Цены на бензин 2000 2017

От 7 до 46 рублей за литр — как и почему росла стоимость автомобильного топлива в России последние годы и что будет дальше Читать в полной версии Фото: Allexander Makarov / Russian Look

Стоимость автомобильного топлива в России всегда росла, и 2020-й, несмотря на падение стоимости нефти, не станет исключением. Впрочем, темпы роста цен на топливо будут ниже инфляции. Об этом на днях заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

«При инфляции в 1% с 1 января этого года бензин и нефтепродукты в среднем выросли на 0,2%, то есть рост ниже инфляции, безусловно, будет обеспечен российским правительством в этом году», — уточнил Артемьев. При этом ранее президент Владимир Путин удивился росту стоимости бензина за год на 10,4% и призвал чиновников контролировать цены на бензин. После этого в ФАС заявили, что предпосылок для роста цен на топливо в стране сейчас нет.

2000–2005

В конце 1999 г. стоимость топлива составляла в среднем 7 руб. за литр. За первые шесть месяцев 2000 г. цена на бензин выросла на незначительные 2,1%, но уже в сентябре бензин подорожал на 27% из-за роста цен на нефть во всем мире. Еще одной причиной скачка цены стало отсутствие ограничений на экспорт нефти из России. Нефтяные компании отправили большие объемы топлива на экспорт, не обеспечив в достаточной мере российские нефтеперерабатывающие предприятия. Однако к концу декабря 2000 г. цена на топливо начала снижаться. С января 2001 г. акциз на бензин начали взимать с заправочных станций.

В течение 2001 г. Россия поддерживала соглашение ОПЕК об ограничении экспорта нефти, поэтому стоимость бензина практически не менялась полтора года. Но в 2002 г. Россия вышла из соглашения, и уже в мае цена бензина выросла сразу на 15%. Следующий скачок цен на бензин в России произошел летом 2004 г. вслед за Европой. Экспортировать топливо нефтяникам было выгоднее, чем производить бензин внутри страны. Правительству пришлось принять меры — были повышены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с целью приостановить вывоз сырья. В 2005 г. стоимость бензина повысилась на 4%. Для остановки роста цены топлива правительство снова увеличило экспортные пошлины, а цены на бензин были заморожены.

2005–2010

В январе 2006 г. в России отменили государственный мораторий на повышение стоимости бензина, и за полгода он подорожал на 4%. В августе пошлины на нефть повысили до рекордных 216 долларов за тонну. За 2007 г. бензин подорожал всего на 2,8%. В то время активную работу вела антимонопольная служба, которая получила широкие полномочия по проверке цен на топливо благодаря закону «О защите конкуренции». В конце 2007 г. и в первые месяцы 2008 г. оптовый бензин подорожал из-за закрытия девяти нефтеперерабатывающих заводов на профилактику. Правительство продолжало увеличивать экспортные пошлины на нефть (230 долларов). С января по апрель 2008 г. рост цен на бензин составил 7%.

После увеличения пошлины на экспорт до 460 долларов за тонну цены на бензин начали снижаться. В первом полугодии 2009 г. снижение розничных цен на бензин продолжилось, правительство и ФАС продолжали давление на нефтяные компании. С августа 2008 по май 2009 г. бензин подешевел на 25%. Но после из-за мирового повышения цен на нефть стоимость бензина в рознице выросла на 9%. В 2010 г. бензин вырос в цене еще на 4%. В росте цен ФАС тогда обвинила вертикально интегрированные корпорации, которые контролировали более 30% бензинового рынка России, такие как «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть». В январе 2010 г. произошло первое за пять лет повышение акцизов на бензин. До этого акцизы не повышали как раз для сдерживания роста цены на топливо.

Фото: Viktor Pogontsev / Russian Look 2010–2015

Цены на бензин продолжали подниматься и после 2010 года. С 1 января 2011 г. акцизы начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. За три года пятилетки бензин подорожал почти на 50%, перевалив психологический рубеж в 30 руб. за литр в ноябре 2012 года. Одна поездка в московском метро тогда стоила также 30 рублей. Тенденция роста цен на бензин сохранилась и в 2014 году. После воссоединения с Крымом потребительские цены на бензин выросли на 8,9%. По данным Росстата, стоимость крымского бензина была выше, чем в других регионах. Подорожание было зафиксировано сразу в 37 регионах. Средняя цена бензина АИ-92 тогда составила 32,24 руб. за литр, а АИ-95 — 35,11 руб. за литр. В Симферополе же 92-й продавали за 37 руб. за литр, а 95-й почти за 40 рублей.

«Причины роста понятны, — заявлял тогда президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%».

Колебания нефтяных котировок в 2014–2016 гг. не отразились на заправках в России. Нефть падала в цене, но оптовые и розничные поставщики повышали цены, стараясь компенсировать потери от падения курса рубля. Правительство продолжало увеличивать акцизный сбор, а нефтяники закладывали его в стоимость топлива. Хотя нефть в период с осени 2014 и до января 2015 г. подешевела больше чем в два раза.

Фото: Anton Belitsky / Russian Look 2015–2020

Следующее крупное падение цен на нефть произошло в период с декабря 2015 до февраля 2016 года. Бензин подешевел на рубль, но затем возобновил рост. В августе 2017 г. на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 уже превысила 40 руб. за литр. В мае 2018 г. произошел еще один скачок нефтяных цен, что привело к росту стоимости автомобильного топлива с 41 до 44 руб. за литр. Повышение цен на топливо, наряду с увеличением пенсионного возраста и ставками НДС, стало одной из самых острых тем в 2018 году. Были введены новые налоговые правила, и российские нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть по тем же ценам, что и зарубежные клиенты. Цены на топливо пошли вверх. Правительство заключило с нефтяниками специальное соглашение — оптовые цены для независимых сетей АЗС были заморожены. Но это не спасло российский рынок от роста цены на бензин.

Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно стабилизировались, но речь о снижении не идет. В 2020 г., по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится. Минэнерго дает прогноз инфляции на 2020-й в 4%.

Фото: Олег Лозовой / РБК

«Слово і Діло» продовжує цикл публікацій про те, як змінювалися ціни на товари і послуги в Україні за часи незалежності щодо середньої зарплати в країні. Сьогодні оглянемо ціни на бензин.

Якщо виходити з офіційних цін на бензин, то найдешевшим паливо щодо середньої зарплати було на зорі незалежності України, в 90-ті роки. Так, у 1992 році власник авто на середню зарплату в півтори тисячі купоно-карбованців теоретично міг придбати майже 1,2 тисячі літрів бензину (в ті часи А-95 мав назву «екстра» й практично ніде не продавався, всі їздили на А-76). Ось тільки купити цей гіпотетичний бензин відразу після розпаду СРСР було ніде – майже весь бензин тоді продавався на «чорному ринку» за захмарними цінами, які на порядок перевищували офіційні.

Шеремета врегулює ситуацію, пов’язану із зростанням цін на паливоСказано 26 квітня 2014 р.Статус обіцянки: Не виконано

Більш реально стан речей відображають офіційні ціни починаючи з 1996 року, коли при зарплаті в 3,2 мільйона купонів бензин коштував близько 65 тисяч за літр. Тобто за місяць власник авто міг собі дозволити повний бак бензину за умови, що він кинув би їсти.

Після грошової реформи і запровадження гривні ціна на бензин приблизно два роки балансувала на рівні нижче 0,6 гривні за літр, і в 1997 році на середню зарплату в 126 гривень можна було купити 210 літрів А-95.

Але вже в 1998 ситуація змінилася й ціна на паливо підскочила в рази – до трьох із гаком гривень. Так, при зарплаті близько 150 гривень у 1999 році ситуація стала такою ж, як у 96-му – 47 літрів А-95 і гаманець ставав порожнім.

З 1999 до 2005 року ціна літра бензину росла незначно, тоді як середні зарплати в країні суттєво зросли. Наприклад, у 2005 році на зарплату в 640 гривень можна було купити 180 літрів пального.

У 2006 році бензин знову почав відновлювати «статус-кво» і зріс у ціні майже до 5 гривень за літр, і хоч зарплати теж зросли приблизно на чверть порівняно з попереднім роком, у ті часи її б вистачало приблизно на 170 літрів «дев’яносто п’ятого».

Найкраще співвідношення ціни бензину до середньої зарплати в історії наші аналітики зафіксували в 2008 році – тоді на місячний заробіток можна було придбати майже 300 літрів палива.

Юрій БойкоНародний депутат України Бойко запевнив, що ситуація на ринку пального залишатиметься стабільноюСказано 20 лютого 2014 р.Статус обіцянки: Не виконано

Однак у наступні роки бензин піднімався в ціні стрибками з випередженням зростання зарплат, і в 2011 році місячного заробітку в 2,3 тисячі гривень вистачило б на 220 літрів А-95.

На рівні в 10,5-11 гривень ціни протрималися до початку бойових дій на Донбасі: з 2014 до 2015 року бензин подорожчав майже на шість гривень, а зарплати зросли всього лише на 300 гривень. Таким чином, у 15-му році на одну зарплату можна було купити 200 літрів палива.

З 2016 року рівень середніх зарплат почав потроху відігравати позиції в цін на паливо, й станом на зараз на середню платню в 6,7 тисячі на місяць можна купити близько 270 літрів бензину.

Підписуйтесь на наш аккаунт в Telegram, щоб першими отримувати важливі новини та аналітику.

Из-за нефтяных войн снизились цены на моторное топливо в ведущих мировых странах. Это поможет многим государствам легче пройти через кризис, вызванный снижением производства и потребления из-за коронавируса, полагают опрошенные «Газетой.Ru» экономисты. Россия остается в стороне от этого процесса, поскольку внутренняя стоимость топлива искусственно формируется «демпфирующим механизмом», высокими налогами и акцизами.

Дешевый бензин для богатых стран

Средняя цена бензина в США в начале этой недели опустилась до $1,93 за галлон (3,8 литра), сообщает Американская автомобильная ассоциация. В пересчете на российскую валюту литр бензина в США сейчас стоит примерно 38 руб. По данным Управления энергетической информации (EIA),

такие низкие цены на автомобильное топливо фиксировались в последний раз в 1993 году.

В Великобритании стоимость бензина установилась на границе £1 за литр, в последний раз к такой отметке цены в королевстве приближались во время падения нефтяного рынка в 2016 году, сообщает BBC. В Германии, по оценкам крупнейшего автомобильного клуба ADAC, бензин марки Super E10 (аналог «АИ-95» в России) в среднем по федеральным землям продается по 1,28 евро за литр — на 16 евроцентов ниже, чем в феврале этого года. Дизельное топливо подешевело на 18 евроцентов и в среднем стоит 1,15 евро за литр. Почти во всех странах ЕС фиксируется снижение розничных цен на моторное топливо до 15%.

Этот год будет удачным и для Китая, второго в мире государства по масштабу потребления нефти, — до конца года страна планирует накопить в своих хранилищах около 85 млн тонн «черного золота». Это почти столько же, сколько Соединенные Штаты хранят в своем стратегическом резерве — крупнейшем в мире искусственном хранилище нефти.

Обвальные цены на ресурсы — это щедрый подарок всем странам, которые находятся в авангарде мирового развития, а для таких государств, как Россия, — очень жесткое удушение, считает экс-зампред Счетной палаты, экономист Юрий Болдырев.

«Если мыслить краткосрочно, то нужно быстро даже на невыгодных условиях договариваться с ОПЕК и возвращать экспортные доходы от продажи нефти и газа в прежнем уровне. Если мыслить в долгосрочной перспективе, то параллельно с этим нужно сейчас использовать момент низких цен для того, чтобы разворачивать у себя на территории как можно больше производств и переработки собственной нефти», — объясняет Болдырев.

Необходимо ставить перед собой пятилетний и десятилетний план радикального сокращения экспорта сырья с одновременным ограничением импорта высокотехнологичной продукции для того, чтобы делать ее внутри страны самостоятельно, говорит экономист.

Локомотив экономики

Падение нефтяных цен неоднозначно влияет как на развивающиеся страны, так и на ведущие экономики мира. Европейские политики предупреждают, что нефтяной кризис вместе с карантинными мерами из-за COVID-19 несут риск значительной дефляции в еврозоне. Но после завершения пандемии у дешевого топлива есть и очевидные бенефициары — это розничная торговля, супермаркеты и универмаги, туристические и досуговые компании. Выиграют круизные операторы, авиакомпании, где топливо составляет 20-40% расходов. А в России?

В большинстве государств розничная стоимость моторного топлива формируется естественным рыночным путем. В России государство применяет специальный сдерживающий механизм, который получил название «демпфер». Он предполагает перечисление государством напрямую владельцам НПЗ разницы средней экспортной цены на нефть и внутренней стоимости бензинов или дизтоплива. Это соглашение работает и в обратную сторону: если цена нефти опускается ниже установленного балансного уровня демпфера, то уже нефтяники перечисляют разницу внешних и внутренних цен в бюджет. Как раз такая ситуация происходит сейчас.

