Управляющий при банкротстве

Содержание

Назначение временного управляющего в стадии наблюдение

Механизм назначения временного управляющего законом детально не определен из-за чего часто возникают спорные ситуации. Так, он должен начать свою работу одновременно со стартом процедуры наблюдения. Но не совсем понятно, кто должен ходатайствовать о его назначении: на данном этапе не все кредиторы бывают осведомлены о начале процедуры банкротства, а должнику указывать на кандидатуру управленца запрещается.

В ст.59 законодательства о банкротстве предусмотрены следующие варианты назначения временного управляющего:

  • из числа кандидатур/СРО, предложенных кредиторами юридического лица;
  • из кандидатов, зарегистрированных в суде в качестве управляющих, при отсутствии предложений.

Так как все кредиторы о начале процедуры несостоятельности еще не осведомлены, подать ходатайство может любой кредитор, даже имеющий небольшие по сумме требования. В результате нередко временный управляющий начинает действовать в интересах кредитора, ходатайствовавшего о его назначении. Это на практике приводит к злоупотреблениям.

К сведению Процедура наблюдения может длиться от трех до пяти месяцев. Соответственно, именно столько составляет продолжительность работы данного арбитражного управленца. Поэтому весьма важно назначить управляющего как можно быстрее.

К кандидатуре временного управляющего предъявляются следующие требования:

  1. отсутствие судимостей;
  2. неучастие в управлении компании-должника;
  3. неангажированность в пользу должника или кредиторов.

Временный управляющий приступает к исполнению своих обязанностей вплоть до:

  • назначения временного/административного управляющего;
  • признания должника банкротом и перехода к стадии конкурсного производства;
  • судебного решения об утверждении мирового соглашения между кредиторами и должником;
  • принятия арбитражом решения об отказе в признании должника банкротом.

Права временного арбитражного управляющего

В перечень прав временного управляющего входит:

  1. Направлять в суд требования о признании заключенных юридическим лицом сделок недействительными, фиктивными или ничтожными и их аннулирование. Речь идет о договорах, заключенных с нарушением требований 127-ФЗ. Например, заключенных с взаимозависимыми лицами и на нерыночных условиях. По сути их целью является умышленное ухудшение финансового положения должника и вывод активов.
  2. Согласовывать заключение некоторых сделок руководством компании-банкрота. В числе договоров, которые требуют согласования, входят сделки по распоряжению недвижимостью, имуществом с ценой более 10% балансовой стоимости всех активов юрлица-должника, передаче имущества в доверительное управление; получению новых кредитов и займов; по получению банковских и государственных гарантий; привлечению поручителей; договоров цессии.
  3. При заключении должником умышленно убыточных сделок и непринятии руководством необходимых мер по восстановлению платежного баланса, временный управляющий вправе ходатайствовать об отстранении менеджмента компании от дел.
  4. Запрашивать любую информацию у руководителей юридического лица, в том числе, составляющую коммерческую тайну. Например, сведения об имущественных правах и обязательствах и пр. Если руководство такие документы предоставлять отказывается, управляющий может истребовать их принудительно в судебном порядке. Также наблюдатель наделен правом запрашивать необходимые ему сведения у контрагентов должника при уничтожении первичной документации на предприятии-должнике.
  5. Обжаловать неправомерные требования кредиторов.
  6. Принимать допмеры по обеспечению сохранности имущества.

Обязанности управленца стадией наблюдения

Обязанности временного управляющего вытекают из особенностей наблюдательного этапа банкротства предприятия. На рассматриваемой стадии наблюдения руководство компании остается на месте и оно продолжает исполнять свои должностные обязанности, но под контролем профессионального управляющего. При этом на директоров накладываются определенные ограничительные меры. Так, им запрещается осуществлять реорганизацию компании, создавать филиалы и представительства.

Ключевыми целями данного наблюдательного этапа, которые обуславливают спектр обязанностей управленца, являются:

  1. Организовать первое кредиторское собрание, которое будет решать важнейшие задачи дела о признании финансовой несостоятельности должника. Собрание должно быть проведено как минимум за 10 дней до первого судебного заседания по делу о признании несостоятельности предприятия.
  2. Составить реестр кредиторских требований по отношению к потенциальному банкроту. Рассмотрение на предмет обоснованности жалоб от должника о неправомерности включения требований в реестр.
  3. Проанализировать и оценить финансовые активы юридического лица.
  4. Найти оптимальные способы оценки активов.

Помимо указанных базовых целей в спектр дополнительных обязанностей временного управляющего можно включить:

  • определение причин невозможности исполнения взятых на себя обязательств;
  • выявление уровня ликвидности имущества и активов компании;
  • прогнозирование возврата нормального платежного баланса при введении на предприятии реабилитационных процедур: внешнего управления или оздоровления;
  • проведение оценки рыночной стоимости предприятия как комплекса;
  • разработка мероприятий по восстановлению платежеспособности.

Также наблюдатель должен проанализировать, нет ли в компании черт фиктивного банкротства. Косвенными свидетельствами этого факта является искаженная финансовая отчетность, ее отсутствие; сокрытие информации о принадлежащем компании имуществе; непринятие юридическим лицом мер по взысканию дебиторской задолженности или переуступка прав требования на нее на заведомо невыгодных условиях; заключение договоров на нерыночных условиях; присутствие среди контрагентов сомнительных компаний и фирм-однодневок; игнорирование требований кредиторов, несмотря на возможность погашения долговых обязательств.

Информация Временный управляющий также обязан контролировать работу руководителей банкротящегося предприятия. Если руководство создает помехи для нормального исполнения должных обязанностей управляющим, то он должен сообщить о сложившейся ситуации суду и потребовать временного отстранения менеджмента. Такое ходатайство может быть подано при сокрытии документов руководством, заключении им сделок без согласования с наблюдающим и пр.

При выявлении признаков фиктивного/преднамеренного банкротства наблюдающий производит оценку возможности привлечения руководителей к субсидиарной ответственности.

Вознаграждение временного управляющего

По результатам наблюдательной стадии банкротства юридического лица временный управляющий вправе получить вознаграждение за свою работу. Оно складывается из оклада, зафиксированного законодательством, а также начисленных процентов. Выплаты вознаграждения производятся из средств должника и производятся вне очереди (перед погашением кредиторских требований).

Информация Размер оклада арбитражного управляющего прописан в 127-ФЗ о банкротстве. Сегодня он установлен в размере 30 тыс.р. ежемесячно. Фиксированная часть вознаграждения может быть увеличена решением суда по ходатайству кредиторов или иных участников процесса. Но такое решение может быть обжаловано.

При досрочном сложении полномочий временного управляющего, выплаты прекращаются.
При расчете процентной части вознаграждения управляющего оно рассчитывается, отталкиваясь от балансовой стоимости активов должника и составляет:

  • 4% при стоимости активов до 250 тыс.р.;
  • 10000р.+2% — при стоимости активов от 250тыс.р. до 1 млн.р.;
  • 25000р.+1% — при стоимость активов более 1 млн.р.;
  • 45000р. + 0,5% — при стоимости свыше 3 млн.р.

Отчет управленца в стадии наблюдения

После завершения наблюдательной стадии несостоятельности временный управляющий должен предоставить суду и кредиторскому собранию отчетную документацию. В ней должна быть информация о результатах работы и сведения о текущем финансовом положении должника. Кроме того, отчетность должна содержать указания на меры по возврату задолженности, которые были предприняты должником.

Информация В задачи управляющего входит разработка комплекса мероприятий по восстановлению платежеспособности юридического лица, которые находят свое воплощение в отчетности.

В отчете отражается следующая информация:

  • комплексный финансовый анализ предприятия, оценка инвестиционных и хозяйственных направлений работы;
  • предпринятые меры по обеспечению сохранности имущества и выявлению кредиторов;
  • предъявленные суду ходатайства и заявления в ходе процедуры банкротства;
  • заключение о выявлении фактов преднамеренного/фиктивного банкротства (если есть);
  • актуальный список кредиторских требований;
  • протокол первого и последующих кредиторских собраний;
  • обоснование возможности или невозможности восстановления платежного баланса;
  • рекомендации о введении той или иной процедуры банкротства;
  • прочие сведения об исполнении своих обязанностей.

Обжалование действий временного управляющего

Неправомерные действия временного управляющего, ненадлежащее исполнение им своих профессиональных обязанностей может быть обжаловано в судебном порядке. Жалоба может быть подана руководством предприятия, кредиторами или Налоговой инспекцией. При удовлетворении жалобы управляющий может быть привлечен к одной из мер ответственности или отстранен.

Важно Не все действия наблюдателя могут быть обжалованы, а только те, которые нарушили законные права и интересы истцов в деле о банкротстве, спровоцировали убытки у кредиторов или ухудшили финансовое положение юридического лица.

Таким образом, наблюдение можно рассматривать в качестве предварительного этапа процедуры банкротства. На данном этапе управляющий должен сформировать объективную картину финансовой ситуации на предприятии, защитить имущество от незаконного вывода.

В период нестабильности экономики многие предприятия оказываются на грани банкротства.

Официальное признание организации финансово несостоятельной позволяет удовлетворить требования имеющихся кредиторов и попытаться восстановить её платёжеспособность.

С этой целью арбитражным судьёй назначается определённый управляющий, осуществляющий антикризисное управление фирмой. Какую роль выполняет временный управляющий в деле о банкротстве, вы узнаете из этой статьи.

Какую процедуру банкротства проводит временный управляющий?

Рассмотрение дела о признании должника финансово несостоятельным невозможно представить без арбитражного управляющего, назначаемого судьёй.

Предложить кандидатуру способен сам должник или один из его кредиторов, однако определённое лицо утверждается на должность по решении ведущего дело судьи.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве – важная фигура. Он занимается антикризисным управлением фирмы, признанной несостоятельной, предпринимая попытки восстановить её платёжеспособность и погасить имеющиеся долговые обязательства.

Данное должностное лицо имеет определённые обязанности и права, а также может быть привлечено к административной ответственности за недобросовестное выполнение своей работы.

В зависимости от процедуры банкротства выделяют несколько видов управляющих, один из которых – временный. Он назначается судьёй на стадии наблюдения, направленной на анализ материального положения фирмы, принятие действий по сохранению её имущества, составление реестра имеющихся кредиторов и проведение их первого собрания.

Порядок назначения на должность

Наблюдение вводится судом с момента принятия к рассмотрению заявления о признании лица банкротом. Данная процедура не должна длиться более семи месяцев.

На этот период судьёй выбирается и назначается временный управляющий. Его кандидатура может быть предложена одной из сторон спора с помощью заявления или протокола собрания кредиторов. Если лицо отвечает соответствующим требованиям, судья утверждает кандидата.

Порядок назначения управляющего на должность регулируется 45 статьёй ФЗ № 127 от 26 октября 2002 года.

Так, при поступлении нескольких ходатайств с кандидатами на данную должность судья вправе выбрать лицо, указанное в обращении, поступившем в суд первым, или направленное от СРО (некоммерческой саморегулируемой организации арбитражных управляющих).

Если истец не выдвинул кандидатуру на роль управляющего в заявлении о признании лица несостоятельным, эта обязанность ложится на собрание кредиторов. Они вправе выбрать конкретную СРО, которая предложит несколько кандидатур, изъявивших желание занять данную должность.

Если управляющий не будет утверждён на должность по окончании 90 дней с момента начала судопроизводства, судья закрывает данное дело.

Полезный материал: Регистрация ИП в МФЦ.

Права временного управляющего

С момента назначения управляющего на должность в его распоряжение поступает вся информация, касающаяся финансовых операций и хозяйственной деятельности компании-должника. Одновременно с этим у должностного лица возникают соответствующие обязанности и права.

На основании 66 статьи ФЗ № 127, во время осуществления процедуры банкротства временный управляющий получает право:

  • получать документацию, касающуюся деятельности должника;
  • вести реестр требований имеющихся у него кредиторов;
  • анализировать материальное положение лица;
  • возражать против требований отдельных кредиторов, если они неуместны;
  • заявлять в арбитражный суд о признании некоторых сделок, заключённых с должником, недействительными;
  • принимать участие в судебных заседаниях;
  • заявлять о необходимости отстранения руководства от управления фирмой;
  • принимать различные меры по сохранению имущества банкрота;
  • осуществлять иные действия, установленные российским законодательством и направленные на выход должника из финансового кризиса.

Временный управляющий получает возможность управления деятельностью компании на определённый период.

При этом руководство организации обязано оказывать ему содействие и предоставлять любую информацию или бумаги, необходимые для выполнения должностным лицом его функций.

Обязанности временного управляющего


Что делать если коллекторы звонят на работу — https://urmozg.ru/bankrotstvo/kollectory-zvonyat-na-rabotu/.

Плюсы и минусы банкротства физических лиц — https://urmozg.ru/bankrotstvo/plyusy-i-minusy/.

Использование материнского капитала на строительство дома — https://urmozg.ru/zhilishhnoe-pravo/ispolzovanie-materinskogo-kapitala-na-stroitelstvo-doma/.

Деятельность должностного лица заключается не только в обеспечении сохранности имущества должника, но и в определении его материального положения.

Если в ходе проверки выяснится, что банкротство является фиктивным, управляющий незамедлительно должен оповестить об этом арбитражного судью.

Обязанности специалиста закреплены 67 статьёй ФЗ № 127 и заключаются в следующем:

  • анализе финансового состояния лица;
  • выявлении всех имеющихся у него кредиторов;
  • принятии мер по сохранению имущества банкрота;
  • сборе информации о деятельности должника;
  • ведении соответствующего реестра кредиторов и их уведомлении об этапах наблюдения;
  • определении возможности восстановления платёжеспособности лица;
  • организации первого собрания кредиторов;
  • предоставлении подробного отчёта о проделанной работе судье, ведущему дело.

На основании предоставленного отчёта определяются порядок действий для восстановления платёжеспособности лица и способы погашения имеющихся у него обязательств.

Как стать временным управляющим?

Получить данную должность может исключительно лицо, отвечающее всем перечисленным ниже критериям:

  • не имеющее судимости или установленных судом ограничений на осуществление конкретной деятельности;
  • получившее высшее профессиональное образование;
  • являющееся гражданином России;
  • имеющее трудовой стаж в должности руководителя не меньше года;
  • закончившее стажировку в качестве помощника управляющего и успешно сдавшее теоретический экзамен на профпригодность;
  • вступившее в члены СРО.

Если гражданин отвечает абсолютно всем перечисленным требованиям, он вправе стать временным управляющим.

Поиском клиентов лицо занимается самостоятельно, однако СРО может выдвигать его кандидатуру в некоторых делах о банкротстве при наличии согласия с его стороны.

Оцените материал

Процесс признания несостоятельности юридического лица всегда начинается с направления одним из участников соответствующего заявления в суд. В течение трёх дней судья должен рассмотреть иск и определить следующие действия.

Если суд посчитает заявление обоснованным, он вводит процедуру наблюдения и назначает ответственного специалиста – временного управляющего (ВУ). Согласно Закону «О несостоятельности» назначенный управленец на протяжении наблюдательной стадии, которая длится 3–5 месяцев, полностью контролирует процесс, представляет интересы должника, а за свои услуги получает денежное вознаграждение.

Назначение ВУ в стадии наблюдение

Направить иск в суд о начале процесса банкротства может должник, заимодатель или уполномоченный орган. Если процесс инициируется заимодателем, в своём обращении он указывает реквизиты кандидата на должность управляющего и наименование организации, где числится специалист.

После утверждения заявления и начала процесса банкротства суд рассматривает возможность назначения предложенного кандидата. Если представленный специалист не подходит по некоторым причинам, а других предложений на назначение нет, суд направляет запрос в специальную организацию. В этом случае в течение семи дней в суд направляют необходимого специалиста.

Как правило, ВУ назначают физическое лицо со статусом ИП. Если специалист является государственным служащим, он может не иметь статуса ИП.

Кандидат на должность ВУ не должен иметь судимость и личную заинтересованность в результатах процесса. А также специалист не должен иметь опыта руководства в организации должника.

Специалист выполняет свои обязанности на протяжении стадии наблюдения и складывает свои полномочия после:

  • введения судом следующей стадии банкротства и избрания внешнего или конкурсного управляющего;
  • заключения сторонами мирового соглашения;
  • отказа суда в дальнейшем рассмотрении дела о банкротстве.

Полномочия и обязанности

Полномочия ВУ на стадии наблюдения, следующие:

  • Направление заявления в суд с требованием признания некоторых сделок должника, заключённых с нарушением законодательных норм, недействительными или фиктивными.

Это связано с тем, что последствия от таких неправомерных сделок оказывают негативное влияние на платёжеспособность юрлица.

  • Взаимодействие с руководителями организации при заключении некоторых договоров. К таким сделкам относятся: операции с недвижимостью; сделки с активами компании на сумму более 10% от балансовой стоимости всего имущества должника; кредитные договоры; операции по получению гарантий и привлечению поручителей; договора цессии.
  • Инициирование отстранения от должности руководителей компании, которые подписывают заведомо убыточные договоры.
  • Ознакомление с любыми данными, связанными с деятельностью должника. В случае отказа руководителей фирмы предоставлять какие-либо документы, управляющий имеет право обратиться с таким требованием через судебный орган.

Если необходимая документация была уничтожена на предприятии, управленец имеет право запрашивать информацию у контрагентов юрлица.

  • Направление в суд жалоб на отдельных заимодателей, выдвигающих неправомерные претензии.
  • Организация мероприятий, необходимых для обеспечения сохранности имущества должника.

Во время наблюдательной стадии на руководство компании накладываются некоторые ограничения, чтобы ими не нарушались права временного управляющего при процедуре наблюдения.

Основные обязанности временного управляющего:

  • Составление реестра заимодателей.
  • Письменное извещение всех заимодателей о начале наблюдательного процесса.
  • Организация первого заседания заимодателей, которое проводится за 10 дней до первого заседания суда.
  • Анализ и оценка финансового положения юрлица.
  • Выявление причин возникновения несостоятельности компании.
  • Определение степени ликвидности имущества юрлица.
  • Составление прогнозов восстановлению платёжеспособности должника.
  • Разработка плана по восстановлению финансовой состоятельности компании.
  • Проверка банкротства на фиктивность. Если управленец выявит признаки преднамеренной несостоятельности, он должен оценить возможность привлечения к ответственности менеджмента компании.
  • Мониторинг действий руководителей юрлица и противодействие подписанию убыточных соглашений.
  • Составление отчётности по окончании стадии наблюдения.

Составление плана действий

Как только управляющий приступает к исполнению своих обязанностей, он должен составить план мероприятий, которые будут им реализовываться в процедуре наблюдения. В этом документе могут содержаться следующие пункты:

  1. Анализ отчётных документов и договоров юрлица за последние три года.
  2. Инвентаризация и оценка имущества должника.
  3. Проверка контрагентов должника и выявление среди них неблагонадёжных компаний.
  4. Проверка поступивших кредиторских претензий на их соответствие законодательным нормам.

По результатам реализации разработанного плана управляющий составляет отчёт, который предоставляется на рассмотрение заимодателям и суду.

В процессе своей работы временный управленец несёт расходы, связанные с оплатой услуг оценщиков, размещением публикаций, рассылкой письменных уведомлений, организацией заседаний заимодателей и прочие затраты.

В случае экономического обоснования и документального подтверждения расходы наблюдателя должны быть компенсированы.

Однако, если управленец был отстранён от своей должности из-за ненадлежащей работы, ему могут не компенсировать вышеперечисленные затраты.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 по делу N А70-7607/2008 По требованию об обязании бывшего руководителя должника передать документы исполняющему обязанности конкурсного управляющего.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. по делу N А70-7607/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладышевой Е.В.,
судей Зориной О.В., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4537/2010) исполняющего обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ Ф.И.О. на определение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2010 об отказе в удовлетворении ходатайства по делу N А70-7607/2008 (судья Трубицина Н.Г.), вынесенное в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ по ходатайству исполняющего обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ Больших А.С. об обязании должника передать конкурсному управляющему бухгалтерские и иные документы,
при участии в судебном заседании представителей:
исполняющего обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ Больших А.С. — не явился, извещен;
общества с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ — не явился, извещено
установил:
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2007 общество с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ (далее — ООО “Энерго-Тюмень“, должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Исполняющим обязанности конкурсного управляющего назначен Больших Александр Сергеевич.
30.03.2010 в Арбитражный суд Тюменской области поступило ходатайство исполняющего обязанности конкурсного управляющего ООО “Энерго-Тюмень“ Больших А.С. (далее — арбитражный управляющий Больших А.С.) об обязании руководителя ООО “Энерго-Тюмень“ Ф.И.О. передать нижеперечисленные документы:
1) Учредительные документы ООО “Энерго-Тюмень“ (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) с изменениями;
2) Внутренние документы ООО “Энерго-Тюмень“, подтверждающие полномочия руководящих органов;
3) Протоколы собраний руководящих органов ООО “Энерго-Тюмень“ за период с момента образования организации;
4) Приказы и распоряжения директора за период с момента образования ООО “Энерго-Тюмень“;
5) Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, заключения аудиторских фирм за последние три года;
6) Договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО “Энерго-Тюмень“ со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности;
7) Документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО “Энерго-Тюмень“ денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
8) Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые), представляемые в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики, с соответствующими отметками о принятии (за последние три года), приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике, последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости;
9) Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности;
10) Справку о задолженности ООО “Энерго-Тюмень“ перед бюджетом и внебюджетными фондами;
11) Лицензии;
12) Сертификаты;
13) Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг);
14) Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок);
15) Сведения о наличии имущества, в том числе акций, облигаций, ценных бумаг;
16) Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
17) Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы) ООО “Энерго-Тюмень“ (судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и т.п.);
18) Сведения о внутренней структуре ООО “Энерго-Тюмень“, перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;
19) Сведения о фактической численности работников ООО “Энерго-Тюмень“, утвержденное штатное расписание и штатную расстановку рабочих;
20) Сведения о выданных доверенностях;
21) Наименование и адреса организаций, в которых ООО “Энерго-Тюмень“ является учредителем (участником), сведения о доле участия;
22) Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ООО “Энерго-Тюмень“, его функций и видов деятельности;
23) Сведения об ООО “Энерго-Тюмень“, и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально-ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.
24) Печать, штамп ООО “Энерго-Тюмень“;
25) Иные материальные ценности ООО “Энерго-Тюмень“.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2010 в удовлетворении ходатайства отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, арбитражный управляющий Больших А.С. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Арбитражный управляющий Больших А.С., представитель ООО “Энерго-Тюмень“, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением арбитражного суда от 07.07.2007 ООО “Энерго-Тюмень“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Поскольку бывшим руководителем должника не была передана арбитражному управляющему Больших А.С. бухгалтерская, иная документация, печати, штампы предприятия, то последний в рамках дела о банкротстве обратился с ходатайством об обязании Кенина Г.А. передать их.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении ходатайства об обязании передать документы, ссылается на то, что в соответствии со статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее — Закон о банкротстве) руководитель должника в случае уклонения от обязанностей по передаче бухгалтерской и иной документации должника несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом суд первой инстанции рекомендовал арбитражному управляющему Больших А.С. обратиться в прокуратуру за истребованием указанных документов.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они противоречат положениям Закона о банкротстве, АПК РФ.
Законом о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника.
В соответствии со статьей 129 Закон о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
В силу пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложены, в частности, обязанности по принятию в ведение имущества должника, проведению инвентаризации такого имущества; по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; по принятию мер по обеспечению сохранности имущества должника; по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
С целью исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией должника.
В связи с указанным, в абзаце 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве предусмотрено, что руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Таким образом, с даты утверждения конкурсного управляющего руководитель должника обязан выполнить в течение 3 дней требования абзаца 2 части 2 статьи 126 Закона о банкротстве. Указанная обязанность по предоставлению необходимой документации носит безусловный характер.
При этом, из приведенных норм права следует, что процедура передачи и принятия бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей является двухсторонней.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 3 статьи 195 Уголовного кодекса Российской Федерации, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, в том числе отказ от передачи ему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, могут образовать состав соответственно административного либо уголовного правонарушения (преступления).
При этом, необходимо учитывать, что привлечение руководителя за указанное выше деяние к административной или уголовной ответственности не предполагает передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Ссылаясь на право арбитражного управляющего Больших А.С. обратиться в прокуратуру за истребованием перечисленных им документов, суд первой инстанции в нарушение пункта 6 части 185 АПК РФ, не указал нормы права, которые предусматривают возможность (обязанность) прокуратуры истребовать и передать конкурсному управляющему должника бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности.
Закон о банкроте (статьи 60, 126, 129) и нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 66, 159, 223) предусматривают возможность арбитражному суду в рамках рассмотрения дела о банкротстве должника рассмотреть и разрешить по существу ходатайство конкурсного управляющего об обязании бывшего руководителя должника передать ему необходимые для быстрого и объективного проведения процедуры банкротства должника документы (бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей).
Из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что руководителем постоянно действующего исполнительного органа (директором) ООО “Энерго-Тюмень“ являлся Кенин Геннадий Анатольевич (том 1 л.д. 19 — 20).
28.08.2009 арбитражный управляющий Больших А.С. обращался к руководителю ООО “Энерго-Тюмень“ с уведомлением о последствиях открытия конкурсного производства, в котором, в частности, указал на обязанность последнего передать ему в течение трех дней бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности.
Между тем, указанные действия бывшим руководителем должника Кениным Г.А. выполнены не были. В материалы дела не представлены доказательства невозможности Кенина Г.А. передать бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности арбитражному управляющему Больших А.С.
Доказательств уклонения арбитражного управляющего Больших А.С. от получения указанных документов в материалах дела не имеется.
В связи с указанным и руководствуясь пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве, суд апелляционной инстанции считает необходимым удовлетворить ходатайство исполняющего обязанности конкурсного управляющего должника Больших А.С. в части истребования у бывшего руководителя ООО “Энерго-Тюмень“ Кенина Г.А. следующих документов:
1) Учредительные документы ООО “Энерго-Тюмень“ (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) с изменениями;
2) Внутренние документы ООО “Энерго-Тюмень“, подтверждающие полномочия руководящих органов;
3) Протоколы собраний руководящих органов ООО “Энерго-Тюмень“ за период с момента образования организации;
4) Договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО “Энерго-Тюмень“ со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности и документы об их исполнении;
5) Приказы и распоряжения директора за период с момента образования ООО “Энерго-Тюмень“;
6) Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, заключения аудиторских фирм за последние три года;
7) Штатное расписание и штатную расстановку рабочих ООО “Энерго-Тюмень“;
8) Доверенности, выданные ООО “Энерго-Тюмень“ за последние три года;
9) Учредительные документы организаций (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, с изменениями), в которых ООО “Энерго-Тюмень“ является учредителем (участником);
10) Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые), представляемые в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики, с соответствующими отметками о принятии (за последние три года), приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике, последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости;
11) Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности, подтверждающие их наличие документы;
12) Справку о задолженности ООО “Энерго-Тюмень“ перед бюджетом и внебюджетными фондами;
13) Лицензии, сертификаты ООО “Энерго-Тюмень“;
14) Печать, штамп ООО “Энерго-Тюмень“;
15) Иные материальные ценности ООО “Энерго-Тюмень“.
Остальная часть ходатайства арбитражного управляющего Большого А.С. не подлежит удовлетворению, поскольку пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве предусматривает передачу непосредственно документов, а не предоставление сведений, а также не доказано наличие у должника таких сведений. При этом, сведения, которые просит истребовать исполняющий обязанности конкурсного управляющего у должника содержаться в перечисленных документах, которые суд полагает необходимым истребовать у должника, а также могут быть получены в соответствующих контролирующих и регистрирующих органах.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 01 апреля 2010 года по делу N А70-7607/2008 отменить. Разрешить вопрос по существу.
Обязать бывшего руководителя общества с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ Ф.И.О. передать исполняющему обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ Ф.И.О. нижеперечисленные документы:
1) Учредительные документы ООО “Энерго-Тюмень“ (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) с изменениями;
2) Внутренние документы ООО “Энерго-Тюмень“, подтверждающие полномочия руководящих органов;
3) Протоколы собраний руководящих органов ООО “Энерго-Тюмень“ за период с момента образования организации;
4) Договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО “Энерго-Тюмень“ со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности и документы об их исполнении;
5) Приказы и распоряжения директора за период с момента образования ООО “Энерго-Тюмень“;
6) Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, заключения аудиторских фирм за последние три года;
7) Штатное расписание и штатную расстановку рабочих ООО “Энерго-Тюмень“;
8) Доверенности, выданные ООО “Энерго-Тюмень“ за последние три года;
9) Учредительные документы организаций (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, с изменениями), в которых ООО “Энерго-Тюмень“ является учредителем (участником);
10) Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые), представляемые в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики, с соответствующими отметками о принятии (за последние три года), приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике, последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости;
11) Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности, подтверждающие их наличие документы;
12) Справку о задолженности ООО “Энерго-Тюмень“ перед бюджетом и внебюджетными фондами;
13) Лицензии, сертификаты ООО “Энерго-Тюмень“;
14) Печать, штамп ООО “Энерго-Тюмень“;
15) Иные материальные ценности ООО “Энерго-Тюмень“.
В удовлетворении остальной части ходатайства исполняющего обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью “Энерго-Тюмень“ Ф.И.О. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Судьи
О.В.ЗОРИНА
Т.П.СЕМЕНОВА

Арбитражного управляющего предоставляет судебный орган. Полномочия этого профессионального участника управленческой деятельности определяются особенностями процедуры банкротства, возложенными на арбитражного управляющего функциями. Такой специалист обязательно должен иметь российское гражданство, являться членом профильного сообщества, которое создано на некоммерческой основе, — саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Функции сообщества в котором обязан состоять арбитражный управляющий

На достижение каких целей направлена деятельность саморегулируемых организаций? Ключевыми задачами СОАУ является постоянный и тщательный контроль работы участников, повышение эффективности их узконаправленной деятельности. СОАУ представляет законные интересы своих членов, отстаивает их права.

Саморегулируемые организации регламентируют отношения своих участников с органами государственной власти. СОАУ наделяются правом применять меры дисциплинарной ответственности в отношении любого арбитражного управляющего, входящего в состав членов организации. В каждом отдельно взятом деле о банкротстве судебный орган назначает арбитражного управляющего в качестве:

  1. Внешнего управляющего, если к должнику применяется процедура внешнего управления. Специалист разрабатывает план внешнего управления и распоряжается имуществом, принадлежащим юридическому лицу, выполняет инвентаризацию и занимается ведением различного учета:
  • статистического;
  • бухгалтерского;
  • финансового.
  1. Конкурсного управляющего, если арбитражным судом инициирована завершающая процедура банкротства — конкурсное производство. Специалист предоставляет в судебный орган документы, которые подтверждают факт продажи имущества, имевшегося у должника, и предоставляет отчет о своей деятельности.
  1. Временного управляющего, если юридическому лицу назначается процедура наблюдения, которая предполагает выполнение мероприятий, направленных на сохранение имущества. Временный управляющий:
  • анализирует финансовое состояние несостоятельной организации;
  • исследует возможности восстановить ее платежеспособность.

Если к должнику применяется процедура финансового оздоровления, то арбитражный суд назначает административного управляющего. Рассмотрим отличия, которые характеризуют арбитражного, внешнего и конкурсного управляющего. В чем заключаются должностные обязанности каждого из указанных участников управленческой деятельности?

Начнем с арбитражного управляющего. Такой специалист осуществляет антикризисное управление компанией, его работу контролирует арбитражный суд. Этому лицу поручается координация хозяйственной деятельности предприятия, реализация принадлежащего ему имущества, удовлетворение требований кредиторов.

Предложить свою кандидатуру в качестве арбитражного управляющего разрешается любому гражданину Российской Федерации. Саморегулируемые организации предъявляют несколько требований к новым участникам:

  • наличие высшего образования;
  • опыт работы на руководящей должности от 12 месяцев или больше;
  • наличие практических навыков и трудового стажа в качестве помощника управляющего;
  • отсутствие привлечения к уголовной ответственности за различные нарушения закона;
  • успешная сдача теоретической части экзаменационного испытания;
  • соответствие требованиям, разработанным конкретной СОАУ;
  • претендент на должность арбитражного управляющего не имеет ограничений на занятие определенными видами деятельности, не совершал противоправных действий в прошлом.

Арбитражный управляющий обязан придерживаться правил саморегулируемой организации, в которой он состоит, и повышать свою квалификацию. Если специалист перестанет выстраивать свою деятельность в соответствии с установленными правилами, то его исключат из СОАУ в течение 30 дней после выявления этого факта.

Для вступления в сообщество кандидату потребуется предоставить пакет документов, а коллегиальный орган будет принимать решение по поводу удовлетворения его заявки. При условии положительного ответа информация о новом арбитражном управляющем будет отображена в реестре участников СРО в течение 1–3 дней. При отрицательном ответе кандидату в 10-дневный срок будет отправлено уведомление, содержащее решение коллегиального органа.

Арбитражному управляющему разрешается заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству и выполнять другую деятельность. Главное требование — это не должно препятствовать его успешной управленческой деятельности в роли арбитражного управляющего. На такого специалиста возлагаются следующие обязанности:

  • анализировать финансовые возможности субъекта;
  • защищать право собственности общества;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • распоряжаться конкурсной массой;
  • контролировать законность требований кредиторов и самого должника.

Задачи конкурсного управляющего

Рассмотрим, в чем заключаются функции и полномочия конкурсного управляющего. Такое лицо привлекается на окончательном этапе банкротства предприятия. В процессе конкурсного производства удовлетворяются требования кредиторов, происходит полное или частичное погашение долговых обязательств. Конкурсный управляющий занимается поиском и аккумулированием имущества, принадлежащего организации-банкроту, осуществляет ликвидацию общества.

Такой управляющий привлекается судом, когда отсутствуют возможности вернуть платежеспособность юридического лица. Если все остальные процедуры банкротства не принесли результата, то за дело берется именно такой специалист. Со дня открытия конкурсного производства организация официально становится банкротом.

Какие задачи выполняет конкурсный управляющий в процедуре банкротства? В чем заключаются его должностные обязанности? Какими полномочиями он наделяется? Функции такого лица сводятся к следующим вопросам:

  • анализу стоимости имущества обанкротившегося должника;
  • публикации сообщения о банкротстве в газете «Коммерсант»;
  • вынесению заключения о материальных активах организации;
  • контролю за сохранностью описанного имущества;
  • уведомлению работников о предстоящем расторжении трудового соглашения;
  • возврату имущества, переданного на хранение третьим лицам;
  • сообщению о предстоящих торгах с целью реализации имущества;
  • погашению задолженности перед кредиторами;
  • предоставлению развернутого отчета о выполненной работе.

Как только арбитражный суд предоставляет полномочия конкурсному управляющему, он начинает свободно распоряжаться имущественными и материальными активами. Если специалист недобросовестно и халатно относится к выполнению своих обязанностей, то его привлекают к административной ответственности.

Обязанности внешнего управляющего

Если судебным органом вынесено решение о необходимости внешнего управления активами должника, то назначается внешний управляющий. Такое лицо ведет деятельность, направленную на взыскание дебиторской задолженности, и занимается перепрофилированием и оптимизацией производства.

Специалист пытается восстановить платежеспособность компании, используя различные способы. Вероятно закрытие нерентабельного бизнеса, реализация части имущества фирмы, переуступка права требования по финансовым обязательствам. Вырученные денежные средства направляются на погашение долгов, имеющихся у потенциального банкрота.

Внешний управляющий обязан грамотно и адекватно реализовывать план, который он предоставил на рассмотрение совету директоров и получил одобрение. Назначенный сотрудник занимается ведением бухгалтерского учета, может оспаривать требования к организации, накопившей большое количество долгов. По решению коллегиального органа, внешнего управляющего могут отстранить от исполнения обязанностей по ходатайству СРО или в других случаях.

Освобождение внешнего управляющего от работы регламентируется положениями федерального закона N 296-ФЗ. В документе указывается, что данному специалисту предоставляется право сложить полномочия по собственному желанию, на основании написанного по специальной форме заявления.

После предоставления отчета судебному органу может быть вынесено одно из следующих решений:

  • прекращение дальнейшего производства по делу о банкротстве;
  • продление установленного ранее срока внешнего управления;
  • подписание мирового соглашения, достигнутого между кредиторами и должником;
  • вынесение заключения о необходимости конкурсного производства;
  • отказ в утверждении отчета, предоставленного управляющим, и назначение нового специалиста по внешнему управлению.

Если введено внешнее управление активами предприятия, то возможным вариантом развития событий становится введение отсрочки платежей по долговым обязательствам. Арбитражный суд вводит процедуру внешнего управления в отношении общества на срок, не превышающий 18 месяцев. По истечении этого срока предусмотрена пролонгация (продление) данного процесса. Максимально возможный срок продления составляет 6 месяцев.

Пролонгацию разрешается обжаловать в порядке, изложенном в пункте 3 статьи 61 федерального закона N 127 «О несостоятельности (банкротстве)», принятого 26 октября 2002 года.

Каким условиям должны отвечать СРО?

А теперь рассмотрим условия, которым должны соответствовать саморегулируемые организации, что в законном порядке объединяют арбитражных управляющих достаточной квалификации. Такие сообщества обязаны:

  • иметь запись в едином государственном реестре;
  • осуществлять деятельность в рамках действующего законодательства;
  • объединять 100 или больше участников необходимого профессионального уровня;
  • располагать общим фондом, созданным за счет долевых взносов участников СРО (сумма минимального взноса каждого члена сообщества — 50 000 рублей);
  • иметь практический опыт успешного ведения дел о банкротстве юридических лиц, при этом количество дел составляет от 100 на всех участников сообщества.

Каждая саморегулируемая организация обязана предусматривать наличие юридического отдела и бухгалтерии, обладать руководящим аппаратом — коллегиальным органом. На него возлагаются полномочия по принятию юридически значимых решений, разработке собственных правил конкретного сообщества. Регистрация СОАУ выполняется после предоставления необходимого пакета документов, оплаты государственной пошлины данным некоммерческим учреждением.