Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий

Содержание

Упрощенные правила бухучета для малого бизнеса

Президент РФ 2 ноября 2013 г. подписал Федеральный закон N 292-ФЗ, которым предусмотрены поблажки в части бухгалтерского учета и бухотчетности для малых предприятий и предпринимателей. Правда, в самом Законе не сказано, что это за упрощенные формы учета и отчетности. Давайте разберемся, о чем идет речь.

Упрощенный бухгалтерский учет

Представители малого бизнеса теперь без опасений могут вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Прежде чем говорить о конкретных мерах, напомним, о ком идет речь. Предприятие считается малым, если средняя численность работников в нем составляет до 100 человек включительно, а выручка от реализации (без НДС) не превышает 400 млн руб. Оба показателя берутся за предыдущий календарный год. Есть еще ограничение по структуре уставного капитала (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ). Не будем подробно об этом требовании, поскольку обычно оно неактуально — в подавляющем большинстве у представителей малого бизнеса учредителями являются физические лица.

Что это за упрощенные правила бухгалтерского учета?

Давайте заглянем в положения по бухгалтерскому учету и другие нормативно-правовые акты.

Сразу оговоримся: упрощать бухгалтерский учет не вправе малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. То есть те организации, которые выпускают акции и облигации. Конечно, на практике это большая редкость.

Итак, малые предприятия могут не применять ряд федеральных стандартов. В частности, это ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н), касающееся учета налога на прибыль, и ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г.

Упрощенный бухгалтерский учет малого предприятия

N 167н).

Вдобавок малые предприятия вправе все проценты по полученным кредитам и займам учитывать как прочие расходы. То есть независимо от того, потратили заемные средства на покупку инвестиционного актива или нет. Об этом сказано в п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н).

Также «малышам» позволено все существенные ошибки в бухучете и отчетности исправлять текущим периодом. Проводить ретроспективный пересчет не нужно в любом случае. Так предусмотрено п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. Приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н).

Еще одна серьезная поблажка — малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Поясним в двух словах суть кассового метода: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты. При этом полученные авансы также надо ставить в доход, а выданную предоплату в момент выдачи списывать в расходы нельзя. Надо дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства (отработает аванс).

Кассовый метод в бухучете особенно удобен для фирм, применяющих упрощенную систему, ведь такие организации всегда считают «упрощенный» налог кассовым методом.

Помимо этого, разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов. Иными словами, допускается «укрупненное» использование счетов. Так, можно отражать на счете 10 информацию о производственных запасах вместо того, чтобы вести операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных затратах можно целиком показывать на счете 20. То есть разбивка на счета 20, 23, 25, 26, 28, 29 не нужна. Важно также, что для учета денег в банках малым предприятиям достаточно использовать счет 51 вместо счетов 51, 52, 55 и 57.

Для систематизации и накопления информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Суть простой формы: регистрировать все хозяйственные операции необходимо только в книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Такой вариант чиновники рекомендуют для фирм с незначительным количеством операций (не более 30 в месяц), которые не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.

Особые правила. Некоммерческие организации вправе применять упрощенные формы бухучета и отчетности. Исключение — НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей.

Специальные правила для микропредприятий

Среди малых предприятий отдельно выделяются микропредприятия. Это организации с численностью до 15 человек и годовой выручкой не более 60 млн руб. без учета НДС.

Столь маленькие фирмы могут вообще не применять двойную запись. Так сказано в п. 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н). Бухгалтерскую отчетность они вправе формировать на основе данных специальных регистров. Конкретных требований насчет содержания и названий регистров нет. Соответственно, это могут быть, например, ведомости или таблицы. Главное, чтобы в регистрах были все необходимые реквизиты, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ. Напомним, что это название регистра и наименование фирмы-составителя, дата начала и окончания ведения регистра и др.

Каждый регистр чиновники рекомендуют применять для отдельного объекта учета (п. 4.2 Информации Минфина России от 20 февраля 2013 г. N ПЗ-3/2012). Значит, понадобятся отдельные регистры для зарплаты, НДФЛ и страховых взносов, иных налогов, основных средств, запасов и пр.

Если ваша организация хочет вести учет без двойной записи, соответствующее решение необходимо закрепить в учетной политике для целей бухучета. При этом помните, что применять кассовый метод при ведении учета без двойной записи нельзя. То есть учет необходимо вести методом начисления.

Применять данную льготу следует осторожно. Ведь микропредприятие может вырасти! Соответственно, если фирма вела бухгалтерский учет без двойной записи, придется восстанавливать бухучет. А это зачастую дополнительные траты денег и времени.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Теперь про упрощенную бухгалтерскую отчетность для представителей малого бизнеса. У «малышей» есть три варианта, как формировать бухотчетность.

Во-первых, можно формировать отчетность по общим правилам. То есть составлять баланс и все приложения к нему, а также пояснения. А также прикладывать к отчетности аудиторское заключение (если фирма подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).

Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Вторая форма в Приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н (далее — Приказ N 66н) до сих пор называется «отчет о прибылях и убытках». Однако в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) используется именно термин «отчет о финансовых результатах». Хотя по сути это тот же отчет о прибылях и убытках. Просто наиболее правильно переименовать его в соответствии с Законом N 402-ФЗ.

При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей без дополнительной расшифровки. Например, всем организациям нужно разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. «Малышам» достаточно заполнить в балансе строку 1230 и все.

Что касается остальных приложений, то тут такая ситуация. В отчетах об изменениях капитала и о движении денежных средств организация вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности. Соответственно, если, по мнению бухгалтера, отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять. Что касается пояснений, то их заполняют, только если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже сказали, включать в состав бухотчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение.

Проще говоря, малое предприятие может не сдавать в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств: штрафов за такие действия не будет. Санкций же за то, что не заполнены пояснения к отчетности, вообще быть не может. Ведь пояснения не являются обязательным элементом в принципе.

В-третьих, для «малышей» предусмотрены упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. Они приведены в Приложении N 5 к Приказу N 66н. Основное отличие этих форм от общепринятых — показатели сильно укрупнены. В частности, актив баланса состоит всего из одного раздела (а не двух). Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо 17. Ну и итоговый показатель — баланс. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме — 18) плюс итоговый, то есть «баланс».

Решив заполнять упрощенные формы, вы обнаружите: показатели еще более укрупнены, чем обычно. То есть почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в п. 5 Приказа N 66н.

Напомним, что сдавать бухгалтерскую отчетность надо в налоговую инспекцию и подразделение Росстата по месту нахождения фирмы. Отчитаться необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Поскольку 31 марта выпадает на понедельник (рабочий день), то это и есть крайний срок.

Представить отчетность в ИФНС и Росстат можно как на бумаге, так и в электронной форме через Интернет. Никаких специальных требований на данный счет в законодательстве нет.

Особые правила. Коллегии адвокатов, нотариальные палаты и микрофинансовые организации не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и бухотчетности.

Особые условия для предпринимателей

Напоследок скажем пару слов про индивидуальных предпринимателей.

Такие хозяйствующие субъекты традиционно не ведут бухгалтерский учет и не сдают бухотчетность. Правильность данного подхода неоднократно подтверждали чиновники Минфина России (см., например, Письма от 17 июля 2013 г. N 03-11-11/27954, от 17 августа 2012 г. N 03-11-11/249 и др.).

Однако раньше в ст. 6 Закона N 402-ФЗ говорилось только про бизнесменов, которые «ведут учет доходов и расходов или иных объектов налогообложения». Оставалась неясность, как быть предпринимателям на «вмененке».

Теперь данная проблема решена.

В новой редакции п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ четко сказано, что от ведения бухучета освобождаются ИП, которые, в соответствии с налоговым законодательством, ведут учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности. А это и есть коммерсанты на ЕНВД.

Соответственно, все предприниматели независимо от применяемого режима налогообложения получают освобождение от бухучета и бухгалтерской отчетности.

Т.Н.Петрухина

Налоговый консультант

Михайлова И.Г., Шульга Н.Н.

Организация ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

За годы  экономических преобразований в России создан целый ряд законов, указов президента и постановлений правительства, а также законодательных актов субъектов федерации, которые так или иначе формировали и уточняли правовое поле деятельности малого предпринимательства и организации ведения бухгалтерского учета. Основным документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и предпринимателей, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 данного закона субъекты малого предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. В соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся лица, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале  указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:

а) до ста человек включительно для малых предприятий;

б) среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время размер балансовой стоимости активов (остаточной стоимость основных средств и нематериальных активов) законодательно не установлены. Поэтому при отнесении организаций к малым следует руководствоваться выручкой от реализации товаров (работ, услуг). Так, Постановлением правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:

— микропредприятия — 60 млн. рублей;

— малые предприятия — 400 млн. рублей.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учета является Федеральный  закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающий в силу с 1 января 2013 года, который  распространяется на:  коммерческие и некоммерческие организации;  государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк Российской Федерации; индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Как видно,  действие настоящего Федерального закона распространяется как на юридических так и на физических лиц. Однако согласно подп. 1 пункта 2 статьи 6 указанного закона бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является  упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую  отчетность для  субъектов малого предпринимательства (пп. 10 п.3 ст. 21 Закона № — 402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства должны  быть установлены  федеральными стандартами. Также руководителю субъекта малого предпринимательства  предоставлена возможность принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Помимо закона «О бухгалтерском учете» малые предприятия должны руководствоваться  Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», в которых представлен льготный порядок ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Типовые рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно — правовых форм и форм собственности. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.8 типовых рекомендаций, малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово — хозяйственных операций регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены в приложениях к Типовым рекомендациям. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в отношении упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В соответствии с Информацией при организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, то есть его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, пункт 6).

Субъект малого предпринимательства может использовать сокращенный план счетов по сравнению с утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Так вместо нескольких синтетических счетов в целях бухгалтерского учета малым предприятием информация об отдельных объектах учета может  обобщаться лишь на одном счете: счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»); счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу»; счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»); счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»); счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»); счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»); счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Также в соответствии с Информацией Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» представители малого предпринимательства (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг) также вправе не применять такие Положения по бухгалтерскому учету, как:

— «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008, утверждено Приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н);

— «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010, утв. Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н);

— «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02, утв.

Упрощенный учет для малых предприятий

Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Помимо этого,  субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг) могут использовать кассовый метод учета доходов и расходов, не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета, не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета, а также могут принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, пункт 9).

Таким образом, с вступлением  в силу Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации,  применяющие упрощенный режим налогообложения, утрачивают право не вести бухгалтерский учет, которое они имели на протяжении многих лет. Однако, необходимо помнить, что «упрощенцы», как правило, относятся к субъектам малого предпринимательства. А стало быть, у них есть возможность вести бухгалтерский учет и составлять соответствующую отчетность по упрощенной программе.

Литература:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»

4. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

5. Информация Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»

6. Тушнов М. «Упрощенный» бухучет – 2013 // «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». –  2012. –  № 45.

Упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

Субъектам малого предпринимательства с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 в месяц), разрешается применять упрощенную форму бухгалтерского учета, которая включает в себя:

упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета;

простую форму бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета).

Организация бухгалтерского учета по упрощенной форме построена на основе упрощенного рабочего плана счетов, разрабатываемого каждым субъектом малого предпринимательства исходя из типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, который позволяет отражать имущество, капитал и обязательства в регистрах бухгалтерского учета по счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью активов, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета предполагает его ведение в следующих учетных регистрах:

форма № В-1 «Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений» — является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (балансовые счета 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств»).

форма № В-2 «Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям» — предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов (материалов), товаров и готовой продукции (балансовые счета: 10 «Материалы»; 41 «Товары» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»). число месяца, следующего за отчетным месяцем;

форма № В-3 «Ведомость учета затрат на производство» — применяется для аналитического и синтетического учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и капитальных вложений малого предприятия, учитываемых, соответственно, на балансовых счетах 20 «Основное производство» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

форма № В-4 «Ведомость учета денежных средств» — применяется для учета денежных средств на малых предприятиях. Учет их ведется на следующих бухгалтерских счетах: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

форма № В-5 «Ведомость учета расчетов и прочих операций» — используется для учета расчетных и прочих операций.

Упрощенный порядок учета для малых предприятий: выгоды и риски

Учет таких операций ведется на синтетических счетах, которые подразделяются на соответствующие субсчета, нарастающим итогом остатков средств или задолженности по их видам: 58 «Финансовые вложения», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

форма № В-6 (отгрузка) «Ведомость учета расчетов и прочих операций» — применяется, если в учетной политике закреплен метод реализации «по отгрузке». В форме В-6 (отгрузка) позиционным способом отражается информация о каждом плательщике, наименовании продукции, работ, услуг, их фактическая себестоимость, стоимость по отпускным ценам, дебетовые и кредитовые обороты за отчетный период по балансовым счетам 90 «Продажи» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», корреспондирующиеся с ними счета, финансовый результат от операций по реализации;

форма № В-6 (оплата) «Ведомость учета реализации» — используется, если в учетной политике закреплен метод реализации «по оплате». Финансовый результат на малом предприятии, использующем ведомость форма № В-6 (оплата), определяется как разница между данными граф «Оплачено по отпускной цене» и «Оплачено по фактической себестоимости»;

форма № В-7 «Ведомость учета расчетов с поставщиками» — применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на балансовом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Ведомость открывается путем перенесения остатков задолженности предприятия в разрезе счетов поставщиков из ведомости за прошлый месяц.

форма № В-8 «Ведомость учета оплаты труда» — предназначена для расчетов с работниками малого предприятия по оплате труда, учитываемых на балансовом счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Она рекомендована малым предприятиям с численностью работающих до 10 человек, включая штатных и внештатных работников.

форма № В-9 «Ведомость (шахматная)» — предназначена для обобщения данных текущего учета в виде месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. Основанием для записи являются первичные (сводные) учетные документы — акты, накладные, отчеты и тому подобные.

На основании шахматной ведомости (форма № В-9) составляется оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам, которая является способом обобщения показателей счетов. Из шахматной ведомости в оборотно-сальдовую переносятся дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому синтетическому счету. После этого в оборотно-сальдовой ведомости подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным. Оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия..

Необходимо заметить, что субъекты малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством обязаны соблюдать порядок ведения кассовой дисциплины и составлять кассовую книгу на основании первичных документов.

Алгоритм отражения хозяйственных операций при упрощенной форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета можно представить в такой последовательности:

1) регистрация хозяйственных операций в кассовой книге, сводных документах и в регистрах аналитического учета на основании первичных документов;

2) перенос данных кассовой книги в сводные документы;

3) составление ведомостей синтетического учета (формы № В-1, № В-2, № В-3, № В-4, № В-5, № В-6 (оплата), № В-6 (отгрузка), № В-7, № В-8) на основании данных первичных и сводных документов, а также регистров аналитического учета;

4) обобщение месячных итогов ведомостей синтетического учета в форме № В-9 «Ведомость (шахматная)» путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей с разноской их в дебет соответствующих счетов;

5) формирование показателей оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам на основании формы № В-9;

6) сверка данных оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам с показателями регистров аналитического учета;

7) составление бухгалтерского баланса и других отчетных форм по данным оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам и регистров аналитического учета.

Особенностью применения упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета является то, что она используется на малых предприятиях, занимающихся производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг).Сущность простой формы бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета) состоит в том, что регистрация первичных учетных документов, определение себестоимости продукции и финансового результата производятся в одном бухгалтерском регистре — форме № К -1 «Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности». При этом книгу учета фактов хозяйственной деятельности заполняют либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей.

Эти данные используются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности, т.е. простая форма не требует оборотно-сальдовой ведомости — бухгалтерская отчетность составляется на основании книги учета фактов хозяйственной деятельности.

Форма № К-1 является общим регистром синтетического и аналитического учета, на основании которого можно определить наличие имущества, денежных средств, источников финансирования хозяйственной деятельности малого предприятия на отчетную дату и составить бухгалтерскую отчетность. В книге учета фактов хозяйственной деятельности должны быть отражены все данные по дебету и кредиту всех синтетических счетов, применяемых малым предприятием, а также учетные данные всех аналитических счетов.

Форму № К-1 малые предприятия могут вести в виде ведомости, открывая ее на месяц, а при необходимости, используя вкладные листы для учета операций по счетам, — в форме книги, в которой операции учитываются за весь отчетный год. В этом случае страницы книги должны быть прошнурованы и пронумерованы.

Учет операций в такой книге ведется весь отчетный год. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности открывается записями сумм остатков на начало года или на начало деятельности малого предприятия по каждому виду имеющихся средств и источников.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Ведомость учета оплаты труда по форме № В-8 (вторая форма бухгалтерского учета малых предприятий, применяющих простую форму бухгалтерского учета), заполняется по аналогии с требованиями для формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Дополнительно по общему правилу субъекты малого предпринимательства ведут кассовую книгу для записей операций по кассе, которые дублируют записи в книге учета фактов хозяйственной деятельности.

Алгоритм отражения хозяйственных операций при простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета):

1) регистрация хозяйственных операций в кассовой книге, сводных документах на основании первичных документов;

2) перенос данных кассовой книги в сводные документы;

3) заполнение формы № В-8 «Ведомость учета оплаты труда»;

4) составление формы № К-1 «Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности» на основании данных первичных и сводных документов, а также формы № В-8;

5) сверка показателей формы № К-1 и формы № В-8;

6) составление бухгалтерского баланса и других отчетных форм по данным формы № К-1.

Отличительной особенностью простой формы бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета) является то, что она применяется на малых предприятиях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), при этом содержание хозяйственного процесса не является сферой материального производства (не имеет место выпуск продукции и выполнение отдельных видов работ).

На малом предприятии можно применять простую форму бухгалтерского учета, если:

• отсутствуют собственные основные средства;

• поступления материалов незначительны и полностью используются на производство продукции (работ, услуг) в отчетном месяце;

расчеты с покупателями за проданную продукцию, а также с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, выполненные работы и услуги ведутся сразу по факту совершения операции, то есть отсутствуют соответствующие задолженности на конец месяца;

• ведется простое производство с ежемесячной продажей продукции без наличия незавершенного производства, работа по заказам;

• не осуществляется авансирование поставщиков по их затратам;

• возможен учет доходов и расходов на основе полученных и уплаченных наличных денежных средств.

Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 655;

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

1.1 Понятие малого предпринимательства и особенности налогового учета на малых предприятиях

1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях. Характеристика возможных режимов налогообложения

1.3 Особенности деятельности ООО «ВетКор»

Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ООО «ВетКор»

2.1 Учет имущества организации

2.2 Учет обязательств организации и источников их формирования

2.3 Учет финансовых результатов

Глава 3. Действующая практика налогообложения ООО «ВетКор»

3.1 Налоговый учет при применении упрощенной системы налогообложения

3.2 Налоговый учет при режиме налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

3.3 Сравнительный анализ различных объектов налогообложения. Рекомендации по выбору налогообложения

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Этот сектор экономики образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках связанных с массовым потреблением товаров и услуг.

Выбранная тема является актуальной для изучения, так как в настоящее время большинство малых предприятий затрудняются в выборе налогового режима либо необоснованно его выбирают, что влечет за собой ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, а также введение специальных налоговых режимов можно отнести к выполнению одного из пунктов Федерального закона от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Поэтому перед учредителями малых предприятий, возникает весьма нелегкая для решения задача – выбрать именно ту форму и систему учета на своем предприятии, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.

В данной дипломной работе рассмотрена упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в частности организация бухгалтерского и налогового учета.

Применение специальных режимов налогообложения уменьшает налоговое бремя, упрощает налоговый и бухгалтерский учет и отчетность для небольших предприятий, что в свою очередь способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Целью дипломной работы является обоснование необходимости разработки стратегии по минимизации налогового бремени малого предприятия и упрощения системы учета на предприятии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть теоретические основы бухгалтерского учета на малом предприятии;

— выявить особенности налогообложения малых предприятий;

— рассмотреть упрощенную форму и систему учета в ООО«ВетКор»;

— обосновать необходимость разработки стратегии Орма и системы учета на малом предприятии по минимизации налогового бремени на предприятии.

Объектом выпускной квалификационной работы является система учета и налогообложения общества с ограниченной ответственностью «ВетКор».

Предметом исследования являются упрощенная форма налогообложения и налогообложение в виде единого налога на вмененный доход, а также система учета на малом предприятии.

Информационной базой для проведения исследования послужили следующие источники: Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Практическая значимость представленной работы заключается в разработке стратегии по минимизации налогового бремени малого предприятия и упрощения системы учета в ООО «ВетКор».

Раскрытие поставленных задач определило структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

1.1 Понятие малого предпринимательства и особенности налогового учета на малых предприятиях

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), определяемые сущность этого понятия

Западные экономисты определяют предпринимательство, как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений.

Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

Малое предпринимательство имеет свои особенности в частности возможности гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг и т. д. Отсюда возможность в короткие сроки окупать вложенный капитал путем перелива его из одной отрасли в другую, внедряясь тем самым в новые сферы экономики.

Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного конкурентного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнения структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом.

Как известно, в настоящее время вопросы развития малого предпринимательства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», проект которого был внесен в палату группой депутатов Государственной Думы. Предметом правового регулирования действующего закона являются отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.

Первым критерием является: Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

Второй критерий – средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

  2. до ста человек включительно для малых предприятий;

  3. среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

Применение такого критерия позволяет обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Третий критерий — выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятия — 60 млн. рублей; малые предприятия — 400 млн. рублей; средние предприятия — 1000 млн. рублей. ). Делегирование Правительству РФ данного права связано со сложностью законодательного установления реальных размеров годовой выручки и стоимости основных средств в силу их значительных колебаний.

Страницы: следующая →

123456789101112Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Особенностибухгалтерскогоучетанамаломпредприятии

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … и управленческого учетанапредприятии не решена В зависимости от функциональных направлений ведения бухгалтерского и налоговогоучетанамалыхпредприятиях могут использоваться …

  2. Особенности ведения бухгалтерского и налоговогоучетанапредприятии торговли

    Дипломная работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    … – особенностибухгалтерского и налоговогоучетана анализируемом предприятии. …

    Формы бухгалтерского учета малого предприятия

    бухгалтерскогоучета. // Торговля: бухгалтерскийучет и налогообложение.– 2008.– №12. Морозова Т.В. Малоепредприятие: учет, отчетность, налоги. М.: Главбух, 2009 Налоговыйучет

  3. Организация бухгалтерскогоучетанамаломпредприятии (2)

    Задача >> Экономика

    … // Бухгалтерскийучет в издательстве и полиграфии — №3, 2009г. Ендовицкий Д.А., Рахматулина Р.Р. Бухгалтерский и налоговыйучетнамаломпредприятии. – М.: КноРус, 2007г. – 257с. Кондраков Н.П. , Кондраков И.Н. Бухгалтерскийучетнамалыхпредприятиях

  4. Учетнамалыхпредприятиях (1)

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    … было допущено нарушение. II. Особенностиучетанамалыхпредприятиях 2.1.Организация налоговогоучетанамаломпредприятииНалоговыйучетнамаломпредприятии призван обеспечить формирование необходимых для …

  5. Организация и ведение бухгалтерскогоучетанамаломпредприятии

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … вся деятельность бухгалтерской службы малогопредприятия направлена на обеспечение налоговогоучета, а одна из главных функций бухгалтерскогоучета — обеспечение …

Хочу больше похожих работ…

Главная — Документы

Учетная политика для малых предприятий

Малое предприятие наравне с любым другим хозяйствующим субъектом обязано составлять учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета. Нередко «малыши» к составлению названного документа подходят формально, не уделяя должного внимания вопросам аналитического учета. Может быть, настало время это исправить? Напомним: для данной категории хозяйствующих субъектов предусмотрен ряд преференций в части способов ведения бухгалтерии. Как именно можно упростить бухучет — поясним в статье.

Упрощенная форма бухгалтерского учета

Для накопления и систематизации информации малые предприятия вправе вести упрощенный бухгалтерский учет, правила ведения которого утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Предусмотрены два способа ведения бухгалтерского учета в зависимости от характера и объема учетных операций:

  • первый способ — учет без использованиярегистров бухучета;
  • второй способ — учет с использованием регистров бухучета.

Но! Выбирая тот или иной способ, компания должна помнить, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ), Информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Первый способ

Учет без использования регистров бухучета показан для «малышей», совершающих незначительное количество операций в месяц и не осуществляющих материалоемкое производство продукции (работ, услуг).

Данный способ учета предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета по форме К-1 (ее форма приведена в Приложении 1 к Типовым рекомендациям (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н)). Эта книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, их источники у малого предприятия на конкретную дату и составить бухгалтерскую отчетность. О том, как вести книгу, подробно рассказано в п. 22 Типовых рекомендаций.

Наряду с книгой для учета расчетов по заработной плате и НДФЛ малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме В-8.

Отметим: вести упрощенный бухучет обозначенным способом (без двойной записи) могут субъекты, отвечающие критериям микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Второй способ

Вариант с использованием регистров бухучета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Речь идет о следующих ведомостях (см. Приложения 2 — 11 к Типовым рекомендациям):

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма В-1);
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма В-2);
  • ведомость учета затрат на производство (форма В-3);
  • ведомость учета денежных средств и фондов (форма В-4);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций (форма В-5);
  • ведомость учета реализации (форма В-6 (оплата));
  • ведомость учета расчетов и прочих операций (форма В-6 (отгрузка));
  • ведомость учета расчетов с поставщиками (форма В-7);
  • ведомость учета оплаты труда (форма В-8);
  • ведомость шахматная (форма В-9).

Каждая из названных ведомостей применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Все операции и события сначала регистрируются в соответствующей ведомости, а затем по окончании месяца накопленная в них информация обобщается в сводной шахматной ведомости.

Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (см. разд. 4.2 Типовых рекомендаций).

Учетные преференции для малых предприятий

Для малых предприятий предусмотрен ряд существенных послаблений по бухгалтерскому учету.

Сокращенный план счетов

«Малыши» вправе уменьшить количество синтетических счетов, объединив их в группы. Например, все затраты отражать на счете 20 «Основное производство», для расчетов с покупателями, подотчетными сотрудниками, прочими кредиторами использовать один счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Вместе с тем, объединяя, к примеру, на счете 01 операции по основным средствам и нематериальным активам, не нужно забывать о необходимости раздельного учета указанных операций. Поэтому для отражения сведений по данным объектам «малышам» целесообразнее предусмотреть отдельные субсчета к счету 01. Например, субсчет 01-1 «Основные средства» и 01-2 «Нематериальные активы».

Освобождение от применения некоторых ПБУ

Упрощенные правила ведения бухучета

Помимо возможности отказа от применения некоторых ПБУ в целом, малые предприятия также вправе воспользоваться упрощенными правилами учета, установленными стандартами по бухучету.

1. Уменьшить стоимость основных средств. «Малыши» вправе определять стоимость основных средств по цене поставщика плюс расходы на монтаж (при их наличии) (п. 8.1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Аналогично может быть сформирована первоначальная стоимость основных средств при их сооружении и изготовлении (а не только приобретении за плату). Другие затраты (стоимость консультаций, вознаграждений посредников) допускается списать единовременно в периоде их возникновения (например, когда посредник оформил акт на услуги). Любой из этих способов предприятие может применять по отдельности. Например, формировать первоначальную стоимость основных средств при сооружении (изготовлении) «малыши» могут в общем порядке, то есть учитывая и иные затраты, непосредственно связанные с сооружением и изготовлением объекта основных средств. А основные средства, приобретенные за плату, учитывать по цене поставщика и затрат на монтаж.

2. Полностью списать расходы на дорогостоящий инвентарь. Производственный и хозяйственный инвентарь, стоимость которого превышает 40 тыс. руб., малые предприятия могут списывать сразу в момент принятия его к учету (п. 19 ПБУ 6/01). Для этого они должны единовременно начислить амортизацию, равную цене объекта. В связи с тем что дорогостоящий инвентарь все-таки основное средство, на него следует составить карточку учета ОС-1 и учитывать его как основное средство, пока компания использует его в своей деятельности.

3. Реже начислять амортизацию. По любым основным средствам (не относящимся к инвентарю) малое предприятие может выбрать периодичность начисления амортизации — раз в год 31 декабря или чаще (например, ежемесячно либо ежеквартально) (п. 19 ПБУ 6/01).

Причем в абз. 9 названной нормы не пояснено, допустимо ли выборочно амортизировать отдельные активы раз в год (например, по объектам, налог на имущество по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости). Поэтому ввиду отсутствия прямого запрета на установление подобной градации в отношении амортизируемых объектов «малыши», полагаем, вправе в отношении разных групп основных средств определить разную периодичность начисления амортизации.

4. Списывать материалы и товары на дату их покупки. Материалы и товары малые предприятия теперь могут учесть по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»), а все остальные расходы, связанные с их приобретением, включать в расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они были понесены. К таким тратам относятся таможенные пошлины, вознаграждения посредников, через которых компания покупает товары, расходы на доставку, страхование, фасовку и др. (п. 13.1, 13.2, 13.3 ПБУ 5/01).

Микропредприятия вправе применять упрощенный способ в отношении всех МПЗ, Другие малые компании вправе списать на дату покупки только запасы (материалы, товары), которые предназначены для управленческих нужд, например офисную мебель, канцтовары, картриджи, если деятельность не предполагает, что остатки таких МПЗ существенны.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства

Например, если организация в основном оказывает услуги, запасы обычно несущественны. Поэтому их можно учесть сразу. Полагаем, при реализации данной преференции допустимо не учитывать поступившие активы на счетах 10 «Материалы» и 41 «Товары», а сразу списывать их в дебет счетов затрат: Дебет 20 (23 — 26, 44) Кредит 60.

5. Списывать нематериальные активы единовременно. Малые компании вправе признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА единовременно в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Например, расходы на сайт или программу, на которые малое предприятие получило исключительные права. Несмотря на то что затраты на приобретение (создание) объектов НМА предприятия могут списать единовременно, карточку на каждый такой объект целесообразно все же завести.

6. Не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов. В силу п. 15 ПБУ 6/01 и п. 17 ПБУ 14/2007 малые компании могут не проводить переоценку обозначенных активов, так как в названных нормах говорится о праве, а не обязанности переоценивать группы однородных основных средств и нематериальных активов.

7. Списывать расходы на НИОКР по мере их возникновения. По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Вместе с тем при упрощенном бухучете есть возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).

8. Исправлять существенные ошибки без ретроспективного пересчета. Малые предприятия в силу пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» наделены правом исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета. Словом, все ошибки «малыши» могут исправлять за счет прочих доходов и расходов (то есть с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы») текущего отчетного периода в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.

* * *

Итак, малые предприятия могут значительно упростить свой бухучет. Как именно — мы рассказали в данном материале. Разумеется, способы упрощенного бухгалтерского учета должны быть отражены в учетной политике организации по бухучету. Причем важно указать, какие упрощения (из обширного перечня возможных преференций) малое предприятие намерено применять. Общая фраза в учетной политике о применении компанией упрощенных способов бухучета недопустима.

Февраль 2017 г.