Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование: кто предупрежден, тот вооружен

Наверняка многим приходилось слышать высказывания руководителей страны о необходимости усиления контроля над трансфертными ценами. В настоящей статье мы постараемся вкратце пояснить, что понимается под трансфертными ценами, как они регулируются в России в настоящее время и какие ожидаются изменения, а также каким образом эти изменения коснутся участников российского фармацевтического рынка.

ЧТО ТАКОЕ ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ?

В целом, о вопросах трансфертного ценообразования в прессе написано немало, при этом тема продолжает порождать множество мифов. Основной миф состоит в том, что трансфертное ценообразование — это реализация товаров или услуг взаимозависимыми компаниями по ценам, отличным от рыночных, и применяется оно в целях налоговой оптимизации компаний одной группы.

Хотя трансфертные цены — это действительно цены, которые применяются для реализации товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми компаниями, их не следует автоматически рассматривать как не соответствующие рыночному уровню. Основной принцип, который установлен законодательством многих стран, а также большинством международных договоров об избежание двойного налогообложения, заключается именно в том, чтобы цены сделок с участием взаимозависимых лиц соответствовали рыночному уровню, т.е. ценам, которые были бы установлены в рамках сопоставимых сделок с участием независимых компаний. За рубежом такой принцип соответствия трансфертной цены рыночному уровню получил название «принципа вытянутой руки». В том случае, когда трансфертные цены не соответствуют рыночным и, как результат, налоговые поступления в бюджет осуществляются исходя из заниженных цен, страдают интересы государства.

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН СЕГОДНЯ

Для того чтобы налоги рассчитывались исходя из рыночных цен, налоговые органы осуществляют контроль цен по определенным видам сделок. В большинстве экономически развитых стран к числу сделок, контролируемых налоговыми органами на предмет соответствия рыночному уровню, как правило, относят сделки между взаимозависимыми лицами, находящимися в разных странах. В России в настоящее время под действие ст. 40 Налогового кодекса РФ (далее — «НК РФ»), которая устанавливает российские правила трансфертного ценообразования, попадают следующие сделки:

  • между взаимозависимыми лицами (в т.ч. внутри РФ);
  • бартерные сделки;
  • все внешнеторговые сделки (в т.ч. с третьими лицами);
  • сделки, цены по которым отклоняются более чем на 20% от цен по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), реализованным в течение непродолжительного периода времени.

При этом дополнительные налоговые обязательства для налогоплательщика могут возникнуть только в том случае, если трансфертная цена отклоняется более чем на 20% от рыночной цены. Бремя доказывания несоответствия цены рыночному уровню лежит на налоговых органах. Формулировки правил трансфертного ценообразования, изложенные в ст. 40 НК РФ, вызывают у налогоплательщиков ряд вопросов. Приведем некоторые из них.

Неясность относительно объекта контролируемых сделок.

Согласно действующему законодательству, контролируются сделки по предоставлению товаров, работ и услуг. Однако в реальности налогоплательщики, в т.ч. участники фармацевтического рынка, сталкиваются с гораздо большим разнообразием сделок, и неминуемо возникают вопросы: а как быть с уплатой лицензионных платежей за право пользования торговым знаком или ноу-хау? А можно ли считать услугой предоставление внутригрупповых займов? А контролируется ли передача имущественных прав?

Широкий спектр контролируемых сделок.

В соответствии с действующим законодательством под контроль налоговых органов попадают не только сделки между взаимозависимыми лицами, но и сделки между независимыми лицами. Известно, что очень часто фармацевтические компании предоставляют скидки своим дистрибьюторам в зависимости от различных коммерческих условий (объемов закупок, сроков платежа и т.д.). Если наблюдается разброс по ценам на один и тот же товар более чем в 20% в течение непродолжительного периода времени, налоговые органы могут поставить под сомнение размер и обоснованность скидок. Казалось бы, почему налогоплательщик должен отчитываться и объяснять наличие и уровень скидок по сделкам с независимыми лицами? Однако действующее законодательство требует от него подобных объяснений и соответствующего документального подтверждения.

Ограниченность методов трансфертного ценообразования, которые могут быть использованы для определения рыночной цены.

В настоящее время российское законодательство разрешает использование только трех методов определения трансфертных цен в строгой иерархии: метода сопоставимой независимой цены; метода последующей реализации и затратного метода. Однако при всей сложности операций, осуществляемых фармацевтическими компаниями сегодня, а также в условиях интегрированности бизнес-процессов внутри компаний возможности применения данных методов часто весьма ограничены. Более того, различия в методологии определения трансфертных цен, существующие между Россией и зарубежными странами, зачастую не позволяют российским подразделениям иностранных фармацевтических фирм использовать централизованно разработанную политику компании в отношении трансфертных цен, т.к. она, как правило, не соответствует российскому законодательству.

Ограниченность источников информации, которые могут быть использованы для определения рыночной цены.

