Цель финансовой отчетности

МСФО (международные стандарты финансовой отчетности)

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности. МСФО публикуются Советом по международным стандартам финансовой отчетности, и они точно определяют, как бухгалтеры должны вести и презентовать счета. МСФО были созданы для того, чтобы иметь «общий язык» бухгалтерского учета, потому что стандарты бизнеса и ведение учета могут отличаться как от компании к компании, так и от страны к стране.

Целью МСФО является поддержание стабильности и прозрачности в финансовом мире. Это позволяет предприятиям и индивидуальным инвесторам принимать квалифицированные финансовые решения, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать.

МСФО являются стандартными во многих частях мира, включая Европейский Союз и многие страны Азии и Южной Америки, но не в Соединенных Штатах. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) находится в процессе принятия решения о принятии стандартов в Америке. Страны, которые больше всего выигрывают от стандартов, — это те, которые ведут международный бизнес и инвестируют в него. Эксперты предполагают, что глобальное внедрение МСФО позволит сэкономить деньги на альтернативных сравнительных издержках, а также позволит более свободно передавать информацию.

В странах, которые приняли МСФО, как компаниям, так и инвесторам, выгодно использовать эту систему, поскольку инвесторы с большей вероятностью вкладывают деньги в компанию, если деловая практика компании прозрачна. Кроме того, стоимость инвестиций при этом обычно ниже. Компании, которые ведут международный бизнес, больше всего выигрывают от МСФО.

Стандарты МСФО

Ниже приведен список действующих стандартов МСФО:

Концептуальные основы финансовой отчетности
МСФО/IAS 1 Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2 Запасы
МСФО/IAS 7 Отчет о движении денежных средств
МСФО/IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10 События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12 Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16 Основные средства
МСФО/IAS 17 Аренда
МСФО/IAS 19 Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20 Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23 Затраты по займам
МСФО/IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26 Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27 Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33 Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36 Обесценение активов
МСФО/IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38 Нематериальные активы
МСФО/IAS 40 Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41 Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1 Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2 Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3 Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4 Договоры страхования
МСФО/IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8 Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9 Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11 Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14 Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICs Постановления об интерпретации стандартов
МСФО для малых и средних предприятий

Принципы МСФО

Основополагающие Принципы МСФО:

  • принцип начисления. В соответствии с этим принципом события отражаются в том периоде, когда они произошли, независимо от движения денежных средств.
  • принцип непрерывности деятельности, который подразумевает, что компания продолжит работу в ближайшем будущем, и у руководства нет ни планов, ни необходимости сворачивать деятельность.

Отчетность в соответствии с МСФО должна содержать 4 отчета:

Отчет о финансовом положении: он также называется балансом. МСФО влияют на то, как взаимосвязаны между собой компоненты баланса.

Отчет о совокупном доходе: это может быть одна форма, или ее можно разделить на отчет о прибылях и убытках мсфо и отчет о прочих доходах, включая имущество и оборудование.

Отчет об изменениях капитала: также известен как отчет о нераспределенной прибыли. Он отражает изменения в прибыли за данный финансовый период.

Отчет о движении денежных средств: в этом отчете суммируются финансовые транзакции компании за данный период, при этом денежные потоки разделяются на потоки по операционной деятельности, инвестициям и финансированию. Рекомендации по данному отчету содержатся в МСФО 7.

В дополнение к этим базовым отчетам, компания также должна представить приложения со сводкой своей учетной политики. Полный отчет часто рассматривается в сравнении с предыдущим отчетом, чтобы показать изменения в прибыли и убытках. Материнская компания должна создавать отдельные отчеты для каждой из своих дочерних компаний, а также консолидированную финансовую отчетность МСФО.

Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)

Существуют различия между МСФО и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета других стран, которые влияют на расчет финансового соотношения. Например, МСФО не так строги при определении выручки и позволяют компаниям быстрее сообщать о доходах, поэтому, следовательно, баланс в рамках этой системы может показывать более высокий поток доходов. МСФО также имеют другие требования к расходам: например, если компания тратит деньги на разработку или инвестиции на будущее, она не обязательно должна показывать их как расход (т.е. их можно капитализировать).

Еще одна разница между МСФО и ГААП заключается в определении порядка учета запасов. Есть два способа отслеживать запасы: FIFO и LIFO. FIFO означает, что самая последняя единица запасов остается непроданной до продажи предыдущих запасов. LIFO означает, что самая последняя единица запасов будет продана первой. МСФО запрещают LIFO, в то время как американские и другие стандарты позволяют участникам свободно их использовать.

История МСФО

МСФО возникли в Европейском союзе с намерением распространить их на всем континенте. Идея быстро распространилась по всему миру, поскольку «общий язык» финансовой отчетности позволил расширить связи по всему миру. Соединенные Штаты еще не приняли МСФО, так как многие рассматривают американские ОПБУ как «золотой стандарт». Однако, поскольку МСФО становятся более глобальной нормой, ситуация может измениться, если SEC примет решение о том, что МСФО подходят для американской инвестиционной практики.

В настоящее время около 120 стран используют МСФО, и 90 из них требуют, чтобы отчетность компаний полностью была представлена в соответствии с требованиями МСФО.

МСФО поддерживаются Фондом МСФО. Миссия Фонда МСФО (IFRS) — «обеспечить прозрачность, подотчетность и эффективность на финансовых рынках по всему миру». Фонд МСФО (IFRS) не только обеспечивает и контролирует стандарты финансовой отчетности, но также делает различные предложения и рекомендации тем, кто отклоняется от практических рекомендаций.

