Таможенная пошлина это налог

Содержание

Зачем нужны пошлины?

Чтобы лучше понять, что такое таможенная пошлина, следует разобраться в роли такого обязательного платежа. Всего их две: экономическая и торгово-политическая.

Касательно экономической, она выполняет следующие функции:

  1. Надбавка к цене товаров, что ввозятся в страну.
  2. Инструмент стимулирования молодых отраслей, которые только зародились и интенсивно развиваются.

По этим двум пунктам следует пояснить действие пошлины. При повышении пошлины, стоимость ввозимых товаров также растет, часть издержек перекладывается на потребителей. Это покупателей зачастую не устраивает, как результат они покупают меньше, объем импорта падает. В результате компании, которые работают в России, имеют возможность показать свой товар в лучшем виде, так как способны предложить более доступные цены. Подобное возможно только при условии конкурентоспособности отечественных товаров и их присутствия.

Огромное значение имеет фискальная функция, ведь благодаря разным видам пошлин удается пополнить бюджет. Причем поступления есть как от грузов, что импортируются, и тех которые идут на экспорт. Цели экспортной таможенной пошлины:

  • Если товар востребован на международных рынках.
  • Стоимость популярного изделия внутри страны меньше, чем иностранный аналог.
  • Когда расширение объемов экспорта невыгодно для страны, повышается экспортная пошлина, в большинстве случаев это удерживает его внутри страны.

Что касается импортных пошлин, то именно они в большей мере наполняют бюджет страны, причем стабильно. Суть наложения ввозных таможенных пошлин 2018 есть, если они касаются предметов роскоши, таких товаров как алкоголь и табак. На последние две группы спрос стабильной высокий, и цена на это не влияет.

Вторая роль – торгово-политическая, ее функции:

  1. Национальные отрасли экономики удается защитить от иностранных товаров. Это необходимо молодым компаниям, так как импортные изделия будут значительно дороже. Не мешает это и сильным отраслям и компаниям, что работают в них – в этом случае удается получать большую прибыль и за счет этого предпринимать попытки выходить на внешние рынки.
  2. Рычаг давления. Действие в этом случае следующее: ставки ввозной таможенной пошлины повышаются, чтобы не уходить из рынка конкурент, идет на переговоры. В результате удается достичь уступок от другой страны касательно пошлин для своих товаров.

Классификация таможенных пошлин

Существует много видов таможенных пошлин. Первое разделение касается метода определения ставки, разделение происходит на:

  • Твердые – специфические.
  • Пропорциональные – адвалорные.
  • Смешанные.

По объекту разделяются:

  • Ввозные таможенные пошлины или импортные.
  • Вывозные или экспортные.
  • Транзитные.

К группе другие виды отнесены:

  • Антидемпинговые.
  • Компенсационные.
  • Защитные.
  • Минимальные.
  • Санкционные.
  • Сезонные.
  • Преференциальные.
  • Автономные.
  • Генеральные.
  • Договорные.
  • Другие мелкие виды в зависимости от задач, что поставлены перед пошлиной.

Ставки пошлины могут меняться ежегодно, особенно это касается экспортных таможенных пошлин и сборов.

Отдельные из видов следует рассмотреть детальней, в том числе случаи их применения.

Ввозная или импортная

Именно в таком типе пошлин реализуется ее фискальная функция. Взносы от ввоза товаров в страну относительно стабильны и активно пополняют бюджет. Для отдельных товаров, что идут с тех или иных стран данная пошлина не действует или значительно уменьшается. Касается это стран участниц Таможенного союза и некоторых развивающихся. Импортную пошлину формирует ряд платежей:

  1. Таможенная пошлина.
  2. НДС.
  3. Таможенные сборы – такой платеж взимается со всех участников ВЭД, которые везут товар, он покрывает разного рода оформительные процедуры, которые проводятся инспекторами.
  4. Акцизы, если перемещаются подакцизные товары.

