Уплата НДС проводки

Для учета расчетов по налогу на добавленную стоимость используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором открывается отдельные субсчет 68.НДС, по кредиту которого происходит начисление налога для уплаты в бюджет, по дебету отражается его уплата, а также суммы, направленные на возмещение из бюджета.

Организация в процессе своей деятельности сталкивается с налогом на добавленную стоимость в следующих случаях: продавая покупателям товары, продукцию (оказывая услуги, выполняя работы) и приобретая у поставщика товары (работы, услуги).

В первом случае, продавая товар, организация обязана начислить с его стоимости налог и уплатить в бюджет. Начисление НДС отражается следующей проводкой:

  • Если для учета операций по продаже используется счет 90 «Продажи», то проводка по начислению НДС имеет вид Д90/3 К68.НДС.
  • Если для учета операций по продаже используется счет 91 «Прочие доходы и расходы», то проводка, — Д91/2 К68.НДС.

То есть начисленный НДС к уплате в бюджет собирается по кредиту счета 68.

Во втором случае, приобретая товар, организация вправе направить НДС к возмещению из бюджета (к вычету), в этом случае из общей суммы приобретения выделяется налог и учитывается отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проводкой Д19 К60. После чего НДС направляется к вычету проводка имеет вид Д68.НДС К19.

Как видим, НДС для возмещения из бюджета собирается по дебету счета 68.

Итоговая сумма, которую необходимо уплатить в бюджет, определяется как разность между кредитом и дебетом сч. 68. Если обороты по кредиту больше оборотов по дебету, то организация должна уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет, если обороты по кредиту меньше оборотов по дебету, то государство осталось должным организации.

Пример учета НДС с проводками

Организация купила товар у поставщика за 14750 руб. (с НДС).После чего полностью продала его за 23600 руб. (с НДС).

К данному товару применима ставкаС 18%.

Как происходит учет в данном случае, какие бухгалтерские проводки по НДС нужно сделать (по начислению и возмещению)?

Учет возмещения НДС, предъявляемого поставщиком при покупке товара:

Приобретаемый товар учитывается на сч. 41. Покупая товар у поставщика, организация получает документы, в том числе счет-фактуру, в котором выделена сумма налога на добавленную стоимость. Если организация не освобождена от уплаты НДС, то она имеет право его выделить из суммы и направить к вычету, в этом случае товары на приход ставятся по стоимости без учета налога.

То есть, получив товар и документы от поставщика, организация разбивает стоимость, указанную в документах (14750 руб.), на две составляющие: НДС (2250 руб.), который учитывается проводкой Д19 К60, и стоимость товаров без НДС (12500 руб.), учет которой отражается проводкой Д41 К60. Далее организация использует свое право на возмещение НДС из бюджета и направляет его к вычету проводкой Д68.НДС К19.

Еще раз хочется отметить, что выполнить последнюю проводку организация может только на основании счета-фактуры. Если счет-фактуру поставщик не предъявил, то и возместить этот НДС не будет возможности.

Учет начисления НДС при продаже товара:

Далее организация продает товары. Так как продажа товаров относится к обычному виду деятельности предприятия, то для отражения операций по продаже используется сч. 90. Проводки по учету операций по продаже:

  • Д90/2 К41 – списана себестоимость товаров (12500)
  • Д62 К90/1 – отражена сумма выручки от продажи с НДС (23600)
  • Д90/3 К68.НДС – начисление налог с продажи (3600).

По итогам произведенной продажи можно выявить финансовый результат на сч. 90, который определится, как разность между кредитовым и дебетовым оборотами, для нашего примера имеем финансовый результат прибыль = 23600 – 12500 – 3600 = 7500 руб.

Данную прибыль отражаем проводкой Д90/9 К99.

В то же время на счете 68.НДС по дебету отражен налог для возмещения в сумме 2250, по кредиту налог для уплаты в сумме 3600. Итого в бюджет организация должна уплатить 3600 – 2250 = 1350 руб.

