Учет транспортных расходов

Содержание

Учет расходов по доставке товаров

Главная — Статьи

Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

Комментарий к Письму Минфина России от 21.09.2012 N 03-07-09/132 «О порядке составления счетов-фактур при оказании услуг по договору транспортной экспедиции»

В рассматриваемом Письме от 21.09.2012 N 03-07-09/132 специалисты Минфина России разъяснили, как оформлять счета-фактуры организациям, которые оказывают услуги по договорам транспортной экспедиции.

У читателей может возникнуть вопрос: а в чем, собственно, сложности? Услуги, которые оказывает экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ). Значит, счет-фактуру следует выписывать на стоимость оказанных услуг.
Однако не все так просто. Дело в том, что на сегодняшний день нет однозначной позиции по вопросу, является ли договор транспортной экспедиции посредническим или нет. А отсюда и сложности, возникающие при составлении счетов-фактур.

Особенности договора транспортной экспедиции

Напомним, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Иными словами, экспедитор за вознаграждение и за счет другой стороны выполняет лично или организует выполнение третьими лицами определенных работ (услуг) (ст. 805 ГК РФ).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом. Для этого экспедитор заключает от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечивает отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать и дополнительные услуги, необходимые для доставки груза, например такие как:

  • получение документов, необходимых для экспорта или импорта;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • иные операции и услуги.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

Следовательно, договор транспортной экспедиции не является договором на перевозку груза. Непосредственно перевозкой груза занимается специализированная транспортная организация, которая владеет собственными транспортными средствами (автомобилями, самолетами, морскими судами, железнодорожными составами).

В то же время специализированная транспортная компания может выступать одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика. В этом случае договор, заключенный между транспортной компанией и клиентом, будет являться смешанным. Отношения с клиентом будут регулироваться не только положениями гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.

Договор об оказании услуг или посреднический договор

В отношении правовой природы договоров транспортной экспедиции существует две различные позиции.

Первая из них основана на том, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. На это указывают положения ст. 801 ГК РФ об обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также об обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг. Кроме того, клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, которые он понес в интересах клиента (ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Вторая позиция прямо противоположна первой. По мнению специалистов, которые придерживаются этой позиции, договор транспортной экспедиции не является посредническим, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.

Такую позицию занял, в частности, ФАС Московского округа. В своих Постановлениях от 22.01.2008 N КА-А41/14327-07, от 15.02.2008 N КА-А41/262-08 по делу N А41-К2-8680/07, от 27.11.2008 N КГ-А40/10970-08 суд пришел к выводу о том, что транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности. Отсюда и вывод о том, что договор транспортной экспедиции не является посредническим (Определением ВАС РФ от 07.05.2009 N ВАС-2785/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения).

Позиция ФАС Московского округа основана на выводах, приведенных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 N 5056/98 по делу N А56-19229/97.

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции можно разделить на две группы. Основные услуги экспедитора по договору транспортной экспедиции (заключение договора перевозки грузов, осуществление расчетов с перевозчиками, оформление соглашений о страховании грузов) напоминают действия агента, которые он совершает в интересах принципала, то есть имеют черты посреднических операций. В то же время экспедитор может оказывать услуги по перевозке самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Дополнительные услуги для клиента согласно договору транспортной экспедиции (получение документов, необходимых для экспорта или импорта, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения и др.) экспедитор, как правило, оказывает своими силами.

Следовательно, договор транспортной экспедиции — это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать положения, аналогичные договору об оказании услуг или посредническому договору.

Бухгалтерский учет и налог на прибыль

Положения договора транспортной экспедиции влияют на порядок бухгалтерского учета и расчет налога на прибыль. Иными словами, в зависимости от условий договора транспортной экспедиции бухгалтер будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете выручку от реализации и расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, то выручкой от реализации будет являться стоимость всех услуг, оказанных клиенту в рамках договора, включая стоимость перевозки. При этом не имеет значения, осуществляет ли перевозку перевозчик или экспедитор.

Как продавцу учесть расходы на доставку товаров и какие при этом понадобятся документы

Выручка от реализации в этом случае признается экспедитором исходя из всех поступлений по договору транспортной экспедиции. В себестоимость экспедиционных услуг включаются все затраты, понесенные в связи с исполнением договора.

