Виды налоговых правонарушений

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в России была впервые введена в 1992 г., когда УК РСФСР был дополнен ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» и 162.2 «Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения».

Налоговое преступление — это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом РФ (УК) предусмотрено наказание.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Она характеризуется следующими юридическими особенностями:

  • субъектами являются только физические лица;
  • осуществляется только в судебном порядке;
  • применяется за наиболее общественно опасные деяния — преступления;
  • предусматривает строгие меры государственного принуждения;
  • производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется подразделениями по налоговым преступлениям МВД.

Признаки налогового представления представлены на рисунке.

Общественная опасность деяния является признаком налогового преступления, раскрывающим его социальную сущность.

Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу его причинения как напрямую — налоговой системе и государству (ибо направлена против государственной казны), так и опосредованно — создают угрозу причинения вреда личности и обществу (ибо государственный бюджет, является средством финансового обеспечения государством его функций перед обществом и человеком — охранительных, организационных и социальных).

Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законодательством. Значение данного признака состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация провозглашенного в Конституции РФ и ст. 3 УК принципа законности. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности, связана с общественной опасностью так же, как форма с содержанием.

Виновность как признак означает необходимость наличия вины в действиях лиц. Общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).

Наказуемость как признак заключается в угрозе применения наказания при нарушении норм уголовного законодательства, запрещающих совершать те или иные деяния. Таким образом, только запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания деяние признается преступлением.

Мерами наказания в рамках уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений являются в основном пени и штрафы. В УК РФ предусмотрена ответственность:

  • за уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 198—199);
  • за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);
  • за сокрытие имущества от взыскания (ст. 199.2).

По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и особо крупном размерах.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн. руб. А особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн. руб.

Пример 1. В ходе налоговой проверки за 2006—2008 гг. выяснилось, что ЗАО «Партнер» в 2008 г. недоплатило в бюджет 744 тыс. руб. Всего за период общество должно было заплатить 6,2 млн. руб. Следователь возбудил уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК РФ), потому что сумма недоимки превысила 500 тыс. руб. и составила 12% причитающихся с общества налогов (7 440 000 руб. / / 6 200 000 руб. х 100% = 12%).

Если размер недоимки больше 1,5 млн. руб., процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения.

Недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.

Пример 2. В 2006 г. ООО «Атлант» не заплатило налогов на сумму 140 тыс. руб., в 2007 г. — 150 тыс. руб., в 2008 г. — 180 тыс. руб., в 2009 г. — 135 тыс. руб. Общая сумма недоимки за четыре года составила 605 тыс. руб. Возбудить уголовное дело следователь не мог, так как сумма недоимки за три года подряд (с 2006 по 2008 г. или с 2007 по 2009 г.) была меньше 500 тыс. руб.

В НК РФ и УК РФ установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов. В частности, к таковым относятся непредставление в налоговую инспекцию налоговой декларации или других обязательных документов и (или) указание в этих документах заведомо ложных сведений. Следует заметить, что обязанность представления в инспекцию «других документов» должна быть прописана в федеральных налоговых законах. Если же бухгалтер не выполнил требование, предусмотренное, например, в указе Президента РФ или постановлении Правительства РФ, уголовная ответственность в этом случае не возникает.

Если же организация представила в налоговую инспекцию достоверную отчетность, но налоги при этом не уплатила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности по ст. 199 УК следователь не вправе.

В ст. 199 УК перечислены все виды наказания за уклонение от уплаты налогов:

  • штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии отягчающих обстоятельств, к которым относятся случаи совершения преступления группой лиц (например, руководителем и главным бухгалтером) по предварительному сговору, а также уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, то наказание устанавливается более строгое:

  • лишение свободы на срок до шести лет;
  • лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Точно такие же виды наказаний и объем ответственности предусмотрены для руководства организации — налогового агента за неисполнение обязанностей «налогового посредника» (ст. 199.1 УК).

Как правило, за уклонение организации от уплаты налогов суд привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, потому что именно он отвечает за законность всех хозяйственных операций (так сказано в ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Как показывает практика, одновременно и руководителя, и главного бухгалтера наказывают лишь в 10—15% случаев, и лишь в 3—5% случаев ответственность несет один главный бухгалтер. Если главный бухгалтер не был заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но при этом осведомлен о незаконных действиях своего руководителя (так как подписывал все необходимые документы), тогда суд может привлечь его как соисполнителя.