Целью перехода на МСФО является максимальное упрощение международных сопоставлений. Это сложно, потому что каждая страна имеет свой собственный набор правил. Например, US GAAP отличаются от канадских GAAP. Синхронизация стандартов бухгалтерского учета во всем мире является непрерывным процессом в международном сообществе бухгалтерского учета.

Цель финансовой отчетности по МСФО

Российские нормативные документы не содержат указаний о целях бухгалтерской отчетности. В этом их отличие от МСФО, в главе «Принципы» которых данному вопросу отводится отдельный раздел «Цель финансовой отчетности». ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требует от бухгалтерской отчетности достоверной и полной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, но не формулирует цели предоставления этой информации. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и Федеральном законе «О бухгалтерском учете» предоставление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации внешним и внутренним пользователям трактуется как цель бухгалтерского учета, а не бухгалтерской отчетности. При этом в задачу обеспечения информацией пользователей включаются контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, выявление внутрихозяйственных резервов, а также предотвращение отрицательных результатов деятельности. В отличие от российских нормативных документов МСФО в главе «Принципы» таких целей перед финансовой отчетностью не ставят.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» пользователями отечественной бухгалтерской отчетности являются руководители, учредители, участники, собственники имущества организации, инвесторы и кредиторы; в соответствии с ПБУ 4/99 — учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики. Указанные пользователи входят и в перечень, приведенный в главе «Принципы» МСФО, однако, в отличие от МСФО, российские нормативы не включают в состав пользователей работников и общественность. Различно и отношение к информационным потребностям государственных органов. В соответствии с МСФО правительственные органы определяют по данным финансовой отчетности политику в отношении предприятий. В российской практике эти данные во многих случаях используются для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнения законодательства.

Российские нормативные документы делят пользователей бухгалтерской отчетности на внутренних и внешних. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» относит к внутренним пользователям руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации, а к внешним — инвесторов, кредиторов и других пользователей. В отличие от российского законодательства МСФО не делят пользователей на внутренних и внешних, поскольку ориентируют финансовую отчетность на удовлетворение в первую очередь информационных потребностей пользователей внешних. Руководство предприятия по МСФО также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, но при этом имеет доступ к управленческой и иной информации для принятия решений. В российских нормативных документах на первое место в перечне пользователей ставятся руководители, учредители И собственники имущества, а инвесторы и кредиторы фигурируют в конце списка. В МСФО, напротив, на первом месте указываются инвесторы, далее перечисляются работники и кредиторы. Такая последовательность отражает степень зависимости предприятия от решений пользователей отчетности. В условиях западного бизнеса, в котором положение предприятия напрямую связано с рыночной стоимостью выпущенных им ценных бумаг, а источники денежных средств в основном зависят от кредитов и займов, финансовая отчетность в первую очередь должна удовлетворять информационным запросам инвесторов и кредиторов.

История создания

С целью улучшения и сближения использования финансовой отчётности на международном уровне в 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран создали международную профессиональную неправительственную организацию — Комитет по Международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC).

С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчётности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учёта. С 2005 года, на основании решения Европейской комиссии от 2002 года, все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, готовят консолидированную отчётность по МСФО. В рамках реорганизации в апреле 2001 года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО) заменил КМСФО. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал КМСФО и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS), а с 2001 года СМСФО выпускает вновь создаваемые стандарты под названием International Financial Reporting Standards (IFRS).

В сентябре 2002 года состоялось Норволкское соглашение, в рамках которого СМСФО и Совет по стандартам учёта США приняли меморандум о конвергенции МСФО и US GAAP и с 2009 года снято требование о согласовании отчетности по МСФО с US GAAP.

Процедура разработки МСФО

Процесс разработки международных стандартов финансовой отчётности:

  1. Консультационная группа представляет проблему учёта на своём заседании, проанализировав её и дав оценку применения Концептуальных основ финансовой отчетности;
  2. Проводится изучение национальных требований и практики бухгалтерского учёта, обмен мнениями с национальными органами, устанавливающими стандарты;
  3. Консультации с Попечителями Фонда и Консультативным Советом по МСФО о включении данной темы в повестку дня СМСФО;
  4. Создание рабочей группы для консультационной поддержки СМСФО;
  5. Публикация «Дискуссионного документа» для всеобщего обсуждения;
  6. Публикация «Проекта стандарта» для всеобщего обсуждения;
  7. Публикация «Основания для принятия решения» и позиции членов СМСФО, не согласных с положениями проекта стандарта;
  8. Рассмотрение комментариев, полученных в утверждённый период;
  9. Публичные слушания и тестирование применимости стандарта;
  10. Утверждение стандарта не менее 9 голосами членов СМСФО;
  11. Публикация стандарта вместе с основаниями для принятия решений.

Применение в различных странах

Европа

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

США

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Однако в феврале 2011 года SEC выпустила очередной документ, содержащий решение отложить внедрение IFRS в американскую отчётность. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучётов, его качество, по некоторым оценкам, хуже, чем у US GAAP. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе. Летом 2013 года председатель SEC сменился на более лояльного к IFRS, бывшего партнёра Big4, — при нём активизировалась работа по сходимости стандартов US GAAP и IFRS.

Россия

В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчётности (Фонд НСФО) ведёт работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчётности (СФО) с июня 2006 года.

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчётности всех общественно значимых компаний:

  • Кредитные организации;
  • Страховые организации;
  • Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято «Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107)». Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ. МСФО станут применять для консолидированной отчётности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году применимыми на территории РФ были признаны первые 63 стандарта и интерпретации. Консолидированная финансовая отчётность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчётности за 2012 год.

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации. Полные тексты МСФО на русском языке и учебные материалы доступны на сайте Министерства.

В Российской Федерации более 145 крупных компаний составляют и публикуют финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.

Список действующих в настоящее время стандартов

Полный список действующих и приостановленных стандартов МСФО в основной статье: МСФО (список).

IFRS

  • IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standards)
  • IFRS 2 Платёж, основанный на акциях (Share-Based Payments)
  • IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)
  • IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
  • IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
  • IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (Financial Instruments: Disclosures)
  • IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)
  • IFRS 9 Финансовые инструменты (Financial Instruments)
  • IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность (Consolidated Financial Statements)
  • IFRS 11 Совместная деятельность (Joint Arrangements)
  • IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях (Disclosure of Interests in Other Entities)
  • IFRS 13 Оценка справедливой стоимости (Fair Value Measurement)
  • IFRS 14 Счета отложенных тарифных корректировок (Regulatory Deferral Accounts)
  • IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями (Revenue from Contracts with Customers)
  • IFRS 16 Аренда (Leases)
  • IFRS 17 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS for SMEs МСФО для малых и средних предприятий (МСФО для МСП)

IAS

  • IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
  • IAS 2 Запасы (Inventories)
  • IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Statement of Cash Flows)
  • IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
  • IAS 10 События после окончания отчётного периода (Events After the Reporting Period)
  • IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
  • IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
  • IAS 17 Аренда (Leases)
  • IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
  • IAS 20 Учёт государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
  • IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exchange Rates)
  • IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
  • IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
  • IAS 26 Учёт и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
  • IAS 27 Отдельная финансовая отчётность (Separate Financial Statements)
  • IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (Investments in Associates and Joint Ventures)
  • IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации (Financial Instruments: Presentation)
  • IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
  • IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
  • IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
  • IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
  • IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
  • IAS 39 Финансовые инструменты: признание и измерение (Financial Instruments: Recognition and Measurement)
  • IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)
  • IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

IFRIC

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов:

  • IFRIC 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members’ Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации(Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — отработанное электрическое и электронное оборудование(Liabilities arising from Participating in a Specific Market — Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 14 IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 — The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами (Extinguishing Financial Liabilities with Equity Instruments)
  • IFRIC 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (Stripping Costs in the Production Phase of a Surface Mine)
  • IFRIC 21 Обязательные платежи (Levies)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance — No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 25 Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров (Income Taxes — Changes in the Tax Status of an Enterprise or its Shareholders)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг: Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets — Web Site Costs)

Пользователи и цель использования финансовой отчетности

1. Руководители.

Любой руководитель нуждается в информации о результатах деятельности за определенный период, которая поможет ему принять правильное решение способное повлиять на будущий успех.

2. Банки.

Банкам может потребоваться такая информация для принятия решения о выдаче кредита.

3. Инвесторы.

Инвесторам нужна информация, указываемая в финансовой отчетности для анализа разумности будущих вложений в потенциального клиента.

4. Другие

Другим клиентам также может понадобиться информации по финансовой отчетности для принятия решения о целесообразности работы с потенциальными поставщиками или покупателями.

Целью финансовой отчетности, составленной по МСФО, является предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности предприятия широкому кругу пользователей для принятия ими экономических решений.

Пользователями финансовой отчетности в МСФО признаются:

  • — инвесторы, вкладывающие рисковый капитал и заинтересованные в информации, которая помогла бы определить — покупать, держать или продавать ценные бумаги, оценить способность компании выплачивать дивиденды;
  • — работники, нуждающиеся в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей, их способности обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства;
  • — заимодавцы, заинтересованные в информации, позволяющей определить риск в отношении возврата займов и выплаты причитающихся процентов;
  • — поставщики, нуждающиеся в информации, которая дает возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними их дебиторов;
  • — покупатели, заинтересованные в информации о стабильности: компании, особенно когда они имеют с ней долгосрочные отношения;
  • — правительство и его органы, заинтересованные в информации о деятельности хозяйствующих субъектов, для того чтобы определять налоговую политику, размер национального дохода, распределять ресурсы и т.д.;
  • — общественность, интересующаяся разнообразной информацией о деятельности компаний, их вкладе в местную экономику, в том числе через количество предоставляемых рабочих мест, опеку местных поставщиков и др.

Руководство компании несет основную ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности. Оно также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, однако имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает ему осуществлять обязанности по планированию, принятию решений и контролю.

Казахстанские нормативные документы не содержат указаний о целях бухгалтерской отчетности. В этом их отличие от МСФО, в главе «Принципы», которых данному вопросу отводится отдельный раздел «Цель финансовой отчетности». ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требует от бухгалтерской отчетности достоверной и полной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, но не формулирует цели предоставления этой информации. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике Республики Казахстан, законе «О бухгалтерском учете» предоставление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации внешним и внутренним пользователям трактуется как цель бухгалтерского учета, а не бухгалтерской отчетности. При этом в задачу обеспечения информацией пользователей включаются контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан, выявление внутрихозяйственных резервов, а также предотвращение отрицательных результатов деятельности. В отличие от российских нормативных документов МСФО в главе «Принципы» таких целей перед финансовой отчетностью не ставят.

В соответствии с Республикой Казахстан, законом «О бухгалтерском учете» пользователями отечественной бухгалтерской отчетности являются руководители, учредители, участники, собственники имущества организации, инвесторы и кредиторы; в соответствии с ПБУ 4/99 — учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики. Указанные пользователи входят и в перечень, приведенный в главе «Принципы» МСФО, однако, в отличие от МСФО, российские нормативы не включают в состав пользователей работников и общественность. Различно и отношение к информационным потребностям государственных органов. В соответствии с МСФО правительственные органы определяют по данным финансовой отчетности политику в отношении предприятий. В Казахстанской практике эти данные во многих случаях используются для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнения законодательства.

Казахстанские нормативные документы делят пользователей бухгалтерской отчетности на внутренних и внешних. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете» относит к внутренним пользователям руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации, а к внешним — инвесторов, кредиторов и других пользователей. В отличие от Казахстанского законодательства МСФО не делят пользователей на внутренних и внешних, поскольку ориентируют финансовую отчетность на удовлетворение в первую очередь информационных потребностей пользователей внешних. Руководство предприятия по МСФО также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, но при этом имеет доступ к управленческой и иной информации для принятия решений. В российских нормативных документах на первое место в перечне пользователей ставятся руководители, учредители и собственники имущества, а инвесторы и кредиторы фигурируют в конце списка. В МСФО, напротив, на первом месте указываются инвесторы, далее перечисляются работники и кредиторы. Такая последовательность отражает степень зависимости предприятия от решений пользователей отчетности. В условиях западного бизнеса, в котором положение предприятия напрямую связано с рыночной стоимостью выпущенных им ценных бумаг, а источники денежных средств в основном зависят от кредитов и займов, финансовая отчетность в первую очередь должна удовлетворять информационным запросам инвесторов и кредиторов.

IAS 1

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» — международный стандарт финансовой отчетности, устанавливающий общие принципы представления финансовой отчётности, действует с 1 января 1975 года, введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н применяется к финансовой отчетности общего назначения с целью достижения сопоставимости финансовой отчетности самой компании за предшествующие периоды или финансовой отчетности других организацией.

В марте 1974 года вышел проект стандарта E1 «Раскрытие учётной политики», а в январе 1975 года был опубликован стандарт IAS 1 «Раскрытие учётной политики», который вступил в действие с 1 января 1975 года. В июне 1975 года вышел проект E5 «Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности», а в октябре 1976 года был опубликован стандарт IAS 5 «Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности», который вступил в действие с 1 января 1977 года. В июле 1978 года вышел проект стандарта E14 «Текущие активы и текущие обязательства», а в ноябре был опубликован стандарт IAS 13 «Представление текущих активов и текущих обязательств», который вступил в действие с 1 января 1981 года. В 1994 году стандарты IAS 1, IAS 5, и IAS 13 были модернизированы. В июле 1996 года вышел проект стандарта E53 «Представление финансовой отчётности», а в августе 1997 года стандарт был опубликован заменив старые стандарты IAS 1 (1975), IAS 5, и IAS 13 (1979), которые вступили в силу с 1 июля 1998 года. 18 декабря 2003 года был опубликован стандарт IAS 1 версии 2003 года, который вступил в силу с 1 января 2005 года, а 18 августа 2005 года вышло дополнение о раскрытие информации по капиталу, которые вступили в силу с 1 января 2007 года. 6 сентября 2007 года вышел стандарт IAS 1 версии 2007 года, который вступил в силу с 1 января 2009 года, а 14 февраля 2008 года вышли дополнения по финансовым инструментам с правом обратной продажи эмитенту и обязательства, возникающие при ликвидации, которые вступили в силу с 1 января 2009 года. 22 мая 2007 года вышли дополнения по классификации производных финансовых инструментов, которые вступили в силу с 1 января 2009 года. 6 мая 2010 года вышли дополнения по классификации текущих обязательств, которые вступили в силу с 1 января 2011 года. 16 июня 2011 года вышли дополнения по представлению статей прочего совокупного дохода, которые вступили в силу с июля 2012 года. 17 мая 2012 года вышли дополнения по сравнительным данным, которые вступили в силу с 1 января 2013 года, а 18 декабря 2014 года вышли изменения по представлению информации, которые вступили в силу с 1 января 2016 года.

Отчет о финансовом положении

Отдельно отражаются в отчете о финансовом положении краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства. Представление активов и обязательств в порядке повышения или понижения ликвидности в отчетности финансовых компаний делает информацию более надежной и уместной. Разграничение между краткосрочными и долгосрочными статьями зависит от длительности операционного цикла компании, и если он не может быть надежно оценен, то допускается, что его продолжительность равна 12 месяцам.

Актив классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет любому из следующих критериев:

  • предполагается реализовать или потребить в ходе обычного операционного цикла,
  • предназначен для использования в торговых целях,
  • его предполагается реализовать в течение 12 месяцев после отчетной даты,
  • представляет собой денежные средства или эквивалент денежных средств, не имеющего ограничений на использование.

Все прочие активы классифицируются как долгосрочные в том числе отложенные налоговые активы.

Обязательства классифицируются как краткосрочные, если оно удовлетворяет любому из следующих критериев:

  • ожидается, что будет погашено при нормальном ходе дел в течение операционного цикла,
  • предназначено для использования в торговых целях,
  • должно быть погашено в течение 12 месяцев после отчетной даты,
  • нет безусловного права откладывать погашение обязательства на срок более 12 месяцев после отчетного периода.

Все прочие обязательства классифицируются как долгосрочные в том числе отложенные налоговые обязательства.

Минимальные статьи Отчета о финансовом положении:

  • основные средства,
  • инвестиционная собственность,
  • нематериальные активы,
  • финансовые активы,
  • инвестиции,
  • биологические активы,
  • запасы,
  • торговая и прочая дебиторская задолженность,
  • денежные средства и их эквиваленты,
  • сумма активов, классифицированных как предназначенные для продажи,
  • торговая и прочая кредиторская задолженность,
  • резервы,
  • финансовые обязательства,
  • обязательства и активы по текущему налогу на прибыль,
  • отложенные налоговые обязательства и активы,
  • обязательства, включенные в группу выбытия, классифицируемые как предназначенные для продажи,
  • выпущенный капитал и резервы,
  • доля неконтролирующих акционеров, отраженные в капитале.