Пример. Организация ООО «Трансэкспедиция» заключила договор транспортной экспедиции с ООО «Стройпромторг» на организацию перевозок строительных материалов. Согласно условиям договора экспедитор может привлекать третьих лиц для выполнения обязательств по договору.
Согласно договору перевозки, заключенному экспедитором с ООО «Трансвей», расходы на оплату услуг перевозчика составили 47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.
Вариант 1 (заключен договор об оказании услуг). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. Клиент не компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор не передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО «Трансэкспедиция» необходимо сделать следующие записи:
Дебет 20 Кредит 60
— 40 000 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 19 Кредит 60
— 7200 руб. — учтена сумма «входного» НДС;
Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», Кредит 19
— 7200 руб. — предъявлена к налоговому вычету сумма «входного» НДС;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 59 000 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»,
— 9000 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 20
— 40 000 руб. — списаны расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (59 000 — 9000 — 40 000) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы от реализации все поступления от клиента (50 000 руб.), а выплаты перевозчику (40 000 руб.) он может учитывать в составе расходов при условии, что эти затраты клиент не компенсирует (Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/185, от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65).

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, то выручкой от реализации будет являться вознаграждение экспедитора без учета стоимости перевозки. При этом клиент компенсирует экспедитору расходы, понесенные им по договору перевозки, и другие расходы.

Окончание примера. Вариант 2 (заключен посреднический договор). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб. Клиент компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО «Трансэкспедиция» необходимо сделать следующие записи:
Дебет 76 Кредит 60
— 47 200 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика, подлежащие компенсации клиентом;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 11 800 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»,
— 1800 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (11 800 — 1800) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы только свое вознаграждение (10 000 руб.). Денежные средства, поступившие от клиента и перечисленные перевозчику в счет оплаты услуг по перевозке (47 200 руб.), в целях налогообложения не признаются ни доходом, ни расходом (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ, Письма Минфина России от 24.05.2012 N 03-03-06/1/270, от 30.03.2005 N 03-04-11/69).

Примечание. Считаем, что для корректности пример следовало бы дополнить условием об отсутствии собственных затрат экспедитора в обоих вариантах выполнения договора.

НДС и счета-фактуры

Как видно из приведенного примера, порядок расчета НДС также зависит от юридической квалификации договора транспортной экспедиции.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, налоговой базой по НДС будут все поступления по договору транспортной экспедиции. Следовательно, экспедитор должен оформить счет-фактуру на весь объем оказанных услуг и зарегистрировать его в книге продаж (на сумму 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.). «Входной» НДС, указанный перевозчиком в счете-фактуре на услуги по перевозке (7200 руб.), экспедитор может предъявить к налоговому вычету.

Если же положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому, экспедитор обязан уплатить НДС только со своего посреднического вознаграждения.

При этом он оформляет для клиента два счета-фактуры: один — на сумму вознаграждения экспедитора без указания стоимости услуг по перевозке (11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.), другой — на стоимость услуг по перевозке (47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.).

В комментируемом Письме N 03-07-09/132 специалисты Минфина России напомнили, что счет-фактуру на стоимость услуг по перевозке экспедитор составляет в порядке, который предусмотрен Правилами заполнения счетов-фактур (Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137) для комиссионеров (агентов).

Это значит, что в счете-фактуре, который на стоимость услуг по перевозке выставляет клиенту экспедитор, ему необходимо указать реквизиты фактического перевозчика (наименование, ИНН, КПП, адрес) и проставить свою подпись.

Свое наименование в таком счете-фактуре экспедитор может указать дополнительно (Письмо ФНС России от 04.04.2012 N ЕД-4-3/5617@).

Счет-фактуру, который экспедитор выставляет клиенту на стоимость услуг по перевозке, экспедитор не регистрирует в книге продаж. Следовательно, сумму НДС, указанную в этом счете-фактуре (7200 руб.), экспедитор не должен перечислять в бюджет и указывать в налоговой декларации по НДС.

Счет-фактуру, который экспедитор получил от перевозчика, экспедитор не регистрирует в книге покупок. Следовательно, сумму «входного» НДС по услугам перевозчика (7200 руб.) он не предъявляет к налоговому вычету и также не указывает в налоговой декларации по НДС.

Декабрь 2012 г.