Ст. 40 НК РФ требует, чтобы для определения рыночной цены использовались официальные источники информации. Хотя данная статья не содержит указаний на то, что именно можно считать официальными источниками информации, судебная практика позволяет сделать вывод о том, что официальными могут быть признаны только российские источники информации, причем предпочтительнее, если данный источник является либо общедоступным, либо опубликованным статистическим или другим государственным органом. Однако на практике бывает довольно сложно найти в доступных источниках именно ту информацию, которая требуется для анализа рыночных цен. Сложность, как правило, заключается в ограниченности информации, которой такие источники обладают.

Невозможность проведения так называемых симметричных корректировок.

Симметричные корректировки позволяют в случае доначисления налогов у одной из сторон сделки произвести симметричное уменьшение налоговых обязательств у другой стороны. Как известно, подобные корректировки разрешены в ряде других стран и имеют под собой разумное обоснование: они позволяют осуществлять контроль над трансфертными ценами справедливым образом, не ущемляя интересов ни одной из сторон сделки.

А ЧТО В ПЕРСПЕКТИВЕ?

В настоящий момент ведется работа по совершенствованию действующего законодательства по трансфертному ценообразованию с целью устранения изложенных выше недостатков. В апреле 2009 г. Министерство финансов РФ и Минэкономразвития РФ согласовали концепцию будущего законопроекта <*>. Не исключено, что новый закон может вступить в силу уже в 2010 г.

<*> Ознакомиться с текстом концепции можно по следующей ссылке:

http://www1.minfin.ru/ru/official/index.php?afrom4=20.04.2009&ato4=20.04.2009.

Среди планируемых изменений стоит отметить следующие.

Большая ясность относительно объектов контролируемых сделок.

Предполагается, что действие новых правил будет распространяться не только на сделки с товарами, работами и услугами. Объектом контроля над уровнем цен станут, в том числе, сделки с объектами интеллектуальной собственности, имущественными правами, информацией и сделки по оказанию финансовых услуг. Сложившаяся сегодня судебная практика говорит о том, что некоторые из перечисленных видов сделок уже сейчас фактически контролируются налоговыми органами на предмет соответствия цен рыночному уровню. Предлагаемые изменения должны будут внести ясность в этот вопрос, зафиксировав соответствующие положения в законе. Это должно ограничить диапазон трактовки закона налогоплательщиками, налоговыми органами и судами.

Сужение спектра контролируемых сделок.

Для участников российского фармацевтического рынка данные изменения в законе будут означать, что сделки по импорту лекарственных средств будут подлежать контролю лишь в том случае, если импортер и экспортер являются взаимозависимыми компаниями или же экспортер является резидентом государства из перечня, который будет устанавливать Министерство финансов РФ. Что касается реализации лекарственных средств на территории РФ, то сделки с независимыми лицами (за редким исключением) перестанут быть объектом контроля. Кроме того, сделки между компаниями одной группы (например, продажа лекарств российским производителем родственной торговой компании) останутся предметом контроля только в том случае, если сумма доходов и расходов от них в календарном году превысит 1 млрд. руб. или если компании будут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков <*>.

<*> В апреле 2009 г. Министерство финансов РФ опубликовало согласованную с Минэкономразвития рабочую версию концепции проекта Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».

Введение дополнительных методов определения рыночной цены.

Концепцией законопроекта предусматривается введение трех дополнительных методов определения рыночной цены: метода вторичной переработки продукта, метода сопоставимой рентабельности и метода распределения прибыли. Хотя предполагается сохранение иерархии методов, в которой метод сопоставимой рыночной цены является предпочтительным, а метод распределения прибыли — последним по возможности использования, у налогоплательщиков появится большая свобода выбора. А главное, появятся методы, которые будут отражать сложность и специфику современных экономических отношений. Например, метод распределения прибыли может быть использован в случае, когда участники сделки вносят существенный вклад в формирование финансового результата по сделке в виде, например, нематериальных активов (в т.ч. патентов на лекарства и ноу-хау на производство лекарств). Нововведения не устраняют всех отличий, однако несколько сближают российскую методологию трансфертного ценообразования с методологией, принятой в странах-членах ОЭСР. Это можно расценивать как положительный фактор, особенно для российских подразделений иностранных фармацевтических фирм, поскольку с принятием новых правил, адаптация централизованно разработанной политики компании в отношении формирования трансфертных цен будет происходить с меньшими затратами.

Отмена допустимого 20%-го отклонения цен от рыночного уровня.

Вместо существующего сегодня допустимого 20%-го отклонения цен от рыночного уровня вводится понятие так называемого интервала рыночных цен: налогоплательщик будет обязан убедиться, что цены по контролируемым сделкам находятся в данном интервале. Обязанность по расчету указанного интервала рыночных цен возложена на налогоплательщика. Если фактические цены не «вписываются» в этот интервал, налоговые органы могут осуществить доначисление налогов.

Расширение списка источников информации.

Согласованная концепция законопроекта конкретизирует и расширяет перечень источников информации. К допустимым источникам информации будут отнесены, в частности:

  • информация о биржевых ценах и котировках мировых бирж;
  • таможенная статистика внешней торговли, публикуемая ФТС России;
  • информация о ценах и биржевых котировках, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • информация о ценах, биржевых котировках по совершенным сделкам, содержащаяся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
  • информация о рыночной стоимости объектов оценки, установленной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Возможность осуществления симметричных корректировок.

