Вас РФ упразднен

История становления Чебоксарского районного суда Чувашской Республики

Советские судебные органы возникли в период проведения Октябрьской революции. В первые же дни Октябрьской революции на месте старых судов возникли новые советские суды. Тогда они назывались по-разному: революционный народный суд, суд общественной совести, рев

Народные суды создавались как общегражданские суды, а ревтрибунал для рассмотрения наиболее важных дел, главным образом о контрреволюционных преступлениях.

В числе первых декретов Советской России явился Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. С этого периода началось становление советской судебной системы на демократических основах (выборность всех судов, коллегиальное рассмотрение дел, подотчетность и ответственность судей и народных заседателей перед избирателями и их подотчетность только закону).

19 декабря 1917 года Советское правительство издало «Инструкцию Революционному Трибуналу», определившую его структуру, дела, принадлежавшие его ведению, налогооблагаемые наказания и порядок ведения его заседателей.

Ревтрибунал избирался Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в составе председателя, двух постоянных его заместителей и сорока заседателей. Состав Ревтрибунала избирался на 3 месяца, заседатели – на 1 месяц.

Первоначально создание народных судов отставало от образования Революционных трибуналов. На местах предпочитали создавать у себя Ревтрибуналы и последние в первое время занимались не только делами контрреволюции, но через них чаще всего проходила основная масса уголовных дел.

Ревтрибуналы принимали следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление

виновного врагом народа, лишение виновного всех или некоторых политических прав, конфискация имущества виновного, присуждение к обязательным работам.

Для производства предварительного расследования по судебным делам при ревтрибунале учреждалась следственная комиссия (судебно-следственная комиссия) в составе шести лиц, избираемых Советами Решение Ревтрибунала считалось окончательным. Постановлением Народного Комиссариата юстиции от 25 января 1918 года было образовано Кассационное отделение при Наркомате юстиции, в котором стали рассматриваться жалобы на решения Ревтрибунала.

Декрет о суде № 2 в феврале 1918 г. расширил систему судебных учреждений, учредив окружные суды, члены которых избирались местными Советами. Декрет о суде № 3 в июле 1918 г. уточнил компетенцию разных звеньев судебной системы.

Итак, народные суды создавались как общегражданские суды, а ревтрибунал для рассмотрения наиболее важных дел, главным образом о контрреволюционных преступлениях.

Постановлением 1918 г. апреля 16\13 дня служащих канцелярии бывшего Съезда мировых судей зачислить на службу по Чебоксарскому Уездному Съезду местных народных судей И.И. Данилова секретарем Съезда, И.М. Крупенникова – помощником секретаря, А.Н. Смеловскую Машинисткой, М.Я.Дадонову – регистратором, В.К. Семенову – писцом, В.П. Воробьева – архивариусом, Н.А. Архипова – разсыльным (судебным), А.Я. Яковлева – курьером.

Деятельность органов юстиции и суда в первое время несколько ограничивалась деятельностью других советских органов, в частности ВЧК. Поэтому была проведена крупная судебная реформа, в результате которой единственным государственным органом, которые обладали правом вершить судебное разбирательство и выносить приговора, становились судебные органы.

«Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. установило, что на территории РСФСР действуют: народный суд, губернский суд, Верховный суд.

Народные суды действовали в пределах района или участка. В 1923 г. был создан Верховный суд СССР, в 1929 г. он получил право законодательной инициативы.

Постановлением Президиума ВЦИК от 5 сентября 1927 г. » О районировании Чувашской АССР» на территории Чувашской АССР уезды и волости упразднялись, а вместо них водилась единая территориальная единица — район. В числе других районов был утвержден и Чебоксарский район. 1 октября прошли первые районные съезды Советов, которые сформировали руководящие районные учреждения.

13 октября 1927 года Президиум ЦИК Чувашской АССР принял постановление «Об установлении судебно-следственных районов», в котором в частности, говорилось: «В связи с районированием территории Чувашской Республики президиум Центрального Исполнительного Комитета постановляет:

1. Взамен существующей сети судебно-следственных участков, организовать с 1 октября в каждом районе по одному народному суду и по одной следственной камере с местопребыванием их в центре района».

В соответствии с постановлением президиума ЦИК Чувашской АССР от 13 октября 1927г. «Об избрании и утверждении народных судей и народных следователей» по Чебоксарскому району было избрано 2 народных судей и утвержден 1 народный следователь.

С этого времени стал функционировать Чебоксарский районный народный суд Чувашской АССР, который находился в ведении, образованного в июне 1925 г. Народного комиссариата юстиции Чувашской АССР.

Кроме народных судей в состав нарсуда входили: секретарь суда, секретарь судебных заседаний, делопроизводитель, курьер. При народном суде состоял также судебный исполнитель, назначенный Наркоматом юстиции Чувашской АССР.

Основными направлениями деятельности нарсуда были: судебная работа (проведение судебных, распорядительных заседаний, выездных сессий и т.д.), общественно-политическая работа (проведение бесед среди населения по вопросам судоустройства уголовного, гражданского, земельного права и т.п., проведение инструктивных совещаний с народными заседателями, оказание юридической помощи населению и т.д.).

Чувашский ЦИК специальным постановлением от 23 августа 1931 года назначил центром Чебоксарского района село Кугеси. С тех пор село Кугеси – центр Чебоксарского района. Реформы и преобразования в России и Чувашии бесконечны. Президиум ЦИК ЧАССР 9 января 1935 года утвердил в республике 25 районов и изменил границы давно существовавших 12 районов. На базе Чебоксарского района с присоединением к ним части селений Аликовского и Татаркасинского районов был образован Ишлейский район ( 1935- 1959 г.г.)

Советская судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. и Законом «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», принятом Верховным Советом ССР в августе 1938 г. По Конституции 1936 г. положение Верховного суда СССР в судебной системе было существенно изменено. В качестве низовой ячейки Конституция 1936 г. закрепила народные суды. Они заняли основное место во всей судебной системе. В принципы организации этих судов Конституция не внесла изменений, а порядок выборов в них был изменен: если раньше судьи избирались Советами, а народные заседатели – всеми гражданами, то теперь и те, и другие стали избираться всеми трудящимися сроком на три года.

В соответствии с первой Конституцией Чувашской АССР, принятой в июле 1937 г., «Правосудие в Чувашской АССР, принятой в июле 1937 г., «Правосудие в Чувашской АССР осуществлялось народными судами, Верховным Судом Чувашской АСССР, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. На Верховный суд Чувашской АССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР. Народные судьи избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного и избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Судьи независимы и подчинялись только закону».

В соответствии с Постановлением Совнаркома Чувашской АССР от 21 сентября 1938 г. «Об установлении сети народных судов Чувашской АССР на 1939 год» в Чебоксарском районе было образовано два судебных участка:

— народный суд 1 участка Ишлейского района

— народный суд 2 участка Чебоксарского района.

Такая сеть нарсудов в Чебоксарском районе существовала до 1943 года. После упразднения Ишлейского района большая часть селений вернулась в Чебоксарский район.

В соответствии с постановлением Совнаркома Чувашской АССР от 8 января 1943 г. в Чебоксарском районе был установлен один судебный участок: народный суд Чебоксарского района.

В августе 1947 г. Совнарком Чувашской АССР принял постановление » Об установлении сети народных судов Чувашской АССР на 1948 г.». Согласно этому постановлению в Чебоксарском районе было образовано 2 судебных участка: народный суд 1 участка Чебоксарского района и народный суд 2 участка Чебоксарского района, которые на территории района действовали до 1957 г. Общее руководство народными судами осуществлял Наркомат юстиции Чувашской АССР, с 26 марта 1946 г. преобразованный в Министерство юстиции Чувашской АССР.

Как видно из документов Чебоксарский районный суд в 1937 году имел следующее штатное расписание:

— народный судья,

— судебный исполнитель,

— секретарь,

— делопроизводитель,

— техничка.

В мае 1956 г. было ликвидировано Министерство юстиции СССР, в 1957- 1960 г.г. во всех союзных и автономных республиках были упразднены Министерства юстиции республик. 12 февраля 1957 г. было принято «Положение о Верховном суде СССР», которое расширяло права судебных органов союзных республик. Были внесены изменения в принципы деятельности низовых судов. Судебная система с этого периода стала строиться в соответствии с административным делением государства. Система участковых судов, существовавшая ранее, была упразднена и осуществлен переход к системе районных и городских судов. Срок полномочий районных судов был увеличен с 3 до 5 лет, народные заседатели избирались сроком на 2 года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.

В связи с этим на территории Чебоксарского района вместо судов 1 и 2 участков стал функционировать единый — Чебоксарский районный народный суд.

Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 28 марта 1957 г. Министерство юстиции Чувашской АССР упразднено, и его функции судебного управления и надзора за деятельностью народных судов была передана Верховному суду Чувашской АССР.

В 1962 г. в стране была предпринята крупная перестройка органов партийного и государственного руководства, в связи, с чем в республике произошли изменения в административно-территориальном делении. В результате реорганизации вместо бывшего 21 района было образовано 2 промышленных и 9 сельских районов, в их числе был и Чебоксарский (сельский) район, к которому были присоединены часть селений Мариинско-Посадского и Сундырского, Аликовского и Красноармейского районов. Вследствие этого все районные органы государственной власти были упразднены, в т.ч. перестал существовать и Чебоксарский районный народный суд. Однако данная реорганизация оказалась, неэффективной и Президиумом Верховного Совета РСФСР 21 ноября 1964 года был принят указ о восстановлении в краях и областях, республиках единых советских органов. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР 11 января 1965 г. принял постановление об упразднении разделения республики на промышленные и сельские районы и образовании единых районов. Всего в результате упразднения промышленных и сельских районов в Чувашской АССР было образовано новых единых 18 районов, в т.ч. и Чебоксарский. Выборы в местный Совет вновь образованных районов состоялись 14 марта 1965 г. Соответственно были проведены выборы в Чебоксарский районный народный суд.

30 июля 1970 г. Постановлением ЦК КПСС и Совмина ССР «О мерах по улучшению работы судебных правоохранительных органов», было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР.

30 ноября 1979 г. был принят новый Закон СССР «О Верховном Суде ССР». Верховный суд выступил в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в кассационном порядке.

Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно он рассматривал как первая инстанция, большинство гражданских и уголовных дел. Кроме того, народные суды вели большую разъяснительную работу среди населения. При народных судах состояли судебные исполнители, назначенные председателем народного суда. Они исполняли решения суда, приговоры.

В условиях развитого социализма 7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР, 31 мая 1978 года была принята Конституция (основной закон) Чувашской АССР. В соответствии с главой 15 Конституции «Правосудие в Чувашской АССР осуществляется только судом».

Судом Чувашской АССР является Верховный суд Чувашской АССР и районные (городские) народные суды.

Все суды Чувашской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Верховный суд Чувашской АССР является высшим судебным органом Чувашской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов республики».

Верховным Советом РСФСР 8 июля 1981 года был принят Закон РСФСР «О судопроизводстве» как основной нормативный документ. В соответствии с Законом деятельность судов РСФСР при осуществлении правосудия была направлена на всемирное укрепление социалистической законности и правосудия, предупреждения преступления и иных правонарушений. Суд рассматривал все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов, а так же — дела об административных правонарушениях. Суд изучал и обобщал судебную практику. В последствии в связи с происходящими изменениями во всех сферах общества, в 1992, 1993 и 1994 г.г. в закон внесены изменения и дополнения.

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Чувашской ССР от 24 октября 1990 года изменилось наименование Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики, в связи с чем — Чебоксарский районный народный суд Чувашской ССР.

Штатное расписание Чебоксарского районного суда с 1991 г. было следующее:

Председатель

Народный судья — 3

Судебный исполнитель — 3

Секретарь суда

Заведующий канцелярией

Секретарь судебного заседания — 4

Машинистка

Уборщица — 2

Кочегар — 2

Водитель

Законом Чувашской Республики от 13 февраля 1992 года «Об изменении наименования Чувашской Советской Социалистической Республики» Чувашская ССР переименована в Чувашскую Республику, в связи с этим суд был переименован в Чебоксарский районный народный суд Чувашской Республики.

До 1931 года Чебоксарский районный народный суд находился в г. Чебоксарах.

С 1931 года был перевезен в д. Кивсерткассы в трех км от районного центра в маленьком крестьянском домике, где находился до 15 июня 1934 года.

С 15 июня 1934 года находился в специально построенном деревянном доме в центре пос. Кугеси до 1991 года. Состав суда работал в тяжелых условиях, так как здание суда было неприспособленно для отправления правосудия. Зимой было холодно, работники сидели в пальто и дубленках, отопление было печное. Помещения, где проводились судебные заседания, были небольшими, поэтому свидетели ожидали на улице. Паровое отопление установить не удалось, поскольку при сносе печки мог обрушиться потолок.

В 1990 году в Чебоксарском районном суде работали:

— председатель суда Бойправ Вера Гавриловна,

— народные судьи — Федотов Николай Дмитриевич и Яковлев Вячеслав Ксенофонтович,

— заведующий канцелярией- Николаева Татьяна Игоревна,

— 2 секретаря суда – Иванова Надежда Петровна и Овсянникова М.С.,

— старший судебный исполнитель – Воронова Г.Е.,

— судебный исполнитель – Павлова Марина Семеновна,

— 3 секретаря судебного заседания – Рыбакова Анжелика Владимировна, Степанова Луиза Васильевна, Михайлова Наталья Николаевна,

— уборщица – Артемьева А.А.,

— водитель – Никоноров В.А.

Из-за нехватки кабинетов, народный судья Яковлев В.К. с секретарем рассматривал дела в другом здании.

В 1991 году штат Чебоксарского районного суда увеличился:

Председатель суда – Яковлев В.К.,

Народные судьи – Бойправ В.Г., Федотов Н.Д., Оливанов Н.Е., Иванов С.В.,

Заведующий канцелярией Кудряшова Р.Т.,

Секретарь суда Комисарова Л.А.,

4 секретаря судебного заседания- Табакова Е.В., Толстова Л.В., Васильева Т.А., Киселева С.Н.

3 судебных исполнителя – Павлова М.С., Николаева Т.И., Григорьева Г.А.,

машинистка Судякова Е.Н.

2 уборщика Васильев В.В. и Иванова Л.В.

2 кочегара — Павлов П.П. и Антонов Г.А.

водитель – Никоноров В.А.

Было предложено переехать в здание Министерства юстиции г. Чебоксары, но в интересах жителей района судьи Чебоксарского районного народного суда решили не переезжать. В связи с уменьшением сотрудников аппарата райкома хотели выкупить первый этаж здания райкома КПСС для Чебоксарского районного народного суда.

В 1991 году деревянное здание Чебоксарского районного народного суда сгорело. Документы до этого периода частично не сохранились.

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики до настоящего времени располагается в здании бывшего райкома КПСС. Согласно решению Исполнительного комитета Чебоксарского районного совета депутатов Чувашской АССР от 30 ноября 1953 года » Об отводе земельного участка под строительство Райкома КПСС» под строительство предоставлен земельный участок размером 1 га.

До недавнего времени Чебоксарский районный суд Чувашской Республики находился в стесненных условиях: не хватало помещений. Чтобы создать надлежащие условия для работы судей и приема граждан, обращающихся в суд для защиты своих законных прав и свобод, Управлением Судебного Департамента в Чувашской Республики произведен капитальный ремонт здания, благодаря которому произведена перепланировка 2 этажа здания и построены кабинеты для судьи, работников аппарата районного суда.

В двухэтажном здании Чебоксарского районного суда Чувашской Республики размещаются 3 зала судебных заседаний, десятки рабочих кабинетов и приемная суда. В суде три канцелярии: канцелярии по уголовным, гражданским делам и общая канцелярия. Архив суда находиться в специально выделенном помещении во дворе суда.

В суде еженедельно проводятся совещания судей и работников аппарата суда, где подробно обсуждаются изменения законодательства, вопросы правоприменительной практики, изучаются причины изменений и отмен принимаемых судебных постановлений, вопросы обращения к исполнению судебных решений, текущие вопросы, в соответствии с планом проводятся семинарские занятия.

С 21 апреля 2008 года по 28 октября 2013 года председателем суда являлась Губарева С.А. (с 29 октября 2013 г. — судья Верховного Суда Чувашской Республики, с 19 апреля 2017 г. — судья Краснодарского краевого суда).

С 31 октября 2011 года по 04 апреля 2014 года зам. председателя суда являлся Кузьмин Э.А. (в отставке с 05 апреля 2014 года).

Сегодняшний коллектив суда работоспособный и стабильный.

В штате суда всего 41 человек:

Председатель суда: Елёхин Сергей Вениаминович;

Заместитель председателя суда: Кудряшова Раиса Геннадьевна;

Судьи: Бойправ Вера Гавриловна, Тяжева Алина Юрьевна, Иванов Сергей Вячеславович, Афанасьев Эдуард Викторинович, Егорова Алла Валентиновна, Смирнова Светлана Анатольевна, Антонова Наталья Юрьевна.

Помощник председателя суда: Шумилова Елена Геннадьевна.

Начальник общего отдела: Федорова Алена Афанасьевна.

Начальник отдела обеспечения судопроизводства — Клементьева Татьяна Геннадьевна.

Деятельность суда организационно обеспечивает администратор суда Чернов Юрий Викторович, состоящий в штате Управления Судебного Департамента в Чувашской Республике-Чувашии.

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики, являясь небольшим сегментом судебной системы, играет большую роль в деле отправления правосудия в нашем районе, тем самым, воплощая в жизнь конституционные принципы законности и отправления правосудия судами Российской Федерации.

МИРОВЫЕ СУДЬИ

судебных участков Чебоксарского района

Чувашской Республики

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Введение института мировых судей является одним из самых важнейших этапов проводимого в Российской Федерации судебного реформирования. Институт мировых судей в России, имеющий свою историю с 20 ноября 1864 года, когда были образованы «Судебные уставы», по-новому образовал судебную власть. С этого времени в судебную систему были введены новые суды – мировые. Мировой суд окончательно был упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1от 24 ноября 1917 г.

Введение института мировой юстиции в Российской Федерации в настоящее время имеет целью возрождения общедемократических принципов осуществления правосудия и распада судебной системы.

17 декабря 1998г. введен в действие федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». В соответствии с федеральным законом » Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря № 218-ФЗ установлена 6451 должность мировых судей. Главной целью создания мировой юстиции является облегчение граждан доступа к правосудию.

В соответствии с федеральным законом от 17 ноября 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

Мировому судье подсудны:

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; (п. 3 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; (п. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; (п. 5 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

6) дела об определении порядка пользования имуществом.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции.

В соответствии с Законом Чувашской Республики от 12 мая 2000 г. № 8 «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Чувашской Республике» в Чебоксарском районе созданы три должности мировых судей и три судебных участка:

Судебный участок N 1 — мировой судья Седова Ирина Ильинична.

Абашевское сельское поселение: с. Абашево, д. Байсубаково, д. Завражное, д. Клычево, д. Моштауши, д. Эзеккасы.

Акулевское сельское поселение: д. Шорчекасы, с. Акулево, д. Лагери, д. Сютпылых, д. Таушкасы, д. Шишкенеры.

Судебный участок N 2 — мировой судья Лукина Алина Николаевна.

Кугесьское сельское поселение — пгт Кугеси.

Судебный участок N 3 — мировой судья Иванов Александр Васильевич.

Совет Федерации на заседании в среду переутвердил Антона Иванова в должности председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ.

Кандидатура Иванова была внесена на рассмотрение верхней палаты российского парламента президентом Дмитрием Медведевым, напоминает РИА «Новости».

Выступая перед сенаторами, председатель ВАС заявил, что в перспективе система арбитражных судов в России перейдет к безбумажным технологиям, а все делопроизводство будет вестись в электронной форме. По его словам, несколько дней назад «заработала система, позволяющая предъявлять иски в электронном виде, и мы уже приступили к принятию исковых заявлений в наши суды через интернет».

По мнению Иванова, технологичность позволит повысить открытость и прозрачность системы российского арбитража. Он также отметил, что за шесть лет его председательства ВАС удалось в полной мере «реализовать принцип предсказуемости судебной практики и прецедентный принцип реализации» решений пленума. «Это позволило всем гражданам и организациям страны понимать, как будут разрешены те или иные экономические споры в рамках нашей политической системы», — заключил глава ВАС.

Иванов является председателем ВАС с января 2005 года. В соответствии с федеральным законом «О статусе судей», главы федеральных судов назначаются на шесть лет.

