Техническое регулирование в строительстве

Техническое регулирование

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

· применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

· соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

· независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

· единой системы и правил аккредитации;

· единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

· единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

· недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

· недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

· недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

· недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

· недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Объектом технического регулирования в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»(Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521)

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»(Приказ Росстандарта от 30.03.2015 № 365)

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб)
Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

К основным принципам технического регулирования относятся:

  • применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
  • единой системы и правил аккредитации;
  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Федеральным законом О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб) также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны постановления Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб) также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны постановления Правительства Российской Федерации.

Национальная система технического регулирования и возможности для создания «технологических коридоров»

Базу национальной системы технического регулирования в Российской Федерации составляют два основных типа документов – технические регламенты и национальные стандарты. Основной новацией принятого 27 декабря 2002 года федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ стало разделение понятий «национальный стандарт» и «технический регламент». Ключевая посылка реформы – ответственность за качество продукции несет сам производитель, за его безопасность – государство. Обязательные минимальные требования к безопасности продукции устанавливаются техническими регламентами. Все остальные требования к продукции, технологии, организации производства, системе менеджмента и так далее могут устанавливаться исключительно стандартами, которые применяются добровольно.

Государство обладает весьма ограниченными возможностями влиять на содержание национальных стандартов. Согласно закону № 184-ФЗ, функции уполномоченного государственного органа в области стандартизации ограничиваются формированием программы разработки стандартов и утверждения положений о технических комиссиях, а также утверждением разработанных им документов как национальных стандартов. Фактически стандартизация является результатом добровольных договоренностей заинтересованных сторон (производителей, отраслевой науки и потребителей), достигнутых в ходе работы технических комиссий. Таким образом, стандартизация не может рассматриваться как инструмент принуждения государством кого бы то ни было к чему бы то ни было, в том числе и к модернизации. Обязательные технические требования к продукции устанавливают технические регламенты. Согласно закону № 184-ФЗ, установление обязательных требований возможно для достижения следующих целей (статья 6, параграф 1):

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц;
  • защита государственного или муниципального имущества;
  • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечение энергетической эффективности.

Иных целей у техрегламентов быть не может (статья 6, параграф 2). При этом технические регламенты устанавливают обязательные минимальные требования к характеристикам продукции, а также связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации с учетом степени риска причинения вреда, связанного с использованием данной продукции. Иными словами, идеология закона «О техническом регулировании» предполагает минимально возможное вмешательство государства в деятельность бизнеса, которое ограничивается областями, имеющими общественную значимость. В то же время требования технических регламентов должны применяться исключительно к характеристикам конечной продукции. Обязательные требования к проектированию, производству, хранению и утилизации продукции могут устанавливаться лишь в том случае, если они непосредственно влияют на обеспечение безопасности использования (эксплуатации) самой продукции. Вводить обязательные требования к технологии производства, конструкции или исполнению конечной продукции, что было характерно для дореформенной системы технического регулирования, технические регламенты не могут.

Национальные или международные стандарты являются основой для разработки технических регламентов. Фактически технический регламент устанавливает обязательность применения требований существующих стандартов (полностью или частично). При этом сами стандарты и своды правил, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов, применяются на добровольной основе. Действует принцип «презумпции соответствия» – если субъект экономической деятельности выполняет требования национальных или международных стандартов, на которых основаны требования соответствующего регламента, это автоматически означает, что он выполняет требования самого технического регламента. В том случае если для удовлетворения требований технического регламента используются иные стандарты, необходимо подтверждение того, что их применение позволяет выполнить обязательные требования технического регламента в полном объеме.

Помимо своей основной функции, то есть обеспечения безопасности продукции на минимально допустимом уровне, технические регламенты могут использоваться как инструмент стимулирования, и в первую очередь – для создания «технологических коридоров». Это один из немногих нерыночных инструментов «прямого действия», позволяющих государству непосредственно влиять на инвестиционную политику частных предприятий, а также изменять структуру спроса и предложения на нерегулируемых рынках. Технические регламенты содержат обязательные минимальные требования к продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. В том случае если эти требования опережают текущие технологические и производственные возможности предприятий, которые выпускают являющуюся объектом регулирования продукцию, государство фактически выступает инициатором инвестиционных проектов, реализуемых на средства частных инвесторов.

