Виды налоговых проверок

Содержание

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Назначение

Комплексная

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Тематическая

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Целевая

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Контрольная

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция «прокамералит» вашу уточненку полностью».

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).

Ее цель:

  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Подробнее см. материал «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Подробнее о содержании ст. 54.1 НК РФ узнайте из материала «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Виды налоговых проверок и их характеристика

Налоговая проверка — это контроль налогового органа по своевременному начислению денежных средств и полной уплаты налогов. Это процесс контроля происходит в соответствии налоговых деклараций, данные которых поступили в налоговые органы. Проведение налоговых проверок происходит а соответствии с законом НК РФ.

Рассмотрим виды налоговых проверок и их характеристику по подробнее:

Камеральная проверка: налогоплательщик предоставляет все необходимые документы налоговых деклараций, которые являются основанием для начисления денежных средств и уплаты налогов. Так же он предоставляет документы о своей деятельности, осуществляемая на территории налогового органа. Камеральная проверка проводится лицами, имеющими полномочия, без специального согласия руководителя налогового органа. Такая проверка осуществляется сроком в три месяца со дня подачи налоговой декларации, если законодательством не установлены другие сроки. Главная задача камеральной проверки выявить и не допустить налоговые правонарушения, взыскать денежные средства не уплаченных налогов и пени, при необходимости возбудить налоговые санкции и выявить налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка проверяет учетные и другие бухгалтерские отчетности, хозяйственные договора, выполнение обязательств согласно договору, внутренних приказов, протоколов и других документов; облагает налогом помещения предназначенные для торговли, складов и производства; проводит инвентаризацию имущества налогоплательщика. Выездную налоговую проверку осуществляют индивидуальные предприниматели и налоговый орган и, при необходимости, привлекает к проверке специалистов и переводчиков. Сроки выездной проверки длятся в три календарных года работы налогоплательщика. В течении одного года выездная налоговая проверка имеет право на проверку только один раз и только по одному налогу. Срок проведения проверки длится два месяца.

Встречная проверка применима по документам в нескольких экземплярах: накладные, счета — фактуры и тд. То есть эти документы имеются в разных подразделениях организации и имеют одинаковое содержание. Нарушением считается не совпадение количества товара, единица измерения, цена и тд. Если экземпляра нет это говорит о сокрытии доходов.

Комплексная проверка проверяет финансовую и хозяйственную сторону организации за период времени. Обычно такая проверка является разовой сроком в три года и лишь в том случае если предполагаются нарушения исчисления и перечисления налогов.

Тематическая проверка проверяет начисления денежных средств и уплату налогов на прибыль, НДС, налога на имущество и прочее. Такая проверка проводится при необходимости и выявления нарушения текущего налогового инспектирования. Оформляется тематическая проверка отдельным актом.

Целевая проверка направлены на проверку взаиморасчетов продукции поставщиков и покупателей, по операциям экспорта и импорта, по правильном использовании льгот и свободного капитала. Может оформляться отдельным приложением.

Контрольная проверка — это повторная проверка в случае некачественного проведения первой. Может проводиться только вышестоящим налоговым органом. Если в результате проверки обнаружатся нарушения, налогоплательщику будут выписаны санкции, а нижестоящий налоговый орган, допустивший ошибку, привличется к уголовной ответственности.

Tester (Тестер) 2.147 от 02.09.2019 последняя версия скачать бесплатно
Новое в версии 2.147 от 02.09.2019: (Основное отличие версии 2.147 от версии 2.146): • Разработано ПО проверки файла в формате передачи данных уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов КНД 1125045 в соответствии с Приказом ФНС России от 24.04.2019 №ММВ-7-2/204@ • Разработано ПО проверки файла в формате передачи данных реестра документов (чеков) для компенсации суммы НДС КНД 1155217 в соответствии с Приказом ФНС России от 13.02.2019 №ММВ-7-15/65@ • Разработано ПО проверки файла в формате передачи данных уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) КНД 1120411 в соответствии с Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-13/338@, письмом ФНС России от 19.08.2019 № 13-3-08/0064@ • Доработано ПО проверки файла налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) КНД 1151020 в части реализации xsd-схемы версии 03 к версии формата 5.13 в соответствии с письмом ФНС России от 16.07.2019 № 11-1-06/0711@ • Доработано ПО проверки файлов странового отчета (КНД 1150029) в соответствии с изменением критериев форматно – логического контроля в редакции от 09.08.2019. • Обновлен классификатор КЛАДР до версии от 29.08.2019.
Установка программы :
Чтобы установить программу «Tester», выполните следующие действия :
1) Запустите файл tester21XX.exe. (где XX — 2 последние цифры текущей версии). В появившемся окне нажмите кнопку «Далее» для запуска процесса установки.
2) Программа установки предложит выбрать папку для установки программы. Для изменения папки нажмите кнопку «Обзор», для перехода к следующему шагу нажмите кнопку «Далее».
3) Программа установки предложит выбрать ярлык в папке меню «Пуск». изменения папки нажмите кнопку «Обзор», для перехода к следующему шагу нажмите кнопку «Далее».
4) Программа выведет суммарную информацию по установке программы: папку для установленной программы, ярлык в папке меню «Пуск». Для установки программы нажмите кнопку «Установить». После завершения процесса установки нажмите кнопку «Завершить».
Tester (Тестер) — бесплатная программа, разрабатываемая Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации. Предназначена для проверки файлов отчетности на соответствие форматам представления в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности .
Программа тестирует xml — файлы. Программа содержит инструкцию — руководство пользователя по работе с программой, которое можно вызвать из меню Справка — Помощь. Источник 1: www.nalog.ru
Изображения Главное окно программы. Увеличить
Протокол проверки файлов. Увеличить

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка – истребование налоговой инспекцией документов или информации, которые касаются:

  • деятельности проверяемого налогоплательщика. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией (например, у госорганов) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

  • любой сделки, заинтересовавшей налоговиков. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у сторон этой сделки, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией. Например, документы и информация об исполнении договора поставки могут быть истребованы у перевозчика, который доставлял товар от поставщика к покупателю (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка является одной из основных процедур и мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль – это контроль, осуществляемый налоговыми органами за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Процедура запроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговых проверках право затребовать документы есть у того налогового органа, который проводит такую проверку.

То есть именно этот налоговый орган имеет право направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете та организация, у которой есть в наличии необходимая информация о деятельности проверяемой компании.

Такие и другие правила в отношении проводимых налоговых проверок закреплены статьей 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно указанным нормам заключается в следующем:

  • Вначале проверяющая налоговая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет организации, у которой есть необходимые сведения о проверяемой фирме. При этом поручение должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать просьбу о предоставлении документов либо информации (возможно, и того и другого) у этой организации.

  • Местной налоговой инспекции дается время – 5 рабочих дней – для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту проверяемой организации. К этому требованию, в котором указан перечень затребованных документов и информации, должна быть обязательно приложена копия исходного поручения, полученного от проверяющей налоговой инспекции.

  • Контрагенту, в свою очередь, также дается 5 рабочих дней на то, чтобы ответить местному налоговому органу. В этот срок контрагент должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии запрашиваемых документов.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

  • совершение налогового правонарушения впервые;

  • незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

  • большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

  • нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

  • одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

  • недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Виды налоговых проверок

Для начала стоит разобраться, какие проверки бывают и как они проводятся. Первый вид проверок – с ним сталкиваются все организации – камеральные. Они проводится, так сказать, в гостях, то есть «по месту жительства» налоговой инспекции. Но есть и еще один вид налоговой проверки – выездная. Его приходится «пережить» тем фирмам, которые привлекли особое внимание налоговиков. В этом случае специалисты приезжают «на дом» к вызвавшей у них подозрение в уклонении от уплаты налогов фирме. Этот вид проверки является более подробным и, как правило, позволяет обнаружить больше нарушений. Рассмотрим подробнее оба вида проверок.

В целом основные особенности этих двух видов проверок представлены в таблице.

Таблица. Камеральная и выездная налоговая проверка

Особенности

Камеральная проверка

Выездная проверка

Необходимо специальное решение ФНС?

нет

да

Срок

3 месяца

2 месяца, может быть продлен макс. до 6 месяцев

Место проведения

налоговый орган

офис фирмы

Количество проверок в год

Столько, сколько раз подана декларация

не более двух проверок одних и тех же налогов за один и тот же период

Документ после проверки

акт

справка+акт

ВИДЕО: Отличия выездных и камеральных проверок

О том, чем отличаются камеральные и выездные проверки, рассказывает Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»

Поговорим об этом подробнее.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится в налоговой инспекции. Для этого налогоплательщики должны предоставить проверяющему органу необходимые документы, прежде всего декларацию, либо лично явившись с их бумажными вариантами, либо направив их по почте, либо, что удобно и экономит время – в электронном виде

Сроки камеральной проверки

Итак, в чем же состоят тонкости камеральной проверки? Один из важных моментов, который нельзя упускать из виду – это сроки. Законодательство выделяет на «камералку» три месяца, причем срок начинается с момента получения декларации (а не пояснений к ней, как иногда ошибочно считают).

Как отмечают эксперты, ограничение в три месяца для камеральной проверки соблюдается далеко не всегда.

Мнение экспертов

Александр Голиков, партнер BGP Litigation

Налоговым законодательством не предусмотрено приостановление или продление камеральной проверки, в отличие от выездной. А срока в три месяца обычно недостаточно для проведения полного комплекса контрольных мероприятий, особенно при камеральной проверке декларации по НДС к возмещению».

Лидия Чарикова, руководитель практики налогового права Адвокатского бюро «Линия права»

Налоговым кодексом не предусмотрено составление документа, фиксирующего факт и дату завершения камеральной проверки, поэтому по истечении трех месяцев она считается оконченной. Возможность по продлению срока законодательством не предусмотрена. Однако имеется старая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда (которую цитируют арбитражные суды при рассмотрении дел о нарушении срока проведения камеральной проверки), согласно которой установленный срок проведения не является пресекательным и его окончание не препятствует установлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Иногда компании, не без оснований заподозрив, что проверка затянулась, пытаются пожаловаться на действия налоговиков. Это, впрочем, не так легко сделать, отмечают эксперты.

Что проверяют контроллеры

Инспекторов интересует, прежде всего, выручка компании, ее прибыль, подлежащие уплате или уже уплаченные налоги. Немаловажный момент – сопоставление этих сведений со средними цифрами компаний с аналогичным видом коммерческой деятельности. Показатели выручки и т.п. сравниваются с ранее представленными данные за предыдущие годы. Кроме того, проверяющие выясняют, почему вдруг налоговая база снизилась, если такое произошло.

Какие документы нужны налоговикам во время камералки

Впрочем, бухгалтерии проверяемой организации нужно быть готовой к тому, что ей придется предоставить не только декларацию. Согласно ст. 93 НК инспекторы имеют право запросить у компании или ее контрагента дополнительные документы – например, по конкретной сделке. Непросто придется и инвестиционным товариществам – им придется сообщить об участниках товарищества, а также о том, какая доля имущества и прибыли кому из них принадлежит.

Камералка по НДС

Недавно (в 2015 году) в Налоговый кодекс были ужесточающие изменения касательно декларирования НДС (см. также Опасные и безопасные схемы оптимизации НДС). Теперь, чтобы проверить, правильно ли компания указывает этот налог или занижает цифры, обоснованно ли рассчитывает на льготы, у нее могут потребовать «первичку» и счета-фактуры (могут и у контрагентов запросить: не напрямую, а через их налоговые органы). Разумеется, это происходит не каждый раз, а в тех случаях, когда налоговики обнаруживают какие-то противоречия данных. Это малоприятно, поскольку в декларациях нередко встречаются погрешности: при переносе данных из счета указали не те цифры (по невнимательности или из-за опечатки) – и вот, расхождение декларации с этим документами налицо. Впрочем, в этом случае какие-либо кары компании не грозят: бухгалтеру нужно просто представить обновленную декларацию в течение пяти рабочих дней. То же срок применим и к пояснениям, которые могут запросить налоговики.

Мнение экспертов

Анатолий Нагиев, юрист «Национальной юридической службы»

Если после проверки корректности заполнения декларации вы не нашли ошибок, об этом необходимо уведомить налоговый орган, предоставив пояснения, в которых нужно правильно зафиксировать и обосновать причины расхождений. Разумно занять проактивную позицию, а именно связаться с контрагентом (если на момент проверки он существует) и выяснить причины расхождений, сформировав единую позицию. При этом, если выяснится, что виноват контрагент, налогоплательщику ничего не грозит. Согласно действующему законодательству налогоплательщик не должен нести ответственность за неправомерные действия контрагента и не обязан проверять его добросовестность.

Возмещение НДС из бюджета

Еще сложнее пройти «камералку», если компания претендует на возмещение НДС из бюджета. Это логично, ведь государство не готово просто так возвращать деньги направо и налево, поэтому будет максимально придираться. И вот тут фирме придется ждать (незваных) гостей: налоговики на основе постановления, заверенного их руководителем, теперь имеют право осмотреть офисы и склады компании и все, что в них находится (включая, само собой, документы). Раньше такие меры дозволялись лишь при проведении выездных проверок. Такой же малоприятный визит может ждать и тех, кто указал слишком низкую сумму НДС.

Надо также помнить, что налоговое ведомство может учитывать не только «свежеподанные» декларации и иные документы, но те, которые компания предоставила раньше. Кроме того, проверяющие могут также запросить сведения различных госреестрах. При необходимости они имеют право пригласить эксперта или переводчика, а также допросить свидетеля.

Скачайте полезный документ:

Инструкция о порядке обжалования решений налоговой инспекции

Есть ли жизнь после камеральной проверки

Итак, проверка завершена. Что же дальше ждет компанию? Если нарушения не выявлены – то ничего: главбух и финдиректор могут более-менее расслабиться – до следующей проверки.

Гораздо хуже, если нарушения все же обнаружены. Об этом фирма-налогоплательщик узнает из акта, который составляется в течение 10 рабочих дней после того, как проверка закончилась. Затем в течение пяти дней данный акт передают компании, у которой есть месяц, чтобы опровергнуть результаты проверки. Руководство проверяющего органа обязано изучить возражения за десять рабочих дней и принять решение: либо налогоплательщик будет наказан, либо его аргументы вполне весомы и его оправдывают.

Впрочем, с 2016 года наказания стали несколько либеральнее: впервые проштрафившиеся малые и средние компании штраф платить не будут, им «погрозят пальчиком», т.е. вынесут предупреждение (КоАП, Статья 4.1.1).

Если вы не согласны с результатами

Если руководство фирмы не согласно с результатами проверки, оно может обжаловать их либо в налоговом органе более высокого уровня, либо в суде. Впрочем сначала имеет смысл подать возражения в ту самую налоговую, которая и проводила проверку. Специальная форма для их подачи отсутствует. «Возражения могут быть оформлены в форме протокола или акта разногласий по акту камеральной налоговой проверки»,- отметил г-н Нагиев. А вот если налоговая настаивает на своей правоте, тогда стоит обращаться в более высокие инстанции.

«Решение налогового органа может быть опротестовано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе», — предупреждает г-н Нагиев. Для апелляции в вышестоящем органе у налогоплательщика есть месяц. Впрочем, по словам г-на Голикова, «если этот срок пропущен, уже вступившее в законную силу решение можно обжаловать там же в течение года», а уже затем при необходимости идти в суд. Правда, пока суд да дело в прямом или переносном смысле, исполнить решение налоговиков все же придется. Избежать этого можно лишь одним способом: предоставить банковскую гарантию (статья 138 НК).

ВИДЕО: Как оспорить акт проверки

О том, как получить и оспорить акт проверки, смотрите на видео. Советует Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»

Вы нас не ждали…а мы приехали с выездной проверкой

В тех случаях, когда в декларации обнаружены нарушения/несоответствия, которые компания не может разумно объяснить или исправить, к ней «в гости» могут прийти налоговики. Это и называется выездной проверкой. Фактически это означает, что проверяющие свалятся как снег на голову: в законодательстве не указано, что они обязаны предупреждать налогоплательщика о начале проверки. Для ее старта достаточно решения налоговой инспекции по местонахождению «подозреваемого» за подписью руководителя или его заместителя. Сотрудники налогового органа могут попасть на территорию проверяемой организации, предъявив охране свои удостоверения и это решение.

Сроки выездной проверки

Впрочем, нервировать сотрудников в офисе налоговики могут только в течение четко установленного срока: два месяца. Срок в два месяца (он начинается с даты решения о ее проведении) определен для всей компании, если же речь идет об одном филиале или представительстве, то его можно проверять не дольше одного месяца.

В отдельных случаях, однако, выездная проверка может затянуться на четыре месяца и даже на полгода (рекомендовано использовать целые месяцы). Такие длительные сроки грозят:

  1. Крупнейшим налогоплательщикам
  2. Тем, кто вовремя не предоставил необходимые документы, поэтому сроки выездной проверки увеличились.
  3. Тем, на чьей территории случился форс-мажор: пожар, потоп и т.п.
  4. Налогоплательщикам, в отношении которых «всплыли» дополнительные факты о нарушениях, которые необходимо изучить.
  5. Фирмам с несколькими обособленными подразделениями.

В общем, как видно из вышесказанного, компания напрямую заинтересована в том, чтобы без проволочек предоставить все нужные документы и побыстрее расстаться с проверяющими.

Приостановка выездной проверки

Впрочем, иногда налоговые органы вынуждены приостановить выездную проверку (не больше, чем на шесть месяцев). Обычно это происходит из-за нехватки документов: их нужно затребовать у контрагента или у зарубежных госорганов. Такая задержка может быть вызвана и необходимостью проведения экспертизы. По словам г-жи Чариковой, «налоговые органы часто используют механизм приостановления проверки, в результате с момента начала до окончания выездной проверки может пройти более года».

Выемка документов

Помимо истребования документов налоговики могут при необходимости провести также их выемку. В этом случае компании лучше пойти навстречу налоговым экспертам, ибо чинение препятствий строго карается: согласно статье 19.4.1. КоАП, если в результате таких действий проверка будет невозможна, то фирме придется заплатить немалый штраф: от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Изымать могут не только бумаги, но и компьютеры, аудиодиски, флешки и иные носители информации.

Чего не стоит делать во время выездной проверки

Самые обычные ухищрения (впрочем, бесполезные), на которые идут фирмы: директор ссылается на то, что он уехал (заболел), поэтому часть документов не может быть представлена, утаивают документы и различные носители информации, уговаривают свидетелей не давать показания и т.д. Это помогает мало, ибо дотошная проверяющая комиссия и свидетелей разыщет, и при необходимости кабинет или шкаф вскроет (см. также Способы защиты информации в компании).

Поэтому гендиректору, финансовому директору и бухгалтеру стоит задуматься, что же для них выгоднее: скопировать требуемые сведения из компьютера или лишиться крайне нужной в работе техники на неопределенный срок. Кроме того, известно, что самая маленькая ложь рождает большие подозрения, поэтому если станет известно, что директор не был в больнице, а просто скрывался от проверки, то проверяющие будут еще подозрительнее и строже. Впрочем, это не значит, что нужно соглашаться со всеми требованиями комиссии (в первую очередь выходящими за рамки закона).

Дополнительные мероприятия

В ряде случаев органы могут привлечь к проверке эксперта, который при обнаружении неожиданных фактов, может отразить их в своем заключении. При необходимости может быть назначен и переводчик, а в некоторых случаях прибегают и к допросу свидетелей. Возможно также проведение инвентаризации.

ВИДЕО: Допрос свидетелей

О том, что делать, если сотрудников компании вызывают на допрос, рассказывает Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры».

Участие сотрудников внутренних дел

Согласно письму ФНС от 25.07.2013 с рекомендациями о проведении проверок налоговики могут также привлечь сотрудников органов внутренних дел, если обнаружены факты схем злостного уклонения от уплаты налогов, например, использование фирм-однодневок, фиктивное банкротство, смена учредителей либо руководства компании, реорганизация либо даже ликвидации фирмы. Сотрудники ОВД сотрудничают с налоговиками также в том случае, если фирма незаконно требует возмещения НДС. В таких случаях может быть проведена повторная проверка.

Возникает вопрос: а в какое время сотрудники налоговой службы могут находиться на территории фирмы, проводить осмотр, делать выемку?

Мнение экспертов

Лидия Чарикова, руководитель практики налогового права Адвокатского бюро «Линия права»

Временные ограничения проведения осмотра нигде не зафиксированы. По общему правилу все мероприятия налогового контроля проводятся в общеустановленное рабочее время. Проведение осмотра за пределами рабочего времени можно рассматривать как нарушение прав налогоплательщика.

Александр Голиков, партнер BGP Litigation

На практике инспекторы идут навстречу налогоплательщикам и работают с учетом их рабочего времени. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить проверяющим доступ на свою территорию ввиду «индивидуального» графика работы, ему следует сообщить об этом в инспекцию. В этом случае проверка может проходить на территории налогового органа.

Что проверяют

Проверяющие на выезде могут изучать правильность начисления как одного, так и нескольких налогов (это указывается в решении). И только у консолидированной группы налогоплательщиков проверяют налог на прибыль.

Проверке подлежит период в три года (до года, в котором принято решение о ее проведении). ФНС не разрешается проводить две или более выездные проверки в отношении одних и тех же налогов за один и тот же период. При этом одного налогоплательщика нельзя проверять больше двух раз год (кроме исключительных случаев).

Оформление результатов налоговой проверки

После окончания выездной проверки, в последний ее день составляется справка о ее проведении (для этого существует специальная форма, разработанная ФНС). Таким образом, срок, который для нее потребовался, письменно фиксируется (что не происходит в случае камеральной проверки!) Затем, в течение двух месяцев проверяющие составляют акт о ее проведении. Получив акт, недовольная компания, как и в случае с камеральной проверкой, может обратиться сначала в вышестоящую налоговую организацию, а если не повезет и там – то уже в суд.

Итак, оба вида налоговых проверок, камеральная и выездная, имеют, несмотря на все различия, немало общего. Самое важное, о чем стоит помнить руководству компаний-налогоплательщиков: оптимальный вариант взаимодействия с проверяющими: вежливая и спокойная готовность к сотрудничеству. Это располагает, и сразу возникает меньше вопросов. Попытка что-то утаить может обернуться дополнительными мерами и крайне пристальным вниманием к документам и иным носителям информации. Впрочем, нужно быть готовым к тому, что сами налоговые органы могут по своей инициативе затянуть проверку.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

  • Главное в работе Финансового директора в 2018 году

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

На основании п. 11 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:

  1. Прекращении налогового мониторинга досрочно;
  2. Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
  3. Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
  4. Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.

Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.

Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме. Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.

В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.

Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.

При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.

Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.

По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.

Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.