Редкая выездная налоговая проверка обходится без доначислений НДС. Помимо самого налога инспекторы, разумеется, начисляют соответствующие суммы пеней и штрафов. При этом у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. Если налогоплательщик согласен с решением контролеров и в дальнейшем не намерен его оспаривать (в том числе в суде), он просто уплатит указанные суммы и отразит их в учете на дату вступления в силу решения по проверке. Но на практике налогоплательщики, как правило, не спешат соглашаться с контролерами и используют все законные способы снижения размера доначислений: сначала обращаются с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, а затем (при необходимости) в арбитражный суд. В каком порядке отражаются в бухгалтерском учете доначисленные по результатам налоговой проверки суммы НДС (а также соответствующие пени и штрафы), поясним в рамках данного материала.

Когда решение по проверке вступает в силу?

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае.

Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке). Поэтому налогоплательщик вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа (ст. 101.2 НК РФ). И такая отсрочка может продлиться до трех месяцев. Она складывается из (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • месяца, отведенного для подачи апелляционной жалобы. Подать жалобу в силу п. 8 ст. 6.1 НК РФ можно до 24 часов последнего дня срока (например, по каналам ТКС). К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то жалоба может быть подана до 24 часов 16 января 2016 года;
  • месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе;
  • месяца, на который может быть продлен срок для принятия решения по жалобе.

Как видим, налогоплательщик на законном основании может отстрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. Но у этой выгоды есть обратная сторона.

Плюсы и минусы апелляционного обжалования

С одной стороны, подача апелляционной жалобы позволяет налогоплательщику отложить на несколько месяцев исполнение итогового решения по проверке. Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Кроме того, вышестоящий налоговый орган может и вовсе отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придется возвращать из бюджета излишне взысканные суммы НДС (а также пеней, штрафов).

С другой стороны, пени будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу (п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придется уплатить в бюджет.

Предварительные итоги

Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.

Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.

Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.

При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.

Итак, сроки вступления в законную силу решения по проверке мы пояснили. Следующий вопрос: порядок отражения в бухгалтерском учете результатов проверки – доначисленных сумм НДС, пени и штрафов (вопросы, связанные с внесением изменений в налоговый учет и отчетность, в рамках данного материала не будут рассматриваться).

Если налогоплательщик согласен с решением по проверке

В ситуации, когда налогоплательщик не намерен оспаривать решение по проверке, ее результаты он может отразить в учете сразу после его получения. Данный документ и будет служить основанием для внесения исправлений в учет (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете».

Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки. Напомним, согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот период. Уровень существенности организация определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике критерии, по которым будет устанавливаться такой уровень (данный вопрос выходит за рамки статьи, поэтому вникать в его нюансы мы не будем).

Итак, порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и периода, в котором они были допущены.

Если недоимка возникла в результате занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки (например, вместо ставки 18% применена ставка 10%), то доначисленная сумма НДС, начисленная с реализации:

  • текущего года (года проведения проверки), включается в себестоимость реализованной продукции и отражается по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90-3);
  • прошлых лет, учитывается в составе прочих расходов по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В свою очередь, последний вариант записи применяется в двух случаях:

  • если недоимка предыдущего года выявлена до утверждения годовой отчетности – запись в учете делается на 31 декабря предыдущего года;
  • если недоимка прошлых лет выявлена после утверждения годовой отчетности и признана несущественной.

Если же сумма недоимки прошлых лет, выявленная после утверждения годовой отчетности, является существенной, в учете делается другая запись: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 68‑НДС.

Пример 1

По результатам выездной налоговой проверки за период 2012 – 2014 годов ООО была доначислена сумма НДС за III квартал 2014 года в сумме 125 000 руб. Недоимка возникла в результате занижения облагаемой базы (не начислен НДС по облагаемой операции). Общество согласилось с суммой доначислений. Решение по результатам проверки вступило в законную силу 10 ноября 2015 года. Сумма недоимки НДС в соответствии с учетной политикой общества признается существенной.

Решение получено после утверждения годовой отчетности за 2014 год, поэтому все исправления, связанные с доначислением налога, будут отражены в бухгалтерской отчетности за 2015 год.

В учете сумму доначислений общество отразит следующей записью: Дебет 84 Кредит 68‑НДС – доначислен НДС в сумме 125 000 руб. за III квартал 2014 года.

Важно

Исправлять в учете нужно не только сумму налога, но и сумму неверно посчитанной ранее выручки. Как сказано в п. 4 ПБУ 22/2010, обязательному исправлению наравне с ошибками подлежат их последствия. Иными словами, в учете необходимо отразить не только сумму доначисленного налога, но и внести исправления в записи, формирующие финансовый результат (например, сделать исправительную запись – Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 84).

Если недоимка по НДС возникла в связи с неправомерным вычетом, то порядок отражения в учете доначисленного налога зависит от операции, к которой относятся начисленные суммы налога, и периода, за который выявлена эта недоимка. Здесь возможны такие ситуации.

«Входной» налог в силу п. 2 ст. 170 НК РФ подлежал включению в стоимость товаров (работ, услуг), но был заявлен налогоплательщиком к вычету.

Доначисленный НДС, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, включается в стоимость таких товаров (работ, услуг) или отражается в расходах на основании следующих записей:

Сторно Дебет 68‑НДС Кредит 19 – доначислен НДС по результатам проверки;

Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной НДС включен в стоимость объекта (если его стоимость еще не списана в затраты)

или Дебет 20 (26, 44) Кредит 19 – входной НДС списан на затраты (в случае если стоимость объектов, по которым был заявлен вычет, уже списана в затраты).

Если доначисленный НДС относится к прошлым периодам (и сумма недоимки не является существенной), на дату вступления в силу решения по проверке в учете делаются такие записи:

Дебет 19 Кредит 68‑НДС – восстановлен «входной» НДС, ранее неправомерно принятый к вычету;

Дебет 91-2 Кредит 19 – входной налог включен в прочие расходы

или Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной налог включен в стоимость объектов, которые еще не списаны в затраты.

В случае, когда сумма недоимки превышает порог существенности (закрепленный в «бухгалтерской» учетной политике), в учете сумма доначисления отражается записью – Дебет 84 Кредит68‑НДС.

Вычет заявлен по «дефектному» счету-фактуре.

Доначисленный налог, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, отражается Дебет 91-2 Кредит 68‑НДС. Такая же запись делается, если налог доначислен за прошлые периоды и сумма недоимки признана несущественной. Соответственно, если сумма доначисленного за прошлые периоды налога является существенной, в учете делается запись – Дебет 84 Кредит 68‑НДС.

Пример 2

В ходе налоговой проверки деятельности организации за 2014 и 2013 годы претензии налоговиков вызвали консультационные услуги стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Вследствие чего было произведено доначисление НДС, который, по мнению инспекторов, организация неправомерно заявила к вычету. Организация не стала оспаривать решение по проверке и исправила ошибку, относящую к прошлым периодам, на дату вступления его в силу – 24 октября 2015 года.

В соответствии с учетной политикой организации обозначенная ошибка признана несущественной, поэтому в учете были сделаны следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.

На дату признания расходом стоимости консультационных услуг

Учтена стоимость консультационных услуг 26 60 200 000
Отражена сумма «входного» НДС 19 68‑НДС 36 000
Принят «входной» НДС к вычету 68‑НДС 19 36 000

На дату вступления в силу решения по проверке

Исправлена ошибка в учете в связи с признанием налоговиками нереальности сделки 60 84 236 000
Доначислен НДС в результате неправомерного вычета 84 68‑НДС 36 000

Если налогоплательщик не согласен с решением по проверке

Выше было отмечено, что даже в случае несогласия налогоплательщика с решением по проверке сумму доначисленного по результатам проверки НДС (вне зависимости от причин, приведших к этому) целесообразнее уплатить, а не дожидаться результатов обжалования решения налоговиков. Процессу обжалования (сначала апелляционному, а затем и судебному) уплата недоимки не помешает, зато позволит налогоплательщику сэкономить (зачастую значительную сумму) на пени.

Вместе с тем само по себе перечисление в бюджет суммы, отраженной в решении по проверке, не означает признания налогоплательщиком вменяемой ему задолженности по НДС перед бюджетом. Недоимка (в случае неблагоприятного исхода) признается только на дату вступления в силу соответствующего апелляционного или судебного решения. Так как именно на эту дату окончательно определены налоговые обязательства организации по данному налогу. До тех пор пока не закончится процедура апелляционного обжалования (занимает от двух до трех месяцев со дня вручения решения по проверке) или судебные разбирательства (по времени они могут занимать от нескольких месяцев до полутора – двух лет) доначисленный НДС по кредиту счета 68 отражать не следует. В противном случае сведения, отраженные в учете и отчетности, и фактические действия налогоплательщика будут противоречить друг другу. Иными словами, финансовая отчетность не будет отражать реальное положение экономического субъекта и результаты его деятельности, что по понятным причинам приведет к дезинформации ее пользователей.

