Тр 013

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в методику распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1183 «Об утверждении методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 2, ст. 230; 2011, № 8, ст. 1121).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2018 г. № 1748

1. Пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:

«4. Численность сотрудников органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая необходима для осуществления переданных полномочий (Qi), определяется по формуле:

Qi = Ki x (Bi x Tnpi + Тмi) / Тнорм + Kj x (Bi x Tnpj + Tmj) / Тнорм,

где:

Ki — количество расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов культурного наследия федерального значения, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 1 июля текущего года, в отношении которых осуществляются переданные полномочия;

Bi — количество мероприятий по контролю за состоянием одного объекта культурного наследия федерального значения в субъекте Российской Федерации;

Tпрi — время, необходимое для осуществления одного мероприятия по контролю за состоянием одного объекта культурного наследия федерального значения (за исключением объектов археологического наследия) в субъекте Российской Федерации одним сотрудником с учетом особенностей географического расположения объектов контроля на территории этого субъекта Российской Федерации. Среднее время проведения одного такого мероприятия составляет 16 часов, для Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Саха (Якутия), Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, Красноярского, Ставропольского и Хабаровского краев — 32 часа, для Московской области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга — 12 часов, для Республики Крым и г. Севастополя — до 2020 года включительно 32 часа;

Тмi — время, необходимое для осуществления иных мероприятий по государственной охране одного объекта культурного наследия федерального значения (за исключением объектов археологического наследия) в субъекте Российской Федерации. Среднее время, необходимое для осуществления указанных мероприятий, составляет 32 часа;

Тнорм — норматив рабочего времени в году, который составляет 1980 часов (произведение 247,5 рабочего дня в году и 8 рабочих часов в день);

Kj — количество расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов археологического наследия, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 1 июля текущего года, в отношении которых осуществляются переданные полномочия;

Tnpj — время, необходимое для осуществления одного мероприятия по контролю за состоянием одного объекта археологического наследия в субъекте Российской Федерации одним сотрудником с учетом особенностей географического расположения объектов контроля на территории этого субъекта Российской Федерации. Среднее время проведения одного такого мероприятия составляет 8 часов, для Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Саха (Якутия), Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, Красноярского, Ставропольского и Хабаровского краев — 16 часов, для Московской области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга — 6 часов, для Республики Крым и г. Севастополя — до 2020 года включительно 16 часов;

Tmj — время, необходимое для осуществления иных мероприятий по государственной охране одного объекта археологического наследия в субъекте Российской Федерации. Среднее время, необходимое для осуществления указанных мероприятий, составляет 16 часов.

5. Затраты на содержание одного сотрудника органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия (Si), определяются по формуле:

Si = Sн + Мз + Окс,

где:

Sн — расходы на оплату труда одного сотрудника, которые рассчитываются исходя из среднемесячной заработной платы федеральных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти за отчетный период с учетом страховых взносов (30,2 процента среднемесячной заработной платы федеральных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти за отчетный период);

Мз — прочие расходы в объеме 20 процентов затрат на оплату труда всех сотрудников, которые рассчитываются исходя из фактически сложившегося соотношения материальных затрат к общим расходам за отчетный период;

Окс — компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (один раз в 2 года).».

2. Дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Оке), определяется по формуле:

Окс = Qi/2 х Sн х Чкс/Чо,

где:

Чкс — численность населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях;

Чо — общая численность населения субъекта Российской Федерации.».

3. Абзац четвертый пункта 7 дополнить словами «, предусмотренных подпунктом 14 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748 (далее – ТР 2009/013/BY), внесены изменения и дополнения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2015 № 744 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1748» (далее – постановление № 744), которое вступает в силу в марте 2016 г., за исключением отдельных положений, которые вступили в силу с 1 ноября 2015 г.