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции уголовные дела по уклонению от уплаты налогов и сборов сейчас расследует структурное подразделение МВД — Главное управление по налоговым преступлениям (а на местах — управления и отделы). Сведения о налоговых преступлениях могут поступать к следователю из разных источников, например от других государственных органов (налоговой инспекции, таможенных органов, службы финансового мониторинга и т.п.), даже из средств массовой информации (когда организация постоянно размещает рекламу, а в налоговую инспекцию сдает «нулевые» балансы). Но чаще всего сведения о возможном наличии состава преступления поступают из налоговых инспекций. Это связано с тем, что налоговые органы обязаны направлять материалы своих проверок в МВД, если обнаружат, что сумма неуплаченных налогов больше 500 тыс. руб.

Судебная практика показывает, что независимо от суммы недоимки суды наказывают обвиняемых, как правило, условно, ссылаясь на различные смягчающие обстоятельства (положительные характеристики осужденного с места учебы, от друзей, коллег по работе и т.д., наличие маленьких детей, различные заболевания).

Налоговые преступления

Оплата недоимки по налогам также может быть расценена судом как смягчающее обстоятельство. Если же обвиняемый недоимку не возместил, прокурор может предъявить к нему также гражданский иск. Однако по НК платить налоги обязано предприятие из своих средств, а не его руководитель или главный бухгалтер из личных средств. При этом Верховный Суд РФ считает, что если обвиняемые не использовали деньги, подлежащие уплате в качестве налогов, в личных целях, то погашать недоимку нужно из средств организации.

Пример 3. Останкинский районный суд (г. Москва) осудил директора и главного бухгалтера ЗАО «Тарос корпорейшен» за уклонение фирмы от уплаты налогов и обязал осужденных недоимку погасить.

Верховный Суд РФ отменил решение районного суда в части взыскания с осужденных неуплаченных налогов, так как обязанность платить налоги лежит на организации, а не на ее сотрудниках. Кроме того, осужденные использовали неуплаченные деньги на нужды фирмы (определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2001 г.).

Следует заметить, что представленные признаки налогового преступления в полной мере могут быть отнесены и к налоговым правонарушениям. Только характеристика их в последнем случае раскрывается через соответствующие нормы налогового и административного законодательства.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Комментарий к Ст. 106 НК РФ

Налоговый кодекс, в п. 1 ст. 10 определив, что привлечение к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ, в комментируемой ст. 106 НК РФ дал легальное определение налогового правонарушения.

Обязательными признаками налогового правонарушения являются:

а) виновность — один из важнейших и необходимых признаков налогового правонарушения. Понятие «виновность» включает в себя вину (отношение лица к совершаемому им деянию (субъективная сторона правонарушения)) и негативную оценку этой вины как достаточного основания для привлечения правонарушителя к налоговой ответственности. Как отмечено в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК Российской Федерации», вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. Формы вины при совершении налогового правонарушения и обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, установлены ст. ст. 110, 111 НК РФ. В силу гл. 15, 16 и 18 НК РФ лицами, подлежащими ответственности, являются физические лица и организации. Должностные лица организаций могут быть привлечены к административной ответственности (в соответствии со ст. ст. 15.3 — 15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), что не исключает привлечения организаций к налоговой ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

б) противоправность. Противоправность является обязательной составляющей налогового правонарушения. Противоправным поведением нарушаются нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность проявляется в том, что оно посягает на установленный законодательством о налогах порядок:

— исчисления, уплаты налогов (ст. ст. 52 — 58 НК РФ);

— исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 45 НК РФ);

— постановки на налоговый учет и отчетности (ст. ст. 80 — 84 НК РФ);

— представления информации в налоговые органы (ст. 23 НК РФ);

— удержания и перечисления сумм налогов (ст. 24 НК РФ) и другие налоговые отношения.