Задачи:

  • Защита отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции. В этом случае ввозные пошлины на отдельные группы товаров поднимаются.
  • Оптимизация соотношение экспорта и импорта с позиции уравновешивания торгового баланса страны.
  • Рационализация товаров, что ввозятся в страну.
  • Пополнение бюджета РФ.

Видео: Как правильно рассчитать таможенные платежи при импорте товаров

Вывозная или экспортная

Их применяют редко и для конкретных групп товаров. Задачи, которые возлагаются:

  1. Фискальная функция, то есть наполнение бюджета.
  2. Выравнивание низкой цены на внутреннем рынке в сравнении с внешним.
  3. Для нивелирования монополии.
  4. Удерживание в стране товаров, которые необходимы для нужд государства и с целью насыщения рынка страны.

Подобный вид таможенных пошлин может устанавливаться как временная мера, к примеру, для зерна в сезон активных продаж. Постоянно действует для нефти и нефтепродуктов.

Транзитная

Взимается при транспортировке товара через территорию страны с целью реализации в другом государстве. Встречается такой тип редко, ведь страна заинтересована в увеличении объема транзита, а внедрение пошлин этому не способствует.

Основная цель – фискальная. Как таковые пошлины взимаются редко, но их заменяют:

  • Плата за ввоз груза.
  • Разрешительные, гербовый, статистический сбор.

Чтобы не уплачивать транзитные таможенные пошлины 2018, владельцу груза необходимо соблюдать такие требования транспортировки:

  1. Перевозить разрешенные товары.
  2. Подавать транзитную декларацию четко определенного образца.
  3. Соблюдать меры пограничного контроля.
  4. Следовать условиям, срокам, маршруту транзита. При нарушении этих пунктов на владельца груза налагаются санкции.

На данный момент в России транзитная пошлина не взимается.

Адвалорная

О том что такое адвалорная пошлина и как ее рассчитать, вы можете узнать из нашей статьи. Переходите по .

Уже в названии этого вида пошлины заложена ее суть. В переводе латинского ad valorem — «от стоимости». То есть, размер платежа зависит от таможенной стоимости товара. Подобный вариант очень популярен, так как является справедливым для декларантов и государства.

При расчете таможенной пошлины такого типа во внимание берется стоимость товара, собственно ее декларант самостоятельно просчитывает и указывает в декларации. Подобные подсчеты таможенный орган проверяет и контролирует. Адвалорная пошлина схожа с не менее распространенным налогом НДС.

Ставки адвалорной пошлины определены в Едином таможенном тарифе, но в отдельных случаях их размер может меняться, в зависимости от целей государства и состояния рынка. Рассматриваемый вид таможенной пошлины исчисляется в процентах. Она является выгодной для дорогих товаров. Яркий пример – цифровая техника, которая сейчас в цене. Есть смысл брать пошлину с контрактной цены, а не с веса каждого гаджета или всей партии.

Так как основа это контрактная стоимость, часто импортеры идут на хитрость, искусственно занижая ее. Но если такая уловка слишком явная – то есть цена значительно меньше среднерыночной, последствия могут быть очень неприятными для обеих сторон сделки.

Недостатки применения адвалорной пошлины на ввоз товаров в Россию 2018:

  1. Переменчивость – цена может меняться достаточно резко.
  2. Субъективность ставок.

Специфические

О том сак рассчитываются специфические пошлины, вы можете узнать из нашей статьи. Переходите по .

От стоимости товара такой вид налога не зависит, на него оказывает влияние физические показатели партии – вес, объем, мощность, тяга двигателя. Выражается в твердой сумме по отношению к указанным параметрам.

Пример: ставка тарифа для сигарет – 2 евро за 1000 штук. Удобны для объемных и тяжелых партий товаров, в основном это касается сырья.

Преимущество подобных видов ставок таможенной пошлины невозможность повлиять на размер платежа за счет снижения суммы контракта, на базу налогообложения это не повлияет. Определяется размер причитающегося к оплате взноса через статистические данные. На специфические ставки не оказывает влияние:

  • Уровень инфляции.
  • Ценовая политика.
  • Конъюнктура рынка.

