Валютный контроль

Валютный контроль в Российской Федерации

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом № 173-ФЗ и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, – Правительством РФ;

2) для представления уполномоченным банкам – Центральным банком РФ.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом необходимых документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Законом № 173-ФЗ предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с данным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица – наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица – фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком РФ.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных Законом № 173-ФЗ, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Законом определены следующие права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона № 173-ФЗ;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Ведущий специалист Управления валютного контроля

Оффлайн

Обязанности:

  • оформление и ведение паспортов сделок по внешнеторговым договорам и договорам займа (кредитным договорам);
  • проверка обоснованности осуществления валютных операций резидентов юридических и физических лиц в иностранной валюте и валюте РФ;
  • подготовка данных для составления и представления в Банк России отчетности по валютным операциям по формам №402;405;407;664;665, а также информации о нарушениях актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в соответствии с Положением Банка России №308-П от 20.07.2007 г.;
  • подготовка ответов на запросы Инспекций Федеральной налоговой службы, ФТС РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
  • исполнение функциональных обязанностей в соответствии с Правилами внутреннего контроля Банка;
  • консультирование сотрудников других структурных подразделений Банка по вопросам проведения валютных операций;
  • взимание комиссионного вознаграждения со счетов клиентов за выполнение Банком функций агента валютного контроля;
  • работа с Электронным Банком в части обработки документов валютного контроля.

Требования:

  • умение применять на практике положения валютного, таможенного и гражданского законодательства, нормативных актов в области валютного регулирования и валютного контроля;
  • знание закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г.;
  • знание инструкций ЦБ РФ № 138-И от 04.06.2012 г.; №111-И от 30.03.2004 г.;
  • знания Положения ЦБ РФ 308-П от 20.07.2007 г.;опыт работы с запросами налоговых, таможенных органов, Росфиннадзора;
  • навыки ведения деловой переписки;
  • работа в нескольких банковских программах, с системой удаленного управления счетом (Электронный Банк) по приему/отзыву документов валютного контроля.
  • нормативные акты ЦБ: 138-И, 308-П, 205-П, 2-П,115-ФЗ, 111-И, 2332-У и т.д.

Условия:

  • Место работы: метро «Кожуховская», шаговая доступность от метро.
  • Работа в Банке, входящем в одну из крупнейших банковских групп Европы с 4-вековой историей.

    Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты

  • Дружный коллектив и комфортные условия работы, приятная внутрикорпоративная культура.
  • Оформление по ТК РФ.
  • ДМС после 1 года работы.
  • Льготные условия для потребительского и ипотечного кредитования.
  • Профессиональное обучение, семинары, тренинги, конференции.
  • Возможность участия в самых инновационных, амбициозных проектах и задачах, возможность победы в конкурсе «Лучший сотрудник».

Валютный контроль в рф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Курсовая  работа

по дисциплине «Таможенное дело»

на тему: «Особенности организации  валютного контроля в Российской Федерации»

Работу выполнила: Студентка Мусаева А.Р.

Руководитель: к. э. н., доц. Бармина Е.Ю.

Астрахань, 2012

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

Органы валютного контроля

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

1.1 Понятия  и цели валютного контроля, правовая  база

1.2 Характеристика  органов валютного контроля

1.3 Валютное  регулирование Российской Федерации

1.4 Ответственность  за нарушение валютного законодательства

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ  ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

2.1 Статистика  валютного контроля

2.2 Контроль  за экспортом валютной выручки

2.2.1 Банковский  контроль за поступлением валютной  выручки от экспорта товаров

2.2.2 Передача  Банками в ГТК России сведений  о поступлении валютной выручки  от экспорта товаров

2.2.3 Права  и обязанности органов валютного  контроля

2.3 Ответственность  Банков

2.4 Ответственность  Экспортеров

2.4.1 Ответственность  сотрудников Экспортеров и Ответственных  лиц Банков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Экспортно-импортные  потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные  преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера  в значительной степени зависят  от степени развития конкуренции  на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров  проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремится как можно больше экспортировать, а импортировать  в размерах экспортной выручки, что  в экономической науке определяется функцией экспорта и импорта. Чтобы  их использовать, необходимо отвлечься  от валютных курсов, потребительских  предпочтений в различных странах  и структурных характеристик  экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается как возрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря, экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, а импорт данной страны возрастает с ростом национального  дохода страны. Таким образом, имеются  определенные взаимозависимости между  экспортом, импортом и национальным доходом двух стран, что объясняется  мультипликатором внешней торговли. Действие мультипликатора внешней  торговли выражается в том, что увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего повышение  дохода в результате нормального  мультипликационного процесса. Но по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также  объем ее импорта, а поскольку  импорт этой страны является одновременно экспортом другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою очередь рост ее национального  дохода вызывает увеличение импорта  данной страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой страны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким образом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами, как национальный доход, экспорт, импорт.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов валютного  регулирования и валютного контроля.

Объектом  теоретического исследования в данной курсовой работе является особенности  организации валютного контроля в РФ.

Сформулированная  цель определила следующие задачи:

  1. Изучить специализированную литературу по дисциплине «Таможенное дело», на тему данной курсовой работы «Особенности организации валютного контроля в РФ».
  2. Теоретически обосновать понятие и цели валютного контроля.
  3. Дать характеристику органов валютного контроля.
  4. Рассмотреть способы валютного регулирования в РФ.
  5. Изучить виды ответственности за нарушение валютного законодательства.
  6. Ознакомиться со статистикой валютного контроля.
  7. Теоретически обосновать и проанализировать способы контроля за экспортом валютной выручки.
  8. Подвести итог результатов выполненной работы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

1.1 Понятия  и цели валютного контроля, правовая  база

Как уже  было сказано целью валютного  контроля является обеспечение экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в  уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление выручки от экспорта товаров  на иной счет, чем счет Экспортера в  уполномоченном банке, указанный в  контракте, допускается только при  наличии у Экспортера разрешения Банка России.

Для целей  настоящего диплома используются следующие  основные понятия:

Экспортер — предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо — резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт (договор, соглашение) на экспорт  товаров (далее — контракт);

Банк — уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту;

Паспорт сделки (далее сокращенно — ПС) — базовый  документ валютного контроля, оформляемый  Экспортером в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической  сделке, необходимые для осуществления  этого контроля, изложенные в стандартизированной  форме;

Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно — УК) — возвратный документ, формируемый таможенными  органами для направления в Банки  и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации (далее — ГТД), необходимых  Банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

Реестр — документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие одну контрольную  дату возврата в таможенные органы;

Досье — специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье  формируется уполномоченными банками  по каждому ПС;

Журнал — журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих и  исходящих документов валютного  контроля, указанных в настоящей  Инструкции;

Ответственные лица Банка — сотрудники Банка, уполномоченные подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени Банка, как агента валютного  контроля.

В настоящее  время поступление выручки от экспорта товара регулируется в первую очередь совместной Инструкцией  ЦБ и Государственного Таможенного  Комитета №19 от 12 октября 1993 года и  №01-20/10283 (соответственно) "О порядке  осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию  валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1 от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи  организациями части валютной выручки  через уполномоченные банки и  проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных  документов.

Физические  и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие  участие в валютных операциях  в Российской Федерации, делятся  на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

физические  лица, постоянно проживающие в  России, в том числе временно находящиеся  за границей;

юридические лица, созданные в соответствии с  Российскими законами, с местонахождением на территории Росси;

дипломатические и иные официальные представительства  России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

физические  лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся  в России;

юридические лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств с местонахождением за пределами  России;

находящиеся в России иностранные дипломатические  и иные официальные представительства, а также международные организации  и другие.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами  в иностранной валюте производятся на основании заключенных между  ними договоров (контрактов). Сделки купли-продажи  свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются  в территориальными управлениями Банка  России.

Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России. Порядок  открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через  эти счета операций устанавливает  Центральный банк РФ. Для открытия валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный коммерческий банк ряд документов:

заявление на открытие счета;

нотариально заверенные копии устава организации  и учредительных документов;

свидетельство о государственной регистрации  юридического лица;

документ, подтверждающий постановку на учет в  налоговых органах и регистрацию  в качестве плательщика страховых  взносов;

документ  о регистрации в органах государственной  статистики;

заверенную  нотариусом карточку с образцами  подписей лиц, имеющих в данной организации  право распоряжаться иностранной  валютой.

Организации и предприятия могут иметь  несколько валютных счетов в одном  или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета  в нескольких валютах.

Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России. Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете предприятия.

Уполномоченные  банки открывают каждому предприятию  и организации параллельно два  вида счетов:

транзитный  валютный счет — для зачисления в  полном объеме поступлений в иностранной  валюте;

текущий валютный счет — для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий  и организаций после обязательной продажи части валютной выручки.

Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая предприятия  с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75% валютной выручки  от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу .

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня  извещает об этом предприятие, а последнее  дает поручение этому банку на обязательную продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия иностранную валюту в течение семи рабочих дней.

По операциям  уполномоченных банков, связанных с  обязательной продажей части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой  иностранной валюты (включая расходы  по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам), (в  АКБ «Северный Народный Банк» тариф на выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12)); комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж — не более 0,3% от суммы нетто — продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.

Оставшаяся  после обязательной продажи часть  валютной выручки может быть реализована  на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.

С текущего валютного счета отечественные  предприятия и организации могут  получить наличную иностранную валюту или приобрести чеки в иностранной  валюте, но только на расходы, связанные  с загранкомандировками своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в командировку).

1.2 Характеристика  органов валютного контроля

Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации, а также  Правительство Российской Федерации  в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная  служба России по валютному и экспортному  контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Основным  органом валютного регулирования  является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:

— определять  сферу и порядок обращения  в Российской Федерации иностранной  валюты;

— издавать  нормативные акты, обязательные  к исполнению на территории  России резидентами и нерезидентами;

— проводить  все виды валютных операций;

-устанавливать  правила проведения резидентами  и нерезидентами в РФ операций  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения  нерезидентами в РФ операций  с валютой РФ и ценными бумагами  в валюте РФ;

Страницы:1234567следующая →

Валютный контроль

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ (ПОНЯТИЕ, ОСН. НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ).

Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Агенты и органы валютного контроля

Его основными направлениями являются:

· определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

· проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

· проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органы валютного контроля:

1)ЦБ РФ;

федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агенты валютного контроля:

1) уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

2) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.

ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: ПОНЯТИЕ, ПОЛНОМОЧИЯ.

Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ.

Полномочия органов и агентов валютного контроля:

· издают в пределах своей компетенции НПА, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ;

· определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

· осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями,за соответствием этих операций законодательству, условиями лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

· проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

70. СУБЪЕКТЫ ВАЛЮТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ (РЕЗИДЕНТЫ, НЕРЕЗИДЕНТЫ), ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

Валютные отношения – это урегулированные нормами валютного законодательства общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением валютных операций. Субъектами валютных отношений будут являться:

· резиденты:

· ФЛ, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве;

· постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

· ЮЛ;

· находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов-ЮЛ;

· дипломатические представительства, консульские учреждения, находящиеся за пределами территории РФ;
е) РФ, субъекты РФ, МО.

· нерезиденты:

· ФЛ, не являющиеся резидентами;

· ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

· организации, не являющиеся ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

· аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств;

· межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

· находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения ЮЛ и организаций, не ЮЛ но нерезидентов;

· иные лица, не являющиеся резидентами.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право (установлен закрытый перечень прав):

· знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

· обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

· на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

· представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ФЗ;

· вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

· выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 990;