В связи с тем, что неопределенность в расчетах с бюджетом может затянуться по времени (как отмечено ранее, от двух месяцев до полутора – двух лет), возникает закономерный вопрос: как это отра­зить в учете?

Полагаем, в данном случае организации нужно вспомнить о ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» и отразить в учете оценочное обязательство на сумму доначисленного налога. Напомним, таковым в силу п. 4 данного стандарта признается обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. И возникнуть оно может в том числе из судебного решения (как раз наш случай).

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий (п. 5):

  • существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Когда возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
  • уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
  • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Применительно к ситуации, когда организация оспаривает решение по проверке, все вышеперечисленные требования выполнены: вследствие прошлых событий хозяйственной жизни организации появилось обязательство по уплате недоимки, величина которой определена в решении, при этом отсутствует 100%-я уверенность в результате обжалования обозначенного решения.

Таким образом, в анализируемой ситуации организация имеет смыл отразить оценочное обязательство, равное величине доначисленного налога. В учете при этом будут сделана следующая запись: Дебет 91-2 Кредит 96″Резервы предстоящих расходов» – признано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС. Соответственно, перечисление в бюджет доначисленного налога не признается расходом организации и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Дальнейшая судьба данного оценочного обязательства напрямую зависит от результатов оспаривания решения по проверке.

В случае положительного исхода (когда организация доказала неправомерность доначисленного налога) на дату вступления в силу судебного решения оно списывается на основании следующей записи в учете: Дебет 96Кредит 91-1 – списано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС.

Если организация проиграла спор в арбитраже и судебным актом признано наличие у плательщика НДС недоимки по данному налогу, в учете (на дату вступления в силу решения суда) делается иная запись: Дебет 96Кредит 68‑НДС – доначислен НДС к уплате в бюджет.

Пример 3

Воспользуемся данными из примера 1.

Организация не согласилась с выводами, сделанными инспекцией в решении по проверке. Она намерена обжаловать данное решение в установленном порядке. Уплатив после получения решения указанную в нем недоимку по НДС, организация подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Однако вышестоящая инстанция согласилась с выводами инспекторов. Тогда налогоплательщик подал заявление в суд. Но и арбитры признали правоту инспекторов и наличие недоимки у организации.

В учете организации сделаны следующие записи:

Как считать НДС по отгрузке

При этом моментом определения налоговой базы признается наиболее ранняя из следующих дат:

— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Пример 1

Организация выполняет операции, облагаемые НДС по ставке 18%. В январе 2006 года осуществлена отгрузка продукции на сумму 408 870 руб., в том числе НДС -62 370 руб. В этом же месяце поступила предварительная оплата в счет поставляемой в феврале продукции — 283 200 руб.

Величина облагаемой базы по НДС за январь представит собой совокупность стоимости отгруженной продукции — 346 500 руб. (408 870 — 62 370) и поступившей предоплаты — 240 000 руб. (283 200 руб.: 118%). Ее сумма — 586 500 руб. (346 500 + 240 000). Исходя из этого величина начисленного НДС за этот месяц составит 105 570 руб. (62 370 руб. + (283 200 руб. / 118% х 18%)).

В бухгалтерском учете организации данные операции отразятся следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90-1

— 408 870 руб. — отражена отгрузка товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 62 370 руб. — начислен НДС со стоимости отгруженных товаров;

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»

— 283 200 руб. — поступила предоплата в счет/ поставляемых в феврале товаров;

Дебет 19 субсчет «НДС по авансам полученным» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 43 200 руб. (283 200 руб.: 11896×18%) — начислен НДС с суммы поступившей предоплаты.

Изменение в начислении НДС несколько смягчило и порядок принятия НДС к вычету. Для принятия к вычету входного НДС необходимым является следующее:

— товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;

— товары (работ, услуги), имущественные права приняты к учету;

— имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика, в котором сумма НДС выделена отдельной строкой.

