Цена медицинской услуги определение

а) ценообразование, стоимость, себестоимость

Расчет между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения осуществляется по прейскуранту. Прейскурант разрабатывается в соответствии с методикой расчета тарифов (цен) на медицинскую помощь (услуги). Определение стоимости медицинских услуг необходимо и для оказания платных медицинских услуг.

В условиях рыночной экономики и медицинского страхования вопросы ценообразования приобретают особое значение. При установлении цен следует учитывать следующие принципы:

— цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на производство товаров и оказываемых услуг, их потребительские свойства и качество;

— цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид товаров и услуг;

— цена должна обеспечивать получение прибыли каждому нормально работающему предприятию;

— цены должны иметь противозатратный характер и стимулировать улучшение качества продукции и услуг;

— цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.

Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. В отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и только потом продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям, категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим деятельность учреждений.

б) виды цен на мед услуги

Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам; специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым стандартам.

в) платные и беспл виды мед пом

Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция зрения, протезирование зубов, массаж. Бесплатными остались все виды помощи при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.).

Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве, приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского учреждения. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.

Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва.

Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия:

1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой;

2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.

Нет здоровых людей. Есть те, кто не знает, что их лечат. Пациентам больниц и поликлиник «приписывают» услуги, которые не оказывались: от банального забора крови до сложной операции.

Внимание на эту проблему обратила главный редактор независимого интернет-портала «Православие и мир» Анна Данилова.

«Какой полезный сайт. Проверила свою историю «оказанных» мне медицинских услуг, — написала Анна Данилова на своей странице в социальной сети Facebook. — Нашла «приписанных» услуг почти на 20 000 рублей. Причём оказанных мне в больницах, где я ни разу в жизни не была. Самое смешное — это услуги, оказанные мне в ГКБ №64 на следующий день после моих родов в роддоме №29. Родила и прямо после полостной операции побежала через всю Москву в ГКБ №64. Проверьте, как у вас?»

Этот пост Анны Даниловой вызвал широкий резонанс в социальной сети. Люди стали активно проверять, медицинские услуги на какую сумму «приписали» им. Сделать это довольно просто. Так, например, жители Москвы могут получить информацию на сайте городского фонда ОМС. Список достаточно подробный: в нём указана сама медицинская услуга, дата её получения, место и стоимость. Так, например, взятие крови из пальца стоит 37,01 руб., а УЗИ щитовидной железы — 84,27 руб.

Скриншот с сайта www.mgfoms.ru

Мне приписали такую услугу, что и называть неловко, — рассказала в комментариях пользователь с ником Lida Shkarina. — Пыталась опротестовать, сказали, что все документы в порядке.

Проверил. 20 лет уже в Канаде живу, а диспансеризацию, оказывается, периодически в Москве прохожу :)))) По-моему, я даже ни разу не был в той поликлинике, которая указана,

— поделился опытом житель Канады Solomon Gabay.

Ого, я тоже через пять дней после родов «оказалась» с острой дыхательной недостаточностью на 136 тыс. руб. в соседней больнице. А ещё мне понравился массаж барабанных перепонок на 29 рублей)) Наверное, это приятно? Жаль, мне его проводили без моего присутствия,

— иронизирует москвичка Наташа Ковч.

Ситуация характерна не только для Москвы, но и для других территорий России. Жалобы «вылеченных» пациентов поступают из Саратова, Ульяновска, Оренбурга и других городов. В масштабах страны это миллиарды рублей, направленные на оказание услуг. Специалисты говорят: главные бенефициары приписок медицинских услуг — больницы и поликлиники, которые ищут новые пути для того, чтобы заработать деньги и улучшить своё плачевное финансовое положение.

«Медицинские учреждения России имеют огромную кредиторскую задолженность. Долги составляют 100 миллионов рублей на одну больницу, а иногда и больше, — рассказывает сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. — В Ульяновской области кредиторская задолженность медицинских учреждений составляет миллиард рублей. В Кемеровской области — 1 миллиард 700 миллионов рублей. Денег нет на самое необходимое: на медикаменты, на достойные зарплаты — ставки не заполнены. Организации ищут дополнительные способы для того, чтобы заработать деньги».

