Услуги нотариуса бухгалтерский и налоговый учет

Содержание

Бухгалтерский и налоговый учёт в нотариальной деятельности

Согласно Налоговому Кодексу частные нотариусы не являются индивидуальными предпринимателями, а их объединения (конторы, бюро, коллегии) признаются некоммерческими организациями. Особенности статуса частных нотариусов и их объединений, оказывающих нотариальные услуги, обуславливают специфику ведения бухгалтерского и налогового учета.

Особенности бухучета

Существует целый ряд особенностей ведения учёта, о которых необходимо знать, чтобы избежать штрафных санкций и споров с налоговыми органами. Например:

  • Нотариусы и адвокаты не имеют права применять упрощённую систему налогообложения.
  • С одной стороны, Налоговый Кодекс освобождает от обложения НДС нотариальные услуги. Однако, это не совсем так.

    Отражаем нотариальные расходы в налоговом учете

    НДС платится с суммы превышения применяемых тарифов над установленной государственной пошлиной.

  • В бухгалтерском и налоговом учёте для признания расходов существует специфика. Кроме членских взносов, обязательных страховых платежей, затрат на повышение квалификации признаются расходами также суммы тарифов, не полученных с льготников.

Разбираться в тонкостях и хитросплетениях налогового законодательства практикующему нотариусу абсолютно не с руки. Даже самые простые отчёты в любом случае требуют времени на их подготовку и сдачу. Кроме того, необходимость быть в курсе изменений законодательства, следить за сроками сдачи отчётности и уплаты налогов, взаимодействовать с налоговой инспекцией и социальными фондами – вся эта деятельность требует сил и времени.

Несомненно, лучше всего поручить заботу о собственном финансовом благополучии профессионалу в области бухгалтерского и налогового учёта и спокойно заняться своими непосредственными обязанностями – оказанием нотариальных услуг.

Компания «Бухгалтерия ПРОФ» давно и успешно занимается оказанием услуг в области бухгалтерского и налогового учёта для индивидуальных предпринимателей и компаний любых форм собственности и видов деятельности, включая нотариальные и адвокатские услуги.

Мы предлагаем:

  1. Составление и ведение книги учёта доходов и расходов;
  2. Расчёт облагаемых доходов по реестрам нотариуса;
  3. Расчёт и начисление заработной платы сотрудникам, уплата всех необходимых налогов и взносов во внебюджетные фонды;
  4. Сдача необходимой отчётности и налоговых деклараций, взаимодействие с налоговыми органами и социальными фондами;
  5. Консультации по оптимизации налогообложения.

Обратившись к нам, вы будете абсолютно спокойны за ведение бухгалтерского и налогового учёта и сможете полностью сконцентрироваться на своей любимой работе – нотариальных услугах.

Нотариальные расходы

Внесение изменений в учредительные документы и реестр налогоплательщиков, оформление договоров, доверенностей, банковских карточек, получение лицензии — это лишь немногие процедуры, в рамках которых бюджетным учреждениям следует прибегать к услугам нотариуса. Как отразить нотариальные расходы в бухгалтерском учете? Чем отличается государственная пошлина от тарифа? В составе каких расходов нужно учесть плату нотариусам при исчислении налога на прибыль? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Общие положения о ведении нотариальной деятельности в Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате (далее — Основы о нотариате), утвержденных Постановлением ВС РФ от 11.02.1993 N 4463-1, нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. При этом нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

В рамках осуществления нотариальной деятельности нотариусы могут:

  • удостоверять сделки;
  • налагать и снимать запрет на отчуждение имущества;
  • засвидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой;
  • удостоверять время предъявления документов;
  • передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  • принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
  • совершать исполнительные надписи, протесты векселей;
  • предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков;
  • принимать на хранение документы;
  • обеспечивать доказательства;
  • совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законодательством.

В случае отсутствия в поселении нотариуса в его качестве могут выступать глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления. Однако они имеют право совершать ограниченное число нотариальных действий, предусмотренных ст. 37 Основ о нотариате.

Государственная пошлина и страховой тариф как способы оплаты услуг нотариуса. В чем различие?

За совершение нотариальных действий нотариусы взимают государственную пошлину или тариф. Рассмотрим их различия и сходства.