Понятие законодательства о налогах и сборах раскрыто в ст. 1 НК РФ. В связи с этим противоправным поведением могут нарушаться не только положения НК РФ, но и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты о налогах и сборах;

в) деяние. Понятие «деяние» охватывает как действие, так и бездействие. Внешне выраженное виновное противоправное действие или бездействие влекут за собой определенные юридические последствия в виде реакции государства и привлечения к ответственности. Действие — это активное поведение, например грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 НК РФ). Бездействие — пассивное. К бездействию также следует относить ситуации, когда в установленные сроки не осуществляются либо ненадлежащим образом исполняются предписания НК РФ или уклоняются от их исполнения. Например, неуплата сумм налога, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. ст. 122, 126 НК РФ);

г) налогоплательщик, налоговый агент, иное лицо. Налоговый кодекс РФ в ст. 19 различает налогоплательщиков: организаций и физических лиц, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Указание на «иное лицо» свидетельствует о том, что налоговое правонарушение может быть совершено лицом, не являющимся ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом, например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность свидетеля. Налогоплательщик, налоговый агент, иное лицо могут быть организациями или физическими лицами.

Налоговое преступление

Следовательно, организации и физические лица являются субъектами налогового правонарушения;

д) «за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность». Наличие ответственности, закрепленной в Налоговом кодексе РФ (гл. 16, 18), является обязательной и определяющей составляющей налогового правонарушения, т.к. могут быть налицо все признаки правонарушения: и виновность, и противоправность, и субъект правонарушения, — а Налоговым кодексом РФ ответственность за совершенное деяние не установлена. Соответственно, совершенное деяние не будет признаваться налоговым правонарушением. Также следует учитывать, что одно и то же деяние в отношении одного и того же лица не может быть одновременно преступлением и административным проступком. Законодатель установил приоритет уголовной ответственности, т.е. налоговая или административная ответственность физического лица наступает лишь в том случае, если допущенное им нарушение не влечет уголовной ответственности.

Вопрос. Классификация составов налоговых правонарушений.

Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Традиционно состав правонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

а) в зависимости от объекта:

— сокрытие дохода;

— занижение дохода;

— отсутствие учета объекта налогообложения или ведение его учета с нарушением установленного порядка;

— несвоевременная уплата налога;

— непредставление документов и иной информации и т. д.;

б) в зависимости от направленности деяний:

— правонарушения против системы налогов;

— правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

— правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;

— правонарушения против контрольных функций налоговых органов и т. д.;

в) в зависимости от характера санкций и отраслей, их регулирующих:

— уголовная;

— административная;

— финансовая.

г) в зависимости от степени общественной опасности:

— налоговые преступления;

— налоговые проступки.

В основе классификации налоговых правонарушений лежат две группы критериев, которые и позволяют отнести конкретное правонарушение к определенному виду.

1. Количественные.

— срок уклонения, непредставления отчетности по налогам и сборам;

— размер неуплаченных, сокрытых сумм налогов, сборов.

2. Качественные — обстоятельства, характеризующие общественную опасность правонарушения. Одним из основных критериев в этой области законодатель обычно выделяет форму вины.

Вопрос. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц.

Налогоплательщикам и налоговым агентам предоставлено право обжаловать акты ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если это по мнению налогоплательщика нарушает их права.

Акты налоговых органов или деяния их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Обращение в вышестоящий орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

В судебном порядке возможно обжаловать нормативные или ненормативные акты налоговых органов путем подачи искового заявления в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции в соответствии с процессуальным законодательством.

Порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу заключается в том, что жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. При наличии уважительных причин возможно восстановление пропущенного срока.

До принятия решения по жалобе лицо, ее подавшее, может ее отозвать на основании письменного заявления. Вместе с тем отзыв жалобы лишает данное лицо возможности повторной подачи жалобы по тем же основаниям, в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Поданная жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом в течение одного месяца со дня ее получения.

В течение данного срока должно быть принято одно из следующих решений:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

— изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы выносится решение по существу в течение одного месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящие налоговые органы или вышестоящему должностному лицу, как правило, не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Если есть достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствуют Российскому законодательству, названный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить его исполнение. Аналогичное решение может быть принято руководителем налогового органа, принявшего такой акт.

Исковые заявления, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке,, установленном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Вопрос. Налог на добавленную стоимость.

