Уведомление о ЕНВД

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ (например, услуг по временному размещению и проживанию в гостиницах, кемпингах, общежитиях), организации (индивидуальные предприниматели) вправе применять специальную систему налогообложения — ЕНВД (применение данного режима на добровольных началах возможно с 01.01.2013). Возникновение и прекращение обязанностей плательщика ЕНВД (уплата налога, сдача декларации) напрямую зависят от дат постановки организации (ИП) на учет в налоговом органе в качестве такого плательщика и снятия с учета. Разберемся, какие действия должна предпринять организация (ИП), чтобы встать на учет в качестве плательщика ЕНВД, и чем чревато нарушение порядка постановки на учет.

Организация (предприниматель) самостоятельно решает, будет ли она (он) плательщиком ЕНВД, но только при условии, что в отношении конкретного вида деятельности переход на этот режим допустим. Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Так, в число "вмененных" видов деятельности входят в том числе (п. 2 ст. 346.26 НК РФ):
— оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного расположения и проживания не более 500 кв. м (пп. 12);
— услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому такому объекту (пп. 8);
— розничная торговля, производимая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли (пп. 6);
— услуги по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, по их хранению на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок) (пп. 4).
Добровольность применения ЕНВД означает, в частности, что налогоплательщик, осуществляющий несколько "вмененных" видов деятельности, может по одному из них перейти на спецрежим, а по другому — нет. А действует ли такая свобода в ситуации, когда один и тот же вид деятельности ("вмененный") ведется территориально в разных местах? Ответ будем искать в процессе изучения порядка постановки на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД.

Выбор налогового органа

Как мы уже указали, применение специального режима в виде ЕНВД зависит от постановки организации (ИП) на учет в соответствующем налоговом органе в качестве плательщика указанного налога. Причем обязанность встать на учет в качестве плательщика ЕНВД возникает вне зависимости от того, стоит ли организация (предприниматель) на учете в соответствующем налоговом органе по иным основаниям.
Итак, постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД производится в налоговом органе:
— по месту осуществления "вмененной" деятельности;
— по месту нахождения организации (месту жительства ИП), если уплата ЕНВД связана с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозной и разносной розничной торговлей, размещением рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств.
В первом случае речь идет о налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления "вмененной" деятельности. Если такая деятельность ведется на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где действуют несколько налоговых органов, постановка на учет производится только в одном органе — в том, который указан налогоплательщиком первым в заявлении о постановке на учет (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Понятно, что встать на учет только в одном налоговом органе можно в том случае, когда "вмененная" деятельность ведется в пределах одного муниципального образования. Если же организация (ИП) занимается деятельностью, которая может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД, на территории другого муниципального образования, на учет нужно встать еще в одном налоговом органе (который действует на территории последнего муниципального образования) (Письма Минфина России от 08.09.2015 N 03-11-09/51616, от 28.08.2015 N 03-11-11/49675, Постановление АС ЗСО от 22.04.2015 N Ф04-16835/2015 по делу N А75-4452/2014 <1>). Возможен и иной путь: организация (ИП) при осуществлении "вмененной" деятельности в другом муниципальном образовании может не переходить на режим налогообложения в виде ЕНВД (соответственно, не вставать на учет в качестве плательщика данного налога) и применять другую систему налогообложения. Минфин считает, что такое допустимо, только когда в другом муниципальном образовании система налогообложения в виде ЕНВД в отношении рассматриваемой деятельности не введена (Письмо от 08.04.2014 N 03-11-11/15725). По мнению автора, этот подход чиновников нарушает принцип равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ.
———————————
<1> В передаче этого дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 17.07.2015 N 304-КГ15-8134.

Итак, если организация (ИП) изъявит желание перейти на уплату ЕНВД в отношении определенной деятельности, переход осуществляется в отношении в целом всей "вмененной" деятельности данного вида на территории конкретного муниципального образования. Иная система налогообложения по такой деятельности применяться уже не может (Письма Минфина России от 25.10.2015 N 03-11-06/3/61231, от 24.07.2013 N 03-11-11/29241). А вот другая "вмененная" деятельность, которую налогоплательщик ведет на территории того же муниципального образования, на режим уплаты ЕНВД может и не переводиться.