Признак сравнения

Госпошлина

Тариф

Кому уплачивают

Нотариусу, работающему в

государственной

нотариальной конторе

Нотариусу, занимающемуся

частной практикой

Размер платежа

По операциям, для

которых предусмотрена

обязательная

нотариальная форма,

устанавливается

ст. 333.24 НК РФ и

действует на территории

РФ

По операциям, для которых

предусмотрена обязательная

нотариальная форма,

соответствует

установленному размеру

госпошлины. В иных случаях

определяется согласно

требованиям ст. 22.1 Основ

о нотариате по соглашению

между лицами,

обратившимися к нотариусу,

и нотариусом

Размер платежа за

нотариальные

действия, совершаемые

вне рабочего места

нотариуса

Взимается в полуторном

размере от действующих

обычно

Взимается в полуторном

размере от действующих

обычно

Куда направляется

сумма платежа

В соответствующий бюджет

На финансирование

деятельности нотариуса,

занимающегося частной

практикой

Может ли БСО, приравненный к кассовому чеку, служить документом, подтверждающим нотариальные расходы?

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно определить, может нотариус для подтверждения оплаты своих услуг применять вместо кассовых чеков БСО (бланки строгой отчетности) или его обязанность использовать для этих целей ККТ установлена законодательством.

Федеральным законом N 54-ФЗ <1> четко не установлена обязанность нотариусов применять ККТ. Однако сказано, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.

<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Позиция ФНС по данному поводу разъясняется в Письме от 28.05.2004 N 33-0-11/357@ «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами». В нем налоговая служба указала, что адвокаты и различные адвокатские образования, нотариусы при осуществлении своей деятельности не должны использовать ККМ, так как не подпадают под сферу действия Федерального закона N 54-ФЗ, поскольку нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли (ст. 1 Основ о нотариате).

Следовательно, из вышеизложенного можно сделать вывод, что если нотариус не выдает кассовый чек, который подтверждает факт оплаты услуги со стороны клиента, то согласно российскому законодательству это не является нарушением при условии выдачи нотариусом соответствующего БСО, который оформляется взамен кассового чека.

Примечание. В соответствии с п. 3 Положения, утвержденного Постановлением N 359 <2>, БСО должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серию;
  • наименование и организационно-правовую форму — для организации, фамилию, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дату осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

<2> Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

Для подтверждения оплаты в наличной форме нотариусы также могут выдавать клиентам справку — приложение к реестру регистрации нотариальных действий, в которой указаны наименование оплаченных услуг и сумма, отраженная в реестре регистрации нотариальных действий (Письмо МНС России от 14.04.2004 N 33-0-11/285@). Напомним, реестр регистрации нотариальных действий является первичным учетным документом, форма которого утверждена Приказом Минюста России от 10.04.2002 N 99.

Бухгалтерский учет нотариальных расходов

Нотариальные расходы представляют собой расходы на уплату нотариусу государственной пошлины или тарифа.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации <3> расходы на уплату государственных пошлин и тарифов, взимаемых нотариусами, необходимо отнести на ст. 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

<3> Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Прежде чем перейти к порядку отражения нотариальных расходов в бухгалтерском учете, обратимся к Налоговому кодексу, тем более что п. 5 ст. 321.1 НК РФ рекомендует бюджетным учреждениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, бухгалтерский учет вести в соответствии с положениями данного нормативного акта.

Налоговый кодекс предлагает суммы госпошлин и тарифов, уплаченных за оформление различных сделок, списывать единовременно и объясняет это тем, что госпошлина представляет собой федеральный сбор (п. 1 ст. 333.16 НК РФ), уплата которого совершенно не связана со сроками оформляемой сделки, а является лишь платой за удостоверение сделки нотариусом, то есть отправной точкой сделки. Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, суммы сборов включаются в состав расходов на дату начисления.

Оплата услуг нотариуса через подотчётное лицо

Для госпошлины даты начисления и уплаты будут совпадать, поэтому вся сумма списывается в расходы единовременным платежом (Письмо Минфина России от 11.07.2006 N 03-03-04/1/572).

По мнению автора, отражение нотариальных расходов в бухгалтерском учете будет аналогичным. Согласно п. п. 81, 217 Инструкции N 25н <4> нотариальные расходы учитываются на счете 1 401 01 290 «Прочие расходы», а если такие расходы осуществляются из средств от приносящей доход деятельности, то на счете 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

<4> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Пример. В учреждении сменился руководитель. В связи с этим необходимо внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, а также переоформить карточку образца подписей для снятия и перечисления денежных средств с лицевых счетов, открытых в органах Казначейства России. Для этого необходимо заверить у нотариуса следующие документы (и заплатить госпошлину согласно ст. 333.24 НК РФ):

  • карточку образца подписей — 200 руб. (пп. 21 п. 1);
  • заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой руководителя (лица, имеющего право без доверенности действовать от имени учреждения) — 200 руб. (пп. 21 п. 1).