1. Область применения ТР 2009/013/BY

Постановлением № 744 действие ТР 2009/013/BY распространено, кроме всего прочего, на распределительную инженерную инфраструктуру 1–4-го классов сложности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Под распределительной инженерной инфраструктурой необходимо понимать инженерные сети, капитальные строения, изолированные помещения, а также иные объекты, которые осуществляют подачу и направление ресурсов от места их учета и распределения до участков размещения конкретных объектов потребления (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры», в редакции от 28.07.2015 № 342).

Также уточнено, что действие ТР 2009/013/BY распространяется на выпускаемую в обращение проектную документацию на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объектов 1–4-го классов сложности независимо от страны происхождения. Данное уточнение исключает объекты 5-го класса сложности из сферы действия ТР 2009/013/BY.

Постановлением № 744 исключено распространение действия ТР 2009/013/BY на благоустроенные здания и сооружения на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

С марта 2016 г. ТР 2009/013/BY не будет распространять свое действие на выпускаемую в обращение проектную документацию на благоустройство объектов независимо от страны происхождения.

Постановлением № 744 изменены количество и состав объектов и материалов, изделий, на которые ТР 2009/013/BY не распространяет свое действие. Из перечня, приведенного в п. 2 ст. 1 ТР 2009/013/BY, исключены:

  • объекты транспортной инфраструктуры (аэродромы, автомобильные и железные дороги, улицы и дороги городов и населенных пунктов, мосты, в т.ч. путепроводы, виадуки, эстакады), магистральные инженерные сети;
  • внутриплощадочные газопроводные сети и газовое оборудование предприятий, газотурбинные электростанции, установки для преобразования энергии избыточного давления природного газа в электрическую энергию;
  • строительные материалы и изделия, бывшие в эксплуатации (потреблении);
  • строительные материалы и изделия, ввезенные в единичных экземплярах (количестве), предусмотренных одним внешнеторговым договором, исключительно для собственного использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в т.ч. для исследования, изучения и испытаний);
  • строительные материалы и изделия, изготавливаемые по индивидуальным чертежам (эскизам) и реализуемые населению для личных нужд.

Следовательно, с марта 2016 г. ТР 2009/013/BY уже будет распространять свое действие на перечисленные выше объекты, материалы и изделия, исключенные из п. 2 ст. 1 ТР 2009/013/BY.

Также постановлением № 744 установлено, что кроме перечисленного в п. 2 ст. 1 ТР 2009/013/BY не распространяет свое действие на:

  • транспортную инфраструктуру (аэродромы, автомобильные и железные дороги, улицы и дороги населенных пунктов, мосты, в т.ч. путепроводы, виадуки, эстакады, за исключением расположенных на них речных портов, аэровокзалов, относящихся к сооружениям 1–4-го классов сложности, независимо от вида транспортных путей);
  • технологические процессы, осуществляемые в сооружениях в соответствии с их функциональным назначением, а также располагаемые в них технологическое оборудование и трубопроводы, магистральную инженерную инфраструктуру.

2. Противопожарная защита и пожаротушение

По всему тексту ТР 2009/013/BY понятие «технические средства противопожарной защиты» заменено на понятие «средства противопожарной защиты и пожаротушения». Постановлением № 744 в ст. 2 ТР 2009/013/BY установлено понятие средств противопожарной защиты и пожаротушения. К данным средствам относится продукция, которая предназначается для предотвращения, снижения риска возникновения, ограничения распространения пожара и его опасных факторов. Целями применения средств противопожарной защиты и пожаротушения являются тушение пожара, спасение людей и ликвидация чрезвычайных ситуаций, защита жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды от пожара, а также снижение риска причинения вреда или нанесения ущерба вследствие пожара.

Постановлением № 744 внесено изменение в подп. 3.5.1 п. 3 ТР 2009/013/BY. Заменено одно из требований пожарной безопасности, предъявляемых к объемно-планировочным и конструктивным решениям, которое должно обеспечивать устойчивость сооружений при пожаре, ограничивать распространение опасных факторов пожара и исключать возможность их воздействия на людей до наступления предельно допустимых значений.