Пример 1. Две базы отдыха, принадлежащие одной организации, находятся в разных местах, но на территории одного муниципального образования. Общая площадь помещений для временного размещения и проживания и в той, и в другой базах не превышает 500 кв. м. Местным законом в отношении деятельности по оказанию услуг временного размещения и проживания ЕНВД введен.
В этом случае на уплату ЕНВД переводится деятельность по оказанию услуг временного размещения и проживания, осуществляемая на двух базах отдыха. Постановка на учет может быть произведена в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположена одна (любая) из баз отдыха.

Пример 2. Изменим условия примера 1: базы отдыха находятся на территориях разных муниципальных образований.
В такой ситуации у организации есть выбор (при условии, что ЕНВД по интересующей деятельности введен в обоих муниципальных образованиях, где расположены базы отдыха): применять ЕНВД при осуществлении "вмененной" деятельности только через одну базу отдыха либо через обе. В последнем случае (на котором настаивает Минфин) встать на учет нужно в двух налоговых органах.
Если же на территории одного из муниципальных образований система налогообложения в виде ЕНВД не введена, в качестве плательщика данного налога можно встать на учет только в одном соответствующем налоговом органе.

Дата постановки на учет

Организациям (ИП) не установлена конкретная дата, с которой они могут начать применять систему налогообложения в виде ЕНВД. Не может ограничение по дате возникнуть и в связи с применением иного льготного режима налогообложения (УСНО или ПСНО (могут использовать только предприниматели)). Так, "упрощенцы" не вправе до окончания налогового периода (календарного года) перейти на другой режим налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 346.13 НК РФ. В то же время согласно п. 4 ст. 346.12 НК РФ организации (ИП), перешедшие на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСНО в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
Таким образом, организация (ИП) по отдельным видам деятельности может перейти на систему налогообложения в виде ЕНВД с любой даты в течение календарного года. Это распространяется и на "упрощенцев", поскольку переход на вмененный режим налогообложения не отменяет права на использование УСНО по иным видам деятельности (Письмо ФНС России от 19.09.2014 N ГД-4-3/19079@).
Для применения рассматриваемой системы налогообложения на законных основаниях организации (предпринимателю) нужно подать в соответствующий налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД (организации для этих целей используют форму ЕНВД-1, ИП — форму ЕНВД-2, которые утверждены Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@). На представление заявления дается пять рабочих дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД. В заявлении должна быть указана дата начала применения названной системы, поскольку именно она и будет датой постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД.
В свою очередь, налоговый орган обязан в пятидневный срок (с момента получения заявления) выдать уведомление о постановке организации (ИП) на учет в качестве плательщика ЕНВД (используются формы уведомлений 1-3-Учет и 2-3-Учет, утвержденные Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@).

Повторная постановка на учет

Минфин в Письме от 16.10.2014 N 03-11-06/3/52084 указал: при увеличении объектов ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, на территории городского округа или муниципального района, в котором организация состоит на учете в качестве плательщика указанного налога, новое заявление о постановке на учет подавать не нужно. Считаем, что то же самое касается ситуации, когда организация решает уплачивать ЕНВД в отношении еще одного "вмененного" вида деятельности на территории того муниципального образования, где она уже числится как плательщик названного налога.
При желании можно поставить налоговый орган в известность, используя для этих целей формы тех же заявлений — ЕНВД-1 и ЕНВД-2. Как указано в самих формах, организация (ИП) вправе сообщить по настоящей форме о каждом виде предпринимательской деятельности и об адресе места ее осуществления, о которых не было сообщено ранее в заявлении, а также об изменении сведений, ранее сообщенных в заявлении.