Налогоплательщики:

50. Налоговые преступления. Общая уголовно-правовая характеристика.

организации;

2. индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее – налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Налоговая ставка: 0,10 18%

Вопрос Акцизы.

Налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

-получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

— ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

— реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров.

— передача на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику

— передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров.

Подакцизными товарами признаются:

— спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного

— спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

— пиво, табачная продукция, бензин, диз топливо, моторные масла.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки по данному налогу определяются в соответствующих размерах, определенных ст. 193 НК РФ.



Основные виды нарушения налогового законодательства*(1)

связанных с основными видами нарушений налогового законодательства.

Статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предписано, что налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Если в результате проверки будут выявлены нарушения, то налогоплательщик будет привлечен к налоговой ответственности, а должностное лицо налогоплательщика (как правило, руководитель и (или) главный бухгалтер) — к административной ответственности.

Перечислим типичные случаи налоговых нарушений и применяемые в этих случаях санкции к налогоплательщику.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Налогоплательщик должен подать заявление о постановке на учет лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Срок подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения — один месяц после создания обособленного подразделения.

В соответствии со ст. 116 НК РФ, если налогоплательщик нарушил срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней, на него накладываются штрафные санкции в сумме 5 000 руб., если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит 10 000 руб.

Должностные лица налогоплательщика в этом случае будут привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 15.3 “Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе или внебюджетном фонде“ Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ). Штраф составит от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ). В настоящее время МРОТ для целей применения административных штрафов составляет 100 руб., т.е. штраф составит от 500 до 1 000 руб.

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Статьей 117 НК РФ установлено, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составит более 3 месяцев, то штраф составит 20%, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Для должностных лиц организации за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или внебюджетном фонде. Штраф составит от 20 до 30 МРОТ (т.е. от 2 000 до 3 000 руб.).

Нарушение срока представления сведений
об открытии и закрытии счета в банке

Налогоплательщик обязан проинформировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 10 дней с момента открытия или закрытия счета. Если произошло нарушение этого срока, то к налогоплательщику применяется ответственность в соответствии со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 000 руб. за каждый факт несообщения сведений.

Должностные лица налогоплательщика, нарушившего установленный срок представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, несут ответственность в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ. Штраф составит от 10 до 20 МРОТ (т.е. от 1 000 до 2 000 руб.).

В соответствии с приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255 налогоплательщик должен в письменной форме сообщить об открытии или закрытии счета. Справка-уведомление об открытии или закрытии счета утверждена этим же приказом. Однако, как показывает арбитражная практика, если налогоплательщик сообщил об открытии (закрытии) счета в банке иным способом, то это не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 118 НК РФ (см., например, постановление ФАС СЗО от 12.02.2003 N А56-25929/02, постановление ФАС УО от 03.07.2002 N Ф09-1365/02-АК.)

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Если налогоплательщик нарушает установленный срок подачи налоговой декларации, то на него накладывается штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Штраф составит 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если же декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, то это повлечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Нередко налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда сумма налога, подлежащего уплате по декларации, равна нулю. Такая ситуация возможна, например, если отсутствует прибыль по результатам налогового периода или отсутствует объект налогообложения НДС. Как же будет исчисляться штраф в таком случае?

В письме МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890 высказана по этому вопросу следующая позиция: “так как в пункте 1 статьи 119 НК РФ установлена минимальная сумма штрафа — 100 рублей, на эту сумму и надо штрафовать, но только в том случае, если вы опоздали с подачей декларации менее чем на 180 дней. Если же налогоплательщик сдал декларацию позже, то штраф с вас вообще не берется, поскольку во втором пункте статьи 119 НК РФ его минимальная сумма не установлена“.

Однако иногда налоговые инспекции забывают об указаниях вышестоящего органа по этому вопросу и пытаются привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности.

Пример. Налоговый орган оштрафовал налогоплательщика в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ несмотря на то, что в проверяемом периоде объект обложения НДС равен нулю, и размер штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, не может быть определен в процентах от суммы подлежащего уплате налога. Суд решение налогового органа отменил и указал, что если организация по истечении 180 дней после установленного НК РФ срока не представила налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, по которой налог, причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 ст. 119 Кодекса, не применяется (постановление ФАС СЗО от 14.10.2003 N А56-11290/036).

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ.

3.Понятие налогового преступления

Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика налагается штраф в размере 5 000 руб.

Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то они влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб., а если они при этом еще и повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Как видно, понятие “грубого нарушения“ довольно широкое, поэтому фактически любое нарушение налогового законодательства можно квалифицировать по этой статье.

Высший арбитражный суд РФ в постановлении Пленума от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ пришел к выводу, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату налога, недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением налогоплательщиков к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 ст. 120 НК РФ, т.е. применение ст. 122 НК РФ не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120 НК РФ, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату налога.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога

Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется штрафом в размере 20% неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ), если при этом действия были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40% неуплаченных сумм налога.

Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 18.01.2001 N 6-О не допускается за одно и то же нарушение штрафовать одновременно в соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ.

Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности
по удержанию и (или) перечислению налогов

Налогоплательщик исполняет обязанности налогового агента в следующих случаях:

при удержании и перечислении НДС со стоимости товаров (работ, услуг), покупаемых у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в РФ; с сумм арендной платы, когда арендуют государственное или муниципальное имущество; со стоимости конфискованного, бесхозного или скупленного имущества, когда реализация происходит по поручению уполномоченного государственного органа;

при удержании и перечислении налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых тем или иным индивидуумам;

при удержании и перечислении налога на прибыль с доходов, которые выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в РФ и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам.

Если налоговый агент не удержал и (или) перечислил налог, то для него наступает ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ. Штраф составит 20% суммы, подлежащей перечислению.

Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования
и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа.

Если на имущество наложен арест, то отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Ответственность за непредставление налоговому органу сведений,

необходимых для осуществления налогового контроля

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требования о представлении указанных документов должно содержать их наименование и вид. Это требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Кроме этого, налоговым органам ст. 87 НК РФ также предоставлено право проводить так называемые “встречные проверки“.

Если налогоплательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то штраф составит 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если налогоплательщик отказался представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа или будет уклоняться от представления таких документов, либо представит документы с заведомо недостоверными сведениями, то штраф составит 5 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Ответственность свидетеля налогового правонарушения

В соответствии со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин*(2).

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 000 руб.

Ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты*(3).

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Статьей 95 НК РФ предусмотрено, что эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы являются недостаточными или если у него не хватает необходимых знаний для проведения экспертизы.

Иных законных причин отказа эксперта, а также переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки НК РФ не предусмотрено.

Ответственность за неправомерное несообщение сведений
налоговому органу

Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ.

Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. При этом ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

Пример. Пункты 4 и 5 ст. 362 НК РФ закрепляют обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать налоговым органам сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5 000 руб.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

Пункт 3 ст. 114 НК РФ дает возможность уменьшить размер штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения (п. 4 ст. 112 НК РФ).

Таким образом, право учитывать и применять смягчающие обстоятельства дано только суду, налоговым органам такое право не предоставлено. Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно.

Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Ю.М. Лермонтов,

советник налоговой службы II ранга

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 14, июль 2005 г.

————————————————————————-
*(1) Статья впервые опубликована в журнале “Бухгалтер и закон“. 2005. N 8.

*(2) Под уважительными причинами, как правило, понимается: болезнь, препятствующая явке; необходимость ухода за больным членом семьи и т.д.

*(3) Эксперт — лицо, обладающие необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела (п. 1 ст. 96 НК РФ). Переводчик — не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки глухого или немого физического лица (п. 2 ст. 97 НК РФ).

Основные виды налоговых правонарушений и ответственность за них

Налоговое правонарушение — деяние налогоплательщика, за которое кодексом установлена ответственность.

Налоговые санкции — мера ответственность за совершенные налоговые правонарушения. Они устанавливаются в денежном взыскании с налогоплательщика за следующие правонарушения:

1) Нарушение срока постановки на учет в налоговых органах.

В 10ти дневный срок после регистрации налогового лица оно обязано встать на налоговый учет. При нарушении этого срока, даже если деятельность налоговым лицом не осуществится, накладывается штраф в размере 5 тыс. рублей. Если на налоговый учет юридическое лицо не встало в течение 90 дней, то накладывается штраф 10 тыс. рублей.

