Учет банковских гарантий

Банковская гарантия – востребованная услуга, которая позволяет повышать надежность и безопасность сделки между принципалом и бенефициаром. Как любая банковская услуга, выдача гарантии предполагает взимание комиссионного сбора и соответственно, учет этой суммы в бухгалтерских документах банка. Аналогичная сумма присутствует также в бухгалтерских отчетах предприятия, получившего банковскую гарантию, т.е.

Учет банковских гарантий

принципала. При учете комиссии за банковскую гарантию, проводка Дт 91.2 – Кт 51 является основной в бухгалтерских документах предприятия, так как отражает расходы по оплате услуг банка или страховой компании.

Однако прямая форма проводки, хоть и допускается к применению и часто используется предприятиями, не может считаться корректной без задействования промежуточных субсчетов 76 или 60. Если условия получения гарантии в банке предусматривают внесение денежного залога на банковский счет, то процедура отражается в бухгалтерских документах предприятия проводкой Дт 76 – Кт 51. Кроме 76 субсчета может использоваться 60 субсчет, который также подходит для подобных расчетов. Выбор одного из этих субсчетов осуществляется по усмотрению предприятия и основывается, прежде всего, на степени рационализации процесса бухгалтерского учета в конкретной структуре, а также на необходимости выполнения аналитических исследований.

После того, как сделка между принципалом и бенефициаром признана совершенной и все обязательства по ней выполнены, залоговая сумма возвращается на счет предприятия. Действие отражается в бухгалтерской отчетности при помощи проводки Дт 51 – Кт75. Каждое предприятие должно уделять особое внимание грамотному учету комиссии за банковскую гарантию. Проводки, оформленные должным образом, помогут избежать возможных проблем при проведении проверок налоговыми и другими контролирующими органами. Особенно если речь идет о госзаказах и перечислении предприятию средств из бюджета.

Смотрите также:

Как вернуть банковскую гарантию?Биржа банковских гарантий – быстрая и удобная помощь компаниямЧто такое банковская гарантия Уфа?

Банковская гарантия — это финансовый инструмент, который достаточно широко применяется в госзакупках. В статье разберемся, каким образом они отражаются в бухгалтерском и налоговом учете организации-заказчика.

Гарантия банка выступает в роли обеспечения стабильности договорных отношений между заказчиком и исполнителем. Она является своего рода страховым залогом от возникающих рисков, связанных с отказом одной из сторон от выполнения своих обязательств. В этой статье мы рассмотрим, как производится учет банковских гарантий в бухгалтерском учете.

Сущность и нормативно-правовая база

Банковская гарантия (проводки в бухучете приведем ниже) — это обязательство, которое банк или любая другая кредитная организация выставляют в качестве страховки исполнения контрактных (договорных, закупочных) условий. Она предоставляется как в электронной, так и в письменной форме. Если исполнителем был нарушен ряд условий, то банк выплачивает организации-заказчику документально установленную денежную сумму.

В отношениях, связанных с предоставлением, задействованы три участника:

  • гарант (банк) — субъект, который за определенное вознаграждение принимает на себя обязательство;
  • принципал (исполнитель) — участник, инициирующий выдачу БГ и являющийся должником в соответствии с условиями соглашения;
  • бенефициар (заказчик) — лицо, чьи интересы защищаются посредством БГ.

Регулируются операции по БГ гражданским и банковским законодательством. В этих же нормативно-правовых актах можно найти ответ на вопрос, ставится ли на учет банковская гарантия.

В Гражданском кодексе РФ положения, регламентирующие данное финансовое обязательство, прописаны в главе 23 (параграф 6, ст.168, 169, 374-379, ст. 429 ГК РФ).

Бухгалтерский и налоговый учет банковских гарантий у принципала

Выдача БГ кредитными организациями относится к операциям банка на основании п.8 ч.1 ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1.

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете находится в прямой зависимости от вида финансового обязательства, для обеспечения которого она была выдана. Есть ряд ситуаций, для которых необходима выдача:

  1. Для обеспечения исполнения условий по оплате приобретаемого имущества (МПЗ и ОС).
  2. Для страховки выполнения кредитов, займов и прочих долговых обязательств.
  3. Для поручительства при возвращении авансового платежа, так как многие исполнители ставят условие о необходимости предоставления аванса.
  4. Для гарантирования реализации прочих обязанностей.

Учет банковских гарантий в бюджетном учреждении

При проведении конкурсных и аукционных процедур организация-заказчик устанавливает обязательное требование к обеспечению заявок. Оно может быть передано участником закупки как путем внесения денежных средств на расчетный (лицевой) счет заказчика, так и предоставлением БГ. На основании п. 351 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет банковской гарантии, полученной в качестве обеспечения заявки, производится на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательства».

Согласно письму Минфина от 27.07.2014 № 02-07-07/31342, денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также как обеспечение исполнения контракта, на забалансовом счете 10 не учитываются.

Банковская гарантия, учет в бухгалтерии бюджетного учреждения которой производится строго в день наступления гарантийной ответственности, должна совпадать по стоимости с теми обязательствами, исполнение которых она гарантирует. В день прекращения гарантийно-финансовых условий проводится уменьшение установленной суммы на 10 счете забаланса.

Проводки для бухучета

Поступившие от кредитной организации (банка) денежные средства, направленные на исполнение, отражаются в бухучете следующими проводками:

  • Дт 2.201.11.510 Кт 2.205.41.660 — денежные средства, поступившие на лицевой счет БУ (уплата бенефициару суммы, на которую выдана БГ);
  • Дт 2.205.41.560 Кт 2.401.10.140 — начисление дохода в размере обеспечения по БГ в случае ее поступления в распоряжение бюджетного учреждения.

Банковская гарантия: налоговый учет

Отражение БГ производится как в бухгалтерском, так и в налоговом учете организации.

Проведение в бухучете гарантийной документации имеет ряд отличий от операций в налоговом регистре, в котором вознаграждение относится как к прочим расходам, связанным с выпуском и реализацией различной продукции, так и к расходам иного характера.

Налоговый кодекс РФ предполагает сдачу в ИФНС отчетности, включающей расходы по БГ в период ее фактического предоставления, а не по срокам выплат по ней денежных сумм. В налоговом датой получения БГ считается день подписания договора (основного соглашения) о выдаче гарантийных обязательств клиенту.

Сегодня наиболее распространённый инструмент в сфере защиты интересов сторон по контракту является банковская гарантия, именно поэтому учёт данного обязательства с точки зрения бухгалтерского и налогового дела очень важен.

Бухгалтерский учёт комиссии банка.

Учёт вознаграждения, выплаченного банку за выдачу гарантии, зависит от того, какие обязательства обеспечивает документ.

  1. Если бенефициаром по гарантии выступает продавец какого-либо  товара, то сумма, уплаченная гаранту, будет являться обычным расходником, т.к. связана непосредственно с приобретением товара. Исходя из положений о ведении бухгалтерского учёта, оценка имущества, приобретаемого за конкретно определённую плату, происходит посредством сложения затрат, которые были фактически произведены в процессе его покупки. К таким затратам относятся таможенные пошлины, наценки и надбавки, комиссионные вознаграждения, оплата услуг третьих лиц, которые обеспечивали доставку, транспортировку или хранение товара, а также затраты на приобретение товара.
  2. Если бенефициар по гарантии — иное кредитное учреждение, а документ обеспечивает кредитные (и им подобные) обязательства, то комиссия, уплаченная банку, является иным видом расходов. В этом случае компания должна использовать один из двух вариантов ведения учёта расходов: равномерный учёт в течение всего срока займа или единовременный (для того отчётного периода, к которому относится расход).
  3. Если БГ обеспечивает иные обязательства, то учёт комиссии гаранта зависит от вида этих обязательств. В случае если гарантия обеспечивает надлежащие исполнение условий государственного контракта, то сумма, уплаченная в качестве вознаграждения гаранту, может быть учтена в составе прочих расходов или расходов, связанных с обычными видами деятельности организации.

Если же гарантийный документ обеспечивает обязательства по контракту, условия которого предусматривают получение дохода принципалом в течение нескольких отчётных периодов, то сумму, которая является комиссией гаранта, нужно распределить между этими периодами, либо учесть её полностью в том отчётном периоде, в котором она была уплачена.

Налоговый учёт банковских гарантий.

Согласно ст.

Страна Советов

149 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия не облагается НДС. В определённых случаях (ст. 264 НК РФ) получение БГ может быть признано расходом, связанным с получением услуг от банка, который включается в состав иных расходов, связанных с производством или реализацией. Данный расход должен быть учтён в том отчётном периоде, к которому он относится, вне зависимости от  периода, в котором фактически была произведена оплата. Если БГ обеспечивает покупку сырья, то комиссия банку включается в фактическую себестоимость материально-производственного сырья, которое было приобретено компанией.

Банковская гарантия является одним из наиболее эффективных и распространённых способов минимизации рисков при заключении как коммерческих, так и государственных контрактов, поэтому правильное составление отчётности, включающей в себя затраты на её получение, является залогом успешного функционирования организации.

Вместе с нами ВСЕ решается очень ПРОСТО!

Выиграли конкурс?

Не знаете, что делать дальше? Позвоните нам или оставьте заявку, и мы решим Ваши проблемы100 % гарантированно положительный результат