Налоговая ответственность

Нарушение установленного Налоговым кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по соответствующим основаниям влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Ведение деятельности без постановки на учет тоже является нарушением налогового законодательства, мера ответственности в данном случае — штраф в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате этой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 названной статьи). Так, на 40 000 руб. налоговый орган оштрафовал организацию за ведение ее обособленным подразделением "вмененной" деятельности без постановки на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД, что должно было случиться в сентябре 2012 г. Судьи признали действия налоговиков законными и обоснованными (Постановление АС СЗО от 28.11.2014 N Ф07-8554/2014 по делу N А42-5556/2013). Но следует учитывать, что данная мера ответственности могла однозначно применяться в отношении тех лиц, которые нарушили правила постановки на учет в качестве плательщиков ЕНВД до 01.01.2013. Подтверждающие это примеры из арбитражной практики:
— Постановление ФАС СЗО от 10.04.2013 N Ф07-607/2013 по делу N А56-32161/2012;
— Постановление АС ПО от 21.11.2014 N Ф06-16327/2013 по делу N А72-11959/2013.
Однако применение системы налогообложения в виде ЕНВД (действующей с 01.01.2013) является добровольным, и в случае нарушения порядка постановки на учет (непредставления соответствующего заявления либо его представления с нарушением установленного срока) наступление вышеуказанной ответственности зависит от действий налогового органа. То есть от того, подтверждают ли налоговики своими действиями право организации (ИП) на применение специального режима в виде ЕНВД, например путем постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД (несмотря на нарушение срока представления заявления) или через отсутствие замечаний по результатам камеральной проверки представленных деклараций по ЕНВД. Приведем пример из арбитражной практики.
Налоговая инспекция в июле 2014 г. получила заявление ИП о постановке его на учет в качестве плательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности в связи с осуществлением с 01.01.2013 в г. Калининграде предпринимательской деятельности, обозначенной как "оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов". После рассмотрения заявления было принято решение о постановке ИП на учет в качестве плательщика ЕНВД с 01.01.2013 по месту осуществления деятельности, что подтверждается уведомлением от 04.07.2014. Кроме того, еще до получения заявления налоговый орган принимал меры по взысканию с предпринимателя не уплаченной в бюджет суммы ЕНВД. Таким образом, на основании фактов данного дела судьи посчитали, что налоговой инспекцией не ставилось под сомнение право предпринимателя на применение ЕНВД с 01.01.2013. К тому же именно несоблюдение налоговым органом требований законодательства о налогах и сборах привело к ситуации, при которой предприниматель посчитал возможным переход на систему налогообложения в виде ЕНВД после утраты права на применение ПСНО (Постановление АС СЗО от 19.06.2015 N Ф07-3904/2015 по делу N А21-7144/2014).
Если налоговый орган подтверждающих действий не совершал, у налогоплательщика право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД отсутствует, а ее использование чревато начислением налогов, пеней и штрафов согласно общему режиму налогообложения (при этом ответственность по ст. 116 НК РФ не наступает).
Кстати, чиновники финансового ведомства указали: если организации или индивидуальные предприниматели не подали заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в установленный срок, они считаются налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения (Письмо от 22.09.2014 N 03-11-06/3/47310).

Административная ответственность

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (а именно нарушение установленного срока подачи заявления) — административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого определена ст. 15.3 КоАП РФ. К ответственности могут быть привлечены только должностные лица, им грозит предупреждение или штраф в размере от 500 до 1000 руб., а если нарушение сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет — штраф от 2000 до 3000 руб.
Учтите: индивидуальный предприниматель не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.3 КоАП РФ (см. примечание к данной статье). Это распространяется и на ситуацию, когда ИП не заключил трудовые договоры об исполнении обязанностей руководителя, главного бухгалтера или иных должностных лиц (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18).
Примером, когда за нарушение сроков представления заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД к административной ответственности привлекли руководителя общества, является Постановление Курганского областного суда от 06.06.2013 по делу N 4А-152/2013.

* * *

Такая система налогообложения, как ЕНВД, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности может применяться организацией (ИП) с 01.01.2013 в добровольном порядке (с любой даты в течение календарного года). Причем о сделанном выборе обязательно нужно заявить (речь идет именно о заявительном, а не уведомительном характере перехода на уплату ЕНВД), встав на учет в соответствующем налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД, в установленные сроки (в течение пяти рабочих дней с момента применения ЕНВД). За исключением отдельных видов деятельности, постановка на учет производится в налоговом органе по месту осуществления "вмененной" деятельности.

Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика енвд

Если предпринимательская деятельность ведется с использованием нескольких объектов, расположенных в разных местах, но в пределах одного муниципального образования, достаточно встать на учет в качестве плательщика ЕНВД только в одном налогом органе.
Подчеркнем, что нарушение срока подачи заявления либо его непредставление грозит налоговой и административной (для должностных лиц организаций) ответственностью, установленной ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ соответственно, но при условии, что налоговый орган своими действиями подтвердит право организации (ИП) на применение специального налогового режима в виде ЕНВД.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

По общему правилу обязательства по уплате ЕНВД имеются до тех пор, пока организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика этого налога. В каких случаях организация (ИП) должна сняться с такого учета? Что делать, если налогоплательщик прекращает вести "вмененную" деятельность только через один из объектов (допустим, базу отдыха), находящихся на территории одного муниципального образования?

