Ценообразование в электроэнергетике

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике;

Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что:

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 1 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год с учетом пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172;

сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на всей территории Российской Федерации устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на указанный период на уровне сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, установленных на 2011 год с учетом пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172;

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 апреля 2012 г. без учета дифференциации по диапазонам числа часов использования мощности исходя из индикативных цен на электрическую энергию (мощность) и расчетного годового объема производства и поставок электрической энергии (мощности), определенного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов:

а) до 1 июня 2012 г. принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 г.:

долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и открытого акционерного общества «Холдинг МРСК» в уставном капитале которых в совокупности составляет не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, а также иных территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется в том числе метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при условии согласования с Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала;

тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года.

Установление (пересмотр) осуществить исходя из увеличения с 1 июля 2012 г. не более чем на 11 процентов среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, по отношению к уровню среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа по состоянию на дату принятия решений о пересмотре (установлении) с 1 июля 2012 г.;

Установление (пересмотр) с 1 июля 2012 г. указанных в настоящем пункте долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территориях городов федерального значения и граничащих с ними субъектов Российской Федерации, и тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъектах Российской Федерации, на территориях которых указанные организации осуществляют регулируемую деятельность, при необходимости осуществляется до 15 июля 2012 г.;

б) до 15 июля 2012 г. принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 г.:

сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на второе полугодие 2012 года;

цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на второе полугодие 2012 года, исходя из их увеличения с 1 июля 2012 г. не более чем на 11 процентов по отношению к уровню соответствующих цен (тарифов), действующих по состоянию на 30 июня 2012 г.;

в) с 1 сентября 2013 г. пересмотреть в субъектах Российской Федерации, в отношении которых приняты изменения, предусмотренные в решении Федеральной службы по тарифам в соответствии с подпунктом «и» пункта 5 настоящего постановления, в течение 45 календарных дней со дня принятия указанного решения:

тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на 2013 год. При этом базовый уровень подконтрольных расходов, установленный при переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежит пересмотру и не должен превышать уровень, действующий на дату принятия решения о пересмотре. При регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с применением метода доходности инвестированного капитала долгосрочные параметры регулирования не подлежат корректировке и (или) изменению;

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей), на 2013 год;

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год.

3(1). Установить, что в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 1 июля 2012 г. — с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, долгосрочные параметры регулирования деятельности указанных организаций с 1 ноября 2012 г. до окончания долгосрочного периода регулирования подлежат пересмотру (установлению) до 15 октября 2012 г.

Переход с 1 ноября 2012 г. к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 1 июля 2012 г. — с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется на основании представляемого органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 сентября 2012 г. заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров.

При отсутствии согласования Федеральной службы по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности указанных организаций с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных настоящим постановлением (далее — Основы ценообразования), регулирование их деятельности осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и долгосрочные параметры регулирования деятельности такой организации, предусмотренные пунктом 38 Основ ценообразования, подлежат согласованию с Федеральной службой по тарифам.

При непредставлении в срок до 1 сентября 2012 г. указанного в настоящем пункте заявления или отсутствии согласования Федеральной службы по тарифам в отношении долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, определенных в пункте 38 Основ ценообразования, регулирование деятельности таких организаций осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с учетом положений абзаца пятнадцатого пункта 12 Основ ценообразования.

В случае если необходимая валовая выручка организации, определенная на основе согласованных Федеральной службой по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, ниже необходимой валовой выручки, определенной на основе соответствующих параметров, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 июля 2012 г., тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат пересмотру с 1 ноября 2012 г. с учетом абзаца четвертого подпункта «а» пункта 3 настоящего постановления.

3(2). Установить, что решения о пересмотре цен (тарифов), принимаемые в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 настоящего постановления, принимаются в целях учета решений об изменении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2013 год, принятых в соответствии с подпунктом «и» пункта 5 настоящего постановления, и изменений, внесенных в инвестиционные программы территориальных сетевых организаций в соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (при их наличии), а также исходя из того, что предельным максимальным уровнем цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в 2013 году является произведение:

соответствующего предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, установленного Федеральной службой по тарифам для соответствующего уровня напряжения с 1 июля 2013 г. и действующего до 1 сентября 2013 г.;

отношения величины заявленной мощности, учтенной в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2013 год до принятия решений о его изменении в соответствии с подпунктом «и» пункта 5 настоящего постановления, к величине заявленной мощности, измененной в соответствии с подпунктом «и» пункта 5 настоящего постановления.

Произведение указанных предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и отношения величины заявленной мощности не должно быть выше, чем предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, установленный Федеральной службой по тарифам с 1 июля 2013 г. и действующий до 1 сентября 2013 г., увеличенный на 7 процентов.

Предельным максимальным уровнем цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации является увеличенный на 2 процента максимальный предельный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установленный Федеральной службой по тарифам с 1 июля 2013 г. и действующий до 1 сентября 2013 г.

3(3). Установить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»):

а) в 2013 году устанавливают на 2014 год цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, и цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой указанным потребителям, без разделения указанных цен (тарифов) в отношении объемов электрической энергии, поставляемой указанным потребителям в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и сверх такой социальной нормы;

б) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 25.02.2014 № 136.

3(4). Установить, что в отношении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) сети, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, на 2014 год положения пункта 37 Основ ценообразования, предусматривающие корректировку регулируемых цен (тарифов) и необходимой валовой выручки, не применяются.

4. Установить, что:

для организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, в случае отсутствия инвестиционной программы со сроком действия до 2018 года и (или) согласования долгосрочных параметров регулирования с Федеральной антимонопольной службой с 1 июля 2012 г. регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При этом положения абзаца пятнадцатого пункта 38 Основ ценообразования не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов на услуги по передаче электрической энергии, подлежащих установлению (пересмотру) с 1 июля 2012 г. в соответствии с настоящим постановлением. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные (пересмотренные) в соответствии с настоящим постановлением с 1 июля 2012 г., при необходимости подлежат пересмотру на второе полугодие 2012 года в срок до 15 июля 2012 г. без учета требований абзаца пятнадцатого пункта 38 Основ ценообразования в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 1 июля 2012 г. — с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Решение о пересмотре указанных тарифов распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 г.;

для территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется на основе долгосрочных параметров впервые с 1 января 2012 г., применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а с 1 июля 2012 г. возможен переход к регулированию цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала при условии согласования долгосрочных параметров регулирования с Федеральной службой по тарифам;

для территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в 2011 году осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, сроком окончания очередного долгосрочного периода регулирования будет являться дата не ранее 1 июля 2017 г. При этом, в случае применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период отсутствия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы в целях определения подконтрольных расходов индекс потребительских цен принимается на уровне, определенном в соответствии с абзацем девятым пункта 38 Основ ценообразования и уменьшенном вдвое.

5. Федеральной службе по тарифам:

а) пересмотреть на период с 1 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, установив их на уровне, не превышающем уровень тарифов на 2011 год, и до 1 июня 2012 г. принять решение о пересмотре с 1 июля 2012 г. тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на 2012 — 2014 годы;

б) с участием Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации до 1 апреля 2012 г. подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации изменений, обеспечивающих с 2013 года перенос срока изменения (индексации) регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике с 1 января на 1 июля;

в) разработать в течение 2 месяцев с даты утверждения методических указаний, предусмотренных абзацем третьим пункта 9 настоящего постановления, методические указания по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии;

г) с участием Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации до 20 марта 2012 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения об изменении порядка расчета и применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также ответственности по договорам о технологическом присоединении к электрической сети в части сокращения объемов неиспользуемой мощности электросетевого оборудования, которая создана и содержится сетевыми организациями в интересах существующих и новых потребителей;

д) установить на 2012 год предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках (за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей) в части территорий Забайкальского края, Ставропольского края, Республики Бурятии и Томской области, в границах которых не происходит формирование равновесной цены оптового рынка;

е) пересмотреть с 1 января 2012 г. без применения индексов цен на 2012 год цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, если информация, необходимая для определения цены на мощность по таким генерирующим объектам, не представлена в срок, предусмотренный пунктом 111 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172, или если в сводном балансе на 2012 год учтено снижение установленной мощности относительно величины, учтенной при утверждении указанных цен на мощность до 1 ноября 2011 г., обусловленное выводом генерирующего оборудования из эксплуатации, согласованным в установленном порядке;