Оплата нотариальных расходов производится наличными.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Выданы денежные средства в подотчет

для оплаты удостоверения документов

нотариусом

1 208 18 560

1 201 04 610

400

Начислены нотариальные расходы

1 401 01 290

1 208 18 660

400

Случаи, когда нотариус вправе отказать в совершении нотариальных действий

Не всегда нотариус удостоверяет представленные ему документы: они заверяются только в том случае, если соответствуют требованиям к их оформлению, обозначенным в ст. 45 Основ о нотариате. Согласно этим требованиям документы принимаются для совершения нотариальных действий, если:

  • они не содержат подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, заполнены не карандашом;
  • их текст написан ясно и четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц — без сокращений, с указанием адреса их органов. Фамилии, имена и отчества граждан, адрес места их жительства должны быть написаны полностью;
  • их листы прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (для документов, объем которых превышает один лист).

В соответствии со ст. 48 Основ о нотариате нотариус откажет в совершении нотариальных действий, если:

  • такие действия противоречат закону;
  • действия подлежат совершению другим нотариусом;
  • к нотариусу обратился недееспособный человек либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
  • сделка противоречит целям устава или положения юридического лица, обратившегося к нотариусу.

При этом по просьбе лица нотариус должен изложить в письменной форме причины отказа и разъяснить порядок его обжалования. Постановление об отказе в совершении нотариального действия принимается нотариусом в течение десяти дней со дня обращения к нему.

Признаются ли бюджетные учреждения в целях исчисления НДФЛ налоговыми агентами по отношению к частным нотариусам, услуги которых они оплачивают?

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ учреждения, от которых и в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ. Эта сумма исчисляется и уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата НДФЛ осуществляются согласно ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.

При этом пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ предусмотрено, что нотариусы самостоятельно исчисляют НДФЛ. Следовательно, учреждения, оплачивающие нотариальные услуги, не признаются налоговыми агентами. Значит, они не обязаны исчислять и уплачивать НДФЛ, а также предоставлять сведения о выплаченных суммах, предусмотренные ст. 230 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 14.03.2007 N 28-11/22942).

Если плата нотариусу превышает законодательно установленный тариф, можно ли учесть данную величину в расходах по налогу на прибыль?

При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль налогоплательщик вправе учесть плату государственному или частному нотариусу за нотариальное оформление в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы учитываются в пределах утвержденных норм.

По сделкам, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, нормы уплаты государственных пошлин утверждены ст. 333.24 НК РФ, а по сделкам, нотариально заверять которые не обязательно, тарифы учитываются в пределах норматива, определенного ст. 22.1 Основ о нотариате. Следовательно, уплаченные нотариусам суммы, превышающие вышеуказанные нормативы, не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль (п. 39 ст. 270 НК РФ).

Аналогичного мнения придерживаются специалисты Минфина в Письме от 20.05.2005 N 03-03-01-04/2/91 и московские налоговики в Письме от 21.01.2003 N 26-12/4439. При этом налоговая служба замечает, что если тариф определен соглашением между нотариусом и лицом, обратившимся к нему, и нотариальные действия не требуют обязательной нотариальной формы, то суммы, уплачиваемые нотариусу, могут учитываться для целей налогообложения прибыли полностью.

По мнению автора, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и возможности включения в нее нотариальных расходов следует руководствоваться нормами, установленными законодательно. В противном случае придется отвечать за неправомерное включение таких расходов в налогооблагаемую прибыль либо отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

Л.Ларцева

Редактор журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Расходы на нотариуса: про учет и не только

Наверное, нет такой организации, которой не приходилось бы хоть изредка прибегать к услугам нотариуса <1>. А у некоторых компаний расходы на нотариальные услуги выливаются порой в значительные суммы.

О том, как учитывать такие расходы в налоговом и бухгалтерском учете, какими документами они должны подтверждаться, и о некоторых других немаловажных моментах мы и поговорим.

За что нотариусы могут брать деньги

Для вашего удобства эту информацию мы представили в виде таблицы.