Введение «опережающих» требований лишь по некоторым характеристикам конечной продукции вызывает «эффект домино». Даже незначительное изменение существенных характеристик конечной продукции может серьезно изменить условия ведения бизнеса не только в отрасли, выпускающей продукцию, требования к которой устанавливаются техрегламентом, но и в целом ряде смежных отраслей, а также условия функционирования рынка регулируемой продукции. Для того чтобы уложиться в определенные государством технические рамки, производитель вынужден изменять направление инвестиционных потоков, проводить реорганизацию и техническое перевооружение производства. Соответственно, изменяется структура спроса и предложения на смежных рынках технологического оборудования, инжиниринга и так далее, изменяется предложение и механизмы ценообразования на рынках конечной продукции, являющейся объектом регулирования.

В частности, в случае если бы введенные в нашей стране экологические требования к автомобильному, авиационному и судовому топливу, речь о которых пойдет ниже, содержали бы более жесткие ограничения на содержание серы в автомобильном топливе, это могло бы привести как минимум к временному выводу из эксплуатации ряда российских месторождений нефти.

Поскольку использование практически любой продукции связано с потреблением энергии и оказывает воздействие на окружающую среду, применение «опережающих» технических требований фактически предоставляет государству неограниченные возможности косвенно влиять как на изменение технологий производства продукции практически в любой отрасли экономики, так и на баланс спроса и предложения на рынках этой продукции.

Вместе с тем применение инструментов технического регулирования наиболее эффективно не для стимулирования инновационной активности бизнеса (то есть создания того, чего ранее не было), а для модернизации экономики на основе уже существующих технологий. «Техническое регулирование скорее подавляет инновационную активность, нежели стимулирует. Само по себе регулирование устроено так, что многие инновации изначально не соответствуют обязательным требованиям. Многие обязательные требования возникают вследствие использования той или иной технологии, но распространяются при этом на всю гамму продукции. А если вы начинаете применять инновации, то может выясниться, что новая технология безопасна, но может не удовлетворять некоторым обязательным требованиям технических регламентов», – говорит председатель инвестиционного комитета Торгово-промышленной палаты РФ Антон Данилов-Данильян.

Ограничения национальной системы технического регулирования для создания «технологических коридоров»

Использование инструментов технического регулирования для введения «опережающих» технических требований и стимулирования инвестиционной активности бизнеса в России встречает ряд ограничений.

Важнейшим из них является незавершенность реформы технического регулирования. По словам заместителя министра промышленности и торговли Владимира Саламатова, в настоящее время технические регламенты устанавливают обязательные требования лишь к 36,7% продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия на территории Российской Федерации.1 Обязательные требования к остальной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, устанавливаются документами, относящимися к дореформенной системе технического регулирования. «В наследство от СССР нам досталась чудовищная система государственных стандартов, норм и правил, соблюдение которых по-прежнему обязательно для бизнеса. В итоге, по данным различных опросов, в любой момент можно закрыть 90% предприятий, потому что в любой момент можно найти какие-нибудь противоречия какой нибудь инструкции, нормам или правилам», – комментирует Антон Данилов-Данильян.

Еще одним существенным ограничением, которое заметно тормозит принятие новых технических регламентов, являются медленные темпы обновления национального фонда стандартов и необходимость адаптации зарубежных стандартов к российским условиям. «Просто копировать в технических регламентах требования зарубежных стандартов нельзя. Можно записать в техническом регламенте, что с такого-то числа АвтоВАЗ будет производить «Мерседесы», но практического смысла в этом не будет. Любой стандарт содержит ссылки на десятки других стандартов. И их все нужно состыковать. Когда РЖД и Siemens запускали поезда «Сапсан», им пришлось адаптировать более 60 различных стандартов к нашим условиям. И это дало результат – когда прошлой зимой в Европе аналогичные по конструкции поезда встали, «Сапсан» ходил», – говорит первый заместитель комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП Андрей Лоцманов.

