Требование о предоставлении пояснений

Содержание

Пояснения в налоговую по НДС (образец заполнения и форма с 28.06.2016).

Пояснения в налоговую по НДС (образец заполнения).

Указанные формы не являются обязательными. Налогоплательщик может дать пояснения и в свободной форме. Мы приведем несколько примеров таких пояснений по часто встречающимся случаям.

В декларации НДС заявлен к вычету, а у поставщика НДС не отражен.

Причины таких расхождений, когда покупателем НДС оплачен, а у поставщика он не был отражен, могут быть разные. Если ваши данные верны, а ошибка возникла по вине поставщика, то могут подойти такие пояснения.

Если эти пояснения готовить по рекомендованной налоговиками форме, то они будут примерно такие.

Расхождения в размерах вычета по данным покупателя и поставщика.

Бывают случаи, когда покупатель показывает в декларации одну сумму вычета по НДС, а у поставщика НДС отражен в другом меньшем размере.

Например, фирма «Покупатель» приобрела у компании «Поставщик» товар за 118 тысяч рублей (НДС — 18 %), отразив НДС в размере 18 000 руб. в книге покупок. После реализации товара фирмой «Покупатель» часть товара была возвращена, допустим на сумму 59 тысяч рублей. Фирма «Покупатель» отразила НДС в размере 9 000 руб. в книге продаж, а компания «Поставщик» ошибочно уменьшила НДС на эту сумму в книге продаж. Из-за чего между данными фирмы «Покупатель» и компании «Поставщик» возникли расхождения. Такие расхождения можно пояснить следующим образом.

В форме, которую рекомендуют налоговики, это может выглядеть так.

При наличии же своих ошибок можно также подготовить уточненную декларацию по НДС.

Письмо ФНС с учетом изменений от 28.06.2016.

Учет большей части расходов в составе косвенных

Если на основании проверки декларации налогоплательщика поданной касательно расчета налога на добавленную стоимость в налоговой инспекции возникают любые вопросы, касательно поданной информации в таком документе, она имеет право запросить с плательщика налогов дополнительную информацию в форме пояснения.

Составление такого документа от плательщика не есть обязательным, и не предусматривает возможности со стороны налоговой инспекции применения любых штрафных санкций.

Это не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Вместе с этим, есть общая рекомендация всех бухгалтеров не давать такой документ в налоговую инспекцию.

Это действие не только покажет вашу добропорядочность как налогоплательщика, но и положительно повлияет на рассмотрение вашей декларации и на отсутствие нарушений действующего законодательства Российской Федерации касательно налога на прибавочную стоимость.

Срок на подачу пояснений в налоговую инспекцию установлен в пять рабочих дней, и считается с момента получения налогоплательщиком уведомления налоговой инспекции о необходимость предоставления пояснений касательно налога на прибавочную стоимость.

Что представить в инспекцию: пояснения или уточненную декларацию?

Рассмотрим с вами как нужно правильно, без ошибок и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации составлять этот документ и подавать его в налоговую инспекцию.

В первую очередь рассмотрим те обстоятельства, при которых сотрудник налоговой службы может потребовать от предприятия либо предпринимателя предоставления пояснений касательно расчета налога на прибавочную стоимость.

Таких ситуаций может быть несколько, и мы наведем все возможные:

  1. Так в первую очередь налоговый инспектор может потребовать пояснений с налогоплательщика, если им установлены ошибки при заполнении декларации в налоге на прибавочную стоимость.
  2. Также пояснения от налогоплательщика могут быть востребована в том случае, если в документах, представленных самим налогоплательщиком имеются противоречия в сведениях о начислении налога, его расчете и данных хозяйственной деятельности.
  3. Третьим случаем, когда налоговая инспекция может потребовать у налогоплательщика получения пояснений есть тот случай, когда в сведениях декларации есть данные, которые разнятся с теми данными, которые есть в наличии в самой налоговой инспекции.

Это в принципе все случаи, в которых налоговый инспектор, который проводит проверку, может составить сообщение налогоплательщику о предоставлении пояснений.

Также в таком сообщении указывается для налогоплательщика, если он не имеет никаких аргументов для объяснения сложившийся ситуации, возможность самостоятельно внести изменения в декларации в срок до пяти рабочих дней и предоставить ее налоговой инспекции.

Правовая норма, которая регламентирует такое полномочие налоговой инспекции, предусмотрена пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требования к реквизитам такого документа – сообщения налоговой инспекции предусмотрены Федеральной налоговой службой в письме от 16 июля 2013 года.

Теперь рассмотрим детально, как действовать налогоплательщику, предоставлять требование объяснения или же новую декларацию с изменениями.

Здесь нужно очень внимательно подойти к обстоятельствам, через которые был получен документ из налоговой инспекции:

  1. Если в бухгалтерии предприятия подтвердят то. что они сделали ошибки или другие неточности при составлении декларации с налога на прибавочную стоимость, тогда самим оптимальным способом будет предоставить новую декларацию с исправленными данными в налоговую инспекцию.
  2. Если же налогоплательщик уверен. что все сведения в декларации указаны верно, и у налоговой не было основания направлять требование о предоставлении пояснений, тогда следует составить такой документ и в указаний срок предоставить его в налоговую службу для рассмотрения.

Здесь нужно быть уверенным в своей правоте, поскольку если действительно имели место просчеты бухгалтера при составлении декларации, то предприниматель может избежать ответственности, подав новую декларацию с изменениями.

Для этого вам потребуется также, если имело место занижение суммы налога, который подлежал уплате в бюджет, оплатить такую сумму с насчитанной суммой пени.

Это правило предусмотрено подпунктом 4 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также согласно действующему законодательству Российской Федерации, предоставление новой декларации с внесенными изменениями прекращает проверку старой декларации и начинается проверка новой.

Если же предприниматель полностью уверен в правильности составления декларации, то он может наддать пояснения по всем расхождениям установленным налоговой с предоставлением убедительных доводов своей позиции. В этом случае, если налогоплательщик окажется неправ, его притянут к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Также главным фактором, который будет оценивается налоговой инспекцией при определении правильности вашей позиции, это наличие документального подтверждения ваших аргументов.

Следует заметить, что предоставление документов, подтверждающих позицию налогоплательщика, может быть указано прямо в требовании налоговой службы о пояснении к декларации. Это условия подтверждается письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 22 июля 2014 года.

Также согласно судебной практике, правомерным будет требование налоговой инспекции, которая проводит проверку декларации с налога на прибавочную стоимость, всех документов, по которым возникли неточности, ошибки и расхождения в декларации.

После подачи пояснений в налоговую с подтверждающими документами, осуществляются следующие действия:

  1. Налоговый инспектор, который осуществляет проверку вашего предприятия, разбирает ваши доводы и представленные письменные доказательства правоты. Это действия он обязан сделать согласно действующему законодательству – пункт 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
  2. После анализа ваших документов налоговый инспектор, если и доводи его не убедили, составляет акт проверки где указывает наличие нарушений законодательства о налоге на добавочную стоимость.

Пояснение в налоговую по возмещению НДС образец

Наведем общий пример заполнения такого документа:

  1. Данные о налоговой службе. которая направила вам запрос о предоставлении пояснений.
  2. Реквизит налогоплательщика. такие как наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, местонахождение.
  3. Основные сведения о запросе налоговой службы.
  4. Информация о декларации с налога на добавочную стоимость по которой есть неточности.
  5. Краткие сведения о начислении налога на добавочную стоимость за проверяемый период.
  6. Информация о тех ошибках в декларации. установленных налоговой службой.
  7. Аргументы налогоплательщика по каждому пункту требования налоговой инспекции.
  8. Перечень документо в, что додаются, и на которых основывается отсутствие ошибок в декларации.
  9. Подпись должностного лица налогоплательщика и печать.

Следует учесть, что с рекомендации Федеральной налоговой службы, составление объяснений касательно декларации о налоге на прибавочную стоимость следует проводить следующим образом:

  • Касательно данных рядков от первого до седьмого декларации – простим описанием всех пунктов вместе.
  • Касательно сведений в рядках с седьмого по четырнадцатый декларации с налога на прибавочную стоимость – отдельным текстовым описанием каждого из этих пунктов документа.

Предоставление пояснений в налоговую службу можно сделать двумя путями:

  1. В письменном виде через средства почтовой связи.
  2. В электронном формате через телекоммуникационные средства связи налоговой.

В любом случае нужно соблюсти пятидневный срок подачи такого документа, поскольку в случае его нарушения, все ваши старания не будут учтены при составлении акта проверки инспектором.

Следую отметить, что правильное составление декларации о налоге на прибавочную стоимость и ее подача обезопасит вас от необходимости уплачивать штрафы, и иметь неприятности с налоговой службой.

На интернет-ресурсе Федеральной налоговой службы Российской Федерации вы всегда сможете найти много важных документов, разъяснений и писем касательно учета налогов, их вычисления и оплаты в бюджет.

Также следует всегда учесть то факт, что намного проще подать уточненную декларацию и не получать штрафов, или бессмысленно доказывать свою правоту, если вы в ней сомневаетесь.

Налоговики и следователи договорились, кого можно считать «налоговыми злоумышленниками»

Следственный комитет и Налоговая служба разработали методические рекомендации по установлению фактов умышленной неуплаты налогов и формированию доказательной базы.

Отделения ПФР не вправе требовать у компаний нулевые СЗВ-М

Недавно Алтайское отделение ПФР выпустило неоднозначное информационное сообщение, касающееся правил представления СЗВ-М. В информации говорилось, что «даже в случае отсутствия работников, трудящихся по найму, работодатель все равно подает сведения, но только без указания списка застрахованных лиц».

В ПБУ «Учетная политика» внесены изменения

С 06.08.2017 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.

Недобросовестным налогоплательщикам могут отказать в приеме отчетности

Хабаровские налоговики сообщили, что территориальные инспекции вправе не принимать декларации у организаций, обладающих признаками недобросовестных плательщиков.

Как давать пояснения к расчету по взносам

Если в расчете по взносам отражены необлагаемые суммы либо пониженные тарифы, то при камеральной проверке расчета ИФНС направит вам требование. В нем она запросит документы, подтверждающие обоснованность отражения таких сумм и тарифов. Ваша задача — правильно ответить на это требование.

Утвержден новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами

С 01.12.2017 года изменятся правила, по которым налоговики будут разбираться с невыясненными платежами в бюджет. Особое место в новых правилах отведено уточнению платежек на уплату страховых взносов.

Суточные разъездным работникам: начислять ли НДФЛ и взносы

Если работа сотрудника связана с постоянными разъездами, то суммы выдаваемых ему суточных не облагаются ни взносами, ни НДФЛ в полном объеме, а не только в пределах общего лимита.

Как написать пояснения в налоговую

Актуально на: 26 января 2016 г.

Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности. Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ ).

Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.

Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ ).

Как правильно написать пояснение в налоговую

Пояснения составляются в произвольной форме. И только при подготовке пояснений при камеральной проверке НДС вы можете использовать утвержденные ФНС формы ( приложения 2.1-2.9 к Письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 ).

Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях:

«В ответ на требование от хх.хх.ххх № хх сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

  • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант – такой-то, но такая ошибка не повлекла занижение налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • или подать уточненную декларацию.

Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 ).

Налоговая нагрузка: пояснение

Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:

«В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.

Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в такой-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».

И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).

Требования пояснения к отчетности по НДС в рамках камеральной проверки бухгалтеры могли получать практически круглый год, поскольку ее срок до недавнего времени составлял 3 месяца. Сейчас срок проверки сократили до 2 месяцев (начиная с 3 сентября 2018 года), однако при подозрении на нарушения он может быть продлен. Кроме того, требования может быть выставлено и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть за пределами сроков «камералки». Вот и получается, что как только подали декларацию — ждем, не поступит ли требование. А там уже на подходе новый отчетный срок.

Основы отчетности

Напомним, что вся отчетность по НДС уже давно передается в электронном виде. Все дальнейшее взаимодействие также происходит по ТКС.

Получение требования от ФНС нужно подтвердить. На ответ дается 5 дней, если запрошены пояснения, и 10 — если потребовались документы. Если не ответить в установленный срок, налоговый орган может принять решение о блокировке расчетного счета. Если направить пояснение на бумаге, оно будет считаться непредставленным со всеми вытекающими из этого последствиями. Более подробно о правилах подачи пояснений по НДС читайте в нашей шпаргалке.

Чаще всего налоговики требуют пояснить отчетность по НДС в таких случаях:

  1. Не сошлись контрольные соотношения внутри декларации.
  2. Сведения, содержащиеся в отчете, противоречат информации, которой располагает налоговый орган.
  3. Налогоплательщик заявил льготы по НДС.
  4. Налогоплательщик заявил НДС к возмещению.
  5. Есть подозрение, что налоговая база занижена.
  6. Отсутствуют необходимые документы.
  7. Доля вычетов НДС слишком высока.

Далее рассмотрим более подробно отдельные случаи.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Безопасная доля вычета НДС на 1 мая 2018 года была установлена на уровне 87,08%. Но это лишь приблизительная цифра, которая определена на федеральном уровне. При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на аналогичный региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Ответ на требование № __________от __________
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.

Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2018 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.

В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.

Перенос вычета НДС на другие периоды

Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:

  • вычеты с авансов;
  • вычеты покупателя — налогового агента;
  • вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
  • командировочные вычеты.

Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.

Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.

Ответ на требование № ___________ от __________
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.

Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2018 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2018 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2018 года.

Вычет по авансу, который получен более 3 лет назад

Бывает, что компания получила аванс достаточно давно, но отгрузка товаров или оказание услуг состоялось только сейчас. Соответственно, налогоплательщик заявляет вычет в отчетном квартале. И если аванс получен более 3 лет назад, налоговики требуют пояснить эту ситуацию. Вот что следует в ответ на это написать:

Ответ на требование № ___________ от __________
о вычете с полученного от покупателя аванса

ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

В апреле 2015 года ООО «Кактус» получило предоплату от контрагента ООО «Ласточка» в размере 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Сумма налога исчислена и отражена в книге продаж в I квартале 2015 года.

Полученная сумма является предоплатой за поставку продукции, которая должна быть изготовлена нашей компании для ООО «Ласточка». Однако в связи с тем, что нами осваивалась новая технология производства, продукция была произведена и отгружена контрагенту только в июне 2018 года. Поэтому вычет НДС в размере 36 000 рублей был отражен нашей компанией в книге покупок во II квартале 2018 года.

В данной ситуации трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, не применяется.

Вычет НДС с предоплаты, если ее сумма больше заявленной в договоре

ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.

Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.

Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.

Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.

Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.

Ответить можно примерно так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о вычете с перечисленного поставщику аванса

ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

В строке 150 раздела 3 сумма вычета составила 36 000 рублей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ, вычет НДС с аванса может быть произведен при выполнении следующих условий:

  • продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
  • между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.

Эти условия применительно к рассматриваемой операции исполняются.

Нашей компанией был перечислен аванс в большем размере, чем предусмотрено договором, поэтому в вычету нами была заявлена большая сумма НДС. В соответствии с пояснениями Минфина, данными в письме от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323, такой порядок вычета не противоречит требованиям закона. Правомерность вычета также подтверждается арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).

Сообщаем также, что с суммы фактически перечисленного нами аванса контрагент исчислил НДС и отразил его в книге продаж и налоговой декларации.

Если один из контрагентов цепочки не уплатил НДС

О том как опасно попасть в цепочку с недобросовестным контрагентом, знают все плательщики НДС. Вместе с тем уже год в Налоговом кодексе существует статья 54.1, в соответствии с которой ФНС не может снять с компании вычет НДС, если она не допустила со своей стороны нарушений.

Вычета могут лишить, если факты в учете и отчетности были искажены умышленно, если сделка заключалась с целью уменьшения налогов и не имела деловой цели или если контрагент существует лишь на бумаге. Но для снятия вычета налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик действовал заодно с недобросовестным контрагентом.

Если налоговики требуют пояснить операцию с таким контрагентом, ответить можно примерно так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о проявлении должной осмотрительности

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

При подготовке сделки с поставщиком ООО Ласточка нашей компанией была проведена проверка в соответствии с разработанным Положением о проверке контрагентов.

В частности, нами были получены от ООО «Ласточка» такие документы:

  • устав;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копии свидетельств о регистрации, постановки на налоговый учет;
  • приказ о назначении генерального директора;
  • справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

В течение года наша компания несколько раз проводила сверку расчетов с ООО «Ласточка».

Таким образом, считаем, что нами была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Соответственно, применение вычетов НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Ласточка», считаем правомерным.

Ошибка в счете-фактуре

Иногда налоговые органы присылают требования, связанные с неточностями и ошибками в счетах-фактурах. Нужно помнить, что вычет по таким счетам-фактурам заявлять можно, если ошибки не препятствуют идентифицировать:

  • продавца или покупателя;
  • наименование товара, услуги;
  • стоимость;
  • ставку либо сумму НДС.

Тем не менее на практике налоговые органы часто в таком случае требуют представить «уточненку» по НДС. Даже если это касается технических ошибок, например, в дате или номере счета-фактуры. Если налогоплательщик не подает уточненную декларацию, его приглашают в инспекцию для дачи пояснений. Хотя, по мнению арбитров, в данном случае достаточно представить пояснение по ТКС и указать корректные данные. Такой вывод подтверждается, например, в Постановлении АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016.

Пояснение в таком случае может выглядеть так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счета-фактуры

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Нашей компанией была допущена ошибка в номере счета-фактуры от 06.06.2018, выставленного в адрес ООО «Ласточка» на сумму 236 000 рублей. Правильный номер счета фактуры — «14».

Вместе с тем сообщаем, что ошибка в номере счета-фактуры не привела к невозможности идентификации необходимых параметров сделки и занижению налоговых обязательств по НДС (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Представляем скан-копию счета-фактуры, по которому во II квартале 2018 года нами был заявлен вычет. Также сообщаем, что контрагент ООО «Ласточка» отразил указанный счет-фактуру в книге продаж за II квартал.

На основании этого считаем, что наша компания исполнила требование налогового органа. Считаем, что подавать уточненную налоговую декларацию по НДС необходимости нет.

СБиС ответ на требование налоговой, превышен размер файла

Для добавления документов в ответ на требование нажмите кнопку Добавить, и выберите один из вариантов выпадающего меню

При выборе пункта Книги покупок/продаж, журналы счетов-фактур вы можете добавить книги покупок/продаж и журналы счетов-фактуры, сформированные в данной базе1С.

При выборе пункта Документы из другой базы (файл обмена) вы можете загрузить книги покупок/продаж и счет-фактуры, подготовленные и выгруженные архивом из другой базы 1С, в разделе Администрирование →Архив ЭДО.

При выборе пункта Документы, перед вами откроется окно, предназначенное для подбора и формирования данных, отправляемых в ответ на требование, а также краткая инструкция по работе с формой.

Если в базе имеются документы для ответа на требования, нажмите кнопку для перемещения их в нижний список Отобранные документы.

Для формирования нового документа нажмите Добавить.

В открывшемся окне добавьте изображения и заполните реквизиты документа. К одному документу можно прикрепить несколько изображений.

Примечание. Если в строке Вид документа отсутствует вид отправляемого Вами документа, то отправить такой документ необходимо будет исходящим письмом, обязательно уведомив об этом ФНС.

Добавляемые документы должны соответствовать требованиям. Список требований можно посмотреть, нажав на гиперссылку Требования к файлам.

После того как документ будет подготовлен, нажмите кнопку Записать и закрыть.

Если все данные документа для отправки заполнены, он отображается в списке отобранных документов со статусом Готов к отправке.

В случае если некоторые из отобранных документов не готовы к отправке, нажмите кнопку Подготовить в столбце Готовность, или кнопку Подготовить все.

Когда все документы в списке Отобранные документы будут готовы к отправке, можно закончить отбор документов, нажав кнопку Перенести в ответ на требование.

Появится небольшое окно, в котором необходимо выбрать пункт требования, которому соответствует подготовленный документ. Выберите номер пункта требования и нажмите ОК.

Сформируйте ответы по каждому пункту требования, и отправьте ответ на требование, нажав кнопку Отправить.

После отправки ответа на требование, исходящий файл будет отображен на вкладке Ответы на требования.

Разберемся с понятиями

Сначала предлагаем разобраться с определениями, которые могут встретиться в данной статье. Для этого обратимся к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи <1> (далее — Методические рекомендации).

<1> Утверждены Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.

В п. 1 данного документа указано, что под квитанцией о приеме <2> следует понимать формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема представленной налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета).

<2> Приложение 1 к Приказу ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.

Подтверждение даты отправки — это формируемый специализированным оператором связи или налоговым органом электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) и документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи <3>.

<3> Форма документа содержится в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.

Уведомление об отказе — формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт отказа в приеме представленной налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа <4>.

<4> Форма документа утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.

В Методических рекомендациях об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи <5> раскрываются следующие понятия:

  • специализированный оператор связи — организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — спецоператор);
  • формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде — формализованное описание состава и структуры показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемых в электронном виде, а также требований к их формированию.

<5> Утверждены Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@.

Что написано пером…

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ налоговики не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи по установленному формату, и обязаны передать хозяйствующему субъекту квитанцию о приеме в электронном виде.

Форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином (п. 7 ст. 80 НК РФ).

Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок), согласно п. 4 которого представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными МНС.

В силу п. 11 разд. I Порядка при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица налогоплательщика и заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Согласно п. 5 разд. I Порядка представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через спецоператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ), которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора (п.

Как ответить на требование ИФНС?

4 разд. II Порядка).

Обращаем ваше внимание на то, что, если дата отправки декларации зафиксирована спецоператором в пределах установленного срока, хозяйствующий субъект считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в инспекцию налоговой отчетности, соответственно, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в данном случае не имеется.

В Постановлении от 26.04.2011 по делу N А27-11908/2010 ФАС ЗСО пришел к выводу, что технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности.

Организация представила в инспекцию декларацию в электронном виде в установленные сроки. Налоговики не приняли отчетность по причине неоткрытия полученного электронного файла. Однако, имея на руках квитанцию о приеме, а также подтверждение спецоператора, налогоплательщику удалось отбиться от штрафных санкций, установленных ст. 119 НК РФ.

Следует отметить, что подобным образом ФАС ЗСО рассуждал и ранее. В Постановлении от 15.01.2007 N Ф04-8676/2006(29773-А27-42) арбитры пришли к выводу, что сбои в работе Интернета по причине аварии на магистральных каналах связи не влияют на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению отчетности.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки декларации по НДС налоговым органом вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ.

При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что декларация была своевременно (20.02.2006) представлена обществом для передачи в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи. В связи со сбоем в момент отправки в работе Интернета в результате аварии на магистральных каналах связи, продолжавшимся с 20.02.2006 по 27.02.2006, декларация была получена налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2006.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

В свою очередь налоговый орган не представил суду фактов, опровергающих доводы общества о своевременном представлении налоговой декларации для передачи по телекоммуникационным каналам связи, — об аварии на магистральных каналах связи, о принятии обществом всех зависящих от него мер для своевременной отправки декларации, а также иных фактов, подтверждающих вину налогоплательщика, в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 110 НК РФ.

Арбитражный суд на основании представленных сторонами в материалы дела доказательств установил факт принятия обществом всех зависящих от него мер для своевременной отправки налоговой декларации и сделал вывод об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ.

Согласно Постановлению ФАС МО от 10.11.2010 N КА-А41/13633-10 из-за ошибки спецоператора декларация хозяйствующего субъекта в электронном виде вообще ушла в другую налоговую инспекцию. Однако арбитры, занимая в споре сторону налогоплательщика, указали, что настройку электронного документооборота хозяйствующего субъекта производил спецоператор связи и декларация была отправлена своевременно, следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ в рассматриваемой ситуации неправомерно.

Именно квитанция о приеме декларации в электронном виде, а также протокол входного контроля налогового органа сыграли решающую роль при разрешении спора в пользу налогоплательщика и в Постановлении ФАС ПО от 04.05.2010 по делу N А65-25097/2009.

На основании изложенного приходим к выводу, что при наличии квитанции о приеме декларации в электронном виде, а также документального подтверждения своевременного отправления хозяйствующим субъектом налоговой отчетности специализированному оператору связи последующий сбой в сетях связи и технические ошибки передачи электронной отчетности не могут стать причиной привлечения к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации.

В завершение данного раздела отметим, что п. 1 ст. 111 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В данной норме не оговариваются случаи, когда вину хозяйствующего субъекта исключают ошибки в работе Интернета или иные технические накладки, однако перечень обстоятельств является открытым. Данный вывод следует из пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ, согласно которому обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Следовательно, налоговики самостоятельно могут установить обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика, в частности технические ошибки, связанные с отправкой электронной отчетности, в том числе ошибки в работе Интернета.

Несколько слов о Порядке представления декларации в электронном виде

В соответствии с п. 3 разд. II Порядка при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик соблюдает следующий порядок электронного документооборота:

  • после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП своего уполномоченного лица и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета;
  • в течение суток налоговый орган высылает в адрес налогоплательщика квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве.

Примечание. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.

К сведению. Если хозяйствующий субъект, отнесенный к категории налогоплательщиков, обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ), подал декларацию на бумажном носителе, в определенных случаях избежать штрафа можно (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11482/08).

Рассмотрим озвученный порядок поподробнее, для чего обратимся к Методическим рекомендациям.

Сначала отметим, что в процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами (п. 2.4 Методических рекомендаций):

  • налоговая декларация (расчет);
  • информационное сообщение о доверенности;
  • квитанция о приеме;
  • уведомление об отказе;
  • извещение о вводе;
  • подтверждение даты отправки электронного документа;
  • уведомление об уточнении;
  • извещение о получении;
  • сообщение об ошибке.

Обмен электронными документами между налогоплательщиком и налоговым органом через спецоператора связи осуществляется в зашифрованном виде, за исключением подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке (п. 2.5 Методических рекомендаций). Документы шифруются отправителем для получателя.

Обмен извещениями о получении и сообщениями об ошибке, а также подтверждениями даты отправки, формируемыми спецоператором связи, осуществляется в открытом виде.

В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).

В течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс инспекции отчетности в электронном виде контролер выполняет следующие действия (п. 3.13 Методических рекомендаций):

  • проводит окончательный контроль соответствия требованиям (разд. II Приложения 6);
  • при отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме. При регистрации дата представления налоговой декларации (расчета) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления в приемный комплекс налогового органа по месту представления;
  • при выявлении нарушения программный комплекс налогового органа формирует уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа.

Согласно п. 3.14 Методических рекомендаций квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем поступления, контролер направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (его представителю) через спецоператора.

С помощью приемного комплекса в течение двух часов квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме декларации уполномоченное лицо налогового органа подписывает своей ЭЦП и сохраняет в хранилище электронных документов. После этого формируется транспортное сообщение, содержащее зашифрованные для налогоплательщика (его представителя) подписанные ЭЦП налогового органа квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, и направляется налогоплательщику (его представителю) через спецоператора.

В свою очередь, налогоплательщик при получении от налогового органа через спецоператора квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме декларации не позднее следующего рабочего дня должен сформировать транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогоплательщика (его представителя) извещение о получении, и направить его в налоговый орган через спецоператора (п. 3.18 Методических рекомендаций). При этом квитанцию о приеме или уведомление об отказе, подписанные ЭЦП налогового органа, и извещение о получении, подписанное ЭЦП налогоплательщика (его представителя), хозяйствующему субъекту следует сохранить.

Как видим, пренебрегать наличием квитанции о приеме декларации в электронном виде не стоит. Именно она в нужный момент может сыграть решающую роль в отстаивании ваших интересов.

В завершение приведем подтверждающую вышесказанное арбитражную практику.

В Постановлении ФАС ЦО от 30.11.2010 по делу N А35-23/2009 рассмотрена следующая ситуация.

Организация через специализированного оператора связи направила в налоговый орган уточненную декларацию по НДС, в которой была исчислена к уменьшению сумма налога в размере 21,5 млн руб.

После этого организация обратилась в инспекцию с письмом, в котором просила произвести уменьшение НДС в соответствии с представленными документами, подтверждающими направление налоговой декларации за проверяемый период и ее получение налоговым органом, а именно: копией справки специализированного оператора, копией подтверждения оператора.

Налоговики сообщили, что указанная декларация в инспекцию не поступала, поскольку данный файл отсутствует в реестре как принятых, так и ошибочных файлов, и разъяснили, что при отсутствии ошибок налогоплательщику направляется электронная квитанция о приеме отчетности, однако данный документ у налогоплательщика отсутствовал.

Посчитав, что налоговый орган удалил с сервера полученные от налогоплательщика электронные документы, организация обратилась в суд с заявлением о признании указанных действий незаконными.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что обществом не представлены доказательства удаления налоговым органом с сервера электронных документов. Доводы организации основаны на заключении эксперта, который посчитал файл удаленным только на основании сведений о его отсутствии на сервере налогового органа.

Также суды признали необоснованным требование об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем проведения камеральной проверки повторно направленной уточненной декларации по НДС за проверяемый период, поскольку заявитель не доказал факт поступления в налоговый орган данной декларации в электронном виде — предмет камеральной проверки отсутствует.

Сославшись на положения Порядка и Методические рекомендации, ФАС ЦО указал, что в течение суток с момента отправки налоговой декларации (без учета выходных и праздничных дней) налогоплательщик должен был получить квитанцию о приеме налоговой декларации и протокол входного контроля.

Однако данные документы налогоплательщиком получены не были.

Таким образом, утверждение организации об удалении налоговым органом электронного документа с сервера не нашло подтверждения в ходе рассмотрения спора в судебных инстанциях.

В результате в удовлетворении требований организации о признании действий инспекции незаконными было отказано.

С.Н.Кудряшов

Эксперт журнала

«Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения»

By Сергей Машков / 2nd Июнь, 2018 / Автомобильное право / No Comments

В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период». Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

  • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант – такой-то, но такая ошибка не повлекла занижение налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • или подать уточненную декларацию.

Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Как правильно составить пояснения на требования налоговой

Ответ на требование содержит разделы: Реквизиты ответа Сведения о декларации (название файла декларации, на которую получено требование), сведения об организации (ИП), сведения о подписанте ответа Невключенные счета-фактуры Пояснения сведений о невключенных счетах-фактурах: 1) Сведения, поясняющие расхождения (ошибки, противоречия, несоответствия),2) Сведения о записях, операции по которым не подтверждаются Невыполненные контрольные соотношения Сведения по невыполненным контрольным соотношениям из требования и пояснение Пояснительное письмо Текст сообщения в свободной форме для налоговой инспекции К сожалению несмотря на утвержденный электронный формат xml ответа на требование, его загрузка в готовом виде пока что технически не предусмотрена оператором электронного документооборота.

Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.

  • Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  • Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  • После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п.

    Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Такском письменное пояснение в ифнс

Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

Внимание

В какой форме приходит требование Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней.

Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

В этом случае ознакомьтесь с содержанием и в зависимости от него:

  • Отправьте корректировочную декларацию;
  • Сформируйте комплект истребуемых документов;
  • Отправьте пояснения в виде письма по согласованию с ИФНС.
  • Если Абонент не использовал «Сверься!» раньше, отобразится окно регистрации.
  • 1. Сформируйте ответ

    Отправить истребуемые документы можно только по «Требованию о представлении документов (информации)», код по КНД 1165013.

    1. В реестре «Отчетность/ФНС/Требования документов» откройте требование, на которое будете отправлять ответ.
    2. Откройте документ и перейдите на вкладку «Ответить» либо нажмите «Ответить» на требовании в списке вложений.

    2. Добавьте истребуемые документы

    Нажмите Загрузить.

    Если документы были отправлены по каналам связи и хранятся в xml-формате с электронной подписью…

    • в системе СБИС, то выберите «из СБИСа». Воспользуйтесь фильтром, чтобы отобрать документы.
      Если требование получено в программе «СБИС Электронная отчетность», а документы находятся в online.sbis.ru, то откройте требование в личном кабинете. Если его там нет, перенесите требование в online.sbis.ru.
    • в вашей учетной системе (например, 1С), то выберите «с диска». Отметьте необходимые документы в формате *.xml и подписи к ним в формате *.sgn. Файл подписи также может быть в формате *.p7s, при загрузке он будет сконвертирован в нужный формат.

    Если документы были оформлены в бумажном виде, заверены печатью организации и подписаны вручную:

    1. Прикрепите их сканы одним из двух способов:
      • если у вас ещё нет отсканированных документов, выберите «скан» и выполните сканирование.
      • если у вас есть отсканированные документы, выберите «с диска», отметьте файлы и нажмите «Загрузить».
    2. По каждому отсканированному документу заполните все обязательные поля.

    3. Отправьте сформированное представление

    4. Завершите работу с требованием

    Состояние отправленных документов можно определить по иконке в реестре «Запрашиваемые документы» или по стикеру в самом документе.

    Коды ошибки

    В требовании из инспекции о даче объяснений по НДС обязательно должны быть сформулированы причины его выставления:

    • невыполнение контрольных соответствий;
    • разночтение данных с данными контрагентов;
    • не записанные в книгу продаж сведения (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД4-15/5752).

    В требованиях налоговой о представлении пояснений по НДС обязательно указываются коды выявленной налоговиками ошибки.

    Код ошибки

    Значение кода

    Возможные причины

    Отсутствие в декларации контрагента (КА) записи о данной операции

    КА не представил отчет по налогу.

    КА сдал нулевую отчетность.

    Допущены ошибки в записях по счету-фактуре у вас или вашего КА

    Расхождение данных в разделах 8 и 9 (книгах покупок/продаж или доплистах к ним)

    Есть ошибки в вычетах по авансовым счетам-фактурам.

    КА не отразил авансовый счет-фактуру

    Расхождение данных в разделах 10 и 11 (журналах выставленных/полученных счетов-фактур)

    Имеют место несоответствия при отражении посреднических операций между отчетами вашим и вашего КА

    Ошибка в какой-либо графе отчетности

    Номер графы с ошибкой указан в скобках

    Рекомендации по подготовке пояснений

    Требования о представлении пояснений по НДС выставляются (ст. 88 НК РФ), если во время проведения камеральной проверки вашего отчета по НДС обнаружены:

    Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
    Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

    • ошибки в отчетности и/или разночтение данных в предъявленных документах;
    • различия в данных из отчета и сведениях, которые есть у налоговиков;
    • уменьшение суммы исчисленного налога в уточненной декларации;
    • сумма НДС к вычету из бюджета.

    Когда получено требование с запросом объяснений по НДС, следует сначала внимательно проверить данные в поданной декларации, по которой возникли вопросы. Если неточности и несоответствия отсутствуют, об этом так и надо написать. Чтобы подтвердить свою правоту, приложите сканы нужных документов. Образец такого ответа приведен .

    Если обнаружена ошибка в отчете по НДС, которая не влечет за собой уменьшение размера исчисленного налога, поясните, какая ошибка допущена, укажите правильный код, приведите доказательства, что сумма налога к уплате не уменьшилась. Можете отправить уточненную декларацию. Как оформить ответ в этом случае, смотрите .

    Если же обнаружена неточность и она снижает налог к уплате, лучше немедленно отправить уточненный отчет. Объяснения в этом случае давать бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

    ВАЖНО! Пояснения в налоговую по НДС, поданные в канцелярию в бумажном виде, не будут считаться ответом на требование (п. 3 ст. 88 НК РФ), отправлять их надо только в электронном виде.

    Формализованное пояснение

    Плательщику налога в случае подготовки пояснений к декларации по НДС по ошибкам, обнаруженным при ее камеральной проверке, следует отправлять ответ в электронном виде по определенному шаблону, разработанному ФНС (письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). Такой формат ответа называется формализованным пояснением по НДС.

    Это набор таблиц для внесения уточняющих сведений по проверяемому отчету по НДС отдельно по книгам покупок/продаж и дополнительным листам к ним, журналам учета счетов-фактур. Плательщику НДС следует заполнить конкретные листы по каждому моменту, вызвавшему вопросы инспектора, и в электронном формате .xml отправить в налоговую по каналам ТКС.

    Шаблоны этих таблиц есть в программах сдачи отчетности по каналам ТКС, а также бухгалтерских программах, в частности в «1С:Предприятие», чтобы облегчить работу бухгалтера по проверке декларации по НДС и ее заполнению в случае необходимости.

    13.09.2017 ФНС выпустила решение № СА-4-9/18214@ с сообщением, что неправильно штрафовать плательщика налога за неустановленный формат пояснений. На настоящий момент, если пояснения не связаны с камеральной налоговой проверкой декларации по НДС, их можно представлять в инспекцию в произвольной форме с приложением копий счетов-фактур и/или выписок из книг покупок/продаж. Единственное условие — отправлять пояснение только в электронном виде.

