Целевое финансирование в балансе

Налоговый учет целевого финансирования и целевых поступлений

В соответствии с Налоговым кодексом РФ целевое финансирование и целевые поступления являются объектом налогового учета организаций.

Согласно пп.14 п.1 ст.251 НК РФ к средствам целевого финансирования относятся:

  • средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетными учреждениями по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При этом в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности;
  • гранты;
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов), а также иностранные инвестиции;
  • средства дольщиков, полученные заказчиком согласно заключенным договорам с организацией-дольщиком в порядке долевого участия в строительстве объектов, в том числе жилья;
  • средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций-членов общества;
  • средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда;
  • средства, полученные организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения их безопасности;
  • сборы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов.

К целевым поступлениям согласно п.2 ст.251 НК РФ относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В налоговом учете средства целевого финансирования и целевого поступления в соответствии со ст.251 НК РФ относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы. Такой порядок применяется при соблюдении организациями следующих условий:

  • организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (ст.251 НК РФ);
  • средства, полученные организацией, должны быть использованы по целевому назначению. Средства целевого финансирования или целевых поступлений, использованных не по назначению, включаются в состав внереализационных доходов для целей налогообложения в момент, когда получатель таких доходов фактически их использовал не по целевому назначению (п.п.14, 15 ст.250 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета целевого финансирования и поступлений устанавливается организацией-налогоплательщиком самостоятельно (ст.313 НК РФ).

Организация вправе разработать формы аналитических регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, которые устанавливаются учетной политикой (ст.314 НК РФ). Эти регистры заполняются на основе данных первичных учетных документов.

В качестве рекомендуемых форм аналитических регистров целесообразно использовать формы регистров налогового учета, разработанных МНС России:

  1. Регистр учета поступлений целевых средств.
  2. Регистр учета использования целевых поступлений.
  3. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Пример. Клуб автолюбителей зарегистрирован как некоммерческая организация, основной целью которой является оказание услуг гражданам по обучению вождению автомобиля, проведению спортивных соревнований и прочих мероприятий. Деятельность клуба финансируется за счет членских взносов, благотворительной помощи и бюджетных ассигнований.

В октябре согласно кассовым приходным ордерам в кассу организации поступили членские взносы на сумму 50 000 руб., на расчетный счет зачислены взносы в сумме 60 000 руб. Кроме того, в октябре на расчетный счет зачислены инвестиции, поступившие из бюджета на строительство автосервисного помещения, в сумме 1 500 000 руб. Строительство объекта согласно проектно-сметной документации предполагается осуществить в течение года (с 1 ноября 2003 г. по 1 ноября 2004 г.). В ноябре от спорткомплекса «Автореал» поступила благотворительная помощь на приобретение автомобиля в сумме 180 000 руб.

Средства, поступившие в качестве взносов членов клуба, использованы в 2003 г. на текущие расходы, связанные с уставной деятельностью организации: выплату заработной платы персоналу организации 30 000 руб., приобретение горюче-смазочных материалов 15 000 руб., приобретение запасных частей к автомобилю 20 000 руб., аренду помещения 45 000 руб.

В ноябре за счет средств благотворительной помощи организация приобрела автомобиль стоимостью 160 000 руб. Оставшиеся средства благотворительной помощи направлены на выплату премии персоналу организации. Бюджетные средства в сумме 40 000 руб. использованы на оплату проектно-сметной документации, 250 000 руб. направлены на приобретение строительных материалов.

В целях налогового учета организациям, получающим целевые средства, необходимо использовать систему кодирования счетов аналитического учета, которая увязана с аналитическим учетом по счету 86 «Целевое финансирование». Примерная система кодирования по отдельным видам целевого финансирования и целевых поступлений приведена в табл. 1.

Таблица 1

Система кодирования счетов аналитического учета по видам целевого финансирования

Коды Наименование
целевых средств
N регистра
налогового
учета
Регистры бухгалтерского учета
(данные для налогового учета)
8611 Субсидии ЦП <*> 1 Оборотная ведомость по счету
86/11
8612 Членские и
вступительные
взносы
ЦП 2 Оборотная ведомость по счету
86/12
8613 Благотворительная
помощь
ЦП 3 Оборотная ведомость по счету
86/13
8621 Гранты ЦФ <**> 1 Оборотная ведомость по счету
86/21
8622 Инвестиции ЦФ 2 Оборотная ведомость по счету
86/22
8631 Финансирование
капитальных
вложений
ЦФ 6 Оборотная ведомость по счету
86/31
8632 Средства
дольщиков
ЦФ 7 Оборотная ведомость по счету
86/32

<*> целевые поступления.
<**> целевое финансирование.