Наконец, в настоящее время требования технических регламентов лишь формально являются обязательными для исполнения. В России отсутствует эффективная система принуждения к выполнению требований технических регламентов. По словам руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григория Элькина, «мы вводим с вами технический регламент по бензинам, а за нарушение этого технического регламента штрафы составляют десятки тысяч рублей. Вы можете представить объем денег, который поступает недобросовестным продавцам, недобросовестным производителям за нарушение технического регламента, например, за разбавление бензина и так далее, а штраф составляет десятки тысяч рублей»2. Максимальный размер санкций за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (статья 19.19 КОАП РФ) составляет 50 тысяч рублей с конфискацией предмета правонарушения, что является неощутимой суммой даже для крепко стоящего на ногах малого предприятия, не говоря уже о гигантах российского бизнеса.

Критерии эффективности применения «технологических коридоров»

Важно отметить, что создание «технологических коридоров» и принуждение частных компаний к инновациям и техническому перевооружению должно рассматриваться лишь как побочный эффект от применения инструментов технического регулирования. Основное назначение технических регламентов, которое определено законодательством РФ, – это введение основополагающих минимальных, с учетом существующего уровня риска, требований к безопасности продукции, а также гармонизация этих требований с нормами, принятыми за рубежом. Вследствие этого прогнозировать в полной мере последствия введения опережающих обязательных требований технического регулирования (создания «технологических коридоров») крайне сложно.

Применение подобных нерыночных, административных инструментов стимулирования в той или иной мере является шоком для бизнеса. В связи с этим важно оценивать эффективность введения «опере жающих» требований технических регламентов (создания «технологических коридоров») комплексно, учитывая как интересы производителей и потребителей, так и задачи модернизации экономики. Нам представляется, что такая оценка должна основываться на следующих критериях:

  • Вводимые «опережающие» обязательные требования должны способствовать максимально эффективному достижению основной цели принятия технических регламентов – обеспечению безопасности продукции.
  • Опережающие требования технического регламента не должны создавать необоснованные ограничения на деятельность бизнеса, иными словами, они должны быть выполнимы. Речь идет как об учете текущих инвестиционных возможностей компаний, продукция которых является предметом регулирования, так и о наличии доступных технологий, применение которых позволяет выполнить требования техрегламента с минимальными затратами. Кроме того, определяя сроки введения в действие требований технического регламента, государство должно учитывать разницу в стартовых позициях (текущий уровень технологической оснащенности), а также длительность инвестиционных циклов в отрасли. Данное требование отражено в статье 3 закона «О техническом регулировании», в котором четко указывается, что техническое регулирование должно осуществляться в соответствии с уровнем национальной экономики, развитием материально-технической базы, а также уровнем научно-технического развития.
  • Государство должно предусмотреть механизмы, позволяющие выполнить опережающие требования технического регламента наиболее дешевым для производителей способом. В частности, речь может идти как о применении мер налогового стимулирования производителей, так и о формировании государственной стратегии развития соответствующей отрасли и смежных с ней отраслей и рынков, позволяющей в наибольшей мере задействовать уже существующий технологический потенциал производителей продукции, опережающие требования к которой устанавливаются техническим регламентом.
  • Создание «технологических коридоров» должно способствовать решению основных проблем отрасли,производящей продукцию, которая является объектом технического регулирования.
  • Конечной целью модернизации, на которую направлено введение «опережающих» технических требований, является создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, а также ускорение технологического развития соответствующей отрасли и смежных с ней отраслей. Инвестиционные проекты, стимулированные введением опережающих требований технических регламентов, должны иметь мультипликативный эффект, то есть способствовать развитию смежных отраслей и отраслевой науки. В противном случае говорить о сколько-нибудь заметном влиянии «технологических коридоров» на модернизацию российской экономики и ее технологический потенциал не приходится.
  • Вводя «опережающие» обязательные требования, государство нарушает сложившийся баланс спроса и предложения на рынке соответствующей продукции. Более того, может сложиться ситуация, при которой конечный потребитель будет лишен экономических стимулов к приобретению продукции, произведенной в соответствии с «опережающими» требованиями техрегламентов. Поэтому государство должно предпринять меры, направленные на обеспечение спроса на продукцию, произведенную в соответствии с «опережающими» требованиями техрегламента. В частности, если введение опережающих требований затрагивает сразу несколько смежных рынков, то государство должно принять меры для синхронного и согласованного введения в действие требований соответствующих техни ческих регламентов. Классический пример – введение требований к экологической безопасности к автомобильному топливу и самим автомобилям; ведь ясно, что экологически чистое топливо никому не нужно, если основу автопарка составляют «грязные» автомобили.
  • Использование «технологических коридоров» не должно приводить к ситуации, при которой за модернизацию соответствующих отраслей будут расплачиваться конечные потребители продукции, по отношению к которой вводятся «опережающие» требования.

Законодательную и нормативную базу технического регулирования составляют: Конституция РФ; правила международных договоров, регулирующие вопросы технического регулирования; Федеральный закон о техническом регулировании; акты Правительства РФ в области технического регулирования; документы в области стандартизации.

Федеральный закон о техническом регулировании нормативно закрепил основы проведения реформы технического регулирования, целью которой является обеспечение эффективности регулирующего воздействия государства и устранение необоснованных препятствий для деятельности экономических механизмов с учетом необходимости соблюдения и защиты законных прав и интересов общества и государства. Данная реформа заложила основы для модернизации основных элементов системы применения технических требований: разработки и принятия обязательных требований, процедур подтверждения соответствия, механизмов государственного контроля (надзора), систем аккредитации лиц и органов, участвующих в процедурах подтверждения соответствия.

Одной из причин принятия Федерального закона о техническом регулировании явилась подготовка к вступлению Российской Федерации в ВТО. Это потребовало реформирования существующей системы технического нормирования в свете требований ВТО, Нового и Глобального подходов, реализуемых в рамках ЕС в техническом регулировании, правил и рекомендаций общепризнанных международных организаций.

В государствах – членах ВТО обязательные для применения требования к продукции устанавливаются в технических регламентах, утверждаемых органами власти. При этом национальные стандарты являются добровольными для применения и могут обеспечивать доказательную базу соответствия продукции требованиям технического регламента (презумпция соответствия). В ЕС обязательные для применения требования к продукции устанавливаются в директивах, являющихся актами законодательства ЕС.

ЕС разработаны оригинальные новаторские методы, позволяющие ликвидировать технические барьеры, препятствующие свободному обращению продукции.

Среди них важное место занимают Новый подход к техническому нормированию и стандартизации и Глобальный подход к подтверждению соответствия. Согласно принципам Нового и Глобального подходов, продукция может поступать на европейский рынок только в случае, если она удовлетворяет соответствующим требованиям и прошла оценку соответствия, определенную применимыми к ней директивами. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям директив осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.

Следует отметить, что в России разделение требований на обязательные и добровольные не было законодательно подкреплено. Большинство требований носило обязательный характер и устанавливалось преимущественно в нормативно-технической документации. Преобладающей формой подтверждения соответствия продукции являлась обязательная сертификация. Это усложняло формирование полноценной рыночной инфраструктуры, максимально отвечающей международным требованиям.

Специфическими задачами технического регулирования явились:

  • • построение прозрачной, понятной участникам рынка системы обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам;
  • • устранение избыточных административных барьеров, включая неэффективные и затратные формы подтверждения соответствия;
  • • гармонизация подходов к оценке безопасности продукции с международными требованиями;
  • • предотвращение вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов по производству и обращению продукции в большей мере, чем это требуется с учетом имеющейся степени риска причинения вреда.

Предметом правового регулирования Федерального закона о техническом регулировании являются отношения между юридическими и физическими лицами, государственными органами, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся по вопросам:

  • • установления обязательных технических норм и правил;
  • • безопасности;
  • • подтверждения соответствия;
  • • стандартизации;
  • • аккредитации ОС и испытательных лабораторий (центров);
  • • государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • • ответственности в случаях несоответствия требованиям технических регламентов и других случаях;
  • • финансирования работ в области технического регулирования.

С момента вступления Федерального закона о техническом регулировании в силу в него постоянно вносятся изменения.

В нем сохранилась двухуровневая система требований: обязательных (требования технических регламентов) и добровольных (требования национальных стандартов).

В число объектов технического регулирования добавлены связанные с продукцией процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа и наладки (эти уточнения содержатся в соответствующих статьях практически по всему тексту Федерального закона о техническом регулировании).

Кроме того, применение данного Федерального закона распространяется на требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, а именно с обеспечением целостности, устойчивости функционирования сети связи и ее безопасности, отношения, сопряженные с обеспечением целостности единой сети связи и использованием радиочастотного спектра.

Отменено разделение технических регламентов на общие и специальные, внесено определение открытого перечня видов безопасности, а также включение сводов правил в перечень документов в области стандартизации. Перечень продукции и связанных с ней процессов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования технических регламентов, более не является исчерпывающим.

Исходное общеправовое понятие безопасности закреплено в ст. 1 Федерального закона о безопасности.

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В качестве жизненно важных интересов выступает совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности данный Федеральный закон относит: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. Федеральный закон о безопасности раскрывает отдельные элементы безопасности, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля (надзора) за законностью их деятельности.

Таким образом, безопасность представляет собой состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений.

Такое определение носит относительный и вероятностный характер, т.е. в данный момент угрозы нет, но она может возникнуть в будущем, либо нет смертельной опасности, например, для человека, но есть опасность для его здоровья. Для применения термина «безопасность» в каждом конкретном случае необходимо иметь четкое представление о том, что является угрозой, от чего (кого) она может исходить, па что (кого) может быть направлена, а также чем эта безопасность обеспечивается и нормируется.

Наиболее значимым изменением явилось законодательное закрепление принципа презумпции соответствия национальных стандартов требованиям технических регламентов: применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

С момента вступления в действие Федерального закона о техническом регулировании возникла необходимость внесения изменений и дополнений в целый ряд законов РФ, прямо или косвенно имеющих отношение к техническому регулированию.

Примерами таких актов могут служить следующие федеральные законы: от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»; от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Кроме того, были внесены изменения в целый ряд актов федерального законодательства: Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и пр.

Правительство РФ выпустило целый ряд постановлений, обеспечивающих техническое регулирование нормативноправовых документов.

Со дня вступления в силу Федерального закона о техническом регулировании (июль 2003 г.) отменены законы «О сертификации продукции и услуг»; «О стандартизации» и др., а также пересмотрены документы, регламентирующие решение организационных вопросов по стандартизации и сертификации как на межотраслевом, так и отраслевом уровнях, документы системы обязательной и добровольной сертификации.

Актуализированы следующие документы:

  • • постановление Госстандарта России от 10.05.2000 № 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации»;
  • • постановление Госстандарта России от 21.09.1994 № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • • постановление Госстандарта России от 17.03.1998 №11 «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р»;
  • • постановление Госстандарта России от 25.07.1996 № 14 «О Правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции»;
  • • постановление Госстандарта России от 30.12.1999 №71 «О Системе сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов» (вместе с «Правилами проведения работ по сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов») и пр.

Утверждены новые нормативные документы по процедурам оценки соответствия.

Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере технического регулирования и стандартизации Российской Федерации предполагает:

