Внебюджетных источников



Современный уровень развития системы образования города Москвы во многом обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных организаций — введение нормативно-подушевого финансирования1, предполагающее направление бюджетных средств от главного распределителя бюджетных средств государственной бюджетной образовательной организации в расчете на контингент последней. В этих условиях важным аспектом управления системой образования Москвы является и реализация принципов самостоятельности в деятельности подведомственных Департаменту образования города Москвы образовательных организациях2.

Последнее обеспечило возможность развития образовательными организациями комплекса услуг, предоставляемых за счет получателей услуг, т. е. за счет внебюджетного финансирования.

Внебюджетное финансирование— это финансирование, которое получает образовательная организация от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорных отношениях гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги, а именно образовательной услуги.

На сегодняшний день, образовательными организациями города Москвы за счет внебюджетной деятельности обеспечивается пополнение собственного бюджета в среднем на 5 % по отношению к общему объему бюджетному финансированию.

Основными источниками для внебюджетного финансирования образовательных организаций являются:

‒ доходы от реализации дополнительных образовательных услуг;

‒ доходы от родительской платы за присмотр и уход в дошкольных группах и группах продленного дня;

‒ доходы от реализации иных услуг образовательными организациями, в т. ч. производственной деятельности;

‒ доходы от сдачи в аренду помещений и территорий образовательных организаций.

Таким образом можно отметить, что общий объем поступлений от внебюджетных источников вырос фактически в 3 раза в 2016 году по сравнению с 2010 годом, при этом большая часть составляет доход от оказания платных услуг.

Разберем на примере ряда образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, какие существуют источники внебюджетного финансирования.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия №1517»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 740 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 38 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное автономное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детский музыкальный театр «Домисолька»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 114 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 66 млн. руб. (58 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум малого бизнеса №67»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 82 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 4 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Важно отметить, что указанный объем доходов от внебюджетной деятельности получен от реализации образовательных услуг или родительской платы за присмотр и уход. При этом в организациях отсутствуют доходы от сдачи в аренду зданий и территорий, добровольных пожертвований и поступлений от реализации ценных бумаг, иных доходы. Таким образом, реализация внебюджетной деятельности и объем получаемых за ее счет финансовых средств может быть оценен как показатель удовлетворенности потребностей жителей Москвы в образовательных услугах.

Стоит отметить, что стоимость платных образовательных услуг, реализуемых образовательными организациями, в обязательном порядке и размер родительской платы за присмотр и уход проходят согласование органами государственно-общественного управления образовательной организации — Управляющим советом.

Финансирование образовательных организаций в полной мере обеспечивает их потребности для дальнейшего успешного функционирования и создания условий для реализации образовательной деятельности и развития. Вместе с тем, средства, полученные из дополнительных источников, могут стать основой для развития образовательной организации, источником для повышения заработной платы и стимулирующих выплат сотрудникам образовательных организаций, развития материально-технической базы.

Литература:

  1. Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 134-ПП)

Источники финансирования бюджетных дошкольных образовательных учреждений представлены следующими видами: средства из бюджета, родительская плата, внебюджетные источники.
Главным источником финансирования являются бюджетные средства. Бюджетный кодекс РФ предоставляет небольшой ассортимент форм финансирования образования дошкольников из муниципального бюджета. Значительная доля расходов по содержанию детей в муниципальном учреждении компенсируется местным бюджетом.
Родительская плата является вторым по важности источником финансирования образовательных дошкольных учреждений. Величина родительской платы не должна превосходить от 10 до 20 процентов стоимости по содержанию ребенка. Для разных категорий семей существуют льготы, в соответствии с которыми родительская плата существенно снижена или отсутствует. Общая доля средств родителей в бюджете детского сада, обычно, не превышает 10%.
Образовательное учреждение автономно выполняет финансово-хозяйственную деятельность соответственно Федеральному закону «Об образовании». Учреждение обязано иметь в своем распоряжении свой расчётный счёт в банке. Увеличиваются внутренние резервы привлечения добавочных средств за счет тендеров или госзакупок. Средства, принятые из добавочных источников, называют внебюджетными. Внебюджетные средства попадают в образовательные учреждения различными способами:

  • оказание платных образовательных услуг;
  • благодаря сдаче помещений и оборудования в аренду;
  • благодаря благотворительности юридических и физических лиц, от спонсоров;
  • при поступлении целевых средств из бюджетов прочих уровней по федеральным, региональным и муниципальным программам.

Привлечение добавочных внебюджетных средств не способствует снижению норм и размеров финансирования из средств учредителя. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, доходы БОУ, приобретенные от работы, приносящей доход, предусматриваются в смете доходов и расходов такого учреждения. В доходах соответственного бюджета отражаются доходы от использования имущества, которое находится в муниципальной собственности, как и доходы, полученные от оказания платных услуг. Учреждение образования может использовать эти средства для реализации уставной деятельности.
Основным источником поступления внебюджетных средств считают образовательную деятельность. Эта работа направлена на реализацию добавочных образовательных программ. Развивая внебюджетную деятельность нужно оценить воздействующие на нее факторы. В данном случае необходимо правильное определение цены предоставляемых работ и услуг. В состав цены за платные услуги включают:

  • трудовые, материальные и другие затраты, по оказанию услуг и направленные на деятельность учреждения по организации оказываемых услуг;
  • плановая прибыль;
  • налоги по определенным видам деятельности.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

См. будущую редакцию

Пункт 4 изменен с 31 июля 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 263-ФЗ

См. предыдущую редакцию

4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:

в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;

в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;

в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;

в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;

в объеме остатков средств организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;

в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения направляются на увеличение соответствующих бюджетных ассигнований на указанные цели.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ действие абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 приостановлено с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г.

Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ действие абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 настоящего Кодекса приостановлено с 1 января 2020 г. до 1 января 2021 г. Остатки средств федерального бюджета на 1 января 2020 г. используются в 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ

Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ действие абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января 2019 г. до 1 января 2020 г.

Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 315-ФЗ действие абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января 2018 г. до 1 января 2019 г.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ действие абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января 2017 г. до 1 января 2018 г.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ действие абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 настоящего Кодекса было приостановлено с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г.

Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:

осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;

сокращение заимствований.