Вид услуги Вид платы
Нотариальные действия:
— обязательные, то есть когда нотариальное
удостоверение сделок прямо предусмотрено законом
<2> (к примеру, при отчуждении доли (ее части)
в уставном капитале ООО <3>, при заключении
договора ренты <4>)
Госпошлина или равный ей
нотариальный тариф
в размере, установленном
НК РФ <5>
— необязательные, то есть когда закон
не требует нотариально удостоверять тот или иной
документ, но стороны так договорились (например,
удостоверение договоров купли-продажи
недвижимости, дарения, свидетельствование
подлинности подписи <6>)
Нотариальный тариф в
размере, установленном
Основами о нотариате <7>
Когда нотариус совершает нотариальные действия вне помещения своей
конторы (например, он приехал в офис компании), размер госпошлины/
нотариального тарифа увеличивается в полтора раза <8>. Кроме того, в этом
случае клиент должен возместить ему транспортные расходы <9>
Услуги правового и технического характера,
например: составление проектов договоров,
доверенностей, заявлений, изготовление копий
документов и выписок из них, консультации
в пределах своей сферы <10>
Тарифы на эти услуги
ничем не утверждены.
Нотариальные палаты
субъектов РФ <11> могут
устанавливать лишь
рекомендуемую стоимость
этих услуг <12>

Завышать установленные размеры госпошлины или нотариального тарифа нотариусы не вправе. К примеру, в Москве произвольное изменение нотариусом размера нотариального тарифа считается дисциплинарным проступком <13>. Правда, карается это несурово, максимум строгим выговором <14>.

Однако нотариус вряд ли будет рисковать своей репутацией и завышать именно установленные тарифы. Зачем ему это надо, если можно «оторваться» на тарифах за допуслуги? Ведь их конечная цена зависит только от пределов фантазии конкретного нотариуса. Так что, если вы пришли оформить, к примеру, доверенность от имени предпринимателя на представление интересов в ИФНС <15>, не стоит рассчитывать, что вы отделаетесь 200 руб. <16>. Вы точно заплатите больше, ведь доверенность нужно составить, распечатать, ну, вы понимаете…

Примечание

Не так давно Конституционный Суд РФ признал законным право нотариусов взимать, помимо нотариальных тарифов, еще и дополнительную плату за правовые и технические услуги <17>. Он указал, что получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер. И если он не согласен с формой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями, то от таких услуг можно отказаться — их навязывание нотариусом недопустимо.

<1> Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв.

ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее — Основы о нотариате).
<2> Пункт 2 ст. 163 ГК РФ.
<3> Пункт 11 ст.

Визит к нотариусу

21 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ.
<4> Статья 584 ГК РФ.
<5> Статьи 333.24, 333.25 НК РФ; ст. 22 Основ о нотариате.
<6> Часть 1 ст. 22.1 Основ о нотариате.
<7> Статья 22, ч. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате.
<8> Подпункт 1 п. 1 ст. 333.25 НК РФ; ч. 2 ст. 22.1 Основ о нотариате.
<9> Статья 22 Основ о нотариате.
<10> Статьи 15, 23 Основ о нотариате.
<11> Статьи 24, 25 Основ о нотариате.
<12> См., например, п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 19.04.2006 N 15.
<13> Пункт 11 § 9 Профессионального кодекса нотариусов Москвы, утв. Московской городской нотариальной палатой 30.09.2000.
<14> Пункт 3 § 10 Профессионального кодекса нотариусов Москвы.
<15> Пункт 3 ст. 29 НК РФ.
<16> Подпункт 2 п. 1 ст. 333.24 НК РФ.
<17> Определение КС РФ от 01.03.2011 N 272-О-О.

Учет нотариальных расходов

В налоговом учете суммы, уплаченные нотариусу за совершение нотариальных действий, можно учесть в прочих расходах <18>, но только в пределах установленных тарифов (при выезде нотариуса в офис — тариф x 1,5 <19>). Все, что сверх этого, учесть в расходах нельзя <20>. То же самое относится и к упрощенцам <21>.

В отношении же платы за правовые и технические услуги никаких ограничений по ее включению в затраты нет. Она может учитываться в полном объеме как прочие расходы <22>:

(или) на юридические и информационные услуги (к примеру, если нотариус разработал проект договора и подготовил его к нотариальному оформлению);

(или) на консультационные и иные аналогичные услуги (если нотариус изготовил копии документов).

В бухгалтерском учете затраты на услуги нотариуса в зависимости от их вида можно учесть как <23>:

(или) управленческие расходы (счет 26);

(или) расходы на продажу (счет 44);

(или) прочие расходы (счет 91);

(или) затраты, формирующие первоначальную стоимость внеоборотных активов (ОС) (счет 08).

Пример. Учет расходов на оплату услуг нотариуса

Условие

Организация пригласила к себе в офис частного нотариуса, чтобы тот удостоверил договор поручительства на сумму 2 500 000 руб. Сумма нотариального тарифа составила 12 500 руб. (2 500 000 руб. x 0,5%), так как установленный в НК РФ тариф — 0,5% от суммы договора, но не менее 200 руб. и не более 20 000 руб. <24>. Однако нотариусу выплачено 18 750 руб. (12 500 руб. x 1,5), поскольку при совершении нотариальных действий вне нотариальной конторы сумма тарифа взимается в полуторном размере <25>.

