Утилизация компьютера

Давайте поговорим об управленческом учете компьютеров и все что с ними связано. Конечно, на любом предприятии ведут бухгалтерский учет ТМЦ, в том числе и компьютерного оборудования. Причем часто работают по такой схеме: бухгалтерия ведет свой учет, а потом в один момент в ИТ-подразделение приходит бухгалтер и проводит инвентаризацию оборудования. А вот тут то и начинается эпическое противостояние…

Зачем вести учет компьютерной техники в IT?

Неожиданно выясняется, что часть оборудования переместили, часть списали, другая часть не известно куда делась. Бухгалтерия в ярости, руководитель ИТ в замешательстве, а эникейщики нарезают круги по фирме и впопыхах ищут где же та или иная оргтехника.
Так происходит потому, что бухгалтерии важен бухгалтерский учет, а в ИТ-структуре часто учет управленческий. Главной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, в каком состоянии находится организация, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности. Т.е. выгодно, чтобы это оборудование стояло вот там? Отлично, переносим. Директор сказал, что бы мы обеспечили рабочим местом нового сотрудника, а свободное оборудование числится в другой фирме холдинга? Вот это и есть управленческий учет, который часто не совпадает с бухгалтерским и тем более налоговым.
Действительно, как решить вопрос с бухгалтерией? На самом деле это хороший вопрос. Очевидно, ИТ-отдел никто не пустит отражать в бухгалтерии все, что касается бух учета. Бухгалтерии вообще все равно где и как работает оборудование, им самое главное чтобы в любой момент могли показать где оно, оперативно подавались сведения о списании оргтехники, картриджей, клавиатур с мышками, а остальное им совершенно не важно. Это первое.
Второе — что мы будем делать, когда срочно нужно узнать где стоит то или иное оборудование? По бухгалтерии ИБП закреплен за Ивановым, а где этот Иванов находится совершенно не ясно. Вроде бы наши ИТ-специалисты и переносили и настраивали, но когда и где — никто сразу и не вспомнит.
Третий момент. Нам поставили задачу докинуть на конкретном древнем компьютере память, чтобы работал побыстрее. Тут даже бухгалтерия не поможет, они могут вести учет копмплектов, а уж о том, что «внутри» они и не знают. Чтобы понять где можно достать лишней памяти, нам нужно методом перебора, вскрывать каждый компьютер или запускать на компьютере программу мониторинга и определять что внутри и только после этого мы найдем то, что нам нужно. Что будет, если таких компьютеров 1000? Как быть?
Приходим с вами к очевидному решению. Нам нужна отдельная программа, в которой можно было бы вести учетом оборудования. При этом необходимо, чтобы она закрывала все потребности IT в части учета ТМЦ, программа должна не просто вести учет каждой комплектующей, а еще и учитывать и параметры (характеристики).
Так отлично. Цель ясна и самое главное мы выяснили зачем это все нужно.

Как учитывать компьютерное оборудование?

Давайте попробуем подобрать критерии. В помощь нам приходит методология ITIL в части IT asset management (ITAM).

ITAM — методология учета ИТ-активов и управления ИТ-ресурсами на всем их жизненном цикле. Сами же IT-активы делятся на два вида: материальные (компьютеры, ноутбуки, мониторы и т.д.) и не материальные (программное обеспечение, лицензии, подписки и т.д.)

Разработать учетную модель

На первом этапе необходимо понять, а все ли компьютерное оборудование нам необходимо учитывать? В бухгалтерии есть такое понятие как малоценное ТМЦ. Часто, это ТМЦ по бухгалтерскому учету списывают сразу же, как оно поступает к нам. Да и в ИТ это часто используется, только под другим соусом. Например, всякие мышки, клавиатуры — это малоценное ТМЦ. Бухгалтерии вообще все равно на это оборудование. Это расходный материал. Т.е. факт, что это оборудование пришло фиксируется, и так же сразу списывается.
Получается, нам необходимо выбрать группы оборудования, которые мы будем вести и контролировать.
Мы должны задать себе всего один вопрос: Что мы должны контролировать, а что нет? Выписав категории оборудования мы разработаем учетную модель. Вносим в учетную систему эти категории, а в них каждую отдельную позицию.
Например:

Группа оборудования Категории оборудования Оборудование
Отображение информации Мониторы, проекторы, телевизоры Монитор LG #123456, Casio Проектор Casio XJ-V #234567 …
Оргтехника МФУ, принтер, сканер, копир МФУ №34567, Принтер HP #234567 …

В Управление IT-отделом 8, мы этот момент решили введением двух сущностей номенклатуры и карточки номенклатуры. Карточка это конкретное оборудование, а номенклатура — это группировка, или категория конкретного оборудования.