Согласованная концепция предусматривает возможность проведения симметричных корректировок только в отношении сделок внутри России. Например, если налоговые органы вынесут решение о доначислении налоговых обязательств российскому производителю лекарственных средств, реализующему продукцию родственной торговой компании, по причине несоответствия его цен рыночному уровню, то торговая компания будет иметь право на симметричную корректировку своих налоговых обязательств, т.е. на соответствующее уменьшение сумм налогов. Что касается внешнеторговых сделок, то подобные корректировки, хотя и не предусмотрены законопроектом, в принципе, могут являться предметом взаимосогласительной процедуры двух государств — такая процедура предусмотрена большинством международных договоров, хотя в настоящее время практически не используется.

Требования о декларировании и документировании.

Концепция предполагает введение требования по декларированию контролируемых сделок на сумму более 100 млн. руб. (предполагается, что этот предел будет постепенно снижаться), которое будет осуществляться по установленной форме в виде приложений к налоговым декларациям. Кроме того, предполагается ввести требование по подготовке документации, подтверждающей рыночный уровень цен, использованных в контролируемых сделках. Такая документация должна будет предоставляться по требованию налоговых органов и, предположительно, должна будет содержать следующую информацию:

  • обзор бизнеса и отрасли;
  • описание организационной структуры налогоплательщика;
  • суть и условия контролируемых сделок;
  • функциональный анализ (описание выполняемых сторонами сделки функций, понесенных рисков и задействованных при этом активов);
  • анализ сопоставимых сделок/компаний;
  • выбор метода определения рыночной цены;
  • финансовый анализ — расчет «рыночной» цены выбранным методом.

Очевидно, что данное нововведение способствует увеличению административного бремени налогоплательщика, в т.ч. участников фармацевтического рынка, однако оно имеет и положительные стороны. Во-первых, наличие документации будет освобождать налогоплательщика о штрафных санкций в том случае, ее ли налоговыми органами все же будут произведены доначисления налогов в результате установления уровня рыночных цен, отличного от того уровня, который был использован налогоплательщиком. Во-вторых, подготовка и предоставление такой документации позволит налогоплательщику изложить свое видение ситуации и свое обоснование рыночного уровня цен еще до того, как налоговые органы примут решение о доначислении налога и, возможно, будет инициировано судебное разбирательство.

Предварительные соглашения о ценообразовании.

Концепция законопроекта предусматривает возможность заключения предварительных соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками и налоговыми органами. Реализация такой возможности отложена на год после введения в действие нового Закона, однако это позволит фармацевтическим компаниям, операции которых отличаются особой сложностью, заранее согласовать методологию определения трансфертных цен с налоговыми органами. Следует отметить, что реализация механизма предварительных соглашений о ценообразовании потребует немалых усилий, прежде всего, со стороны государства.

Discovered

Однако данная инициатива является прогрессивной, т.к. позволяет, с одной стороны, обеспечить надежность в формировании налоговых поступлений в государственный бюджет, а с другой — сократить время и ресурсы, затрачиваемые и государством, и налогоплательщиком на налоговые споры по вопросам трансфертных цен.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Планируемых нововведений много. Будем надеяться, что они действительно внесут ясность в вопрос регулирования трансфертных цен. Очевидно и то, что внедрение в практику новых правил потребует определенных усилий со стороны государственных органов.

Законопроект еще не вступил в силу, но подготовиться лучше заранее. Прежде всего, налогоплательщикам следует оценить, какие из сделок, согласно новым правилам, будут являться предметом контроля, а также смогут ли они должным образом подтвердить рыночный уровень цен по таким сделкам. Возможно, некоторым компаниям потребуется серьезно пересмотреть механизмы формирования трансфертных цен. Необходимые для этого действия, очевидно, займут определенное время. Наконец, необходимо понимать, даже если цены налогоплательщика соответствуют рыночному уровню, подготовка документации, обосновывающей данный уровень, как правило, требует немало времени. Поэтому компаниям, вовлеченным в большое количество сделок, цены по которым будут являться предметом контроля, процесс документирования цен лучше начинать заранее. И тогда введение новых правил не окажется неприятным сюрпризом. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен!

Директор по вопросам

трансфертного ценообразования

Е.ВЕТЕР

Старший консультант по

вопросам трансфертного

ценообразования,

Е.ЛЫХЕНКО

Экономические выгоды трансфертного ценообразования очевидны – это важный механизм перераспределения финансовых ресурсов в рамках интегрированной структуры. Путем концентрации прибыли в едином центре и дальнейшем их перераспределении в соответствии с потребностями входящих в холдинг компаний организуется практически командная структура.

Контролируемые сделки: выбор метода трансфертного ценообразования

Правда, препятствовать холдингу в перераспределении его собственных средств было бы экономически необоснованно.

Налоговые органы следят за ценами, используемыми внутри группы компаний, взаимозависимых лиц. Проверяя соответствие цен товаров определенному среднерыночному уровню, налоговые органы преследуют цель выявления заниженных или завышенных цен, используемых налогоплательщиком для снижения налоговых выплат. Регулирование трансфертного ценообразования обусловлено потребностью государства изымать справедливую долю налогов, причитающуюся при применении рыночных цен. Его цель – это предотвращение (минимизация) бюджетных потерь за счет корректировки искаженной налоговой базы вне зависимости от правовой формы (цены) с учетом экономической сущности сделки и её цели.