Кроме того, нотариус попросил возместить ему транспортные расходы, предъявив оплаченную квитанцию на пользование такси на сумму 700 руб.

Решение

Для целей налогообложения прибыли организация может списать в расходы сумму 19 450 руб., складывающуюся:

  • из оплаты услуг нотариуса — 18 750 руб.;
  • компенсации его транспортных расходов — 700 руб.

В бухучете организация делает такие записи <26>:

Содержание операции Дт Кт Сумма
На дату оказания и оплаты услуг нотариуса
Нотариусу уплачены:
— нотариальный тариф;
— сумма компенсации затрат
на выезд в офис организации
76 «Расчеты с разными
дебиторами и
кредиторами»
50 «Касса» 19 450
Суммы нотариального тарифа
и компенсации транспортных
расходов нотариуса включены
в расходы
26 «Общехозяйственные
расходы»
76 «Расчеты
с разными
дебиторами и
кредиторами»
19 450

<18> Подпункт 16 п. 1 ст. 264 НК РФ.
<19> Письмо УФНС России по г. Москве от 04.07.2008 N 20-12/063566.
<20> Пункт 39 ст. 270 НК РФ.
<21> Подпункт 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
<22> Подпункты 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/2/198.
<23> Пункты 5, 11 ПБУ 10/99; п. 8 ПБУ 6/01.
<24> Подпункт 11 п. 1 ст. 333.24 НК РФ.
<25> Подпункт 1 п. 1 ст. 333.25 НК РФ; ч. 2 ст. 22.1 Основ о нотариате.
<26> Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Нотариальная первичка

Как известно, все расходы должны быть документально подтверждены <27>. В случае с нотариальными расходами возникает непраздный вопрос — а чем? Ведь нотариальная деятельность не является предпринимательской <28>, поэтому нотариусы не обязаны применять ККТ при расчетах со своими клиентами <29>. А какого-либо унифицированного бланка, выдаваемого нотариусом в подтверждение оплаты его действий, тоже до сих пор нет. Правда, Минфин и налоговики говорят, что подобный документ может быть составлен в произвольной форме, при этом в нем обязательно должны быть все необходимые для первички реквизиты <30>.

Но, как правило, нотариус ставит прямо на заверяемом документе штампик с некой общей фразой типа «Оплачено (взыскано) по тарифу за совершенные нотариальные действия». Если клиент просит какой-нибудь подтверждающий документ, ему обычно выдают справку с печатью и подписью нотариуса, где опять-таки фигурирует ничего не значащая общая фраза и нет расшифровки, за что конкретно взята плата. Но как подобная формулировка в первичке может подтвердить, что расходы на нотариуса произведены для коммерческой деятельности?

Еще в бытность свою министерством налоговая служба указывала <31>, что расходы на нотариуса можно подтвердить выпиской из реестра для регистрации нотариальных действий <32>. Однако на практике получить ее от нотариуса, мягко говоря, проблематично.

Во избежание возможных проблем с учетом расходов настоятельно просите нотариуса расписать в справке, какая сумма пошла в оплату нотариальных действий, а какая — за дополнительные услуги, только чтобы общая сумма сошлась. Иначе налоговики могут принять расход только в размере установленного тарифа, а остальное уберут из налоговой базы. В крайнем случае настаивайте на такой формулировке, из которой было бы ясно, что уплаченная вами сумма составная, например: «Взыскано по тарифу: 550 руб. с тех. работами». Тогда вы сможете учесть в расходах все, что заплатили.

* * *

Как видите, сложного ничего нет. Главное — иметь хоть какую-нибудь бумажку от нотариуса в подтверждение того, что вы заплатили ему не только за нотариальные действия, но и за иные услуги. Кстати, некоторые суды, признавая правомерным включение в расходы всей суммы, уплаченной нотариусу, говорят, что «законодательство о нотариате не содержит обязательных требований к порядку заполнения нотариусами документов, удостоверяющих факт оказания нотариальных услуг» <33>.

<27> Пункт 1 ст. 252 НК РФ.
<28> Статья 1 Основ о нотариате.
<29> Статья 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; Письмо УФНС России по г. Москве от 08.04.2011 N 17-26/034104.
<30> Письма УФНС России по г. Москве от 08.04.2011 N 17-26/034104; Минфина России от 24.10.2003 N 16-00-24/45; п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
<31> Письмо МНС России от 14.04.2004 N 33-0-11/285@.
<32> Утвержден Приказом Минюста России от 10.04.2002 N 99.
<33> См., например, Постановление ФАС МО от 24.12.2010 N КА-А40/16420-10.