За счет этого поступления в госбюджет стабильны.

Комбинированные

Комбинированная импортная пошлина сочетает в себе и специфическую и адвалорную составляющую. Причем здесь может быть 2 варианта выбора ставки:

  1. Суммирование твердой и процентной части.
  2. Выбор той части, что получается больше. Этот вариант особенно выгоден для государства.

Пример такой пошлины: табачные изделия 20% от стоимости, но не меньше 2 евро за 1000 штук.

Еще один вариант касается автомобилей, когда за единицу принимается объем двигателя. Следующий вариант расчета таможенных пошлин более гибкий, но используется не так часто:

  • Значение измеряется в процентах.
  • Показатель замеряется в цифрах – сумме.
  • Указываются оба варианта.

Сезонные

Используются для изделий в определенный сезон. При этом могут ограничиваться объем ввоза, реализации. Касаются сезонные пошлины сельскохозяйственной продукции и имеют свойство резко меняться в течение года. Для них свойственны такие черты:

  1. Размер их меньше, нежели указан в тарифе.
  2. Действуют не дольше 6 месяцев.

Особые пошлины

Вводятся на определенный срок после установления целесообразности их внедрения. Могут быть защитной или карательной мерой по отношению к конкретным товарам, производителям, странам.

Антидемпинговая

О случаях применения антидемпинговых пошлин можно узнать из нашей статьи. Переходите по .

Эта ввозная пошлина относится к особым – применяется в исключительных случаях, и устанавливается только для импорта. Суть их внедрения – определение и исключение демпинга со стороны иностранных товаров. То есть, продажу их по заведомо более низкой цене чем отечественные аналоги. Это оказывает влияние на состояние экономики и отечественных производителей.

Действует она временно – не более 6 месяцев. Решение о необходимости использования антидемпинговой пошлины принимает контролирующий орган после расследования. Собственно расследование может длиться месяцами и годами.

Антидемпинговая пошлина: Видео

Специальные

Используются как защитная мера для регулировки ввоза в Россию товаров в определенном количестве и на удобных для государства условиях. Эта мера необходима, если существует риск нанесения ущерба экономике или он уже нанесен. Может быть ответом на дискриминационные действия других стран, что ущемляет интересы российских производителей. Еще одна причина использования – пресечение недобросовестной конкуренции.

Компенсационные

Зачем нужна компенсационная пошлина и, что это такое, Вы можете узнать из нашей статьи. Переходите по .

Подобные таможенные пошлины касаются только товаров, что ввозятся. Использование их возможно, если страна происхождения груза с целью развития использует разного рода субсидирование, как в при производстве, так и при транспортировке. То есть любая помощь, что уменьшает затраты на производство, а значит и стоимость.

Основная задача компенсационной пошлины нейтрализовать влияние субсидий, причем размер ее не должен превышать собственно объем субсидирования.

Компенсационная пошлина: Видео

Карательные

Эти пошлины очень высокие, превышают стандартные для аналогичных товаров в 3-5 раз. Таможенная политика или экономика страны на них не влияет, а вот политическая ситуации в мире – да. Иногда карательную пошлину рассматривают как вариант нетарифной меры. В основном водиться в отношении конкретной страны.

Расчет пошлины

Перед тем, как рассчитать таможенную пошлину, следует определить, к какому типу она относиться: адвалорной, специфической или комбинированной.

Расчет адвалорной:

  • Сумма пошлины = таможенная стоимость (по контракту)*ставку пошлины по конкретному товару/100%.
  • Из Германии ввозиться холодильник, цена его 100 тыс. рублей, ставка пошлины составляет 15%.
  • Расчет: 100000*15%/100%=15000 рублей.