Жизненный цикл оборудования

Отлично. У нас есть категории или оборудование в этих группах. Мониторы, память, принтеры и прочее. Тут мы приходим ко второму этапу. Каждая позиция имеет свой жизненный цикл. Оборудование рождается, живет, ломается, ремонтируется и в конечном итоге умирает. Это складской учет + ремонты. Оборудование имеет статус, который меняется.
Обдумайте жизненный цикл. Не факт, что вам сразу нужно учитывать все состояния оборудование. Например, статусы: «в резерве на замену» и «новый» можно объединить в один как «новый» и не мучить себя с такой детализацией учета.

Учет характеристик (параметров)

По активами нам необходимо знать об их характеристиках, как мы выяснили ранее. Причем характеристики могут быть не только у материальных активов, но и у не материальных тоже. Например, подписка ИТС 1С — это тоже наш актив, которым мы можем пользоваться. Эта подписка имеет сроки действия, которая является характеристикой и ее нам необходимо знать, чтобы не забыть оплатить вовремя. Для материальных же активов это характеристики оборудования.
Например, для жесткого диска — это тип (SATA, SAS, SSD), размер (512 Гб, 1 Тб) и т.п. Причем характеристики могут быть расширяемые. Т.е. сегодня нам нужно только это, а завтра мы можем добавить что-то свое.

Идентификация компьютеров и оргтехники

На этом этапе необходимо подумать о том, как мы будем идентифицировать оборудование. Предположим у нас стоит два абсолютно одинаковых монитора, но один был в ремонте, а другой нет. Из них нужно выбрать один и поставить директору. Какой? Очевидно тот, который не ломался ранее. А какой из них не ломался? Понятное дело нужен какой-то признак, по которому мы можем однозначно указать на оборудование и точно понимать, что это оно и есть. Т.е. их надо различать между собой и у каждого должна быть история ремонтов, движений, где и когда находилось и т.п.
Варианты решения этой задачи:
1. Этикетка с серийным/инвентарным номером. Серийного номера может и не быть, а вот инвентарный при начале ведения учета мы должны присвоить. Минус только один — нужно много сил, чтобы все оборудование обклеить и к тому же бумага со временем может выгореть. Понятное дело тут все зависит от самой бумаги, но все же.
2. Этикетка со штрих-кодом. Тут проще, но по сути это вариация варианта выше. Штрихкод универсален и может быть любого типа. Подробней в статье.
3. Паспорт рабочего места. Аналогично п.1, но слишком большая бумажка.Что делать дальше?

Что делать дальше?

А дальше начинается титанический труд. Система сама по себе работать не будет. Необходимо производить методичную работу и не прекращать ее. Времени будет уходить много, но оно того стоит. Вы будете контролировать ситуацию, а это главное.
Можно использовать упрощения, что позволят экономить время. Например, использовать для загрузки информации об оборудовании из AIDA 64 или WMI. Т.е. данные по характеристикам оборудования будут загружаться автоматически. Так же возможна связь с конфигурациями 1C, которые позволят загружать информацию из 1С:ЗУП по сотрудникам.
Эти шаги помогут экономить время.
Предлагаем Вам попробовать демо-версию нашего решения, которая объединяет все, что необходимо для учета оборудования и ИТ управления. Это абсолютно бесплатно и поможет Вам понять и определиться с выбором ПО.
Протестировать учет компьютеров бесплатно!

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 — IV-й класс опасности;

5 — V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) — к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

    • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
    • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Код опасного отхода Наименование опасного отхода Класс опасности для ОПС Ед. изм. Стоимость за ед., руб., без НДС
4 81 201 01 52 4 системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 4 шт. 190,00
4 81 206 11 52 4 компьютеры портативные (ноутбуки), утратившие потребительские свойства 4 шт. 200,00
4 81 323 11 52 4 модемы, утратившие потребительские свойства 4 шт. От 40,00 до 100,00
4 81 331 11 52 4 коммутаторы, концентраторы сетевые, утратившие потребительские свойства 4 шт. От 40,00 до 100,00

Довольно трудно представить современную семью, офис или организацию без наличия в ней компьютерной техники. Технологии развиваются стремительно, и техника, которую вы приобрели совсем недавно, со временем теряет свою актуальность. Прежний компьютер уже не так радует, да и не отвечает всем вашим требованиям. Так что перед покупкой нового компьютера следует позаботиться об утилизации старого.

Дело в том, что нельзя просто так взять и принести на помойку персональный компьютер или ноутбук. Вся компьютерная техника содержит микросхемы, платы и некий процент содержания в них драгоценных металлов. Не стоит забывать о том, что корпусные части изготавливают из пластика – материала, который разлагается на протяжении ста лет. Оставляя устаревшую или поломанную технику возле мусорных баков или на помойках – вы наносите непоправимый вред окружающей среде.

Сдать старый компьютер на утилизации можно самостоятельно, однако, это займет достаточно много времени. Хорошим решением станет обращение в специализированные организации, которые не только выполнят за всю работу, но и сделают это быстро.

Утилизация компьютеров для юридических лиц

В случае, если вы являетесь юридическим лицом и вам необходимо сдать старую компьютерную технику в утиль, придется выполнить четыре простых шага:

  • Шаг первый.
    Обязательно составьте полный список компьютерной техники, которую необходимо списать.
  • Шаг второй.
    Списать имущество.
  • Шаг третий.
    Обратиться в экспертную организацию, которая предоставляет услуги по утилизации компьютерной техники.
  • Шаг четвертый.
    Получить заключение от организации о том, что утилизация была проведена.

Сама утилизация компьютерной техники осуществляется следующим образом:

  • Сортировка отдельных комплектующих по степени опасности.
  • Упаковка отходов в специализированные пакеты и контейнеры.
  • Переработка отдельных частей.

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6

УТИЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Используемые бюджетными учреждениями в процессе своей деятельности оборудование и техника со временем приходят в негодность или просто морально устаревают. Причем наиболее сильно этот процесс затрагивает компьютерную и иную оргтехнику. В связи с вышесказанным учреждения сталкиваются с необходимостью ее списания и утилизации.

Процедура списания и утилизации

В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения. Заметим, что указанные функции может исполнять комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. На нее возлагаются следующие полномочия:

1) осмотр оборудования, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

2) принятие решения по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования оборудования, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от него;

3) установление причин списания оборудования, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания;

4) подготовка акта о списании и формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение. Напомним, что решение комиссии учреждения о списании оборудования оформляется следующими первичными документами:

— актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

— актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Формы указанных документов утверждены Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними собственником на праве оперативного управления. В соответствии с положениями ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе также распоряжаться самостоятельно.

Под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения (п. 2 Положения о списании имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

— имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

— имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Как мы уже отмечали выше, на списание имущества, отнесенного к категории особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, бюджетному учреждению необходимо получить согласие собственника. Порядок такого согласования устанавливается собственником имущества. Например, Порядок согласования решения о списании федерального имущества установлен Приказом Минэкономразвития России N 96, Минфина России N 30н от 10.03.2011 «Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель федерального учреждения в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится, направляет:

— перечень оборудования, решение о списании которого подлежит согласованию;

— копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании оборудования;

— копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании оборудования;

— акты о списании оборудования и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

После получения согласия собственника имущества (при необходимости) учреждение заключает договор с утилизирующей организацией. Напомним, что заключение такого договора должно происходить с использованием процедур, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бухгалтерский учет

Исходя из положений Указаний N 65н <1> расходы на утилизацию оргтехники могут быть отражены по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» или 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

———————————

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

В своем Письме от 13.12.2016 N 02-05-10/74428 Минфин России отметил, что согласно описанию вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Нормативно-правовое регулирование в сфере информационно-коммуникационных технологий находится в компетенции Минкомсвязи. В таблице 1 Приложения 3 к Приказу Минкомсвязи России от 01.04.2013 N 71 определен Перечень направлений расходования бюджетных средств по видам и типам затрат, за счет которых осуществляются расходы на проведение мероприятий по информатизации. Обозначенный Перечень содержит вид затрат «Работы (услуги) по выводу ИС и компонентов ИТКИ из эксплуатации», который в том числе включает тип затрат «Демонтаж и утилизация средств технического обеспечения».

Таким образом, расходы бюджета на утилизацию компьютерной техники, являющейся средствами технического обеспечения информатизации, отнесенные Приказом Минкомсвязи России N 71 к расходам в сфере ИКТ, следует отражать по виду расходов 242.

При этом необходимо отметить, что по виду расходов 242 отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, произведенные для нужд федеральных казенных учреждений, а также расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении вида расходов 242.

У бюджетных учреждений, в отношении которых не принято решение о применении вида расходов 242, данные расходы относятся на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Следовательно, расходы на утилизацию компьютерной техники у них отражаются по виду расходов 244.

В силу п. 51 Инструкции N 157н <2> операции по списанию объектов основных средств отражаются по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ, в том числе вследствие морального или физического износа объекта основных средств, нецелесообразности его дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления данного объекта.

———————————

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Таким образом, учреждение сначала согласовывает возможность списания оргтехники с бухгалтерского учета с собственником имущества. К отражению в бухгалтерском учете принимаются акты о списании при наличии согласования решения о списании с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются.

До завершения демонтажа (утилизации, уничтожения) оргтехника, в отношении которой принято решение о списании (прекращении эксплуатации) — в частности, в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) ее дальнейшего использования, — учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (п. 335 Инструкции N 157н).

В бухгалтерском учете операции по утилизации оборудования нужно отразить следующим образом (п. 12 Инструкции N 174н <3>):

Дебет

Кредит

Утилизация оборудования при уничтожении, разрушении, приведении в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы)

0 104 24 410

0 104 34 410

0 401 20 273

0 101 24 410

0 101 34 410

Утилизация оборудования при принятии решения о его списании по причине физического, морального износа

0 104 24 410

0 104 34 410

0 401 10 172

Принятие к учету оргтехники до момента ее утилизации

Забалансовый счет 02

———————————

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Принятие к учету материальных запасов, полученных от утилизации оборудования и переданных в учреждение организацией, осуществляющей утилизацию, отражается по дебету счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 33 Инструкции N 174н).

Фактическая стоимость таких материальных запасов определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 106 Инструкции N 157н).

Пример. Бюджетным учреждением заключен договор с организацией на утилизацию морально устаревшей оргтехники. Балансовая стоимость оргтехники оценена в 60 000 руб. Амортизация на названное имущество начислена полностью. Стоимость работ по утилизации составила 8 000 руб. Согласно данным завода-изготовителя утилизируемая оргтехника не содержит драгоценных металлов. Оргтехника приобреталась за счет сумм субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете указанные операции нужно отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена передача оргтехники организации по передаточному акту на утилизацию

4 101 34 410 (утилизация, демонтаж)

4 101 34 410 (м. о. л.)

60 000

Отражена в учете стоимость оргтехники, переданной сторонней организации

60 000

Отражены расходы на утилизацию оргтехники

4 109 60 226

4 302 26 730

8 000

Отражено перечисление платы утилизирующей организации

4 302 26 830

4 201 11 610

8 000

8 000

Списана оргтехника с забалансового учета после представления сторонней организацией акта выполненных работ по утилизации

60 000

Списана оргтехника с регистров бухгалтерского учета после представления сторонней организацией акта выполненных работ по утилизации

4 104 34 410

4 101 34 410

60 000

Если оргтехника содержит драгоценные металлы

При осуществлении учета и хранении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них бюджетные учреждения должны руководствоваться требованиями:

— Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

— Постановления Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (далее — Постановление N 731);

— Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее — Инструкция N 231н).

В соответствии с п. 5 Инструкции N 231н учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

— своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

— контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

— достоверность данных в составляемых формах отчетности.

Учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении (п. 8 Инструкции N 231н).

При этом драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, должны учитываться по их наименованию и массе.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо — при отсутствии этих сведений (в том числе если речь идет об устаревшем отечественном и импортном оборудовании) — по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

Детали, контакты, заготовки, полуфабрикаты из драгоценных металлов, их сплавов, химические соединения, содержащие драгоценные металлы, подлежащие взвешиванию, учитываются до их фактического израсходования в производстве по количеству и по массе; драгоценные металлы в растворах — по объему (массе) растворов и концентрации драгоценных металлов, по данным, определяемым химическими анализами.

В силу п. 12 Инструкции N 231н учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения (складах, хранилищах, цеховых кладовых, и других местах, установленных локальными актами организации) ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, установленных локальными актами организации.

На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их размера и назначения оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, используемых для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности, а именно:

— наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий);

— вид;

— размер (длина, ширина, толщина, диаметр);

— проба или процентное содержание в растворе, сплаве;

— масса химически чистых металлов и (или) общая масса сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

— номер партии.

При списании покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации ведут учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации).

Согласно п. 23 Инструкции N 231н при списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и платы за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком.

При этом составляется акт ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данное оборудование. На основании названных актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.

Отметим, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 N 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней» расчеты с учреждением — сдатчиком лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими предприятиями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Как мы уже отметили выше, после проведения работ полученные детали и узлы передаются обратно в учреждение.

Если собранные лом и отходы отправляются на аффинаж, после аффинажа бухгалтерия учреждения сопоставляет учетные данные о количестве драгоценных металлов в ломе и отходах с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции N 231н).

Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (материалов, комплектующих изделий, запасных частей), которые остались в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, отражается по дебету счета 0 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 34 Инструкции N 174н).

* * *

В заключение еще раз отметим, что принятие решения об утилизации и списании имеющегося в учреждении имущества зачастую требует согласования с учредителем учреждения. Расходы на утилизацию оргтехники могут быть отражены по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» или 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

  • «Оприходование материалов после демонтажа основных средств – проводки»;
  • «Как оприходовать металлолом от списания основных средств?».

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

  • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
  • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
  • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
  • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
  • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
  • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
  • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  1. Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесено к особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
  2. Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

  • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте .

Как учесть утилизацию компьютерной техники в бухгалтерском учете? Подробную инструкцию по данной процедуре можно найти в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и ознакомьтесь с разъяснениями экспертов.

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

  1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
  2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итоги

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.