Председатель ВАС, напомним, окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1987 году. Он учился в одной группе с Медведевым. В 1990 году будущий глава ВАС закончил аспирантуру «родного» факультета. Занимался преподавательской деятельность на кафедре гражданского права СПбГУ. В 1994 году вместе с однокурсниками Медведевым и Ильей Елисеевым (ныне — зампред правления Газпромбанка) он учредил консалтинговую фирму «Балфорт».

В 1997-1999 гг. Иванов возглавлял Санкт-Петербургское управление юстиции Минюста РФ. В 2004 году он являлся первым заместителем гендиректора ОАО «Газпром-медиа», в компании курировал вопросы корпоративного строительства и права.

Сенаторы в среду также назначили судьей Верховного суда РФ Елену Горчакову, занимавшую до недавнего времени должность зампреда Мурманского областного суда. Ее кандидатура была внесена главой государства.

История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, начинается ещё в ХII веке.

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия встречается в 1135 году в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича. Начиная с 1667 года в России действовали купеческие суды, созданные царем Алексеем Михайловичем.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц — Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, затем таможенные суды, учрежденные Петром Великим в 1721 году.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге, Феодосии, Архангельске, Измаиле. 14 мая 1832 г. император Николай 1 издал Указ о создании системы коммерческих судов и об утверждении Устава торгового судопроизводства, который определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания доказательств. В Устав включены были и временные Правила о порядке производства дел о несостоятельности. Судебная реформа 1864 года в России не коснулась организационно коммерческих судов. Однако произошли изменения в судопроизводстве: споры рассматривались теперь и с учетом требований Устава Гражданского Судопроизводства.

Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде N 1 Советской власти они были упразднены.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР 1917-1918. №26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В 1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 было утверждено Положение о государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений.

6 декабря 1931 г. СНК СССР принял постановление, которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государственные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.

Государственный арбитраж в Мордовской Автономной области организован постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 года и назывался Государственный арбитраж при исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской Автономной области Средне-Волжского края.

С развитием народного хозяйства и договорных связей между предприятиями и организациями компетенция органов государственного арбитража продолжала расширяться.

В частности, постановлением Совнаркома СССР от 19 декабря 1933 г. «О заключении договоров на 1934 год» на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем.

В Мордовской АССР Государственный арбитраж был преобразован в 1935 г. постановлением СНК Мордовской АССР от 14 марта 1935 г. №6 в Государственный арбитраж при Совете Народных Комиссаров МАССР. В дальнейшем в связи с преобразованием Совета Народных Комиссаров МАССР в Совет Министров МАССР (Указ президиума Верховного Совета МАССР от 26 марта 1946 года) Госарбитраж стал называться Госарбитраж при Совете Министров МАССР.

В дальнейшем компетенция органов государственного арбитража продолжала также расширяется. Постановлением СНК СССР от 5 декабря 1939 г. «О заключении договоров на 1940 год» на Госарбитраж было возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.

С принятием Постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953 г. №768 «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» Государственный арбитраж передался в состав Министерства юстиции СССР.

Постановлением Совета Министров Мордовской АССР №547 Государственный арбитраж при Совете Министров МАССР был передан в ведение Министерства юстиции МАССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1954 г. № 1153 «О Государственном арбитраже» Государственный арбитраж был выделен из Министерства юстиции СССР и подчинен непосредственно Совету Министров СССР.

Соответственно постановлением Совета Министров Мордовской АССР №358 Государственный арбитраж вновь стал в ведении Совета Министров МАССР.

23 июля 1959 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 824 «Об улучшении работы Государственного арбитража», которым было определено, что главной задачей государственного арбитража является активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.

Совет Министров СССР принял Постановление от 7 августа 1970 г. № 646 «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве». Этим Постановлением определялись основные задачи органов арбитража в условиях экономической реформы, уточнялась подведомственность споров, вносились существенные изменения в некоторые нормы арбитражного процесса, давались поручения компетентным органам о разработке и представлении Правительству предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов арбитража и порядка разрешения хозяйственных споров между предприятиями и организациями.

Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. Постановления № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража». Этим Постановлением было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим Постановлением также был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений госарбитражей. Тем же Постановлением было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами Государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются законом о Государственном арбитраже в СССР. Таким образом, органы Госарбитража впервые в истории советского государства были преобразованы в конституционные органы, и их деятельность по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией, что было обусловлено мероприятиями по совершенствованию хозяйственного механизма, повышением роли органов Госарбитража в народном хозяйстве.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980 г. Этим Законом определялись задачи — организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

После принятия Конституции СССР (1977 год) в сравнительно короткий срок было полностью обновлено законодательство, регулирующее деятельность органов Госарбитража, что в то время способствовало усилению их воздействия на предприятия и организации в деле выполнения заданий государственных планов экономического и социального развития страны, укрепления социалистической законности и государственной дисциплины в сфере хозяйственных отношений.

В соответствии с новым законодательством были изменены и полномочия Государственного арбитража. Во-первых, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. № 6362-XI «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления» в ст. 9 Закона СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР» было внесено изменение, согласно которому на органы Госарбитража возлагалось разрешение споров между совместными предприятиями, международными объединениями и организациями СССР и других стран — членов СЭВ. Во-вторых, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 февраля 1987 г. № 190 «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража и повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве» (СП СССР, 1987, № 15, ст. 59) Госарбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в Госарбитраж СССР. Названным Постановлением органам Госарбитража также предоставлялись дополнительные права.

Дальнейшее изменение полномочий Госарбитража устанавливается Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1987 г. № 6544-XI. Этим документом были внесены изменения и дополнения в законодательство Союза ССР о государственном арбитраже. В частности, Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О Государственном арбитраже в СССР» был дополнен новой статьей, возлагающей на Госарбитраж функции по осуществлению контроля за соблюдением договорной дисциплины и правил доарбитражного урегулирования хозяйственных споров. Была также изменена статья 27 вышеуказанного Закона, предусматривающая контроль со стороны Госарбитража за деятельностью арбитражей министерств, государственных комитетов и ведомств, а также других органов, разрешающих хозяйственные споры, и их инструктирование.

В 1987 году на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в законодательство Союза ССР о Госарбитраже» от 18 февраля 1987. г №6544-Х1 был образован Государственный арбитраж Мордовской АССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 года № 490 были утверждены Положение о Государственном арбитраже СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Этими документами, в частности, расширялась компетенция государственных арбитражей по рассмотрению дел. В корне изменилась деятельность арбитражных судов в связи с принятием Верховным Советом СССР 17 мая 1991 года двух законов: Закон СССР «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и Закон СССР «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР». С введением в действие этих законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее.Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, а также Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР. Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось дальнейшее расширение компетенции арбитражных судов, в том числе отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее. 4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного Закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности Высшего Арбитражного суда РФ связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановлением Верховного Совета Мордовской ССР «Об образовании Высшего арбитражного суда Мордовской ССР» от 24 октября 1991 г. №491-Х11 был образован Высший арбитражный суд Мордовской ССР.

На основании Закона Мордовской ССР «Об изменении наименования Мордовской ССР» от 25 января 1994 г. №1202-Х11 Высший арбитражный суд Мордовской ССР переименован в Высший арбитражный суд РМ.

На основании Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской федерации» от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ с 1995 года определилась следующая структура арбитражных судов в Российской Федерации:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • Федеральные арбитражные суды округов;
  • Арбитражные суды республик, краев, областей, автономных округов.

В соответствии с этим законом Высший арбитражный суд РМ был переименован в Арбитражный суд РМ и вошел в Волго-Вятский округ (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа расположен в Нижнем Новгороде).

На основании Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской федерации» были образованы Арбитражные апелляционные суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

В Волго-Вятском судебном округе действует Первый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Владимире, юрисдикция которого распространяется на Арбитражный суд Республики Мордовия.

На основании Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» с 06 августа 2014 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднён, вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов переименованы в «арбитражные суды округов», в частности, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа переименован в «Арбитражный суд Волго-Вятского округа» (Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» от 04.06.2014 № 8-ФКЗ).

Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» введена процедура пересмотра судебных актов арбитражных судов в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, а также предусмотрен порядок пересмотра судебных актов в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

На основании Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 №1-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ) в настоящее время систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

-арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

-арбитражные апелляционные суды;

-арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

-специализированные арбитражные суды.

УДК 341

Григорьева Анна Германовна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры гражданского права и процесса,

Кубанский социально-экономический институт

Grigoreva-AG@mail .ru

Высоцкая Людмила Петровна

аспирант кафедры теории и истории государства и права,

Кубанский государственный университет

Anna G. Grigorieva

candidate of historical sciences,

associate professor of civil law and process,

Kuban social and economic institute

Grigoreva-AG@mail .ru

Lyudmila P. Vysotskaya

graduate student of department of the theory and history of state and law,

Kuban State University

ОБЪЕДИНЕНИЕ СУДОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

MERGING OF COURTS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Аннотация. Представленная работа является, в первую очередь, попыткой специального комплексного исследования, проблем реформирования судебной системы Российской Федерации, в частности создание единого Верховного Суда РФ с одновременной ликвидацией Высшего арбитражного суда РФ. Фактически именно объединение высших судов послужило предпосылкой для масштабных изменений в области гражданского судопроизводства. В данном разделе приводятся различные мнения ученых процессуалистов и практиков рассуждающих по вопросам проблем и перспектив развития арбитражных судов.

Ключевые слова: реформа, арбитражные суды, Верховный суд, реорганизация, экономическое правосудие, судебная система, ликвидация Высшего арбитражного суда.

Система арбитражных судов в Российской Федерации появилась в 1992 году. Арбитражные суды за четверть века накопили серьезный опыт и существенно укрепили потенциал своей активной позицией в вопросах открытости и доступности правосудия. Судебную реформу вполне обоснованно считают «сердцевиной» всей правовой реформы, проводимой в Российском государстве. Основная проблема разделенной судебной системы оказалась связана с разграничением подсудности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При рассмотрении таких споров применяются единые нормы материального права, тогда как процессуальные подходы к рассмотрению одних и тех же вопросов могут существенно различаться. Последнее нарушает слаженность судебной системы в целом, и, как следствие, единообразное обеспечение права граждан на судебную защиту. В.Д. Зорькин в этой связи не случайно отметил, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды применяют одни и те же нормы материального права, а их толкование нередко различается, что порождает множество проблем для лиц, обращающихся за судебной защитой. В сфере судебной власти вопрос реформ всегда был и остается актуальным. Судебная система России совершенствуется постоянно, некоторые суды реформируются, другие упраздняются. Важным событием реформирования судебной системы Российской Федерации стало упразднение в 2014 Высшего арбитражного суда . Вопросы, отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда переданы в юрисдикцию Верховного суда Российской Федерации. Вместе с тем, основное бремя по формированию единообразной судебной практики легло на Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ. В этой связи юридическое сообщество справедливо видит именно в Коллегии «правопреемника» упраздненного Высшего арбитражного суда. Как известно образование единой высшей судебной инстанции одновременно по экономическим и гражданским делам в юридических кругах привели к острой полемике и критике принятых решений. Между тем учитывая, что законы вступили в силу, необходимо вырабатывать конструктивные предложения по совершенствованию деятельности новой судебной системы. К причинам упразднения ВАС можно отнести независимость от властных структур, в том числе правоохранительной системы, способность принимать в большей степени самостоятельные решения, активная деятельность в области формирования судебного прецедента, а также нежелание идти на компромиссы в спорных, неоднозначных вопросах противоречивой судебной практики. К достижениям сложившейся за 25 лет арбитражной системы

теоретики, практики, эксперты и научные деятели почти единогласно причисляют прозрачность, понятность, грамотность, предсказуемость, четкое следование закону, динамичность и быстрое реагирование на изменения в экономике. Также необходимо отметить высокие квалификацию и уровень судей арбитражной системы. Именно эти критерии влекут за собой высокое качество принимаемых решений, способность судебной ветви власти обеспечивать возможность защиты лиц и организаций, нуждающихся в разрешении возникших экономических споров, в ведении хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Анализируя положительные и негативные стороны прошедшей судебной реформы, можно отметить, что основной целью объединения Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ являлась именно унификация судебной практики двух разных ветвей судебной власти. Кроме того, можно предположить, что одной из задач такого объединения было повышение уровня работы судов общей юрисдикции до уровня арбитражных судов. Проблема различного подхода к ряду вопросов в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов озвучивается в качестве основной причины данной судебной реформы. Когда реформа начиналась, многие юристы опасались, не потеряют ли арбитражи все лучшее, что в них было. Например, по внедрению электронных технологий арбитражи шли на шаг вперед. Именно там была первой создана единая электронная картотека дел. Именно там первыми стали принимать электронные иски. В результате опасения не подтвердились. Коллегия Верховного суда по экономическим спорам (СКЭС) показала продуктивную и качественную работу, рассмотрев за 2016 год больше 23 000 жалоб, а за первое полугодие 2017 рассмотрено 13 218 кассационных жалоб . Это даже больше, чем рассматривал Высший арбитражный суд в предыдущие годы. Сроки рассмотрения дел, вопреки мнению экспертов, стали короче. Сейчас между поступлением дела на рассмотрение и заседанием СКЭС проходит меньше месяца. Обычно это три-четыре недели. В Высшем Арбитражном Суде, для сравнения, срок редко бывал меньше месяца и мог достигать почти полугода. Это положительная динамика, и она наблюдается не только в высших инстанциях: арбитражи в целом по России стали работать быстрее. Раньше дело проходило все инстанции примерно за 416 дней, теперь этот срок сократился вдвое, до 220 . Однако, по данным официального сайта Верховного Суда РФ и картотеки арбитражных дел, в сравнении с Высшим Арбитражным Судом правотворческая активность Коллегии по экономическим спорам в целом ниже. Речь идет о том, что в определениях Коллегии по отдельным категориям споров реже формулируются общезначимые правовые позиции, применимые к аналогичным спорам. Однако при этом различия все же нельзя признать критическими.

Следует добавить, что среди практикующих юристов были опасения, чтобы Верховный суд позволил арбитражным судам пользоваться своими наработками как в организационных, технических вопросах, так и в сложившейся судебной практике в отработанном толковании норм права. В

данном случае Верховный суд сохранил и продолжил использование всех сервисов ВАС, таких как «КАД.Арбитр» и «Мой арбитр». Доступ к ним теперь налажен через портал Госуслуг, и люди все чаще прибегают к подаче иска онлайн. Еще одно важное нововведение — судебные заседания с видео-конференц-связью, за последние время количество подобных слушаний гораздо увеличилось. Юристы и программисты высоко оценивают информационное обеспечение российских судов. Это уникальная система, которая не имеет аналогов в мире. В настоящее время коллегия Верховного суда по экономическим спорам формирует единую судебную практику. Опираясь на нее, все нижестоящие суды затем выносят свои решения по однотипным делам. Формально они не обязаны этого делать, но все же мнение СКЭС часто учитывается, когда возникает вопрос, как следует трактовать ту или иную норму права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После того как Владимир Путин объявил о предстоящей реорганизации судебной системы, юридическое и судебное сообщества высказывали опасения насчет того, что реформа затронет и нижестоящие инстанции. Худшим сценарием развития событий в юридическом сообществе тогда называли слияние судов общей юрисдикции с арбитражными, указывая, что система арбитражных судов является наиболее эффективной и открытой, а в результате объединения могут быть потеряны качественные наработки и судейские кадры. Но уже в октябре 2013 года президент на форуме «Россия зовет» заверил, что «полное слияние судов общей юрисдикции и арбитражных судов» не планируется, поскольку «полностью одну систему вливать в другую нецелесообразно». Тем не менее, дискуссии об этом в органах власти и юридических кругах продолжились. К идее объединения арбитражных судов и судов общей юрисдикции большинство юристов относятся негативно. По их мнению, арбитражная система доказала свою эффективность, но все ее наработки могут быть утрачены в результате слияния систем. На заседании Совета судей в мае 2016 г. глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев опроверг слухи о возможном слиянии арбитражей с судами общей юрисдикции. Он сообщил, что новой реформы по объединению системы арбитражных судов и судов общей юрисдикции не планируется. По мнению председателя ВС, достаточно было объединения высших инстанций, которое прошло успешно . Вместе с тем Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда (ВС), предложил масштабную реформу судов общей юрисдикции. Она заключается в том, чтобы создать апелляционные и кассационные суды в федеральных округах. По мнению председателя Верховного суда, это должно повысить беспристрастность решений. Сейчас жалобы на решения районных и областных судов общей юрисдикции рассматриваются в них же . Именно по такому пути сначала пошли арбитражи.

С момента образования система арбитражных судов динамично реагировала на изменение законодательства, обеспечивала стабильность гражданского оборота, защиту прав и законных интересов участников споров. В результате реализованных законодательных инициатив Верховного

суда РФ за последние четыре года в ГПК, АПК и Кодекс административного судопроизводства внесены изменения, устанавливающие для судов общей юрисдикции и арбитражных судов сходные судебные процедуры .

На торжественном заседании по случаю двадцатипятилетия создания арбитражных судов Председатель Совета судей Виктор Момотов особо подчеркнул, что Верховному суду удалось добиться главного, того, что ждали от объединения — обеспечить единство судебной практики. «Созданные в период коренных преобразований в нашей стране, арбитражные суды стали одним из ключевых механизмов обеспечения защиты прав и законных интересов участников экономических отношений, по праву заняли достойное место в единой судебной системе нашей страны», — приводятся слова Президента РФ В.В.Путина на официальном сайте главы государства в адрес участников и гостей торжественного мероприятия, посвященного 25-летию создания арбитражных судов в России. Применительно к этому остается справедливым считать, что за период своей работы арбитражные суды накопили серьезный опыт и существенно укрепили потенциал, своей активной позицией в вопросах открытости и доступности правосудия. Таким образом, анализ мероприятий и результатов реформы с точки зрения обеспечения единства подходов к отправлению правосудия в отношении граждан и юридических лиц показывает, что судебная реформа, безусловно, способствовала реализации указанного принципа. При этом основные результаты связаны с унификацией механизмов пересмотра судебных актов и внесением на этапе реформы соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

Говоря об иных последствиях судебной реформы, необходимо указать на следующее. Реформа не привела к существенным изменениям в механизме влияния Верховного Суда РФ на решение кадровых вопросов. При этом штатная численность работников судебной системы, в том числе арбитражных судов и их аппаратов, после реформы увеличилась, что соответствует дореформенным тенденциям. В результате реформы перестали существовать некоторые формы взаимодействия с нижестоящими арбитражными судами.

В заключении работы, следует отметить, что возможно, в будущем времени будут предприняты иные законодательные инициативы, такие как принятие общего процессуального кодекса по гражданским делам, рассчитанного на применение и арбитражными судами. Также стоит сказать, что реформирование системы судебной власти является обычным историческим процессом, направленным на усовершенствование государственного строя и всей судебной системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в ХХ1 в. Взгляд с Ильинки. М., 2007. С. 225.

2. Кудрякова А.Х. Нужна ли России объединенная судебная система //Российский судья. 2011. № 6. ЭЖ «Юрист».

3. Материалы VII Всероссийского съезда судей // Российская юстиция. 2009. № 1. С. 5—6.

6. Интервью с судьей Арбитражного суда г. Москвы, доцентом кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина кандидатом юридических наук Василием Андреевичем Лаптевым // Юрист. -2014. -№ 19. — С. 4-8

8. В. Лебедев «Рассуждения об арбитраже// Российская Газетаю 10.12.2017 www.rg.ru

9. Обзор статистических данных о рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации в первом полугодии 2017 года административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел// http://www.supcourt. ru

10. «Эксперт»: судебная система на пороге реформ. 24 октября 2017// https://pravo.ru

11. Анна Занина, Анна Пушкарская «Арбитражные суды поставлены под запрос. Их снова предлагают объединить с судами общей юрисдикции»// Газета Комерсантъ 20.05.2016

12. Д. Абрамов «Вячеслав Лебедев обещает реформу судоустройства» 10 ноября 2016//Ведомости www.vedomosti.ru

13. Владимир Путин поздравил судей с 25-летием создания Арбитражных судов в РФ 8 декабря 2017 kremlin.ru

1. Zorkin V. D. Russia and the Constitution in the 21st century. A look from Ilyinka. M, 2007. Page 225.

2. Kudryakova A.H. Whether the joint judicial system//the Russian judge is necessary to Russia. 2011. No. 6. EZh «Lawyer».

3. Materials VII of the All-Russian congress ofjudges//Russian justice. 2009. No. 1. Page 5 — 6.

8. V. Lebedev «Reasonings on arbitration//Russian Gazetayu 12/10/2017 www.rg.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. «Expert»: judicial system on a threshold of reforms. On October 24 2017//https://pravo.ru