Виды поступлений — наименование полученных целевых поступлений и целевого финансирования, за счет которых получателями производится расход, — определены ст.ст.251 и 264 НК РФ. Присвоенные коды этим поступлениям необходимы для заполнения аналитических налоговых регистров и Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 10 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступивших организациям в течение налогового периода на их содержание и ведение ими уставной деятельности.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл.25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг.

Ведение регистра учета поступлений целевых средств осуществляется в хронологическом порядке с указанием вида поступлений — наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

По условиям примера клубом автолюбителей получены целевые поступления в виде членских взносов на осуществление уставной деятельности организации и благотворительной помощи, а также целевое финансирование на строительство объекта основных средств. Регистр налогового учета имеет форму (см. табл. 2).

Таблица 2

Регистр учета поступлений целевых средств

Дата
операции
Наименование
операции
Код
поступлений
Первичный
документ
Сумма,
руб.
Условия
получения
целевых
средств
1 2 3 4 5 6
Октябрь Членские
взносы
8612 Приходные
кассовые
ордера
50 000 На
осуществление
уставной
деятельности
Октябрь Членские
взносы
8612 Выписка
банка с
расчетного
счета
60 000 На
осуществление
уставной
деятельности
Октябрь Финансирование
капитальных
вложений
8631 Выписка
банка с
расчетного
счета
1 500 000 На
строительство
автосервисного
помещения
Ноябрь Благотворительная
помощь
8613 Выписка
банка с
расчетного
счета
180 000 На приобретение
автомобиля
Итого 1 790 000

Регистр учета использования целевых поступлений предназначен для обобщения информации о производимых в течение налогового периода расходах, принимаемых в качестве целевого использования организациями денежных средств, другого имущества, работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), направленных по целевому назначению.

По условиям примера в 2003 г. организация использовала целевые средства и целевое финансирование на осуществление уставной деятельности, а также осуществление мероприятий, для проведения которых поступили указанные средства. На основе первичной документации составлен регистр налогового учета по использованию средств целевых поступлений (табл. 3).

Таблица 3

Регистр учета использования целевых поступлений

Дата операции Наименование
операции
Код
поступлений
Первичный
документ
Сумма,
руб.
Вид поступления,
за счет которого
произведен
расход
1 2 3 4 5 6
Октябрь — декабрь Выплата
заработной платы
8612 Платежная
ведомость
30 000 Членские взносы
Октябрь — декабрь Приобретение
горюче-смазочных
материалов
8612 Накладные,
кассовые
чеки
15 000 Членские взносы
Октябрь — декабрь Приобретение
запасных частей
8612 Накладные,
товарные
чеки
20 000 Членские взносы
Октябрь — декабрь Арендная плата 8612 Счета-
фактуры
45 000 Членские взносы
Октябрь Приобретение
автомобиля
8613 Акт
приемки
передачи
160 000 Благотворительная
помощь
Ноябрь Оплата
проектно-сметной
документации
8631 Счет-
фактура
40 000 Инвестиции на
финансирование
капитальных
вложений
Ноябрь Приобретение
строительных
материалов
8631 Накладные 250 000 Инвестиции на
финансирование
капитальных
вложений
Итого 560 000

Данные регистра учета использования целевых средств показывают, что полученные средства использованы в отчетном году не полностью. Остаток средств по инвестициям из бюджета на капитальные вложения согласно договору на строительство объекта и проектно-сметной документации предусмотрено использовать в 2004 г.

Сумма средств благотворительной помощи, предназначенной для приобретения автомобиля, использована не полностью. Остаток — 20 000 руб. (180 000 — 160 000) — использован не по назначению (произведены выплаты премии персоналу организации). Суммы целевых поступлений отражаются в отдельном налоговом регистре, в котором обобщается информация о целевых денежных средствах, использованных не по назначению (табл. 4).