  • • приведение нормативных правовых актов России в соответствие с международными соглашениями и иными нормативными документами в области технического регулирования и стандартизации наднационального уровня в целях совершенствования и оптимизации структуры национальной системы стандартизации;
  • • уточнение видов технических регламентов и документов в области стандартизации на основе рекомендаций ИСО;
  • • совершенствование процедур планирования работ по стандартизации, процедур разработки, утверждения, проверки, пересмотра, отмены и внедрения документов в области стандартизации;
  • • упрощение процедур и сокращение сроков утверждения национальных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам;
  • • усиление роли стандартизации на уровне предприятий для технического переоснащения и модернизации производства, преодоления сложившейся тенденции ликвидации служб стандартизации в субъектах хозяйствования;
  • • стимулирование участия организаций и предприятий промышленности в работах по стандартизации, в том числе на принципах частно-государственного партнерства;
  • • расширение практики применения в правовых актах и иных документах ссылок на документы в области стандартизации в качестве источника, позволяющего идентифицировать документ (составную часть документа), касающийся аспектов стандартизации, с учетом практики государств – членов ВТО и основных торговых партнеров Российской Федерации;
  • • отмена правовых и иных норм, противоречащих Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле;
  • • совершенствование деятельности ТК по стандартизации, а также организаций, выполняющих работы в области стандартизации;
  • • обязательность применения документов в области стандартизации для оценки соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, при закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;
  • • применение Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (приложение № 3 к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (заключено в г. Марракеше 15.04.1994));
  • • совершенствование правового регулирования в области государственного управления, оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти в области технического регулирования и стандартизации (включая организацию разработки и актуализацию) в конкретных секторах экономики;
  • • совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам;
  • • совершенствование правового регулирования корпоративных отношений, предусматривающих формирование модели, стимулирующей деятельность малого и среднего бизнеса по созданию производств и их технологической модернизации.

Основополагающим документом для рассмотрения технических регламентов в строительстве служит ФЗ № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которым разрабатывается техническое регламентирование. Но данные регламенты устанавливают только минимально необходимые требования, которые призваны обеспечивать единство измерений, безопасность и т.д., за исключением некоторых случаев, когда необходимо установить требования к «исполнению продукции». Именно таким исключением предстает сфера строительства. Поэтому для регулирования деятельности строителей был принят дополнительный документ – ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Технические регламенты в строительстве определяют обязательные требования к уровню безопасности зданий (сооружений), независимо от их назначения, а также к соответствующим процессам изыскания, проектирования, монтажа, строительства, наладки, эксплуатации и сноса.

Технические регламенты в строительстве включают следующие требования:

  1. Пожарная безопасность.
  2. Механическая безопасность.
  3. Безопасность для здоровья человека, условий его проживания, а также пребывания в здании.
  4. Безопасность при определенных природных явлениях и процессах, а также техногенных воздействиях.
  5. Безопасность для пользователей зданий.
  6. Энергетическая эффективность зданий.
  7. Уровень доступности зданий для групп населения с ограниченными физическими возможностями.
  8. Безопасность воздействия зданий на окружающую среду.

Технические регламенты в строительстве обусловлены ФЗ № 384 ст.3 п.6. Данным законом определено, что для четкого соблюдения прилегающих требований в обязательном порядке должен быть применен Перечень национальных стандартов, утвержденный Правительством РФ.

Обязательный перечень национальных стандартов

Заявленный перечень был утвержден Указом Правительства РФ № 1047 – р. В связи с данным указом ни одно здание не будет введено в эксплуатацию, если его характеристики не соответствуют действующим техническим регламентам в строительстве.

Нормы, установленные ФЗ № 384, не применяются к зданиям:

  • определенным к эксплуатации до вступления данных требований в законную силу;
  • строительство, капремонт и реконструкция которых осуществляются в соответствии с документацией, отправленной на госэкспертизу или уже утвержденной ею до вступления данных требований в законную силу;
  • в случае, если проектная документация не подлежит госэкспертизе, и заявление о получении разрешения на строительство подано до вступление данных требований в законную силу.

Данные нормы не действуют в отношении вышеперечисленных ситуаций до капитального ремонта или реконструкции здания.

Добровольный перечень государственных стандартов

Техническим регламентом в строительстве ФЗ № 384 ст.6 п.7 определено, что Национальный орган по стандартизации должен опубликовать и разместить в информационной системе перечень соответствующих документов, применяемых на добровольной основе.

Согласно ФЗ № 184, применение добровольных стандартов является достаточным условием для соблюдения требований технических регламентов в строительстве (ст.16.1 п. 4).

Напротив, неприменение стандартов не является несоблюдением технических регламентов в строительстве. В данном случае допускается использование иной документации для оценки соответствия.