ж) пересмотреть с 1 июля 2012 г. цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора;

з) с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», открытого акционерного общества «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний» и открытого акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» до 1 сентября 2012 г. при необходимости представить в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о пересмотре долгосрочных параметров регулирования деятельности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, территориальных сетевых организаций, а также тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям;

и) в течение 20 рабочих дней со дня получения подготовленных территориальными сетевыми организациями совместно с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью предложений о величине заявленной мощности потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в отношении которых договоры аренды были заключены в предыдущем периоде регулирования и не заключены на 2013 год, принять решение об изменении с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принимается соответствующее решение, сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2013 год. Такое решение принимается на основании указанных предложений, поступивших не позднее 1 июня 2013 г. и согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и Министерством энергетики Российской Федерации.

6. Установить, что утвержденные в соответствии с подпунктом «е» пункта 5 настоящего постановления цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, учитываются при определении обязательств участников рынка.

7. Установить, что регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) поставщиков для продажи на оптовом рынке по регулируемым договорам на 2012 год определяются Федеральной службой по тарифам в установленном порядке без применения индексов цен на 2012 год и цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, устанавливаются на 2012 год Федеральной службой по тарифам на уровне, на котором они были установлены по состоянию на 31 декабря 2011 г., за исключением генерирующих объектов, отнесенных решением Правительства Российской Федерации к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме и введенным в эксплуатацию после 31 декабря 2007 г. В случае компенсации в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172, фактически полученных убытков от реализации электрической энергии за 2011 год (если в течение этого года мощность генерирующих объектов поставлялась в вынужденном режиме) указанные цены (тарифы) устанавливаются на уровне, превышающем уровень данных цен (тарифов), установленных по состоянию на 31 декабря 2011 г.

В случае если для поставщика в отношении генерирующего объекта, мощность которого будет поставляться в 2012 году в вынужденном режиме, в 2011 году не были установлены цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, на 2012 год цены на электрическую энергию и мощность устанавливаются:

в отношении мощности:

на уровне цены на мощность, утвержденной Федеральной службой по тарифам на 2011 год, — для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности;

на уровне предельного размера цены на мощность для проведения конкурентного отбора мощности на 2012 год — если в 2011 году данный поставщик осуществлял поставку мощности по цене, определенной по результатам конкурентного отбора мощности;

на уровне цены на мощность, определенной в соответствии с порядком определения цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего электрическую энергию и мощность в вынужденном режиме, утвержденным Федеральной службой по тарифам, без применения индексов цен на 2012 год, — для генерирующих объектов, в отношении которых данный поставщик не осуществлял в 2011 году поставку мощности на оптовый рынок, и для генерирующих объектов, отнесенных решением Правительства Российской Федерации к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме и введенным в эксплуатацию после 31 декабря 2007 г.;

в отношении электрической энергии — в соответствии с порядком определения цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, утвержденным Федеральной службой по тарифам, без применения индексов цен на 2012 год.

При этом цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, устанавливаются Федеральной службой по тарифам не позднее 30 дней с даты получения от уполномоченного органа решения о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. № 484, либо с даты вступления в силу решения Правительства Российской Федерации об отнесении генерирующего объекта к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме. Указанные цены на электрическую энергию и мощность применяются к отношениям, возникшим с 1-го числа месяца, до начала которого были установлены цены и наступила дата, с которой вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации запрещен в соответствии с решением уполномоченного органа, или дата, с которой генерирующий объект отнесен к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Указанные цены на электрическую энергию и мощность устанавливаются Федеральной службой по тарифам до окончания соответствующего календарного года, но не позднее даты решения о согласовании вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации на основании решения уполномоченного органа или окончания срока отнесения генерирующего объекта к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

8. Установить, что в случае непредставления в сроки, предусмотренные пунктом 111 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172, информации для определения цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, мощность такого генерирующего объекта в 2012 году поставляется по цене на мощность, установленной Федеральной службой по тарифам с применением методики определения цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности.

9. Министерству энергетики Российской Федерации утвердить методические указания по определению степени загрузки вводимых после строительства объектов электросетевого хозяйства:

до 1 января 2013 г. — в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказывают организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, прочие собственники и иные законные владельцы объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети;

до 1 июля 2013 г. — в отношении объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказывают территориальные сетевые организации в номинальном классе напряжения 35 кВ и выше.

10. Установить, что корректировка цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, связанная с учетом степени загрузки центров питания, осуществляется с даты начала оплаты резервируемой максимальной мощности потребителями электрической энергии, определенной в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, устанавливающим особенности определения стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности.

10(1). Министерству энергетики Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 ноября 2012 г. утвердить инвестиционную программу открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» со сроком действия до 2018 года.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» не применяется в части государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с даты вступления в силу настоящего постановления.

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 21.07.2017 № 863.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

(Полный текст документа)

Постановление Правительства Москвы
от 25 декабря 2007 г. № 1178-ПП
«О Государственном автономном учреждении города Москвы «Московская государственная экспертиза»

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» Правительство Москвы постановляет:

1. Создать путем учреждения Государственное автономное учреждение города Москвы «Московская государственная экспертиза» (сокращенное наименование — Мосгосэкспертиза).

2. Установить, что функции и полномочия учредителя Мосгосэкспертизы осуществляет Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

3. Пункт 3 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

4. Основными целями деятельности Мосгосэкспертизы являются:

4.1. Проведение государственной экспертизы проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации.

4.1(1). Проведение государственной экспертизы разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

4.2. Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета города Москвы.

4.3. Проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы.

4.3(1). Проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства государственной собственности города Москвы.

4.4. Проведение проверки достоверности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК) по контрактам на закупку работ в отношении объектов, проектная документация по которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не подлежит государственной экспертизе либо сметная стоимость которых не подлежит проверке достоверности (в том числе капитальный и текущий ремонт, благоустройство, устройство пешеходных зон, снос, локальные мероприятия, ремонтно-реставрационные работы), НМЦК которых равна либо превышает 50 миллионов рублей.

4.5. Проведение экспертизы достоверности определения начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная (максимальная) цена которых составляет от 50 миллионов рублей, включающая проверку достоверности определения сметной стоимости, при закупке работ по строительству, реконструкции, реставрации объектов капитального строительства, а также работ в отношении объектов, проектная документация по которым не подлежит экспертизе (в том числе капитальный и текущий ремонт, благоустройство, устройство пешеходных зон, снос, локальные мероприятия, ремонтно-реставрационные работы).

5. Государственное автономное учреждение города Москвы «Московская государственная экспертиза» осуществляет свою деятельность на платной основе за счет средств заявителей в соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

6. Пункт 6 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

7. Пункт 7 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

8. Пункт 8 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

9. Пункт 9 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

10. Пункт 10 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

11. Пункт 11 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

12. Пункт 12 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

13. Пункт 13 утратил силу согласно постановлению Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. № 763-ПП.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.

В основе ценообразования в электроэнергетике лежит система отношений, связанная с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках. При этом, часть цен в электроэнергетике устанавливается государством (например, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, плата за технологическое присоединение к сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети и к сетям территориальных сетевых организаций, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, тарифы на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности)).

Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) представляет собой сферу купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемую его субъектами в пределах Единой энергетической системы России. На следующем рисунке представлена схема Оптового рынка электроэнергии и мощности.

Рисунок 1 Схема Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки.

Есть несколько способов реализации электрической энергии и мощности:

— регулируемые и свободные двусторонние договоры;

— рынки электроэнергии и мощности (сектор «рынок на сутки вперед”, сектор «балансирующий рынок”);

— рынки системных услуг;

— рынки неценовых зон.

Договоры называются регулируемыми, поскольку цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам. Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам, через свободные двусторонние договоры и рынок «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки.

Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый НП «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Допускается формирование 3-х ступенчатой заявки.

Если происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке.

Существенно, что результаты аукциона ценовых заявок являются основой для планирования системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии – загружаются в первую очередь наиболее экономически эффективные генерирующие мощности.

Механизм формирования Рынка мощности аналогичен, только заявка формируется на год и помесячно, в некоторых зонах свободного перетока есть ограничения по цене («прайс кэп”).

Розничный рынок электроэнергии и мощности условно можно ограничить границами зон свободного перетока. В России существует 28 зон свободного перетока. Например, зона свободного перетока «Запад” включает: город Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Карелию.