Демпфер — крайне неэффективный механизм. Снижение оптовых и розничных цен на нефтепродукты в России заблокировано именно им, убежден гендиректор независимого агентства «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.

«Демпфер по сути является дополнительным акцизом. При снижении мировых цен на нефть и нефтепродукты, когда демпфер становится отрицательным, акцизы в России резко растут. Именно это не позволяет внутренним ценам снижаться вслед за мировыми. Это несправедливо по отношению к российским производителям и потребителям нефтепродуктов», — считает Турукалов.

Это правило, по мнению эксперта, в текущем виде следует полностью отменить — либо необходимо обнулять выплаты нефтяных компаний в бюджет в случаях, когда демпфер получается отрицательным.

Топливо под давлением

Несправедливо говорить о том, что во всем мире цены на бензин снижаются, а в России нет, указывает замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Мы входим в первую десятку стран с самыми низкими ценами на моторное топливо по данным агентства Bloomberg, напоминает он.

«Если посмотреть на общую структуру затрат на производство бензина, то выяснится, что в одном литре стоимостью 45 руб. примерно 9 рублей будет составлять акциз, который за последние шесть лет вырос в два раза, далее НДС и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Все вместе они составляют 70% в цене литра.

Маржа АЗС примерно составляет 10%, но она очень сильно отличается от региона, от сети, программ лояльности и прочего, остаток идет нефтяным компаниям», — отмечает Фролов.

Сейчас для верной оценки происходящего стоит наблюдать за оптовыми ценами на топливо, которые находятся на достаточно низких уровнях. С учетом всех обстоятельств цена на заправках не имеет возможности к понижению, убежден аналитик Института национальной энергетики.

Новый договор

Государство как монопольный регулятор правил на рынке топлива сократило маневр для оптовых трейдеров и сетей АЗС, говорят нефтяники. Впрочем, ожидать каких-либо изменений в налоговом администрировании от государства пока, очевидно, не стоит.

В Минэнерго «Газете.Ru» сообщили, что в условиях снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем и внешних рынках, вызванного карантинными мероприятиями по борьбе с коронавирусом, «ключевую роль приобретает координация производства (с учетом выхода на ремонты) и поставок нефтепродуктов для недопущения затоваривания, сокращения загрузки производственных мощностей».

«А значит для сохранения рабочих мест на предприятиях ТЭКа и сохранения стабильности поставок на внутренний рынок за счет наиболее доступных поставщиков.

Производство и поставка моторного топлива на внутренний рынок находятся на уровне, покрывающем внутренний спрос», — пояснили в пресс-службе Минэнерго.

Иными словами, избыток предложения по топливу может разрушить внутренний российский топливный рынок, нанести удар по НПЗ, нефтяной промышленности.

Решением этой проблемы мог бы стать новый механизм регулирования внутренних топливных цен: если деньги, поступающие от нефтяников в рамках демпфера, останутся у нефтяных компаний, то они смогут снижать стоимость топлива. Сейчас государство ищет пути помощи гражданам, пострадавшим от карантина, и снижение цен на топливо таким способом могло бы пойти во благо всем сторонам.

«Есть два механизма помощи населению — прямые выплаты денег и стимулирование на действие. Безусловно, можно обратить эти деньги (от буферного механизма — «Газета.Ru») в доходы заправщиков, топливных компаний. Не все наше население потребляет бензин, но все покупают товары и продукты питания, которые нужно привозить. Похожий механизм действует в льготной ставке по ипотеке — происходит государственная компенсация между эффективной ставкой для банков и льготной», — рассуждает доктор экономических наук НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Смирнов.

Мультипликативный эффект от изменения цен на топливо огромный, и сильнее всего он влияет на сложные продукты с высокой добавленной стоимостью, соглашается эксперт по автопрому Сергей Ифанов. По его словам, внутри России 70% грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом, в городах этот показатель достигает 100%. Чем сложнее товар, тем большую роль в его цене играет топливная составляющая.

«К примеру, автомобиль: для того, чтобы его собрать, к конвейеру нужно в течение года доставлять тысячи комплектующих. Но и компонентные заводы, откуда везут детали, тоже в свою очередь получают более простые компоненты от поставщиков третьего и четвертого уровня, последние же еще получают сырье. За это время расходуется огромные объемы солярки и бензина», — заключил Ифанов.