Фото: Артём Коротаев/ТАСС

Впрочем, представители экспертного сообщества отмечают, что не всегда приписанные медицинские услуги — следствие злого умысла врача. Иногда это банальная ошибка в заполнении документации.

Очень часто в силу того, что очень мало времени выделено на приём и так далее, бывают такие моменты, когда врачи путают истории болезни, — рассуждает акушер-гинеколог и международный эксперт по вопросам репродуктивного здоровья в России Борис Лордкипанидзе. — Врачам сложно опрашивать больного, параллельно давать рекомендации, обследовать и так далее, истории болезни иногда заполняются постфактум. И в силу этого происходит ошибка: в одной истории может быть теоретически записано то, что на самом деле назначили другому больному.

Сами врачи признаются как в совершении ошибок по неосторожности, так и в намеренном искажении медицинской статистики. На правах анонимности согласился дать комментарий врач одной из поликлиник Самары: «Дело в том, что больницы и поликлиники должны отчитываться по выполнению плана по приёму пациентов, который спускается свыше. Выполнили этот план — хорошо, не выполнили — у врачей из без того невысокой зарплаты вычитают пять тысяч рублей стимулирующих. Нас вынуждают мухлевать», — поделился с журналистами Царьграда врач, который захотел остаться инкогнито.

Факт низких зарплат в российской системе здравоохранения признают в профсоюзе работников скорой помощи «Фельдшер.ру».

Вопреки заявлениям министра здравоохранения о больших зарплатах в медицине, зарплаты оставляют желать лучшего, — рассказал врач скорой помощи, член профсоюза работников скорой помощи «Фельдшер.ру» Михаил Каневский. — Зарплаты маленькие. Что-то действительно добавляется, но при этом урезаются проценты, и зарплаты в лучшем случае остаются на прежнем уровне. Но об этом населению никто не говорит, и люди думают, что медики гребут деньги лопатой. Они говорят: «Мы вам платим, налоги идут к вам». А я отгибаю карманы и говорю: «Вот как они распухли от этих налогов».

Чиновники в дорогих костюмах рапортуют, что врачи получают большие зарплаты, требования к отечественной медицине растут, а врачи лишь разводят руками и клепают фиктивную отчётность по предоставленным услугам, чтобы свести концы с концами. Исправить ситуацию сложно, но можно, говорят эксперты. И главный вопрос здесь: за что платить больницам и поликлиникам? Если за приём пациентов, как сейчас, то «приписываются» приёмы и услуги, если за пролеченный случай — пациенты начнут выздоравливать на глазах. Единственный выход в данной ситуации — платить за труд, уверен сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал:

«Более правильно прямое бюджетное финансирование, а не через эту «сдельщину», как бы она ни обосновывалась. Это должны быть компенсационные выплаты и гарантированный базовый оклад, который должен составлять не менее 70%. У врача в голове не должно быть бухгалтерии: сколько я заработал, сколько я прогнал пациентов. Должно быть, таким образом, обеспечено штатное расписание, чтобы врач пришёл, ему положено 7,5 часов работы в день, и он спокойно работает, не задумываясь о том, сколько пациентов через него прошло».

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Эксперты отмечают: если и оставлять премиальную часть, то лишь за удовлетворённость пациентов оказанной услугой или работой врача. Такая практика, например, сейчас действует в российских банках. Человек получил услугу — оставил оценку, и на основании этого складывается общее впечатление о сотруднике. Пациенты довольны — врач в конце месяца получает премию, много нареканий — премиальная часть урезается. Такой подход не ведёт к подтасовке фактов, а лишь улучшает медицинское обслуживание.

Массовые «приписки», которые имеют место быть в настоящее время, не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Человеку, который уже получил услугу на бумаге, могут указать на дверь при личном обращении.

«Мне приписали комплексное обследование в Центре здоровья, которое обошлось Фонду ОМС в 771 рубль 82 копейки, — рассказала в интервью телеканалу «Царьград» москвичка Ольга Панова. — Этот факт меня очень заинтересовал, и я действительно решила записаться и пройти обследование, раз уж сумма оплачена. Однако мне в оказании этой услуги отказали по причине «повторного обращения». В регистратуре так и сказали: «Приходите в следующем году, лимит на этот год по данной услуге исчерпан»».

***

От имени телеканала «Царьград» мы направили официальные запросы в Департамент здравоохранения Москвы и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования с просьбой разобраться в ситуации с приписками медицинских услуг в поликлиниках и больницах России. Ответ пока не получен.

Оглавление

Введение

1. Понятие и признаки договора возмездного оказания медицинских

услуг

2. Структура договора возмездного оказания медицинских услуг

2.1 Стороны и форма договора возмездного оказания медицинских услуг

2.2 Содержание договора возмездного оказания медицинских услуг

Заключение

Список использованных источников

Введение

Одним из важнейших прав человека является право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст.41 Конституции РФ. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. В то же время в Российской Федерации принимаются меры по развитию не только государственной и муниципальной, но и частной системы здравоохранения (п. 1,2 ст. 41 Конституции РФ). Бесплатное предоставление медицинской помощи и развитие платной медицины являются взаимодополняющими институтами, разумное сочетание которых создает необходимые предпосылки для реализации гражданами права на охрану здоровья и получения медицинской помощи, что наглядно демонстрирует зарубежный опыт в этой сфере.

Возмездное оказание медицинских услуг, по определению Конституционного суда Российской Федерации1, представляет собой реализацию гарантируемой в РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8 ч. 1, ст. 34 ч. 1 Конституции РФ). Конституционный Суд особо подчеркнул, что включение в соответствии с предписанием п. 2 ст. 779 ГК РФ в механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с оказанием платных медицинских услуг, норм гражданского законодательства, основными началами которого являются признание равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, не противоречит нормам статьи 41 (часть 1) Конституции РФ, а, напротив, направлено на их обеспечение и создает наряду с положениями других федеральных законов необходимую правовую основу предоставления гражданам платной медицинской помощи.

В последние годы отмечается бурный рост рынка возмездных медицинских услуг в России. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, платные медицинские услуги в настоящее время составляют 12% общего объема медицинских услуг, предоставляемых населению. Наблюдается рост платных медицинских услуг, как в абсолютном, так и относительном выражении. Четко проявляется тенденция увеличения доли медицинских услуг в общем объеме платных услуг, оказанных населению России2.

Система здравоохранения РФ нуждается в дальнейшем реформировании. Несмотря на повышенный интерес к проблеме и ее активное обсуждение, в настоящее время отсутствуют какие либо официально утвержденные варианты проведения реформы. В числе направлений реформирования называют перевод всей системы здравоохранения на рыночную основу, совершенствование системы медицинского страхования, более четкое разделение бесплатной и платной медицинской помощи и т.д. Однако эксперты единодушны в том, что рынок платных медицинских услуг в России будет динамично развиваться, следовательно, роль договора возмездного оказания медицинских услуг как юридической формы обеспечения реализации гражданами права на медицинскую помощь будет все более возрастать.

В России впервые заложены необходимые основы для развития и правового регулирования отношений возмездного оказания медицинских услуг. Во-первых, законодательно закреплено оказание платных медицинских услуг наряду с бесплатной медицинской помощью: Конституция РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан провозгласили наличие частной системы здравоохранения наряду с государственной и муниципальной системой, а также платных медицинских услуг наряду с бесплатной медицинской помощью. Во-вторых, имеется правовая конструкция, позволяющая наиболее адекватно регулировать эти отношения: в часть вторую Гражданского кодекса РФ, принятую в 1996 году, впервые включен блок правовых установлений о возмездном оказании услуг (гл. 39). По прямому указанию ч.2 ст. 779 ГК РФ нормы этой главы применяются к договорам возмездного оказания медицинских услуг.

Таким образом, благодаря социально-экономическим преобразованиям в России, повлекшим реформирование гражданского законодательства, и коренной перестройки системы здравоохранения, стало возможным появление нового для российского права договора — договора возмездного оказания медицинских услуг, который направлен на регламентацию имущественных прав и обязанностей сторон и обеспечение их неимущественных интересов, является правовой формой осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия договора возмездного оказания медицинских услуг и формулировка его правовой характеристики.

1 Понятие и признаки договора возмездного оказания медицинских услуг

До введения в действие части второй ГК РФ3 регулирование отношений по поводу оказания услуг как самостоятельного типа договорных обязательств (а не только отдельных разновидностей услуг, таких как хранение, перевозка, комиссия и т.п.) не осуществлялось. Тем не менее, в качестве объекта гражданско-правовых отношений по поводу оказания медицинской помощи было принято рассматривать медицинскую услугу, «услугу по врачеванию»4 или «услугу медицинского характера, то есть действия по диагностике и лечению»5. Также было высказано более радикальное мнение, что «особенности, свойственные рассматриваемому договору, позволяют выделить его в самостоятельный вид»6.

Действующее гражданское законодательство не содержит института, посвященного регулированию правоотношений по оказанию медицинской помощи как особого типа договорных обязательств. В соответствии с частью 2 статьи 779 ГК РФ правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.

Согласно пункта 2 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»7 платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.

В настоящее время, независимо от специфики медицинской услуги, любой из договоров, заключенный с целью оказания медицинской помощи, следует рассматривать как разновидность предусмотренного статьей 779 ГК РФ договора возмездного оказания услуг. Следовательно, договору на оказание медицинских услуг присущи основные признаки договора возмездного оказания услуг.

Характеристику договоров принято давать исходя из их основных признаков (черт), которые отражают специфику субъектного состава, предмета и содержания договора, формы и порядка его заключения, исполнения и расторжения, оснований и пределов ответственности.

Целью рассматриваемого договора является удовлетворение исключительно личных нужд человека в медицинской помощи. Принимая во внимание фактическое неравенство участников отношений по поводу оказания медицинских услуг, в которых пациент является «слабой» стороной и не имеет специальных познаний в области медицины, законодатель отступает от принципа равенства сторон, что в целом характерно для регулирования отношений с участием граждан- потребителей. В зависимости от того, считается договор заключенным в момент передачи имущества или в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, договоры принято классифицировать на реальные и консенсуальные. Договор на оказание медицинских услуг всегда является консенсуальным.

Из содержания пункта 1 статьи 779 ГК РФ следует, что на стороне исполнителя лежит обязанность совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а на стороне заказчика лежит обязанность оплатить услуги. Договор на оказание медицинских услуг является двусторонним, так как обязанности возникают у обеих его сторон.

Действующее гражданское законодательство по договору возмездного оказания услуг не предусматривает обязанности заказчика фактически воспользоваться или каким-либо образом принять выполненную по договору услугу. Исполнение обязанности заказчика по оплате услуги не ставится в зависимость от осуществления заказчиком его права воспользоваться услугой.

Однако двусторонний характер договора не исчерпывается предоставлением со стороны заказчика денежного платежа. Пункт 14 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинским учреждениями»8 возлагает на потребителей, пользующихся платными медицинскими услугами, обязанность выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

Применительно к двусторонним обязательствам всегда возникает необходимость определения последовательности их исполнения каждой из сторон. Согласно статье 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной. Реальная возможность для медицинского учреждения оказать медицинскую услугу может быть обусловлена надлежащим совершением со стороны пациента ряда фактических действий, в том числе его личным участием в процессе оказания услуги (что следует из существа обязательства). Поэтому в указанных случаях действия медицинского учреждения должны признаваться встречным исполнением обязательства, при условии, однако, что медицинское учреждение своевременно выразило соответствующее требование в адрес пациента. Предъявляемое к пациенту требование по своему содержанию должно содержать необходимый объем информации в доступной пониманию пациента форме.

Неисполнение пациентом требований дает медицинскому учреждению право на основании пункта 2 статьи 328 ГК РФ приостановить исполнение услуги либо отказаться от исполнения услуги и потребовать возмещения убытков. Если пациент не исполняет требования медицинского учреждения, что делает невозможным оказание медицинской услуги в полном объеме, то медицинское учреждение вправе приостановить ее исполнение или отказаться от исполнения в соответствующей части (например, приостановить или отказаться от выполнения некоторых диагностических или лечебных процедур, входящих в объем услуги).

Договор на оказание медицинских услуг во всяком случае является возмездным договором, так как его специальное регулирование осуществляется в рамках гражданско-правового института возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ). Медицинское учреждение в целях удовлетворения потребностей пациента оказывает медицинскую услугу, являющуюся в условиях рыночной экономики разновидностью товара, имеющего стоимость, а пациент в порядке ответных действий оплачивает цену услуги.

Как следует из пункта 1 статьи 779 и статьи 781 ГК РФ на стороне заказчика возникает обязанность по оплате оказанной ему услуги (то есть денежное обязательство). «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.1996, № 27 оперируют понятием «платные» (а не возмездные) медицинские услуги. Согласно пункту 1 указанные Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями. В соответствии с пунктом 12 указанных Правил оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Таким образом, характеристика договора на оказание медицинских услуг с точки зрения его возмездности означает платность услуги, то есть обязанность пациента произвести денежный платеж исполнителю услуги в размере цены услуги, а не любое встречное предоставление иных объектов гражданских прав.

I. Процесс ценообразования на медицинские услуги

Экономическая ситуация в стране продолжает обостряться, и можно уже говорить о начале не только финансового, но и социального кризиса .

В таком экономическом положении поступления от платной лечебной деятельности могут быть не только основным, но и дополнительным источником финансовых поступлений на счёт медицинского учреждения. Вместе с доходами от всеобщего медицинского страхования, вкладами спонсоров и бюджетными средствами они могут улучшить экономический статус лечебного заведения.

По законодательству Российской Федерации, дополнительные поступления могут быть употреблены на оплату труда медперсонала, социальные потребности, на модернизацию, и расширение лечебной деятельности учреждения .

Цена в рыночной системе — это та сумма денег, которую потенциальный пациент готов истратить, и за которую медработник может продать конкретную лечебную услугу . В любом случае, структура цены медицинских услуг складывается из двух главных экономических элементов — себестоимости и прибыли. Себестоимость — это показатель трат на оказание медуслуги, которая исчисляется в конкретной сумме денег. Как правило, в себестоимость медицинской услуги входят: зарплата медперсонала, цена медикаментов, вспомогательных материалов, аренда помещения, траты на оборудование, приборы, сырье и иные затраты.

Сегодня в системе охраны здоровья Российской Федерации сложилось 5 важнейших видов цен, которые влияют на конечную цену медицинской услуги:

— бюджетные оценки — это расценки затрат медучреждений на основе существующих нормативных и законодательных документов — федеральных или более низкого уровня;

— тарифы государства на платные медуслуги — это те цены, которые используются для расчетов между медучреждением и пациентом при оказании платных врачебных услуг в государственном лечебном учреждении или иных медицинских услуг;

— общие тарифы — компенсации, которые соответствуют тратам медицинского учреждения на исполнение государственных программ;- договорные цены — цены, на медицинские услуги, утверждаемые договорами между непосредственными участниками расчётов — медучреждениями и организациями-клиентами.

Так же они могут присутствовать в расчётах, между иными предприятиями, физическими и юридическими лицами для обеспечения медобслуживания их сотрудников;

— свободные рыночные цены — это цены на медуслуги, которые образуются на основе свободных спроса и предложения в системе пациент — медработник. Они, как правило, формируются на основе конъюнктуры рынка медуслуг

II. Методы расчетов тарифов на медицинские услуги

Как правило, медицинские учреждения самостоятельно рассчитывают стоимость медицинских услуг, оказываемых в рамках приносящей доход деятельности.

Произведенные расчеты и конечные показатели медучреждения представляют для утверждения главному распорядителю.

При формировании стоимости медицинской услуги следует руководствоваться следующими нормативными документами:

— Гражданским кодексом;

— Налоговым кодексом;

— Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21.12.2004);

— Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

— Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 «Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»;

— Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временной), утвержденной Министерством здравоохранения № 01-23/4-10 и Российской академией медицинских наук № 01-02/41 от 10.11.1999 и (далее — Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг);

— Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики от 06.12.1995 № СИ-484/7-982;

— Приказами Минздравсоцразвития России от 10.04.2001 № 113 «О введении в действие Отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» и от 16.07.2001 № 268 «О введении в действие Отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги».

Для расчета цены услуги необходимы данные бухгалтерской и статистической отчетности:

а) обо всех видах затрат учреждения в целом;

б) обо всех видах затрат структурных подразделений;

в) о численности персонала по категориям, структурным подразделениям и учреждению в целом;

г) о фонде рабочего времени медицинского персонала;

д) о количестве пролеченных больных по учреждению в целом и в профильных отделениях стационара;

е) плановые и фактические показатели о числе пролеченных больных по учреждению, по отделениям стационара и отдельным нозологическим формам заболеваний.

Цены на медицинские услуги не подлежат государственному регулированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», следовательно, методика расчета стоимости и уровень рентабельности могут определяться учреждением (организацией) самостоятельно.

При разработке методики расчета стоимости одной единицы платной медицинской услуги, можно руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию цен (при условии, если на территории субъекта или муниципального образования, на котором функционирует медицинское учреждение, не утверждены свои методические рекомендации по формированию цен).

Наша позиция по поводу применения данного документа основана на том, что Методические рекомендации по формированию цен разработаны с учетом Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг.

Кроме того, Методические рекомендации по формированию цен датированы 2006 г. в отличие от Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг (утв. Министром здравоохранения в 1999 г.), поэтому в них учтены все изменения законодательства и современные рыночные взаимоотношения между субъектами и объектами рыночной структуры.

Формирование стоимости платной услуги на основании Методических рекомендаций по формированию цен

В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию цен стоимость платной медицинской услуги (Ц) определяется по формуле:

Ц = Рс + Пр + Н,

где Рс — себестоимость услуги;

Пр — прибыль;

Н — налоги на услугу (НДС, который определяется в соответствии с действующим законодательством РФ).

Расчет себестоимости платной медицинской услуги осуществляется по формуле:

Рс = Рпр + Ркосв,

где Рпр — прямые расходы;

Ркосв — косвенные расходы.

К прямым расходам относятся затраты, технологически связанные с осуществлением услуги и потребляемые в процессе ее оказания:

— оплата труда основного персонала;

— начисления на оплату труда основного персонала;

— медикаменты, перевязочные средства, одноразовые медицинские принадлежности;

— износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;

— амортизация оборудования, используемого непосредственно при оказании медицинской услуги

— оплата труда общеучрежденческого персонала;

— начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;

— хозяйственные расходы (расходные материалы и предметы снабжения, оплата услуг связи, коммунальных услуг, текущего ремонта и т.д.);

— износ мягкого инвентаря в общеучрежденческих подразделениях, обслуживающих лечебно-диагностический процесс, но не участвующих непосредственно в оказании медицинских услуг;

— амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг; — прочие расходы.

В себестоимость j-ой медицинской услуги косвенные расходы включаются пропорционально прямым расходам через расчетный коэффициент косвенных расходов:

Ркосвj = Рпрj x Ккрj,

где Ркосвj — величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость конкретной j-ой медицинской услуги;

Рпрj — величина прямых расходов, включаемых в себестоимость j-ой медицинской услуги;

Ккрj — коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость медицинской услуги, рассчитывается на весь объем оказываемых медицинских услуг в соответствии с планом работы на будущий год либо по данным предшествующего периода.

Стоимость сложной медицинской услуги рассчитывается путем суммирования стоимостей простых медицинских услуг, входящих в ее состав (п. 3.2. Методических рекомендаций по формированию цен).

Например, клинический анализ крови состоит из ряда простых медицинских услуг: определение гемоглобина, подсчет эритроцитов, подсчет лейкоцитарной формулы, подсчет скорости оседания эритроцитов.

При этом трудозатраты, расходы на реактивы рассчитываются по каждому отдельному исследованию, а затем суммируются.

III. Методы регулирования тарифов на медицинские услуги

Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве, приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского учреждения.

Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль.

В себестоимости учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов .

Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и совершенствуется.

Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений .

Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались два условия:

1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой;

2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.