Снятие с учета

Причина для снятия с учета

В первую очередь разберемся, при каких обстоятельствах у организации (ИП) возникает необходимость сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД.
Итак, в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ причиной снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД может стать:
— прекращение ведения "вмененной" деятельности;
— переход на иной режим налогообложения из-за нарушения условий применения ЕНВД либо по собственному желанию.
Согласно нормам Налогового кодекса под нарушением подразумевается превышение установленных ограничений по средней численности работников и доле участия в организации других компаний. Однако финансисты считают, что к таким нарушениям относятся и изменения физических показателей, данные по которым позволяют применять систему налогообложения в виде ЕНВД (Письмо от 24.11.2014 N 03-11-09/59636), например:
1) в розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны, — увеличение площади торгового зала до размера, превышающего 150 кв. м;
2) при оказании услуг по временному размещению и проживанию — превышение общей площади требуемых для данных целей помещений 500 кв. м.

Дата снятия с учета

Налоговый орган может снять с учета в качестве плательщика ЕНВД на основании соответствующего заявления (организации используют форму ЕНВД-3, ИП — форму ЕНВД-4, которые утверждены Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@), которое должно быть подано в течение пяти рабочих дней:
— со дня прекращения ведения "вмененной" деятельности. Здесь датой снятия с учета будет дата прекращения деятельности, которую необходимо указать в заявлении. Если срок представления заявления нарушен, снятие с учета и направление налогоплательщику уведомления об этом осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено названное заявление. При таких обстоятельствах датой снятия с учета считается последний день месяца, в котором представлено заявление;
— со дня добровольного перехода на иной режим налогообложения. Тогда дата снятия с учета — 1 января соответствующего года, что тоже должно быть зафиксировано в заявлении;
— с последнего дня месяца налогового периода, в котором утрачено право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД по причине нарушения соответствующих условий. В таком случае датой снятия с учета признается дата начала налогового периода (квартала), с которого налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения (то есть в котором были допущены нарушения). Эту дату тоже следует отразить в заявлении.
По общему правилу уведомление о снятии с учета (по формам 1-5-Учет или 2-4-Учет, утвержденным Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) направляется налоговым органом налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления.

Ликвидация одного из объектов

Сниматься с учета однозначно нужно в том случае, когда организация вообще перестает быть плательщиком ЕНВД на территории соответствующего муниципального образования. Если же организация перестает вести один из "вмененных" видов деятельности либо ликвидирует какой-то объект такой деятельности при наличии других (допустим, одну из двух баз отдыха, находящихся на территории одного муниципального образования), то есть остается плательщиком ЕНВД, сниматься с учета не нужно. ФНС на это обратила внимание в Письме от 18.12.2014 N ГД-4-3/26206: Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность по постановке на учет (снятию с учета) в качестве плательщика ЕНВД по каждому виду осуществляемой деятельности (каждому объекту), если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности на территории муниципального образования, подведомственного одному налоговому органу.
В то же время известить налоговый орган о произошедших изменениях можно (на свое усмотрение, а не в обязательном порядке). Подтверждение тому имеется в формах ЕНВД-3, ЕНВД-4, где сказано: организация вправе сообщить по настоящей форме о прекращении отдельного вида предпринимательской деятельности и об адресе места осуществления этой деятельности. Тогда в заявлении на первой странице в качестве причины снятия с учета выбирается "4" ("иная причина"), а в приложении к заявлению отражаются код вида прекращенной предпринимательской деятельности и (или) адрес места ее осуществления. Рекомендуем данной возможностью воспользоваться (то есть подать соответствующим образом заполненное заявление) во избежание споров с налоговым органом по поводу того, каким образом должна быть рассчитана сумма ЕНВД в связи с частичным прекращением ведения "вмененной" деятельности. Если дело дойдет до суда, наличие такого заявления наверняка поможет выиграть дело.
Отметим, что используемый нами термин "ликвидация" не нужно понимать буквально. Прекращение ведения "вмененной" деятельности с эксплуатацией конкретного объекта (к примеру, базы отдыха) может быть обусловлено, допустим, его продажей, закрытием на ремонт, окончанием срока аренды или — по мнению автора — увеличением общей площади помещений для временного размещения и проживания до размера, превышающего 500 кв. м.
Еще раз повторим: финансисты считают, что при таком изменении физического показателя налогоплательщик должен сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД с 1-го числа налогового периода (квартала), в котором произошло указанное изменение (Письмо N 03-11-09/59636). Ранее чиновники находили возможным в этой ситуации применять положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ и считали, что налогоплательщик утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя (Письмо от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32078). Автор же придерживается мнения о том, что в описанной ситуации налогоплательщик прекращает вести "вмененный" и начинает осуществлять другой вид деятельности (в терминологии гл. 26.3 НК РФ). Например, ранее налогоплательщик оказывал услуги по временному размещению и проживанию с использованием соответствующих объектов общей площадью более 500 кв. м, а теперь оказывает услуги по временному размещению и проживанию с использованием объектов общей площадью меньше 500 кв. м.