Объекты основных средств разбиваются на классы в соответствии с IAS 16. Дебиторская задолженность разбивается от покупателей, от связанных сторон, предоплаты, прочие суммы. Запасы разбиваются на классы, товары, производственные запасы, материалы, незавершенное производство, готовую продукцию.

Структура отчёта о финансовом положении

31 дек.20X1 31 дек.20X0
АКТИВЫ
Необоротные активы
Основные средства х х
Гудвил х х
Нематериальные активы х х
Инвестиции, учитываемые по методу долевого участия х х
Инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи х х
Итого необоротные активы х х
Оборотные активы
Запасы х х
Торговая и прочая дебиторская задолженность х х
Прочие оборотные активы х х
Денежные средства и их эквиваленты х х
Итого оборотные активы х х
Итого активы х х
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Собственный капитал, относящийся к акционерам материнской компании
Акционерный капитал х х
Эмиссионный доход х х
Резерв переоценки х х
Нераспределённая прибыль х х
Неконтролирующая доля участия х х
Итого собственный капитал х х
Долгосрочные обязательства
Долгосрочные займы х х
Отложенные налоги х х
Долгосрочные резервы х х
Итого долгосрочные обязательства х х
Краткосрочные обязательства
Торговая и прочая кредиторская задолженность х х
Краткосрочные займы х х
Текущая часть долгосрочных займов х х
Текущий налог к оплате х х
Краткосрочные резервы х х
Итого краткосрочные обязательства х х
Итого обязательства х х
ИТОГО СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА х х

Отчет о прибыли и убытках и прочем совокупном доходе

В связи с необходимостью отдельного представления изменений в собственном капитале за отчетный период, которые не являются результатом операций с собственниками компании, представляют минимальный состав статей доходов и расходов:

  • выручка,
  • финансовые затраты,
  • доля компании в прибыли или убытках ассоциированных компаний и совместных предприятий, учитываемых по долевому методу,
  • расходы по налогу на прибыль,
  • итоговая сумма, включающая в себя:
  • прибыль или убытки (за вычетом налога) от прекращенной деятельности,
  • доход или расход (за вычетом налога), признанного при оценке по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу, или при выбытии активов или группы выбытия, представляющих собой прекращенную деятельность
  • прибыль или убыток,
  • каждый компонент других частей совокупного дохода, классифицированного по видам,
  • доля других компонентов совокупного дохода ассоциированных компаний и совместных предприятий, учитываемых по долевому методу,
  • итоговое значение совокупного дохода:
  • на долю неконтролирующих акционеров,
  • на держателей акций материнской компании группы.
  • статьи, которые впоследствии не будут реклассифицированы на прибыль и убыток:
  • актуарные прибыли (убытки) по пенсионным планам с установленными выплатами,
  • изменения в резерве переоценки по основным средствам и нематериальным активам,
  • изменения в справедливой стоимости финансового актива, являющегося инвестицией в долевой инструмент, или обязательства, по которым принято решение об их оценке по справедливой стоимости и представлении прибыли и убытков от таких финансовых инструментов в составе прочего совокупного дохода.
  • статьи, которые впоследствии при выполнении определённых условий будут реклассифицированы на прибыль и убыток:
  • эффективная часть прибылей(убытков) по инструментам хеджирования денежных потоков.
  • итоговое значение совокупного дохода:
  • на долю неконтролирующих акционеров,
  • на держателей акций материнской компании группы.

Структура отчёта о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе

31 дек.20X1 31 дек.20X0
Выручка х х
Себестоимость продаж (х) (х)
Валовая прибыль х х
Процентные доходы х х
Коммерческие расходы (х) (х)
Административные расходы (х) (х)
Прибыль/убыток от выбытия финансовых активов, учитываемых по амортизированной стоимости х/(х) х/(х)
Прибыль/убыток от реклассификации финансовых активов, учитываемых по амортизированной стоимости в категорию учитываемых по справедливой стоимости х/(х) х/(х)
Убытки от обесценения (х) (х)
Финансовые расходы (х) (х)
Доход от инвестиций, учитываемых по методу долевого участия х х
Прибыль до налога х х
Расходы по налогу (х) (х)
Прибыль за год от продолжающейся деятельности х х
Убыток за год от прекращённой деятельности (х) (х)
Прибыль за год х х
Прочий совокупный доход:
Компоненты, которые не могут быть реклассифицированы в отчёт о прибылях и убытках
Переоценка основных средств х х
Прибыли/убытки от долевых инвестиций, учитываемых по выбору компании по справедливой стоимости через прочий совокупный доход х х
Актуарные прибыли/убытки по пенсионным планам с установленными выплатами х х
Доля в увеличении стоимости собственности ассоциированных компаний х х
Изменения справедливой стоимости финансовых обязательств, связанные с собственным кредитным риском х х
Налог на прибыль, относящийся к компонентам, которые не могут быть реклассифицированы (х) (х)
Компоненты, которые могут быть реклассифицированы в отчёт о прибылях и убытках
Прибыли/убытки по финансовым активам (долговым инструментам), учитываемым по справедливой стоимости через прочий совокупный доход х/(х) х/(х)
Курсовые разницы от пересчёта зарубежных дочерних компаний х х
Результаты эффективного хеджирования денежных потоков х х
Налог на прибыль, относящийся к компонентам, которые могут быть реклассифицированы (х) (х)
Прочий совокупный доход за год после налога на прибыль х х
Итого совокупный доход за год х х
Прибыль, приходящаяся на:
Контролирующих акционеров х х
Неконтролирующую долю участия х х
х х
Итого совокупный доход, приходящийся на:
Контролирующих акционеров х х
Неконтролирующую долю участия х х
х х
Прибыль на акцию:
Базовая х х
Пониженная х х

Отчет о движении денежных средств

Требования к представлению Отчета о движении денежных средств рассмотрены в IAS 7 «Отчет о движении денежных средств».