Организация налогового учета, Счет-фактура

Сейчас у нас одна из самых обширных и местами очень сложных тем. Пожалуй, и за пять, а то и десять заходов  — невозможно ее всю изучить. Сегодня мы только поговорим о ней в целом, обозначим пути, выделим основные моменты, вокруг которых построим дальнейшее изучение бухучета.

Немного теории

Сегодня мы рассматриваем тему, в которой постоянно встречаются термины «затраты и расходы», «группировка по затратам и расходам», «классификация». Как понять где что? Я, когда заглядывал в книги по бухучету, каждый раз ловил себя на мысли, что задаю себе вопрос: «В примерах — это затраты или расходы? Какой термин правильно применить?» Вроде автор употребляет затраты и в следующем предложении уже использует термина расходы. Путаница, да и только.

Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?

Затраты – это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».

Передача материалов в производство или на хоз.нужды происходит так:

  • высчитывается стоимость этих материалов, к примеру, средняя стоимость.
  • за счет проводки материалы уменьшаются на 10 счете в высчитанной сумме и количестве
  • и эта сумма приходит на счета затрат (20, 23, 25, 26, 44)
  • до конца месяца такие накопленные суммы можно смело сказать, что они затраты

Но когда идет процесс закрытия месяца и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы, т.е. это затраты, принятые к учету финансового результата для подсчета прибыли, с которой затем берется «Налог на прибыль»

Не все желаемые затраты предприятия можно отнести к расходам. Т.е. не все затраты могут попадать в формулу финансового результата для подсчета прибыли. Разрешение на те или иные виды затрат оговорены в налоговом кодексе (НК РФ).

Давайте рассмотрим затратные счета бухгалтерского учета в следующих видах деятельности:

Оказание услуг

Здесь используются в основном два счета затрат – это 26 и 91.2.

Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет – называется методом директ-костинг.

А 91.2. счет – это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.

На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.

Торговля

Бухгалтерский счет 91.2 счета, иногда и 26, также присутствуют в торговле. Все же, основным бухгалтерским счетом затрат в торговле является 44 счет «Расходы на продажу». Посмотрите на его характеристики.

план счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7

план счетов из программы 1С Бухгалтерия 8

Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.

Как работает 44 счет

Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей,  то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм – это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) – тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.

Если фирма, помимо торговли, еще оказывает услуги, или имеется производство, тогда заработная плата главного бухгалтера, руководителя, шофера руководителя, аренда и электроэнергия в главном офисе и т.д. – все это пойдет на 26 счет. Уловили смысл?

Особые виды затрат. В торгующих организациях есть особые виды затрат: транспортные и коммерческие расходы на продажу. Что же в них интересного? Давайте разберемся.

Транспортные расходы
Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.

В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:

Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.

И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.

Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.

В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь – будет с остатком.

Коммерческие расходы
К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.

Производство

Как вы заметили, мы идем по нарастающей. Производство объединяет в себе и 26 счет, и 44 счет и 91.2 счет. К тому же имеет и свои основные счета учета – 20, 23, 25, 26, 28.

91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко. 

Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26

Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет – это учет административных расходов на весь бизнес.

20 счет – это счет учета самого производства продукции, но… 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.

25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.

Возьмем один цех, один станок, один вид продукции, неважно сколько сотрудников. Пусть работают по очереди, посменно, как хотят. Что такое производство продукции (упростим) – это себестоимость сырья, зарплата сотрудников, налоги с заработной платы, электроэнергия для станка, амортизация станка, амортизация или аренда цеха. При нашем условии все понесенные затраты сразу попадают на этот один конкретный вид продукции.

Усложним производство, приближая его к реальному.

Транспортные расходы в торговых организациях: учет и налогообложение

Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один – поддерживает чистоту в помещении.

Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?

Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.

Ладно, на этом сегодня остановимся. Попробуйте сделать выводы, законспектируйте их. Если захотите – поделитесь выводами со мной. Для этого воспользуйтесь меню Контакты или кнопкой внизу статьи.

Покупатель согласен возмещать нам эти расходы. Наши действия: Мы выставляем счет на транспортные расходы, где указываем накладную, по которой эти расходы, далее после оплаты выписываем акт или включаем эти суммы в накладную на отгрузку (и эти суммы идут в прибыль) Как правильно? В результате НДС по транспортным расходам у нас идет как входной при продаже и при списании расходов на вычет (обнуляется). Правильно?