Ранее предъявляемое требование при принятии вычета по фактической уплате НДС по товарам (работам, услугам) в текущем году упразднено.

Пример 2

Дополним условие примера 1. Для производственных целей организация приобрела в январе материалы и комплектующие на сумму 244 024 руб., в том числе НДС — 37 224 руб. Материалы и комплектующие приняты к учету, по всем поступившим партиям получены документы, в том числе и счета-фактуры. Поставщикам в этом месяце перечислено 195 219,20 руб.

Хотя поступившие партии материалов и комплектующие оплачены не полностью, организация вправе принять всю предъявленную поставщиками сумму НДС к вычету.

В бухгалтерском учете организации осуществляются следующие записи:

Дебет 10 Кредит 60

— 206 800 руб. (244 024-37 224) — отражена задолженность за приобретаемые материалы и комплектующие;

Дебет 19 Кредит 60

— 37 224 руб. — выделен НДС по приобретаемым материалам и комплектующим;

Дебет 60 Кредит 51

— 195 219,20 руб. — перечислены денежные средства поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 37 224 руб. — принят к вычету НДС, предъявленный поставщиками материалов и комплектующих.

По некоторым операциям требование об уплате НДС сохраняется. При принятии к вычету НДС факт оплаты остается обязательным условием в отношении сумм налога:

— уплачиваемых на таможне при ввозе товаров на территорию РФ;

— удержанных налоговыми агентами. Эти суммы, как и в прошлом году, можно будет принять к вычету только после их фактической уплаты.

Таким образом, практически у всех плательщиков НДС с начала текущего года изменяются правила исчисления НДС. У налогоплательщиков, у которых учетной политикой до 2006 года момент определения налоговой базы по НДС признавался «по оплате», это проявится в большей степени, у налогоплательщиков же, определяющих его «по отгрузке», — в меньшей.

До 1 января 2006 года, как было сказано выше, плательщики НДС налоговую базу для целей исчисления и уплаты в бюджет налога определяли либо по мере отгрузки товаров, либо по мере получения денежных средств за отгруженные товары. Одним же из условий принятия к вычету сумм налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, являлся факт оплаты.

Исходя из этого законодатель для некоторых операций, осуществленных в 2005 году, ввел дополнительные нормы для переходного периода. Продолжительность периода ограничена двумя годами — 2006-м и 2007-м.

Последовательность предписываемых налогоплательщику действий установлена статьей 2 закона N 119-ФЗ.

Вначале налогоплательщики должны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года. По ее результатам определяются:

— дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами обложения НДС;

— кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав и подлежащие вычету в соответствии с главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 119-ФЗ).

Результаты инвентаризации кредиторской задолженности позволят всем налогоплательщикам определить суммы НДС, подлежащие перечислению ими своим поставщикам. А эти суммы, как известно, являются потенциальными величинами вычетов.

Результаты же инвентаризации дебиторской задолженности важны для плательщиков НДС, которые в своей учетной политике до 2006 года устанавливали момент определения налоговой базы по НДС по мере поступления денежных средств за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Инвентаризация поможет им определить суммы НДС, которые впоследствии поступят от покупателей.

Пример 3

Организация, являющаяся плательщиком НДС, осуществила инвентаризацию на 1 января 2006 года.

Величина дебиторской задолженности на эту дату за реализованную, но не оплаченную продукцию, операции по реализации которой признаются объектами обложения НДС, составила 778 210 руб., в том числе НДС — 118 710 руб.

Сумма кредиторской задолженности за неоплаченные материалы, комплектующие, а также оказанные услуги, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате их поставщиками, достигла на эту дату 554 010 руб., в том числе НДС — 84 510 руб.

Таким образом, при поступлении оплаты за всю реализованную до 1 января 2008 года продукцию организация должна будет уплатить 118 710 руб. Погашение же задолженности по приобретенным материалам, комплектующим и оказанным услугам позволит налогоплательщику принять к вычету 84 510 руб.

Поступление в 2006-2007 годах денежных средств в счет погашения дебиторской задолженности обязывает данных налогоплательщиков включить их в налоговую базу (п. 2 ст. 2 Закона N 119-ФЗ). Фактически на период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года законодатель в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных в 2005 году и ранее, для упомянутых налогоплательщиков сохранил прежний порядок уплаты НДС — по оплате.