Отчет о движении денежных средств через прямой метод

Потоки денежных средств от операционной деятельности
Поступления от покупателей Х
Оплата поставщикам и работникам (Х)
Денежные средства от операционной деятельности X
Уплаченные проценты (Х)
Уплаченный налог на прибыль (X)
Чистые денежные средства от операционной деятельности X
Потоки денежных средств от инвестиционной деятельности
Продажа основных средств X
Приобретение основных средств (X)
Полученные проценты X
Полученные дивиденды X
Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности X
Потоки денежных средств от финансовой деятельности
Поступления от эмиссии акций X
Поступления от долгосрочных займов X
Погашение обязательств по финансовой аренде (X)
Уплаченные дивиденды (X)
Чистые денежные средства от финансовой деятельности X
Чистое приращение денежных средств и эквивалентов денежных средств X
Денежные средства и эквиваленты денежных средств на начало периода X
Денежные средства и эквиваленты денежных средств на средств на конец периода X

Примечания к финансовой отчетности

Примечания помогают пользователям в понимании финансовой отчетности и сравнении её с финансовой отчетностью других компаний и представляют информацию:

  • заявление о соответствии с МСФО,
  • существенные принципы учётной политики:
  • суждения, сделанные руководством компании и имеющие наибольший эффект на суммы, признанные в финансовой отчетности,
  • ключевые допущения, касающиеся будущего и ключевых источников неопределённости на отчетную дату, которая приводит к значительному риску существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в течение следующего финансового года, с детальной информацией сущности и балансовой стоимости на дату составления отчета.
  • дополнительная информация по статьям, представленным в отчетах:
  • качественная информация, что представляет собой капитал, есть ли внешние ограничения управления капиталом, каким образом компания достигает поставленных целей в отношении управления капитала.
  • раскрытие прочей информации:
  • условные обязательства и непризнанные договорные обязательства (дивиденды, предложенные или объявленные в течение периода, но не признанные в качестве распределения капитала, сумма дивидендов на одну акцию, непризнанные дивиденды по кумулятивным привилегированным акциям),
  • раскрытие нефинансовой информации (постоянное место нахождения и юридическая форма компании, адрес регистрации офиса, описание характера операций компании и её основной деятельности, название материнской компании и головной материнской компании группы).

Цели финансовой отчетности по МСФО и российским нормативным документам

Принципиальным отличием российского бухгалтерского учета от международного является цель составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно документам российской системы нормативного регулирования бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

В МСФО основной целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также отражает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании.

Из этого следует, что при формулировании цели составления финансовой отчетности МСФО устанавливают приоритет потребностей действительных и потенциальных инвесторов и финансовых институтов перед другими группами пользователей финансовой отчетности и одновременно исходят из предположения о том, что информация о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении необходима широкому кругу пользователей и способна удовлетворить их потребности должным образом .

Российские нормативные документы не содержат указаний о целях бухгалтерской отчетности. В этом их отличие от МСФО, в главе «Принципы» которых данному вопросу отводится отдельный раздел «Цель финансовой отчетности». ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требует от бухгалтерской отчетности достоверной и полной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, но не формулирует цели предоставления этой информации. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и Федеральном законе «О бухгалтерском учете» предоставление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации внешним и внутренним пользователям трактуется как цель бухгалтерского учета, а не бухгалтерской отчетности . При этом в задачу обеспечения информацией пользователей включаются контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, выявление внутрихозяйственных резервов, а также предотвращение отрицательных результатов деятельности. В отличие от российских нормативных документов МСФО таких целей перед финансовой отчетностью не ставят.

Анализ целей и состава пользователей финансовой отчетности, составляемой по отечественным нормативам и МСФО, приведен в таблице 1.

Таблица 1 — Соотношение целей финансовой отчетности по нормативным документам в Российской Федерации и по МСФО

МСФО

Российские нормативные документы

Единство

1. Требование предоставления информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации заинтересованным пользователям

2. Включение в перечень пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей

Различия

1. Финансовая отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы инвесторов и кредиторов

1. Бухгалтерская отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы государственных и налоговых структур

2. Финансовая отчетность не служит средством контроля за соблюдением законодательства и исчислением налогов

2. Бухгалтерская отчетность служит средством контроля за соблюдением законодательства и исчислением налогов

3. Финансовая отчетность должна помогать пользователю в прогнозировании поступления денежных средств от объекта инвестирования или кредитования

3. Такая задача перед бухгалтерской отчетностью не ставится

4. Содержат детальный перечень групп пользователей финансовой отчетности

4. Регламентируют перечень пользователей, которым бухгалтерская отчетность предоставляется в обязательном порядке, остальные пользователи перечисляются выборочно

5. Определяют интересы всех групп пользователей финансовой отчетности

5. Не характеризуют интересы групп пользователей бухгалтерской отчетности

6. Не делят пользователей на внутренних и внешних: все пользователи являются внешними по отношению к предприятию

6. Делят пользователей на внутренних и внешних; к внутренним относятся как руководство, так и собственники предприятия

7. Руководство предприятия не является основным пользователем финансовой отчетности и указывается в конце перечня пользователей

7. Руководство предприятия относится к основным пользователям бухгалтерской отчетности и указывается первым в перечне пользователей

8. Не ставят цель использования финансовой отчетности для решения управленческих задач

8. Решение управленческих задач является одной из целей использования бухгалтерской отчетности

9. Не ставится цель использования финансовой отчетности для достижения безубыточности предприятия

9. Ставится цель использования бухгалтерской отчетности для достижения безубыточности предприятия

Из таблицы 1 следует, что в отечественном законодательстве цели бухгалтерской отчетности определенно отличаются от целей финансовой отчетности, регламентируемых МСФО. Существенное различие состоит в том, что бухгалтерская отчетность в России предназначена прежде всего для государственных налоговых и статистических органов и не отражает интересов собственников, вложивших свои средства в предприятие.

Отчетность, составленная в российской системе, скорее носит фискальный характер. Финансовой отчетностью, составленной в соответствии с РСБУ, пользуются налоговые органы, органы государственного управления и статистики, которые имеют различные интересы и различные потребности в информации.

В связи с этим бухгалтер при ее составлении ориентируется не на основополагающие принципы и не на профессиональное суждение, а на потенциальную реакцию этих групп пользователей .

Существует еще одно отличие в целях составления отчетности по МСФО и РСБУ. Оно заключается в том, что для российских пользователей отчетности наибольший интерес представляет информация о финансовых результатах деятельности компании, а в соответствии с содержанием международных стандартов составление отчетности направлено на формирование достоверной информации о финансовом положении компании, т.е. важна динамика.

Пользователи и их информационные потребности

Стр 1 из 4

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И СОСТАВЛЕНИЯ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Настоящие принципы IAS были утверждены Правлением в апреле 1989 г. для опубликования в июле 1989 г.

Предисловие

Финансовая отчетность составляется и представляется для внешних пользователей многими компаниями во всем мире. Хотя эти финансовые отчетности могут показаться одинаковыми в разных странах, существуют различия, вызванные, вероятно, разными социальными, экономическими и юридическими условиями. Кроме того, в разных странах при установлении национальных стандартов ориентируются на разных пользователей финансовой отчетности.

Эти различные условия привели к возникновению и использованию разнообразных определений элементов финансовой отчетности, например, таких как активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Это также привело к использованию разных критериев для признания статей в финансовой отчетности в предпочтении, отдаваемом различным системам измерения. Не остались без внимания и сфера применения финансовой отчетности, и раскрытия, осуществляемые в ней.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IAS) призван сузить эти различия путем сближения правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности. Члены комитета уверены, что дальнейшая гармонизация наилучшим образом может быть достигнута путем сосредоточения внимания на финансовой отчетности, составляемой в целях обеспечения информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.

Члены Совета Правления IAS уверены, что финансовая отчетность, подготовленная для этих целей, удовлетворяет требования большинства пользователей. Это объясняется тем, что почти все пользователи принимают экономические решения, например, такие как:

(a) когда купить, придержать или продать акции;

(b) оценка качества и подотчетности управления;

(c) оценка способности компании оплачивать труд работников или предоставлять им другие льготы;


(d) оценка обеспечения сумм, предоставленных компании в кредит;

(e) определение налоговой политики;

(f) определение размеров распределяемой прибыли и дивидендов;

(g) подготовка и использование статистики валового национального дохода; или

(h) регулирование деятельности компании.

Однако, Совет Правление признает, что правительства, в частности для своих нужд, могут определять другие или дополнительные требования. Тем не менее, эти требования не должны оказывать влияния на финансовую отчетность, публикуемую для других пользователей, если они не соответствуют также и удовлетворяют потребностями этих других пользователей.

Финансовая отчетность обычно составляется в соответствии с бухгалтерской моделью, основанной на возмещаемой фактической себестоимости и концепции поддержания номинального финансового капитала. Возможно, другие модели и концепции больше отвечают задаче обеспечения информацией, обычно используемой для принятия экономических решений, однако, в настоящее время нет единого мнения о необходимости внесения каких-либо изменений. Эти принципы были разработаны таким образом, чтобы они были применимы для целого ряда бухгалтерских моделей и концепций капитала и поддержания капитала.

Введение

Предназначение и статус

1. Настоящие Принципы определяют основополагающие положения в отношении подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. Они предназначены для того, чтобы:

(a) помогать Совету IAS в разработке будущих Международных стандартов финансовой отчетности и в пересмотре уже существующих Международных стандартов финансовой отчетности;

(b) помогать Совету IAS в продвижении гармонизации правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с представлением финансовой отчетности, путем обеспечения основы для сокращения числа альтернативных подходов к учетной интерпретации, разрешенных Международными стандартами финансовой отчетности;

(c) помогать национальным органам стандартизации в разработке национальных стандартов;

(d) помогать составителям финансовой отчетности в применении Международных стандартов финансовой отчетности и в работе с темами, которым еще предстоит стать предметом будущих Международных стандартов финансовой отчетности;

(e) помогать аудиторам формировать мнение о соответствии или несоответствии финансовой отчетности Международным стандартам финансовой отчетности;

(f) помогать пользователям финансовой отчетности, составленных в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, в интерпретации содержащейся в них информации; и

(g) обеспечивать тех, кто интересуется работой IAS, информацией о его подходах к формулированию Международных стандартов финансовой отчетности.

2. Эти Принципы не являются Международным стандартом финансовой отчетности и в силу этого не устанавливают стандарты ни по какому конкретному вопросу измерения или раскрытия. Ничто в этом документе не подменяет какой-либо конкретный Международный стандарт финансовой отчетности.

3. Совет IAS признает, что в ряде случаев настоящий документ может вступать в противоречие с каким-либо Международным стандартом финансовой отчетности. В этих случаях требования Международного стандарта финансовой отчетности будут превалировать над требованиями данного документа. Однако, поскольку Совет IAS будет руководствоваться этим документом при разработке будущих Международных стандартов финансовой отчетности и при пересмотре существующих Стандартов, число случаев подобных противоречий со временем будет уменьшаться.

4. Настоящий документ периодически будет пересматриваться на основе опыта его использования в работе Совета.

Сфера применения

5. В Принципах подготовки и представления финансовой отчетности рассматриваются следующие вопросы:

(a) цели финансовой отчетности;

(b) качественные характеристики, определяющие полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности;

(c) определение, признание и измерение элементов, составляющих финансовую отчетность; и

(d) понятия капитала и поддержания капитала.

6. Данный документ касается финансовой отчетности общего назначения (далее называемых «финансовая отчетность»), в том числе и сводной финансовой отчетности. Такая финансовая отчетность готовится и представляется не реже одного раза в год и направлена на удовлетворение общих информационных потребностей широкого круга пользователей. Некоторые из этих пользователей могут потребовать, и имеют право получать, дополнительную информацию, сверх той, что содержится в финансовой отчетности. Однако, многие пользователи вынуждены полагаться на финансовую отчетность, как на главный источник финансовой информации. Поэтому такая финансовая отчетность должна составляться и представляться с учетом их потребностей. Специальная финансовая отчетность, например, проспекты эмиссии и расчеты, подготовленные для целей налогообложения, не рассматриваются в этом документе. Тем не менее, он может применяться для подготовки таких специальных отчетов, в тех случаях, где это позволяют их требования.

7. Формы финансовой отчетности составляют часть процесса составления финансовой отчетности. Полный пакет форм финансовой отчетности обычно включает баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении финансового положения (который может быть представлен по-разному, например, как отчет о движении денежных средств или отчет о движении фондов), а также примечания, другие отчеты и пояснительные материалы, которые являются неотъемлемой частью финансовой отчетности. Они могут включать дополнительные материалы и информацию, основанную на или вытекающую из этих форм отчетности и предназначенную к прочтению вместе с ними. Такие материалы и вспомогательная информация могут, например, представлять собой финансовую информацию о промышленных и географических сегментах, и раскрытия воздействий изменяющихся цен. Однако формы финансовой отчетности не включают такие элементы, как отчеты директоров, заявление председателя, обсуждение и анализ руководства, и тому подобные документы, которые могут быть включены в финансовую или годовую отчетность.

8. Настоящий документ применим в отношении финансовой отчетности всех отчитывающихся торговых, производственных и иных коммерческих компаний, как в государственном, так и частном секторе. Отчитывающаяся компания — это компания, имеющая пользователей, которые полагаются на финансовую отчетность как на основной источник финансовой информации о нем.

Пользователи и их информационные потребности

9. К пользователям финансовой отчетности относятся имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и прочие торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность. Они пользуются финансовой отчетностью, чтобы удовлетворить свои различные информационные потребности. К этим потребностям относятся следующие:

(a)Инвесторы. Инвесторы, вкладывающие рисковый капитал, и их консультанты беспокоятся о риске, связанном с инвестициями и о доходе на них. Им нужна информация, которая помогла бы им определиться, покупать, держать, или продать ценные бумаги. Акционеры также заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность компании выплачивать дивиденды.

(b)Работники. Работники и представляющие их группы заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей. Они также заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства.

(c)Заимодавцы. Заимодавцев интересует информация, позволяющая им определить, будет ли заем и причитающиеся проценты выплачены в срок.

(d)Поставщики и прочие торговые кредиторы. Поставщики и прочие торговые кредиторы интересуются информацией, которая дает им возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними. Торговые кредиторы, вероятно, будут интересоваться компаниями на протяжении более короткого периода времени, чем заимодавцы, если только они не зависят от продолжения работы компании, как основного покупателя.

(e)Покупатели. Покупателей интересует информация о стабильности компании, особенно, когда они имеют с ней долгосрочные отношения или зависят от нее.

(f)Правительства и их органы. Правительства и их органы заинтересованы в распределении ресурсов и, таким образом, в деятельности компаний. Им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, размер национального дохода и т.д.

(g)Общественность. Компании оказывают разнообразное воздействие на членов общества. Например, компании могут вносить значительный вклад в местную экономику самым разным образом, в том числе через количество предоставляемых рабочих мест и опеку местных поставщиков. Финансовая отчетность может помочь общественности, предоставляя информацию о тенденциях и последних изменениях в благосостоянии компании и о диапазоне ее деятельности.

10. Хотя все информационные потребности не могут быть удовлетворены финансовой отчетностью, существуют потребности общие для всех пользователей. Поскольку инвесторы являются поставщиками капитала для компании, предоставление информации, удовлетворяющей их потребности, также будет удовлетворять большинство потребностей других пользователей финансовой отчетности.

11. Руководство компании несет основную ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности. Оно также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, даже несмотря на то, что имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает ему осуществлять свои обязанности по планированию, принятию решений и контролю. Руководство имеет возможность определять форму и содержание подобной дополнительной информации с тем, чтобы она отвечала его потребностям. Однако представление такой информации не рассматривается в данном документе. Тем не менее, публикуемая финансовая отчетность основывается на используемой руководством информации о финансовом положении, его показателях и изменениях финансового положения компании.