Учет металлолома в бухгалтерии

Принятие металлолома на баланс учреждения

Исходя из положений п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н и п. 23 Инструкции № 162н металлолом, полученный по результатам ремонтных работ, в ходе демонтажа (разборки) списываемого имущества, подлежит оприходованиюв составе материальных запасовна счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату его принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен, то есть на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа (п. 52, 54, 55 СГС «Концептуальные основы»).

К сведению! При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах должны быть (п. 59 СГС «Концептуальные основы»):

  • подтверждены документально;

  • получены от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированы субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

Оприходование металлолома отражается в бюджетном учете следующими проводками (п. 23 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Принят к учету металлолом по справедливой стоимости:

– при ликвидации основных средств

1 105 36 346

1 401 10 172

– при проведении ремонтных работ

1 105 36 346

1 401 10 199

Отражение операций по реализации металлолома и учету доходов

Казенное учреждение не может отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества. Поэтому осуществлять реализацию металлолома, полученного от демонтажа (разборки) списанного с учета имущества, следует по согласованию с вышестоящим главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности, которой казенные учреждения вправе заниматься, только если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Согласно положениям бюджетного законодательства средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100 % (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).

При сдаче металлолома в пункт приема лома его стоимость списывается с учета, что отражается следующей корреспонденцией счетов (п. 26 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

В соответствии с Порядком № 209н начисление доходов от реализации металлолома отражается в бюджетном учете по подстатье 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.

Начисление дохода, полученного от реализации металлолома, оформляется следующей проводкой (п. 78 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

Порядок отражения в учете операций по поступлению денежных средств, полученных от реализации металлолома, на счетах учета доходов бюджета будет зависеть от того, переданы казенному учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет (п. 78, 104 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Если учреждение является администратором доходов бюджета

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 210 02 446

1 205 74 664

Если учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

Отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома*

1 304 04 446

1 303 05 731

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 303 05 831

1 205 74 664

* Казенное учреждение направляет в адрес администратора кассовых поступлений извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета.

Налоговый учет

Налог на добавленную стоимость.

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 подлежит обложению НДС. Однако исчислять и уплачивать налог в данном случае должны не казенные учреждения, а налоговые агенты – покупатели лома и отходов (п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ). Налоговая база рассчитывается налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.

В связи с этим операции по реализации металлолома в разд. 3 декларации по НДС (форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) учреждениями-продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при реализации таких активов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (Письмо ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Наряду с этим казенные учреждения обязаны составлять счет-фактуру без учета сумм налога с проставлением отметки: «НДС исчисляется налоговым агентом», поскольку гл. 21 НК РФ не предусмотрено выставление счетов-фактур налоговыми агентами при реализации металлолома (абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, письма Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, 03-07-11/26184).

Налог на прибыль.

В целях гл. 25 НК РФ стоимость материалов (или иного имущества), полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются к учету при определении налоговой базы исходя из цены сделки на основании положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). Исходя из изложенного стоимость металлолома, полученного в результате списания основного средства, оцененная в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде таких отходов при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного по требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализации металлолома является доходом от реализации. Как указано в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, доход, полученный от реализации, учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного имущества (металлолома), определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, выручка, полученная от реализации металлолома, может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе доходов при списании имущества (см. также Письмо Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385).

Пример 1.

После проведения демонтажа морально устаревшего оборудования оприходован металлолом на сумму 3 000 руб., который в последующем сдан в пункт приема лома. Средства, полученные от его реализации, в размере 3 000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджете.

В бюджетном учете будут составлены следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по справедливой стоимости

1 105 36 346

1 401 10 172

3 000

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

3 000

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

3 000

Отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома

1 304 04 446

1 303 05 731

3 000

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 303 05 831

1 205 74 664

3 000

Пример 2.

Казенное учреждение оприходовало металлолом, образовавшийся в ходе ремонта отопительной системы и демонтажа радиаторов. Его справедливая стоимость составила 5 000 руб. и равна цене реализации. Специализированная организация по приему лома перечислила денежные средства напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов бюджета.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет?

Компания ГАРАНТ

Организация занимается обслуживанием и уборкой территории жилого фонда на основании договоров с управляющей компанией. В процессе сбора мусор сортируется. Собранный лом цветного металла сдан специализированной организации. Организация не имеет лицензии на деятельность, связанную с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет? Облагается ли данная операция НДС?

НДС

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

При этом п. 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что применение налогоплательщиком льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной ст. 149 НК РФ, поставлено в зависимость от наличия у него соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в частности, деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов.

Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 (далее — Положение).

В соответствии с п. 2 Положения под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной и безвозмездной основе. Под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома цветных металлов — процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов.

Таким образом, в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома цветных металлов, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.

В свою очередь, следует учитывать, что для осуществления реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства, и не осуществляющих заготовку (закупку) лома цветных и черных металлов у физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение лицензии не требуется (письма ФНС России от 16.08.2006 N 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 19-11/35889). Под собственным производством судами понимается не только непосредственно производственный процесс. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 N А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Следовательно, если организация реализует лом цветных металлов, образовавшийся в результате ее предпринимательской деятельности, то такие операции освобождаются от обложения НДС в любом случае, то есть независимо от наличия лицензии, а п. 6 ст. 149 НК РФ (требующий наличия у налогоплательщика соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ) на реализацию лома, образовавшегося в процессе собственного производства, не распространяется.