2) Если юридическое лицо осуществляет производительную деятельность без постановки на налоговый учет, то это уклонение от постановки на учет в налоговом органе. На юридическое лицо накладываются санкции в размере 10 % от суммы доходов, полученных за время деятельности без постановки на налоговый учет, но не менее 20 тыс. рублей. Если деятельность без постановки на налоговый учет велась более 3 месяцев, то штраф накладывается в размере 20 % от суммы доходов, полученных за этот период.

3) Нарушение срока предоставления сведений об открытии (закрытий) счета в налоговые органы.

Необходимо сообщить в течение 10ти дней. Нарушение данного срока приводит к штрафу в размере 5тыс. рублей.

4) Непредоставление налоговой декларации.

Налоговая декларация заполняется по установленной форме и представляется в налоговый орган в сроки, установленные законом о данном налоге. Непредоставление налоговой декларации (даже если налог правильно оплачен) влечет штраф в размере 5% за каждый полный или неполный месяц непредоставления декларации от суммы налога, указанной в данной декларации, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Если декларация не предоставлялась в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления декларации, то штраф — 30% от суммы налога + 10% за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

5) Грубое нарушение правил учета доходов (расходов) и объектов налогообложения.

Если налогоплательщик допускает нарушения правилах учета, и эти нарушения не повлекли искажения налоговой базы и занижения суммы налога, то штраф — 5 тыс. руб. Если эти искажения привели к занижению налоговой базы, то штраф — 10% от недоплаченной суммы налога, но не менее 15 тыс.

Под грубым нарушением правил учета следует понимать отсутствие первичных документов, счетов — фактур, и других регистров бухгалтерского учета.

Если правила учета нарушены в течение более 1-го налогового периода, то штраф — 15 тыс. руб.

6) Неуплата или неполная уплата сумм налога.

Недоплата налога вследствие занижения налоговой базы или неуплата налога влекут штраф в размере 20 % отнеуплаченной суммы налога, а также пени за несвоевременную оплату (доплату).

Если такие деяния выполнены умышленно, то штраф составляет 40 % и пени от неуплаченной (недоплаченной) суммы налога.

7) Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов.

Неравномерное перечисление и удержание налоговым агентом налоговых сумм влечет штраф в размере 20 % от суммы, подлежащих удержанию и перечислению.

8) Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованного имущества — штраф 10 тыс.

9) Непредоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля — штраф в размере 50 рублей за каждый непредоставленный документ.

Непредоставление информации от 3его лица по налогоплательщику — штраф 5 тыс. рублей (информация по встречному контролю).

Раздел 2: Основы налогообложения.

Функции налогов.

Налоги имеют 3 основные функции:

1) Фискальную

2) Регулирующую

3) Распределительную

1) Фискальная функция проявляется в том, что налоги изымаются у налогоплательщика и поступают в бюджет, который оформляется за счет налогов. Основная доля бюджета формируется за счет 3-ех налогов: НДС, налога на прибыль организации и подоходного налога на доходы физических лиц.

2) Регулирующая функция проявляется в том, что государство за счет регулирования налогового бремени регулирует развитие экономики страны.

Налоги и налогообложение

Так для отраслей, жизненно важных для экономики России, устанавливается щадящее налоговое бремя, что способствует развитию данных отраслей и наоборот.

3) Распределительная функция заключается в том, что государство, собрав налоги в бюджет, распределяет бюджет по нуждам страны: на образование, медицинское обслуживание, содержание судов, на оборону.

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 165 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. I. Основные богословские положения
  2. I. Основные задачи и методы контроля за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста
  3. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ, ЕЁ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
  4. I. Основные цели, задачи и принципы деятельности ПАРТИИ, ЕЁ права и обязанности
  5. I. Характеристика состояния сферы создания и использования информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные проблемы
  6. II Основные этапы и главные сражения Великой Отечественной войны (2 часа)
  7. II. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  8. II. Основные задачи спасательных воинских формирований
  9. II. Основные полномочия и функции территориальных органов управления МЧС России и объектовых подразделений ФПС МЧС России
  10. II. Основные события революции
  11. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
  12. II. ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА


Поиск на сайте: