Упрощенное ведение бухгалтерского учета

Содержание

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте .

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

  • «МСФО № 18 Выручка — особенности применения (нюансы)»;
  • «Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС».

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

  • «Если кредитор не требует уплаты штрафных санкций, предусмотренных договором, нужно ли их включать в доходы?»;
  • «Какие доходы являются внереализационными?».

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2019)».

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Исходя из этих рекомендаций, СМП:

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.

О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:

  • «Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту — есть полезные разъяснения»;
  • «Как прошить истребуемые документы — Минфин дает рекомендации».

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

Оцениваем МПЗ по цене поставщика

По общему правилу материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости – сумме фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС), включающей в себя (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.

Приказ № 64н, внесший изменения в ПБУ 5/01, предоставил организациям малого бизнеса и НКО возможность оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01), а иные затраты включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. Напомним, ранее такие затраты, учтенные в качестве МПЗ, ждали своего часа списания до фактического расходования МПЗ.

Применение рассматриваемого упрощенного способа в бухучете сопровождается следующими записями:

Дебет Кредит
Оприходование приобретенных МПЗ по цене поставщика 10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, в том периоде, в котором они были понесены 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство – при использовании таковых) Счета учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др.

Пример 1

Организация (СМП) заказала перевозку товаров – 500 кг картофеля (цена закупки – 6 руб./кг) и 300 кг моркови (10 руб./кг) – транспортной компании. Стоимость доставки – 4 000 руб. (без НДС).

Стоимость доставки (транспортно-заготовительные расходы) включена в стоимость товара (счет 41), в частности:

  • картофеля – в сумме 2 000 руб. (4 000 руб. x ((500 кг x 6 руб./кг) / (500 кг x 6 руб./кг + 300 кг x 10 руб./кг));
  • моркови – в сумме 2 000 руб.

Теперь, воспользовавшись предлагаемыми изменениями, организация вправе учесть ТЗР по дебету счета 20, не распределяя эти расходы между разными товарами пропорционально стоимости последних.

Упрощенное признание расходов по обычным видам деятельности

Стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров микропредприятия (к ним относятся субъекты малого предпринимательства с численностью персонала до 15 человек) вправе включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат. Ранее, напомним, до фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве МПЗ.

Как известно, микропредприятия вправе вести бухгалтерский учет в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности с применением либо без применения двойной записи (п. 2.1 Информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»). Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данной книги независимо от применения двойной записи (см. также письма Минфина России от 27.02.2015 № 03‑11‑06/2/10013, от 19.03.2014 № 03‑11‑11/11952 и др.)

Так вот, для тех, кто действует традиционно (с применением двойной записи), Минфин рекомендует данный способ ведения бухучета реализовывать с помощью следующих записей:

Дебет Кредит
Списание стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в полной сумме по мере приобретения 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство – при использовании таковых) Счета учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда и др. (60, 76, 70…)
Списание общей суммы затрат, учтенных на счете 20 (других счетах затрат на производство) в конце отчетного периода 99 «Прибыли или убытки» (90 «Продажи» – при использовании такого счета) 20 (другие счета)

Обратите внимание

Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета микропредприятия не предполагает формирование в учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

Стоит отметить: рассмотренным способом могут воспользоваться и другие определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации, но только при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ, информация о которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей этой отчетности.

Упрощенное списание МПЗ, предназначенных для управленческих нужд

Расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, «малыши» вправе сразу (в полной сумме по мере приобретения) списать в дебет счета 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы» – при использовании такого счета). Но не забывайте: этот способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирования в нем и отражения в бухгалтерской отчетности остатка указанных МПЗ.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей можно не создавать

Если ранее создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей было обязательным, то теперь (благодаря Приказу № 64н) «малышам» предоставлено право такие резервы не создавать (абз. 2 п. 25 ПБУ 5/01).

Обратите внимания

При применении данного упрощенного способа ведения учета остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и тому подобных ценностей отражаются в бухгалтерской отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухгалтерского учета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи.

Бухгалтерский учет основных средств

Оценка основных средств по цене поставщика

Затраты, в общем случае включаемые в первоначальную стоимость объекта ОС, перечислены в п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Но «малышам» предоставлена возможность определять «усеченную» первоначальную стоимость объектов (аналогично тому, как делается в отношении МПЗ). Иными словами, малые предприятия и НКО могут оценивать объекты ОС (п. 8.1 ПБУ 6/01):

  • при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Применение данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета сопровождается следующими записями:

Дебет Кредит
Оприходование приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в размере цены поставщика (подрядчика) 08 «Вложения во вне­оборотные активы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, сооружением и изготовлением объекта ОС, в периоде, в котором они были понесены 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство – при использовании таковых) Счета учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др.

Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств

Малое предприятие вправе начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года. Тогда же, соответственно, отражать ее в учете.

Впрочем, «амортизационный» период в течение отчетного года можно выбрать (самостоятельно) иной, начисляя амортизацию, например, раз в квартал, полугодие. Напомним, ранее предусматривалось только ежемесячное начисление амортизации.

Пример 2

Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в июне 2016 года, – 600 000 руб. Ожидаемый срок его полезного использования – 5 лет. Соответственно, ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (600 000 руб. / 60 мес.). Расходы на доставку объекта (20 000 руб.) списаны на счета затрат основного производства в периоде, в котором понесены.

Организация (СМП) воспользовалась предоставленным ей правом и начисляет амортизацию по объекту раз в год.

В последний день декабря (31.12.2016) она сделает проводку по начислению амортизации объекта за 2016 года в сумме 60 000 руб. (10 000 руб. х
6 мес.): Дебет 20 Кредит 02 – 60 000 руб.

Единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Теперь малое предприятие может начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100% первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету (а не в течение всего срока полезного использования объекта, как прежде). Проводка Дебет 20 Кредит 02 будет сделана в том же отчетном периоде, в котором объект принят к учету.

Объект не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Бухгалтерский учет НИОКР и НМА

Если до рассматриваемых поправок в бухгалтерском законодательстве «малыши» списывали затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в течение ожидаемого срока использования результатов работ, теперь они вправе сделать это по мере осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).

Так же (в полной сумме по мере осуществления расходов) признаются расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

В обоих указанных случаях в учете надо сделать уже знакомую нам проводку: по дебету счета 20 (других счетов учета затрат на производство – при их использовании) и кредиту счетов расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.

Обратите внимания

Указанные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не предполагают формирование в нем и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок».

Вместо заключения

«Малыши» и НКО имеют возможность самостоятельно избрать способ ведения бухучета. На их выбор влияют условия хозяйствования, величина организации и другие соответствующие факторы. Следует также учитывать требования полноты и рациональности, предъявляемые к учетной политике организации (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), ведь бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Свой выбор, напомним, компании должны зафиксировать в учетной политике.

Что касается новых, рассмотренных в статье способов учета, решение об их применении организация принимает самостоятельно – какие-либо обязательные требования Приказом № 64н не введены. Исходя из того, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной изменения, организации малого бизнеса и НКО вправе принять решение о применении каждого из установленных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бух­учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016-й, так и за любой последующий год.

Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Приложение 1 к Типовым рекомендациям, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н.

Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

Утверждена Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Часть 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Часть 7 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Статус СМП, бухучет, баланс и порядок его заполнения: правовое регулирование

Субъект малого предпринимательства (СМП) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), соответствующий критериям, предусмотренным ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — закон № 209) и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265:

  • численность работников — не более 100 человек;
  • годовой доход — не более 800 млн руб. и т. д.

Более подробно об этом рассказывается в статье «Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства — критерии».

ФНС РФ, руководствуясь сданной отчетностью, вносит СМП в общедоступный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Наличие статуса СМП подтверждается бумажной или электронной выпиской из него (см. подробнее в статье «Выписка из реестра субъектов малого предпринимательства»).

СМП обязаны вести как бухучет (ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее — закон № 402-ФЗ), так и налоговый учет (ст. 313 Налогового кодекса). Они могут избрать как общий порядок, так и упрощенный и простой варианты ведения бухучета. Кроме того, существует упрощенный баланс субъектов малого предпринимательства и порядок его заполнения, которые регламентированы актами Минфина РФ и ФНС РФ (электронные форматы).

Важнейшие аспекты бухучета закрепляются в организационных документах, которыми определяются порядок его ведения и возложение соответствующих обязанностей. Далее рассмотрим варианты организации бухучета для СМП исходя из его задач.

Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства

Задачи бухучета сформулированы в п. 4 Положения по ведению бухгалтерского учета…, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение по бухучету):

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности и имуществе;
  • обеспечение сведениями, необходимыми для контроля за соблюдением законодательства РФ при ведении операций и за их целесообразностью и др.;
  • предотвращение отрицательных результатов экономической деятельности, выявление внутренних резервов финансовой устойчивости.

Получателями отчетности являются внутренние (руководитель, участники и др.) и внешние пользователи (инвесторы, контрагенты и др.).

К СМП относятся организации с относительно небольшой численностью сотрудников и небольшим доходом, не привлекающие капитал путем размещения акций или облигаций, поэтому для них неактуальна подробная разработка и раскрытие отчетности, предназначенной для внешних пользователей — инвесторов. По сути, основная цель здесь сводится к правильному исчислению налогов.

В связи с этим законодательством предусмотрено нескольких вариантов организации бухучета для СМП:

  1. Ведение в полном объеме.
  2. Ведение в упрощенном порядке (подп. 1 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
  3. Для ИП — учет доходов и расходов для целей налогообложения без ведения бухучета (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства: варианты

Ответственность за организацию бухучета возлагается на руководителя (п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Какие бы организационные и кадровые решения им ни были приняты, он может быть привлечен к ответственности за бухгалтерские ошибки (см. решение Басманного районного суда г. Москвы от 08.12.2017 по делу № 12-2492/2017).

Типовые рекомендации по организации бухучета для СМП, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н (далее — Рекомендации), и ст. 6 закона № 402-ФЗ предусматривают несколько вариантов непосредственной организации ведения бухучета, они же допускаются законом:

  • создание бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером;
  • введение в штат должности бухгалтера;
  • передача ведения бухучета на договорных началах специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • личное ведение бухучета руководителем.

Для некоторых организаций п. 5 ст. 6, п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ установлен запрет на применение упрощенных способов ведения бухучета и на его возложение на руководителя (к ним относятся юрлица, подлежащие аудиту, микрофинансовые организации и др.).

Решение по организации бухучета отражается документально: в штатном расписании (введение бухгалтерских должностей), положении о бухгалтерии или аналогичном подразделении, должностных инструкциях. Если руководитель ведет бухучет сам, он издает приказ о возложении бухучета на себя лично.

Учетная политика СМП и ее содержание

Бухгалтерская и налоговая учетная политика

Способы ведения учета определяются в учетной политике организации, которая утверждается приказом руководителя (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, далее — ПБУ 1/2008). Этот документ регулируется 2 группами норм:

  • ст. 8 закона № 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 и другими нормативными актами Минфина РФ — бухгалтерская учетная политика, закрепляющая способы бухучета;
  • ст. 11, 313 НК РФ — учетная политика для целей налогообложения, определяющая избранные из числа допустимых варианты учета показателей, необходимых для исчисления налогов (определения налоговой базы).

Регламентация по документальному оформлению отсутствует. Это может быть единый документ или 2 документа. Налоговая политика может быть приложением к бухгалтерской. Ее параметры в виде выбора опций вносятся в компьютерную программу бухучета, если она применяется организацией.

Утверждение и изменение учетной политики

Учетная политика применяется с момента создания организации, в т. ч. если утверждена позднее этого момента. Предельный срок для утверждения — 90 дней со дня госрегистрации юрлица (в т. ч. созданного путем реорганизации, п. 9 ПБУ 1/2008).

Этот документ необязательно утверждать ежегодно. Относительно сроков введения изменений существует двоякая регламентация:

  1. Коррективы методического характера, которые вносятся организацией по своему усмотрению, вступают в силу со следующего отчетного периода (с 1 января следующего года).
  2. Изменения, связанные с открытием новых подразделений, изменением законодательства должны вноситься оперативно — с начала работы подразделения, вступления изменений в законную силу (п. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина РФ от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756).

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 после существенных корректировок учетной политики отражение фактов хозяйственной жизни проводится ретроспективно, т. е. с момента их возникновения, насколько это возможно с точки зрения надежности результата.

Если в деятельности организации возникают новые явления хозяйственной деятельности, требующие адекватной фиксации, введение новых приемов учета для этого не считается изменением учетной политики (п. 10 ПБУ 1/2008). Соответственно, на такие нововведения требования по срокам внесения корректив не распространяются, они вводятся по мере необходимости.

Содержание бухгалтерской учетной политики СМП

Учетная политика должна утвердить организационные и технические параметры учета:

  1. Вариант ведения учета:
  • полный — с использованием регистров бухучета (журнально-ордерная или мемориально-ордерная форма);
  • упрощенный вариант — с применением ведомостей;
  • простую форму (для микропредприятий) — без регистров и двойной записи, с применением Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности (см. приложение 1 к Рекомендациям).

Упрощение не должно влиять на достоверность учета.

  1. План счетов. Его разрешается сократить путем объединения данных нескольких близких счетов (п. 3 информации Минфина РФ «Об упрощенной системе…» от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
  2. Формы первичных документов, которые должны по реквизитам соответствовать ст. 313 НК РФ. Для использования в электронном документообороте ФНС РФ рекомендует форматы, утв. приказами ФНС РФ от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@, от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@.
  3. Выбор методов и способов учета (формирование себестоимости, схемы учета затрат и др.), порядок проведения контрольных процедур и т. д. (п. 4 ПБУ 1/2008).
  4. Выбор варианта бухгалтерской отчетности (полный или упрощенный).

Из перечисленных категорий документации только для отчетности предусмотрена обязательная бумажная форма (п. 8 ст. 13 закона № 402-ФЗ), для других видов возможна электронная.

Учетная политика для целей налогообложения

Все документы бухучета могут служить доказательствами при налоговых проверках. Основу исчисления налогов составляют первичные учетные документы, требования к реквизитам которых одинаковы для всех субъектов хозяйственной деятельности.

В отличие от бухучета, налоговый учет имеет целью показать формирование налоговой базы, методику и результаты исчисления и уплаты налогов, в т. ч. по сложным моментам, которые в законодательстве не отражены.

Как правило, налоговая учетная политика включает 3 основных раздела:

  1. Принципы построения учета (последовательность, непрерывность и др.), с отражением отраслевых особенностей.
  2. Избранные способы и методы ведения налогового учета (в частности, перечень прямых и косвенных расходов для исчисления налога на прибыль, абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2018 № 03-07-07/11012), создание резервов на отпуска и сомнительные долги и др.).
  3. Формы налоговых регистров, отвечающие установленным ст. 313 НК РФ требованиям к реквизитам (наименование, период (дата) составления, измерители и др.).

Если учет ведется программными средствами, зачастую разработчики предлагают готовую форму приказа об учетной политике, где нужно только выбрать нужные параметры, которые будут отражаться в программе. При этом реализуется возможность подписания всех необходимых документов электронной подписью.

Преимущества СМП при ведении бухучета

Для СМП в случае применения ими упрощенного бухучета действует ряд послаблений. В частности, они вправе:

  1. В случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета (в этом качестве выступают и ПБУ, утвержденные Минфином с 1998 года, п. 1.1 ст. 30 закона № 402-ФЗ) способов бухучета по конкретному вопросу самостоятельно утвердить такие способы исходя из рациональных соображений (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
  2. Выбирать между кассовым методом и методом начисления (п. 19 ПБУ 1/2008). Отметим, что это право есть только при применении общего режима налогообложения, на упрощенной системе налогообложения кассовый метод является обязательным (ст. 346.17 НК РФ).
  3. Не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 Положения по бухучету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).
  4. Исправлять существенные ошибки предыдущих периодов, обнаруженные после утверждения отчетности, без ретроспективного пересчета — в порядке, предусмотренном для несущественных ошибок (пп. 9, 14 Положения по бухучету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).
  5. Списывать в упрощенном порядке (единовременно) расходы на приобретение нематериальных активов, НИОКР, производственный инвентарь и др.

Бухгалтерская отчетность СМП

Согласно п. 11 ст. 13 закона № 402-ФЗ на отчетность не может быть распространен режим коммерческой тайны. Отчетность всех организаций начиная с 2012 года доступна на сайте Росстата. Формы и порядок ее заполнения регламентированы актами Минфина РФ:

  • формы баланса — приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н (в т. ч. упрощенная форма для СМП — прил. 5 к приказу);
  • порядок заполнения — Положением по бухучету «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).

Отчетность включает (п. 5 ПБУ 4/99):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к перечисленным документам;
  • пояснительную записку.

Отчетность представляется в налоговый орган и орган статистики (ст. 18 закона № 402-ФЗ). При ее сдаче в электронном виде нужно руководствоваться форматами отчетности, рекомендованными ФНС РФ (на момент выхода настоящей статьи ФНС РФ издан приказ от 16.07.2018 № ММВ-7-6/455@, отменяющий ранее утвержденные форматы).

***

Итак, особенность бухучета СМП — возможность выбора упрощенного варианта его ведения с сокращением числа счетов, регистров, способов учета и смягчением требований, допущением возложения на руководителя. Однако при любом варианте остаются неизменными требования к первичному учетному документу, который служит основой доказывания при исчислении налогов, и принцип достоверного отражения результатов предпринимательской деятельности в учетной документации.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Организация бухгалтерского учета в упрощенной форме

Возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме необходимо закрепить в учетной политике организации. Кроме того, в учетной политике организации следует закрепить: рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемые формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

Также следует разработать способы и методы ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме.

Упрощенный план счетов

Организации вправе сократить количество синтетических счетов бухгалтерского учета, закрепив данное положение в учетной политике в виде рабочего плана счетов бухгалтерского учета:

а) все производственные запасы можно учитывать на счете 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);

б) все затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), можно учитывать на счете 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);

в) готовую продукцию и товары можно учитывать на счете 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

г) дебиторскую и кредиторскую задолженность можно учитывать обобщенно на счете счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

д) для учета денежных средств в банках можно применять счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

е) для учета капитала можно применять счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);

ж) для учета финансовых результатов можно применять счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Регистры бухгалтерского учета

Упрощенную форму бухгалтерского учета можно применять с ограниченным перечнем бухгалтерских регистров.

Методы учета доходов и расходов

Организация может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

Кассовый метод означает признание доходов (выручки) и расходов по мере поступления денежных средств от покупателей и заказчиков, по мере оплаты (погашения задолженности) за приобретенные товары, работы, услуги.

Кассовый метод можно рекомендовать организациям, применяющим специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

Если же организация применяет общий режим налогообложения, то применять кассовый метод нецелесообразно, так как в этом случае правила признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете будут существенно различаться.

Перечень ПБУ, которые организация вправе не применять

Организация вправе отказаться от применения отдельных ПБУ:

Наименование ПБУ Норма ПБУ От чего освобождается организация
1 2 3
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» Пункт 3 Может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» Пункт 2.1 Может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» Пункт 2 Может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. То есть можно не учитывать постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства.
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» Пункт 3.1 Может не формировать и не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности.
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» Пункт 3 Может не формировать и не раскрывать информацию о связанных сторонах.
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» Пункт 2 Может не формировать информацию по сегментам и не раскрывать ее в отчетности.

При этом следует учитывать, что резерв по сомнительным долгам организации создавать все равно необходимо, поскольку это требование установлено не ПБУ 8/2010, а п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Что есть «упрощенный бухучет»

Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н установлено, что малые предприятия формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Так, компания вправе не представлять в инспекцию отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80.

При этом указанные компании вправе формировать бухотчетность в общем порядке.

Субъект малого предпринимательства может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций (Информация Минфина России N ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»).

Кроме того, малые предприятия вправе не раскрывать следующую информацию:

  • о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности (ПБУ 11/2008);
  • по сегментам в бухгалтерской отчетности (ПБУ 12/2010);
  • по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02).

При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты компании должны исходить из требования рациональности. В бухгалтерской отчетности нужно приводить показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно в следующих случаях:

  • их существенности;
  • без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности.

Малый бизнес вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством.

Исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, можно без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

Примечание. Кто относится к малому бизнесу

К субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. суммарная доля участия госструктур, иностранных компаний граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25% процентов. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юрлицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2. средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек;
  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб.

План счетов можно сократить

Для ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов.

Такие организации вправе открыть для обобщения информацию:

а) о производственных запасах (счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»));

б) о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) (счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу»);

в) о готовой продукции и товарах (счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»));

г) о дебиторской и кредиторской задолженности (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»)).

Кроме того, компании могут предусмотреть в рабочем плане счетов бухгалтерского учета:

а) для учета денежных средств в банках — счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

б) для учета капитала — счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);

в) для учета финансовых результатов — счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Упрощенная отчетность

Следует иметь в виду, что согласно п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н организации — субъекты малого предпринимательства могут формировать отчетность по упрощенной системе.

Итак, компания — субъект малого предпринимательства вправе самостоятельно принять решение о формировании бухгалтерской отчетности:

  1. по упрощенной системе;
  2. в общем порядке.

Минфин России в Информации «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства» разъяснил, как небольшим фирмам формировать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Итак, упрощенная отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом отчеты могут включать показатели только по группам статей без их детализации по статьям. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах могут составляться по следующим упрощенным формам, которые приведены в Приложении N 5 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

В случае необходимости пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах субъект малого предпринимательства составляет также приложение. В приложении к балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения субъекта малого предпринимательства или финансовых результатов его деятельности. В частности, в приложении целесообразно раскрывать:

  • те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывались ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учетной политики или перспективного пересчета при исправлении существенных ошибок и т.п.;
  • информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т.п.

Если компания примет решение формировать бухотчетность в общем порядке, субъект малого предпринимательства должен соблюдать общие требования, установленные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Микропредприятия могут вести бухучет без проводок

При формировании учетной политики микропредприятие вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). Такое правило установлено ПБУ 1/2008, утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Обязанность закрепления в учетной политике указанного способа ведения бухгалтерского учета также установлена Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н.

Компания признается микропредприятием, если одновременно соблюдаются следующие требования:

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не превышает 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает 60 млн руб.;
  • не более 25% уставного капитала (в совокупности) принадлежит организациям, не являющимся малыми предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам.

Указанные требования установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Т.Шишкина

Ведущий редактор-эксперт

Кто может применять упрощенные способы

На официальном сайте Минфина (minfin.ru) размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Рекомендации). Рекомендации разработаны Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Рекомендовано три возможных способа организации упрощенного учета:

  • полная форма
  • сокращенная форма
  • простая система введения бухучета.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Выбранный способ организации бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет. Они поименованы в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. В частности, поскольку обязательному аудиту подлежат все акционерные общества (и публичные, и непубличные), применять упрощенный бухгалтерский учет они не вправе.

Полная форма упрощенного бухучета

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Данная форма учета подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

Минфин России в информационном письме от 3 июня 2015 года № ПЗ-3/2015 разъяснил отдельные моменты организации и ведения упрощенного бухучета. Рассмотрим, какие предусмотрены послабления для субъектов малого предпринимательства.

Во-первых, это сокращенный План счетов. Малые предприятия могут разработать свой рабочий план счетов, объединив в нем схожие счета учета. Причем применение сокращенного рабочего Плана счетов возможно для всех форм упрощенного бухучета.

Во-вторых, полная форма введения упрощенного бухучета основана на использовании специальных регистров.

В-третьих – упрощенная бухгалтерская отчетность, которую вправе сдавать все субъекты малого предпринимательства. Упрощение сводится к тому, что (приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. №66н):

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств содержат сокращенный объем показателей (приложение № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н). В приложениях к данным формам отчетности приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;
  • отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств, необходимо составлять, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности.

Микропредприятия при утверждении учетной политики вправе принять решение о составлении бухгалтерской отчетности в течение отчетного года по мере необходимости.

Еще одним послаблением для малых предприятий является то, что они могут исправлять существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам пункта 14 ПБУ 22/2010. Так, у субъектов малого предпринимательства есть возможность исправлять существенные ошибки учета и отчетности в том периоде, в котором они их обнаружили. Прибыли или убытки прошлых лет, возникшие в результате такой корректировки, нужно отражать на счете 91 в составе прочих доходов и расходов. Изменения фиксируются в текущей отчетности, пересчитывать показатели в отчетах за прошлый год не нужно.

Сокращенная форма ведения бухучета

Сокращенная форма подходит для малых компаний, использующих кассовый метод, и удобен для тех, у которых хозяйственные операции преимущественно однообразные.

Сокращенная форма упрощенного бухгалтерского учета предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном
документе — Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни.

Данная Книга представляет собой таблицу, в которой все операции отражаются разрезе используемых счетов на основе первичных документов

Наряду с вышеуказанным регистром, для учета расчетов по оплате труда с работниками, предприятиям рекомендуется применять ведомость учета оплаты труда.

На основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни организация составляет бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Тем не менее, следует отметить, что если у вашей организации много разнообразных операций, Книга получится большого размера, поэтому ее применение может быть неудобным и, в конечном итоге, запутать пользователей отчетности.

Простая система ведения бухучета

Бухгалтерский учет по простой системе могут вести только микропредприятия. Напомним, микропредприятиями являются фирмы с численностью работников до 15 человек и доходом, полученным в рамках предпринимательской деятельности, не превышающим 120 млн. рублей за предыдущий год.

При простой форме учета двойной записи нет (то есть суммы по дебету и кредиту счетов отражать не нужно). Все хозяйственные операции фиксируются в отдельном журнале. Его можно составить на основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни (форма № К-2 МП).

Книга учета фактов хозяйственной жизни № К-2МП представляет собой таблицу, в которой операции регистрируются в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Все операции отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов.

По окончании отчетного месяца подсчитываются обороты по каждой группе статей и выводятся остатки на конец месяца.

Для упрощения учета основных средств и нематериальных активов микропредприятие может предусмотреть в учетной политике начисление амортизации, либо один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности), либо в случаях возникновения необходимости определения остаточной стоимости ОС и НМА

Данные Книги № К-2МП позволяют микропредприятию составить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Читайте в бераторе

Бухучет в упрощенном порядке: подробно и на наглядных примерах

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.