Валютная выручка подлежит обязательной

В марте 2019 года НБУ постановлением №35 снизил лимит обязательной продажи валютной выручки с 50% до 30%. Эта норма обязывала предпринимателей продавать 30% валютной выручки на межбанковском рынке.

Теперь, начиная с 20 июня, норма обязательной валютной выручки отменена. Поступления, зачисленные на распределительные счета в течение 19 июня, уже не подлежат обязательной продаже. Об этом сообщает пресс-служба НБУ.

«Очередное валютное послабление не будет иметь негативных последствий для макрофинансовой стабильности. По статистике последних лет, когда норматив обязательной продажи валютных поступлений составил 50%, так и с 1 марта 2019 года, когда он был уменьшен до 30%, бизнес в целом продавал более 90% валюты», — сказано в сообщении Нацбанка.

В этом году Национальный банк отменил или смягчил уже более 30 валютных ограничений. Отмена обязательной продажи валютных поступлений бизнеса является очередным шагом на пути к свободному движению капитала, определенного одной из стратегических целей Национального банка.

Ранее мы писали о том, что с 3 июня меняются правила снятия наличных в банках.

Вам будет интересно узнать, как банки будут оценивать кредитные риски.

Проверить вашего контрагента на благонадежность и осуществлять его дальнейший мониторинг можно с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Вы можете проверить контрагента, который вас интересует, прямо сейчас, оформив заявку на тестовый доступ к сервису.

Безопасность предприятия, алгоритмы действий для бизнеса и единое информационное поле для всех специалистов — выбирайте системы ЛІГА:ЗАКОН для всей компании и получайте подарки!

Инструкция № 111-И заменяет (в части положений об обязательной продаже) действующую с 01.07.92 Инструкцию Банка России от 29.06.92 № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведении операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее — Инструкция № 7).

Инструкция № 111-И сохраняет прежний размер обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), ранее установленный Указанием Банка России от 09.07.2003 № 1304-У (25% от суммы валютной выручки), и направлена на приведение существующего порядка обязательной продажи части валютной выручки в соответствие со статьей 21 Закона № 173-ФЗ, а также на дальнейшее развитие порядка обязательной продажи с точки зрения совершенствования документооборота и других технологических процедур.

Изменения в процедуре обязательной продажи

Порядок обязательной продажи части валютной выручки, существовавший до 18 июня 2004 года, коротко можно описать следующим образом:

а) валютная выручка в полном объеме зачислялась на транзитный счет резидента в уполномоченном банке;

б) резиденту направлялось извещение о зачислении на его счет денежных средств в иностранной валюте;

в) в случае если сумма денежных средств, зачисленная на транзитный счет резидента, являлась выручкой от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), то на основании поручения резидента осуществлялась продажа части (25% или более) средств в иностранной валюте за рубли. В противном случае на основании поручения резидента указанная сумма в полном размере переводилась на текущий валютный счет резидента;

г) в случае, если резидент в семидневный срок не представлял соответствующее поручение, уполномоченный банк осуществлял принудительную продажу части (25%) валютной выручки;

д) средства в рублях, вырученные от продажи иностранной валюты, зачислялись на расчетный счет резидента, а оставшаяся сумма в иностранной валюте зачислялась на текущий валютный счет резидента;

е) до осуществления продажи части валютной выручки резидент мог осуществлять с транзитного счета расчеты с поставщиками, а также другие расчеты, предусмотренные Инструкцией № 7.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки, установленный Инструкцией № 111-И, в целом придерживается вышеприведенной схемы, но содержит ряд существенных отличий.

1. Несколько изменился объект обязательной продажи части валютной выручки. В соответствии с Инструкцией № 7 процедура обязательной продажи распространялась:

• на валютную выручку резидентов — юридических лиц;

• на выручку от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), под которой (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.03.99 № 334) понимались все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции № 111-И обязательной продаже подлежит валютная выручка, указанная в части 3 статьи 21 Закона № 173-ФЗ, а именно:

• валютная выручка резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц);

• выручка, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

— сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и(или) за их счет) в пределах их компетенции;

— сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

— валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

— сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

2. Изменены порядок открытия и режим транзитных счетов, на которые валютная выручка зачисляется с целью исполнения требований об обязательной продаже. В соответствии с Инструкцией № 7 транзитные счета открывались по всем валютам и на них зачислялись все поступления в иностранной валюте в пользу резидентов. По новым правилам (пункты 2.1–2.2 Инструкции № 111-И) не открываются транзитные счета в клиринговых валютах, а суммы в иностранной валюте, поступающие в пользу резидента:

— с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом же уполномоченном банке;

— от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;

— с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке, —

зачисляются непосредственно на текущий счет резидента, минуя транзитный счет.

3. Установлены новые требования к форме и содержанию уведомления (в настоящее время — извещения), которое уполномоченный банк направляет резиденту. В соответствии с Инструкцией № 7 извещение должно было быть составлено по форме, приведенной в Приложении 1 к указанной Инструкции. Согласно Инструкции № 111-И уведомление составляется по форме, устанавливаемой уполномоченным банком, с обязательным указанием информации, перечисленной в пунктах 3.1.1–3.1.4 Инструкции.

Отметим, что в соответствии с пунктом 3.1.4 Инструкции № 111-И в уведомлении необходимо указывать последнюю дату представления резидентом уполномоченному банку распоряжения об обязательной продаже части валютной выручки и справки, идентифицирующей сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций. При этом последняя дата должна рассчитываться с учетом срока осуществления обязательной продажи части валютной выручки, установленного Законом № 173-ФЗ.

4. Установлены новые требования к форме и содержанию распоряжения (в настоящее время — поручения), которое резидент представляет в уполномоченный банк. Вместо «Поручения на обязательную продажу валюты», форма которого установлена в Приложении 2 к Инструкции № 7, резидент в соответствии с пунктом 3.4 Инструкции № 111-И представляет в уполномоченный банк распоряжение на обязательную продажу части валютной выручки (далее — распоряжение), форма которого устанавливается уполномоченным банком и которое должно содержать информацию, перечисленную в пунктах 3.3.1–3.3.7 Инструкции № 111-И.

В частности, по новым правилам в распоряжении необходимо указывать номер и дату уведомления о зачислении иностранной валюты на транзитный счет резидента и номер банковского счета резидента в валюте Российской Федерации. В то же время в распоряжении не требуется указания курса продажи иностранной валюты за рубли.

5. Инструкция № 111-И (в отличие от Инструкции № 7) устанавливает требование о представлении (одновременно с распоряжением об обязательной продаже части валютной выручки) справки, идентифицирующей сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи (далее — справка).

В связи с требованием о представлении справки необходимо отметить, что ни Закон № 173-ФЗ, ни Инструкция № 111-И не устанавливают перечень видов валютных операций. Такой перечень, по-видимому, будет установлен в нормативном правовом акте Банка России о порядке учета валютных операций резидентов, упоминаемом в пункте 3.4 Инструкции № 111-И. Этот же нормативный акт будет определять форму и порядок заполнения вышеуказанной справки.

6. Изменен порядок обязательной продажи части валютной выручки в случае, если резидент не дает уполномоченному банку никаких распоряжений. Для такого случая Инструкция № 7 предусматривала механизм принудительной продажи валютной выручки. По новым правилам в соответствии с пунктом 3.8 Инструкции № 111-И в случае непредставления резидентом в уполномоченный банк распоряжения и справки обязательная продажа части валютной выручки не осуществляется и средства с транзитного счета не списываются. Исключение допускается только в случае, если между резидентом и уполномоченным банком есть соглашение (предусмотренное пунктом 3.9 Инструкции № 111-И) о непредставлении распоряжения и о самостоятельном заполнении уполномоченным банком справки.

Пункт 3.8 Инструкции № 111-И вносит наиболее существенное изменение в существующий порядок обязательной продажи. Фактически денежные средства, зачисленные на транзитный валютный счет резидента, могут быть заблокированы на нем неограниченно долго — вплоть до представления резидентом распоряжения и справки. При этом непредставление резидентом распоряжения и справки в семидневный срок с даты зачисления иностранной валюты на транзитный счет (при отсутствии указанного выше соглашения между резидентом и уполномоченным банком) повлечет за собой нарушение резидентом валютного законодательства.

7. Уменьшен до двух дней срок, в течение которого уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту, зачисленную с транзитного счета резидента на отдельный лицевой счет «Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (в рамках Инструкции № 7 срок составлял три дня, а счет назывался «Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты»).

8. Расширен перечень расходов резидентов, учитываемых для уменьшения подлежащих обязательной продаже сумм валютной выручки. В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции № 111-И для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются расходы и иные платежи, указанные в пунктах 1–3 части 5 статьи 21 Закона № 173-ФЗ. Поэтому по новым правилам не учитываются при расчете суммы выручки, подлежащей обязательной продаже, выплаты комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля.

9. Изменен порядок перечисления в пользу нерезидентов валютной выручки, поступающей на транзитные счета посредников (комиссионеров, агентов или поверенных) в пользу нерезидентов (комитентов, принципалов или доверителей).

В соответствии с пунктом 5 Инструкции № 7 валютная выручка, поступавшая на транзитные счета посреднических организаций в пользу нерезидентов, могла быть переведена с транзитных счетов посреднических организаций на валютные счета нерезидентов (за вычетом комиссионного вознаграждения посредников).

По новым правилам (пункт 4.6 Инструкции № 111-И) валютная выручка, поступившая от нерезидентов на транзитные валютные счета посредников в пользу нерезидентов, списывается (за вычетом комиссионного вознаграждения посредников) без осуществления обязательной продажи с транзитных валютных счетов посредников на их текущие валютные счета в целях перечисления на валютные счета нерезидентов.

10. Инструкция № 111-И (в отличие от Инструкции № 7) содержит прямые указания на возможность обмена документами в рамках процедуры обязательной продажи части валютной выручки с помощью электронных средств связи. Так, в соответствии с пунктом 3.10 Инструкции № 111-И обмен документами между уполномоченным банком и резидентом может осуществляться посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между уполномоченным банком и резидентом.

Замечания по новой процедуре обязательной продажи

В связи с введением новой процедуры обязательной продажи части валютной выручки необходимо сделать ряд дополнительных замечаний.

1. Как уже упоминалось выше, в соответствии с пунктом 1.3 Инструкции № 111-И для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются расходы и иные платежи, которые одновременно:

а) указаны в пунктах 1–3 части 5 статьи 21 Закона № 173-ФЗ;

б) связаны с исполнением сделок, указанных в части 3 статьи 21 Закона № 173-ФЗ, расчеты по которым осуществляются в иностранной валюте.

Буквальное толкование пункта 1.3 предполагает, что любые расходы и иные платежи, удовлетворяющие перечисленным условиям, могут быть вычтены из суммы валютной выручки при расчете суммы валютной выручки, подлежащей обязательной продаже. В частности, это относится к расходам и иным платежам, которые были осуществлены ранее с текущих счетов резидента, в том числе со счетов в разных уполномоченных банках.

В то же время Инструкция № 111-И не дает ответа на вопрос, какие документы могут рассматриваться уполномоченным банком (осуществляющим обязательную продажу части валютной выручки) в качестве доказательства осуществления резидентом указанных выше расходов и платежей.

Более того, анализ пункта 4.8 Инструкции № 111-И показывает, что буквальное толкование пункта 1.3 может не соответствовать действительности, так как в отношении ряда резидентов (резидентов-посредников) Инструкция № 111-И прямо устанавливает, что указанные выше расходы и иные платежи оплачиваются с транзитных счетов до осуществления обязательной продажи, то есть учитываются в уменьшение суммы валютной выручки, подлежащей обязательной продаже. Данное требование фактически обусловливает учет расходов и иных платежей в уменьшение суммы валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, осуществлением соответствующих выплат с транзитного счета резидента непосредственно перед осуществлением обязательной продажи.

2. В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции № 111-И обязательная продажа части валютной выручки резидента осуществляется по распоряжению резидента непосредственно уполномоченному банку либо через уполномоченный банк на валютных биржах, на внебиржевом валютном рынке, Центральному банку Российской Федерации.

В то же время в соответствии с пунктом 3.6 Инструкции № 111-И уполномоченный банк в течение двух рабочих дней, следующих за днем зачисления иностранной валюты на отдельный лицевой счет «Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», обязан продать иностранную валюту.

То есть либо уполномоченный банк может продать валюту самому себе (а это несколько не соответствует конструкции договора купли-продажи), либо в пункте 1.4 в словах «непосредственно уполномоченному банку» подразумевается банк, отличный от уполномоченного банка, осуществляющего обязательную продажу валютной выручки.

3. В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции № 111-И для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам — индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. То есть транзитный счет открывается:

а) на основании договора банковского счета, предметом которого являются открытие и проведение операций по текущему счету;

б) в связи с открытием текущего счета для целей идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и учета валютных операций.

По мнению автора, данный подход к открытию транзитного счета несколько противоречит конструкции договора банковского счета, так как предмет договора банковского счета (ст. 845 ГК РФ) не предусматривает ни открытия нескольких счетов, ни идентификации поступлений денежных средств в пользу владельца счета.

4. В соответствии с пунктом 3.1.4 Инструкции № 111-И последняя дата представления

резидентом уполномоченному банку распоряжения и справки рассчитывается с учетом срока осуществления обязательной продажи части валютной выручки, установленного Законом № 173-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона № 173-ФЗ обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

С учетом положений главы 4 Инструкции № 111-И в семидневный срок, установленный для осуществления обязательной продажи части валютной выручки, необходимо выполнить целый комплекс мероприятий:

а) банк должен уведомить резидента о поступлении суммы в иностранной валюте (на это банку дается один день);

б) резидент должен идентифицировать данную сумму (при отсутствии в авизо иностранного банка ссылки на контракт или другой документ ему может потребоваться несколько дней), а также определиться с кодом валютной операции и подготовить обосновывающие документы;

в) резидент должен рассчитать суммы отчислений поставщикам и другим комитентам (принципалам, доверителям), а также оформить и передать в уполномоченный банк соответствующие заявления на перевод;

г) уполномоченный банк должен осуществить процедуру валютного контроля по валютным операциям, связанным с переводом иностранной валюты, в том числе проверить документы, внести информацию в базы данных, проставить необходимые отметки и т.д.;

д) резидент должен оформить и передать в уполномоченный банк распоряжение и справку.

Очевидно, что осуществить все перечисленные процедуры в семидневный срок крайне проблематично, особенно если резидент — крупный внешнеторговый посредник, которому ежедневно на транзитный счет зачисляются десятки сумм в иностранной валюте. Можно предположить, что несвоевременное представление резидентами распоряжений и справок станет обычным явлением в практике работы уполномоченных банков.

Однако Инструкция № 111-И практически не касается вопросов обработки документов, представленных с превышением установленного срока, что существенно затруднит работу уполномоченных банков. В частности, Инструкция № 111-И не раскрывает очень важный вопрос о возможности осуществления комиссионерами (агентами, поверенными) расчетов с комитентами (принципалами, доверителями) с транзитного счета в случае, если соответствующие заявления на перевод представляются в уполномоченный банк одновременно с распоряжением и справкой с превышением семидневного срока.

5. В соответствии с пунктом 3.6 Инструкции № 111-И резидент вправе дать уполномоченному банку распоряжение о продаже валютной выручки по частям при условии соблюдения порядка осуществления обязательной продажи, установленного настоящей Инструкцией.

Фраза «продажа валютной выручки по частям» предполагает, что обязательная продажа 25% валютной выручки может быть применена в разные моменты времени в течение семидневного срока к отдельным частям поступившей суммы.

В то же время, принимая у клиента распоряжение, в котором фигурирует только часть поступившей суммы, уполномоченный банк не может обеспечить гарантированное представление резидентом распоряжения на оставшуюся часть поступившей суммы. То есть условие о соблюдении порядка обязательной продажи может быть не выполнено, следовательно, положение о «продаже валютной выручки по частям» может быть применено уполномоченным банком и резидентом только в двух случаях:

а) при наличии в распоряжении графика обязательной продажи в отношении всей поступившей суммы;

б) при наличии дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего процедуру обязательной продажи части валютной выручки в случае непредставления клиентом распоряжения.

Замечания по вопросу

открытия транзитных счетов

С момента вступления в силу Инструкции № 7 вопрос об открытии транзитных счетов постоянно вызывал дискуссию, так как транзитный счет, открываемый с целью обязательной продажи, использовался не только в операциях с выручкой, подлежащей обязательной продаже, но и в операциях с любыми суммами в любой иностранной валютой, которые поступали в пользу резидентов от нерезидентов. К сожалению, Инструкция № 111-И, в которой устранены многие противоречивые положения Инструкции № 7, по-прежнему содержит ряд неясных вопросов в отношении транзитных счетов.

Во-первых, правомерность требования об использовании транзитного счета достаточно спорна, так как указанное требование:

а) аналогично требованию об использовании специального счета, которое является ограничением на выполнение отдельных валютных операций и, следовательно, должно быть предусмотрено в Законе № 173-ФЗ;

б) не вошло ни в одну статью Закона № 173-ФЗ (полный перечень операций, при регулировании которых Банком России может быть установлено требование об использовании специального счета, содержится в статьях 8, 10, 11, 12 и 14 Закона № 173-ФЗ);

в) в частности, не предусмотрено в статье 21 Закона № 173-ФЗ, которая регулирует вопросы обязательной продажи части валютной выручки, в том числе вопросы, отнесенные к компетенции Банка России (именно выполнение Банком России данной статьи Закона привело к появлению транзитных счетов).

Фактически введение требования об использовании транзитного счета аналогично утверждению, что требование об использовании специального счета может быть установлено подзаконным актом по операциям, по которым Закон № 173-ФЗ прямо не предусматривает использование специального счета.

Но тогда возникает вопрос: почему в статьях 8, 10, 11, 12 и 14 законодатель не ограничился указанием на регулирование соответствующих операций с помощью актов органов валютного регулирования, а прямо привязал возможность установления требования об использовании специального счета к конкретным операциям?

Во-вторых, недостаточно обосновано требование об открытии и использовании транзитных счетов в валютах, на которые не распространяется требование об обязательной продаже, так как:

а) требование об открытии и использовании всех транзитных счетов вводится в рамках Инструкции № 111-И, которая определяет порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, предусмотренный статьей 21 Закона № 173-ФЗ;

б) порядок обязательной продажи части валютной выручки не может регулировать операции, не связанные с обязательной продажей. В противном случае ничто не мешает внести в порядок обязательной продажи части валютной выручки практически любые «добавления» в Закон № 173-ФЗ, в том числе касающиеся совершенно других валютных операций;

в) пункт 1.1 Инструкции № 111-И в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона № 173-ФЗ уточнил объект обязательной продажи валютной выручки (установленный в части 3 статьи 21 Закона № 173-ФЗ) и определил перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Тем самым все операции с валютами, не вошедшими в указанный перечень, были выведены за пределы регулирования Инструкции № 111-И.

Тем не менее пункты 2.1, 2.2 и другие Инструкции № 111-И требуют открытия и использования транзитных счетов в валютах, которые не вошли в перечень иностранной

валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

В-третьих, недостаточно обосновано применение к транзитным счетам в валютах, не вошедших в перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, общего порядка обязательной продажи части валютной выручки, так как:

а) в соответствии с общим порядком обязательной продажи денежные средства списываются уполномоченным банком с транзитного счета и зачисляются на текущий счет резидента не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки и справки, идентифицирующей сумму поступившей иностранной валюты;

б) резидент сможет передать уполномоченному банку распоряжение и справку только после получения из уполномоченного банка уведомления о зачислении на счет резидента суммы в иностранной валюты (т.к. в распоряжении указываются номер и дата уведомления, а справка представляется одновременно с распоряжением);

в) уполномоченный банк направляет резиденту уведомление не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента;

г) следовательно, денежные средства будут зачислены на текущий счет резидента в лучшем случае на второй рабочий день, следующий за днем зачисления иностранной валюты на его транзитный счет. Реально средства будут зачислены через три-четыре дня, а в случае использования обмена документами по почте — через одну-две недели;

д) учитывая, что резидент сможет использовать поступившую сумму в иностранной валюте только после зачисления денежных средств на его текущий счет, Инструкция № 111-И существенно ограничивает осуществление резидентом валютных операций, причем данное ограничение не предусмотрено Законом № 173-ФЗ.

С.И. Гречаная

ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Важной частью экономики любого государства является его

внешнеэкономическая деятельность. Это деятельность национальных и

иностранных хозяйствующих субъектов, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место на территории страны, а также за ее пределами.

Мировая практика насчитывает большое количество организационных видов ВЭД, из которых наиболее распространены внешняя торговля, совместное предпринимательство,

предоставление услуг, международное сотрудничество, свободные

экономические зоны и прочее. Такое разнообразие требует разработки валютно-финансового механизма,

который бы обеспечивал защиту и эффективность международных

операций для субъектов

внешнеэкономической деятельности.

По своему экономическому содержанию — это общественная система организации продуктивных сил, совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в общемировом масштабе, а также организационно-правовых основ,

которые обусловливают производство, обмен, распределение и потребление экономических ресурсов и благ, динамизм и качественные параметры мировых хозяйственных связей .

Валютно-финансовый механизм может выполнять функцию управления внешнеэкономической деятельностью лишь при условии функционирования всех своих составляющих: финансово-

валютных отношений, рычагов, методов и их нормативно-правового обеспечения.

внешнеэкономической деятельности и функционирование систе-

мы валютных отношений, их законодательную основу. Ученые Н. Кузнецова, В. Мортиков, А. Радзиевский, О. Терещенко, А. Филипченко уделили внимание рычагам, методам валютно-финансового механизма и другим отдельным проблемам ВЭД. Но все же в большинстве работ, которые освещают валютно-финансовые отношения, не уделено

достаточного внимания вопросам формирования и распределения валютной выручки предприятий как залога экономического и социального развития страны.

В последнее время Украина активно стремится закрепить свои позиции на внешнем рынке, провозглашая курс на поддержку действующих и новых субъектов национальной экономики,

осуществляющих экспорт продукции. Поэтому понимание вопросов формирования и распределения валютной выручки предприятий -участников ВЭД необходимо для успешного продвижения страны на мировые рынки. Целью данной статьи является освещение специфики формирования валютной выручки

© Гречаная Светлана Ивановна — старший преподаватель. Технологический институт Восточноукраинского национального университета им. В. Даля, Северодонецк.

ISSN 1562-109X

предприятий-экспортеров, анализ

основных направлений ее распределения и определение путей стимулирования роста такой выручки.

Углубление процессов

глобализации, расширение Европейского Союза и его непосредственное приближение к границам Украины создает необходимые условия для активного участия в интеграционных процессах, для адаптации действующего законодательства к мировому, что является важнейшим условием закрепления за национальной

экономикой статуса рыночной. А создание зон свободной торговли и

вступление Украины в ВТО могут дать толчок повышению эффективности украинской экономики и использования ресурсов, расширить рынки сбыта отечественных товаров и услуг.

Необходимость, а скорее даже потребность, выхода на иностранные рынки, ощущают в последнее время большинство украинских предприятий. Поэтому в формировании как их источников финансовых ресурсов, так и государственного бюджета Украины постоянно растет доля выручки от реализации экспортной продукции (рис. 1).

х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

70 60 50 40 30 20 10 0

|-1 Объемы ВВП, млн. грн.

Экспорт товаров и услуг, млн.грн. — Отношение экспорта товаров и услуг к ВВП, %

Рис. 1. Динамика ВВП и объемов экспорта товаров и услуг Украины

Приведенные данные показывают, что после 2000 г. показатель удельного веса экспортной выручки в ВВП постоянно превышает 50%, а в некоторые годы и 60%, что почти в 2,5 раза больше обоснованного уровня, который гарантирует экономическую

безопасность государству. Кроме того, тесная зависимость результатов

хозяйствования промышленных

предприятий-экспортеров от высокой доли экспорта делает чувствительным их финансовое положение от большого количества факторов , начиная с налоговой, валютной и кредитной политики страны и заканчивая уровнем коррупции. Для любого предприятия такой перечень будет отличаться от

других как размером, так и направлением влияния (положительным или

отрицательным). Поэтому дальнейшее исследование следует проводить на уровне предприятий.

Луганская область является регионом, который обеспечивает около 7% общеукраинского объема реализации продукции промышленного

производства, достигшего в 2005 г. уровня 33,3 млрд. грн. Наибольшие

темпы роста наблюдались в химической и нефтехимической промышленности -13,5% и в целлюлозно-бумажной, издательской деятельности — 14,4%. По статистическим данным больше трети выручки от реализации промышленной продукции области формируется за счет внешнеторгового сотрудничества около шестиста субъектов

предпринимательства с иностранными партнерами из 110 стран мира (табл. 1).

Таблица 1. Динамика реализации продукции промышленного производства

Луганской области

Объем Объем реализации

реализации продукции Доля экспорта

Показатели промышленной промышленности в реализации

продукции, млн. на экспорт, млн. продукции, %

грн. грн.

2004 г.

Всего по области 27506,1 10107,1 36,74

в т.ч. г. Северодонецк 2068,6 1402,1 67,78

удельный вес, % 7,52 13,87 х

2005 г.

Всего по области 33304,8 11108,2 33,35

в т.ч. г. Северодонецк 2521,4 1663,2 65,96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удельный вес, % 7,57 14,97 х

Абсолютные отклонения (+/-)

Всего по области +5798,7 +1001,1 -3,39

в т.ч. г. Северодонецк +452,8 +261,1 -1,82

удельный вес, % +0,05 +1,1 х

Относительные отклонения, %

Всего по области +21,08 +9,90 -9,23

в т.ч. г. Северодонецк +21,89 +18,62 -2,69

удельный вес, % +0,66 +7,93

Как видно из расчетов, за два года увеличились общий и экспортный объемы реализации в абсолютных величинах на 5,8 и 1,0 млрд. грн. соответственно, что в относительных суммах составляет 21,08 и 9,9%. Однако доля экспорта в реализации в 2005 г. уменьшилась почти на 10% в сравнении с предыдущим. Другое соотношение имеем по г. Северодонецку, где удельный вес экспорта в общей реализации промышленной продукции составляет за анализируемый период

Оборот внешней торговли товарами в Луганской области в 2005 г. составил почти 4,5 млрд. дол. США, увеличившись более чем в два раза по сравнению с 2004 г. Объемы экспорта за этот же период возросли на 12,1%, тогда как импорта — в 6,6 раза. Увеличение ввоза иностранных товаров для нашего региона,

как и для страны в целом, типичное явление, а вот рост экспорта — явление, характерное для последних лет. Так, в 2000 г. было реализовано товаров на 684,2 млн. дол. США, а за пять лет эта цифра выросла более чем втрое и достигла в 2005 г. 2167,6 млн. дол. Причем наибольшие темпы прироста были зафиксированы в 2001 и в 2004 гг. — 81,5 и 40,6% соответственно.

Наращивают экспортные операции и субъекты хозяйствования г.

Северодонецка. Как видно на рис. 2, кривая роста для города, построенная по правой шкале, располагается выше кривой

роста для области (левая шкала). Это значит, что темпы северодонецкого экспорта товаров, составившие за последние три года 52,8; 26,5 и 23,1%, опережают соответствующие областные показатели. В валюте сумма экспортированных товаров в 2005 г. составила 324,5 млн. дол. США. Причем более чем 80% этого объема составляет выручка одного из химических гигантов Украины — ЗАО «Северодонецкое объединение Азот».

-О— Луганская обл. —-о— Северодонецк

Рис. 2. Динамика объемов экспорта товаров за 2000-2005 гг.

На экспорт предприятие отгружает почти три четверти всей продукции собственного производства. Выручка от таких операций составила в 2004 г. 1133 млн. грн., или 71,9 % общей реализации продукции, в 2005 — 1355,7 млн. грн., что составляло 72,6% общей отгрузки. В структуре экспорта ЗАО

«Северодонецкое объединение Азот» преобладают карбамид, аммиак, аммиачная селитра, уксусная и адипиновая кислота. На долю этих видов продукции приходится 91,9% всей

внешней торговли за 2004 г. и 92,1% в 2005 г. Расчеты с иностранными фирмами-покупателями осуществлялись за денежные средства путем предоплаты

— 95,7%, с давальческим сырьем — 3,6%, по взаимозачету — 0,7%. В расчетах преобладали доллары США — 91,5%, евро

— 7,8%, доля российского рубля составила всего лишь 0,7% .

Соотношение разных валют в валютной выручке предприятия и ее общий объем зависят от условий подписанных международных

контрактов. Внешнеэкономический

договор (контракт) — это материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической

деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение или

прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности. Это довольно объемный документ, который указывает не только на условия, сроки и средства поставок товара и платежа, но и на порядок разрешения споров, вступления договора в силу, правовые последствия разрыва договора и прочее. Заключение внешнеэкономического договора состоит из определенных этапов — предложения заключить договор (оферты) и принятия этого предложения (акцепта) .

Но несмотря на все разнообразие видов контрактов, которые могут использоваться на предприятии, в основе любого из них лежат положения классического договора купли-продажи. Договор считается заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным для данно-

го вида контракта условиям. Контрактная цена должна пройти экспертизу Гос-внешинформа. Кроме того, стоимость контракта и цена на отгруженную продукцию меняются согласно индикативным ценам, утвержденным Министерством экономики Украины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок проведения расчетов по экспортным операциям регулируется действующим законодательством.

Выручка резидентов подлежит зачислению на их счета в банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты оформления грузовой таможенной декларации на

экспортированную продукцию.

Превышение указанного срока требует индивидуальной лицензии НБУ. Отсчет

начинается со следующего календарного дня после оформления грузовой таможенной декларации. Банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции на текущий счет последнего.

Текущий счет в иностранной валюте открывается субъекту хозяйствования банком для хранения денег и проведения расчетов в соответствии с законодательством Украины в безналичной и наличной форме, осуществления текущих операций, зачисления, использования и погашения кредитов (займов, финансовой помощи), а также осуществления и получения инвестиций.

ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» имеет открытые текущие счета во всех видах иностранных валют, в которых производятся операции (доллары США, евро и российские рубли), ведение которых осуществляется банками в соответствии с подписанными договорами на расчетно-кассовое обслуживание. Кроме того, существуют и распределительные счета в указанных валютах, которые служат временными «хранилищами». Полученные в пользу предприятия средства зачисляются на такие счета, где находятся до момента, когда в банк поступят подтверждающие документы и указания клиента о перечислении, распределении или продаже валюты.

Процесс распределения валютной выручки предприятий достаточно долго был не очень лояльным по отношению к ним, что связывалось с проведением государством соответствующей валютной политики. Речь идет о внедренном на территории Украины до 2005 г. обязательном делении выручки в иностранной валюте от

внешнеэкономической деятельности между предприятием, Государственным и местными валютными фондами Украины.

Обязательному распределению подлежала выручка в иностранной валюте от внешнеэкономической деятельности всех субъектов внешнеэкономической

деятельности, которые имели постоянное местонахождение на территории Украины. Такие субъекты обязаны были продавать в пользу государства часть от общей суммы выручки в иностранной валюте, полученной ими в результате внешнеэкономической деятельности, по стабильным нормативам, которые устанавливались Верховной Радой Украины. Обязательная продажа осуществлялась банковскими

учреждениями в размере 50 % (был период и семидесятипятипроцентной

продажи) поступлений в иностранной валюте первой группы Классификатора иностранных валют Национального банка Украины в пользу резидентов на межбанковском валютном рынке Украины.

После отмены обязательной продажи в 2005 г., предприятие самостоятельно определяет направления использования валютной выручки и объемы ее продажи. Но сложностей, которые могут стать неразрешимыми проблемами, осталось еще достаточно. Рассмотрим их на примере распределения валютной выручки ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» за 2005 г. (табл. 2).

Таблица 2. Движение средств на текущих валютных счетах

Показатели Сумма, тыс. грн. Удельный вес, %

Остаток денежных средств на начало 2005 года 25745 х

Поступило за год 1784441 100,00

В том числе

От покупателей и заказчиков 1389723 77,88

Приобретение валюты 2 0,00

Курсовые разницы 394716 22,12

Использовано за год 1799681 100,00

В том числе

Расходы на командировки 311 0,02

Продажа валюты 1234295 68,58

Приобретение сырья, комплектующих 148341 8,25

Курсовые разницы 411278 22,85

Другие (в т.ч. вознаграждение банка) 5456 0,30

Остаток денежных средств на конец 2005 г. 10505 х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из данных таблицы видно, что средства от покупателей и заказчиков, полученные на текущий валютный счет, составляют почти 78% поступлений в иностранной валюте и равны 1389,7 млн. грн. Эта сумма на 34 тыс. грн. больше указанной ранее, как объем реализации экспортной продукции за 2005 г. Разницу составила стоимость предоплаченной продукции, отгрузка которой в соответствии с контрактом должна была пройти в 2006 г. В структуре использования валютной

выручки преобладает продажа валюты -68,58%. Сумма в 1234,3 млн. грн. была перечислена на текущий счет ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» после реализации иностранной валюты банком по заявлению предприятия.

Необходимость таких действий состоит в том, что расчеты на таможенной территории Украины предприятия осуществляются исключительно в национальной валюте, если не имеют индивидуальной лицензии НБУ на валютные операции. Отсюда и

потребность в конвертации всей валюты, которая «не нужна».

Почти одинаковую долю в формировании и распределении выручки — 22% — имеют курсовые разницы. Это, можно сказать, виртуальные деньги, которые невозможно потрогать или ощутить, но за их счет предприятие несет убытки или получает дополнительный доход. Они

формируются на регистрах учета за счет изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого НБУ, при ее пересчете в национальную и не влияют на фактическое распределение валютной выручки.

Приобретение сырья и

комплектующих за границей для предприятия составляет только 8,25% использования всех валютных средств. Кроме того, на оплату командировок работников также расходуется валюта, доля которой составляет 0,02%. Еще 0,3% валютных средств оставляет себе банк как плату за свои услуги. И если в относительных показателях это очень небольшая сумма, то в абсолютных цифрах она составляет почти 5,5 млн. грн. Именно эта статья затрат валютной выручки может быть уменьшена для ЗАО «Северодонецкое объединение Азот», если будут внесены изменения в действующее законодательство,

позволяющие крупным компаниям выполнять самостоятельно функции покупателей-продавцов на

Межбанковской валютной бирже. Проект соответствующих изменений внесен на рассмотрение в Дирекцию банковского регулирования, надзора и финансового мониторинга НБУ. Принятие решения

может состояться в конце 2007 г., что позволит ЗАО «Северодонецкое

объединение Азот» ввести в свои структуры специальных валютных брокеров, которые обойдутся значительно дешевле, не говоря о том, что будут отстаивать корпоративные интересы значительно эффективнее банка.

При рассмотрении движения средств на текущем счету в иностранной валюте не отражен очень важный аспект. Как и каждый вид предпринимательства, внешнеэкономическая деятельность

предприятий-резидентов подлежит

налогообложению в соответствии с требованиями действующего

законодательства. Но налоги платятся не в иностранной валюте (за исключением, например, таможенной пошлины), а в национальной. Поэтому важно рассмотреть дальнейшее распределение гривни, полученной от продажи валютных средств.

Денежные поступления на текущий счет ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» имеют разное происхождение и формируют структуру, приведенную на рис. 3. Наибольшим удельным весом в общем потоке обладают прочие поступления, в состав которых собраны возвращенные авансы, движение по счету и т.п., то есть статьи, которые принципиально не влияют на дальнейшее распределение. Деньги, полученные от реализации валюты, равны 30,76% и почти вдвое превышают расчеты за продукцию отечественных покупателей, составляющие 16,7%. То есть можно сказать, что финансирование дальнейших затрат предприятия по уплате налогов происходит из этих сумм.

□ От покупателей и заказчиков

□ От продажи валюты

□ Инвестиции учредителей

□ Прочие

□ От аренды

□ Проценты банков

□ Возмещение НДС

Рис. 3. Структура поступления средств в 2005 г., %

Распределение исходящего

денежного потока за тот же период отображено на рис. 4. Из приведенной структуры видно, что как и в предыдущем случае, наибольший удельный вес имеет статья прочих затрат, в состав которой вошли операции движения по счету, перечисленные авансы и т.п.. Ее доля составила 43,41%.

Далее, по убыванию, 39,06% расхода денег составляют расчеты предприятия с отечественными поставщиками за сырье и материалы, а также почти 7% — заработная плата с соответствующими начислениями взносов по социальному страхованию (3,77% -заработная плата + 3,07% — страховые взносы). И только 5,41% всех

46,08

39,06

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Приобретение сырья и материалов

□ Перечислено на депозиты

□ Заработная плата

□ Прочие

□ Уплата налогов и сборов

□ Страховые взносы

Рис. 4. Структура использования средств в 2005 г.

денег, поступивших на текущий счет, расходуется на уплату налогов и сборов, но именно здесь создается наибольшая проблема для предприятия.

В соответствии с законодательством украинские предприятия платят в

бюджеты разных уровней около двух десятков налогов и сборов, среди которых преобладают налоги на прибыль, добавленную стоимость и на доходы физических лиц, ресурсные платежи,

акцизный сбор, таможенная пошлина и т.п.

ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» в 2004 г. перечислило в бюджет 142,2 млн. грн. налоговых платежей, в 2005 г. эта сумма составляла 226,6 млн. грн. В сравнении с деятельностью по экспортным операциям, от которых формируется валютная выручка, эти суммы составляют соответственно 12,55 и 16,71%. Но размер не всех налогов и сборов зависит от валютной выручки. Скажем, при расчете ресурсных и имущественных налогов, налога с доходов физических лиц показатели валютной выручки не задействованы, во всяком случае, напрямую.

Рассмотрим, как зависит от объемов внешней торговли, размер налога на прибыль. Этот прямой налог рассчитывается умножением его ставки -25% — на базу налогообложения, которая определяется путем уменьшения валовых доходов на валовые затраты и амортизацию.

К валовым доходам относится выручка от реализации товаров. Поэтому увеличение объемов продаж за счет валютной выручки, конвертированной в гривню, без учета законодательных коллизий, в результате увеличивает валовые доходы предприятия. Кроме того, остаток валютных средств на конец периода пересчитывается в национальную валюту по официальному валютному (обменному) курсу НБУ, который действовал на последний рабочий день отчетного периода. При этом положительная или отрицательная разница между результатом такого пересчета и балансовой стоимостью иностранной валюты или задолженности включается соответственно в валовые доходы или валовые расходы налогоплательщика — кредитора или в валовые затраты или валовые доходы налогоплательщика — дебитора по

результатам отчетного периода . Таким образом, налог на прибыль напрямую зависит от валютной выручки по внешнеэкономическим операциям.

Зависимость же налога на добавленную стоимость от объемов внешней торговли не является настолько очевидной. НДС — косвенный налог, который включается в цену товара и составляет часть прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства . Операции налогоплательщиков по продаже товаров формируют базу налогообложения, которая при

умножении на ставку дает налоговое обязательство за отчетный период. Налоговый кредит рассчитывается как состоящий из сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком за отчетный период в составе цен товаров, приобретенных с целью ведения хозяйственной

деятельности. Положительная разница между налоговым обязательством и налоговым кредитом дает сумму НДС к перечислению в бюджет. Если результат имеет знак «минус», то предприятие-плательщик получает право на бюджетное возмещение.

При осуществлении экспортных операций применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость, поэтому ЗАО «Северодонецкое объединение Азот», имея большие объемы внешней торговли и применяя в производстве сырье, приобретенное в Украине, постоянно имеет право на возмещение НДС.

Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению, должны возвращаться финансовыми органами или включаться в счет очередных налоговых платежей. Соответствующие решения принимаются налоговыми инспекциями после представления в их адрес предприятиями, имеющими право на возмещение НДС, письменного заявления с документальным

подтверждением поступления валютных средств на счет и пересечения товаром границы.

На сегодняшний день сроки возврата НДС выросли от нескольких недель до нескольких месяцев. Это связано с большими объемами возмещения и количеством фирм, которые его заявляют, со существованием теневых схем незаконного получения НДС из бюджета и т.п. В подтверждение этого можно добавить, что в 2005 г. из 23,8 млрд. грн. налога на добавленную стоимость от стоимости выпущенных в Украине товаров (работ, услуг) бюджет возместил предприятиям 13,5 млрд. грн., что составило свыше 6% оборотных активов промышленных предприятий и 12,3% суммы доходов государственного бюджета. Поэтому проблема возвращения налога на добавленную стоимость становится проблемой не только для предприятий, а для страны в целом.

Так, в 2006 г. в г. Северодонецке было заявлено к возмещению на расчетные счета НДС в сумме 294 млн. грн. Фактически предприятиям-экспортерам было возвращено налога на общую сумму 191,4 млн. грн. На уровне ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» долг по невозмещенному НДС составлял от 5 млн. грн. в 2004 г. до 105 млн. грн. в январе 2007 г. В результате неполного или несвоевременного возмещения НДС на предприятии происходит отвлечение оборотных средств, которое, по прогнозам, может достигнуть во II квартале 2007 г. уровня валового производства продукции предприятия, которое приведет к его остановке. Это вызывает необходимость срочного совершенствования порядка определения и администрирования НДС.

В этом направлении неоднократно предпринимались определенные шаги, одним из которых была попытка введения

специальных НДС-счетов в 2004 г. Предполагалось, что на отдельные текущие счета будут зачисляться суммы налога в составе цены проданного товара, бюджетное возмещение, а также средства плательщика налога с других его счетов. С этих же счетов должны были осуществляться платежи в бюджет. Такой механизм, имеющий определенные достоинства и недостатки, вызвал неоднозначную реакцию как со стороны ученых, так и со стороны налогоплательщиков . Сторонники проекта утверждали, что по опыту других стран сборы налога увеличатся за счет повышения прозрачности. Противники доказывали, что отвлечение оборотных средств предприятий приведет к экономическому спаду, а сама система спецсчетов позволит бороться только с малой долей неплательщиков. В конце концов, противников оказалось больше и порядок не был введен в действие.

Можно предположить, что для решения проблем возмещения НДС и совершенствования порядка его администрирования необходимо принятие кардинальных изменений в законодательство, которые позволят упростить сам процесс уплаты и возврата НДС, максимально исключив возможности незаконного получения возмещений. Документом, отвечающим таким требованиям, может стать Налоговый кодекс, проект которого был впервые рассмотрен еще в 2000 г., а новые его редакции вносятся в Верховную Раду постоянно. Поэтому законодательной власти необходимо сделать, наконец, выбор и облегчить тем самым финансовое положение как предприятий, так и страны в целом.

Таким образом, рассмотренный механизм формирования и распределения выручки предприятий в иностранной

валюте показал наличие некоторых проблематичных направлений.

При получении валюты на свои счета и желании ее продать предприятия не могут обойтись без услуг коммерческих банков. Эти услуги качественны и профессиональны, но их стоимость постоянно возрастает. Поэтому крупным предприятиям должен быть открыт доступ к самостоятельному участию в торгах на Межбанковской валютной бирже.

При уплате налогов в бюджеты всех уровней предприятия-экспортеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наиболее страдают от несвоевременного и неполного возмещения НДС. Такая проблема стоит не только перед ЗАО «Северодонецкое объединение Азот», она имеет общенациональные масштабы. Для ее решения недостаточно только внесения изменений в законодательство. Должен быть изменен механизм уплаты налога на добавленную стоимость, который предусматривает проект Налогового кодекса Украины, поэтому следует ускорить процесс его принятия. Это позволит расширить финансовые возможности предприятий и направить дополнительные средства на дальнейшее развитие экспорта и закрепление позиций Украины на мировых рынках.

Литература

2. Даниленко А. Особенности формирования финансов реального сектора Украины // Экономика Украины.

— 2005. — №1. — С. 20-30.

3. Статистичний щорiчник Лугансь^’ обласп за 2005 рш. Частина 2.

— Луганськ, 2006. — 329 с.

5. Кавторева Я., Михайленко Е, Бойцова М. Валютные операции: порядок осуществления и учет. — Харьков: Фактор, 2006. — 168 с.

6. Фшансове право Украши: Пщручник / Г.В. Бех, О.О. Дмитрик, 1.С Криницький; За ред. М.П. Кучерявенка. -К.: Юршком 1нтер, 2006. — 320 с.