М.Г.Суховская

Юрист

.

В Федеральном законе «О нотариальной деятельности в Российской Федерации» следует четко разграничить «нотариальные действия» и «услуги правового и технического характера», а также привести определения этих терминов в ст. 7 законопроекта «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе».

Взимание нотариального тарифа возможно установить исключительно для оплаты удостоверения сделок и бесспорных фактов. При этом нотариальный тариф не должен превышать государственную пошлину за совершение нотариальных действий, установленную в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Единые для применения на всей территории Российской Федерации величины нотариальных тарифов следует установить в законе. Перечень услуг правового и технического характера, оказываемых при осуществлении нотариального действия, а также порядок их оказания нотариусами следует регламентировать в подзаконном акте Министерства юстиции Российской Федерации. Полагали бы целесообразным утверждение Методики расчета платы за услуги правового и технического характера Правительством Российской Федерации. Данная методика должна являться основой определения региональными нотариальными палатами в соответствующих регионах размеров оплаты указанных услуг (при условии обязательного предварительного согласования размеров платы за услуги правового и технического характера с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства).

Предложенный подход позволит обеспечить:

  • прозрачность формирования нотариальных тарифов и размеров платы за услуги правового и технического характера
  • доступность нотариальной помощи
  • создание такой системы нотариата, которая в полной мере будет соответствовать интересам и потребностям общества

Кроме изложенного, имеются замечания к отдельным положениям проекта закона.

В частности, нельзя согласиться с необходимостью взимания нотариального тарифа в полуторном размере при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы. Само по себе совершение нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы не является самостоятельным нотариальным действием. Вышеназванное условие оказания нотариальных услуг экономически неоправданно (особенно в случаях, когда размер нотариального тарифа устанавливается в процентном отношении от суммы договора, стоимости имущества). Считаем возможным закрепить в тексте закона условие, что при совершении нотариальных действий за пределами нотариальной конторы, нотариусу выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого должен устанавливаться в твердой денежной сумме на основании соответствующей методики и согласовываться с уполномоченным органом государственный власти. Одновременно считаем возможным сохранить обязанность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, компенсировать транспортные расходы нотариуса.

Предусмотренный законопроектом подход к формированию материальных ресурсов для социальной поддержки отдельных категорий населения представляется некорректным, поскольку приведет к ущемлению прав и законных интересов, а также ухудшит материальное положение граждан и юридических лиц, которые обратятся за совершением нотариальных действий. По мнению ФАС России, обеспечение нотариальной помощью определенных категорий населения бесплатно или на льготных условиях – социальная обязанность государства. Заметим, что при отсутствии материальной заинтересованности нотариуса в совершении нотариальных действий по обращениям льготников может увеличиться вероятность необоснованных отказов от оказания нотариальной помощи.

Поэтому представляется целесообразным использовать принципиально иные механизмы компенсации нотариусам, занимающимся частной практикой, неполученных сумм тарифа при оказании нотариальной помощи льготным категориям граждан. ФАС России считает возможным при доработке соответствующих положений законопроекта использовать подходы, предложенные Центром развития континентального права и представленные в 2010 году в ФНП.

Бухгалтерский и налоговый учет услуг нотариуса

В качестве базовых Центром развития континентального права были выбраны 2 подхода:

  • предоставление нотариусам профессиональных налоговых вычетов в сумме неполученных доходов на обслуживание льготных категорий (данный подход предполагает внесение изменений в ст. 221 НК РФ)
  • разработка механизма возмещения неполученных доходов за счет средств федерального бюджета

ФАС России считает нецелесообразным введение запрета нотариусам «пользоваться услугами лиц, не являющихся работниками нотариуса, для составления проектов нотариальных актов» (п. 5 ч. 1 ст. 33 «Ограничения, связанные со статусом нотариуса»), т.к. для подготовки нотариальных актов, в ряде случаев, требуются специальные познания, которыми нотариус и его персонал могут не обладать (например, знание основ зарубежного частного права, выполнение переводов текстов документов на другой язык и пр.).

Полагаем необходимым конкретизировать механизм реализации положений о «выделении (органами государственной власти субъекта Российской Федерации) помещений» нотариусам при образовании нотариального округа в малонаселенных и труднодоступных местах, экономическое развитие которых не позволяет нотариусу осуществлять нотариальную деятельность на началах финансовой самостоятельности (чч. 1,3,4 ст. 23 законопроекта). При этом следует учитывать требования ст. 171 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В частности п. 5 ч. 1 указанной нормы устанавливает: заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.

ФАС России обращает внимание, что при формировании положений Гл. 21 законопроекта о передаче исполнительным органом власти своих полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов нотариальной палате необходимо учитывать требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Целесообразно было бы предусмотреть административную ответственность нотариусов и иных уполномоченных на совершение нотариальных действий лиц за необоснованный отказ от совершения нотариальных действий, а также за неисполнение требований ч. 2 ст. 158 «Отказ в совершении нотариального действия» законопроекта об оформлении письменного отказа в совершении нотариального действия. Подобные меры будут способствовать снижению количества необоснованных отказов в совершении нотариальных действий, в т.ч. при обращениях «льготников», а также иных заинтересованных лиц, обратившихся за совершением «недорогих» нотариальных действий.

Считаем неприемлемым включение условия о возникновении обязанности по оплате нотариального тарифа у лица, отказавшегося от совершения нотариального действия после возбуждения нотариального производства (ч. 3 ст. 161 проекта закона). В данном случае нотариальное действие фактически не совершается. Подобное условие противоречит общим принципам гражданского права и приводит к возникновению у нотариуса необоснованного дохода, при одновременном ущемлении прав и законных интересов лица, отказавшегося от совершения нотариального действия.

По мнению ФАС России, при определении количества нотариусов в нотариальном округе такой критерий, как «потребность в совершении нотариальных действий в данном нотариальном округе» (п. 2 ч. 1 ст. 22 законопроекта) представляется весьма размытым и нечетким. Помимо указанных в ч. 1 ст. 22 критериев следует учитывать уровень деловой активности в регионе, экономическое развитие региона, результаты переписи населения, результаты опросов граждан, постоянно или временно проживающих на определенной территории, с целью выявления степени удовлетворенности населения качеством работы нотариусов.

В заключение отметим, что с вступлением в силу Федерального закона от 06 декабря 2012 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии.

Просим учесть замечания ФАС России при подготовке проекта закона. Федеральная антимонопольная служба надеется на плодотворное сотрудничество и выражает готовность участвовать в работе по доработке законопроекта.

И.Ю. Артемьев 

Официальный источник: http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30395.html

Оплата услуг нотариуса

Д.В. Осипов, Минфин России

Учитывается ли для целей налогообложения плата нотариусу за нотариальное оформление и оказание услуг правового и технического характера? Какими документами можно подтвердить оказание данной услуги?

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее – Основы) нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Статьей 22 Основ установлено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление.

Организация оплатила услуги нотариуса

При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Пунктом 39 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Таким образом, плата нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке, может учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.

В соответствии со статьей 23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Получается, что помимо платы за нотариальное оформление нотариус может взимать плату за оказание услуг правового и технического характера. Плата нотариусу за оказание услуг правового и технического характера может учитываться для целей налогообложения на основании подпунктов 14 и 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ, в соответствии с которыми к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 26.08.2013 № 03-03-06/2/34898 и УФНС России по городу Москве от 27.09.2011 № 16-15/093518@.2.

Что касается документального подтверждения указанных расходов, о котором говорится в статье 252 НК РФ, то необходимо отметить следующее.

Перечень документов, которыми можно было бы подтвердить те или иные расходы, в частности, расходы в виде платы нотариусу за нотариальное оформление и оказание услуг правового и технического характера, главой 25 НК РФ не установлен. Не установлено никаких положений о документальном подтверждении и Основами, а также Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н № БГ-3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»).

Следовательно, в данном случае необходимо обратить внимание на общие положения о документальном подтверждении, установленные вступившим в силу с 1 января 2013 года Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).

Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ.

Из Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Получается, что формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, но могут применяться.

Следовательно, для документального подтверждения расходов необходимо наличие первичных учетных документов. При этом такими первичными документами расходы могут подтверждаться в случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Однако есть исключение, в соответствии с которым расходы могут подтверждаться документами, содержащими обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, в том случае, если форма таких документов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В отношении документального подтверждения расходов в виде платы нотариусу за нотариальное оформление и оказание услуг правового и технического характера может быть применим аналогичный порядок. Такого же мнения придерживается Минфин России в своем письме от 16.11.2010 № 03-03-06/2/198, а по мнению УФНС России по г. Москве (письмо от 27.09.2011 № 16-15/093518@.2) в качестве документа, подтверждающего расходы на нотариальное оформление, достаточно иметь бланк, полученный от нотариуса, в котором отражены сумма оплаты и вид нотариальных действий.