Правовые аспекты трансфертного ценообразования

В Налоговом Кодексе РФ есть две основные статьи, которые регулируют трансфертное ценообразование. Действующая редакция статьи 20 НК РФ раскрывает понятие взаимозависимых лиц для целей налогообложения, которыми признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Несмотря на то, что перечень их ограничен и исчерпывающийся, второй пункт данной статьи предусматривает возможность судебного порядка установления взаимозависимости по иным основаниям.

Статья 40 НК РФ устанавливает, что налоговые органы обязаны проверять правильность применения цен по сделкам только в некоторых прописанных случаях:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если рассматривать российские интегрированные структуры, то для избежания контроля необходимо исключить прямую взаимозависимость компаний – участников сделки. Установление взаимозависимости между контрагентами наиболее актуальный предмет судебных споров.

Законодательство возлагает доказательство несоответствия цены сделки рыночному уровню цен на налоговый орган. Однако на практике не удается установить цену, на основании которой можно доказать превышение или занижение цены сделки. Компания всегда найдет способ защитить свои интересы, предоставив информацию о цене сделок с невзаимозависимой компанией (то есть компанией, которая не является взаимозависимой по отношению к проверяемой компании). Если налоговый орган приводит цену внешних сопоставимых сделок, то есть сделок, в которых не участвует налогоплательщик, но предметом которых являются идентичные товары (работы, услуги), то существует вероятность оспорить сравнение с такой ценой за счет несоответствия условий ведения хозяйственной деятельности контролируемой организации и компании-аналога. Это связано с тем, что судебная доктрина недобросовестности может исходить из принципа «вытянутой руки» (arm’s length basis). Цены, образованные по такому принципу — это цены, которые являются результатом переговоров между двумя независящими сторонами.

Международные методы трансфертного ценообразования

Согласно руководству ОЭСР – основному международному документу по трансфертному ценообразованию 1995 года — все методы можно разделить на две группы:

методы, основанные на анализе сделки:

      • методы сопоставимой неконтролируемой цены;
      • метод цены последующей реализации;
      • метод «издержки плюс»;

      методы, основанные на анализе прибыли:

        • метод распределения прибыли;
        • метод чистой прибыли.

        Данный международный опыт перенят разработчиками Налогового Кодекса РФ, но не в полном объеме. При выборе метода трансфертного ценообразования ведущие страны руководствуются методами, которые обеспечивают наиболее точное определение результата в соответствии с принципом «вытянутой руки».

        По вопросу внесения поправок в Налоговый Кодекс РФ

        Официальные источники информации сообщают о том, что правительство готовит поправки в статью 40 НК. Однако законопроект вряд ли будет принят Госдумой до конца 2007 года. По словам чиновников, законопроект уже подготовлен и в настоящее время находится в стадии согласования с ведомствами. Предстоящие выборы ограничивают своевременность принятия законопроекта, и поэтому в 2007 году будет только внесен проект, а введен в действие он будет не ранее 2008 года.

        Детали законопроекта пока широко не обсуждаются, но по предположениям законопроект ограничит возможности налогоплательщика в области минимизации налоговых выплат. Одно из новшеств должно побуждать компании к добровольному отчету о контролируемых сделках, если объем таких сделок превысит некоторую пороговую величину. Механизм предполагает наложение штрафных санкций на организации, которые не будут предоставлять информацию о контролируемых сделках. Тем, кто уведомит налоговые органы, будут грозить только доначисления и пени.

        Выводы

        Принятие решений об использовании трансфертного ценообразования в интегрированных структурах остаётся за топ-менеджментом компании. В случае принятия положительного решения по данному вопросу, необходимо заранее предусмотреть все схемы и механизмы контроля над внутренними сделками, дабы своевременно обеспечить защиту своих интересов перед лицом ответственных органов. Продумывая пути налоговой оптимизации деятельности компании, следует фокусироваться на извлечении максимальной прибыли, а не на максимальном занижении налоговой базы.

        Трансфертная цена (transfer price) – разновидность оптовой цены предприятия.

        Трансфертное ценообразование (ТЦО) 2018

        Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия.

        Трансфертная цена &#8212; цена, обусловленная коммерческими принципами взаимоотношений с дочерними предприятиями, филиалами, отделениями фирм, особенно при поставке комплектующих изделий, деталей, запасных частей, агрегатов и т.п. Как правило, данные о трансфертных ценах составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношение значительно отличаются от цен, используемых в свободной торговле с разными внефирменными предприятиями, которые на несколько порядков выше.

        Трансфертная цена получает все большее распространение при расчетах за поставку товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и транснациональных корпораций (в т.ч. между их филиалами и подразделениями, расположенных в разных странах), холдингов. Трансфертные цены назначаются головной компанией на узлы, детали, комплектующие изделия, полуфабрикаты или готовые технически сложные изделия, поставляемые филиалам, дочерним компаниям либо полученные от них. Эти цены обычно не подлежат разглашению.