Ранее данное требование реализовывалось с помощью заполнения проемов в противопожарных преградах противопожарными воротами, дверями, окнами, люками, клапанами. В редакции постановления № 744 требование пожарной безопасности, предъявляемое к объемно-планировочным и конструктивным решениям, реализуется с помощью устройства в проемах противопожарных преград противопожарных заполнений регламентированного типа.

3. Требования безопасности проведения сварочных работ

Расширены существенные требования безопасности по механической прочности и устойчивости: постановлением № 744 предусматривается, что процессы сварки должны обеспечивать механическую прочность конструкций и изделий, соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов и проектной документации. Отмечено также, что работы по освидетельствованию сварочного производства и выдаче свидетельств об оценке сварочного производства проводятся уполномоченными органами или организациями, определенными Минстройархитектуры. В строительной отрасли порядок проведения освидетельствования сварочного производства и формирования комиссий по аттестации сварщиков устанавливается Минстройархитектуры.

На основании введенных требований безопасности по процессам сварки постановлением № 744 также даны определения понятиям освидетельствования сварочного производства, аттестации сварщиков, сварного соединения с нормированной прочностью.

Аттестация сварщиков – процедура, применяемая для установления уровня теоретических знаний и практических навыков сварщиков, необходимого для обеспечения качества выполняемых сварных соединений.

Освидетельствование сварочного производства – оценка возможности изготовителя обеспечить выпуск продукции сварочного производства строительных изделий и конструкций с нормированной прочностью как на строительной площадке, так и в заводских условиях в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Сварное соединение с нормированной прочностью – сварное соединение, воспринимающее и (или) передающее нагрузку между отдельными элементами конструкции (сборочными единицами), прочность которого учитывается при проектировании строительных изделий и конструкций (к сварным соединениям с нормированной прочностью относятся стыковые, тавровые, нахлесточные, угловые соединения стальных строительных конструкций и крестообразные соединения арматуры для железобетонных конструкций и изделий, а также стыковые, тавровые, нахлесточные соединения арматуры и проката).

4. Эксплуатационно-технический паспорт сооружения

Постановлением № 744 установлено, что эксплуатационно-технический паспорт оформляется на каждое вновь возводимое и реконструируемое сооружение.

Эксплуатация сооружения осуществляется в соответствии с эксплуатационно-техническим паспортом, разработанным до ввода сооружения в эксплуатацию в составе проектной документации.

Изменено также содержание эксплуатационно-технического паспорта. На основании постановления № 744 эксплуатационно-технический паспорт должен содержать:

  • сведения о сооружении, его основных конструкциях, инженерных системах;
  • проектные значения допустимых полезных нагрузок на основные несущие конструкции сооружения;
  • уровень ответственности и класс сложности сооружения;
  • нормативный срок эксплуатации сооружения;
  • комплексные, теплотехнические, энергетические показатели сооружения;
  • рекомендации по улучшению энергетических характеристик сооружения;
  • класс сооружения по энергоэффективности;
  • мероприятия, проводимые в процессе эксплуатации сооружения в целях снижения расходов энергоресурсов;
  • пожарно-технические характеристики сооружения;
  • правила содержания и технического обслуживания системы противопожарной защиты сооружения;
  • план эвакуации при пожаре и чрезвычайных ситуациях;
  • требования к системе удаления бытовых отходов;
  • правила содержания, обслуживания, ремонта и надзора за конструктивными элементами, инженерными системами сооружения.

Постановлением № 744 также вводится обязанность заказчика (застройщика) включать в эксплуатационно-технический паспорт дополнительные сведения и приложения до ввода объекта в эксплуатацию.

5. Подтверждение соответствия

5.1 Здания, сооружения

Постановлением № 744 внесены изменения в комплект технической документации, который находится в наличии у заказчика (застройщика) или его уполномоченного представителя и подтверждает соответствие сооружения существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY на этапах проектирования и строительства (п. 2 ст. 7 ТР 2009/013/BY).

Ранее в комплект технической документации включались сертификаты соответствия системы управления качеством при их наличии у проектировщиков и исполнителей работ в строительстве. Постановлением № 744 уточнено, что в комплект технической документации должны быть включены документы, подтверждающие наличие разработанной и внедренной системы менеджмента качества, или копия сертификата соответствия системы менеджмента качества. Это означает, что у всех участников строительства должны быть документы, подтверждающие наличие разработанной и внедренной системы менеджмента качества. Также в комплект технической документации должны включаться документы, свидетельствующие о наличии системы производственного контроля исполнителей работ в строительстве в части проведения испытаний.

Постановлением № 744 уточнено, что в комплект технической документации, подтверждающий соответствие сооружения существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, при проведении сварных работ для сварных соединений с ненормированной прочностью должны включаться протоколы испытаний сварных соединений, а для сварных соединений с нормированной прочностью – свидетельство об оценке сварочного производства.

5.2 Проектная документация

Постановлением № 744 внесены изменения в п. 3 ст. 7 ТР 2009/013/BY.

Уточнен состав комплекта технической документации, подтверждающего соответствие проектной документации существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, который должен иметь проектировщик или его уполномоченный представитель. Необходимо наличие документов, подтверждающих разработанную и внедренную систему менеджмента качества, или копии сертификата соответствия системы менеджмента качества.

Постановлением № 744 установлено, что декларация о соответствии проектной документации действительна до оформления декларации о соответствии проектной документации на реконструкцию, капитальный ремонт, реставрацию сооружения.

5.3 Работы в строительстве

Постановлением № 744 внесены изменения в п. 4 ст. 7 ТР 2009/013/BY. В нем приведен комплект технической документации, подтверждающий соответствие работ в строительстве существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, который должен иметь исполнитель работ в строительстве.

В комплект технической документации, подтверждающий соответствие работ в строительстве, ранее включалась копия сертификата соответствия системы управления качеством при ее наличии. Постановлением № 744 уточнено, что в данный комплект технической документации должны быть включены документы, подтверждающие наличие разработанной и внедренной системы менеджмента качества, или копия сертификата соответствия системы менеджмента качества. Также в комплект технической документации должны включаться документы, свидетельствующие о наличии системы производственного контроля в части проведения испытаний.

Постановлением № 744 уточнено, что в комплект технической документации, подтверждающий соответствие работ в строительстве, при проведении сварных работ для сварных соединений с ненормированной прочностью должны включаться протоколы испытаний сварных соединений, а для сварных соединений с нормированной прочностью – свидетельство об оценке сварочного производства.

Ранее было установлено, что комплект технической документации, подтверждающий соответствие работ в строительстве, хранится у исполнителя работ в строительстве в течение 5 лет со дня выпуска выполненных работ в обращение и представляется органам государственного надзора по их требованию. Постановлением № 744 кардинально изменено данное требование. Установлено, что комплект технической документации исполнитель работ в строительстве должен передать заказчику (застройщику) или его уполномоченному представителю. Данный комплект документов находится на хранении у заказчика (застройщика) или его уполномоченного представителя до оформления комплекта технической документации на реконструкцию, капитальный ремонт, реставрацию сооружения и представляется органам государственного надзора по их требованию.

5.4. Строительные материалы и изделия

Установлено, что для подтверждения соответствия строительных материалов и изделий, указанных в приложении к ТР 2009/013/BY, существенным требованиям безопасности изготовитель (импортер) или его уполномоченный представитель получает сертификат соответствия или оформляет декларацию о соответствии на основании технической оценки пригодности строительных материалов и изделий. Также изготовитель (импортер) строительных материалов и изделий маркирует их знаком соответствия согласно ст. 8 ТР 2009/013/BY.

Постановлением № 744 установлено, что подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия на основании технической оценки пригодности строительных материалов и изделий (систем) осуществляется:

  • при отсутствии государственных или межгосударственных стандартов, введенных в действие на территории Республики Беларусь, устанавливающих требования к строительным материалам и изделиям (системам), либо в случае изготовления их по зарубежным нормам;
  • в отношении строительных материалов и изделий (систем), вновь разрабатываемых или модернизированных, изготавливаемых по техническим условиям, свойства и условие применения которых полностью или частично не регламентированы государственными или межгосударственными стандартами, введенными в действие на территории Республики Беларусь, либо отличаются от их требований.

Это применимо к строительным материалам и изделиям, свойства и условие применения которых влияют на обеспечение безопасности сооружений, строительных конструкций, их частей и элементов внутренних инженерных систем для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды.

Ранее в Перечне строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), являющемся приложением к ТР 2009/013/BY (далее – Перечень), было приведено деление строительных материалов и изделий на их подтверждение соответствия: «В форме декларирования соответствия», «В форме обязательной сертификации», «В форме декларирования соответствия на основании технической оценки пригодности».

Также постановлением № 744 установлено, что строительные материалы и изделия, применяемые при строительстве сооружений, на которые не распространяет свое действие ТР 2009/013/BY, не подлежат обязательному подтверждению соответствия.

Из комплекта технической документации, который обеспечивает подтверждение соответствия строительных материалов и изделий существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, исключены следующие документы:

  • техническое описание строительных материалов и изделий;
  • заключение об области и условиях применения средств противопожарной защиты, используемых в строящихся сооружениях (при необходимости);
  • документы, свидетельствующие о наличии системы производственного контроля изготовителя (свидетельство о технической компетентности, или аттестат аккредитации испытательного подразделения, или другие документы);
  • сертификат соответствия системы управления качеством изготовителя (при наличии).

Постановлением № 744 в комплект технической документации, который обеспечивает подтверждение соответствия строительных материалов и изделий существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, включены новые документы:

  • документы, свидетельствующие о наличии системы производственного контроля изготовителя в части проведения испытаний (свидетельство о технической компетентности или аттестат аккредитации испытательного подразделения), за исключением импортера;
  • документы, подтверждающие наличие разработанной и внедренной системы менеджмента качества, или копия сертификата соответствия системы менеджмента качества;
  • протоколы испытаний сварных соединений (для сварных соединений с ненормированной прочностью);
  • свидетельство об оценке сварочного производства (для сварных соединений с нормированной прочностью).

Постановлением № 744 установлены органы, осуществляющие работы по технической оценке пригодности строительных материалов и изделий и средств противопожарной защиты и пожаротушения для применения в строительстве. Техническая оценка пригодности строительных материалов и изделий осуществляется уполномоченными органами по подготовке и выдаче технических свидетельств, назначенными Минстройархитектуры, а для средств противопожарной защиты и пожаротушения – уполномоченными органами, назначенными МЧС, в соответствии с законодательством, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами. Уполномоченный орган для проведения технической оценки организует испытания образцов строительных материалов и изделий для определения значений показателей безопасности и качества, а также устанавливает действительные значения этих показателей, обеспечивающие соблюдение существенных требований безопасности ТР 2009/013/BY. Уполномоченный орган определяет условия и область применения строительных материалов и изделий.

6. Перечень строительных материалов, изделий, работ в строительстве

Постановлением № 744 изменен Перечень. Он разделен на 2 основные подгруппы: «Строительные материалы и изделия» и «Работы в строительстве». Ранее Перечень был общим, деление отсутствовало. Это изменение вступит в силу в марте 2016 г., за исключением п. 4 «Заполнители для бетонов и растворов» Перечня «Строительные материалы и изделия», вступающего в силу с 1 ноября 2015 г. Количество строительных материалов и изделий, требующих подтверждения соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, уменьшилось с 203 до 27.

Количество и состав работ в строительстве, требующих подтверждения соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY, не изменились.

Наталья Ходорик, инженер