Что касается судебной практики, то из постановления ФАС Московского округа от 24.12.2010 № КА-А40/16420-10 следует, что законодательство о нотариате не содержит обязательных требований к порядку заполнения нотариусами документов, удостоверяющих факт оказания нотариальных услуг. Для документального подтверждения правомерности учета для целей налогообложения платы нотариусу за нотариальное оформление организацией были представлены авансовый отчет и справка нотариуса о взыскании с организации денежных средств за нотариальные услуги.

Из постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2009 № А21-6746/2008 следует, что в подтверждение понесенных затрат на оплату услуг нотариуса организацией представлены платежные документы (чеки, квитанции).

Глава 6.3.3. УСН — объект налогообложения «доходы минус расходы».

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», так же как и «упрощенщики» с объектом налогообложения «доходы», вместо НДС, налога на прибыль организаций (НДФЛ у индивидуальных предпринимателей) и налога на имущество, уплачивают единый налог, максимальная ставка которого составляет 15%.

Еще раз обращаем Ваше внимание: 15% — это максимальная ставка налога. Однако по закону субъекты Российской Федерации имеют право снижать ставку единого налога при УСН «доходы минус расходы» до 5%. Узнать, какая ставка налога установлена в Вашем регионе, можно из соответствующего регионального закона, при условии, что он принят местными органами власти. В частности, с 1 января 2010 года ставка единого налога в Санкт-Петербурге снижена до 10%, а в Ленинградской области — до 7%. Если же закон об уменьшении ставки не принят, налог рассчитывается по максимальной ставке 15%.

Уже из названия объекта налогообложения понятно, что в случае применения УСН «доходы минус расходы», налогом облагается не весь доход налогоплательщика, а его прибыль — разность между доходами и расходами.

О том, что относится к доходам, мы достаточно подробно рассказывали в предыдущей главе.

Что же касается расходов, при расчете налоговой базы при «15-процентной упрощенке» из доходов налогоплательщика могут быть вычтены не любые расходы, а только перечисленные в статье 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Важным является то обстоятельство, что перечень расходов является закрытым — никакие иные расходы, кроме перечисленных в указанной статье НК при расчете налоговой базы учитывать нельзя.

Приводим перечень этих расходов:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 346.16 НК РФ);
2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 346.16 НК РФ);
2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 НК РФ;
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ;
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
13) расходы на командировки, в частности на:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

Как учесть затраты на услуги нотариуса?

К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 НК РФ;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;
24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;
29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
31) судебные расходы и арбитражные сборы;
32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ;
34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;
35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;
36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

«Хорошо, — скажете Вы, — а если случится так, что мои расходы будут равны доходам или даже превысят их? В этом случае я вообще не должен буду платить единый налог?» Оказывается, нет — законодатель предусмотрел подобный случай в пункте 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ. Цитируем его дословно:

«Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи.»

Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, применяющим УСН «доходы минус расходы», никогда не будет меньше 1% от суммы его доходов. Также важно знать, что единый «упрощенный» налог и минимальный налог — это по сути два разных налога, и уплата одного из них не заменяет и не освобождает от обязанности по уплате другого. К тому же, в отличие от единого налога, минимальный налог уплачивается не ежеквартально, а по окончании налогового периода — календарного года. Поэтому, если в течение года, по итогам отчетных периодов (первого квартала, полугодия или 9 месяцев) сумма единого налога, рассчитанная от разницы между доходами и расходами, получится меньше, чем сумма минимального налога (1% от дохода), в бюджет все равно необходимо уплачивать не минимальный налог, а авансовые платежи по «обычному» единому налогу. Лишь в том случае, если по итогам года сумма единого налога окажется меньше суммы минимального налога, в бюджет уплачивается минимальный налог.

Разницу между уплаченным минимальным налогом и авансовыми платежами по единому налогу, которые платились поквартально в течение года, в последующие годы можно включить в состав расходов или отнести на убытки.

Пример расчета минимального налога приведен в главе 6.8.

Порядок учета убытков налогоплательщиком, применяющим УСН «доходы минус расходы», установлен пунктом 7 статьи 346.18 НК РФ:
«Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 настоящего Кодекса, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.
Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.
В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.»

Кроме единого налога, юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, также обязаны:
— уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды;
— удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ (налог на доходы физических лиц) из заработной платы работников и других доходов, выплачиваемых или выдаваемых в натуральной форме физческим лицам, исполняя обязанности налогового агента;
— уплачивать другие налоги и сборы согласно Налоговому кодексу, кроме тех, от уплаты которых они освобождены у связи с применением УСН (на прибыль организаций либо НДФЛ у ИП, на имущество, НДС).

Пример полного расчета налогов для юридического лица, применяющего «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» Вы можете найти в главе 6.8.