Таблица 4

Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению

Дата
операции
Наименование
операции
Код
поступлений
Первичный
документ
Сумма,
руб.
Примечание
1 2 3 4 5 6
Декабрь Выплата премии
персоналу
8613 Платежная
ведомость
20 000 За счет средств
благотворительной
помощи
Итого 20 000

На основании информации налоговых регистров составляют Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, который представляется в налоговый орган по месту учета организации. Необходимость отражения средств целевых поступлений и целевого финансирования в налоговой отчетности связана с тем, что в случае нецелевого использования данные средства являются объектом налогообложения и требуют осуществления контроля их получения и использования.

Средства целевого финансирования, целевых поступлений отражаются в Налоговой декларации по налогу на прибыль. В отчете отражается движение средств целевых поступлений и целевого финансирования, сумма средств, использованных не по назначению, а также средства, не использованные в установленный срок (табл. 5).

Таблица 5

Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлениий, целевого финансирования

N
п/п
Наименование
полученных
целевых средств
Код вида
поступления
Дата
поступления
(число,
месяц, год)
Стоимость
имущества,
работ,
услуг,
или
сумма
денежных
средств
Срок
использования
Использовано
по назначению
в течение
установленного
срока
Средства,
срок
использования
которых
не истек
Использовано
не по
назначению
или не
использовано
в
установленный
срок
(гр. 5 —
гр.7 — гр. 8)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Членские взносы 8612 октябрь 110 000 2003 г. 110 000
2 Финансирование
капитальных
вложений
8631 октябрь 1 500 000 01.11.2003 —
01.11.2004
290 000 1 210 000
3 Благотворительная
помощь
8613 ноябрь 1 800 000 2003 г. 160 000 20 000
Итого 1 790 000 560 000 1 210 000 20 000

Указанные в гр. 9 доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения) (п.14 ст.250 НК РФ).

При этом для внереализационных доходов в виде использованных не по назначению полученных целевых средств датой получения дохода признается дата поступления средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.9 п.4 ст.271 НК РФ), по имуществу — дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (пп.1 п.4 ст.271 НК РФ).

Таким образом, по условиям примера сумма целевых поступлений, использованных организацией не по целевому назначению, составляет 20 000 руб. и включается в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль в IV квартале, поскольку их зачисление на расчетный счет осуществлено в октябре.

Н.А.Лытнева

Аудиторская фирма «УКАП»

г. Орел

Е.А.Кыштымова

Аудиторская фирма «УКАП»

г. Орел

1.4 Учет целевого финансирования

Целевые финансирование и поступления — это средства, получен­ные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального на­значения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.

Источниками целевого финансирования являются:

  • в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

  • в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

  • в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

  • в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

  • в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

  • в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;

  • в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

  • в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Следует отметить, что в соответствии НК РФ (2) не учитывается при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательстваРоссийской Федерации.

Таким образом, в целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.

Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование», сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения. Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование – по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.

В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией – бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:

  • направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;

  • используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1. по мере фактического получения бюджетных средств;

  1. при наличии следующих условий:

имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;

имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.

Выполнение первого условия должно подтверждаться заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией.

Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.

При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».

При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолжности по целевым бюджетным средствам и оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).

В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доход с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», подлежат отражению в одном регистре – в журнале-ордере №12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления). Основанием для записи операций в журнале-ордере №12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов-ордеров.

При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации».

На рис.3 показаны корреспонденции счетов возникающие при перечисленных операциях:

Кредит

счетов

Дебет

Кредит

Дебет

счетов

50, 51, — 52

Списание денежных средств за счет целевого финансирования

Сначальное — сумма неизрасходованных средств

10, 60, 70 —

Уменьшение на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг

Увеличение за счет денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц

50, 51, — 52

29 —

Расходы на содержание детских и культурно-просветительных учреждений

Причитающиеся к уплате взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях, платы за обучение и т.д.

— 76

20, 26 —

Содержание некоммерческих организаций

Начисление средств целевого назначения унитарной организации

— 75-3

83 —

Использование средств полученных в виде инвестиций

98,

98-2 —

Направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов, а также при поступлении безвозмездных средств имеющих целевой характер

Схема режима работысчета 86 «Целевое финансирование»

Выделенные из бюджетных средств или поступившие от сторонних лиц активы, назначение которых строго определено, формирует счет 86 «Целевое финансирование». Анализ записей позволяет определить источники образования финансов и результат их использования.

