Уведомление о КИК

Статья 25.14 Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами

1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
2. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса.

3. Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее в настоящем Кодексе — уведомление об участии в иностранных организациях) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если физическое лицо, не являвшееся налоговым резидентом Российской Федерации в момент возникновения оснований для представления уведомления об участии в иностранных организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, признается налоговым резидентом Российской Федерации по итогам этого календарного года, то уведомление об участии в иностранных организациях представляется таким физическим лицом в срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом. Указанное уведомление представляется физическим лицом при наличии у него на 31 декабря календарного года, по итогам которого такое физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, доли участия в иностранной организации, размер которой превышает размер, установленный подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23 настоящего Кодекса, либо при наличии учрежденной (зарегистрированной) таким физическим лицом на указанную дату иностранной структуры без образования юридического лица. Сведения и информация, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, указываются в уведомлении об участии в иностранных организациях по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года.
В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.
В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).
Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, участие которых в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями.

4.

Уведомление о контролируемых компаниях

Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.

Налогоплательщики — физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Формы (форматы) уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения форм и порядок представления уведомления об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5. В уведомлении об участии в иностранных организациях указываются следующие сведения и информация:
1) дата возникновения основания для представления уведомления;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;
4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);
5) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:
сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;
доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика — российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
6) информация о том, является ли налогоплательщик — учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица контролирующим лицом такой структуры (в случае, если уведомление представляется налогоплательщиком в отношении учрежденной им иностранной структуры без образования юридического лица).

6. В уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указываются следующие сведения и информация:
1) период, за который представляется уведомление;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;
4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);
5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
6) дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
7) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);
8) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:
сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;
наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика — российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
9) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;
10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.

7. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях или уведомления о контролируемых иностранных компаниях налогоплательщик вправе представить уточненное уведомление.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.6 настоящего Кодекса.
8. При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, в случаях, указанных в статье 25.13 настоящего Кодекса, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

9. Требование налогового органа, указанное в пункте 8 настоящей статьи, должно содержать следующую информацию:
1) наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика, которому направляется требование;

2) наименование иностранных организаций (иностранных структур без образования юридического лица), в отношении которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является их контролирующим лицом;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), в отношении которой у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является ее контролирующим лицом;

4) описание оснований, имеющихся у налогового органа, для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);
5) период, за который налогоплательщику необходимо представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.
10. Налогоплательщик до истечения срока, указанного в пункте 8 настоящей статьи, вправе представить в налоговый орган пояснения относительно фактов, изложенных в требовании, направленном в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, с одновременным представлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения.
В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях соответствующие пояснения и (или) документы, подтверждающие, что ему не было известно о том, что в календарном году, за который не было представлено уведомление о контролируемых иностранных компаниях, доля участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), составляла более 50 процентов.

11. Должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6 настоящего Кодекса, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса, освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 настоящего Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются.

12. Положения пунктов 8 — 11 настоящей статьи распространяются также на случаи, в которых налогоплательщик своевременно представил уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, но при этом не отразил в нем сведения об одной или нескольких контролируемых иностранных компаниях.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» глава 25 НК РФ была дополнена ст. 309.1 «Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний». В настоящей статье предлагаем рассмотреть ситуацию, с которой столкнулась российская организация, имеющая подконтрольные иностранные компании.

Правила можно выбрать

У российской компании возник вопрос относительно порядка применения норм ст. 309.1 НК РФ, а именно: на основании каких документов российская компания должна определить прибыль КИК в целях отражения ее в своей декларации по налогу на прибыль при условии, что иностранные компании зарегистрированы на офшорной территории, отчетность не составляют, налогов не оплачивают?
Статья 309.1 НК РФ регулирует особенности налогообложения прибыли КИК. Пунктом 1 ст. 309.1 НК РФ предоставлена контролируемому лицу возможность выбора правил для определения величины КИК одним из следующих способов:
— по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год (подп. 1 п. 1 ст. 309.1 НК РФ);
— по правилам главы 25 НК РФ, действующим для российских юридических лиц (подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ).
В порядке подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ (по правилам главы 25 НК РФ) прибыль КИК определяется, если не соблюдены условия для применения подп. 1 п. 1 ст. 309.1, а также по выбору налогоплательщика.
По условиям рассматриваемого вопроса компании, о которых идет речь, зарегистрированы в офшорных территориях, не сдают отчетность и не платят налоги. В этой связи контролируемое лицо вынуждено воспользоваться правилом подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ, а именно определять величину дохода КИК по правилам главы 25 НК РФ, действующим для российских юридических лиц.
При этом следует отметить, что если порядок определения прибыли (убытка) КИК, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ, используется по выбору налогоплательщика, то подлежит применению в отношении этой КИК в течение не менее пяти налоговых периодов с даты начала его применения, что должно быть закреплено в учетной политике налогоплательщика — контролирующего лица, то есть российской организации.

Документами могут быть…

Абзацем 3 п.

Развитие судебной практики по вопросам подачи уведомлений о контролируемых иностранных компаниях

2 ст. 309.1 НК РФ установлено, что в случае определения суммы прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ (по правилам главы 25 НК РФ) сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании должна быть подтверждена документами, позволяющими определить сумму прибыли.
Такими документами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании (письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-12-11/2/17251).
В свою очередь, п. 5 ст. 25.15 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой иностранной компании, с приложением таких документов, как:
1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;
2) аудиторское заключение по указанной финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
При этом документы, подтверждающие расчет прибыли контролируемой иностранной компании, подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании.
Кроме того, следует отметить, что НК РФ не содержит условий о необходимости получения и представления в налоговые органы нотариального заверения и апостилирования копий документов, подтверждающих, в частности, расчет прибыли КИК (письма Минфина России от 07.04.2017 N 03-12-12/2/20725, от 21.02.2017 N 03-12-11/2/10422, от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395).

Определение прибыли

Согласно п. 2 ст. 25.15 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с НК РФ, приравнивается к прибыли организации, полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 25.15 НК РФ.
По п. 1 ст. 25.15 НК РФ прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании в целях НК РФ признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со ст. 309.1 НК РФ.
При этом прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 309.1 НК РФ.
При определении прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются доходы в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений ст. 312 НК РФ.
В соответствии с подп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, а в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности — 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года, за который определяется ее прибыль.

Официально по курсу

В пункте 2 ст. 309.1 уточнено, что сумма прибыли (убытка) КИК в силу подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ определяется в официальной валюте государства (территории) постоянного местонахождения иностранной организации и подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Банком России, за календарный год, за который определяется сумма прибыли (убытка) КИК.
В этой связи надо отметить следующее.
Статьей 53 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Согласно Положению ЦБ РФ от 18.04.2006 N 286-П «Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю» Центральный банк Российской Федерации устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно без обязательства Банка России покупать или продавать указанные валюты по установленному курсу.
Перечень иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливаются Центральным банком Российской Федерации ежедневно, опубликован на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в сети Интернет (www.cbr.ru).
Таким образом, среднее значение за период, за который определяется сумма прибыли (убытка) КИК в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в соответствующем периоде. В случае если курс такой валюты к рублю Российской Федерации не устанавливается Центральным банком Российской Федерации, то курс определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом соответствующих разъяснений Центрального банка Российской Федерации и в соответствии с учетной политикой организации.

Как уменьшить сумму налога?

В учетной политике должно быть прописано, на основании каких первичных документов контролирующее лицо определяет сумму прибыли КИК в ситуации, когда она определяется по правилам главы 25 НК РФ при отсутствии финансовой отчетности у КИК, поскольку нормами НК РФ предусмотрены только общие формулировки на данный счет (выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании).
Это целесообразно сделать и затем, чтобы избежать возможности истребования со стороны налогового органа тех видов документов, которые не составляются в принципе у рассматриваемых КИК.
Необходимо получить внутренний локальный документ от иностранной компании, где будет отражен перечень первичных документов, которые она использует в учете, согласно деловому обороту иностранного государства. И отразить этот перечень в своей учетной политике, в разделе относительно КИК.
Пунктом 1.1 ст. 309.1 НК РФ установлено, что сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации.
При этом сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.
Как видно из условий рассматриваемого вопроса, КИК зарегистрированы в офшорных зонах: на Маршалловых и Виргинских островах. При этом компании не сдают отчетность и не платят налоги. Поэтому в данном случае уменьшения исчисленного налога не будет.
Пункт 7 ст. 25.15 НК РФ устанавливает, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со ст. 309.1 НК РФ, составила более 10 000 000 руб.
При этом согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» установлено, что в целях применения п. 7 ст. 25.15 НК РФ величина прибыли контролируемой иностранной компании за 2015 год составляет 50 млн руб., за 2016 год — 30 млн руб.
В случае если сумма прибыли контролируемой иностранной компании, рассчитанная в соответствии со ст. 309.1 НК РФ, не превышает вышеуказанных величин, то такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика — контролирующего лица за налоговый период по соответствующему налогу.
В то же время такой налогоплательщик не освобождается от обязанности уведомления налогового органа соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные ст. 25.14 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых он является контролирующим лицом (подп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ) (письмо Минфина России от 18.01.2017 N 03-04-05/1911).

Подведем итоги

Налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль с приложением документов, позволяющих определить сумму прибыли КИК. Такими документами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.
При этом документы, подтверждающие расчет прибыли контролируемой иностранной компании, подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании.
Кроме того, следует отметить, что НК РФ не содержит условий о необходимости получения и представления в налоговые органы нотариального заверения и апостилирования копий документов, подтверждающих, например, расчет прибыли КИК.
Полагаем, что в учетной политике российской организации должно быть прописано, на основании каких конкретных первичных документов контролирующее лицо определяет сумму прибыли КИК, поскольку нормами НК РФ предусмотрены только общие формулировки на данный счет. Это надо сделать, чтобы избежать возможности истребования со стороны налогового органа тех видов документов, которые не составляются у рассматриваемых КИК в принципе.
Также нужно получить внутренний локальный документ от иностранной компании, где будет отражен перечень первичных документов, которые она использует в учете, согласно деловому обороту иностранного государства. И отразить этот перечень в своей учетной политике, в разделе относительно КИК.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Уведомление о КИК в 2018 году

Приказ Федеральной налоговой службы
№ММВ-7-13/679@ от 13.12.2016

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ И ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ, А ТАКЖЕ ФОРМАТА И ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 и пунктом 4 статьи 25.14 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177) приказываю:

1. Утвердить:

форму уведомления о контролируемых иностранных компаниях согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

порядок заполнения формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

формат представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

порядок представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

2. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

3.

Что такое контролируемые иностранные компании?

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и правильностью исчисления налогов и сборов по итогам проведения налоговых проверок.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ

ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

Руководитель Федеральной налоговой службы М.В.МИШУСТИН

Комментарий эксперта

Уведомление о КИК: форма утверждена

Контролируемая иностранная компания (КИК) — это иностранная организация, которая одновременно:

  • не является налоговым резидентом России;

  • контролируется налоговыми резидентами РФ.

К КИК относятся также иностранные структуры без образования юридического лица —  траст, фонд, товарищество и др., если они осуществляют деятельность,…

Эксперт «НА» И.С.Сергеева

10 января 2017 года приказом Федеральной налоговой службы от 13 декабря 2016 г.

ФНС утвердила форму уведомления о контролируемых иностранных компаниях

N ММВ-7-13/679@ утверждена форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и порядок ее заполнения (см. форму уведомления о КИК).

Данное уведомление должно быть представлено в налоговый орган не позднее 20 марта 2017.

За непредставление уведомления о КИК налоговым кодексом предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 100 тыс. руб. в отношении каждой иностранной организации, сведения по которой не представлены.

Напоминаем, что помимо уведомления о КИК, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) — в случае, если доля такого участия превышает 10 %.

В связи с этим в инспекцию по по месту нахождения организации или месту жительства физического лица необходимо подать уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица).

Форма Уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) установлена Приложением N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 24 апреля 2015 г. N ММВ-7-14/177@.

За непредставление данного уведомления штраф составит  50 тыс. руб. в отношении каждой иностранной организации, сведения по которой не представлены.

Помимо уведомления налоговых органов о наличии у них КИК, налогоплательщики обязаны учитывать прибыль (убыток) контролируемых ими иностранных компаний как собственную прибыль (убыток) для целей налогообложения.

Прибыль КИК (пропорционально доле владения контролирующего лица) подлежит налогообложению в РФ путем включения в доход лица, контролирующего эту компанию: юридических лиц — при расчете налоганаприбыль, физических лиц — при расчете НДФЛ.

При этом прибыль (убыток) КИК рассчитывается по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год.

В этом случае определение прибыли (убытка) КИК осуществляется при выполнении одного из условий:

  • 1) постоянным местонахождением этой КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ;
  • 2) в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Если в соответствии с личным законом КИК ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, определение прибыли (убытка) такой КИК осуществляется на основании финотчетности, аудит которой проведен в соответствии с международными стандартами аудита.

Таким образом, в 2017 году следует соблюдать следующие сроки подачи в налоговые органы уведомлений и отчетности, установленные российским законодательством о налогах и сборах:

Уведомление об участии в иностранных организациях (иностранных структур без образования юридического лица) — в срок не позднее 3х месяцев с даты возникновения участия в иностранной организации (с даты изменения доли участия в иностранной организации).

Уведомление о КИК (за 2015г.) — до 20 марта 2017г.

Декларацию по налогу на прибыль организаций с включенной прибылью КИК — до 28.03.2017г.

Декларацию по форме 3-НДФЛ с включенной прибылью КИК — до 02.05.2017г.

Компания ООО «РНК» будет рада оказать Вам помощь в подготовке уведомлений, а также необходимой отчетности в связи с налогообложением прибыли КИК.