Расчет ЕНВД

Основные правила

Согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения при применении ЕНВД признается вмененный (то есть не фактический, а потенциально возможный) доход налогоплательщика. В свою очередь, база по ЕНВД — это величина "вмененного" налога, получаемая путем произведения базовой доходности за налоговый период (по каждому "вмененному" виду деятельности своя, все они определены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ), которая может быть скорректирована на коэффициенты К1 и К2, и величины физического показателя, характеризующего конкретный вид деятельности. Так, при оказании услуг по временному размещению и проживанию базовая доходность в месяц составляет 1000 руб., а в качестве физического показателя выступает общая площадь соответствующего помещения (в кв. м).
Расчет суммы ЕНВД производится отдельно не только по каждому виду осуществляемой "вмененной" деятельности, но и по каждому месту ее осуществления (если один и тот же вид деятельности на территории муниципального образования ведется в нескольких местах). Данный вывод следует из Порядка заполнения разд. 2 "Расчет суммы единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности" декларации по ЕНВД (см. Приказ ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@).

Ликвидация одного из объектов ведения деятельности

Речь идет о ситуации, когда организация перестает вести "вмененную" деятельность через один из соответствующих объектов (например, баз отдыха), находящихся на территории одного муниципального образования (а значит, остается плательщиком ЕНВД). Сложности в этом случае возникают, когда ликвидация (допустим, закрытие базы отдыха) происходит не с начала налогового периода по ЕНВД (квартала).
Налоговики считают, что при закрытии в середине квартала одного из объектов, используемых во "вмененной" деятельности, ЕНВД нужно рассчитать за полный месяц, в котором произошло закрытие. Исходят они при этом из того, что в рассматриваемой ситуации организация (ИП) не снимается с учета как плательщик ЕНВД, что означает невозможность применения п. 10 ст. 346.29 НК РФ. В нем сказано: размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия с учета, указанной в соответствующем уведомлении налогового органа. Причем, если снятие с учета произведено не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц вычисляется на основании фактического количества дней осуществления организацией (ИП) "вмененной" деятельности.
Не подлежит применению в рассматриваемой ситуации и п. 9 ст. 346.29 НК РФ: если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, при исчислении суммы ЕНВД указанное изменение должно быть учтено с начала того месяца, в котором оно произошло. При закрытии объекта имеет место не изменение величины физического показателя, а прекращение "вмененной" деятельности через конкретный объект (Информация ФНС России "Изменение величины физического показателя при ЕНВД: расчет налоговой базы", Письмо ФНС России от 01.02.2012 N ЕД-4-3/1500@).

Не будем спорить только со второй частью рассуждений чиновников, а вот возможность применения п. 10 ст. 346.29 НК РФ при ликвидации одного из объектов, используемых при ведении "вмененной" деятельности, поддерживают и судьи.

К сведению. Минфин считает, что положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ должны применяться в ситуации, когда один объект, через который ведется "вмененная" деятельность, закрывается, а другой, находящийся в том же муниципальном образовании, открывается (Письмо от 28.11.2014 N 03-11-09/60758). Допустим, организация состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД по виду деятельности, установленному пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (оказание услуг по временному размещению и проживанию). Организация 12 ноября 2015 г. закрыла гостиницу, находящуюся по одному адресу, и открыла новую, расположенную по другому адресу, но в том же муниципальном образовании. С учетом позиции финансистов сумма ЕНВД должна быть исчислена исходя из изменившейся величины физического показателя (общей площади помещений для временного размещения и проживания в новой гостинице) с 1 ноября 2015 г.

Обратимся к Постановлению АС ЗСО от 07.10.2015 N Ф04-24010/2015 по делу N А45-20552/2014.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик перестает использовать при ведении "вмененной" деятельности отдельные объекты. А как указали судьи, прекращение деятельности по нескольким из объектов, используемых во "вмененной" деятельности, по правовым последствиям в целях налогообложения допустимо приравнивать к снятию с учета в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. Ведь и в том, и в другом случаях утрачивается предмет обложения ЕНВД: при определении величины физического показателя учитывается только то имущество, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности <1>.
———————————
<1> Об этом сказано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157, в котором приведен Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 НК РФ.

Следовательно, общество при расчете ЕНВД правомерно исходило из фактического количества дней в IV квартале 2013 г., в течение которых оно имело возможность осуществлять предпринимательскую деятельность через спорные объекты, и не должно уплачивать ЕНВД за оставшийся период этого квартала по спорным объектам. Данная позиция изложена и в Постановлениях АС ВВО от 29.06.2015 N Ф01-2244/2015 по делу N А31-7936/2014, АС ПО от 04.09.2014 N Ф06-13976/2013 по делу N А72-698/2014.

Прекращение ведения отдельной деятельности

Расчет налога с учетом п.

ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЕНВД

10 ст. 346.29 НК РФ (на основании фактического периода осуществления деятельности) нужно производить и в ситуации, когда налогоплательщик прекращает вести один из видов "вмененной" деятельности (несмотря на то, что в целом остается плательщиком ЕНВД). Пример из арбитражной практики — Постановление АС ДВО от 06.10.2015 N Ф03-4043/2015 по делу N А04-232/2015. Обратим внимание: суд при разрешении спора учел, что ИП представил в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в отношении отдельного вида деятельности — оказания услуг по временному размещению и проживанию, а налоговый орган данное заявление принял. После подачи заявления ИП продолжил состоять на налоговом учете как плательщик ЕНВД в отношении иных видов деятельности, которые он ведет.

* * *

Одна из причин, по которым организация (ИП) должна сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД путем подачи в налоговой орган соответствующего заявления, — полное прекращение ведения "вмененной" деятельности на территории муниципального образования. Если же организация (ИП) прекращает осуществлять какой-либо из видов предпринимательской деятельности либо вести "вмененную" деятельность через один из объектов при наличии других, такая организация продолжает уплачивать ЕНВД. В данном случае снятие с учета не производится, но налоговый орган лучше поставить в известность о произошедших изменениях. Это, в частности, может помочь в суде при отстаивании мнения о том, что сумму ЕНВД в описанных ситуациях следует рассчитывать исходя из фактического количества дней осуществления "вмененной" деятельности.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Заявление о постановке на учет по ЕНВД для ИП

Неподача заявления = неприменение ЕНВД?

(Законен ли ЕНВД при просрочке с постановкой на учет в 2013 г.)

Компании и предприниматели, ведущие те виды деятельности, которые потенциально могут быть переведены на ЕНВД, с 1 января 2013 г. сами решают, применять ли им этот спецрежим или нет. Для применения вмененки нужно подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Срок — 5 рабочих дней с того дня, когда вы начали применять вмененку <1>.

Допустим, вы сдали в ИФНС отчетность по ОСНО за II квартал 2013 г., а в августе или даже в сентябре решили, что неплохо бы применять ЕНВД с начала III квартала. И подаете в ИФНС заявление, в котором в качестве даты начала применения ЕНВД указываете 1 июля 2013 г.

Как и для чего составляется заявление от ИП на ЕНВД?

Можно ли в такой ситуации начать применять ЕНВД задним числом и зависит ли возможность применения ЕНВД от даты, когда подано "учетное" заявление? Ответим на эти вопросы на примере описанной ситуации.

<1> Пункт 3 ст. 346.28 НК РФ.

Позиция Минфина

Минфин предсказуемо считает, что те, кто просрочил с заявлением о переходе на ЕНВД, остаются на том режиме, который применяли до подачи заявления <2>. То есть перейти на ЕНВД можно будет только с того месяца, в котором вы вовремя подадите заявление.

<2> Пункт 2 Письма Минфина России от 27.12.2012 N 03-02-07/2-183; Письмо Минфина России от 13.06.2013 N 03-11-11/22017.

Что сказано в НК

В НК прямо сказано, что дата начала применения ЕНВД — та, что указана в заявлении. И, получив заявление о постановке на "вмененный" учет с любой указанной там вами датой, ИФНС должна зарегистрировать вас в качестве вмененщика именно на эту дату <1>. Другого порядка, в том числе и для просроченных заявлений, в НК нет.

Также в НК не сказано, что просрочка с заявлением влечет невозможность применения спецрежима с даты, указанной в заявлении. Хотя если бы законодатель намеревался установить такое последствие, он бы сделал это. Как, например, предусмотрел особые последствия для просрочки с уведомлением о переходе на УСНО. Напомним, что с 2013 г. в НК введена норма о том, что те, кто пропустил срок подачи уведомления о переходе на УСНО, не вправе ее применять <3>. Хотя до этого суды нередко признавали правомерным применение упрощенки, несмотря на опоздание с подачей заявления о переходе на нее. В том числе и по причине того, что НК не устанавливал такого последствия неподачи заявления в срок, как отказ в применении УСНО <4>.

Наконец, порядок перехода на ЕНВД, по своей сути, уведомительный. То есть не требующий от ИФНС разрешения на его применение. Неслучайно же в НК нет упоминания о каком-либо решении, принимаемом по результатам рассмотрения заявления о переходе на вмененку, которым может быть отказано в ее применении.

Поэтому если ЕНВД для вас очень выгоден, то можно с Минфином не соглашаться и указать в заявлении желаемую дату начала применения ЕНВД, несмотря на то что с этой даты прошло более 5 дней.

<3> Подпункт 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
<4> Постановления ФАС УО от 30.09.2009 N Ф09-7367/09-С3; 8 ААС от 15.11.2010 N А70-2763/2010.

Чем рискуют несогласные с Минфином?

Все зависит от того, согласится ли именно ваша ИФНС с наличием у вас права на вмененку. Согласие выражается в выдаче уведомления, в котором указана дата постановки на учет, содержащаяся в вашем заявлении.

Ситуация 1. ИФНС выдала уведомление, несмотря на просрочку с заявлением

Максимум, что вас ждет в таком случае, — штраф за просрочку с заявлением о постановке на учет в сумме 10 000 руб. <5>. Кстати, его еще можно уменьшить при наличии смягчающих обстоятельств, которые, скорее всего, есть и у вас. Например, совершение налогового правонарушения впервые или незначительная просрочка с подачей заявления.

Ситуация 2. ИФНС не выдала уведомление

В этом случае ИФНС может:

(или) письмом в ответ на ваше заявление сообщить, что на ЕНВД вы не перешли, а причиной тому является просрочка с постановкой на учет;

(или) вовсе проигнорировать ваше заявление, не выдав в 5-дневный срок уведомление о постановке на "вмененный" учет <6>.

И в том и другом случае можно обжаловать письмо или бездействие ИФНС, выдвигая требование поставить вас на "вмененный" учет и выдать уведомление. Если суд или вышестоящий налоговый орган удовлетворит ваши требования до наступления срока сдачи отчетности, смело сдавайте декларации по ЕНВД.

Если решения суда или вышестоящих налоговиков нет, то подача "вмененной" декларации может обернуться:

  • блокировкой вашего счета <7>. Ведь ИФНС может вменить вам неподачу деклараций по общему режиму;
  • доначислением налогов по ОСНО или УСНО. Правда, сделать это можно только в рамках выездной проверки.

* * *

Как видим, если ИФНС не согласится с применением вами вмененки, все выгоды от нее могут быть нивелированы налоговыми спорами. Какой-либо судебной практики, которая могла бы стать ориентиром, по этому вопросу в настоящее время нет. И предсказать возможный исход спора с налоговиками сложно. Так что подавайте заявление о постановке на учет вовремя.

<5> Пункт 1 ст. 116 НК РФ.
<6> Пункт 3 ст. 346.28 НК РФ.
<7> Пункт 3 ст. 76 НК РФ.

А.В.Зацепин

Юрист

Организация, которая ведет предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, и у которой есть физические показатели, необходимые для расчета этого налога, должна зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД.

Налоговым периодом по ЕНВД является квартал.

ЕНВД-1. Заявление о постановке организации на учёт как плательщика ЕНВД

Отчетных периодов по этому налогу не установлено (ст. 346.30 НК РФ). Поэтому ЕНВД нужно перечислять в бюджет по итогам каждого квартала, в котором организация вела деятельность, переведенную на этот спецрежим.

Начало деятельности, облагаемой ЕНВД

С момента постановки на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД у организации возникают обязанности, предусмотренные статьей 23 Налогового кодекса. В том числе обязанности по уплате налога и представлению налоговых деклараций.

Организации должны начислять ЕНВД начиная с даты, указанной в заявлении о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Такой порядок применяется и в том случае, когда организация начинает вести деятельность на ЕНВД через вновь открытое обособленное подразделение. Об этом сказано в письме Минфина России от 12 декабря 2012 г. № 03-11-06/3/86.

Платить ЕНВД организация должна независимо от совершения каких-либо хозяйственных операций и фактических результатов деятельности в течение налогового периода. Это объясняется тем, что сумма ЕНВД за каждый квартал определяется исходя из имеющихся значений физических показателей и с учетом вмененного (т. е. потенциально возможного), а не фактически полученного дохода. Такой порядок следует из положений статьи 346.29 Налогового кодекса и письма Минфина России от 20 сентября 2012 г. № 03-11/11/279.

Учитывая, что переход на ЕНВД носит добровольный характер (п. 1 ст. 346.28 НК РФ), в заявлении о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД целесообразно указывать дату, с которой организация фактически будет вести деятельность на этом налоговом режиме.

Пример определения даты начала предпринимательской деятельности, с которой нужно платить ЕНВД. Организация занимается розничной торговлей через объекты, имеющие торговые залы

Организация занимается оптовой торговлей, кроме того, планирует начать реализацию товаров в розницу через магазин, площадь торгового зала которого не превышает 150 кв. м. В отношении розничной торговли организация намерена применять ЕНВД. Открытие магазина запланировано на 6 мая.

9 апреля организация заключила договор на закупку товаров для перепродажи. 16 апреля были заключены трудовые договоры с сотрудниками розничного магазина.

23 апреля организация зарегистрировала договор аренды магазина и получила правоустанавливающие документы, позволяющие определить физический показатель – площадь торгового зала. В этот же день организация подала в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. В заявлении указана дата начала предпринимательской деятельности – 6 мая.

26 апреля из инспекции было получено уведомление о постановке организации на учет в качестве плательщика ЕНВД с 6 мая.

Фактически магазин был открыт только 16 мая. Несмотря на это датой начала деятельности, облагаемой ЕНВД, признается 6 мая – дата постановки организации на учет в качестве плательщика ЕНВД. Таким образом, с деятельности по розничной торговле через объект, имеющий торговый зал, организация платит ЕНВД начиная со II квартала.

Сумму налога за II квартал бухгалтер рассчитает с учетом деятельности:
– в мае – за период с 6 по 31 мая;
– в июне – за полный месяц.

Создание дополнительных обособленных подразделений

При создании организацией – плательщиком ЕНВД дополнительных обособленных подразделений момент начала уплаты ЕНВД по этим подразделениям зависит от того, где они были открыты:

– в том же муниципальном образовании, что и головное отделение организации;

– в другом муниципальном образовании.

Если обособленное подразделение создано на территории муниципального образования, в котором организация уже состоит на учете как плательщик ЕНВД, повторно вставать на налоговый учет в этом качестве не требуется (письмо Минфина России от 16 августа 2012 г. № 03-11-06/3/60). В налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения достаточно направить только сообщение по форме № С-09-3-1. При этом налог нужно начислять по правилам пункта 9 статьи 346.29 Налогового кодекса, как при изменении физических показателей. То есть с 1-го числа месяца, в котором организация сообщила об открытии дополнительного обособленного подразделения, ЕНВД рассчитывайте уже с учетом физических показателей этого подразделения.

Пример определения физических показателей для расчета ЕНВД при открытии обособленного подразделения

Организация открывает обособленное подразделение в том же муниципальном образовании, в котором она состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД.

Организация реализует товары в розницу через магазин, площадь торгового зала которого составляет 100 кв. м. В этом же муниципальном образовании организация открывает новое обособленное подразделение: магазин с площадью торгового зала 40 кв. м.

23 мая в налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения организация направила сообщение по форме № С-09-3-1.

Поскольку магазин был открыт в том же муниципальном образовании, в котором организация уже зарегистрирована в качестве плательщика ЕНВД, при расчете единого налога за II квартал бухгалтер учел изменение физических показателей с начала месяца, в котором оно произошло. А именно с 1 мая.

Сумму налога за II квартал бухгалтер рассчитал за три полных месяца с учетом площадей торговых залов, которые составили:
– в апреле – 100 кв. м;
– в мае – 140 кв. м;
– в июне – 140 кв. м.

Если обособленное подразделение создано в другом муниципальном образовании, то рассчитывать ЕНВД по нему нужно в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 10 статьи 346.29 Налогового кодекса. То есть с даты, указанной в заявлении о постановке обособленного подразделения на учет в качестве плательщика ЕНВД. Подробнее об этом см. Как рассчитать ЕНВД.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-11-06/3/18486.