Транспортный налог при УСН

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 ноября 2016 г. N 03-11-06/2/66315 Об учете при исчислении УСН уплаченных авансовых платежей по транспортному налогу

23 декабря 2016

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 249-ФЗ) пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнен подпунктом 37, согласно которому налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, могут уменьшать полученные доходы на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее — плата).

При исчислении авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее — налог по УСН), за отчетные периоды налогоплательщики учитывают в расходах фактически уплаченную сумму платы за отчетный период, уменьшенную на сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленную за отчетный период в соответствии с главой 28 Кодекса в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона N 249-ФЗ пункт 2 статьи 363 Кодекса дополнен положениями, предусматривающими, что налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу не уплачивают.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 249-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (с 03.07.2016).

Чем характерен транспортный налог при УСН

При этом действие положений подпункта 37 пункта 1 статьи 346.16 и пункта 2 статьи 363 Кодекса (в редакции Федерального закона N 249-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 346.21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу по УСН, исходя из ставки налога по УСН и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу по УСН.

При этом ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу по УСН засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу по УСН за отчетный период и суммы налога по УСН за налоговый период.

Согласно пункту 5 статьи 346.18 Кодекса при определении налоговой базы по налогу по УСН доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Для целей исчисления налоговой базы по налогу по УСН налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно статье 346.24 Кодекса ведут учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих вышеуказанную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н (далее — Книга учета доходов и расходов). Форма Книги учета доходов и расходов предусматривает ведение данной Книги нарастающим итогом.

Таким образом, учитывая, что доходы и расходы определяются организациями в Книге учета доходов и расходов нарастающим итогом и сумма авансовых платежей по налогу по УСН рассчитывается также нарастающим итогом с начала налогового периода, то, по мнению Департамента, исключение уплаченных авансовых платежей по транспортному налогу в отношении вышеуказанных транспортных средств за первый квартал 2016 года из состава расходов при исчислении авансового платежа по налогу по УСН, а также из состава расходов в Книге учета доходов и расходов, возможно произвести по итогам девяти месяцев 2016 года.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента   

  Р.А. Саакян

Транспортный налог на Упрощёнке

Рассмотрены наиболее выгодные с точки зрения ведения учета и снижения фискальной нагрузки системы налогообложения – УСН, патент (ПСН) и ЕНВД. Условия применения, примеры расчета налоговых платежей.

Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ). Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим. Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.

Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

Допустимые налоговые режимы

Чтобы определить с выбором, необходимо принимать во внимание организационно-правовой статус фирмы, количество рабочих единиц транспорта, масштаб планируемых сделок и объем выручки за период. Доступные режимы для ИП и ООО различаются. При этом законодательно варьируются не только уплачиваемые налоги, но и документооборот, а также методология ведения учета.

Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:

  1. УСН – предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) – численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
  2. ЕНВД – применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД – численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).
  3. ПСН – применяется только ИП путем приобретения патента на календарный год по месту проживания предпринимателя (стат. 346.45 НК). Критерии для использования в 2017 году – численность в части ПСН (не более 15 чел.), общая выручка (не более 60 млн. руб.). При заключении договоров услуг по месту регистрации бизнеса приобретать патенты в других регионах не требуется. Это подтверждает Минфин в Письме № 03-11-12/15 от 07.02.13 г.

Обратите внимание! ОСНО (общая система налогообложения) в сфере грузоперевозок здесь не рассматривается, так как относится к одному из самых сложных с точки зрения учета налоговому режиму. Фискальная нагрузка на бизнесе по ОСН также считается обременительной в сравнении с более выгодными специальными режимами.

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Оценить положительные и отрицательные нюансы различных налоговых режимов помогут обзорные характеристики, собранные в единую таблицу. Предпринимателям следует учесть, что одновременное использование ПСН и ЕНВД не допускается. Планируемые коды ОКВЭД необходимо выбрать до регистрации фирмы или добавить к уже имеющимся в процессе работы.

Сравнительная таблица системы налогообложения для транспортных компаний:

Признак

УСН

ЕНВД

ПСН

Кто вправе использовать

Организации и ИП

Организации и ИП

ИП

Ограничения по количеству средств транспорта

нет

нет

Период действия

Без ограничений

До 2021 года (продлено Президентом 2.06.16 г.

Использование личного автомобиля работника при УСН

в Законопроекте № 1025686-6)

В пределах календарного года

Ограничение региона действия

нет

Регион/субъект РФ постановки на учет как плательщика ЕНВД

Регион/субъект РФ выдачи патента в части заключаемых сделок

Лимит численности (чел.)

Лимит годовой выручки (млн. руб.)

нет

Ставка налога (%)

6/15 (в отдельных регионах может снижаться по решению муниципальных образований)

15 (в отдельных регионах может быть снижена до 7,5)

6 (в отдельных регионах может быть снижена до 0 для отдельных категорий ИП)

Основные базовые показатели для расчета налога

Объект налогообложения («доходы» или же «доходы-расходы»)

Базовая доходность, физические показатели, коэффициенты К1, К2

Величина предполагаемого дохода, процентная ставка, срок действия ПСН

Выплаты, уменьшающие размер налога к уплате

С ограничением в 50 % – страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; торговый сбор в определенных законом случаях (стат. 346.21 п. 8 НК)

С ограничением в 50 % – страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; больничные пособия. Для ИП – фиксированные платежи без ограничений

нет

Налоговая разгрузка

Не платится НДС, имущество, прибыль

Не платится НДС (за исключением импортных операций), имущество, НДФЛ в части вмененных доходов для ИП, прибыль – для юридических лиц

Не платится НДС, имущество, НДФЛ

Сложность учета

Требуется тщательный учет доходов и расходов путем составления КУДиР. Декларации сдаются по итогам года. Бухучет разрешено вести в упрощенном порядке субъектам МП

Декларации предоставляются ежеквартально. Бухучет ведется предприятиями. ИП освобождаются от ведения учета и заполнения регистров отражения операций (Закон № 402-ФЗ пункт 1 стат. 2)

Сдача деклараций и прочих отчетов не требуется. Учет затрат и доходов не ведется

Реальный пример расчета налогов к уплате

Для определения оптимальной системы налогообложения грузоперевозок подсчитаем налоговую базу и возможные суммы налогов к уплате на конкретном примере.

Исходные данные:

  • Правовая форма перевозчика – ИП.
  • Муниципальное образование – г. Ростов-на-Дону.
  • Деятельность – грузоперевозки.
  • Количество единиц транспорта – 12.
  • Наемные служащие – 3 чел.
  • Выручка доход за 4 кв. – 875 000 руб.
  • Уплачены страховые взносы за сотрудников в 4 кв. 2016 г. – 37 500 руб.
  • При работе на ЕНВД уплачено фиксированных взносов в 4 кв. 2016 г. – 7 800 руб.

Таблица расчетов уплачиваемых сумм налоговых платежей за отчетный период:

Величина налога

УСН

ЕНВД

ПСН

«Доходы»

«Доходы – расходы»

Ставка налога с учетом особенностей муниципального образования

6 %

10 % (Закон № 843-ЗС от 10.05.12 г.)

15 %, БД = 6 000 на 1 машину; К1 = 1,798, К2 = 1

6 %, потенциальный доход на 12 машин = 3 832 000

Основание – Закон № 843-ЗС от 10.05.12 г.

Расчет налога

875 000 х 6 % = 52 500 – 26 250 (50 % от начисленной суммы налога) = 26 250

(875 000 – 37 500) х 10 % = 83 750

6 000 х 12 х 1,798 х 1 х 15 % = 19 418,4 х 3 мес. = 58 255,20 – 29 127,60 (50 % от начисленной суммы налогов) = 29 127,60 – 7 800 = 21 327,60

Расчет выполнен за 3 мес., исходя из срока действия патента в 1 год.

На 12 машин 57 480 = 3 832 000 х 6% / 12 х 3

Итого по применяемому режиму налогов к уплате, в руб.

26 250

83 750

21 327,60

57 480

Выводы

При указанных исходных данных, включающих регион ведения деятельности, наиболее оптимальным режимом для предпринимателей становится ЕНВД. Дополнительно при начислении вмененного налога в качестве уменьшающих сумм берутся фиксированные платежи, оплачиваемые ИП «за себя» по установленным тарифам.

Позволяет снизить налоговую нагрузку на компанию и применение УСН «доходы».

Невыгодной при углубленных просчетах оказывается использование патента и УСН «доходы – расходы».

В части формирования учета и отражения хозяйственных операций предприниматели пользуются преимуществом, так как законом освобождены от необходимости вести бухучет.

Компаниями-юридическими лицами может применяться упрощенная методика построения учета со сдачей обязательных отчетов по сокращенному перечню. Что касается вышеприведенных расчетов, они действительны не только для ИП, но и для организаций.

Виктор Степанов, 2017-01-22

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Рекомендуемые похожие материалы

Справочные материалы по теме



Сохраните статью в социальные сети: