Виды налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения — это властные общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поскольку нормы налогового права — это разновидность финансово-правовых норм.

Однако налоговым правоотношениям присущи и специальные признаки.

  • Прежде всего налоговые правоотношения являются результатом одностороннего установления государства, поскольку налог устанавливается государством в одностороннем порядке.
  • Налоговые правоотношения возникают и функционируют в сфере формирования финансовых ресурсов государства, то есть охватывают только определенную часть финансовой деятельности государства.
  • Налоговые правоотношения являются публично-правовыми, поскольку это форма реализации интересов государства (публичных интересов). Государство посредством установления налоговых норм обеспечивает реализацию стоящих перед ним задач.
  • Налоговые правоотношения имеют имущественный характер, который проявляется прежде всего в том, что являющиеся объектом налоговых правоотношений материальные блага переходят от одних субъектов (налогоплательщиков) к государству.
  • Налоговые правоотношения являются отношениями «власти и подчинения», поскольку обязательным субъектом этих отношений является государство в лице уполномоченных им органов власти.

В целом в рамках налоговых правоотношений государство или уполномоченный им орган наделены несоразмерно большими правами, чем иные участники налоговых отношений.

В силу этого в юридической литературе налоговые правоотношения определяется как властеотношения. это предопределено самой природой налога как формы потенциально принудительного изъятия денежных средств.

§ 2. Виды налоговых правоотношений

Налогоплательщик в результате изъятия части имущества государством не получает от последнего эквивалентного возмещения.

Объектом налоговых правоотношений материального характера являются денежные средства, которые подлежат уплате обязанными субъектами в соответствующие бюджеты, а объектом налоговых правоотношений неимущественного (процедурного) характера являются правопорядок в сфере налогообложения, обеспечивающий надлежащее исполнение налоговых обязательств, а также в сфере других обязанностей, установленных налоговым законодательством.

Юридическое содержание налоговых правоотношений образует совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений.

В ст. 9 НК РФ содержится перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Участниками налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии с НК РФ;
  • организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с НК РФ;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

НК РФ не дает определение налогоплательщика, но указывает на тех лиц, которые признаются налогоплательщиками. Так, согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом организации и физические лица раскрываются в ст. 11 НК РФ, которая тесно увязывается с соответствующими положениями ГК РФ.

Организации (ст. 11 НК РФ) — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В отношении российских организаций ни филиалы, ни представительства налогоплательщиками не признаются. Раньше они плательщиками признавались. Поэтому, отказавшись от признания филиалов самостоятельными налогоплательщиками, тем не менее законодатель оставил их в числе участников уплаты налогов, возложив на них обязанности по уплате налогов за их организации по месту их нахождения, т.е. уплачивать налоги в бюджет субъекта Федерации и в местные бюджеты.

Юридическим лицом (ст. 48 ГК РФ) признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Что касается государственных (муниципальных) органов, то они не являются налогоплательщиками, и не могут ими быть как по здравому смыслу (не может государство устанавливать налоги и само же самому себе их уплачивать).

Отсюда следует, что государственные органы налогоплательщиками не являются и являться не могут.

Не говоря о здравом смысле, но даже чисто формально из ст. 19 НК РФ они не могут являться налогоплательщиками, потому что не подпадают ни под понятие «физические лица», ни под понятие «организаций», поскольку организации расшифровываются в ст. II НК РФ, а юридические лица в РФ создаются только в соответствии с гражданским законодательством, в то время как государственные органы создаются не в соответствии с ГК РФ, а в соответствии с иными законодательными актами (прежде всего Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Поэтому государственные органы никаким образом налогоплательщиками быть не могут.

Но государственные органы могут быть налоговыми агентами.

Физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Поскольку специального подтверждения статус физического лица не требует, то никакого документа, подтверждающего статус физического лица — от налогоплательщика, не требуется. Наоборот, действует принцип: налогоплательщик — физическое лицо должен доказать, что он не налогоплательщик, представив подтверждающие документы. В противном случае действует презумпция того, что он признается налогоплательщиком.

Точно так же законодателю не важен факт возраста налогоплательщика и его дееспособности. Поэтому налоговая правосубъектность возникает у физического лица с момента его рождения — физическое лицо рождается как налогоплательщик и через какое-то время ему будет присваиваться ИНН. Так, в западных странах факт рождения одновременно означает присвоение ИНН, и мы точно так же идем в эту сторону. Далее, физическое лицо может быть психически больным, но это не освобождает его от обязанности платить налоги. Естественно, и несовершеннолетние, и недееспособные граждане в налоговых отношениях должны быть представлены надлежащим образом, т.е., будучи налогоплательщиками, исполнять обязанности они должны особым образом — через институт законных представителей для физических лиц — либо родителей, либо усыновителей, либо опекунов в соответствии с гражданским законодательством.

В таком налогоплательщике, как физическое лицо, важна еще категория «индивидуальный предприниматель». Индивидуальные предприниматели выделяются законодателем как особая категория плательщиков, и опять в ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются те лица, которые таковыми являются и по ГК РФ, т.е. — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Но для целей налогообложения, т.е. исключительно в рамках налоговых отношений к индивидуальным предпринимателям приравниваются также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Это лица, которые должны иметь лицензию на осуществление этих видов деятельности, деятельность которых предпринимательской не признается по действующему законодательству. Поэтому в данном случае НК РФ толкует расширительно понятие «индивидуальный предприниматель», но это опять же исключительно в рамках налоговых отношений.

И проявляется это в том, что они уплачивают налог, не как остальные физические лица, а в особом порядке — на основании поданной декларации, постановки на учет, авансовым образом и т.д.

Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

  1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  2. получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  4. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Кодексом;
  5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  6. на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (введен в 2010 г.);
  7. представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
  8. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  9. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  10. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  11. требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  12. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
  13. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  14. на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  15. на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  16. на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим НК РФ.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны.

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
  3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  4. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  5. представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
  6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  7. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
  9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Особое место занимают налоговые органы, которые реализуют налоговую функцию государства.

Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Правой статус налоговых органов определяют НК РФ (гл.

5), Закон РФ «О налоговых органах РФ» 1991 г., а также постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 г.

Система налоговых органов включает:

  • ФНЕ России;
  • Управления ФНЕ России по субъектам Российской Федерации;
  • межрегиональные инспекции ФНЕ России;
  • инспекции ФНЕ России по районам, районам в городах, городам без районного деления;
  • инспекции ФНЕ России межрайонного уровня.

Понятие «правовое отношение» является одним из основных в юридической науке.

§ 1. Понятие и виды налоговых правоотношений

В теории права нет единства мнений относительно того, какое понятие следует обозначить термином «правоотношение». Наиболее распространенной позицией является предложение понимать под правоотношением урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством1.

По своей правовой природе, сущности и значению правовые отношения в сфере налогообложения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера. Вопрос о материальном содержании (составе) таких правовых отношений в настоящее время является дискуссионным. При этом более или менее определились две позиции по этому вопросу.

Первая группа ученых (А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, О.В. Староверова, Н.И. Химичева и др.) сводят материальное содержание налоговых правоотношений к отношениям по установлению, введению и взиманию налогов и сборов. Основным содержанием налогового правоотношения является одностороннее

Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. — М . ТК Велби. Изд-во «Проспект». 2003. — С. 585

обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму. Д.В. Винницкий >казывает, что «ядром налоговых отношений, гллбинное социально-экономическое содержание которых вызвало к жизни данную отрасль, предопределило ее своеобразие, являются организационно-имущественные и ор1анизационные ошошения по \становлению, введению и взиманию налогов и сборов»1.

Другие исследователи (Е.Ю. Грачева, А.А. Тедеев, И.И. Кучеров, А.В. Чуркин и др.) исходят из более широкого подхода, включая в состав налоговых правоотношений отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. При этом отмечается, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов (сборов) в данном случае выступают в качестве основных, а иные отношения являются производными от них».

Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов в контексте достижения между ними определенного баланса, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

Налоговое правоотношение — это урегулированное нормами налогового права общественное отноше-

Винницкий Д В Субъекты налогового права — М НОРМА, 2000.-С 6

К>черов ИИ Налоговое право России — М Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР». 2001 — С 87

ние, возникающее в процессе осуществления налоговых изъятий принадлежащих организациям и физическим лицам денежных средств с целью обеспечения государства финансовыми ресурсами. В юридической литерат)ре, как правило, налоговые правоотношения определяются как вид финансовых правоотношений. В связи с этим приведенные ниже характерные черты налогового правоотношения во многом обусловлены особенностями финансовых правоотношений как разновидности правовых отношений, а также понимания собственно отличительных особенностей налоговых правоотношений, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений:

— налоговое правоотношение — это публично-правовое отношение, т.е. оно реализуется в правовой форме и направлено на удовлетворение публичных интересов. Это обусловлено тем, что налоговое правоотношение возникает на основе нормы налогового права, которая является средством реализации, в первую очередь, общественных интересов.

Публичность налогового правоотношения также вытекает из общего свойства публичности. Она связана с закреплением в налоговом праве публичных интересов государства и его субъектов, противостоящих частным интересам отдельных лиц, с обязательностью и возможной принудительностью изъятия налоговых платежей и с обязательной законодательной формой установления налогов и сборов.

Однако необходимо отметить, что публично-правовой характер налогового правоотношения таит в себе противоречия. Как подчеркивает М.В. Карасева, если на макроуровне, т.е. на уровне общества в целом или различных социальных групп, существующая объективная потребность (необходимость) в финансовом обеспечении государства трансформируется в полити-

ческий интерес и осознается отдельными классами и всем обществом, то на микроуровне, т.е. на уровне отдельного индивида, такой трансформации объективно не происходит1. Именно поэтому каждый индивид объективно не заинтересован во внесении налогов в государственную казну, поскольку это связано с непосредственным ущемлением его личных интересов;

— налоговое правоотношение в большинстве случаев возникает в сту одностороннего установления государством, поскольку сам налог является его односторонним установлением, т.е. правовой акт, которым устанавливается, изменяется или отменяется налог, принимается в одностороннем порядке, а не соглашением сторон.

• Несмотря на то что частный интерес в налоговых отношениях занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичному и может быть принят во внимание лишь в тех случаях, когда не противоречит ему, некоторые авторы в качестве особенностей налогового правоотношения выделяют его возникновение по инициативе любой из сторон. Как отмечают А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, либо возложение ею же определенных обязанностей -единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения либо прекращения налогового правоотношения. Это означает, что налогово-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, физических лиц не предпри-

Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 200I.-C. 84.

нимателей, организаций, индивидуальных предпринимателей и т.д.’;

— одним из обязательных участников налоговых правоотношений выступает государство в лице уполномоченного органа, наделенного властными полномочиями, что, в свою очередь, позволяет говорить о налоговых правоотношениях как о властных отношениях, носящих императивный характер. Все это предопределяет отсутствие юридического равенства сторон в налогово-правовых отношениях, опосредованных участием в них налоговых органов, обладающих такими полномочиями, которых нет у другой стороны. Государство получает право в односторонне-властном порядке требовать определенного поведения от обязанных лиц уже в силу конституционности положения финансирования его публичной деятельности за счет уплаты соответствующих налоговых платежей. Следует отметить, что властный характер налоговых правоотношений не исключает возможности реализации в них частного интереса. Однако такой интерес занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичному;

— налоговое правоотношение — это отношение, охраняемое государством. Более того, исполнение участниками налоговых отношений своих обязанностей обеспечивается принудительной силой государства. При этом особой защите подвергаются интересы самого государства как субъекта налогового правоотношения, главным из которых является полное и своевременное получение от соответствующих субъектов налоговых платежей;

1 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право- Учебник -М • Эксмо. 2004. — С. 224.

— налоговое правоотношение носит имущественный характер, который обусловлен формированием финансовых ресурсов государства за счет денежных средств как разновидности имущественных. Налоговые отношения имеют имущественный характер потому, что выполнение обязанности по уплате налога или сбора означает передачу в распоряжение государства определенной доли собственности налогоплательщика, и невыполнение этой обязанности, выраженной в денежной форме, влечет за собой причинение материального ущерба государству. В то же время налоговые правоотношения, носящие имущественный характер, неоднородны. Среди них выделяют материальные и процессуальные правоотношения. В рамках материальных налоговых правоотношений происходит непосредственное движение денежных средств от одних субъектов (налогоплательщиков) в распоряжение других (государства). Процессуальные налоговые правоотношения — это те, которые обеспечивают реализацию материальных налоговых правоотношений. Они возникают, например, в связи с осуществлением налогового контроля. Не являясь имущественными, эти отношения опосредуют движение финансовых ресурсов от одних субъектов к другим в сфере налогообложения.

Необходимо отметить, что ни одна черта налогового правоотношения в отдельности не может характеризовать его в полной мере. Это возможно лишь при исследовании всей совокупности особенностей налогового правоотношения.

3.5. Юридические факты

как основание возникновения, изменения

и прекращения налоговых правоотношений

Правоотношения, как и юридические обязанности и субъективные права, могут рассматриваться как моменты объективизации правовых идей. Правило поведения, закрепленное нормой права, всегда привязывается к реальным жизненным условиям, с наступлением которых приводится в действие требование нормативного акта. Для обобщенного выражения таких условий в теории права применяется категория «юридический факт».

Возникновение и реализация любого правоотношения происходит под воздействием определенных юридических фактов — социальных обстоятельств (событий, действий), вызывающих в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий — возникновение, изменение или прекращение правовых отношений .

Юридический факт является отправным моментом образования конкретного налогового правоотношения, возникновения субъективного права или юридической обязанности. Юридические факты обеспечивают прямой перевод прав и обязанностей участников налоговых правоотношений в их поведение.

Юридические факты в налоговом праве имеют центральное значение, ибо именно с их наступлением возникают обязанность по уплате налогов и сборов и иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2002. — С. 429.

В настоящее время в теории права существует несколько классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Наиболее распространенным классификационным критерием является волевой признак, в соответствии с которым все юридические факты подразделяются на действия и события.

Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные (полное и точное соответствие нормам права) и неправомерные (несоответствие требованиям правовых норм). Для налоговых правоотношений наиболее характерны правомерные действия в виде добровольного надлежащего исполнения налоговых обязанностей плательщиками перед государством.

Неправомерные юридические действия являются правонарушением; они вызывают ответную реакцию государства и влекут применение к нарушителю мер юридической ответственности. В налоговом праве чаще встречаются правонарушения, выраженные в форме бездействия , что обусловлено закреплением обязанностей подчиненного субъекта налогового правоотношения в основном в виде позитивных обязываний.

События — это юридические факты, которые не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей. Не все происходящие в природе и в обществе события могут рассматриваться в качестве

юридических фактов, а только те, которые в той или иной мере оказывают влияние на общественную жизнь и существующие в обществе отношения. Юридическими фактами-событиями могут быть стихийные бедствия, наступление определенного возраста и все другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Например, уничтожение имущества в результате стихийного бедствия освобождает лицо, владевшее им, от исполнения обязанности по уплате налога на недвижимость с месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было уничтожено. Данное событие является условием прекращения налоговых правоотношений. Такое событие, как рождение ребенка, служит основанием изменения налогового правоотношения — получения родителями льготы по подоходному налогу.

Юридические факты-события делятся на абсолютные и относительные. Под абсолютными понимаются обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в зависимости от этой воли. Например, достижение ребенком определенного возраста (18 лет) является при определенных условиях основанием для изменения отношений по уплате подоходного налога его родителями (отмена льготы по налогу). К относительным событиям относятся явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, повлекших их возникновение .

Достаточно распространена на практике разновидность юридических фактов-событий — сроки, которые в налоговом праве занимают значительное место и с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности перед бюджетом. Например, физические лица вносят в бюджет суммы налога на недвижимость не позднее 15 ноября текущего года.

Для возникновения, изменения или прекращения налогового правоотношения нередко треб>ются в качестве основания не отдельные юридические факты, а их совокупность, что отражает, в свою очередь, сложность и многообразие существующих налоговых отношений. В данном случае говорят не о конкретных юридических фактах, а о сложном фактическом составе. Например, для возникновения обязанности по уплате акцизов в юридическом составе, наличие которого и порождает соответствующую налоговую обязанность, должны присутствовать в совокупности следующие факты: производство подакцизных товаров, наличие у лица налоговой правоспособности, отсутствие налоговых льгот, наличие законно установленной налоговой обязанности.

Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 3396 | Нарушение авторского права страницы

Лекция 5 .

Результат поиска

Налоговые правоотношения

Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права.

Отношения, регулируемые НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.

Основные функции:

– конституционная;

– координирующая;

– фискальная;

– стимулирующая;

– контрольная;

– межотраслевая;

– правовая;

– внешнеэкономическая.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между:

– субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;

– государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;

– различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;

– субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

– налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

– органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства.

Классификация:

1) по основным функциям права:

а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:

– абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,

– относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.

2) По характеру налогово-правовых норм: материальные и процессуальные;

3) На основании особенностей их объекта: имущественные и неимущественные;

4) По структуре их юридического содержания: простые и сложные.

Предыдущая статья:Понятие технологического перерыва Следующая статья:Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения (НПО): понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.

НПО – охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, представляющие собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами НП.

НПОвластные отношения по установлению, введению и взиманию нал. и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления нал. контроля, обжалования актов нал. органов, действий (бездействия) их должн. лиц и привлечения к ответ-ти за совершение нал. правонарушения (ст.2 НК РФ).

Для НПО характерны все признаки финансовых ПО:

1) складываются в процессе фин. деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств (носят распределительный характер);

2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связано с НПА; носят денежный; властный характер;

3) властно-публичный характер – государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает их обязательной стороной.

Специфические особенности НПО:

1) общественное отношение, урегулированное нормами НП, возникающее и развивающееся исключительно в сфере налогообложения;

2) форма реализации публичных интересов (оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение);

3) являются сложносоставными – совокупность трех типов правоотношений: имущественных, организационных и смешанных (организационно-имущественных);

4) юридическое неравенство сторон;

5) особый состав участников;

6) одна из сторон всегда – публично-правовой участник;

7) могут возникать по инициативе любой из сторон (наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, или возложение ею определенных обязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения или прекращения НПО);

8) могут существовать только в правовой форме (при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения).

Классификация НПО:

1) В зависимости от функций норм права:

· материальные (отношения по поводу исчисления, уплаты налога и сбора, выполнения иных налоговых обязанностей);

· процессуальные (отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностями привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов).

2) По субъектному составу:

· отношения, возникающие между РФ и ее субъектами; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями (по поводу установления и введения налогов и сборов);

· отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений (по поводу взимания налогов и сборов, налогового контроля, привлечения к ответственности, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц).

3) По характеру межсубъектных связей:

· абсолютные (точно определена только одна сторона НПО – отношения по установлению и введению налогов и сборов (уполномоченный орган принимает НПА, носящий обязательный характер для неопредел. числа субъектов));

· относительные (конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами);

4) По содержанию– складывающиеся в процессе:

· установления и введения налогов и сборов;

· взимания налогов и сборов;

· проведения налогового контроля;

· привлечения к ответ-ти за налоговые правонарушения;

· обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

5) По цели:

· основные (отношения по взиманию, уплате налога или сбора);

· обеспечительные (отношения по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок).

Субъекты налоговых правоотношений:

1) основные субъекты налоговых правоотношений (указаны в ст.9 НК РФ);

2) иные субъекты налоговых правоотношений.

Основные участники налоговых правоотношений (9 НК РФ):

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами (лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов);

3) ФНС и ее территор. подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;

5) Гос. органы исполнительной власти и исполнительные органы МСУ, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и тамож. органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) органы государственных внебюджетных фондов.

Иные субъекты налоговых правоотношений:

1) лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов (суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния (регистраторы));

2) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;

3) лица, обязанные содействовать налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые);

4) кредитные организации (банки).

Представительство в НПО – налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя:

1) законные представители налогоплательщика-организации – лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов;

2) уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Банки– одновременно и налогоплательщики, и налоговые агенты, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера:

1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

3) обязанность исполнять решение налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

5) обязанность по представлению налоговым органам сведений о фин-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка.

Билет № 4

Министерство финансов РФ: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004;

Постановление Правительства РФ «О Минфине РФ» от 30.07.2004;

Минфин РФ – федеральный орган исполнительной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, координирует в этой сфере деятельность иных федеральных органов исполнительной власти; может создавать свои территориальные органы; взаимодействует с исполнительными органами власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия Минфина РФ:

· выработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики;

· нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ, Правительства в финансовой сфере (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга в области аудиторской деятельности, б/у и бух.

отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств);

· выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Основными задачами Минфина РФ являются:

· совершенствование бюджетной системы РФ;

· разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

· концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

· разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

· осуществление государственного финансового контроля;

· разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

· участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· разработка программ и государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ, управление гос.

Понятие и виды налоговых правоотношений

внутренним и внешним долгом РФ;

· разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

· обеспечение методологического руководства б/у учетом и отчетностью, а также аудита в РФ.

Функции Минфина РФ:

· участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

· подготовка предложений и проведение мероприятий по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

· участие в разработке и осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров;

· участие в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов;

· участие в формировании и осуществлении единой политики цен;

· участие в подготовке федеральных целевых программ, федеральных инвестиционных программ и обеспечение их финансирования за счет федерального бюджета;

· участие в разработке проектов ФКЗ, ФЗ, других НПА, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением финансовой деятельности;

· разработка и принятие НПА в пределах своей компетенции;

· аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности; контроль за качеством проведенных аудиторских проверок;

· в области проведения гос. финансового контроля – по заданиям правоохранительных органов и органов государственной власти проводит документальные ревизии и проверки фин-хоз. деятельности организаций;

· лицензирование деятельности страховых организаций и осуществлению надзора за их деятельностью;

· по поручению Правительства РФ сотрудничает с международными финансовыми организациями.



Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Правоотношения по поводу установления и введения в действие налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований.

Финансовое право

Кроме того, в связи с ними возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и организаций. Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальным образованиям, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение.

Субъектами налоговых правоотношениях являются: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права. Кроме налогоплательщиков, в НК РФ названы налоговые агенты и сборщики налогов. Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет. Права и обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему правовому урегулированию. Налогоплательщики – это физические лица или организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

На налоговые органы возложена задача по обеспечению поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установленными ставками. Эта обязанность реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.

Немаловажная роль в реализации законодательства о налогах и сборах принадлежит банкам. Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. В силу указанной обязанности банки исполняют поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Налоговое правоотношение: понятие, виды, особенности.

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Налоговые правоотношения имеют следующие особенности:

возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей;

имеют целевую системность: система налоговых правоотношений подчинена определенной цели — установлению и взиманию налогов;

формально определены, т. е. налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными субъектами;

обеспечены государственным принуждением: в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.

являются разновидностью имущественных отношений, так как связаны с денежным платежом в казну;

Классификация:

1) по основным функциям права:

а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:

– абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,

– относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.

2) По характеру налогово-правовых норм:

материальные —служат средством реализации материальных прав и обязанностей субъектов налогового права

процессуальные —обеспечивают порядок реализации этих прав и обязанностей, вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних;

3) На основании особенностей их объекта:

имущественные —объектомявляется денежная субстанция — налог, сбор, пени, недоимка, штраф и т. д. относятся правоотношения: по уплате налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды; по уплате в эти же фонды недоимок и пеней и т. д.

неимущественные —объектом неявляется денежная субстанция. относятся правоотношения по налоговому процессу, налоговому контролю, установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и др.

4) По структуре их юридического содержания:

простые —их содержание состоит из одного права и одной обязанности.

сложные —содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Простые налоговые правоотношения в чистом виде, т.

Понятие и виды налоговых отношений

е. не как элемент сложного налогового правоотношения, встречаются в налоговом праве сравнительно редко. Например, простым налоговым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.

Сложные налоговые правоотношения преобладают в налоговом праве. Среди них: налогово-процессуальное правоотношение, материальное налоговое правоотношение по уплате налога и др.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1997;