Рассчитать таможенную пошлину при специфической ставке:

  • Сумма пошлины = количество или другая физическая характеристика, что определена в законе*ставка пошлины в евро/долларах* курс валюты на момент пересечения границы.
  • Из Франции ввозиться легковой автомобиль, стоимость его 200 тыс. рублей, объем двигателя 1800 см³. Ставка пошлины составляет 0,75 евро за каждый см³. курс евро на момент ввоза 71 рубль за евро.
  • Расчет: 1800*0,75*71=95850 рублей.

Расчет при использовании смешанной ставки:

Исходные данные: В Россию ввозиться партия обуви из США – 200 пар женских туфлей. Стоимость всей партии 940 тыс. рублей, ставка пошлины 10% и 0,7 евро за пару, курс евро – 71 рубль.

Расчет:

  1. Адвалорная ставка: 940000*10%/100%=94000рублей.
  2. Специфическая: 200*0,7*71=9940 руб.
  3. Сумма =94000+9940=103940 руб.

Как видно, рассчитывать таможенную пошлину не сложно, но следует знать основные параметры, необходимые для этого процесса. Взять их можно из законов – если это касается ставок и из условий договора поставки – количество товара, цена, дата поставки и т.д.

Все расчеты пошлины проводятся лицом ответственным за груз, а инспектора на таможне проверяют правильность исчисления.

Вывод

Разобравшись, что такое таможенная пошлина, процедура ее исчисления и применения не будет проблемой для любого участника ВЭД. Пошлины любого типа имеют огромное значения для экономики страны, производителей и потребителей.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Такое определение таможенной пошлины дано в пункте 1 статьи 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (редакция от 28 декабря 2016 г.). Стоит отметить, что это единственный законодательный акт, в котором оно прописано. Определение этому понятию не встретить ни в Таможенном Кодексе, ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в Бюджетном Кодексе РФ.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Ввозная таможенная пошлина

Определение ввозной таможенной пошлины дается в пункте 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Ввозная таможенная пошлина – это обязательный платеж, которым подлежит обложение всех ввозимых товаров на территорию России в частности и на территорию Евразийского экономического союза в целом.

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

В Таможенном Кодексе (статья 357.10) прописаны величины пошлин, которые необходимо будет заплатить при импорте или экспорте различных групп товаров.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Особенности специфической таможенной пошлины заключаются в том, что она рассчитывается исходя не со стоимости товара, а с его физического показателя величины (веса или объема).

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  1. Ввозная таможенная пошлина. 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  4. Таможенные сборы, согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.

Вывозные (экспортные) таможенные платежи

  1. Вывозная таможенная пошлина. Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
  2. Таможенные сборы. Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

Таможенные льготы, квоты и преференции

Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

Обратите внимание!
Базовой ставкой ввозной таможенной пошлины является закрепленная в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) величина (принятая за 100%) и применяемая к товарам 130 стран, с которыми Российская Федерация находится в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговом и политическом смыслах. Преференциальная ставка в размере 75% от базовой ЕТТ распространяется на продукцию из 103 развивающихся стран. Беспошлинно могут ввозиться преференциальные товары из 49 наименее развитых стран. Максимальная ставка составляет 200% от базовой ЕТТ и действует применительно к товарам государств, с которыми россияне находится в режиме РНБ, либо к продукции неустановленного происхождения.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

Тарифные квоты

Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

Обратите внимание!
Согласно Письму ФТС РФ от 10.05.2006 г. № 05-11/15966 «О компенсационной пошлине», преференции и льготы по уплате таможенных пошлин, предоставляемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, не распространяются на антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, поскольку особые виды пошлин не относятся к таможенной пошлине.

Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

  1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
  2. Действии особых ставок: специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
  3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара;
  4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
  5. Существующей нормативно-правовой базе, в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.

Это интересно!
Доходы российского бюджета от ВЭД по итогам 2013 г. составили 4,5 трлн руб., а налоги на ввозимые в РФ товары – 2,1 трлн руб. То есть суммарно ФТС России «внесла» 6,6 трлн руб. таможенных и иных платежей в федеральный бюджет, что составило 56% от всех поступлений! В 2014 г. фискальный поток по доходным статьям бюджета РФ вырос еще на 8,2% (7,1 трлн руб.), что в структуре доходов также превышает половину поступлений.