Другими словами, если организация реализуют лом черных и (или) цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, то освобождением от уплаты НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ можно воспользоваться без лицензии.

Основанием применения освобождения от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных металлов являются первичные учетные документы, подтверждающие факт образования и оприходования лома черных металлов в процессе производственной деятельности.

Для подтверждения того, что хозяйствующий субъект реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся у него в процессе собственного производства, необходимо, чтобы в учете были отражены операции по приобретению металла, использованию его в производстве, а также операции по учету возвратных отходов с исключением данной суммы из расходов, участвующих в налогообложении прибыли (то есть стоимость возвратных отходов уменьшает себестоимость продукции).

Таким образом, реализация лома цветных металлов подлежит лицензированию (за исключением реализации лома, образовавшегося в результате собственного производства). Следовательно, в рассматриваемом случае льгота, предусмотренная пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, может применяться только при наличии у организации соответствующей лицензии. Поскольку у организации лицензия отсутствует, реализация ею лома цветных металлов облагается НДС по ставке 18% (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-8532/2009-32-118, ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 N А55-15625/2008).

Налог на прибыль

В данном случае лом цветных металлов, как безвозмездно полученное имущество, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Оценка дохода в этом случае осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения этого имущества. При реализации указанного в ст. 268 НК РФ имущества налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Статьями 254 и 268 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю.

Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации (в данном случае — лома цветных металлов) не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом при реализации имущества налогоплательщик может уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (письма Минфина России от 26.09.2011 N 03-03-06/1/590, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44, УФНС России по г. Москве от 18.03.2005 N 20-12/17819).

Бухгалтерский учет

При принятии решения о сдаче лома специализированной фирме указанные материалы сначала должны быть оприходованы в бухгалтерском учете Вашей организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи МПЗ (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), предусмотрено, что по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» на субсчете 98 «Безвозмездные поступления» учитывается рыночная стоимость активов, полученных организацией безвозмездно. Лом учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы».

В соответствии с Инструкцией суммы, учтенные на субсчете «Безвозмездные поступления» счета 98 по безвозмездно полученным материальным ценностям, списываются с этого счета в кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы», по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу)*(1). Аналитический учет по субсчету 98 «Безвозмездные поступления» ведется по каждому безвозмездному поступлению ценностей.

Лом учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы».

Отметим, что при применении счета 98 порядок учета доходов будущих периодов должен быть установлен в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.

Реализация лома на сторону признается прочим доходом организации. Одновременно признается прочий расход в виде стоимости реализованного лома (п.п. 11, 14.1, 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Если оприходование лома произошло в одном налоговом периоде, а его реализация — в другом, в периоде получения лома организация признает в бухгалтерском учете вычитаемую временную разницу (п.п. 8-11 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Вычитаемая временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива — отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02).

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в текущем отчетном периоде отложенные налоговые активы, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 09 в корреспонденции с дебетом счета 68 (п. 17 ПБУ 18/02, Инструкция). В данном случае погашение вычитаемой временной разницы и соответствующего ей отложенного налогового актива происходит в месяце реализации лома.

Учитывая, что при реализации стоимость лома не учитывается в целях налогообложения, в бухгалтерском учете необходимо отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4-7 ПБУ 18/02).

В рассматриваемой ситуации, если в учетной политике определен порядок учета доходов будущих периодов, операции могут быть отражены в бухгалтерском учете организации следующим образом:

при поступлении лома:
Дебет 10, субсчет «Прочие материалы» Кредит 98, субсчет «Безвозмездные поступления»
— принят к учету лом, подлежащий дальнейшей реализации;

Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражен отложенный налоговый актив;

при реализации лома:
Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражена реализация лома на сторону;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— отражен предъявленный покупателю НДС;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10, субсчет «Прочие материалы»
— списана стоимость лома;

Дебет 98, субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— признан прочий доход в виде стоимости безвозмездно полученного лома;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
— списан отложенный налоговый актив;

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражено постоянное налоговое обязательство.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом Энциклопедии хозяйственных ситуаций. Получение материалов безвозмездно (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

18 апреля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в редакции 2011 года), понятие доходов будущих периодов исключено. Однако строка «доходы будущих периодов» имеется в отчетности за 2011 год, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н. Так, в Бухгалтерском балансе предусмотрено отражение доходов будущих периодов по строке 1530.

В связи с этим организация вправе самостоятельно в своей учетной политике (на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») установить порядок учета доходов будущих периодов. Если же организация не закрепит в учетной политике способ учета доходов будущих периодов, то все доходы должны признаваться единовременно в момент их возникновения в соответствии с п. 16 ПБУ 9/99 (без применения счета 98):

Дебет 10 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражено безвозмездное поступление лома.

В таком случае отложенный налоговый актив не образуется (в учете не делается запись Дебет 09 Кредит 68).