Таким образом, налоговая база у таких плательщиков НДС в этот период складывается из выручки, исчисленной с текущих операций, и выручки в виде погашенной дебиторской задолженности.

Пример 4

Используем данные примера 3. Среди признанной на 1 января 2006 года дебиторской задолженности за реализованную, но не оплаченную продукцию имеется задолженность, по которой срок исковой давности истекает 24 октября 2006 года. Ее сумма — 42 008 руб., в том числе НДС — 6408 руб. До упомянутой даты денежные средства от покупателя не поступили.

При исчислении налоговой базы по НДС за октябрь 2006 года организация должна учесть дополнительно 34 600 руб. (42 008 — 6408), так как в этом месяце истек срок исковой давности по дебиторской задолженности.

Если до 1 января 2008 года дебиторская задолженность будет погашена не полностью, то непогашенная ее часть подлежит включению в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 года (п. 7 ст. 2 закона N 119-ФЗ). Таким образом, налогоплательщики, у которых налоговым периодом признается календарный месяц, включают ее в налоговую базу по итогам января, налогоплательщики, у которых налоговым периодом признается квартал, — в налоговую базу по итогам первого квартала.

Мы привели выдержки из выпуска N 3 «Библиотечки «Российской газеты» — «Себестоимость продукции: планирование, анализ, резервы снижения». Желающим приобрести сборник следует перечислить за один его экземпляр 73 рубля (включая оплату за пересылку и НДС) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО «Библиотечка «РГ», ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810200000002764 в ОАО АКБ «ЛЕСБАНК», г. Москва, к/с 30101810500000000694, БИК 044579694, код ОКОНХ 87100, код ОКПО 36557391.

>Ндс по оплате или по отгрузке 2019

Изменения по НДС с 1 Января 2019 года

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит так называемое «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью. Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2019 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2019 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2019 N 03-07-11/65098).

НДС — только по отгрузке

— То, что НДС будет уплачиваться «по отгрузке», конечно, окажет некоторое негативное влияние на финансовое положение налогоплательщиков. Больше всего пострадают организации, которые выпускают продукцию, используя собственную производственную базу, или добывают природное сырье. Ведь покупатели (заказчики) таких организаций рассчитываются с ними со значительной задержкой, гораздо позже того, как продукция им была отгружена. Кроме того, часто «входной» НДС у этих организаций не очень велик (если только они не построили или не приобрели производственный объект, получив таким образом запас «входного» НДС на несколько лет вперед). А значит, чтобы уплатить НДС в бюджет, им придется отвлекать значительные собственные финансовые ресурсы. Компенсировать их удастся значительно позже, когда поступят деньги от покупателя.

Налог надо начислять по мере того, как от покупателей будут поступать деньги или другое имущество в счет погашения их долга. Иными словами, для товаров, работ, услуг, переданных покупателям, но не оплаченных до 2006 года, по-прежнему можно будет считать налог «по оплате». Но только до 1 января 2008 года. В первом же налоговом периоде 2008 года весь НДС по неоплаченным товарам, которые были отгружены до 1 января 2006 года, придется начислить к уплате в бюджет.

НДС — только — по отгрузке

— Если оборудование будет приобретаться в качестве новых основных средств для существующего производства, то вычет налога будет производиться, как в настоящее время — после принятия к учету на счет 01. А вот если фирма покупает оборудование для строящегося объекта, то с 1 января 2006 года будет действовать другой порядок вычета — по мере осуществления затрат, то есть после принятия оборудования к учету на счет 07.

— Предложение Минфина о переходе на метод «по отгрузке» для целей применения НДС сформировалось еще до принятия главы 21 Налогового кодекса. Как показывает многолетняя практика косвенного налогообложения европейских государств, единый метод уплаты НДС существенно упрощает администрирование этого налога. Да и налогоплательщикам легче определять выручку для налогообложения и вести учет выставленных счетов-фактур. В настоящее время более трети всех российских налогоплательщиков НДС добровольно уплачивают этот налог по методу начисления. Заметьте: в принятом законе для предприятий с большой дебиторской задолженностью предусмотрен специальный переходный период на два года. При этом принципиально изменяется порядок вычетов налога — без условия оплаты приобретаемых товаров, работ и услуг.