        Кроме того, трансфертные цены используются для управленческих платежей и финансовых операций, например при определении процента по внутрифирменным займам, а также часто применяются для манипулирования прибылью и перевода ее в страну с более мягким налоговым законодательством.

        Трансфертные цены играют важную роль в экономическом механизме транснациональных корпораций (ТНК) и глобальной экономике в целом. Это обусловлено прежде всего тем, что значительную долю глобального экспорта составляет внутренний оборот ТНК между филиалами в разных странах.

        Посредством трансферных цен (механизма трансфертного ценообразования) ТНК решают следующие задачи:

        • максимизация прибыли для корпорации в целом;
        • минимизация налогов, выплачиваемых корпорацией в целом;
        • минимизация таможенных платежей;
        • совершенствование системы контроля материнской компанией финансовых потоков филиалов;
        • предоставление менеджменту всех уровней (как национального, так и международного) одинаковых условий для установления и поддержания таких цен, которые бы обеспечивали рентабельность филиалов и доброжелательное отношение потребителей.

        Механизм трансфертных цен основывается на возможности их отклонения от рыночных. Относительное снижение трансфертных цен на импортируемые филиалом комплектующие и сырье от других филиалов ТНК означает фактически ее дополнительное финансирование и увеличение прибыли. Относительное повышение трансфертных цен на импортируемые от корпоративной структуры ТНК товары приводит к фактическому трансферту финансовых ресурсов материнской компании.

        Если рассмотреть это с точки зрения экспорта, зависимость будет обратной.

        Основные характеристики трансфертных цен:

        • они не являются свободно рыночными, а являются внутренними регулируемыми ценами ТНК, а потому более стабильными;
        • они базируются на затратах на производство или индикаторах рыночных цен, но одновременно устанавливаются на уровне, который соответствует определенным потребностям ТНК &#8212; минимизации налогов и таможенных расходов, трансферту финансовых ресурсов от одного филиала ТНК к другому, аккумуляции активов ТНК в определенной стране и т.д. Отклонение трансфертных цен от рыночных определяет объем перераспределения финансов внутри ТНК;
        • трансфертные цены способствуют формированию внутренней нормы прибыли ТНК за счет перераспределения финансовых ресурсов и минимизации налоговых и иных обязательств в глобальной корпоративной структуре;
        • трансфертные цены влияют на основные макроэкономические показатели: уровень экспорта, валового внутреннего продукта, национального дохода, государственного бюджета.

        Главная — Статьи

        Трансфертное ценообразование и минимизация налоговых рисков

        Основания контроля

        Трансфертные цены формируются под влиянием нерыночных факторов и присущи сделкам между взаимосвязанными лицами.
        При оценке причин применения холдингами трансфертной цены контролирующие органы исходят из того, что варьирование контрактной ценой в таких сделках позволяет перераспределять общую прибыль в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции.
        В силу перечисленных причин трансфертные цены являются объектом пристального контроля фискальных органов большинства развитых стран.
        В пояснительной записке к проекту федерального закона основной целью изменений российского налогового законодательства определено обеспечение противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов, соответственно, приоритетной задачей налоговых органов является недопущение потерь бюджета какого-либо государства или их группы от использования этих цен.

        Соотношение российских и международных норм

        Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 г. «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов».
        Проект российского закона также во многом основан на Рекомендациях, но при этом имеет ряд национальных особенностей: новые положения российского законодательства не всегда четко соотносятся с соответствующими правилами ОЭСР. Отвечает ли интересам российских компаний несоответствие (пусть даже частичное) норм российского права международным нормам? Полагаю, что ответ очевиден — нет. Действие налоговых актов в области регулирования трансфертного ценообразования ориентировано на специального субъекта — транснациональную корпорацию, в состав которой входят компании, зарегистрированные в различных налоговых юрисдикциях. Отсутствие единых правил трансфертного ценообразования и контроля за применением цен для корпораций создает множественные налоговые риски, усложняет процедуры текущего внутреннего финансового контроля, сужает перспективы свободного присутствия на различных рынках, неизбежно приводит к риску двойного налогообложения в сделках.
        Принятие национальных законов, отличных от международных актов, не отвечает интересам государства в целом, так как снижает привлекательность внутреннего рынка для инвесторов, снижает эффективность работы налоговых органов и, в конечном итоге, негативно влияет на бюджетные интересы страны.
        Поэтому изменения законодательства большинства государств были ориентированы на содержание международных норм.

        Каких изменений в законодательстве следует ожидать?

        1. Взаимозависимые лица: незначительные перемены. Проектом закона предложено признать утратившими силу положения ст. ст. 20 и 40 НК РФ. Одновременно Налоговый кодекс будет дополнен соответствующим разделом, существенно расширяющим пределы, способы и методы налогового контроля.
        Проектом сохранен принцип признания взаимозависимыми лицами для целей налогообложения лиц, одно из которых самостоятельно, совместно с другими лицами или через других лиц может оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых другим лицом, и (или) экономические результаты его деятельности (или деятельности представляемых им лиц) в силу участия в капитале этого лица, заключенного между ними соглашения либо иной возможности влиять на решения, принимаемые другим лицом.
        Законодатель расширяет определение перечня взаимозависимых лиц, указывая также на возможность признания их таковыми при наличии иных оснований в судебном порядке.
        Корректируя существующие правила ценообразования, компании должны принять во внимание, что сделки по продаже взаимозависимому лицу через независимое законопроект также рассматривает как контролируемые.
        2. Контролируемые сделки и информация о них. Проект закона предусматривает расширение перечня сделок, подлежащих контролю. Это не только ранее контролируемые сделки с товарами, работами, услугами — контролю будут подлежать сделки, предметом которых являются объекты интеллектуальной собственности, информация, имущественные права, а также финансовые операции (проценты по займам и кредитам, гарантийные обязательства).
        Предполагается, что будут подконтрольны любые сделки с взаимозависимыми лицами, а также сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в офшорных зонах, список которых утверждает Минфин, или если предмет сделки специфичен (относится к товарам мировой биржевой торговли).
        В отношении контролируемых сделок налогоплательщики будут обязаны не позднее 20 мая представлять в налоговые органы соответствующую информацию о контролируемых сделках. Перечень сведений, которые должен представить налогоплательщик, включает:
        — данные о предмете и сторонах сделки;
        — примененных ценах;
        — использованном методе определения рыночной цены товара;
        — доходах и расходах, понесенных по сделке.
        Автор законопроекта определяет суммарное значение для контролируемых сделок на уровне свыше 100 млн руб. Эта сумма будет складываться из доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в течение календарного года с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемой сделки). Названный порог в перспективе будет уменьшен.
        3. Определение рыночной цены товара. Законодатель существенно меняет подход к определению рыночной цены и вводит понятие интервала рыночных цен, определенного в установленном Кодексом порядке по сделкам с идентичными (а при их отсутствии — однородными) товарами (работами, услугами), совершенным в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях лицами, не являющимися взаимозависимыми.
        Рыночной ценой для целей налогообложения предлагается признать цену, находящуюся в пределах установленного интервала. Таким образом, законодатель определяет не просто отдельно существующую рыночную цену, а определенный, безопасный с точки зрения налогового контроля, ценовой диапазон, в пределах которого допускается варьирование ценой. Налоговым органом может быть принято решение о доначислении налога в случае, если фактическая цена сделки не соответствует расчетному интервалу. Однако отклонение от интервальных значений не означает безусловного нарушения правил и может быть, при наличии достаточных оснований, обосновано налогоплательщиком без доначисления налога. Данная конструкция в большей степени отвечает интересам налогоплательщиков и добавляет больше ясности в работу налоговиков.
        4. Методы трансфертного ценообразования. Законопроект существенно расширяет перечень методов трансфертного ценообразования, используемых при определении (для целей налогообложения) соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, как то:
        1) метод сопоставимых рыночных цен;
        2) метод цены последующей реализации;
        3) метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта);
        4) затратный метод;
        5) метод сопоставимой рентабельности;
        6) метод распределения прибыли.
        Отличия перечисленных методов, возможности их применения налогоплательщиками для целей обоснования цен в контролируемых сделках, особенности применения указанных методов налоговыми органами для целей контроля цены — серьезная тема, требующая отдельного анализа. На данном же этапе, когда законопроект еще не принят, достаточно сказать, что перечисленные методы в значительной степени соответствуют общемировой практике и международным нормам.

        Примечание. Контроль за трансфертными ценами сегодня
        Действующие правила трансфертного ценообразования в России закреплены в ст. ст. 20 и 40 Налогового кодекса РФ.
        Они определяют перечень взаимозависимых лиц, а также устанавливают принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Они не предполагают контроля налоговых органов в отношении сделок с объектами интеллектуальной собственности или финансовыми операциями (к примеру, в отношении устанавливаемых процентов по кредитам и договорам займа, объема гарантийных обязательств по сделкам).
        Перечень контролируемых сделок также ограничен и касается сделок с взаимозависимыми лицами, бартерных товарообменных операций, внешнеторговых сделок (включая сделки между несвязанными компаниями). К контролируемым также отнесены сделки, в которых наблюдается отклонение цены более чем на 20 процентов в пределах непродолжительного периода времени.
        Перечень методов трансфертного ценообразования, которые применяются налоговым органом для определения отклонения цены от рыночной, является ограниченным. Это обстоятельство не позволяет налоговикам учитывать все факторы, объективно влияющие на процесс ценообразования в сделке, а также в значительной степени сужает возможность компаний в обосновании примененных цен.
        Действующие налоговые правила имеют также и ряд иных недостатков, ограничивающих полноту и адекватность контроля за трансфертным ценообразованием в России. В качестве таковых следует отметить отсутствие требований к документации налогоплательщиков, представляемой в связи с контролем ценообразования, отсутствие возможности заключения с налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании в компаниях и ряд других.