Отвечает Селянина Е. Н.
(Об авторе …)

   Решение вопроса об отражении транспортных расходов, оплачиваемых покупателем «сверх» цены товара, т.е. когда транспортные расходы не входят в продажную цену товаров, может быть осуществлено одним из следующих способов.

   Первое.

   Включение транспортных расходов в стоимость реализуемых товаров.

   Второе.

   Оформление взаимоотношений по транспортировке товаров на основе посреднических договоров, т.е. Вы как поставщик оказываете посреднические услуги покупателю по доставке товаров.

   При этом основной договор поставки не содержит условий, обязанностей и ответственности сторон по доставке товаров.

   В первом случае транспортная организация оформляет документы — счета, накладные, акты, счета-фактуры и т.п. на Ваше имя, т.е. на имя поставщика. Поставщик оплачивает транспортные расходы.

   Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, облагаемых НДС. Право на применение налогового вычета возникает у того, кому предъявлена сумма НДС по документам.

   В рассматриваемом случае счет-фактура выставлена на имя поставщика, и поставщик принимает к вычету НДС в полной сумме, указанной в счете-фактуре.

   Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере.

   Торговая организация приобрела товар стоимостью 60 000 руб. (в том числе НДС 9153 руб.). Данный товар организация реализует покупателю. Договорная стоимость реализуемого товара составляет 84 000 руб. (в том числе НДС 12 814 руб.). Затраты на доставку товара транспортной организацией составили 2360руб. (в том числе НДС 360руб.)

   Товары, являющиеся частью материально-производственных запасов, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ), п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

   В рассматриваемой ситуации организация реализует приобретенный товар, оплачивая расходы по доставке товара покупателю.

   Транспортные расходы относятся к фактическим затратам на приобретение товара, если доставка осуществляется на склад организации (п. 6 ПБУ 5/01). Следовательно, в данном случае транспортные расходы могут быть квалифицированы как расходы, связанные с реализацией, а не с приобретением товара.

   Расходы по доставке товара до склада покупателя являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

   В рассматриваемой ситуации цена, которую покупатель обязан уплатить состоит из стоимости самого товара и стоимости его доставки. Поэтому выручка от продажи товара (после его доставки покупателю) должна быть отражена в учете организации в полной сумме с учетом стоимости доставки товара, выполненной транспортной компанией. В бухгалтерском учете выручка отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка».

   Пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, установлено, что расходы, связанные с приобретением и продажей товаров, являются расходами по обычным видам деятельности.

   В бухгалтерском учете торговых организаций расходы на доставку товаров учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». При признании этих расходов в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 44 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Указанные расходы в отчетном месяце формируют себестоимость продаж, что отражается в учете по дебету счета 90, субсчет 90-2, и кредиту счета 44 (п.9 ПБУ 10/99).

   Сумма НДС по услугам доставки, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

   При перечислении денежных средств в оплату услуг транспортной компании производится запись по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

   Сумма НДС, уплаченная транспортной компании за услуги по доставке товара, может быть принята организацией к вычету из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, согласно пп.1 п.2 ст.171 и п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ на основании счета — фактуры, выставленного транспортной компанией в адрес Вашей организации, и документов, подтверждающих уплату НДС, после принятия к учету соответствующих услуг. Эта операция отражается в учете по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68.

   Начисление НДС с выручки от реализации товара производится в учете по дебету счета 90, субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

   При получении денежных средств от покупателя в учете делается запись по дебету счета 51 и кредиту счета 62. Для целей налогообложения прибыли выручка от реализации товара (без учета НДС) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248 НК РФ). Дата получения дохода от реализации определяется в порядке, установленном п. 3 ст. 271 НК РФ.

   При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией. При реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст.

Учет транспортных расходов

268 НК РФ).

   В рассматриваемой ситуации организация реализует приобретенный товар с учетом расходов по его доставке покупателю. В этом случае на основании норм ст. 320 НК РФ транспортные расходы являются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации товара текущего месяца в полном объеме. Поскольку порядок признания суммы транспортных расходов, полученной от покупателя, в бухгалтерском и налоговом учете не приводит к разнице между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, считаем, что организация вправе не отражать разницы, учитываемые в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

   Основание — Письмо УМНС России по г. Москве от 08.04.2004 N 26-12/24073, консультация советника налоговой службы РФ III ранга Г.Ч. Парфеновой от 28.05.2004.

   Вывод.

   Фактически продавец товаров не оказывает покупателю услуг по транспортировке товаров и не может выставить «свою» счет-фактуру на оказание транспортных услуг. Об этом свидетельствуют и перевозочные документы. Даже если продавец укажет в накладной и счете-фактуре стоимость услуг по транспортировке товаров и передаст покупателю копию товарно-транспортной накладной, у покупателя нет оснований принять НДС по транспортным расходам к вычету, т.к. право на применение налогового вычета возникает у того, кому предъявлена сумма НДС по первичным документам.

   Кроме того, согласно письму МФ РФ от 19марта 2007г.№03-03-06/1/157 наличие товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным как для отправителя груза, так и для его получателя.

   Ввиду отсутствия товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т организация не вправе учитывать затраты по перевозке грузов в целях налогообложения прибыли, так как не выполняется критерий документальной подтвержденности расходов, установленный п. 1 ст. 252 НК РФ.

   Таким образом, в первом рассматриваемом варианте сумму транспортных расходов можно включить в стоимость реализуемых товаров. Тогда стоимость транспортировки не следует выделять отдельной строкой в накладной и счете-фактуре. То есть покупателю будет предъявлена к уплате сумма НДС, начисленная на стоимость товаров, в которую включена сумма затрат по их транспортировке до склада покупателя. Эту сумму налога покупатель может принять к вычету в общем порядке.

   Второй вариант.

   Чтобы покупатель смог учесть «входной» НДС по транспортным расходам, которые он возмещает «сверх» цены товара, необходимо правильно оформить взаимоотношения между продавцом и покупателем в части транспортных расходов. Поставщик и покупатель могут оформить взаимоотношения по транспортировке товаров через агентский договор.

   Тогда поставщик товаров выступает посредником между транспортной организацией и покупателем. Счет-фактуру по услугам на транспортировку товаров транспортная организация оформляет либо непосредственно на имя покупателя, либо на имя посредника — в данном случае поставщика товаров, то есть, в зависимости от условий агентского договора. В последнем случае поставщик товаров (агент) праве перевыставить покупателю (принципалу) счет-фактуру, полученный от транспортной организации. У покупателя появляется право на применение налогового вычета по транспортным услугам, приобретенным в рамках выполнения агентского договора с поставщиком товаров. Покупатель также может принять к вычету НДС по посредническим услугам, оказанным поставщиком при организации доставки товаров.

Посмотреть все вопросы и ответы

После расчета суммы транспортных расходов, подлежащей списанию, сделайте в учете проводку: ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44— списана часть транспортных расходов, относящаяся к проданным товарам. Пример Остаток транспортных расходов в организации оптовой торговли ООО «Пассив» на начало марта отчетного года составляет 10 000 руб. Транспортные расходы в бухгалтерском учете Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств.

Учет транспортных расходов торгового предприятия

  • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
  • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.
Расчет транспортных расходов Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода.

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете

    Практически каждая организация в своей деятельности сталкивается с транспортно-заготовительными расходам. Причем эти затраты могут возникнуть как при получении товарно-материальных ценностей от поставщика, так и при отправке товара покупателям. СОДЕРЖАНИЕ:

    • 1 Понятие транспортных расходов
    • 1.0.1 Транспортные расходы включаются в стоимость товара
  • 1.1 Транспортные расходы отражаются в составе расходов на продажу
    • 1.1.1 Учет транспортно-заготовительных расходов при продаже ТМЦ
    • 1.1.2 Видео — учет ТЗР в 1С
    • Передавая товар, поставщик предъявляет организации определенный пакет документов, в которых транспортные затраты могут быть либо включены в стоимость товара, либо выделено отдельно.

      Транспортные расходы в «1с:бухгалтерия 8» редакции 3.0

      ИнфоСумма: 12 000 рублей.

      • ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
      • ДТ 90.7 КТ 44.

      В бухгалтерском учете эти расходы можно отражать двумя способами: • непосредственно на счете 41 «Товары» (то есть включать в фактическую себестоимость приобретенных товаров);• на счете 44 «Расходы на продажу». Если учетная политика фирмы предусматривает включение транспортных расходов в себестоимость товаров, то они отражаются по строке 2120 «Себестоимость продаж» отчета о прибылях и убытках. При учете транспортных расходов на счете 44 «Расходы на продажу» отразите их по строке 2210 «Коммерческие расходы».

      В целях налогообложения прибыли торговые организации вправе вести учет расходов так же, как и в бухгалтерском учете.

      Какими проводками отражаются транспортные расходы?

      Итак, к транспортным расходам относятся:

      • Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
      • Траты на доставку продукции клиентам.
      • Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).

      Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.

      Проводки по 44 счету — расходы на реализацию Для проведения необходимых расчетов понадобится:

      1. Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
      2. Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде.

      Счет 44 в бухгалтерском учете: проводки, субсчета и примеры для чайников

      ВажноК основным статьям реализационных расходов относят затраты на:

      • содержание и обслуживание объектов ОС, которые принимают участи в процессе реализации (торговое оборудование, помещение торговой точки и т.п.);
      • заработная плата сотрудникам, которые непосредственно обеспечивают процесс продаж;
      • прочие представительские и управленческие расходы.

      Для учета и анализа обобщенной информации о суммах реализационных расходов используют счет 44. Расходы накапливаются по Дт 44, уменьшение сумм затрат отражается по Кт 44. Субсчета 44 счета Учет расходов на продажу на счете 44 Затраты на содержание и обслуживание объектов ОС (помещение магазина, торговое оборудование), участвующих в процессе реализации товара являются одними из основных составляющих расходов на сбыт.

      Проводки по 44 счету — расходы на реализацию

      Каким образом определить величину расходов, подлежащих списанию?

      Для этого нужно проанализировать два счета: 41 «Товары» и 44.ТР «Расходы на продажу». Счет 41: Допустим на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб. (начальное сальдо счета 41), в течении месяца поступил еще товар на общую сумму 700 000 руб. (дебетовый оборот счета 41), продано в течении месяца было товара на общую сумму 500 000 руб. (кредитовый оборот счета 41). Счет 44.ТР: Начальное сальдо по дебету, допустим, 30 000 руб.

      В течении месяца по дебету счета были отражены расходы в размере 70 000 руб. Таким образом, получается, что товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы на сумму 100 000 руб.

      Транспортные расходы на 44 расчет и проводки

      ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета.
      Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат. К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты.

      Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.

      Учет транспортных расходов торговой организации

      Особенности учета транспортировки основных средств Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции.

      Транспортные расходы в бухгалтерском учете

      Дебетовое сальдо 41.1 = 80 000 + 240 000 = 320 000. В конце месяца с 44 счета нужно списать транспортные расходы: ТЗР = 32540 * 150000 / 320000 = 15253. Проводка по списанию транспортных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР. Общая формула для списания транспортных расходов в конце месяца: ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР * кредитовое сальдо 41.1 / дебетовое сальдо 41.1.

      Мы рассмотрели два способа учета транспортных расходов в бухгалтерском учете: включать их в стоимость ТМЦ и включать в расходы на продажу. Руководство организации может выбрать для себя любой удобный способ учета ТЗР и закрепить свой выбор в учетной политике.

      Особенности учета транспортных расходов в торговле

      Синтетический счет расходов на продажу включает в себя два субсчета: 44.1 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» и 44.2 «Коммерческие расходы в организациях, осуществляющих производственную и иную промышленную деятельность». В организации используется один из этих субсчетов: 44.01 — в торговых, 44.02 — в производственных. При необходимости уточнения аналитики, к ним создаются субсчета.


      Схема движений по счету 44: Типовые проводки по 44 счету Как видно из предыдущей схемы, счет 44 корреспондирует по кредиту с материальными, затратными и счетами расчетов с контрагентами и «подотчетниками», а по дебету — со счетом расходов.
      Пример использования 44 счета «Расходы на продажу» ООО «Антик», занимающееся торговлей, за октябрь 2016 года отразило следующие операции:

      • оплата труда — 209 000 руб.;
      • взносы на страхование — 62 700 руб.;
      • расходы на канцтовары — 11 000 руб.;
      • амортизация ОС — 19 000 руб.;
      • услуги сторонних организаций — 38 000 руб.;
      • затраты на перевозку продукции — 42 000 руб.;
      • выручка от реализации — 849 600 руб., вкл. НДС 129 600 руб.;
      • себестоимость проданных товаров — 415 000 руб.;
      • остаток товара на складе — 113 000 руб.

      Эти операции будут отражены проводками: Дт Кт Описание операции Сумма, руб.