Размер таможенных пошлин

Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

Виды ставок таможенных пошлин

Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

Адвалорная ставка

Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

СТП=ТС?СП, где

СТП – сумма таможенной пошлины;
ТС – таможенная стоимость товара;
СП – ставка таможенной пошлин.

Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг.

Специфическая ставка

Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

СТП=ФХ?СП?КВ, где

СТП – сумма таможенной пошлины;
ФХ – физическая характеристика товара;
СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

Комбинированная ставка

Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

Особые виды ввозных таможенных пошлин

Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

    • Специальные. Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
    • Антидемпинговые. Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
    • Компенсационные. Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.

Обратите внимание!
В части 2 статьи 70 ТК ТС говорится о пошлинах, связанных с целью их применения. Они диктуются следующим обстоятельством: импорт продукции наносит значительный ущерб или создает угрозу причинения значительного ущерба отрасли национальной экономики, что установлено в результате специального расследования. Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины НЕ относятся к таможенным платежам. Их установление производится по решению Коллегии ЕЭК.

В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

  • Сезонные. Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».

Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

Классификация таможенных пошлин

По целям взимания выделяют:

  • Фискальные пошлины. Цель — поступления в бюджет. То есть бюджетные доходы.
  • Протекционистские пошлины. Цели — торгово-политические. Например, защита внутреннего рынка, стимулирование внутренних производителей и пр. См. ниже Роль таможенных пошлин

По объектам обложения выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин. Взимаются с импортируемых товаров или при выпуске товаров с таможенной территории складов внутри страны.
    Цели: различны.
    а) в фискальных целях (хотя может противоречить задачам защиты внутреннего рынка);
    б) в целях стимулирования экспорта. Подробнее см. ниже Роль таможенных пошлин
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин.
    Цели:
    а) в фискальных целях (т.е. для пополнения бюджета);

б) для выравнивания низкой внутренней цены относительно цены на внешнем рынке;

в) в отношении монополий

  • Транзитные пошлины — встречаются крайне редко, поскольку страны заинтересованы в увеличении транзита (т.к. приносит немалый доход в бюджет). Взимаются за провоз товара по территории страны.
    Цели: в основном фискальные.
    Страны предпочитают взимать при транзите плату за провоз грузов, а также ряд сборов (разрешительные, гербовые, статистические).

В зависимости от способа исчисления (или взимания) ставок таможенные пошлины подразделяют на:

  • Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Например, 5% от таможенной стоимости.
    • Более выгодны для обложения более дорогих товаров и менее выгодно для однородных грузов. Например, для обложения компьютеров, ведь более выгодно брать именно цену из контракта, а не цену на кг компьютеров.
      — Таможенная стоимость заявляется декларантом, причём формально поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. Реально же, может быть минусом, может быть некое занижение таможенной стоимости по контракту и, как следствие, снижение объёма получаемых налогов.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара.
    • Более выгодны для обложения более массовых и грузов дешевле, где цена пошлины подсчитывается на основе объёма, т.е. веса, объёма и прочее. Например, сырьевые товары;
  • Комбинированные (или смешанные) — при исчислении используются оба вида ставок, при этом обычно уплате подлежит бо́льшая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
    • Более гибкое, однако менее используемое. Пример: автомобили, где обложение идёт как на стоимость автомобиля, так и на объём двигателя
      • Однако туда можно включать i) минимальное и максимальное значение; ii) как внутри описываемого минимального и внутри максимального значения может быть:
        — а) значение, измеряемое в %;
        — б) значение, измеряемое в цифрах;
        — в) может указываться оба варианта, причём выбирается наибольший.
        — Аналогично могут накладываться и другие виды пошлин, разница только в том, что в третьем варианте должен использоваться и первый, и второй вариант одновременно.

По характеру происхождения выделяют:

  • Автономные пошлины — пошлины, установленные страной (государственной властью) вне двухсторонних или многосторонних договоров. Часто бывают достаточно высокими. Поэтому они и являются предметами обсуждения (снижение автономных пошлин, но взамен снизятся пошлины для этой страны), в результате чего возникают конвенционные пошлины.
  • Конвенционные (договорные) пошлины — устанавливаются в ходе переговоров сторон. В одностороннем порядке государственная власть не может увеличить пошлины. Наибольшее распространение — многостороннее соглашение ГАТТ, охватывающие более 150 стран-членов ВТО и большую часть номенклатуры товаров.

По стране происхождения выделяют:

  • Максимальные (генеральные или общие) — устанавливаются для всех стран.
  • Минимальные — устанавливаются в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования
  • Преференциальные — особые льготные ставки пошлин. Предоставляются отдельным странам или группам стран. Часто используется относительно развивающихся стран и часто ниже минимальных ставок, а иногда вообще нулевые.

Таможенные пошлины не стоит путать с таможенными сборами (например, за таможенное декларирование, за хранение и за таможенное сопровождение), ввозными налогами (например, ввозной НДС, ввозной акциз), а также специальными, антидемпинговыми и компенсационными пошлинами.

Особые пошлины:

  • Специальные защитные пошлины — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  • Антидемпинговые пошлины — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам. Под демпингом понимается продажа на рынке импортёра товара по цене более высокой, чем продаётся аналогичный товара на их рынке, то есть рынке страны-экспортёра. Продажа товара на внутреннем рынке называется нормальной ценой. Вводится антидемпинговая пошлина при обнаружении факта демпинга и при предоставлении компетентным органом подтверждения факта демпинга, наличествующий ущерб отрасли и связь между этими двумя фактами;
  • Компенсационные пошлины — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров. Иначе говоря, этот вид пошлин призван нейтрализовать, или компенсировать, влияние субсидий импортирующим компаниям. Эта пошлина не должна превышать размер субсидий.
  • Карательные пошлины — особо высокие пошлины (превышающие обычные пошлины в 3-5 раз). Не связано с таможенной политикой государства, а скорее политикой, поэтому также иногда выделяются как нетарифные меры. Проводится в отношении конкретной страны отдельно.

Стоит заметить, что специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не относятся к числу таможенных пошлин поскольку: а) по классификации ВТО относятся к нетарифным мерам; б) действуют не для всех стран, а лишь для одной страны или для одной компании, против которой вводится такая мера. Тем не менее их уплата, взыскание и возврат осуществляется по правилам, установленным для таможенных пошлин. Эти три вида действуют в соответствии с ГАТТ 47, ГАТТ 94 и иными специальным соглашениями, принятыми в рамках создания ВТО.

В зависимости от периода действия могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины — в отношении товаров, объёмы ввоза, производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция). Они а) как правило, значительно ниже указанных в тарифе; б) действуют в течение определённого времени( не больше шести месяцев ).

В рамках ЕС также существует, так называемый, скользящий сбор — действует в отношении сельскохозяйственных товаров ЕС для повышения прибылей аграриев. Он рассчитывается как разница между высокой внутренней ценой внутри ЕС и низкой мировой ценой. Иначе говоря, если цена на мировом рынке ниже внутренней цены внутри ЕС, то ЕС вводит скользящий сбор в отношении всех импортных товаров. Как результат — внутри ЕС цены на импортные сельскохозяйственные товары будут всегда как минимум равны внутренним ценам на с/х в ЕС. Может изменяться практически за один день, достаточно гибкий инструмент сельскохозяйственной политики.

Необходимо также отметить, что таможенные пошлины непосредственно связаны с таможенным тарифом

Роль таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют ряд функций:

  • Экономическая роль:
    • надбавка к цене импортируемого товара
    • инструмент стимулирования отраслей (часто молодых и зарождающихся).
      Действие:
      пошлина в стране повышается -> иностранные компании повышают цену, перекладывая часть издержек на потребителей в стране -> спрос в стране падает из-за возросшей цены -> объём иностранных поставок товара может упасть -> национальные компании могут занять нишу при условии их конкурентоспособности.
    • фискальная функция. В том числе благодаря пошлинам пополняется бюджет. Пополняться за счёт пошлин может как за счёт экспортных, так и за счёт импортных.
      • Облагать пошлинами экспортные товары имеет смысл:
        1) если
        — а) национальный товар за рубежом высоко востребован;
        — б) цены на этот товар внутри страны ниже, чем в мировые цены
        или
        2) если расширение экспорта нецелесообразно. Это может быть при возможном снижении экспортных поступлений в результате падения мировых цен, вызванным избыточным предложением (эффект разоряющего роста).
      • Облагать пошлинами импортные товары имеет смысл
        а) либо на предметы роскоши;
        б) либо на традиционные для этого товары: алкоголь, табак.
        В целом же само использование импортных пошлин:
        — а) противоречит задачам защиты внутреннего рынка, поскольку государство уже будет заботиться об увеличении доли национальных компаниях, а будет стараться обложить иностранные компании;
        — б) иногда импорт может упасть, как и сами поступления.
  • Торгово-политическая роль:
    • защита национальных отраслей от конкуренции иностранных товаров, поскольку цена на иностранный товар вследствие обложения пошлиной повысится. Защита может быть как слабых отраслей (чтобы те компании на отечественной отрасли стали сильнее), так и на сильных отраслях (чтобы компании получали сверхприбыль, чтобы компании выходили на внешний рынок).
    • рычаг давления на конкурентов, чтобы те пошли на уступки.
      Действие:
      повышается пошлина на товар, в котором заинтересован конкурент -> конкурент идёт на переговоры -> страна, поднявшая пошлину, добивается уступок в таможенном обложении своих товаров.
      То есть страна, поднявшая сначала пошлину, соглашается снизить пошлину только при условии, что конкурент тоже снизит для некоторые свои пошлины либо создаст более благоприятную ситуацию.

Порядок взимания таможенных пошлин в РФ и таможенном союзе ЕврАзЭС

Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕАЭС определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. Ставки таможенных пошлин разделяются на виды: 1) адвалорные — установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфические — установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); 3) комбинированные — сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) статьи 71 ТК ТС ЕврАзЭС. Единый таможенный тариф Таможенного союза утверждён решением Совета ЕЭК № 54 от 16.07.2012.

На территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ввозные таможенные пошлины установлены Единым таможенным тарифом. В зависимости от страны происхождения товара при взимании ввозных таможенных пошлин могут применяться:

  • Базовые ставки составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся либо наименее развитых стран при условии, что товары входят в соответствующий перечень товаров, в отношении которых предоставляются преференции по уплате ввозной таможенной пошлины. В настоящее время преференциальные ставки, установленные в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, составляют 75 % от базовых. Преференции также применяются при перемещении товаров между странами СНГ. При соблюдении определенных условий ставки ввозных таможенных пошлин в отношении таких товаров могут составлять 0% от таможенной стоимости ввозимых товаров.

Вывозные таможенные пошлины устанавливаются в отношении товаров, вывозимых с территории государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан) за пределы Таможенного союза. При этом ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых с территории каждого из государств-членов Таможенного союза, устанавливаются национальным законодательством соответствующего государства-члена Таможенного союза.

Во взаимной торговле стран-членов Таможенного союза, в рамках ЕврАзЭС, ввозные и вывозные таможенные пошлины не применяются.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

Примечания

  1. Таможенный кодекс Таможенного Союза
  2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  3. Финансовый словарь
  4. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 131—132. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  5. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 131. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  6. 1 2 Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 524-579. — 847 с. — ISBN 5-238-00291-2.
  7. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 134—135. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  8. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 135. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  9. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 135—136. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  10. Специальные защитные меры (DOC). Дата обращения 16 июня 2014.
  11. Соглашение по применению статьи VI генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (DOC). Дата обращения 16 июня 2014.
  12. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (DOC). Дата обращения 16 июня 2014.
  13. ГАТТ 47 (DOC). Дата обращения 16 июня 2014.
  14. ГАТТ 94 (DOC). Дата обращения 16 июня 2014.
  15. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 134. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.
  16. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. — ЗАО «Издательство «Экономика». — М., 2006. — С. 126—128. — 436 с. — ISBN 5-282-02494-2.

> Ссылки

  • «ФТС обсуждает возможность удаленной оплаты таможенных пошлин за товары интернет-магазинов»

Таможенные режимы и платежи(налоги и сборы)

Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в

соответствии с их таможенными режимами. Таможенный режим — это совокупность

положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через

таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей. Они касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и др.

Таможенный кодекс РФ содержит общий перечень видов таможенных режимов товаров и

транспортных средств:

1. Транзит товаров

2 Таможенный склад.

3. Магазин беспошлинной торговли.

4. Таможенный режим переработки.

5. Временный ввоз (вывоз) товаров.

6. Свободная таможенная зона.

7.Режим уничтожения товаров.

8.Отказ товаров в пользу государства.

9. Экспорт и импорт.

1-8: допускают использование товаров только для строго определенных целей и при соблюдении установленных таможенными органами условий.

При режиме экспорта и импорта, товары переходят в полное распоряжение лица, перемещающего их, т. е. режимы данной группы имеют завершенный характер. Большинство из перечисленных режимов (1-8) имеют своей целью решение различных экономических задач:

— складирование товаров — цель режима «таможенный склад»;

— переработка товаров — цель всех трех режимов переработки;

— использование товаров при выполнении определенных условий — цель режимов

«временный ввоз (вывоз)», «свободная таможенная зона»;

— перевозка товаров — цель режима «транзит».

Следовательно, существующие таможенные режимы ориентированы на развитие торговли, промышленности и международных перевозок. Таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от назначения товара, условия нахождения его на/вне таможенной территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар, права и обязанности лица, перемещающего товары, требования к товару, помещаемому под данный конкретный режим.

1. К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

К таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное оформление( уплачиваются при декларировании товаров),

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение( уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита),

3) таможенные сборы за хранение( уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа ),

.1. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

2. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом.

3. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Таможенные платежи — расчет, уплата, обеспечение, виды и их стоимость

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза — ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Калькулятор расчета таможенных платежей

Таможенная стоимость Cтавка таможенной пошлины %

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долл (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации*)
1) сбор за таможенное оформление 375 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440 руб. * 20%)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 рубля.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 рублей.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долл США или 80400 + 26103,00 = 106128,00 рублей)

Расчет по видам платежей
Вид Основа начисления (руб.) Основа начисления (USD) Ставка % Сумма таможенных платежей на момент оформления в руб. Сумма таможенных платежей в валюте контракта (USD)
Таможенный сбор 80400,00 руб 1200,00 $ 375,00 руб 5,59 $
Пошлина 80400,00 руб 1200,00 $ 10% 8040,00 руб 120,00 $
Акциз не облагается не облагается 0,00 руб 0,00 $
НДС 88440,00 руб 1320,00 $ 20% 17688,00 руб 264,00 $
Таможенный платеж составит: 26103,00 руб 389,59 USD

* — В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • расходов на транспортировку;
  • расходов на погрузку и выгрузку;
  • расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов Таможенного союза. К таможенным сборам относятся:

  • сбор за таможенное оформление — размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импорте Размер ставок сборов за таможенное оформление
включительно до 200000 рублей 375 рублей
свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 рублей
свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 рублей
свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 рублей
свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 рублей
свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 рублей
свыше 10000000 рублей 22500 рублей

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ТС.