        5. Перечень информации, используемой контролирующими органами. Проект закона существенно расширяет перечень информации, используемой при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным или регулируемым ценам для целей налогообложения. Перечень источников информации не ограничен перечисленными в законе, а приоритеты в использовании контролирующим органом того или иного источника не установлены. К источникам информации отнесены:
        1) сведения о ценах и котировках мировых бирж — для товаров, являющихся предметом мировой биржевой торговли;
        2) таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, публикуемая или представляемая по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;
        3) сведения о ценах (о пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
        4) сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций;
        5) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации или в иностранных государствах; иная информация.
        6. Введение предварительной формы налогового контроля. Нововведением будет возможность заключения между крупнейшими налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.
        Предметом соглашений будет являться не собственно согласовываемая трансфертная цена, а в целом методика исчисления трансфертных цен по однородным сделкам. Предполагается, что при выполнении налогоплательщиком условий такого соглашения дальнейшие проверки налоговым органом результатов сделки, равно как и доначисление налогов, не производятся. Срок действия предварительного соглашения — три года с дальнейшей возможностью продления еще на два года.

        Перемены: будут ли они к лучшему?

        Ожидаемые изменения будут значительны как для налоговых органов, так и для хозяйствующих субъектов.
        Законопроект устанавливает новые принципы при распределении бремени доказывания обоснования примененных трансфертных цен и переносит основной груз ответственности на плечи участников рынка. Приоритетным для целей анализа становится не юридическая форма сделки, а ее фактическое содержание (экономическая сущность).
        Законодатель ожидает, что запланированные изменения позволят упорядочить и повысить эффективность налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, послужат совершенствованию основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, регулируемым или рыночным ценам для целей налогообложения.
        Следует отметить, что введение закона о трансфертном ценообразовании в действие запланировано с одновременным принятием закона о консолидированной налоговой отчетности. Последний позволяет компаниям вместе со всеми своими дочерними структурами выступать в качестве консолидированного налогоплательщика, что дает компаниям возможность суммировать прибыли и убытки отдельных участников консолидированной группы. Контроль за трансфертным ценообразованием в сделках между участниками консолидированной группы при этом производиться не будет.

        Примечание.

        Трансфертное ценообразование и новации налогового контроля

        Первый рубеж пройден
        На момент выхода номера в печать законопроект был принят в Государственной Думе в первом чтении. Отметим, что рассмотрение документа не прошло гладко. Так, против правительственной инициативы выступил заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Штогрин. Одновременно заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что Минфин России намерен уже ко второму чтению подготовить методические рекомендации по применению законопроекта, несмотря на то что согласно сложившейся практике такие разъяснения выпускаются уже после принятия нормативных актов. По мнению Минфина, документ необходим для того, чтобы участники налоговых правоотношений (компании, инспекторы и судьи) пришли к единому пониманию положений закона.

        Оптимизация налогов, Холдинг

        Трансфертная цена (внутрифирменная цена), используемая при взаимообмене товарами или услугами. Трансфертная цена (в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций, всегда устанавливается конфиденциально).

        Передача продукции осуществляется по ценам ниже рыночных, равных себестоимости продукции, характерна для трансфертного ценообразования. Отличие трансфертных цен от рыночных — цена данного товара, поставляемого одним подразделением предприятия другому подразделению и по какой цене продается — независимым покупателям.

        Применение трансфертных цен помогает влиять на такие показатели деятельности предприятия, как издержки, цена, прибыль и получает дополнительные конкурентные преимущества. Фактор конкурентоспособности товара (трансфертная цена) составляют коммерческую тайну.

        Передаваемые от подразделения к подразделению товары (промежуточная продукция), реализуемые подразделением внешним структурам (готовая продукция). Получающее подразделение — трансфертная цена (расход), поставляющее – (доход). В централизованной компании продажа промежуточной продукции на внешнем рынке, целесообразность дальнейшей обработки, осуществляется (при сравнении приростных издержек и поступлений от последующей обработки).

        Трансфертное ценообразование: кто предупрежден, тот вооружен

        Менеджер принимающего подразделения в децентрализованной организации трактует трансфертную цену принимаемой продукции как добавочные (приростные) издержки, приводит к неправильным решениям по компании в целом, трансфертные цены влияют на целевое перемещение части прибыли между подразделениями, соблюдая интересы компании в целом.

        Широкое распространение трансфертные цены получили в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах (обмен товарами и услугами в рамках транснациональных компаний). Концентрация производства, развитие специализации (передача промежуточных продуктов другому предприятию, того же холдинга).

        Применение трансфертных цен (отличающихся от рыночных), позволяют руководству холдинга перераспределять прибыль (материнская и дочерняя компания), распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениями, выводить прибыль (дочерняя компания), из стран, с ограниченным вывозом капитала, завоевывать новые рынки (искусственное снижение цен товаров холдинга).

        Введение трансфертных цен — минимизация налогообложения, внутрикорпоративных расчетов и таможенных платежей, (аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, зон с льготным налогообложением). Производственные компании — продукция по трансфертной цене (ниже рыночной), родственным сбытовым компаниям (зарегистрированы в офшорной зоне (иностранной или внутренней)), сбытовики — реализуют товар (рыночная цена, сверхприбыль, без налогов).

        Метод определения трансфертной цены (себестоимость и нормативная рентабельность), может служить оправданием фактически произведенных затрат (без учета их целесообразности). Другой подход основан на целевом назначении цены (сравнимые с фактическими затратами).

        Основные методы трансфертного ценообразования (мировая практика):

        основа (текущая рыночная цена товара);

        ориентация (предельные издержки);

        основа (издержки производства);

        расчет (ориентация на договорные цены).

        Трансфертное ценообразование, основанное на рыночной цене (можно рассматривать /верхний предел — цена спроса/ на полуфабрикат, выпускаемый компанией), при передаче полуфабриката (учитывается реальный вклад подразделения-поставщика в общий доход предприятия), рыночные цены, берутся в расчет, снижая величину расходов (продажи аналогичного товара на рынке).

        Преимущества метода (объективный характер рыночных цен), трансфертные устанавливаются (промежуточный продукт имеет высококонкурентный рынок, продукт является однородным, влияние /продавец, покупатель/ слабое на рыночные цены).

        Трансфертная цена (фактическая цена продажи промежуточной продукции внешним заказчикам, цена конкурента).

        Трансфертное ценообразование, основанное на предельных издержках, если невозможно установить трансфертные цены на базе рыночных цен (предельные издержки можно оценить только с учетом реальной функции спроса), чем выше степень рыночной конкуренции (меньше ценовая политика смотрит за реакцией основных конкурентов компании).

        При несовершенстве рынка промежуточного продукта, или его отсутствия, трансфертные цены (основа маржинальные затраты, прибыль компании в целом является максимальной). Маржинальные издержки /короткий период/ (прямые издержки плюс переменные косвенные издержки), постоянны на единицу продукции в диапазоне выпуска и эквивалентны переменным издержкам.

        Трансфертное ценообразование, ориентированное на издержки производства,более доступное в применении, используется при отсутствии рыночных цен, (применение основывается на расчете: полных затрат; нормативных затрат; переменных затрат), чаще всего применяется в вертикально интегрированных компаниях. Достоинства метода в относительной простоте учета затрат, в упрощении ведения учета и отчетности (подразделения компании), в определении вклада каждого подразделения (прибыль конечного продукта компании).

        Особенность трансфертного ценообразования, ориентированный на договорные цены, цена рассматривается как договорная (договор, контракт) подразделения-поставщика и принимающего подразделения, базой для переговоров служит информация о рыночных ценах, маржинальных или полных расходах, в которых проявляются рыночные несовершенства в отношении промежуточных продуктов, разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков, когда существует несколько рыночных цен.

        Ключевым моментом установления трансфертных цен является распределение прибыли по полуфабрикатам конечных изделий: метод распределения прибыли;

        метод распределения экономии затрат;

        метод распределения суммы покрытия.

        Метод распределения прибыли, трансфертной цены по методу «издержки плюс прибыль» (нормативный уровень себестоимости продукции), прибавляется прибыль пропорционально (заработной плате, или себестоимости, либо фондоемкости производства подразделений).

        Общая прибыль в расчете на единицу продукции умножается на показатель доли соответствующего показателя подразделения в общей величине (заработная плата за производство всего объема конечной продукции), в себестоимости конечной продукции компании, используется в компаниях, не имеющих рынка полуфабрикатов.

        Метод распределения экономии затрат, внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости и экономии затрат на единицу полуфабриката.

        Метод распределения суммы покрытия (аналогичен первому), но себестоимость заменяется (первое слагаемое трансфертной цены) переменными затратами, а прибыль (величиной покрытия).(1.1, 1.4, 2.2, 2.3, 3.2)

        Список использованной литературы:

        1.Законодательные акты и нормативно методические документы по ценообразованию

        1.1.Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья с изменениями и дополнениями).

        1.2.Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.2-е изд.-М.ИНФРА-М,2006,-VI, 810с, ISBN 5-16-002591-X

        1.3 Налоговый кодекс Российской Федерации – ч. 2 .

        1.4Конституция Российской федерации –М. РИОР,2008.

        2.Основная литература

        2.1.Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В.. Авдиенко О.Б. Ценообразование, учебное пособие.2-е изд., доп./М.,КНОРУС,2005.

        2.2.Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании. М.,Эксмо,2006.

        2.3.Маховикова Г.А. Ценообразование : практикум/ Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н.Ю.Пузыня.- М. :Эксмо,2008.-304с.-(Высшее экономическое образование)

        2.4.Салимжанов И.К. Ценообразование : учебник/ 2-е изд., стер.- М.:КНОРУС, 2008.-304 с.

        3.Дополнительная литература

        3.1.Дейли Дж. Эффективное ценообразование- основа конкурентного преимущества /Пер. с англ. М.: Вильямс, 2004.

        3.2.Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации) :Учебник.3-е изд.М.: Экономистъ,2005.

        3.3.Цены и ценообразование: Учебник для вузов.4-е изд./Под редакцией В.Е.Есипова. СПб. : Питер,2005.

        Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

        Федеральная служба по тарифам
        > www.fstrf.ru

        Федеральная служба по финансовым рынкам
        > www.ffms.ru

        Федеральная антимонопольная служба
        > www.fas.gov.ru

        Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
        > www.economy.gov.ru

        Министерство финансов Российской Федерации
        > www.minfin.ru

        Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
        > www.rosoez.ru

        Правительство Российской Федерации
        > http://www.government.ru

        Учебное издание