что скоро этот недостаток будет устранен, тем более что система уже работает во всех важнейших точках таможенного оформления по России.
Личное мнение
Александр Рудаков
Единственная проблема, с которой мы столкнулись, когда только начинали использовать таможенную карту, — отсутствие на ряде таможенных постов в Московском регионе терминалов для приема таможенных карт. Но по заявкам участников ВЭД терминалы были установлены, и сейчас у нас нет таких проблем.
Отметим также, что банки, занимающиеся выпуском и обслуживанием таможенных карт, берут за свои услуги комиссию, удерживая определенный процент со средств, причитающихся на уплату таможенных платежей. Комиссия определяется категорией карты и в среднем сравнима с комиссией, взимаемой по картам международных платежных систем. Тем не менее при больших объемах платежей эта комиссия может составлять значительные суммы.
Есть и субъективные причины недоверия к таможенным картам. Некоторые импортеры необоснованно опасаются возможности сбоев при уплате таможенных платежей с использованием карты.
Личное мнение
Валерий Дозмаров, начальник таможенного поста «СТО Автомобильный» Центральной акцизной таможни ГТК России, майор таможенной службы
На нашем таможенном посту установлен терминал для приема таможенных карт. Система эта прогрессивная, так как воспользоваться таможенной картой можно на любой таможне, где установлены терминалы для приема карт. В настоящее время ряд компаний уже произвели оплату таким образом на нашем посту.
Однако не все импортеры автомобилей пока хотят использовать такой способ перечисления таможенных платежей. Я считаю, что это связано с недоверием к новой технологии и опасением, что при использовании терминала будут какие-то сбои и деньги не поступят на счет таможни.
Подводя итог, можно отметить, что использовать таможенные карты имеет смысл компаниям, регулярно занимающимся внешнеэкономической деятельностью. Если в ближайшее время будут устранены некоторые проблемы, о которых было сказано выше, то таможенная карта может стать реальным помощником участников ВЭД.
Технические сбои при использовании таможенных карт исключены
Интервью с начальником клиентского отдела Управления пластиковых карт кардцентра АКБ «Промсвязьбанк» Станиславом Гордиенко
— Ваш банк эмитирует таможенные карты. Не могли бы Вы рассказать о тарифах на их обслуживание?
— Существует четыре категории таможенных карт, годовое обслуживание которых стоит 50 долл. США.
— Чем отличаются карты разных категорий?
— Они отличаются суммой минимального неснижаемого остатка на карточном счете и суммой комиссии банка при проведении каждого платежа.
Для карты категории А неснижаемый остаток — 35 000 руб., комиссия от каждой транз-акции (операция по перечислению таможенных платежей) — 0,2% от суммы платежа, но не меньше 1100 долл. США в месяц. Другими словами, 1100 долл. США банк будет списывать каждый месяц со счета организации независимо от того, использует ли организация при уплате таможенных платежей пластиковую карту.
Для карты категории B неснижаемый остаток равен 8000 руб., а комиссия составляет 0,3% от каждой транзакции, но не менее 250 долл. США в месяц.
Для карты категории С неснижаемый остаток составляет 2000 руб., а комиссия от суммы перевода — 0,45% за каждую транзакцию, но не менее 50 долл. США в месяц.
Для карты категории D комиссия составит 1,25% за каждую транзакцию, а неснижаемый остаток отсутствует.
Таким образом, для того чтобы выбрать категорию карты, предприятию нужно определить, насколько интенсивно оно перечисляет таможенные платежи. Если предприятие активно занимается «растаможкой» товаров, то ему следует выбрать карту категории А. Если оно только планирует этим заняться и пока не знает, насколько интенсивно будут перечисляться таможенные платежи, — то карту категории D.
— Как Вы считаете, насколько эффективно для предприятия использование пластиковых карт при уплате таможенных платежей?
— Основное преимущество — это упрощение и ускорение расчетов по таможенным платежам. Оплата осуществляется непосредственно на таможенном посту в момент оформления груза. При этом операции с использованием таможенной карты могут проводиться вне зависимости от операционного дня банка в режиме работы таможенного поста, в том числе и круглосуточно.
Кроме того, можно в срочном порядке осуществить доплату в случае неверного исчисления таможенных платежей, изменения курса валюты или размера таможенных ставок, возможного наложения штрафа и др.
Также с помощью таможенной карты можно производить таможенное оформление подакцизных товаров.
— Не было ли у клиентов технических проблем с применением карт, какие существуют при использовании обычных карточек?
— Нет, потому что это другая, более совершенная технология. Обычные пластиковые карточки — магнитные, а в таможенных картах установлен электронный чип. Поэтому я на 99% исключаю такую вероятность.
Фесько Александр Беседовала Александра Кочеткова

Государственная таможенная служба Украины запустила интерактивную карту таможенной инфраструктуры. С ее помощью украинцы могут узнать, например, какие пункты пропуска открыты в карантин. Об этом сообщается на сайте ведомства. Впрочем, данные на карте пока неполные.

Проект профинансирован Европейским союзом в рамках программы поддержки Украины.

Зачем нужна карта

Новая карта со временем заменит ранее запущенную Google-карту с нанесенными пунктами пропуска. Новый инструмент позволяет получить более подробную информацию по 4 типам локаций:

  • пункты пропуска,
  • внутренние места таможенного оформления (ММО),
  • места международного почтового обмена (ММПО),
  • сортировочные станции экспресс-операторов.

Можно узнать часы работы нужного пункта, какое оборудование там есть (весы, сканеры, системы видеоконтроля), какие сервисы можно получить (например, есть ли на локации отделение банка или сервисный центр МВД) и т.д.

Для удобства поиска предусмотрены фильтры:

Кому будет полезно

Прежде всего тем, кто планирует путешествие за границу в период карантинных ограничений, введенных в других странах. На карте можно смотреть, какие пункты открыты, а какие зарыты, в том числе принимающими странами.

Кроме того, на карте отслеживать ситуацию на конкретном пункте пропуска (например, с очередями) в режиме видеотрансляции. Однако пока такие камеры есть в небольшом количестве пунктов пропуска.

Что не так с картой

Пока информация на карте скорее эпизодическая. По большинству пунктов отдельные сведения, такие как наличие оборудования или сопутствующих сервисов, до сих пор недоступны. Проект работает в бете.

Как отмечает экс-глава таможни Макс Нефьодов, данные, которые уже есть на карте, вносили волонтеры, которые помогали с запуском инструмента. Однако, чтобы полностью описать всю инфраструктуру, нужно, чтобы это сделали сами таможенники. По его расчетам, на это уйдет один рабочий день компетентного сотрудника службы.