86 счет бухгалтерского учета

У юридических лиц данные о денежных поступлениях целевой направленности формирует счет 86 «Целевое финансирование». Полученные активы необходимо использовать на определенные запланированные цели.

Условия зачисления финансовой помощи такого характера не предполагают возврата. Деньги поступают безвозмездно, учитываются, как собственные на балансе предприятия. Однако при нарушении условий расходования средств или невыполнении их может быть образована кредиторская задолженность перед источниками поступления. При этом нередко допускается необходимость возврата.

Счет 86 может фиксировать выделенные государством суммы или безвозмездные субсидии от прочих лиц. Но основной источник формирования активов ― средства бюджета, учет которых подчиняется правилам ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Полученные в качестве целевого финансирования средства могут быть использованы на обеспечение следующих целей:

  • финансирование предстоящих определенных затрат или покрытие полученных в результате убытков;
  • финансовое оздоровление предприятия за счет увеличения активов;
  • приобретение запасов, прочих материалов.

Выделенные активы рассматриваются как целевое финансирование, если существует уверенность, что средства будут получены и израсходованы на конкретные цели. При этом не каждое оказание помощи сторонних лиц, направленное на улучшение текущей экономической ситуации, рассматривается как целевое финансирование. Под это определение не попадают следующие действия:

  • получение всех видов налоговых льгот;
  • привлечение кредитов и прочих заемных средств;
  • операции, связанные с привлечением капитала от государства в работе организации.

Счет 86 в балансе

Ответ на вопрос, счет 86 активный или пассивный, зависит от заранее оговоренных условий предмета финансирования. План счетов 86 счет рассматривает как активно-пассивный. Хотя чаще всего сальдо записи носит кредитовый характер. В случае же перерасхода выделенных средств счет может иметь и дебетовое сальдо.

Неизрасходованные средства 86 счет в бухгалтерском балансе отразит в пассивной части по строкам 1450 и 1550. При перерасходе выделенных средств целевой направленности используется строка актива 1190, куда относят прочие внеоборотные активы.

Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта.

Счет 86 «Целевое финансирование» проводки (пример записей коммерческой организации):

  • Дт 76 ― Кт 86 ―возникло соглашение о необходимости использования активов целевой направленности;
  • Дт 10, 50, 51 ― Кт 76 ― в качестве целевого учета оприходованы материалы, денежные ресурсы и прочие активы;
  • Кт 20, 26 ― Кт 10 ―в составе прочих расходов учтены поступившие материалы.

Полученные из бюджета средства могут сразу же учитываться на счетах с появлением соответствующих записей, например:

  • Дт 50, 51 ― Кт 86 ― зачислена денежная помощь.

Как закрывается 86 счет?

Результат использования средств целевой направленности отражается по дебету счета 86. Сформированные записи будут зависеть от характера операций и действующей учетной политики. Оприходование имущества и материалов, которые поступили в рамках указанных условий, в коммерческих предприятиях отражается проводками:

  • Дт 86 ― Кт 98 ― полученные активы рассматриваются как доходы будущих периодов;
  • Дт 60 ― Кт 51 ― потрачены выделенные суммы в качестве отплаты поставщиками за предоставленные ценности;
  • Дт 10 ― Кт 60 ― материалы поставлены на приход;
  • Дт 20 ― Кт 10 ― списание материалов в расходы;
  • Дт 91 ― Кт 20 ―закрытие затратного счета.
  • Дт 98 ― Кт 91 ― полученные активы целевой направленности отражены как прочие доходы.

За счет средств целевой направленности некоммерческие организации свои затраты могут покрывать напрямую:

  • Дт 86 ― Кт 20, 26 ― поступления направлены на расходы организации.

Кроме того, полученные активы могут увеличить добавочный капитал:

  • Дт 86 ― Кт 83 ― использование некоммерческим субъектом вложенных средств.

Как закрывается 86 счет в конце года? Если поступившие активы не получится использовать полностью, остаток по целевому финансированию будет учтен в пассиве баланса бухгалтерской отчетности. В ситуации, когда потребовалось на осуществление задачи меньше средств, чем было выделено, организация остаток денег учитывает, как прочий доход: Дт 86 ― Кт 91. В зависимости от действующих условий договора, может быть и осуществлен возврат денег: Дт 86 ― Кт 51.

Аналитический учет активов, чье поступление связано с целевым финансированием, необходимо вести по каждому источнику поступлений. При необходимости к счету 86 открываются субсчета.