Учет в казенных учреждениях

Что такое невыясненные поступления

Если невозможно установить принадлежность поступлений, такие суммы признаются невыясненными. Федеральное Казначейство учитывает эти средства на специальных КБК. Нормативные основания для данных действий утверждены Минфином в Приказе № 125н от 18.12.13 г. Согласно законодательным требованиям к невыясненным поступлениям относят следующие ошибки в платежах в бюджетную систему:

  • Наименование получателя приведено неверно или не указано совсем.
  • Внесенный № лицевого счета открыт в ином казначействе.
  • № лицевого счета получателя денег приведен неправильно или не заполнен.
  • КБК приведен с ошибками или недействительный. Одновременно не заполнены поля с № и датой расчетного документа-основания для выплаты средств.
  • Поля с кодами ИНН и/или КПП заполнены с ошибками или приведены недействительные.
  • Отражен неверный код ОКАТО.
  • Значения в полях с кодами ИНН, КПП и КБК отражены с противоречиями.

В таком случае бухгалтер учреждения должен отразить в учете суммы невыясненных поступлений. Документальным основанием является выписка из лицевого счета организации.

Обратите внимание!

Общепринятый порядок применения КОСГУ утвержден Минфином в Приказе № 209н от 29.11.17 г. Действующие в 2019 г. коды КБК приведены в Приказе Минфина № 132н от 08.06.18 г.

Невыясненные поступления казенных учреждений

При поступлении в бюджет невыясненных поступлений от казенного учреждения решение о зачете или уточнении принимается администратором доходов. Данная норма закреплена в п. 2 стат. 160.1 БК. В Федеральное Казначейство направляется письменное уведомление по ф. 0531809. В документе приводятся правильные реквизиты вместо неправильных.

Форма ОКУД 0531809

Бухгалтер администратора доходов «непонятные» средства приводит по коду 181 КОСГУ «Невыясненные поступления». Для отражения в учете невыясненных поступлений в казенном учреждении проводки выполняются с использованием счетов 121082000 и 121092000:

  • Д 121002181 К 120581660 – Поступили средства, требующие уточнения.

Согласно п. 78 Инструкции № 162н обратная запись будет сделана при уточнении платежа. Если не получится выяснить поступившую сумму до завершения финансового года, при реформации баланса необходимо списать средства со сч. 121002000 на сч. 140130000. Восстановить средства нужно после уточнения поступления в следующем году.

В отчетах о движении денежных средств ф. 0503123 и по исполнению бюджета ф. 0503127 имеющиеся «непонятные» суммы указывают в положительном значении при поступлении таких средств, в отрицательном – при выяснении. Коды КБК и КОСГУ расшифровывают с соответствующей аналитикой.

Актуальная редакция Инструкции № 157н дополнена новыми аналитическими счетами для отражения поступлений за прошлые года. В п. 227 имеется общее описание, на которое следует ориентироваться:

  • При уточнении невыясненных сумм за прошлые периоды нужно использовать следующие аналитические счета:
    • 121082000 – для операций года перед годом уточнения.
    • 121092000 – для операций года перед годом уточнения и неотраженных на сч. 121082000.

Примеры проводок по отражению невыясненных поступлений, смотрите в статье журнала Казенные учреждения

Для корректного составления отчетных форм за текущий период регистр, где указываются операции за прошлые периоды (как при уточнении, так и при исправлении ошибок), заполняется отдельно от других документов. Включенная в этот регистр аналитика не относится к показателям текущего года, а исправляет входящие остатки.

Когда администратор делает корректировку через дополнительные аналитические учетные счета, такие обороты не относятся к отчетным формам за 2019 г., а напрямую включаются во входящие остатки.

Обратите внимание!

Использование счетов требует согласования с финорганом, ГРБС, а порядок применения утверждается в учетной политике учреждения (п. 6 № 157н, п. 2 № 162н).

Невыясненные поступления бюджетных и автономных учреждений

Невыясненные поступления в бюджетном учреждении до того, как платеж будет уточнен, следует отражать на аналогичной подстатье КОСГУ 181. Для расчетов с плательщиками предназначен сч. 205.81. Типовые проводки различаются при уточнении или возвращении платежа:

  • Если платеж уточняют – нужно направить в Казначейство уведомление по ф. 0531852 (для федеральных средств). Когда учреждение обслуживают финорганы регионального или местного уровня, реквизиты выясняются в установленном такими органами порядке (п. 3 стат. 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.10 г.).
  • Если платеж возвращают – для возврата средств в Казначейство направляется заявка ф. 0531803. Когда учреждение обслуживают финорганы регионального или местного уровня, возврат осуществляется в установленном такими органами порядке (п. 3 стат. 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.10 г.).

Порядок отражения в учете уточнения или возврата платежей различается в зависимости от типа учреждения – бюджетного или автономного. Основные проводки по невыясненным суммам приведены в таблицах:

Примеры проводок по уточнению платежа при невыясненных поступленияхПроводки для бюджетных и автономных учреждений в Системе Госфинансы Примеры проводок по возврату платежа при невыясненных поступленияхПроводки для бюджетных и автономных учреждений в Системе Госфинансы

Документальным основанием для отражения операций в бух учете учреждения являются оригиналы банковских выписок по лицевому счету. При уточнении суммы дополнительно понадобится уведомление на уточнение. При возврате – заявление (письмо) организации-плательщика. Общие правила к составлению проводок по невыясненным поступлениям приведены в Инструкции № 174н, Инструкции № 183н.

Обратите внимание!

Для учета невыясненных поступлений применяется ведомость ф. 0531456. Документ формируется с целью классификации доходов органом, ответственным за исполнение бюджета (Письмо ФК № 42-7.4-05/2.6-216 от 01.04.11 г.).

Вопрос аудитору

На лицевой счет автономного учреждения ошибочно поступили средства от лица, которое не является нашим контрагентом. Какие проводки сделать при поступлении и возврате этих средств?

Согласно указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, платежи, которые относятся к невыясненным поступлениям, отражаются по подстатье 181 КОСГУ.

В плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), для учета расчетов по невыясненным поступлениям предназначен счет 205 81. Однако в перечне типовых корреспонденций бухгалтерские записи с применением счета 205 81 отсутствуют. Следовательно, учреждение вправе самостоятельно определить, что считать невыясненными поступлениями, а также разработать порядок применения счета 205 81, согласовать его с учредителем и закрепить в учетной политике (п. 5 Инструкции № 183н). На наш взгляд, все поступления, по которым не определена их принадлежность, учреждение вправе отнести к невыясненным.

Полагаем, в рассматриваемом случае можно применить аналогию с корреспонденциями, приведенными в пп. 78, 91 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, и отразить расчеты по невыясненным поступлениям следующими записями:

Дебет КИФ Х 201 11 000 (Х 201 21 000), увеличение счета 17 (код 181 КОСГУ) Кредит КДБ Х 205 81 000 – поступил невыясненный платеж на лицевой (банковский) счет учреждения;

Дебет КДБ Х 205 81 000 Кредит КИФ Х 201 11 000 (Х 201 21 000), уменьшение счета 17 (код 181 КОСГУ) – возвращен невыясненный платеж с лицевого (банковского) счета учреждения.

Новое в бюджетном учете в 2019 году для казенных учреждений

В 2019 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.

Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2019 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.

Подробно об этих нововведениях читайте в статьях «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО» и «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету».

Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.

Напомним, что первые пять ФСБУ 2018 года определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2019 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

ФСБУ 2019 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:

  • утвердили новые требования к учетной политике,
  • утвердили отчет о движении денежных средств,
  • утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
  • охарактеризовали объект учета — доходы,
  • обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.

Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года. Проверить учетную политику на 2019 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

Также обратите внимание на статью о том, как правильно вести бухучет банковских гарантий.

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.