    Пояснения по коду 1010292

    Налогоплательщики часто отражают в декларации по НДС коды тех или иных операций. Если не проставить в декларации код операции, она не пройдет логический контроль и в результате ее не примут. Поэтому важно разобраться, какие коды по каким операциям надо указывать.

    В разделе 7 декларации отражаются сведения по операциям, не подлежащим и/или освобождаемым от налогообложения. В этом разделе сведения разносятся по определенным 7-значным кодам из раздела 2 приложения 1 к Порядку заполнения отчета (приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Перечень этих операций с налогом «без НДС» находится в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ.

    Операции займа, включая проценты по ним, освобождаются от обложения НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Отражаются они в разделе 7 декларации (п. 44.2 Порядка заполнения отчетности по НДС) и имеют код 1010292.

    Порядок заполнения раздела 7 отчета по операции займа таков:

    • графа 1 — код 1010292;
    • графа 2 — величина начисленных процентов;
    • графы 3 и 4 — прочерки.

    ВАЖНО! В графу 2 заносится величина не «тела» займа, а именно начисленных процентов (письмо ФНС от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7896).

    Налоговики любят камералить раздел 7, запрашивая документы и пояснения у организации-заявителя, в частности пояснения по коду 1010292 в декларации по НДС.

    У этих пояснений тоже есть разработанный табличный шаблон. Предлагаем заполненный образец этой таблицы (приложение № 1 к письму ФНС от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@).

    Пояснения по налоговому разрыву

    Налоговый разрыв — это разница между налоговой нагрузкой компании и средним показателем по стране в этой отрасли. Т. е. это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены в теории, и суммой фактически уплаченных налогов, другими словами, низкая налоговая нагрузка.

    Несколько лет на сайте ФНС России публикуются данные об уровнях средней налоговой нагрузки по отраслям в стране. Фискалы предлагают компаниям либо подать уточненки, либо пояснить расхождения, либо изменить первый код ОКВЭД в реестре, если код не соответствует реальному основному виду деятельности.

    Конечно, причинами налогового разрыва могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы в связи с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т. д. Следует регулярно анализировать и оптимизировать свои расходы. Лучше привести ОКВЭД в соответствие с действительностью.

    По факту под один ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у бизнесмена собственное производство, существуют определенные особенности региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Есть стандартные аргументы: рост цен, обновление производства и т. д.

    Приложите надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснование разрыва.

    Пояснения из-за высокой доли вычетов

    Существует норма вычета НДС, которую заявлять безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного налога.

    Безопасная доля вычета НДС на 01.05.2018 установлена на уровне 87,08%, т. е. если налог начислен в размере 100 тыс. руб., вычеты должны быть не более 87 тыс. руб. Эта цифра определена на федеральном уровне.

    В каждом регионе установлен свой уровень безопасной доли вычетов. При проверке отчетов по НДС налоговики ориентируются на аналогичный региональный показатель.

    Предлагаем образец пояснений при выставлении требования с вопросом о причинах высокой доли вычетов по НДС.

    При получении пояснений по электронным каналам связи налоговая пришлет либо уведомление об их получении, либо отказ с указанием причины их непринятия. Отказ возможен только в одном случае — пояснения даны в неверном формате.

    Согласно действующим нормам инспекторы не обязаны информировать заявителя о результатах рассмотрения его пояснений.

    Но, так или иначе, итоговых варианта всего два:

    • при сверке с налоговой начисления на лицевом счете организации будут совпадать с разъясненными/уточненными данными;
    • придет еще одно требование о пояснениях или постановление о документальной проверке.

    ***

    Расхождения в декларациях по НДС отнимают у бухгалтерии много времени в части подготовки пояснений, проведения сверок с контрагентами, составления уточненной отчетности. Но лучше сократить число расхождений и отвечать на все требования по камералкам, встречным и документальным проверкам.

    При проблемном контрагенте отправьте налоговикам отчеты о должной осмотрительности и мониторинге поставщиков при выборе. Тем самым вы уменьшите риск выездной проверки и фискальных подозрений в схемах с однодневками.

    Чтобы ваши объяснения не спровоцировали дополнительные проверки фискалов, к оформлению пояснения лучше подойти с полной серьезностью и ответственностью, не затягивая с ответом.

    Требование о предоставлении пояснений по НДС

    Статьей 88 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговой инспекции по результатам камеральной проверки декларации и других документов, в которых содержится информация о налоге на добавленную стоимость и вычетах налогоплательщика за отчетный период, истребовать пояснения к декларации по НДС. Таким правом проверяющие пользуются в тех случаях, когда в отчете не сошлись контрольные показатели или сведения в разных учетных документах разошлись между собой. Не являются редкостью ситуации, когда налоговики требуют предоставить пояснения по высоким вычетам по НДС.

    Требование о предоставлении пояснений по НДС направляется в адрес налогоплательщика в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи через оператора электронного документооборота, в силу норм статьи 31 НК РФ. Его форма утверждена приказом ФНС России № ММВ-7-2/189@.

    Налоговым законодательством определено, что плательщик должен в течение 5 рабочих дней (статья 6.1 НК РФ) предоставить в орган ФНС ответ на требование пояснений по НДС к декларации. Примечательно, что в кодексе нет конкретного указания на момент начала отсчета этого срока. Сами налоговики считают, что за эту дату следует принимать день фактического получения запроса. Об этом сказано в письме ФНС № ЕД-4-15/19395, а также в самой форме документа. На практике эта норма применима только к бумажной форме документа, поскольку при получении запроса от ФНС в электронной форме, налогоплательщик, в силу статьи 23 НК РФ, обязан направить в ответ квитанцию по каналам ТКС через оператора ЭДО о том, что документ был получен. Сделать это нужно не позднее, чем через 6 дней после получения требования о предоставлении пояснений НДС 2016. Поэтому налогоплательщик должен направить ответ раньше, чем подтвердить факт получения им запроса. Парадокс, но с налоговиками в мелочах лучше не спорить. Ведь далеко не факт, что при возникновении спора по срокам и обращении в суд мнение налогоплательщика совпадет с мнением арбитров. Тогда как ФНС свое мнение уже высказала довольно неоднозначно.

    Как написать пояснение по налогу на добавленную стоимость?

    Пояснения по НДС к декларации налогоплательщик имеет право представить в свободной форме. Хотя чиновники предусмотрительно разработали образец пояснений по НДС, которым, при желании, можно воспользоваться.

    Этот документ представляет собой несколько таблиц, в которых можно указать учетные данные и реквизиты документов, а также объяснить причины расхождений. Каждая таблица посвящена отдельному поводу, к примеру есть пояснения высокого удельного веса НДС.

    Прежде, чем заполнять документ, к нему необходимо написать вводную записку. В ней указывается кем и за какой налоговый период дан ответ на пояснения налоговой по НДС, а также приводится количество листов документа и номер корректировки. Как это сделать, указано ниже.

    Кроме того, перед составлением документа необходимо понять суть того, что хочет ФНС. Для этого налоговики в своем требовании указывают на допущенные плательщиком ошибки, используя специальную кодировку. В письме налоговая служба приводит расшифровку кодов ошибок в декларации и учетных документах.

    Код ошибки 1 означает, что:

    • в налоговой декларации контрагента отсутствует запись об операции;
    • контрагент не отчитался по налогу на добавленную стоимость за аналогичный период; в налоговой декларации контрагента приведены нулевые показатели;
    • ошибки, допущенные в отчете, не дают возможности идентифицировать счет-фактуру и сопоставить ее с данными декларации контрагента.

    В этом случае налогоплательщик должен заполнить разделы предоставления пояснения по НДС 2016, приведенные ниже.

    Код ошибки 2 означает, что данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» и разделом 9 «Сведения из книги продаж» налоговой декларации за отчетный период имеют расхождения. Это может случиться, если к вычету была принята сумма налога на добавленную стоимость по авансовым счетам-фактурам, исчисленным ранее. В этом случае необходимы пояснения по НДС по авансам.

    Код ошибки 3 означает, что данные по операциям между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган, не соответствуют друг другу. Так может произойти, к примеру, при занесении в декларацию сведений о посреднических операциях налогоплательщика.

    И, наконец, код ошибки 4 указывает на допущенную ошибку в любой графе декларации. Обычно при этом инспектор указывает номер такой графы с возможно допущенной налогоплательщиком ошибкой в скобках, рядом с кодом. Предоставление пояснений по НДС может затронуть не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов, а также других лиц, указанных в статье 173 НК РФ. В этом случае они должны заполнить раздел 12 формы документа.

    В случае заполнения пояснения к декларации на нескольких листах, необходимо заверить каждый лист подписью уполномоченного лица или лично индивидуального предпринимателя. Кроме того, ИП должен проставить на каждом листе реквизиты своего свидетельства о регистрации. На юридических лиц данное требование не распространяется.

    После того, как все несоответствия в отчете разобраны и объяснены и даны исчерпывающие пояснения по удельному весу вычетов НДС, документ можно направлять в налоговую инспекцию.

    Ответы на наиболее частые вопросы о пояснительной

    1. Что писать при расхождении в декларации?

    Если налоговый орган запросил пояснения при расхождении данных в декларации по налогу на добавленную стоимость с другими отчетными или учетными данными, необходимо исходить из конкретной ситуации. Нежелательно сразу направлять налоговикам вместе с пояснительной документы, подтверждающие правоту налогоплательщика. Лучше ограничиться детальными цифрами в таблицах.

    На вопрос о том, как написать пояснение по НДС, не может быть однозначного ответа. Ведь расхождения могут иметь самый разный характер и быть основаны как на реальных хозяйственных операциях, которые были по разному отражены в отчетах по налогу на прибыль и по НДС ( например, при возврате покупателями бракованной продукции, или подтверждения вычета по экспортным операциям), так и из-за банальной ошибки налогоплательщика или проверяющего. Поэтому в документе нужно детально объяснить данные по обоим отчетам либо указать на фактическое отсутствие расхождений.

    2. Что делать, если высокий удельный вес вычетов по НДС?

    Каждую налоговую декларацию в ФНС проверяют на удельный вес вычетов. Он вычисляется по формуле: сумма, заявленная к вычету, делится на сумму налога, исчисленного к уплате и умножается на 100. Полученное значение в процентном выражении и будет отражать удельный вес вычета.

    Пример : По декларации исчислен налог к уплате в сумме 250 тыс рублей, а вычет заявлен в сумме 220 тысяч рублей.

    220 000/ 250 000 * 100 = 88%

    Удельный вес вычета, превышающий 85%, попадает в зону особого внимания ФНС. Это значит, что, скорее всего, у налогоплательщика, показавшего такие данные, как в примере, запросят пояснения по удельному весу вычетов НДС. Поскольку отказаться от их направления проверяющим у бизнесмена нет возможности, он должен доказать налоговикам, что вычеты не направлены на получение необоснованной выгоды, а все операции, по которым они возникли, направлены на осуществление экономической деятельности и получение прибыли. Важную роль в этом вопросе играет благонадежность контрагентов. Поэтому в пояснительной не лишним будет указать на проведенную в их отношении проверку, по рекомендациям ФНС.

    3. Что делать, если низкая налоговая нагрузка?

    Налоговая нагрузка по налогу на добавленную стоимость не может быть ниже 100%. Поскольку налоговая база не зависит от наценки и рентабельности бизнесмена. При расчете налоговой нагрузки по другим налогам этот налог исключают из их общей массы наряду с НДФЛ и страховыми взносами. Таким образом, запросить объяснения по причине низкой налоговой нагрузки органы ФНС не могут.

    4. Какие существуют требования о представлении пояснений по НДС?

    Инспекторы хотят получить после подачи декларации пояснения по НДС, образец которых приведен выше, в виде отдельных таблиц по каждому конкретному коду ошибки. Ответ представляется по месту учета налогоплательщика на бумажном носителе или в электронной форме по ТКМ через оператора электронного документооборота в течение 5 дней с момента получения соответствующего требования. Документ может быть составлен в свободной форме, но при этом должен обязательно отвечать на поставленные в требовании вопросы, а также быть заверен подписью уполномоченного лица. Такая подпись подтверждает достоверность и полноту приведенных сведений. При этом важно помнить, что, если инспекторов не удовлетворят данные пояснения, они могут затребовать на проверку документы и даже осмотреть помещения налогоплательщика. А отказ от дачи объяснений или их задержка может повлечь за собой блокировку операций налогоплательщика по банковским счетам.