В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

Для того чтобы лучше понять как реализуется механизм государственного регулирования цен (тарифов) рассмотрим структуру средней цены на электрическую энергию для конечного потребителя. Для примера рассмотрим структуру средней цены на электрическую энергию для конечного потребителя Санкт-Петербурга в 2014 году, гарантирующим поставщиком которого является ОАО «Петербургская сбытовая компания», группа (категория) «Население» (см таблицу 1).

Таблица 1

Структура средней цены на электрическую энергию для конечного потребителя ОАО «Петербургская сбытовая компания», группа (категория) «Население», 2014 г., Санкт-Петербург

Показатель

Ед. изм. 01.01.2014 — 30.06.2014 01.07.2014 — 31.12.2014

Примечание

Размер платы за регулируемые услуги, в том числе: руб./МВт.ч 821,35 951,45
— Единый котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям руб./МВт.ч 588,90 588,90 Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 600-р
— Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии руб./МВт.ч 230,00 360,00 Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 603-р
— Тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности) руб./МВт.ч 0,92 1,02 Приказ ФСТ России от 30.12.2013 № 232-э/1
— Предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению руб./МВт.ч 1,53 1,53 Приказ ФСТ России от 30.12.2013 № 256-э/1
Средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (цена, складывающаяся на оптовом рынке) руб./МВт.ч 1 626,85 1 656,81 Определялась на основании фактических данных с учетом индекса роста цен на электрическую энергию в соответствии с разъяснениями ФСТ России
Итого цена на электрическую энергию, руб./МВт.ч руб./МВт.ч 2 448,20 2 608,26

Таким образом, из таблицы видно, что конечная цена на электрическую энергию складывается из регулируемой и нерегулируемой составляющих.

Основной составляющей тарифа на электрическую энергию для конечных потребителей является средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Для определения средневзвешенной нерегулируемой цены электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности мы обратились к статистической информации, ежемесячно публикуемой ОАО «АТС». Для расчета были использованы следующие данные с января по сентябрь 2014 года: фактический объем покупки электрической энергии, купленный на оптовом рынке (МВт.ч), совокупный объем фактического пикового потребления (МВт), средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке (руб./МВт), средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и конкурентного отбора заявок для балансирования системы (руб./МВт.ч).

В результате проведенных расчетов средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности для ОАО «Петербургская сбытовая компания» в 2014 году составила: в первом полугодии — 1 626,85 руб./МВт.ч и во втором полугодии 1 656,81 руб./МВт.ч.

Что же касается регулируемой части составляющей цены на электрическую энергию для конечного потребителя, то единый котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям также как и оптовая цена составляет в ней весомую долю. Государственное регулирование тарифов на передачу электрической энергии осуществляется на региональном уровне в рамках федерального законодательства. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга осуществил государственное регулирование тарифов в отношении 22 территориальных сетевых организаций на 2014 год.

Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии на 2014 год, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены. Необходимо обеспечить равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Санкт-Петербурга и принадлежащих к одной группе (категории). Единые (котловые) тарифы и ставки применяются при расчетах между гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми и (или) энергоснабжающими организациями и электросетевыми организациями .

В соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом предложения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга приказом ФСТ России от 18.12.2013 №233-э/2 были утверждены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год для Санкт-Петербурга, их значения представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Санкт-Петербурге на 2014 год.

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков также устанавливаются на региональном уровне в рамках федерального законодательства. Например, в Санкт-Петербурге в 2014 году осуществляли свои функции 4 гарантирующих поставщика: ОАО «Петербургская сбытовая компания”, ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ”, ЗАО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ”, ОАО «Оборонэнергосбыт”.

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2014 год по группам потребителей представлены в следующей таблице.

Таблица 3.

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2014 год по группам потребителей

Незначительную долю в структуре средней цены на электрическую энергию составляют:

— тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности);

— предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.

Данные виды тарифов ежегодно устанавливает ФСТ России.

В следующей таблице представлены величины данных видов тарифов в 2014 году.

Таблица 4

Тарифы на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности) и предельные максимальные уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению (ОДУ)

Таким образом, государство оказывает существенное влияние в формировании цен на электрическую энергию. При применении различных инструментов тарифной политики необходимо учитывать интересы всех участников процесса производства, передачи и распределения электроэнергии.

Список литературы: